Что такое рынок знаний история
§ 39. Становление информационного общества
1. Информационная революция
Термин «информационное общество» принадлежит канадскому филологу М. Маклюэну. В 1950-е гг. началась революция в формах передачи информации: печатное слово (книги, газеты, письма и т.д.) стало вытесняться электронными средствами её распространения (в первую очередь телевидением). Новые формы передачи информации, как считал Маклюэн, изменяют характер мышления и мировосприятия. События, происходящие в самых удалённых уголках мира, начинают восприниматься как близкие, непосредственно затрагивающие каждого человека.
Термин «информационное общество» при жизни Маклюэна не получил широкого признания. Тем не менее в 1970-е гг. глубокие сдвиги в технологии, организации производства, социальной структуре наиболее развитых стран мира стали совершенно очевидными. А в начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин — «информационное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.
Вторая половина XX в. ознаменовалась быстрым развитием систем телекоммуникаций: радио, телевидение и телефонная связь стали общедоступными. Например, с 1950 по 1999 г. число телефонных аппаратов в мире увеличилось с 50 млн до 1 млрд. Поистине революционным стало создание локальных компьютерных сетей, а затем, в 1989 г., глобальной системы Всемирной паутины — Интернета. Распространение его шло фантастическими темпами. В 1991 г. количество компьютеров с доступом в Интернет в мире составляло около 5 млн, в 1996 г. — 60 млн, в 2001 г. — более 300 млн. Объём информации, передаваемой через Интернет, удваивается каждые сто дней. Со Всемирной сетью можно связаться из любой точки земного шара, используя портативный компьютер или мобильный телефон.
Интернет уникален прежде всего потому, что это глобальная, трансграничная сеть, не контролируемая ни одним правительством мира и не принадлежащая никому. Он обеспечивает интерактивность, то есть возможности диалога пользователей друг с другом и с любыми структурами.
Интернет обеспечивает возможности получения альтернативной информации по любому вопросу. Он позволяет любому гражданину или общественной организации самим выступать источником информации, суждений и оценок, налаживать контакты с единомышленниками в любой части мира, согласовывать с ними свои действия. В принципе это значительно расширяет степень свободы граждан, позволяет исходящим «снизу» политическим инициативам приобретать общенациональное или даже глобальное влияние — и это с минимальной затратой средств.
Велико экономическое значение глобальной Сети. Она позволяет корпорациям и банкам буквально за минуты осуществлять коммерческие операции в любом районе мира, согласовывать ценовую, инвестиционную политику помимо правительств, осуществлять оперативное управление зарубежными филиалами. Интернет стал инструментом формирования глобализированной экономики, в которой национальные границы быстро размываются.
2. Индустрия производства знаний
Общество, в котором главную ценность составляет информация, знания, материализующиеся в постоянно обновляющихся технологических достижениях, обладает огромным потенциалом развития. В сфере «индустрии знаний» не может быть кризисов перепроизводства, она способна вместить любое количество занятых. Её дальнейшее развитие может привести к решению проблемы безработицы.
Росту внимания к науке способствовало, в частности, то, что в последней трети XX в. наряду с международными рынками капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей силы, услуг сложился рынок знаний, запатентованной научно-технической информации (ноу-хау). Стоимость продаж на этом рынке сравнилась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Таким образом, производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности товаров, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.
Стимулом создания новых технологий была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира.
Военно-технические программы обеспечили науку дополнительным финансированием за счёт государственного бюджета. Так, в годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритании, Франции направлялось свыше 10% их военного бюджета.
Разумеется, военно-технические разработки велись в условиях режима повышенной секретности, что разрывало единство мировой науки. Секретность не исключала широкого распространения и использования сопутствующих технологий (так называемого «двойного назначения»), появлявшихся в связи с совершенствованием военной техники. Она сама требовала фундаментальных научных исследований, их результаты по своему характеру имеют широкое поле применения.
С прекращением «холодной войны» внимание развитых стран к военно-технической сфере не сократилось. Государства, вступившие в «информационную эру», приобретают над остальными странами не меньший военный перевес, чем европейские метрополии имели над народами колоний в XIX в. Они повышают свою военную мощь за счёт качественного совершенствования, а не количественного наращивания своей военной мощи.
