Что такое рынок информационных ресурсов

Тема 7.6. Информационный рынок

Цель и задачи темы

Целью данной темы является анализ информационного рынка. Для реализации цели решаются следующие задачи:

Оглавление

7.6.1. Информация, ее особенности и роль в современной экономике

В современных условиях роль информации исключительно велика. Она становится одним из важнейших факторов производства, ресурсом, причем ограниченным. Ограничение связано, во-первых, с процессом его создания. Создается информация человеком, и она является его собственностью, поэтому возникает необходимость ее сохранения и защиты от использования чужими лицами. Во-вторых, с особенностями ее хранения. Так, информацию легче скрыть, закрыв доступ к ней, в то время как другие ресурсы можно закрыть только патентами (на определенный срок), коммерческой и технической тайной. В-третьих, особенностями восприятия информации. Не секрет, что для переработки информации необходимо обладать определёнными знаниями, что предполагает необходимость постоянного обучения и переобучения. В-четвертых, информация быстро устаревает и поэтому ограничено время для хранения информации.

Информация не ограничивается пространством и может занимать небольшой пространственный объём и легко переносится в пространстве. При этом процесс потребления информации не означает ее уничтожения. Информация обладает еще одним свойством – самовоспроизводимостью, т.е. она может увеличиваться в размерах, совершенствоваться качественно в процессе создания, передачи и даже хранения.

Если любое материальное благо может использовать практически любой потребитель, то для использования информации требуется специальная подготовка.

В отличие от других благ спрос на информацию не ограничен и емкость рынка информации никогда не сокращается. Информация может потребляться многими потребителями одновременно, что её удешевляет.

Информация как фактор производства не имеет пространственного ограничения: если станки, сырье и другие элементы физического капитала требовали соединения их в определенных местах и во времени, то создание информации не требует обеспечения условий в одном месте и в единое время. Она может разрабатываться в домашних условиях, при этом часто разными производителями независимо друг от друга. Таким образом, начинает преодолеваться пространственная и временная ограниченность производственного процесса. Но возникает новая проблема: определение затрат на производство информации и, как результат, расчет ее экономической эффективности. Экономическая эффективность информации в настоящее время определяется косвенным путем, через результат производства.

7.6.2. Информационный рынок и его структура

Разработкой информационного продукта занимаются специализированные информационные фирмы. Для обеспечения бизнеса в первую очередь нужна маркетинговая информация. Если крупные фирмы в своем составе обычно имеют маркетинговые отделы, то на средних и мелких предприятиях зачастую нет ни одного маркетолога, поэтому они прибегают к услугам специальных организаций. Маркетинговые центры занимаются сбором и обработкой информации о конъюнктуре рынка, спросе и факторов, которые на него влияют, об эффективных каналах сбыта продукции. Эти фирмы могут составить прогноз развития конкретного рынка, смоделировать изменения в спросе в связи с появлением новых товаров, при изменении ценовой политики.

Помимо маркетинговых фирм на информационном рынке функционируют информационно-коммерческие центры. Здесь можно найти коммерческую информацию: о производителях интересующей продукции (ресурсов), их производственной мощности, о ценах на продукцию, о возможных и наиболее эффективных путях поставки товаров и т.д. При информационно-коммерческих центрах могут быть оптовые склады, магазины, где производственные предприятия могут размещать образцы своей продукции для ознакомления и приобретения потенциальными покупателями. Это центры берут на себя функции не только изучения потребностей покупателей, степени их удовлетворения, существующих тенденций в изменении спроса, но и собирают и размещают информацию о новых товарах, появляющихся на рынках, о залежалых товарах и их распродажах. Это информация, собранная вместе более доступна для потенциальных покупателей. Производителю нет необходимости самостоятельно искать и информировать покупателей.

Крупные коммерческо-информационные центры могут организовывать постоянно действующие или периодические выставки. Цель выставок – информирование о новом товаре, о его производителях, проведение презентации (показ товара в действии), выпуск каталогов, консультирование производителей, посредников и покупателей, обмен научно-технической и коммерческой информацией.

Для производителей продукции в рамках регламента выставок организуются конференции, научно-технические семинары, специализированные курсы, школы передовых методов производства, встречи и круглые столы с ведущими специалистами и предпринимателями в данной сфере. То есть за время участия в выставках и производители и потребители получают максимально возможную, наиболее современную и качественную информацию.

