Что такое рынок e commerce
Что такое e-commerce?
Что такое e-commerce сегодня и каким будет завтра?
В понимании большинства электронная коммерция, или e-commerce, — это электронная покупка или продажа онлайн. Те, кто заглядывает дальше, скажут, что e-commerce — это не только финансовые или торговые транзакции, осуществляемые с помощью сетей, но, что важно, цепочки постоянно совершенствующихся, глобальных бизнес-процессов, связанных с проведением транзакций. Те же, кто смотрит в будущее, а возможно, просто хорошо знает статистику, свидетельствующую о значительных темпах роста цифровой экономики за последние годы, ответят, что e-commerce — это ядро стремительно нарождающейся в мире цифровой экономики и результат взрывных темпов развития телекоммуникационных мощностей за последнее десятилетие.
Правы будут все. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: так, по данным исследовательской компании Juniper Research, сегодня в мире к интернету подключены 7 млрд устройств, а к 2022 году их количество увеличится до 50 млрд. И это при том, что население планеты — около 8 млрд человек. Так глобализация интернета, доступ к которому еще 10 лет назад был менее чем у 20% населения планеты, а сегодня есть почти у 45%, и неотвратимый рост телекоммуникационных мощностей способствуют появлению все новых бизнес-моделей и ломают принципы работы существующих отраслей. Цифровизация — единственный способ сохранения конкурентоспособности в Индустрии 4.0. И это не только обязывает традиционные компании следовать цифровому тренду, но наделяет новой силой малых и средних предпринимателей по всему миру.
Как развивается e-commerce в России и мире?
С целью поддержки роста объемов e-commerce в РФ в период с 2019 по 2024 год создан нацпроект «Цифровая экономика». Основными целями нацпроекта являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее, чем в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных. Российским экспортным центром создан целый ряд сервисов для поддержки e-commerce: РЭЦ уже помогает предпринимателям в части подбора инфраструктуры, площадок, образования, регистрации и, что важно, господдержки. Центры поддержки экспорта РЭЦ в регионах субсидируют затраты предпринимателей, желающих регистрироваться и продвигать свою продукцию на маркетплейсах. Форсированная интеграция России в цифровизацию торговли, переход от массового производства к таргетированному клиенту, от крупных производителей к средним и малым компаниям на электронных платформах — актуальные задачи РЭЦ.
Какие самые успешные кейсы е-commerce?
Для начала — показательная динамика: по данным, представленным РЭЦ, в 2008 году в списке 10 самых дорогих компаний мира была только одна компания из сферы IT — это Microsoft. В 2019 году в этом списке уже семь компаний, занятых в IT и электронной коммерции: Amazon, Microsoft, Google (Alphabet), Apple, Facebook, Alibaba и Tencent. Предположительно, еще через 10 лет в списке самых дорогих компаний мира банки и добывающие компании будут занимать места только во втором и третьем десятках.
Какие возможности дает электронная платформа каждому?
Продавать так же просто, как и покупать. Эксперты РЭЦ на сессии, посвященной e-commerce в рамках форума «Сделано в России», отметили, что электронная платформа — это возможность, которая есть сегодня у любого производителя, и неважно — что он производит. Маркетплейс позволяет найти своего клиента с минимальными издержками, снимая границы и барьеры. Продавцы, активно использующие интернет-каналы для расширения сферы своего влияния (международные площадки Amazon, eBay и прочие), получают возможность в десятки, сотни и даже тысячи раз расширить приток покупателей, увеличив доходы. И все это без крупных дополнительных временных и финансовых вложений. Сегодня Российский экспортный центр оказывает предпринимателям активное содействие в выборе бизнес-инструментов электронной коммерции и понимании их эффективного использования. Услуги РЭЦ по экспорту через каналы электронных продаж включают, среди прочего, методические пособия о доступе на международные торговые интернет площадки, консультирование по способам организации экспортной интернет-торговли и непосредственно размещение продукции на электронных торговых площадках с уже упомянутой ранее господдержкой. И если пример российской Wildberries кажется кому-то недосягаемым, то РЭЦ на сессии e-commerce представил гораздо более доступные: например, онлайн-магазин одежды для кукол Elenpriv молодой предпринимательницы Елены Передреевой. Своим звездным часом Елена назвала появление в России Paypal, позволившей студентке превратить хобби в бизнес и получать заказы из Японии, Италии и США. Сегодня Елена продает одежду для кукол в 55 стран мира, в компании заняты 40 человек, а в ближайшей планах — выход на Amazon.