3. Новая социальная структура общества
Большие перемены по сравнению с периодом массовой индустриализации претерпела структура занятости.
В конце 1970-х — начале 1980-х гг. произошёл раскол рабочего класса на работников перспективных и неперспективных отраслей, спрос на продукцию которых понизился. К числу неперспективных в большинстве стран попали горнодобывающая, особенно угледобывающая промышленность и чёрная металлургия. Выделился ряд рабочих специальностей, которые по мере технического перевооружения производства вытеснялись роботами и автоматами. Основное сокращение рабочих мест пришлось на наиболее массовые в середине XX в. слои неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих.
Из-за перевода производства на высокие технологии менялся характер занятости. Возникла проблема безработицы, которую стали называть структурной, поскольку с прохождением переобучения вытесненные машинами работники имели возможность заняться другой деятельностью. Возросла численность инженерно-техниче-ского и научно-технического персонала, квалифицированных рабочих, которые и ранее относились к наиболее высокооплачиваемым категориям наёмных работников.
Часть высвободившейся рабочей силы перешла в сферу обслуживания. Возросла роль мелкого, семейного бизнеса в тех областях экономики, которые не представляли интереса для крупных корпораций. Увеличилось число мелких собственников бензоколонок, кафе, малых фирм, предлагающих транспортные услуги, и т. д.
Перемены в обществе не вызвали общего падения уровня жизни и зарплаты наёмных работников. Напротив, в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики ещё в 1950-1960-е гг. у большинства населения повысился жизненный уровень. Многие наёмные работники стали считать себя не рабочими или служащими, а средним классом. К этому же классу относили себя многие мелкие предприниматели, собственники из города и деревни.
Принадлежность к среднему классу определялась не отношением к собственности на средства производства и не источником дохода (это может быть зарплата, доход на вложенный капитал, прибыль от фермы и т. д.), а его уровнем. Этот уровень, будучи выше прожиточного минимума, позволял его обладателю иметь определённый достаток. Социальные процессы конца XX в. привели к дальнейшему росту численности среднего класса.
Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к сферам образования, здравоохранения, социальной защиты, проблемам гарантий соблюдения прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США, Японии возросла в 3,5 раза, в Германии — в 6 раз, в Великобритании — в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет. Тем не менее в большинстве развитых стран он считается недостаточным. В них обсуждается вопрос совершенствования системы образования.
Современное общество порой называют обществом двух третей. Этот термин подразумевает, что большинство населения составляют люди, которые выигрывают от внедрения новых технологий. Это средний класс, а также крупные собственники и управляющие.
В то же время от трети до четверти населения стран, вступивших в фазу информационного общества, столкнулись с проблемой маргинализации, то есть выталкивания на обочину общественной жизни людей, способных к производительному труду, но не могущих реализовать себя. Они оказывались вне социальных связей и отношений, часто вынуждены жить на пособия.
Прежде всего с этой проблемой столкнулись многие лица предпенсионного возраста. Они хотели бы трудиться, однако им трудно было приспособиться к новым условиям труда и технологиям. Не были заинтересованы в их переобучении и корпорации, предпочитающие работников среднего возраста.
Особую группу маргиналов составила молодёжь, лишь вступающая в трудовую жизнь. Предприниматели предпочитали брать на работу людей в возрасте 30-35 лет. Их преимущество состояло в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом.
Маргиналы, особенно молодёжь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Они легко поддаются любой пропаганде, обещающей улучшить их социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Их сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах нарушения общественного порядка связаны не с традиционными социальными конфликтами, забастовками (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а с актами насилия, вандализма, уличными дебошами. Их вызывают неудовлетворённость людей своим положением, произвол властей, бесправие.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Рынки знаний по-разному описывались Стюартом (1996) и Симардом (2000) как механизм обеспечения, поддержки и облегчения мобилизации, совместного использования или обмена информацией и знаниями между поставщиками и пользователями.