Одним из важнейших информационных продуктов в рыночной экономике является реклама. Она информирует рынок (потребителей) о предлагаемом товаре и формирует спрос на него. Особенностью рекламной информации является ее оперативность, информационность, доступность для широкого круга потребителей, образность и выразительность (поскольку используются художественные инструменты). В настоящее время основными производителями рекламной продукции стали рекламные агентства. Это связано со следующими причинами:

От выбора способа рекламы во многом зависит успешное продвижение товара на рынке.

Крупные предприятия, длительное время присутствующие на рынке, обычно проводят несколько рекламных кампаний в год для поддержания интереса к своей продукции и привлечения новых покупателей. Хотя это и дорогой метод, но часто считается наиболее эффективным, а потому в последнее время привлекает внимание средних и мелких фирм, которые также стараются провести рекламные кампании.

Источник

Рынок информационных ресурсов

Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть фото Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть картинку Что такое рынок информационных ресурсов. Картинка про Что такое рынок информационных ресурсов. Фото Что такое рынок информационных ресурсов Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть фото Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть картинку Что такое рынок информационных ресурсов. Картинка про Что такое рынок информационных ресурсов. Фото Что такое рынок информационных ресурсов Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть фото Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть картинку Что такое рынок информационных ресурсов. Картинка про Что такое рынок информационных ресурсов. Фото Что такое рынок информационных ресурсов Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть фото Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть картинку Что такое рынок информационных ресурсов. Картинка про Что такое рынок информационных ресурсов. Фото Что такое рынок информационных ресурсов

Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть фото Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть картинку Что такое рынок информационных ресурсов. Картинка про Что такое рынок информационных ресурсов. Фото Что такое рынок информационных ресурсов

Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть фото Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть картинку Что такое рынок информационных ресурсов. Картинка про Что такое рынок информационных ресурсов. Фото Что такое рынок информационных ресурсов

В процессе своего развития человечество овладевало сначала предметом, затем получило вещество, после научилось получать энергию и, наконец, пришло время, и человек овладел информацией.

При этом на заре времён человеку хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно, с его развитием объём информации увеличивался, и люди почувствовали недостаток собственных знаний.

Появилась необходимость научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений. Так стали появляться различные средства и методы обработки информации.

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном цифровом виде повлияло на появление развитого рынка информационных ресурсов и услуг. На сегодняшний день во многих странах мира образовался национальный рынок информационных ресурсов. В скором времени появится и мировой рынок информационных ресурсов, уже видны явные признаки его образования.

Рынок информационных ресурсов и услуг – это система экономических, правовых и организационных отношений в сфере торговли продуктами интеллектуального труда.

Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нём выступают информационные ресурсы. Такими товарами выступают:

· бытовая информация (покупателей может интересовать информация о доступе к материальным товарам и услугам, а также об их стоимости);

· научно-техническая информация (пользуются спросом научные статьи, авторские свидетельства, патенты и так далее);

· информационные технологии и компьютерные программы;

· базы данных и информационные системы, и многое другое.

На информационном рынке ресурсов продавцами выступают поставщики информации, а покупателями – потребители, которым необходим тот или иной вид информации.

Поставщики информации – это чаще всего её производители или собственники информации. В настоящее время поставщиками информации считаются:

· центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

· службы связи и телекоммуникации;

· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (например, рекламные агентства);

· неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в качестве дополнительной продукции – информацию о них;

· консалтинговые фирмы (занимаются консультированием руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности);

· биржи (учреждения, в которых заключаются финансовые и коммерческие сделки);

· частные лиц (например, программисты).

Потребителями информации будем считать частных лиц, предприятия, органов власти всех уровней, которые сегодня без нужной им информации не смогли функционировать (например, как без поставки сырья).

Ценность информационного ресурса для пользователей и его коммерческий успех зависят от того, насколько он сможет удовлетворить потребности пользователей. Информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке.

Информационная услуга – это предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.

Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотекарями подбор литературы по тематике заказчика. Причем кроме поиска той литературы, которая есть в библиотеке, её работники могут выполнить более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения.