E-commerce: кто не успел, тот опоздал
Статья будет полезна руководителям компаний и логистических функций при открытии или активном развитии e-com-канала продаж. Статья содержит выжимку из опыта компаний, прошедших путь от классической офлайн-торговли до полноценного omni-бизнеса с высокой долей продаж через канал e-commerce.
Электронная коммерция (англ. e-commerce, сокр. e-com) активно вошла в жизнь каждого из нас. Особенно это стало заметно во время пандемии. Сегодня через интернет мы покупаем даже те товары, которые раньше хотели предварительно посмотреть, потрогать или примерить. Самые закоренелые консерваторы поняли, что покупка с доставкой на дом бережет время для более важных в жизни вещей, да и просто-напросто удобна.
Само собой, изменение в поведении потребителей заметил бизнес, в том числе не относящийся к традиционному e-com: металлургия, промпроизводство и т.п. Многие собственники и руководители компаний поставили на 2021 год цель развивать e-commerce и выстраивать омникальную систему.
Омникальность — это свойство компании, при которой все ее офлайн- и онлайн-каналы связаны в единую, хорошо отлаженную систему. Создание такой системы — задача весьма амбициозная, особенно если учесть, сколько монстров офлайн-ритейла уже потерпели крах на этом пути. Возникает вопрос: как же развивать e-commerce так, чтобы инвестиции в него оправдали себя?
Ответ на этот вопрос можно найти в свежем исследовании агентства «E Promo». По его данным, с 2020 по 2025 годы средний годовой прирост электронной коммерции будет составлять 22,8%. Активнее всего e-commerce растет в таких отраслях экономики, как электроника и бытовая техника, товары для дома и ремонта, одежда и обувь. Здесь в последние 2-3 года наблюдается взрывной рост. Так, например, в группе «М.Видео — Эльдорадо» доля в продажах e-com в 2020 году выросла с 30 до 60%.
Конечно, на этот результат частично повлиял карантин. Но даже если не брать в расчет ограничительные меры, в «М.Видео — Эльдорадо» прогнозируют не снижение данного показателя, а его рост. Правда, более умеренный.
Особенность e-commerce заключается в том, что основные бенефиты, как правило, получает тот, кто первым выходит на рынок. При условии качественно выстроенных сервисов, первопроходец захватывает большую долю рынка. Второй игрок получает на 30-50% меньше доли первого, а оставшийся рынок распределяется мелкими долями между оставшимися участниками.
Вот что об этом говорит генеральный директор группы «М.Видео — Эльдорадо» Александр Изосимов: «Сейчас в стране существует четыре хорошо капитализированных игрока, у них сильная технологическая платформа, и они готовы проливать кровь за долю рынка и активно жечь столько денег, сколько может понадобиться. Несложно предположить, что на российском рынке маркетплейсов будет сценарий, схожий с онлайн-рынками других стран, когда первый игрок собирает практически все, второй — оставшееся, а третий и четвертый уже ничего не зарабатывают».
Сегодня электронная коммерция захватывает даже те отрасли, которые раньше считались далекими от мира e-com. В качестве примера можно привести Группу НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат). Компания является крупнейшим в стране предприятием черной металлургии.
Проанализировав слабые стороны конкурентов (длительные процедуры согласования при формировании заказа, отсутствие информации о запасах и их локации онлайн и пр.), комбинат запустил полноформатный интернет-магазин. За счет этого он «дотянулся» до своих конечных клиентов, рынок которых ранее был труднодоступен. Вполне возможно, что в будущем интернет-магазины «НЛМК», «Северстали» и других производителей смогут свести долю дистрибьюторов на рынке металла до минимума.
