Что такое рынок банковских продуктов и услуг
Рынок банковских продуктов и услуг
Вы будете перенаправлены на Автор24
Банковский продукт и банковская услуга
Особенности и структура рынка банковских продуктов и услуг
Рынок банковских продуктов является достаточно непростой системой, в рамках которой в качестве товара выступают банковские продукты и услуги, реализуемые банковской структурой либо своим клиентам, либо прочим финансовым учреждениям. Банковские продукты можно сравнить с продуктами производства любого экономического субъекта, т.к. они представляют собой некоторый результат деятельности финансовой структуры и могут быть реализованы на самых разных сегментах финансового рынка. Однако, отличительной особенностью банковских продуктов является их денежный характер.
Стоит отметить, что банковские продукты, как правило, непосредственно связаны с конкретными инструментами финансового рынка.
Инфраструктура рынка банковских продуктов и услуг включает в себя систему государственных, частных и общественных институтов (например, таких как финансовые учреждения, различного рода биржи, страховые и инвестиционных фонды, общественные движения и организации и т.д.), потребителей, комплекс информационно-технических и организационных средств, используемых для разработки, внедрения, реализации и потребления банковских продуктов и услуг для обеспечения необходимого уровня обслуживания интересов субъектов рыночных отношений.
Готовые работы на аналогичную тему
Среди основных участников рынка банковских продуктов можно выделить:
Именно перечисленные выше участники формируют конъюнктуру рынка банковских продуктов, зависимую от достаточно большого множества факторов, которые и определяют структурные подразделения рынка.
Любая банковская структура реализуется свою деятельность в определенных, наиболее оптимальных условиях, при этом организовывает свою собственную структуру формируемых на рынке продуктов и услуг. Структура рынка определяется с учетом уже сложившихся условий товарно-сырьевого, фондового, валютного и прочих рынков. Развитие рынка банковских продуктов непосредственно связано с факторами национальной экономики государства, с финансово-промышленным капиталом региона, в котором рынок функционирует.
Основным этапом формирования и реализации банковского продукта можно назвать обеспечение эффективности. Банковский продукт должен быть разработан и внедрен таким образом, чтобы в процессе приобретения такого продукта клиент банковской структуры получил моральный, а главное экономический эффект.
Банковские продукты, как и другие виды товаров и услуг, разрабатываются и внедряются только после проведения полноценных маркетинговых исследований финансового рынка, детального анализа потребностей и запросов клиентов. Такого рода исследования включают в себя целую систему банковских операций, которые являются необходимыми для полного удовлетворения требований клиентов.
Как и на большинстве рынков, на рынке банковских продуктов интересы и требования клиентов обладают большим приоритетом чем интересы финансовых учреждений, банковских структур, прочих продавцов. Именно в связи с этим обеспечение функционирующей конкурентной среды является наиболее важной частью финансового рынка и является основой для соблюдения интересов клиентов, повышения качества и количества предлагаемых банковской структурой продуктов услуг.
На рынке банковских услуг формируется спрос и предложение на производные деятельности банковских структур, относимые специалистами к товарному типу денежно-кредитных и финансовых отношений, которые характеризуются свободным выбором партнеров и наличием свободной нормальной конкуренции. Развитие такого рода отношений положительно влияет на уровень спроса и предложения на услуги банковских коммерческих структур, оказывает непосредственное влияние на расширение ассортимента и качества предлагаемых продуктов и услуг.
Важное значение при этом имеет удовлетворение запросов и требований потребителей, что требует осуществления исследований составных субъектов рынка банковских продуктов и услуг, к которым можно отнести следующие:
Тенденции развития рынка банковских продуктов и услуг
Среди наиболее важных тенденций развития рынка банковских продуктов и услуг в РФ, стоит выделить внедрение следующих технологий для потребительского mass-market :
Стоит отметить, что российские коммерческие банковские структуры РФ в значительно мере заинтересованы в применении технологий «умных контрактов», т.к. они способствуют улучшению уровня качества обслуживания клиентов и усовершенствования действующих продуктов.