Эта перспектива уместна, когда рынок имеет ограниченный интерес или не имеет никакого контроля над производством или использованием обмениваемого контента, как это имеет место на большинстве традиционных рынков. Перспектива поставщика-пользователя также подходит для возникающих «идей» социальных сетей ( Tapscott and Williams, 2006), в которых основная функция рынка состоит в том, чтобы согласовывать существующие решения с проблемами и проблемы с теми, кто может найти решения.
С производственной точки зрения процессы создания богатства за счет использования интеллектуального капитала объясняются Нонака (1991) и Леонардом (1998). Что касается маркетинга, то ряд авторов, включая Bishop (1996), May (2000) и Tapscott et al. (2000) описывают архитектуру и процессы, необходимые для успеха в цифровой экономике.
Услуги знаний
Сент-Клер и Райх (2002) описывают внутренние службы знаний как управленческий подход, который объединяет управление информацией, управление знаниями и стратегическое обучение в функции всего предприятия. Калакота и Робинсон (2003) и Томас (2005) разработали сервисно-ориентированные архитектуры для частного сектора. Их цель заключалась в преобразовании традиционного розничного бизнеса путем разработки общекорпоративных платформ, поддерживающих обслуживание клиентов. RocSearch (2006) использует более широкий внешний взгляд, имея в виду зарождающуюся отрасль информационных услуг, которая выходит за рамки традиционных затрат и времени и использует преимущества традиционного консалтингового сектора.
Существует четыре типа информационных услуг: создание контента, разработка продуктов, оказание помощи и обмен решениями. 24 Услуги в области знаний моделируются как круговая цепочка создания стоимости, состоящая из девяти этапов, которые включают, продвигают или извлекают ценность из продуктов и услуг, основанных на знаниях. Этапы следующие: создание, преобразование, управление, внутреннее использование, передача, улучшение, профессиональное использование, личное использование и оценка.
(Simard, 2007) описал широкий спектр предоставления услуг, который сегментирован по категориям получателей с соответствующими уровнями распределения, взаимодействия, сложности контента и каналов. Категории от богатого до доступного: уникальные (только один раз), сложные (наука), технические (инженерные), специализированные (профессиональные), упрощенные (популярные) и обязательные (все).
С точки зрения рынков знаний Макги и Прусак (1993) отмечают, что люди обменивают информацию на информацию, используют ее как инструмент власти или обменивают на информацию большей ценности. Давенпорт и Прусак (1998) использовали аналогию с рынком знаний для описания обмена знаниями между отдельными людьми и группами. Однако Шапиро и Вариан (1999) указывают, что информационные рынки не будут напоминать конкурентные рынки из учебников, где многие поставщики предлагают аналогичные продукты, но не имеют возможности влиять на цены. Симард (Simard, 2006) описал рынки знаний как группу связанных круговых цепочек создания стоимости услуг, которые функционируют вместе как сектор, чтобы встраивать, продвигать и извлекать ценность для получения отраслевых результатов и индивидуальных выгод.
Примеры
Платные рынки знаний превращают знания в товар, поскольку они основаны на традиционных рыночных механизмах, которые хорошо работают с традиционными товарами. Покупатель отправляет запрос, обычно в форме вопроса, и устанавливает цену за действительный ответ. В качестве альтернативы поставщики знаний (ответчики) могут разместить свои заявки, чтобы получить ответ на вопрос.
Рынки свободных знаний используют альтернативную модель, в которой знания рассматриваются как общественное благо.
Что такое рынок знаний история
Подробное решение Параграфы § 39 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014
Вопрос 01. Определите содержание понятия «информационное общество». Почему его называют также «постиндустриальным»?
Ответ. По мысли его теоретиков, информационное общество – следующая стадия развития после индустриального, потому другое его название – постиндустриальное. Это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.
Вопрос 02. Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?
Ответ. В информационном обществе знания (прежде всего, новые технологии) становятся товаром (то есть имеют свою цену), более того – самым ценным товаром. А любой товар котируется на определённом рынке. Вложение в самый ценный товар выгодно. В данном случае такие вложения позволяют первому иметь доступ к новой технологии и получить сверхприбыль, пока технология не стала общедоступной.