Информационные услуги оказывают не только библиотеки. Предположим, вы решили выучить английский язык. Что вы будете делать? Вы можете пойти в книжный магазин и купить самоучитель по английскому языку и самостоятельно заниматься, а можете, например, в интернете перейти на сайт urokidoma.org, где вам окажут информационную услугу – индивидуально, в домашних условиях обучат английскому языку.

Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть фото Что такое рынок информационных ресурсов. Смотреть картинку Что такое рынок информационных ресурсов. Картинка про Что такое рынок информационных ресурсов. Фото Что такое рынок информационных ресурсов

Информационные услуги возможны при наличии баз данных по нужной тематике, которая может быть представлена в электронной или традиционной (бумажной) форме.

В связи с развитием информационных рынков услуг во многих странах мира, в том числе и в России, существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят по ним обзоры, рефераты, доклады, краткие описания для специалистов. Деятельность учёных и специалистов без данных информационных услуг невозможно представить.

Рассмотрим конкретные примеры:

· В сфере бизнеса к информационным услугам относятся: предоставление определённой деловой информации, консультации по определённой тематике и т. д.

· В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (т. е. организации которые предоставляют услуги доступа к сети Интернет и иные связанные с Интернетом услуги за определённую плату).

· В сфере образования некоторые формы обучения можно рассматривать как информационные услуги: повышение квалификации, дополнительное образование и прочее.

В своём развитии рынок информационных ресурсов и услуг преодолел несколько стадий. Его активное формирование совпало с появлением первых ЭВМ, то есть с началом 50-х годов XX века. Это совпадение явилось в значительной мере случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привёл к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.

По-настоящему рынок информационных ресурсов и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нём ресурсами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

В России в настоящее время имеется вполне сформировавшийся информационный рынок (хотя по объёму предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран). Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения. Существуют специальные службы обработки информации по заказам клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой, статистической информации, информации по образовательным услугам, организации досуга и др.

Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация — товар, то за неё надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ.

Источник

Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 19 апреля. URL: https://zakon.ru/blog/2021/4/19/sajt_informacionnyj_resurs_informacionnaya_sistema_onlajn-platforma__chto_eto_takoe_i_kak_oni_vzaimo

Как показывает практика, ошибки в выборе подлежащей применению правовой нормы нередко связаны с тем, что правоприменители, сталкиваясь в законе с определением неюридического понятия, не всегда могут уяснить, что же имел в виду законодатель, давая такую дефиницию. Это обосновывает тезис о том, что в законе целесообразно формулировать критерии, которые позволяли бы распространить законоположения на ту или иную ситуацию, но не давать определения понятий, не относящихся к числу юридических (а юридических – с большой осторожностью[1]).

Изложенную позицию хорошо иллюстрирует наша с О.В. Исаевой статья «Понятие сайта (веб-сайта) для целей права»[2], в которой дан анализ понятия «сайт» и сделан вывод о том, что содержащаяся в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) легальная дефиниция является неверной. В рамках настоящей работы в развитие указанной статьи хотелось бы рассмотреть ряд взаимоувязанных понятий, которые не всегда понимаются соответственно их содержанию, что способствует возникновению правоприменительных проблем.

1. Сайт

В п. 13 ст. 2 Закона об информации дана следующая дефиниция: «сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»».

Это определение нельзя назвать ни ясным, ни верным хотя бы потому, что программа для ЭВМ никак не может быть отнесена к разновидностям информации. Кроме того, с технической точкой зрения все, что сопряжено с Интернетом, бесспорно, можно рассматривать в ключе компьютерных программ, но для целей правильной квалификации правоотношений, возникающих по поводу того или иного объекта, необходимо четко устанавливать, в чем состоит практическое предназначение того или иного технологического явления, его прикладное значение.

Как показали проведенные исследования, для разрешения вопросов правовой охраны сайта в качестве объекта интеллектуальных прав не годится предлагаемое Законом об информации понимание сайта как «совокупности компьютерных программ и иной информации»: сайт (веб-сайт) представляет собой особым образом структурированную информацию – в виде совокупности связанных между собой веб-страниц и электронных файлов, объединенных одним доменным именем.