Рынок розничных банковских продуктов и услуг
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятий «банковский продукт» и «банковская услуга»
Рынки розничных банковских продуктов и услуг
На сегодняшний день российский рынок розничных банковских продуктов и услуг только находится в стадии развития и имеет достаточной большой потенциал роста, т.к. согласно статистических данных еще около 45-55% населения не использует банковские продукты и не пользуется банковскими сервисами. С развитием национальной экономики реальные доходы населения показывают динамику роста, что непосредственно влияет на увеличение размера сбережений, которые существуют в качестве одного из важнейших источников формирования пассивов финансовых учреждений и банковских структур, так как выступают в роли дополнительных финансовых ресурсов, используемые в дальнейшем для кредитования физических и юридических лиц.
Рассмотрим основные рынки розничных банковских продуктов и услуг.
Рынок автокредитования. В течение последнего десятилетия лидеры рынка автокредитов удерживают свои позиции на соответствующем рынке, демонстрируя средние для рынка темпы роста. Рост по кредитным картам у лидеров автокредитования составил около 50%. Специалисты прогнозируют в данном сегменте снижение темпов роста, что связано с наступившим насыщением. Так, на сегодняшний день порядка 40% легкового транспорта приобретены в кредит. Однако, универсальные банковские структуры не рассматривают автокредитование в качестве основного источника дохода, что связано с операционной сложностью продукта, так, крупные финансовые учреждения предпочитают оставить данный сегмент для меньших банковских структур. Прогнозируется, что на рынке автокредитования основными игроками станут достаточно узкоспециализированные «автомобильные» банковские структуры, а следующий бум активности на в данном сегменте следует ожидать не ранее, чем через пять лет, когда приобретенные в кредит автомобили устареют.
Готовые работы на аналогичную тему
Рынок ипотечного кредитования. Наиболее крупные банковские структуры, которые функционирует на данном рынке формируют порядка 41,6% рынка ипотечного кредитования, при этом растут вместе вслед за рынком в целом, о чем свидетельствуют их средние темпы роста – порядка 30%. Стоит отметить, наметившуюся тенденцию к растущим темпам роста использования кредитных карт и нецелевых кредитов и займов наличными у ипотечных банковских структур. На ипотечном рынке темпы роста одного из наиболее существенного портфеля (ипотечного) не отстают от темпов роста сферы кредитных карт, кредитов и займов наличными, вследствие чего можно сделать вывод, о том, что лидеры данного сегмента планируют менять свою тактику, а на сегодняшний день лишь следуют современным тенденциями рынка, эффективно применяя технику кросс-сейла для внедрения и продвижения набирающих популярность услуг и сервисов.
Рынок кредитных карт. Несмотря на стремительное развитие и набирающие обороты темпы роста за последние несколько лет, карточное кредитование характеризуется огромным потенциалом развития, что связано с тем, что лишь порядка 20% экономически активного населения используют кредитные карты. Крупные игроки данного рынка занимают порядка 29% рынка, при этом стремятся к снижению величины собственных портфелей в сегменте автокредитования и ипотечного кредитования, при этом увеличивая свои доли в сегменте кредитов и займов наличными, кредитных картах. Такая тактика на сегодняшний день наиболее предпочтительной. Стоит отметить, что данный рынок в большей части сформирован за счет его узкой профильности. Оценивая данный сегмент, нельзя не отметить возможность потенциального санкционирования, которое может существенно ограничить функционирование двух крупнейших платежных систем на отечественном рынке. Однако, по мнению экспертов, ни Visa, ни Mastercard не планируют уменьшать уровень своего влияния из-за политической обстановки в мире, в связи с чем данный фактор навряд ли удержит развитие рынка кредитных карт.