Так произошло, к примеру, на рынке FMCG (товаров повседневного спроса) при развитии торговых сетей и логистических компаний, которые забрали на себя функцию товарораспределительной сети, исключив дистрибьюторскую наценку. Конечно, металлотрейдеры еще могут поправить ситуацию, так как их сильная сторона — большой ассортимент и работа по принципу «все из одних рук». Но чтобы выжить, им тоже придется развивать направление e-commerce и сервисы по комплектации и доставке на последней миле.
В настоящее время производители прилагают максимум усилий для того, чтобы отвоевать рынок электронной коммерции. Прекрасный пример здесь – «Чусовской металлургический завод», который входит в состав «Объединенной металлургической компании».
Предприятие выпускает рессоры. Его основным покупателем и в то же время конкурентом является компания-дистрибьютор «Армтек». В товарном портфеле «Армтека» свыше 7 млн наименований, в том числе и рессоры. Несмотря на то, что в интернет-магазине «Армтека» рессоры производства чусовского завода стоят дороже, покупатель берет их именно на маркетплейсе дистрибьютора.
Почему? Потому что покупателю нужно не три наименования рессор, а 18 разных позиций, включая рессоры. И нужно не просто сегодня, а сейчас, чтобы не задерживать машину в ремонте, не приостанавливать работу автосервиса или не держать большой запас в «маленьком магазине на шоссе Энтузиастов».
Маркетплейс и логистика исполнения заказов у «Армтека» способна обеспечить сервис высокого уровня: глубину ассортимента, скорость сборки и доставки заказа (1 час по большинству округов Москвы), качество упаковки, маркировки и безошибочность комплектации.
Видя, как активно растет «Армтек», «ЧМЗ» создал собственный маркетплейс с дополнительным ассортиментом. Перегнать его будет непросто, однако «ЧМЗ» непреклонно идет к цели.
Создание канала e-commerce обеспечивает бизнесу два важнейших преимущества:
вам больше не нужно тратить ресурсы на взаимодействие с клиентами, заключение договоров и т.п. — в e-commerce все это выполняется с применением безлюдных технологий формирования заказа;
ваш клиент доволен удобством — он может сделать заказ в несколько кликов, при этом видя доступный ассортимент, глубину запаса, его локации и время исполнения заказа.
Давайте посмотрим, как организовать логистику исполнения e-com-заказов подробнее.
Создавая e-com-канал, сформулируйте «обещания клиентам».
Чтобы сформулировать обещания клиенту, проанализируйте реальный клиентский спрос на услуги последней мили. Реальный спрос означает готовность клиента платить за комплектацию и доставку товара.
В случае, если вы уже присутствуете в e-commerce проанализируйте текущие KPI (ключевые показатели эффективности) исполнения онлайн-заказов и сравните их с показателями конкурентов. Такой анализ даст понимание, где вы проигрываете и недотягиваете до реального клиентского спроса. Таким образом, вы сможете сформулировать обещания клиенту, которые обеспечат продажи.
Логистическая цепочка на последней миле — это путь вашего товара или товара из маркетплейса с момента покупки до момента передачи клиенту. Тут необходимо решить, какие именно логистические объекты вам потребуются. Это могут быть распределительные центры, дарксторы (небольшие районные склады, где хранятся и собираются заказы), пункты выдачи заказов, магазины с увеличенным запасом. Важно понять, где они будут расположены и рассчитать параметры товаропотоков.
При создании логистической цепочки проработайте:
Учитывать нужно все — каждый пункт важен. К примеру, сезонность может повлиять на принятие решения об аренде или строительстве склада.