При этом надо отметить, что в контексте интеллектуальной собственности правовая охрана предназначается вовсе не сайту в целом, а (1) творческой компоновке контента сайта (авторско-правовая охрана составного произведения), (2) внешнему виду сайта (авторско-правовая охрана произведения дизайна), (3) дизайнерскому решению интерфейса сайта или его визуальных элементов (патентно-правовая охрана промышленного образца). В развитие сказанного следует заметить, что и для отнесения сайта к числу сложных объектов интеллектуальных прав нет оснований. Причем признанию сайта сложным объектом препятствует не только то, что перечень таких объектов, содержащийся в ст. 1240 ГК РФ, является закрытым, но и то, что сложная («многослойная») структура присуща программному обеспечению для управления контентом сайтаCMS (англ. Content Management Software или Content Management System), которое не входит в состав сайт (подробнее см. об этом упомянутую выше статью).

2. Информационный ресурс

Сегодня в отечественных публикациях и правовых актах довольно часто встречается термин «информационный ресурс», который обычно употребляется в качестве синонима понятия «сайт».

Примечательно, что в ранее действовавшем законодательстве об информации[3] термин «информационный ресурс» означал «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)»[4]. В комментариях к законодательству того периода подчеркивалось, что информационные ресурсы – это не сведения в чистом виде, а именно документированная информация, которая допускает фиксацию на разных видах носителей (бумага, машиночитаемые носители, память ЭВМ и проч.) и различную организацию хранения и использования (архив, фонд, банк данных, база данных и проч.). При этом наибольшее распространение получил подход, согласно которому информационные ресурсы и есть сами материальные носители информации [5].

В ныне действующем Законе об информации используется и понятие «документированная информация», и понятие «информационный ресурс».

Понятие «документированная информация» определено как «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» (п. 11 ст. 2 Закона об информации). В ст. 11 Закона об информации сформулированы положения, касающиеся порядка документирования информации, и здесь же обозначена допустимость возникновения права собственности на материальные носители, содержащие документированную информацию. Изложенное дает повод заключить, что законодатель прямо отграничил документированную документацию от материальных носителей.

Понятие «информационный ресурс» употребляется в действующем Законе об информации более 170 раз. И хотя его легального определения нет в ст. 2 Закона об информации, закрепляющей понятийный аппарат, в ч. 1 ст. 15.8 Закона указывается, что под термином «информационный ресурс» понимаются «сайт в сети «Интернет» и (или) страница сайта в сети «Интернет», информационная система, программа для электронных вычислительных машин». Это дает основания для вывода о том, что законодатель однозначно отказался от уравнивания информационного ресурса с документированной информацией[6].

Содержащийся в ст. 15.8 Закона об информации перечень объектов, относящихся к информационным ресурсам, сформулирован, казалось бы, как закрытый. Причем надо заметить, явно инородным объектом в нем смотрятся компьютерные программы, включение которых в этот список, по всей видимости, обусловлено легальным толкованием сайта в качестве «программы для ЭВМ и иной информации», на что указывалось выше.

Вместе с тем нельзя не замечать, что этот перечень дан в названной статье для целей именно этой статьи. В литературе же к сетевым информационным ресурсам (информационным ресурсам в сети Интернет) стабильно относят не только веб-сайты или отдельные страницы веб-сайтов, но и разнообразные электронные файлы, веб-чаты, ресурсы с графикой, аудио- и видеофайлами, автоматизированные базы данных, размещенные на одном или нескольких электронном носителе информации (смартфоне, компьютере, ноутбуке, планшете, видеорегистраторе, GPS-навигаторы, внешние накопители информации, сетевые устройства и проч.)[7]; более того, отмечается, что в перечне информационных ресурсов прямо не упоминается, в частности, портал[8] и проч.