Рынок кредитов наличными. Данный рынок достаточно интересен тем, что большинство игроков, вошедших на рынок наличного кредитования и входящие в список пятнадцати крупнейших игроков в сфере кредитов наличными владеют большой долей соответствующего рынка и занимают лидирующие позиции и на других рынках. Так, «Хоум Кредит Банк» на сегодняшний день является лидером POS-кредитования, сформировавшим темпы роста портфеля по кредитам наличными равные 30%, вошел в список крупнейших игроков по этому продукту, таким образом, в данный список вошли банковские структуры, которые постоянно меняют свою тактику, а также развиваются в достаточно большом количестве направлений, например, к таким финансовым учреждениям можно отнести коммерческий банк «Восточный Экспресc». Важно заметить, что некоторые государственные банковские структуры (например, Сбербанк и Pоссельхозбанк) снижают свою долю присутствия в данном сегмента. По мнению большинства специалистов, кредитные карты и cash-кредитование представляют собой единицы, способные заменить друг друга. Однако, если учитывать устойчивую высокую приверженность российского населения к наличным денежным средствам, то можно сделать вывод, что ближайшие несколько лет вместе эти два продукта могут оказаться комплементарными. В таком случае высоковероятный рост сегмента кредитных карт ни в коем случае не отменяет дальнейшего развития кредитов наличными.
Анализ российского рынка банковских услуг
Ю.Г.Донковцева,
студентка 2 курса ФПЭК, МГИМО МИД России
В статье проведен анализ российского рынка банковских услуг за 2010-2020 гг., его динамики, а также рассматриваются причины изменения основных показателей рынка. Для проведения анализа рынка были рассчитаны такие показатели, как индекс Херфиндаля–Хиршмана, индекс концентрации, а также рассмотрены рыночные доли и капитализация крупнейших банков России, изменение активов банковского сектора, числа кредитных организаций. Российский рынок банковских услуг характеризуется высокой рыночной концентрацией. Его отличительной особенностью является то, что при большом количестве кредитных организаций большая часть рынка сосредоточена в руках шести крупнейших банков. Также на протяжении рассматриваемого периода произошел экономический кризис, который негативно повлиял на основные показатели. Однако, несмотря на кризисные периоды, рынок достаточно быстро восстанавливает свои показатели. Российский банковский сектор формально является независимым от государства, но из-за его тесной взаимосвязи с экономикой страны, данная отрасль всегда будет поддерживаться государством.
Ключевые слова: банковские услуги, банки, рыночная концентрация, кредиты
Analysis of the Russian market of banking services
Y.Donkovtseva, MGIMO University
Abstract: the article analyzes the Russian market of banking services for 2010-2020, its dynamics, and the reasons for changes in the main indicators. In order to analyze the market, we calculated such indicators as the Herfindahl-Hirschman index, the concentration index, as well as considered the market shares and capitalization of the largest banks in Russia, changes in the assets of the banking sector, and the number of credit institutions. The Russian market of banking services is characterized by a high market concentration. Its distinctive feature is that while there are a lot of credit institutions, most of the market is controlled by t6 largest banks. Also, during the period that we analyzed, there was an economic crisis that affected the main indicators. However, despite the crisis, the market quickly recovered. The Russian banking sector is formally independent from the state, but due to its close relationship with the country’s economy, this industry will always be supported by the state.
Key words: banking services, banks, market concentration, loans
Актуальность проведения анализа российского рынка банковских услуг определяется значимостью данного сектора для экономики. Банковский сектор является основным финансовым каналом перемещения денежных средств между экономическими агентами и осуществляет распределение денежной массы в стране. На российском рынке банковских услуг регулярно происходят изменения, которые отражаются на благосостоянии экономических агентов.
Банковский сектор занимает важное место в экономике страны. Совокупные активы банковского сектора в России в 2018 г. составили 1 479 млрд долл. По сравнению с другими странами это относительно невысокий показатель. Лидирует Китай – 40 570 млрд долл., далее идут США – 16 910 млрд долл., Германия – 9 163 млрд долл., Япония – 17 420 млрд долл., Швейцария – 2 580 млрд долл., Франция – 8 300 млрд долл. [5] Вышеприведенные данные показывают, что, несмотря на большое количество банков, по совокупным банковским активам Россия отстает от ведущих стран.
