Что такое рыцарское войско
Что такое рыцарское войско
В различных источниках указывается, что в XIII веке основой армии Западной Европы являлось рыцарское войско. В основе организации рыцарского войска лежала иерархическая феодальная лестница. Во главе войска стоял король — самый крупный феодал и самый главный сеньор. При короле образовывался совет знатных рыцарей. В совет входили крупнейшие феодалы: герцоги, графы, каждый из которых командовал своим ополчением, составлявшим одно знамя (высшую организационную единицу). При знамени или при сеньоре имелся свой совет из крупных вассалов. Каждый вассал приводил под знамя сеньора несколько копий (копье — низшая организационная единица). Таким образом, рыцарское войско делилось на знамена и копья.
Знамя состояло из 25 — 80 копий. Копье в 4 —10 человек состояло из рыцаря и из обслуживающих его конных и пеших воинов — оруженосца, конных и пеших лучников, копейщиков и прочих слуг. Копье — название более позднего происхождения — возникло в XIV веке, но до этого каждый рыцарь также имел слуг из простых воинов. Копье являлось низшей организационной и в то же время тактической единицей. Рыцарское вооружение состояло из меча и тяжелого копья, представлявшего собой металлический
Рыцарь XIII века был весь закован в доспехи, и его защитное воо-
Ружение не оставляло открытым ни одной части тела. Когда в бою при Бувине французский король Филипп Август был сбит с коня, враги не могли найти в его снаряжении ни одной щели, через которую можно было бы поразить короля кинжалом. Пока они тщетно пытались это сделать, подоспевшие на помощь французские рыцари освободили короля.
Рыцарь имел щит, который сна-
В своем защитном вооружении рыцарь был настолько неуклюж, что если его сбивали с коня, то он сам без посторонней помощи не мог встать на ноги. Рыцарская лошадь также была чрезмерно перегружена. Документы того времени отмечают жалобы на худоконность и малое число лошадей, годных для боя. Кавалерия рыцарского типа была неповоротливой. Это были тяжелые, медленно двигавшиеся войска. В атаку рыцарь шел шагом, в лучшем случае рысью.
Вооружение простых воинов, в том числе пеших, состояло главным образом из копий, луков и арбалетов.
Ходимые навыки. Рыцарь должен был владеть семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из лука, кулачным боем, соколиной охотой, игрой в шахматы и сложением стихов.
Вся система воспитания рыцарской армии ставила целью выработать в рыцаре чувство личной чести. Рыцарская честь, во имя которой каждый рыцарь готов был драться,
Ри перед боем. Посвящение производилось королем, начальниками рыцарских корпораций, а одно время и просто рыцарем. В качестве отличительных знаков рыцарь имел перевязь, рыцарский пояс и позолоченные шпоры. Многолетнее обучение имело целью подготовить тяжеловооруженного кавалериста, способного искусно драться с таким же, как и он, тяжелым всадником.
Необходимые рыцарские навыки совершенствовались в войнах, которые вели феодалы. Кроме участия в войнах, достойным для себя занятием рыцарь считал только охоту и турниры. Турниры — это своего рода примерные бои, первоначально занимавшие важное место в военной подготовке молодых рыцарей. Вот как один средневековый писатель охарактеризовал значение турниров: Рыцарь не может блистать на войне, если он не приготовился к этому на турнирах. Ему надо видеть, как течет его кровь, как хрустят его зубы под ударами кулаков. Ему необходимо быть сброшенным на землю, чтобы чувствовать тяжесть тела своего неприятеля. Необходимо, чтобы, выбитый двадцать раз из седла, он двадцать раз поднимался вновь, еще более ожесточенный для боя. Только таким образом он может вступить в серьезную войну с надеждой быть победителем 1.
Так, в одном немецком турнире XIII века погибли, будучи сбиты с коней, 60 рыцарей.