В качестве яркого примера приведем кейс компании-поставщика лакокрасочных материалов. Она вложила средства в строительство собственного распределительного центра, который был ориентирован на офлайн- и онлайн-продажи. В период «несезона» мощности РЦ простаивали на 70%. Это делало грузообработку каждой единицы товара убыточной. Вместо того, чтобы строить РЦ, компании было бы разумнее арендовать помещения или передать функцию грузообработки на аутсорсинг.
Моделирование сети (расположение объектов и товаропотоков между ними) логистических объектов осуществляется с использованием гравитационного метода, который «зашит» в большинстве профильных систем моделирования. Такое моделирование поможет минимизировать транспортно-складские затраты за счет приближения объектов к потребителям с учетом их расположения и объемов потребления, иными словами, «веса».
Пример визуализации модели расположения ЛЦ и дарксторов для omni-channel продаж
При подготовке модели следует проработать несколько сценариев развития цепи поставок в формате «What if » («Что если?»). Как будет выглядеть ваша цепочка, если заказ отгружается на следующий день из одного объекта? А как она будет выглядеть, если комплектация заказа будет выполняться с разных объектов? Тщательно проработайте эти и другие варианты.
При этом РЦ, как правило, обеспечивает приемку и хранение крупных партий от поставщиков, а дарксторы обеспечивают последнюю милю за счет максимального приближения к «кустам» клиентов и выполнения заказов в минимальные сроки.
После подготовки модели сопоставьте ее с существующей инфраструктурой. К примеру, «М.Видео» использует более 120 своих магазинов в Москве для исполнения электронных заказов. «Decathlon» (сеть магазинов спортивных товаров) вводит технологию скоростной роботизированной сборки e-com-заказов на своем подмосковном РЦ. Там же обслуживаются потоки для офлайн-магазинов.
На основании выявленных «пробелов» (отсутствии объектов в локациях, которые предусмотрены моделью, или недостаточные по мощности) принимается решение о создании новых объектов. Они могут быть арендованы и оснащены под свои требования, реже — построены по схеме Built-to-suit (по меркам заказчика).
Для проектирования технологии как в арендованном объекте (РЦ, даркстор) нужно выполнить анализ товарных потоков и запасов, включающих определение:
Этот анализ поможет вам подобрать технологии, соответствующие вашему товарному потоку, снизить операционные затраты и обеспечить нужную скорость выполнения заказов.
Они включают в себя:
Эти требования помогут вам объективно рассчитать необходимое количество ресурсов для выполнения операций с нужным уровнем сервиса.
Далее, в соответствии со стратегическими установками компаниями (минимизация OPEX, минимизация CAPEX), выберите подходящий вариант логистического объекта. Это может быть light-вариант технологий с минимальными инвестициями, который позволит запустить проект в работу за 2-4 месяца, или мультитехнологичный объект с высокими инвестициями и сроками запуска до 1,5-2 года, но минимальными операционными затратами. Возможен также комбинированный вариант.
На следующем этапе вам нужно упаковать все решения в дорожную карту реализации проекта. Она должна включать в себя этапы тестового запуска, ресурсы на каждый этап, сроки и ворота качества.
При этом тестовый запуск — один из самых сложных периодов во всем проекте. Он выполняется на небольшой категории лояльных клиентов. Вы можете выбрать клиентов и мотивировать их опробовать новый канал, предупредив о тестировании и возможных сбоях.
В тестовом запуске вы увидите все основные проблемные места, задержки по времени и поймете, как их можно устранить. Вы узнаете, сколько времени у вас уходит на обработку одной строки заказа. Это время нужно будет сопоставить с планом продаж, чтобы понять, справится объект с таким объемом или же узкие места нужно «расшить».
В качестве антипримера приведем историю одной из компаний, которая является лидером в сегменте кондитерских изделий. Она запустила e-com-продажи без тестирования. В результате этого компания столкнулась с валом проблем в процессе подготовки и доставки заказов. Из-за этого уже в первые дни начала работы нового РЦ отгрузки «упали» на 70%. Как следствие, пострадала не только репутация фирмы, но и психика неподготовленных клиентов. Между тем, проблем можно было бы избежать, обкатав технологию на пробных заказах.