Рейтинг стран по количеству банков в 2020 г.
Количество банков в стране
Источник: составлено автором на основе данных аналитического агентства Banks around the world https://www.relbanks.com
По количеству банков Россия в 2014 году занимала 3 место, однако массовый отзыв лицензий Центральным банком привел к сокращению количества коммерческих банков и на 01.03.2020 их количество составляло 436.
На рис. 2 представлена динамика количества банков за последние 10 лет.
Рисунок 1. Изменение количества банков в РФ по годам, 2010-2020 [4]
Самое большое сокращение банков произошло в 2016-2017 гг., когда ЦБ РФ активно проводил политику массового отзыва лицензий. Также резкий рост количества закрывшихся банков произошел в 2014-2015 гг., когда за год их количество сократилось на 89 (за предыдущий год на 33), а в следующем году изменение составило 101. Данное явление было вызвано кризисом 2014 г. и попыткой ЦБ РФ оставить на рынке только конкурентоспособные банки.
Особенностью российского банковского сектора является то, что большие банки предоставляют услуги в основном не крупным предприятиям, а населению, что значительно повышает издержки банков и, соответственно, стоимость кредита. Неопределенность в банковском секторе, связанная с отзывом лицензий, также влияет на стоимость предоставления банковских услуг и риски для вкладчиков.
По данным ЦБ РФ, на начало 2000 года отношение активов банковского сектора к ВВП составляло 32,6%, на 01.01.2019 этот показатель составил уже 90,6%. [4]
Рисунок 2. Крупнейшие банки России по капитализации, млн руб. [6]
Согласно данным, представленным на рис. 2, крупнейшими российскими банками по уровню капитализации являются Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк, Открытие. Причем рыночная капитализация Сбербанка намного выше остальных и составляет 4,5 млрд руб.
Анализируя российский рынок банковских услуг, необходимо выделить структуру рынка и определить доли основных игроков данного рынка.
Рыночная доля крупнейших банков РФ, в %
Рыночная доля, 2010, %
Рыночная доля, 2019, %
Московский кредитный банк
Источник: составлено автором на основе данных https://mir-procentov.ru
За 9 лет доля рынка крупнейших банков практически не изменилась. Банки продолжают сдерживать свои позиции и сохраняют свою востребованность среди клиентов.
Рассчитаем индекс Херфиндаля-Хиршмана, который показывает степень монополизации рынка. Соответственно, чем меньше данный показатель, тем лучше, это означает, что на рынке действует много конкурирующих между собой фирм. Для упрощения расчетов мы подсчитаем доли рынка самых крупных компаний. Данные взяты из таб. 2. Индекс равен сумме квадратов рыночных долей компаний на рынке. [2]
HHI=1047,8169 (Сбербанк) + 244,9225 (ВТБ) + 50,8369 (Газпромбанк) + 17,0569 (Альфа-Банк) + 13,6161 (Россельхозбанк) + 8,7025 (Открытие) + 8,1225 (Московский кредитный банк) + 1161,4464 (примерная доля рынка для других компаний на рынки) = 2552,5207 (0, 2552 при беспроцентном расчете).
Согласно полученной величине, можно сделать вывод, что рынок банковских услуг в России отличается высокой концентрацией.
Рассмотрим также индекс концентрации, который показывает, насколько большая доля рынка приходится на самые крупные компании. Индекс равен сумме долей рынка самых крупных компаний (банков). [1]
CR6 = 32,37% (Сбербанк) + 15,65% (ВТБ) + 7,13% (Газпромбанк) + 4,13% (Альфа-Банк) + 3,69% (Россельхозбанк) + 2,95% (Открытие) = 65,92%.
Расчеты показывают, что на рынке действуют 6 крупнейших банков, на рыночную долю которых приходится 65,92% (32,37% из которых приходится на Сбербанк). На рынке банковских услуг существуют явные лидеры, в то время как остальные участники рынка сильно отстают по ключевым показателям. Уровень концентрации рынка высокий и на 98% банков приходится около трети рыночной доли.