Рыцарское войско имело однородный состав (феодалы) и являлось замкнутой кастой. В рыцари посвящались только сыновья рыцарей. Если король, оказывая крестьянину милость, делал его рыцарем и при этом вместе с рыцарским достоинством жаловал ему и рыцарские права, то этим он нарушал закон. Даже посвященный в рыцари крестьянин не мог стать им никогда. Таково было феодальное право, и оно строго охранялось. По указу Барбароссы право на поединок имел лишь тот, кто был рыцарем по происхождению. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры явля-
Лись высшими признаками отличия рыцаря. Французский король Людовик VI в 1137 году издал указ, по которому у всех посвященных в рыцари нерыцарского рода были отбиты шпоры на навозной куче. Рыцарями не могли стать сыновья духовных лиц, купцов, ремесленников и крестьян.
Во всех отношениях, в том числе и в боевом, обеспечивали деятельность рыцаря. Кнехты — это не только слуги, но в широком смысле слова воины, помогавшие рыцарям, конные и пешие лучники и арбалетчики. Пехота в армиях государств Западной Европы была многочисленнее кавалерии. Но эта пехота являлась не чем иным, как плохо вооруженной толпой, организовать которую почти не делалось никаких попыток. Пехотинец даже не считался воином; слово miles (воин) сделалось синонимом конного воина.
Неорганизованные и невооруженные крестьяне не могли бороться с закованными в броню и укрепившимися в замках рыцарями-феодалами. Малоподвижный же рыцарь в свою очередь оказался бессилен против стойкой русской пехоты, а также против хорошо организованной фламандской пехоты и легкой конницы Востока. Выявившаяся в войнах с Востоком слабость феодальной военной организации Западной Европы определялась экономической, политической и военной раздробленностью.
Военное искусство рыцарского войска развивалось крайне медленно. Военные действия ввиду раздробленности вооруженных сил за-
Падноевропейских стран велись сравнительно малочисленными силами. Рыцарское войско отличалось крайней недисциплинированностью. Обычным явлением были восстания и отделения крупных вассалов вместе с их вооруженными силами. Отдача приказаний военачальникам превращалась обыкновенно в шумный военный совет, который делал невозможными какие бы то ни было широкие операции. Война поэтому редко сосредоточивалась на решающих пунктах; борьба за обладание одним каким-нибудь пунктом заполняла целые кампании.
В стратегическом отношении войны не были направлены к решительным боевым действиям. Войны между странами и между крупными феодалами внутри каждой страны велись почти непрерывно, однако крупные сражения были редким явлением. Более того, многие из них не приводили к достижению поставленных целей. Если победа и была одержана на поле боя, то, как правило, она не закреплялась преследованием.
Децентрализация вооруженных сил затрудняла ведение больших войн. Походы на значительные расстояния, как, например, походы германских императоров в Италии и Крестовые походы (1096—1291 гг.), отличались исключительно плохой организацией и сопровождались непрерывными распрями между крупными феодалами, возглавлявшими каждый свое ополчение. До нас дошло немало известий, свидетельствующих о прекращении начатых военных действий из-за ухода из армии отдельных феодалов с их отрядами. В рыцарских армиях полководец не имел единовластия.
Сили грабительский характер. Грабежи были органически присущи недисциплинированной рыцарской армии. Они совершались во время всего похода, т. е. еще до достижения выбранного объекта для нападения. Было много случаев, когда часть рыцарей с целью грабежа выходила из сражения и набрасывалась на повозки неприятеля. Перед сражением при Бувине король Филипп-Август объявил своему войску, что каждый, кто бросится грабить, не дожидаясь победы, будет повешен.
В ведении войн исключительно большую роль играли крепости, крупные военно-оборонительные сооружения в виде стен и башен городов, замков и монастырей. Овладение всеми этими военно-оборонительными сооружениями по условиям тогдашней военной техники представляло значительную трудность. Сильная по тем временам армия могла взять небольшой город в течение 6—12 месяцев.
Рыцарские войска атаковывали противника, выстраиваясь в линию или клином (глубокой колонной). Для атаки линейным построением рыцари строились частоколом — в одну разомкнутую линию на расстоянии друг от друга в 5—10 м. Интервалы существовали для того, чтобы рыцари могли свободно действовать длинными копьями и маневрировать конями. За рыцарями на некотором удалении стояли оруженосцы, а за ними — конные и пешие лучники и копейщики.