Таким образом, следует признать, что понятие «информационный ресурс» сегодня толкуется довольно широко и охватывает всевозможные разновидности структурированной информации. К числу информационных ресурсов относят как самые простые виды сайтов (например, сайты-визитки, персональные (домашние) страницы), так и значительно более сложные (например, промо-сайты, сайты интернет-изданий (сетевых изданий СМИ), разнообразные информационные порталы (в частности, библиотеки, коллекции аудиокниг и видеокурсов), корпоративные сайты, а также сайты интернет-магазинов, онлайн-сервисов, социальных сетей и проч. Это находит подтверждение и в самом Законе об информации: так, в п. 1 ч. 4 Закона в качестве информационного ресурса упоминается новостной агрегатор, в ч. 11 ст. 10.4 Закона – сетевые издания, в п. 1 ч. 3 ст. 10.5 Закона – аудиовизуальный сервис, в п. 1 ч. 12 ст. 10.5 Закона – социальная сеть и т.д.

Вместе с тем, как было показано выше, наметилась тенденция охватить понятием «информационный ресурс» не только сайты в классическом их понимании, но и другие объекты, доступ к которым осуществляется посредством сети Интернет. И здесь возникает опасность слишком широкого толкования понятия «информационный ресурс», что уже произошло в отношении термина «интернет-ресурс».

Изначально под понятием «интернет-ресурс» понимались веб-страницы и электронные файлы (электронные документы), но затем это понятие было признано крайне удобным для обозначения всего того, что может быть идентифицировано (тогда как термин «документ» перестал рассматриваться как универсальный)[9]. В результате сегодня понятие «интернет-ресурс» нередко используется для обозначения практически всего, что встречается в Интернете – не только веб-сайтов, электронных файлов и документов, но и доменных имен, электронных адресов, метаданных, мобильных приложений, баз данных и т.д.

3. Информационная система

В п. 3 ст. 2 Закона об информации понятие «информационная система» определено как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

В публикации Е.В. Войниканис и В.О. Калятина было высказано мнение, что термин «информационная система», включающий в качестве составной части понятие базы данных, по сути, используется законодателем вместо понятия «база данных», закрепленного в законодательстве об интеллектуальной собственности[10]. Иного мнения придерживается А.И. Савельев: он рассматривает базы данных в качестве неотъемлемой составляющей информационной системы, отмечая, что «различного рода IT-системы, информация в которых не структурирована (организована) в базах данных, не могут быть квалифицированы в качестве информационной системы»[11], и подчеркивает, что при буквальном толковании из легального понятия «следует неразрывная функциональная взаимосвязь самой информационной системы в целом и обеспечивающих обработку данных информационных технологий и технических средств, т.е. необходимого для существования самой информационной системы программного и аппаратного обеспечения» [12]. Аналогичную позицию о том, что «в основе любой информационной системы лежит база данных с содержащейся в ней информацией и такая база данных выступает основным компонентом любой информационной системы», высказывает Н.В. Бузова[13].

В рассматриваемом ключе информационная система вполне допускает ее признание разновидностью информационного ресурса (как указывалось выше, это прямо закреплено в ч. 1 ст. 15.8 Закона об информации). Однако наличие базы данных и неотделимость обеспечивающих программных и аппаратных средств принципиально отграничивает информационные системы от рядовых веб-сайтов – последние обычно представляют собой некоторую совокупность информации, размещенной на нескольких взаимосвязанных веб-страницах, и не включают в свой состав программное обеспечение. Таким образом, информационная система, подпадающая под широкое понятие «информационный ресурс», является значительно более сложным объектом, нежели сайт. Это позволяет говорить о том, что все сайты относятся к числу информационных ресурсов, но нередко сайт – это только составляющая информационной системы.

Важно заметить, что в актуальных зарубежных исследованиях, посвященных различным аспектам информационных систем, отмечается, что эта система представляет собой набор компонентов, предназначенных для сбора, обработки, хранения и распространения информации (в том числе для целей принятия решений). При этом к компонентам информационной системы относят: (1) аппаратное обеспечение (оборудование); (2) программное обеспечение (операционная система и прикладные программы); (3) данные (структурированные в базах данных или собранные в хранилищах данных); (4) телекоммуникации; (5) людей (программистов, операторов и пользователей информационной системы); (6) процесс (серия шагов для достижения желаемого результата или цели)[14].

Такое понимание стало результатом эволюции самой информационной системы, которая изначально, действительно, была близка к автоматизированному банку данных (и классическим примером здесь, вероятно, будут различного рода справочно-правовые системы). Однако уже к началу 2000 гг. информационные системы начали усложняться, что дало повод говорить о том, что они представляют собой совокупность технического, программного и организационного обеспечения вкупе с персоналом, предназначение которой состоит в обеспечении пользователей информацией[15]. К числу информационных систем стали относить поисковые системы, размещенные в открытом доступе государственные реестры, интернет-магазины и проч.