Распределение активов на рынке банковских услуг также неравномерно. По данным ЦБ РФ, из 104,5 трлн руб. суммарных активов 86,1 трлн руб. приходится на 30 крупнейших банков страны. [4]
Основным источником дохода банков является выплата его клиентами процентов по кредитам. Выдача кредитов является рискованной деятельностью, так как всегда есть риск невозврата кредита. Целью банков является минимизация данного риска, однако процент просроченных или невозвратных ссуд есть всегда и он влияет на доход кредитной организации. Рассмотрим, как изменялся данный показатель в течение 10 лет.
Рисунок 3. Динамика доли ссуд с просроченными платежами свыше 90 дней, %, 2010-2020 гг. [4]
Доля ссуд с просроченными платежами свыше 3 месяцев в 2010-2013 гг. постепенно уменьшалась. Рост стал наблюдаться после кризиса 2008 г., однако с 2014 г. данный показатель начинает расти еще более быстрыми темпами и такая динамика продолжается до 2016 г. Причиной стало введение санкций западными странами в финансовой сфере в 2014 г. После 2016 г. показатель снова начинает уменьшаться и возвращается примерно до уровня 2013 г. Но за первые 4 месяца 2020 г. в связи с пандемией коронавируса и вызванным ею падением доходов доля ссуд с просроченными платежами снова начинает увеличиваться.
Рассмотрим динамику темпов прироста активов банковского сектора.
Рисунок 4. Динамика темпов прироста активов банковского сектора (% за год) за период 2010-2020 гг. [4]
Банковские активы включают в себя аккумулированные финансы, дебиторская задолженность, средства вкладчиков и так далее. В 2014 г. отмечался резкий рост активов, однако в 2015-2017 гг. произошел резкий спад банковских активов, который был связан с кризисом 2014 г. Многие банки обанкротились, иностранные агенты продавали свои активы в России, повышалась доля невозвратных кредитов. С 2017 г. начинается постепенный рост данного показателя, но в 2019 г. прирост сократился за счет того, что в феврале и июле данного года отмечался отрицательный прирост банковских активов.
На рынке банковских услуг можно проследить некоторые тенденции, следуя которым, банки смогут поддерживать свою конкурентоспособность:
Проведя анализ российского рынка банковских услуг, можно сделать следующие выводы:
Список использованной литературы:
Тема 5. Банковская конкуренция: значение, классификация
Цель – изучение сущности банковской конкуренции, ее классификации и значения для рынка банковских услуг и экономики в целом.
Основные задачи
Ознакомить студентов с:
Обучить студентов:
Оглавление
5.1. Экономический смысл банковской конкуренции
Для банковского рынка, как и для всякого другого рынка, характерно наличие конкурентных отношений между его участниками. А. Смит рассматривал конкуренцию как соперничество между продавцами и покупателями за наиболее выгодные условия продажи и покупки соответственно. Й. Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество между старым и новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации. Такого рода высказывания позволяют определить конкуренцию между банками как соперничество за лучшие технологии привлечения и обслуживания клиентов.
В результате усиления конкуренции усиливается значение совершенствования организационной структуры банка с ориентацией на потребителя — формирование маркетинг-ориентированной банковской структуры.
Банковская конкуренция — это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг. Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов.
Банковская конкуренция — понятие достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки.