Для атаки клином рыцари выстраивались глубокой колонной. В голове колонны рыцари строились в форме клина: в первой шеренге стояло 4 рыцаря, во второй — 6, в третьей — 8 и т. д., до 14 и более шеренг. Затем выстраивались простые воины; фланг, а иногда и тыл колонны замыкались рыцарями. Таким образом, получалась забронированная со всех сторон и заостренная впереди колонна.
Атака частоколом применялась чаще всего в рыцарских сражениях, т. е. при столкновении рыцарских войск. Атака же клином
Применялась главным образом против войск противника, в составе которых действовала пехота. Иногда рыцари вступали в сражение не одной колонной, а несколькими. Колонны для атаки строились рядом на определенных интервалах.
Рыцарский строй сохранялся лишь до сближения с противником. Как только начиналось сражение, строй рассыпался, и каждый рыцарь устремлялся на избранную им цель. Сражение распадалось на от-
Дельные схватки единоборствующих групп и заканчивалось простым рукопашным боем. Следовательно, рыцарская тактика сводилась к единоборству тяжеловооруженных кавалеристов.
Отличительные черты рыцарского сражения были следующими. Пехота являлась подсобным родом войск. Она вступала в сражение, следуя за рыцарями, а иногда высылалась вперед для устранения всевозможных препятствий на пути
Наступления рыцарей или же, как в сражении при Бувине, служила живым бруствером для укрытия рыцарской конницы. Стрелки из лука поддерживали действия рыцарей, располагаясь или впереди, или где-либо в стороне. Когда же рыцари спешивались, они становились вместе в одну линию с пехотой.
Сражения, как правило, были непродолжительными (2—4 часа) и не отличались кровопролитностью. В больших сражениях потери достигали всего нескольких десятков рыцарей.
Ярким примером рыцарской тактики является сражение при Бу-вине.
Отправить сообщение об ошибке
Если нашли ошибку в тексте выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+ENTER, укажите правильный текст без ошибки.
Это сословие сыграло значительную роль в распределении европейских территорий, оно было не менее важным, чем духовенство и крестьяне.
Происхождение понятия
В Западной Европе со времен правления Карла Великого появилось конное войско. Солдаты служили своим вассалам, они полностью отказывались от ведения собственного хозяйства. Воины всю жизнь посвящали службе. Этимология слова «рыцарь» имеет несколько корней.
Практически одинаковым было его значение в разных языках:
В русском языке прижилось измененное немецкое слово. Но в любом случае это понятие означало хорошо вооруженного воина конницы.
Считалось, что рыцари наравне со священниками, феодалами и крестьянами играли значительную роль в формировании общества. Они помогали устранять непорядки, защищали короля, участвовали в войнах и походах. А о романтизме и подвигах всадников и до сих пор ходят легенды.
Воспитание юношей
Затем будущий всадник проходил особый обряд посвящения. Эта процедура свидетельствовала о том, что юноша переходит к самостоятельности и зрелости. Обряд проходил в несколько этапов. На мальчика надевали шпоры, опоясывали мечом и давали пощечину — единственную в жизни, на которую рыцарь не должен отвечать. После этого юноша должен был ловко вскочить на коня и копьем пронзить установленную мишень.
Навершие меча украшали серебряным крестом, двухлезвийный клинок означал стойкость при защите бедных и слабых.
Доспехи и оружие
Средневековье еще называют веком кольчуги. Но металла для их производства было мало, поэтому они стоили очень дорого. Да и сам процесс изготовления требовал много усилий и времени. Все обмундирование и вооружение рыцаря Средневековья вместе с конем оценивалось в 15 кобылиц или 45 дойных коров, а это хозяйство одной деревни.
Всадники надевали качественные одежду и оружие:
На обнаженное тело юноши надевали длинные стеганые рубахи. Менее богатые рыцари носили броню, пошитую из двух слоев кожи. Надевали этот кафтан через голову или завязывали его на спине. Позже на кожаные детали начали нашивать металлическую чешую.