Участок комплектации и отгрузки: верный и неверный вариант организации
Что такое электронная коммерция
Под электронной коммерцией (e-commerce) понимается коммерческая деятельность, связанная с распространением, рекламой, продвижением, а также продажей услуг и товаров через интернет.
В этом материале мы рассмотрим виды электронной коммерции, плюсы и минусы этого вида бизнеса и принципы его работы.
Виды E-commerce
Самыми распространенными вариантами e-commerce являются B2B (Business-to-Business» – «Бизнес для Бизнеса») и B2C (Business-to-Consumer – «Бизнес для Клиента»).
Business-to-Business
B2B – это ниша бизнеса, подразумевающая заключение сделок и партнерских контрактов, продажу продуктов или услуг одного юридического лица другому. В B2B самое важное – установить взаимоотношения с теми сотрудниками и руководителями компании, которые уполномочены принимать необходимые для совместной работы решения от лица фирмы.
Для установления контактов, проведения поиска партнеров и ведения переговоров в этом секторе электронной коммерции задействуют специальные интернет-площадки, а также интерактивные базы данных. B2B сегмент отличается тем, что клиенты детально изучают информацию о товарах и услугах, которые собираются приобрести. Наиболее важными для них при этом являются преимущества над конкурентами, детали условий совместной работы и долгосрочные выгоды, которые стороны получат от сотрудничества.
Business-to-Client
Сфера «бизнеса для потребителя» – это коммерческие отношения между организациями и физическими лицами. К данному сегменту относятся розничные продажи, совершаемые с помощью различных онлайн-площадок. Инструментами B2C являются интернет-магазины, сервисы, банки, онлайн-обучение, интернет-аукционы, платные доски объявлений, а также интернет-биржи.
Онлайн-коммерция дает возможность предпринимателям сокращать расходы на содержание торговых площадей и складов. Преимуществом для клиентов является большой ассортимент товаров, а также удобство заказа с возможностью быстрой доставки на дом либо в офис.
В отличие от сегмента B2B, в сфере B2C люди ищут товары или услуги, способные удовлетворить их насущные потребности, никаких особых исследований они не проводят и принимают решение быстро – от нескольких минут до нескольких дней. B2C-компаниям имеет смысл фокусироваться не только на выгодах продукции или услуг, но и на эмоциональном вовлечении потребителя, а также ориентироваться на определенную проблему клиента, которую может решить их продукт или услуга.
Для ведения успешного бизнеса в сфере B2C необходимо проводить анализ стратегий конкурентов, изучать покупательские привычки, свойственные потенциальным клиентам, и постоянно следить за тенденциями на рынке.
Другие виды E-commerce
Кроме вышеназванных, есть и другие, более узкоспециализированные сегменты электронной коммерции.
Принцип работы E-commerce
Рассмотрим, как функционирует электронная коммерция, взяв в качестве примера заказ товара в интернет-магазине.
Сначала покупатель изучает онлайн-каталог на сайте магазина и выбирает продукт. Его компьютер или смартфон взаимодействует с сервером, на котором размещен магазин, через веб-браузер. Когда сервер получает заявку от покупателя, он направляет ее менеджеру в систему обработки заказов.
Менеджер, в свою очередь, отправляет запрос о наличии заказанного товара в базу данных на складе. При отсутствии товара делается запрос изготовителю и выясняется срок поставки продукции на склад. Полученная информация предоставляется клиенту. Если же товар имеется в наличие на складе, менеджер продолжит обработку заявки.
Затем происходит обращение к финансовой системе – направляется запрос на обработку оплаты от покупателя. В зависимости от того, в каком состоянии находится счет клиента (имеется ли на нем достаточное количество средств, не заблокирована ли карта), финансовая система позволяет или запрещает осуществление транзакции. Если сделка успешно производится, менеджер подтверждает оплату и направляет уведомление на сервер.
Далее сервер с помощью соответствующего сообщения информирует покупателя об успешном проведении оплаты и принятии заказа в обработку. После чего на склад будет направлена заявка, по которой сформируется заказ для отправки по указанному клиентом адресу.