Банковская конкуренция обладает целым рядом специфических черт, отличающих ее от конкуренции в промышленности или в других отраслях национальной экономики и заслуживающих отдельного обобщения. К выявленным особенностям относятся:
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующее:
Рынок — это совокупность реальных и потенциальных потребителей какого-либо продукта или услуги или их совокупности. Как элемент товарно-денежного обращения рынок выступает связующим звеном между производителем (банком) и покупателем (клиентом). Иными словами, банк создает свои услуги для того и только для того, чтобы реализовывать их. Если он не сумеет их продать, то не получит возмещения затрат на производство и прибыль и, по существу, обанкротится. В процессе повседневной деятельности сталкиваются и переплетаются интересы самого банка, его посредников и клиентов. Иными словами, рынок услуг — это социально-экономическое явление товарно-денежного обращения. Он представлен набором банковских услуг, вовлеченных в обращение и предназначенных для реализации. Рыночные отношения всегда конкретны, они направлены на куплю-продажу определенной совокупности конкретных банковских услуг. Для существования рынка необходимы следующие условия:
Условия существования рынка обусловливают и основные его принципы, а именно:
Отсюда вытекают и основные функции рынка услуг:
В зависимости от специфики рыночных объектов и субъектов существуют несколько основных видов обмена услуг:
Соотношение спроса и предложения в каждый конкретный момент обмена банковских услуг обусловливает наличие таких понятий, как:
И наконец, рассмотрим виды существующих рынков в зависимости от специфики различных потребностей покупателей:
1. Потребительский рынок, состоящий из отдельных субъектов или социальных групп, которые приобретают услуги для личного потребления. Основные факторы, влияющие на выбор того или иного вида конкретной услуги, могут быть разделены на шесть основных групп: демографические, экономические, политические, природные, научно-технические и факторы культурного окружения, которые оказывают свое влияние одновременно.
2. Рынок производителей, к которому относятся все производственно-экономические единицы, приобретающие банковские услуги с целью дальнейшего использования, например деньги, взятые в кредит в процессе производства. Иногда этот рынок называется рынком предприятий.
3. Рынок государственных учреждений, субъектами которого являются производители и государственные и общественные организации.
Они приобретают услуги для последующего их использования в коммунальной сфере либо для передачи этих услуг тем, кто в них нуждается (социально слабые слои населения). В этом случае банк тоже может занять свое место посредника.
4. Международный рынок, характерной чертой которого является наличие иностранных потребителей (покупателей). В свою очередь они могут быть потребителями, производителями, посредниками, государственными и общественными организациями. Традиционно рынок банковских услуг классифицируется по двум основным принципам:
a) Рынок конкретных банковских услуг (продуктовый принцип), который может быть:
б) Рынок клиентов банка, которыми могут быть:
Основными элементами достижения баланса между спросом и предложением банковских услуг и необходимой эффективностью маркетинга конкретного банка, а соответственно и получения прибыли являются:
Рассмотрим политику продаж и рекламную, которые являются составной частью элемента «рынок» в маркетинговой деятельности.
Политика продаж. Разработанная стратегия политики продажи банковских услуг включает комплексный анализ и обслуживание клиентов, т. е. изучение оптимально возможных вариантов предоставления пакета потребительных стоимостей для максимально полного удовлетворения запросов традиционных рынков и потребителей и привлечения новых.
Основными задачами политики продаж банков и банковских учреждений являются:
Для этой цели необходимо проанализировать некоторые основные факторы, оказывающие влияние на политику продаж.
1) Анализ конкретного рынка, рыночного сегмента («ниши», «окна»). Сегмент рынка — это:
выделенная определенным образом часть рынка, на которой реализуются определенного вида банковские услуги;
выявление групп потенциальных или реальных потребителей, составляющих одну или части некой контактной аудитории. Естественно, что отдельные элементы этих групп должны обладать какими-то общими признаками, по которым их классифицируют;
группа производителей — клиентов банка.
Понятие «рыночный сегмент» охватывает большее количество производителей или потребителей, чем понятие «рыночная ниша». Основное отличие рыночного сегмента от рыночной ниши заключается в том, что сегмент чаще всего выделяется в пределах одной отрасли производства, а ниша, несмотря на ее меньшую емкость, может находиться на стыке нескольких отраслей. Кроме того, конкурентная борьба в пределах одной рыночной ниши более слабая, так как чаще на «нишу» работают банки-монополисты, предоставляющие индивидуальные, уникальные или совсем новые виды услуг.