Затем появилась кольчуга — особое обмундирование, состоящее из одного или нескольких рядов стальных колец. Она свисала до колен, а для удобства имела разрезы сзади и спереди. Кольчуга быстро вытеснила кожаные доспехи.
Появились каплевидные щиты для защиты воинов. Их изготавливали из кожи, обшивая бронзой для крепости. Щиты защищали рыцарей от стрел, мечей и копий.
На ноги юноши надевали металлические чулки, а кольчуги дополнились капюшонами и длинными рукавами. Голову защищал шлем. Его надевали поверх мягкого капюшона. Сначала он напоминал купол с нащечниками и наносником. А в конце XII века появились горшковидные шлемы. Они закрывали не только голову, но и плечи. Верхушку можно было загнуть вперед. При этом внутренний объем расширялся, что снижало риск получения ранения лица.
Особенности гербов
Герб рыцаря изображали на щите и сюрко. Главная его часть была геометрической формы, а расписывали его разными красками, изображая геральдику и символические картинки. Если щит герба состоял из нескольких цветов, то и сюрко шили из материи таких же оттенков. Сначала гербы использовали только во время военных походов, но позже они перекочевали в повседневную жизнь. Их изображали на мебели и костюмах, чтобы подчеркнуть титул и звание рыцаря.
Так как всадники появлялись на ринге или поля боя, закованные в доспехи, их нельзя было различить — они выглядели одинаково. И поэтому изобрели гербы — отличительные знаки, которыми украшали щиты и шлемы. С ними связаны многие истории о рыцарях. Один известный крестоносец, австрийский герцог, во время боя так испачкался в крови, что его белая одежда осталась чистой только под поясом. По возвращении домой он сделал себе новый герб: белый пояс в красном поле.
Знаменитый Арагон получил новый отличительный знак тоже на поле боя.
В качестве восхищения его мужеством король Карл Лысый обмакнул пальцы в рыцарской крови и провел ими по золотому гербу воина. Самые сложные рисунки были у рыцарей, которые совершили выдающиеся поступки.
Основой герба был щит.
Его форма зависела от страны, где проживал воин:
Гербы отделывали мехами, драгоценными металлами и камнями, эмалью. Они могли быть однотонными или разноцветными, скошенными или пересеченными. Используемые оттенки символизировали качества, которыми обладал рыцарь.
Красный — страсть и мужество, зеленый говорил о свободолюбии и надежде, голубой означал ясность ума и величие, пурпурный — власть, золото указывало на знатность и богатство, серебро подразумевало благородный характер, черный — скромность и печаль.
Чем древнее и богаче род всадника, тем больше узоров изображали на его гербе.
Определение распространенных рисунков:
Изображали не только животных, но и растения. Лилия означала расцвет, роза — чистоту, тюльпан — открытость.
Устройство замков
В период Средневековья было построено много замков. Только в Англии за несколько лет их возвели более 300. В эту эпоху первыми замками стали прямоугольные деревянные башни, обнесенные садом, рвом и валом. Донжон состоял из нескольких этажей, а переходить с одного на другой можно было с помощью приставной лестницы. На первом хранили балласт, второй служил складом, а на третьем предпочитал жить феодал со своей семьей.
Каменные сооружения появились в конце XI века. Этот материал начали использовать, чтобы враги не могли сжечь и разрушить замки. Хотя в первые годы столетия переходы между этажами оставались деревянными, из-за чего часто случались пожары. Центральную башню дополняли угловыми, а ров перед крепостной стеной наполняли водой. Добраться до входа в замок рыцаря можно было по подъемному мосту.
А также необходимо было преодолеть одну или несколько кованых металлических решеток. Обычно входов было два: один для пешеходов, а второй для рыцарей-всадников. Некоторые замки сохранили изначальный вид и до современных времен, об остальных осталось только описание в документах и книгах.
Воины были очень отважными. Для захвата замка им нужно было засыпать рвы, поставить лестницы к стенам и забираться по ним наверх. Осажденные часто сталкивали их с крыши, а женщины плескали им в лицо кипятком и горячей смолой, сыпали золу и известь. Из-за таких трудностей замки пытались сжечь, а злобу выплескивали с помощью грабежей, пьянства и насилия.