Сотрудники отдела логистики производят доставку товара покупателю. После отгрузки заказа со склада сервер посылает клиенту SMS-сообщение или e-mail, уведомляя его, что товар находится в пути.
Преимущества и недостатки электронной коммерции
К плюсам e-commerce относятся:
В числе минусов электронной коммерции:
Заключение
Мы разобрались, что представляет собой коммерция в интернете, рассмотрели виды e-commerce и ее преимущества. Несмотря на ряд недостатков, достоинства этого вида бизнеса выглядят более весомыми. Электронная коммерция позволяет компаниям увеличивать продажи, сокращая при этом расходы.
E-commerce
E-commerce что это такое: все об электронной коммерции
Электронная коммерция в Интернете — e-commerce — это бизнес-модель, позволяющая компаниям и частным лицам покупать и продавать товары через Сеть.
Слово e-commerce — сокращение от electronic commerce, в дословном переводе «электронная коммерция», которая в основном представляет собой онлайн-торговлю.
Сфера электронной коммерции в Интернете получила развитие в последние несколько лет, когда потребители начали понимать, что Сеть является безопасной средой для покупок.
Е-коммерция во всем мире, в том числе интернет-коммерция в России, может заменить обычные магазины, хотя некоторые компании предпочитают поддерживать и то, и другое.
Организация бизнеса: е-коммерция или торговая площадка
Важно отметить, что электронные продажи — всегда интернет-магазин, но не каждый интернет-магазин — электронная коммерция. Чтобы было понятнее, электронная коммерция — интернет-магазин только тогда, когда он продает товары или услуги от одной компании. Если это не так, речь идет о торговой площадке.
В отличие от электронной коммерции, интернет-магазин вида «торговая площадка» как виртуальная витрина для разных компаний. Не все товары, которые там доступны, принадлежат одному магазину — они только отображаются на одной платформе.
Торговая площадка является посредником в оплате, но не несет ответственности за гарантию или доставку продукта — она просто делает продажи по Интернету.
Сегодня электронная торговля позволяет купить все, что угодно. Это увеличивает оборот денег в Интернете. Онлайн-коммерция помогает компаниям наращивать продажи за счет менее затратного и более эффективного канала сбыта.
Виды электронной коммерции
Какие формы электронной коммерции существуют в Интернете? Есть 4 основных модели, которые работают здесь точно так же, как и при офлайн-торговле:
Отдельные модели описывают отношения потребителей и бизнеса с государственными органами. Они также встречаются в e-commerce:
В современном e-commerce маркетинге выделяют еще около 20 сегментов рынка, которые узко специализированы. По сути, они относятся к одной из 4-х основных моделей выше. Приведем самые распространенные:
Основные виды электронных платежей, используемых в Интернете
Продавая товары или оказывая услуги в интернете, бизнес может установить различные варианты оплаты для пользователей, включая:
Важно предоставлять различные варианты оплаты, при условии, что это не оказывает негативного влияния на прибыль, логистику и продажи.
Преимущества онлайн-бизнеса и проблемы электронной коммерции
E-commerce обеспечивает бизнесу следующие преимущества:
Продажи по Интернету физических товаров имеют одну особенность: чем больше объем продаж, тем больше придется инвестировать в рекламу и продвижение. Однако, если нужно продать электронный товар — например, такие виды цифровых товаров, как подписка на услуги, онлайн-курсы и так далее — объем инвестиций в рекламу можно существенно сократить. Сосредоточиться стоит на её качестве и выборе целевой аудитории.
Сфера электронной коммерции в Интернете также имеет следующие недостатки:
Есть несколько способов обойти эту проблему. Во-первых, можно продавать товары на условиях консигнации. То есть демонстрировать позиции сторонних продавцов в своем магазине в обмен на комиссию за каждую продажу. Другая альтернатива — продавать товары только на заказ. В этом случае они отгружаются или начинают производиться только после оплаты.