Вопрос 03. Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?
Ответ. Каждая научно-техническая революция в ХХ веке есть в основном не отрицание предыдущих научных теорий, а резкое увеличение суммы знаний. Увеличение суммы знаний ведёт к ускорению темпов исследования и ускорению темпов накопления знаний. Вскоре, как говориться, количество переходит в качество: накопление знаний приводит к новой научно-технической революции.
Вопрос 04. Как возникновение Интернета повлияло на развитие мировой цивилизации, человека?
Ответ. Появление Интернета ведёт к постепенному возникновению единого информационного пространства (на сегодняшний день оно разделено по языкам, но уже не по государствам, границы которых не играют в Интернете практически никакой роли).
Вопрос 05. Охарактеризуйте процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу XX в.
Ответ. В процессе перехода к информационному обществу уменьшается число бедняков, также как и число сверхбогатых людей. Большую часть общества начинает составлять так называемый средний класс. Бедняки и даже бездомные присутствуют в обществе, но их не столь значительное число, чтобы стать источником социальной напряжённости. В целом это общество, где удовлетворены базовые человеческие потребности подавляющего большинства его членов.
Вопрос 06. Раскройте понятие «средний класс». Какую роль он играет в общественно-политической жизни?
Ответ. Средний класс состоит из обеспеченных, имеющих больше необходимого минимума, но не живущих в роскоши людей. Обычно большая часть среднего класса работает в сфере обслуживания. В современных развитых государствам он составляет основной источник налоговых сборов, основной электорат, в целом является лицом общества.
Наука и рынок знаний
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тысячелетиями люди вели такой размеренный и монотонный образ жизни, что быт, уровень и понятие материального достатка и результативность труда одного поколения почти не отличались от быта, достатка и производительности труда предыдущего. Развитие экономики продвигалось крайне медленно. К примеру, уровень развития стран Европы практически не менялся на протяжении нескольких веков. Но если сравнивать уровень, на котором находилось развитие государств девятнадцатого и двадцать первого века, то разница будет не просто заметной, она будет просто огромной. В этот период, не смотря на войны и всевозможные социальные катаклизмы, идет невиданный ранее в истории развития человечества подъем в развитии экономики.
Что же придало ускорение развитию мировой экономики в последние два-три столетия? Это, в первую очередь, совершенно новые знания, которые были получены при помощи науки. Эти научные достижения нарастали подобно лавине последние двести-триста лет и привели к тому, что то, что мы называем знаниями, которые разработчики классических экономических схем и теорий не выделяли как отдельный экономический ресурс в отличие от понятий капитала, труда, земли, и деловых способностей, стали считаться таковым и зачастую не меньше, а даже более, значимыми, чем все другие, перечисленные выше экономические ресурсы.
Что же такое знание?
Если пользоваться простыми словами, знание можно определить как совокупность сведений о чем-либо. Это могут быть жизненные, профессиональные, технологические, хозяйственные и многие другие сведения.
С развитием экономики выясняется, что то, что называется знанием также является товаром и занимает свое место среди экономических ресурсов наравне с другими такими же ресурсами. Знание уникально тем, что оно представляет собой как фактор производства, так и активы, и благо, и ресурсы одновременно.
Тогда наука – это:
Готовые работы на аналогичную тему
Именно эти социально-экономические результаты НТП и привели к появлению такого экономического ресурса и понятия, как «рынок знаний».
Рынок знаний
Классификации сегментов рынка знаний
Рынок знаний классифицируется по различным признакам.
По субъективной принадлежности можно выделить такие участки рынка знаний:
По характеру назначения знаний. Здесь можно выделить:
По областям знаний это будут рынки знаний в областях самых разных наук: естественных, гуманитарных, экономических и других.
По сферам экономики классифицируются такие участки рынка знаний:
По форме проявления это будут рынки явных и неявных, знаний.
По форме использования рынки знаний могут быть рынками знаний которые отчуждаются от носителя, и рынками не отчуждаемых от носителя знаний.
Можно выделить и рынки по формам продажи знаний, как и по некоторым другим признакам.
Специфика рынка знаний
Она выражена тем, что:
Значение знаний как ресурса быстро возрастает, а их объем растет еще быстрее. Недавно сформировавшийся рынок знаний имеет самые разные формы организации:
§ 39. Становление информационного общества
1. Информационная революция
Термин «информационное общество» принадлежит канадскому филологу М. Маклюэну. В 1950-е гг. началась революция в формах передачи информации: печатное слово (книги, газеты, письма и т.д.) стало вытесняться электронными средствами её распространения (в первую очередь телевидением). Новые формы передачи информации, как считал Маклюэн, изменяют характер мышления и мировосприятия. События, происходящие в самых удалённых уголках мира, начинают восприниматься как близкие, непосредственно затрагивающие каждого человека.
Термин «информационное общество» при жизни Маклюэна не получил широкого признания. Тем не менее в 1970-е гг. глубокие сдвиги в технологии, организации производства, социальной структуре наиболее развитых стран мира стали совершенно очевидными. А в начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин — «информационное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.
Вторая половина XX в. ознаменовалась быстрым развитием систем телекоммуникаций: радио, телевидение и телефонная связь стали общедоступными. Например, с 1950 по 1999 г. число телефонных аппаратов в мире увеличилось с 50 млн до 1 млрд. Поистине революционным стало создание локальных компьютерных сетей, а затем, в 1989 г., глобальной системы Всемирной паутины — Интернета. Распространение его шло фантастическими темпами. В 1991 г. количество компьютеров с доступом в Интернет в мире составляло около 5 млн, в 1996 г. — 60 млн, в 2001 г. — более 300 млн. Объём информации, передаваемой через Интернет, удваивается каждые сто дней. Со Всемирной сетью можно связаться из любой точки земного шара, используя портативный компьютер или мобильный телефон.
Интернет уникален прежде всего потому, что это глобальная, трансграничная сеть, не контролируемая ни одним правительством мира и не принадлежащая никому. Он обеспечивает интерактивность, то есть возможности диалога пользователей друг с другом и с любыми структурами.
Интернет обеспечивает возможности получения альтернативной информации по любому вопросу. Он позволяет любому гражданину или общественной организации самим выступать источником информации, суждений и оценок, налаживать контакты с единомышленниками в любой части мира, согласовывать с ними свои действия. В принципе это значительно расширяет степень свободы граждан, позволяет исходящим «снизу» политическим инициативам приобретать общенациональное или даже глобальное влияние — и это с минимальной затратой средств.
Велико экономическое значение глобальной Сети. Она позволяет корпорациям и банкам буквально за минуты осуществлять коммерческие операции в любом районе мира, согласовывать ценовую, инвестиционную политику помимо правительств, осуществлять оперативное управление зарубежными филиалами. Интернет стал инструментом формирования глобализированной экономики, в которой национальные границы быстро размываются.
2. Индустрия производства знаний
Общество, в котором главную ценность составляет информация, знания, материализующиеся в постоянно обновляющихся технологических достижениях, обладает огромным потенциалом развития. В сфере «индустрии знаний» не может быть кризисов перепроизводства, она способна вместить любое количество занятых. Её дальнейшее развитие может привести к решению проблемы безработицы.
Росту внимания к науке способствовало, в частности, то, что в последней трети XX в. наряду с международными рынками капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей силы, услуг сложился рынок знаний, запатентованной научно-технической информации (ноу-хау). Стоимость продаж на этом рынке сравнилась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Таким образом, производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности товаров, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.
Стимулом создания новых технологий была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира.
Военно-технические программы обеспечили науку дополнительным финансированием за счёт государственного бюджета. Так, в годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритании, Франции направлялось свыше 10% их военного бюджета.
Разумеется, военно-технические разработки велись в условиях режима повышенной секретности, что разрывало единство мировой науки. Секретность не исключала широкого распространения и использования сопутствующих технологий (так называемого «двойного назначения»), появлявшихся в связи с совершенствованием военной техники. Она сама требовала фундаментальных научных исследований, их результаты по своему характеру имеют широкое поле применения.