Позже изобрели новые и усовершенствовали старые стенобитные орудия. Популярными были античные тараны и дома на колесах, а затем появилась петрария. Эта машина путем противовеса бросала груз по стенам замка.
Нередко использовали и греческий огонь. Специальными сифонами запускали в башни горючую смесь из смолы, нефти и серы.
Рыцари занимались только военным делом, отказывались вести хозяйство самостоятельно, но при этом у них было свое имущество — замки, конюшни, усадьбы. Все дела вместо них вели управляющие и приказчики. Они отчитывались перед рыцарями о состоянии имущества, следили за полями и садами, домами и драгоценностями.
Деятельность рыцарей
Большую часть жизни рыцари проводили на войне: участвовали в сражениях с другими государствами, а также в междоусобных битвах.
Но когда в стране все было спокойно, то находили себе другие занятия:
Быт рыцарей был хорошо устроен. Так как они не занимались ведением хозяйства (это противоречило этике военного класса), приходилось искать себе другие развлечения. Самые трудные времена наступали зимой.
Приходилось сидеть у каминов, чтобы согреться. Комнаты замков были хорошо натоплены, но в коридорах стены изнутри покрывались льдом. Вечерами рыцари играли в кости и шахматы, устраивали пьяные драки.
Летом замки оживали, становилось гораздо теплее. В города приходили бродячие циркачи, их приглашали к рыцарям. А путешествующие монахи часто становились источниками новой информации. Изучение истории и политической обстановки — вот чем занимались рыцари в свободное время.
Характеристика пиршеств отличается от тех, что будут проводиться спустя 2−3 века. Столы в рыцарских замках были лучше, чем у крестьян, но зимой даже воинам приходилось голодать. Повара готовили дичь и птицу, добытую на охоте, — оленей, кабанов, зайцев, куропаток, фазанов, речную рыбу. А также на столах всегда были свежие овощи и фрукты, сыры, сладкие пироги. Воду пить было не принято, поэтому жажду утоляли молоком, сидром, пивом.
Для упражнения в воинском ремесле юноши участвовали в турнирах. Они преследовали разные цели: стремились стать известными, получить денежную награду, влюбить в себя знатную даму. Обычно рыцари выступали в составе команды, которой покровительствовал капитан или тренер. До самого конца они оставались верными своему вассалу. Но случались и восстания по разным причинам.
Большое значение для рыцарей имели любовные отношения. Женились чаще всего по расчету, редко супругу выбирали из-за чувств. Но у каждого всадника была дама сердца, которую он восхвалял — посвящал стихи и бился на турнирах ради ее признания. Тема любви была популярной в то время. Чем больше побед у рыцаря, тем успешнее он считался в своих кругах.
Рыцарство
Содержание
Возникновение
Прообразом рыцарей в определенной степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме; у франков, в вооруженных силах которых ещё в VII веке преобладала пешее войско свободных, конницу составляли дружинники короля (антрустионы).
Рыцарство проявило себя в Священной Римской империи в первую очередь в конфликтах централизованной власти империи с федератами Северной Африки, Италии, Галии и Испании, во время нападения арабов, которые, вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами Иберийского полуострова, проникли и в Галлию, где они столкнулись с франкским конным строем. В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдаленных походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (на господ).
Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII в. для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец (Hintersasse) — участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путём коммендации (manibus iunctis se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramentum fidelitas promittitur).
В конце VIII в. присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту; Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу.
В 865 г. от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы; лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.