Сегодня информационные системы применяются практически повсюду: «Каждый раз, когда вы идете за покупками, вы взаимодействуете с информационной системой, которая управляет запасами и продажами. Даже поездка в школу или на работу приводит к взаимодействию с транспортной информационной системой, влияющей на светофоры, камеры и т.д. Торговые автоматы подключаются и обмениваются данными с помощью Интернета вещей (IoT). Компьютерная система вашего автомобиля не просто управляет двигателем – данные об ускорении, переключении передач и торможении всегда записываются. И, конечно же, каждый смартфон постоянно подключается к доступным сетям через Wi-Fi, записывая ваше местоположение и другие данные»[16]. Подобное многообразие приводит к тому, что ученые испытывают трудности при формулировке общего определения разбираемого понятия.

Вместе с тем для целей настоящей работы можно говорить об информационной системе как совокупности технологического, информационного, коммуникационного компонентов и человеческих ресурсов, которые позволяют собирать, обрабатывать, хранить и распространять данные для достижения конкретных целей, включая принятие решений.

4. Онлайн-платформа (интернет-платформа / цифровая платформа )

Информационные системы рассматриваются разными авторами не только в техническом смысле – напротив, довольно часто они изучаются в русле инструментария ведения коммерческой деятельности, так как позволяют создавать разнообразные бизнес-площадки: «Многие крупные компании полностью построены на информационных системах. К ним относятся eBay, в основном торговый маркетплейс; Amazon, расширяющийся электронный торговый центр и поставщик услуг облачных вычислений; Alibaba, электронная торговая площадка для бизнеса; и Google, поисковая компания, которая получает большую часть своего дохода от рекламы по ключевым словам при интернет-поиске»[17]. Именно в этом контексте термин «информационная система» может быть свободно заменен термином «онлайн-платформа» (интернет-платформа или цифровая платформа (англ. digital platform)).

Разбирая вопросы онлайн-платформы, надо предварительно подчеркнуть, что слово «платформа» используется во многих значениях. Так, говоря о платформе, под ней могут подразумевать, например, упоминаемое ранее CMS – программное обеспечение для управления содержимым сайта (цель использования которого состоит в обеспечении работоспособности сайта и актуализации контента сайта) или операционную систему, или аппаратную платформу компьютера (аппаратные средства, операционная система, программное обеспечение и проч.).

Рассматривая онлайн-платформу не в техническом ключе, а исходя из ее реального предназначения в качестве инструмента бизнеса, крайне удачной следует признать дефиницию, сформулированную Организацией экономического сотрудничества и развития, которая определила понятие «онлайн-платформа» как «цифровой сервис, который облегчает взаимодействие между двумя или более отдельными, но взаимозависимыми группами пользователей (будь то фирмы или отдельные лица), которые взаимодействуют через сервис посредством Интернета»[18]. В этом понятии внимание не акцентируется на технической стороне онлайн-платформы, но отражено предназначение цифровой платформы – оно состоит в создании благоприятных условий для обмена товарами и услугами на соответствующем рынке, вследствие чего онлайн-платформа может рассматривать как организатор торгового оборота (в широком смысле), что, безусловно, позволяет поддержать мнение о том, что здесь есть основания говорить о появлении нового субъекта права[19].

Изложенное позволило мне сделать вывод о том, что онлайн-платформы сегодня не могут рассматриваться в качестве обычного посредника между сторонами. Это скорее посредник sui generis – у него особые задачи, особый функционал, особые возможности, и точно особая роль в торговом обороте[20]. И поэтому можно говорить о том, что онлайн-платформа в совокупности с оператором этой платформы должны пониматься как новый, самостоятельный субъект торгового права, который является организатором торгового оборота.