С прекращением «холодной войны» внимание развитых стран к военно-технической сфере не сократилось. Государства, вступившие в «информационную эру», приобретают над остальными странами не меньший военный перевес, чем европейские метрополии имели над народами колоний в XIX в. Они повышают свою военную мощь за счёт качественного совершенствования, а не количественного наращивания своей военной мощи.
3. Новая социальная структура общества
Большие перемены по сравнению с периодом массовой индустриализации претерпела структура занятости.
В конце 1970-х — начале 1980-х гг. произошёл раскол рабочего класса на работников перспективных и неперспективных отраслей, спрос на продукцию которых понизился. К числу неперспективных в большинстве стран попали горнодобывающая, особенно угледобывающая промышленность и чёрная металлургия. Выделился ряд рабочих специальностей, которые по мере технического перевооружения производства вытеснялись роботами и автоматами. Основное сокращение рабочих мест пришлось на наиболее массовые в середине XX в. слои неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих.
Из-за перевода производства на высокие технологии менялся характер занятости. Возникла проблема безработицы, которую стали называть структурной, поскольку с прохождением переобучения вытесненные машинами работники имели возможность заняться другой деятельностью. Возросла численность инженерно-техниче-ского и научно-технического персонала, квалифицированных рабочих, которые и ранее относились к наиболее высокооплачиваемым категориям наёмных работников.
Часть высвободившейся рабочей силы перешла в сферу обслуживания. Возросла роль мелкого, семейного бизнеса в тех областях экономики, которые не представляли интереса для крупных корпораций. Увеличилось число мелких собственников бензоколонок, кафе, малых фирм, предлагающих транспортные услуги, и т. д.
Перемены в обществе не вызвали общего падения уровня жизни и зарплаты наёмных работников. Напротив, в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики ещё в 1950-1960-е гг. у большинства населения повысился жизненный уровень. Многие наёмные работники стали считать себя не рабочими или служащими, а средним классом. К этому же классу относили себя многие мелкие предприниматели, собственники из города и деревни.
Принадлежность к среднему классу определялась не отношением к собственности на средства производства и не источником дохода (это может быть зарплата, доход на вложенный капитал, прибыль от фермы и т. д.), а его уровнем. Этот уровень, будучи выше прожиточного минимума, позволял его обладателю иметь определённый достаток. Социальные процессы конца XX в. привели к дальнейшему росту численности среднего класса.
Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к сферам образования, здравоохранения, социальной защиты, проблемам гарантий соблюдения прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США, Японии возросла в 3,5 раза, в Германии — в 6 раз, в Великобритании — в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет. Тем не менее в большинстве развитых стран он считается недостаточным. В них обсуждается вопрос совершенствования системы образования.
Современное общество порой называют обществом двух третей. Этот термин подразумевает, что большинство населения составляют люди, которые выигрывают от внедрения новых технологий. Это средний класс, а также крупные собственники и управляющие.
В то же время от трети до четверти населения стран, вступивших в фазу информационного общества, столкнулись с проблемой маргинализации, то есть выталкивания на обочину общественной жизни людей, способных к производительному труду, но не могущих реализовать себя. Они оказывались вне социальных связей и отношений, часто вынуждены жить на пособия.
Прежде всего с этой проблемой столкнулись многие лица предпенсионного возраста. Они хотели бы трудиться, однако им трудно было приспособиться к новым условиям труда и технологиям. Не были заинтересованы в их переобучении и корпорации, предпочитающие работников среднего возраста.
Особую группу маргиналов составила молодёжь, лишь вступающая в трудовую жизнь. Предприниматели предпочитали брать на работу людей в возрасте 30-35 лет. Их преимущество состояло в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом.
Маргиналы, особенно молодёжь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Они легко поддаются любой пропаганде, обещающей улучшить их социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Их сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах нарушения общественного порядка связаны не с традиционными социальными конфликтами, забастовками (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а с актами насилия, вандализма, уличными дебошами. Их вызывают неудовлетворённость людей своим положением, произвол властей, бесправие.