В Германии министериалы с XI в. составляют особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по произволу. Преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а с середины XII в. — даже знатных добровольно подчиняться сеньорам, на правах министериалов. Это повышало положение класса в общественном мнении. Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам короля и духовных князей (Reichsdienstmannen); далее шли министериалы светских князей. Прелаты, не равные князьям, и свободные феодалы не князья держали если и не динстманнов, то все-таки несвободных рыцарей, стоявших ниже министериалов. В южной и западной Германии такие milites (eigene Ritter) встречались даже на службе у тех же динстманнов. В Австрии и Штирии герцогским динстманнам удалось во второй половине XIII в. сравняться с местной знатью (они стали Dienstherren); их место, как динстманны, заняли несвободные рыцари (Eigenmannen). В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины XII в. стала массами переходить в министериалы. Право появляться в графском суде и быть шеффенами с середины XIII в. везде признано за динстманнами. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение, память о котором до XV в. сохранилась для eigene Ritter. В XII в. рыцари свободные и рыцари-министериалы различались как ordo equestris maior et minor. Переход новых слоев несвободных классов или свободного, но не военного населения в рыцарство был задержан в середине XII в.; с Гогенштауфенов немецкое рыцарство замыкается в наследственное сословие. Постановление Фридриха I от 1156 г. (Constitutio de расе tenenda) запрещало крестьянам носить копье и меч; даже купец не смеет опоясываться мечом, а должен привязывать его к седлу. Эта конституция вводит и понятие о рыцарском происхождении (Ritterbürtigkeit); miles (всадник) имеет право на поединок, если может доказать своё рыцарское происхождение (quod antiquitus cum parentibus suis natione legitimus miles existat). По Саксонскому зерцалу, у истинного рыцаря (von ridderes art) уже отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституция Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187—88 гг.) запрещала сыновьям священников, диаконов и крестьян, опоясываться мечом по-рыцарски.
Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель, то есть феодов (fief-terre); вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделённые ленами министериалы, то есть люди несвободных состояний (sergent fieffé, serviens), приравнивались к вавассорам, то есть к низшей знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать её простой покупкой ленов. В конце XIII века покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжёлым побором (droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать и по пожалованию (lettre d’anoblissement) суверена; право пожалования в знать стало привилегией короля.
В Англии право посвящать в рыцари (knight) рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника, владевшего ежегодным доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения цензом взял верх над происхождением лица.
Ритуал посвящения
Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый. Сначала рыцарство давалось, по германской традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к совершеннолетию, то есть к 21-му году. Посвящение чаще всего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» накануне посвящения (veillée des armes). Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой.
Под влиянием церкви германский военный обряд становится сначала религиозным, когда церковь только благословляла меч (bénir l’epée, в XII в.), а затем и прямо литургическим, когда церковь сама опоясывает рыцаря мечом (ceindre l’epée, в XIII в.). В древних епископских обрядниках различают Benedictio ensis et armorum (благословение оружия) от Benedictio novi militis (посвящение рыцаря). Древнейшие следы посвящения рыцаря церковью найдены в римской рукописи начала XI в., но затем до XIII в. нет следов Benedictio novi militis; можно думать, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда.
Удар при посвящении в рыцари впервые упоминается в начале XIII века у Ламберта Ардрского (Lambertus Ardensis), в истории графов де Гинь и д’Ардре. Алапа проникла и в церковный обряд Benedictio novi militis. По епископскому обряднику Гильома Дюран, епископ, после обедни, приступает к благословению меча, который обнаженным лежит на жертвеннике; затем епископ берет его и влагает в правую руку будущему рыцарю; наконец, вложив меч в ножны, опоясывает посвященного, со словами: «Accingere gladio tuo super femur etc.» (да будут препоясаны чресла твои мечом); братски целует нового рыцаря и даёт alapa, в виде лёгкого прикосновения рукой; старые рыцари привязывают новому шпоры; все оканчивается вручением знамени.
В Германии древний обряд при посвящении в рыцари знает только опоясывание мечом при совершеннолетии (Schwertleite); существование «удара» (Ritterschlag) до XIV в. не доказано. Граф Вильгельм Голландский не был ещё посвящен в рыцари, когда в 1247 г. его избрали римским королём.
У Иоганна Беки (около 1350 г.) сохранилось описание его посвящения в рыцари путём удара. Рыцарь должен быть «m. i. l. e. s.», то есть magnanimus (великодушный), ingenuus (свободорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus (воинственный). Рыцарской присягой (votum professionis) требуется, между прочим: ежедневно слушать обедню, подвергать жизнь опасности за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливой среды и нечистого заработка, для спасения невинного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских упражнений, почтительно служить императору в мирских делах, не отчуждать имперских ленов, жить безупречно перед Господом и людьми.
Рыцарские доблести
Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.
Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют переутончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Вооружение, тактика
В XI—XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только кольчугами, а легковооружённые всадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов. В XIII в., по мере того как тяжеловооружённая конница запасается нагрудниками и корсетами, у легковооружённых всадников появляются кольчуги.
В связи с военным бытом рыцарей во Франции зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Германию и Англию (couflictus gallici).
Замки
Памятниками средневекового рыцарства остаются замки XII—XIV вв. С одичанием рыцарства такие замки превращались иногда в разбойничьи гнезда, опорные пункты для систематического грабежа соседей и проезжающих. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь уничтожения в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей. На территории России сохранился единственный замок западно-европейского типа.
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
Части средневековых доспехов
детали шлема: Личина • Наносник • Забрало • Козырёк • Налобник • Гребень • Султан • Нашлемная фигура • Бурлет • Намёт • Нащёчники • Науши • Назатыльник
детали защиты корпуса: Гульфик • Кираса • Кулет • Нагрудник • Набрюшник • Наспинник • Латная юбка • Зерцало • Упор для копья • Loin-guard
Британская система наград |
Современные ордена |
Прочие награды и назначения Наследуемое пэрство | Пожизненное пэрство | Баронетство | Рыцарство | Прочие ордена, медали и знаки отличия ПолезноеСмотреть что такое «Рыцарство» в других словарях:РЫЦАРСТВО — РЫЦАРСТВО, рыцарства, мн. нет, ср. 1. Военно дворянское сословие эпохи феодализма в Зап. Европе (ист.). Гнусная роль рыцарства в крестовых походах. || собир. Рыцари. Французское рыцарство. 2. Звание рыцаря. Получить рыцарство. 3. перен.… … Толковый словарь Ушакова РЫЦАРСТВО — (от сл. рыцарь). Характеристическая особенность военного быта средних веков, непременным условием которого было умение владеть мечем и копьем, христиански благочестивый образ жизни, впоследствии на ряду со служением женщине, и строгое отношение к … Словарь иностранных слов русского языка Рыцарство — Рыцарство. P., как военное и землевладельческое сословие, возниклоу франков в связи с переходом, в VIII в., от народного пешего войска кконному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оновыработало нравственный и эстетический… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона РЫЦАРСТВО — привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр. Европы в средние века: в широком смысле все светские феодалы, в узком только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью … Большой Энциклопедический словарь РЫЦАРСТВО — привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр. Европы в средние века: в широком смысле все светские феодалы, в узком только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью … Большой Энциклопедический словарь рыцарство — благородность, благородство, джентльменство, самоотверженность, кабальерос, аристократизм, великодушие, сословие Словарь русских синонимов. рыцарство сущ., кол во синонимов: 8 • аристократизм (8) … Словарь синонимов Рыцарство — привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр. Европы в средние века: в широком смысле все светские феодалы, в узком только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью … Политология. Словарь. Рыцарство — социальная категория в странах Западной и Центральной Европы периода расцвета феодализма, охватывавшая всех светских феодалов. Принадлежность к рыцарству обычно совпадала с включением рыцаря в иерархию вассалитета и с наличием у него земельного… … Исторический словарь РЫЦАРСТВО — РЫЦАРСТВО, а, ср. 1. собир. В феодальной Европе: привилегированное военно землевладельческое сословие, рыцари (в 1 знач.). 2. Самоотверженность, благородство (книжн.). Проявить р. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова Рыцарство — привилегированный социальный слой в странах Западной и Центральной Европы в средние века: в широком смысле – все светские феодалы воины, в узком – только мелкие светские феодалы. Со своими сеньорами их связывали отношения вассалитета, т.е. при… … Энциклопедия культурологии Рыцарство — (chivalry), стиль поведения, присущий в ср. век. Европе, особенно в 12 13 вв., и свойственный прежде всего конным воинам, или рыцарям. Рыцарская этика представляла собой смесь христ. и воинских норм поведения. Рыцарь был обязан храбро сражаться,… … Всемирная история
|