P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:

[1] Здесь нельзя не вспомнить слова Франца Бернхефта, отметившего: «Определения часто бывают неверными вследствие трудности найти выражение, способное охватить данное явление во всех его направлениях. В старом торговом уложении, которое принадлежит к лучшим образцам законодательства, даже определение слова «купец» (следовательно, основного понятия), было совершенно неточно с точки зрения установления круга лиц, охватываемых этим понятием. В таких случаях определения, конечно, не обязывают, но раз они внесены в закон, их, естественно, гораздо труднее устранить при практическом применении права, чем тогда, когда они были установлены каким-либо ученым. Юридические конструкции тоже должны были по возможности отсутствовать в законе. И они могут быть неправильными, так как законодатель может иногда ошибаться, и эти конструкции, разумеется, не имеют силы, но при их наличности большей частью бывает сомнительно, не скрывается ли под неверной идеей приказание, которое, естественно, само по себе обязывает» (Бернхефт Ф. Гражданское уложение Германской империи в процессе его образования // Гражданское право Германии: Хрестоматия избранных произведений Франца Бернхефта и Йозефа Колера. / сост. Р.С. Куракин, Е.В. Семенова / пер. с нем. В.М. Нечаева. М., 2014. С. 22)

[3] Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу).

[4] Интересно, что прежде действовавшим законодательством об информации допускалась возможность объявления отдельных объектов федеральных информационных ресурсов общероссийским национальным достоянием – на это обращает внимание, в частности, Л.К. Терещенко (Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства (монография). М.: Инфра-М, ИЗИСП, 2013).

[5] В связи с чем подчеркивалось, что «объектами вещных прав в данном случае выступают не сами сведения, а содержащие их материальные носители» (Погуляев В.В., Моргунова Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2004 (автор комментария – В.В. Погуляев). Надо отметить, что и В.А. Дозорцев понимал информационные ресурсы как материальные носители, что нашло отражение в следующих его заключениях: «Действующее законодательство (речь здесь идет об утратившем силу Законе об информации. – прим. М.Р.) различает права на сами сведения и права на их материальные носители. Закон об информации говорит о праве собственности на информационные ресурсы (см., например, ст. 6), под которыми он понимает «отдельные документы и массивы документов» (ст. 2, см. также ст. 4 и др.), т.е. конкретные материальные носители информации, а не саму информацию. Такие носители действительно могут быть объектами права собственности. О необходимости различать право на информацию и право на информационные ресурсы говорит и ст. 18, устанавливающая, что «право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам». Правда, терминология и формулировки, использованные в этой статье и во всем Законе, оставляют желать лучшего (видимо, их недостатки объясняются тем, что опыт регламентации информационных отношений еще не накопился)» (Дозорцев В.А. Опубликование материалов, не охраняемых авторским правом // Юридический мир. 2000. № 12, 2001. №№ 1, 2 (СПС «КонсультантПлюс»)).

[6] Но отечественные работы по информатике продолжают раскрывать понятие информационного ресурса как «отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов» или совокупности данных.

[7] Першин А.Н. Осмотр сетевых информационных ресурсов – новый вид следственного действия // Российский следователь. 2020. № 1. С. 14.

[8] См.: Леднева Ю.В. Правовое обеспечение внедрения в бюджетные отношения информационно-телекоммуникационных технологий // Финансовое право. 2017. № 11. С. 9-14 (СПС «КонсультантПлюс»).

[9] См. об этом: Tim Berners-Lee A Short History of «Resource» in web architecture // URL: https://www.w3.org/DesignIssues/TermResource.html

[10] Войниканис Е.А., Калятин В.О. База данных как объект правового регулирования. Учебн.пособие. М.: Статут, 2011.

[11] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (постатейный). М.: Статут, 2015. С. 19.

[12] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». С. 20.

[13] Бузова Н.В. Государственные реестры – базы данных, охраняемые как объекты смежных прав? // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 72.

[14] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond (2019) // URL: https://opentextbook.site/informationsystems2019/

[15] Такая позиция была отражена в ряде работ (см., например, William S. Davis, David C. Yen. The Information System Consultant’s Handbook. Systems Analysis and Design. CRC Press, 1998; Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем. М., 2003).

[16] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond.

[17] Zwass, Vladimir. Information system // Encyclopedia Britannica, 2 Nov. 2020, // URL: https://www.britannica.com/topic/information-system

[18] OECD, “The Digital Transformation of SMEs”, OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship (Paris, 2021), pp. 111-151.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *