Что такое сабля вострая
Значение слова «вострый»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
во́стрый
1. рег. хорошо отточенный, острый ◆ В руках сабля вострая, золотая, царский подарок. Гуль, «Котовский. Анархист ― маршал», 1975 г. (цитата из НКРЯ)
2. рег. суживающийся к концу, имеющий заострённую форму ◆ Посреди рабочих торчит если не подрядчик, по крайней мере колоновожатый Алексей с вострым носом и физиономией коростеля. Фет, «Осенние хлопоты», 1862 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. проницательный, живой (о взгляде, взоре) ◆ Наутро ― под окном казанский «князь», в ватной шапке горшком, лопоухий, глаза вострые ― как сквозь замочную скважину. ― Купи, барина, шали шёлковые хороши ― купи, кавалер любить будет. Ай, хороши! ― причмокнет, подкинет шаль на руке, ― и ухмыляется, будто сквозь замочную скважину всё подглядел, всё знает. Замятин, «Русь», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Молчим. Главный вострый ― щуп, щуп меня глазами, как никогда людей не видавши. Солженицын, «Бодался теленок с дубом», 1967–1974 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова албанцы (существительное):
ВОСТРАЯ САБЛЯ
Смотреть что такое «ВОСТРАЯ САБЛЯ» в других словарях:
Вострокнутов — ВОСТРОКОПЫТОВ ВОСТРОСАБЛИН Возможная основа фамилий прозвища Вострое Копыто, Вострый Кнут. В старину часто поизносилось не острый а вострый. (У) В Ономастиконе Веселовского упоминается Вострый Кнут Третьяк Иванов, крестьянин, 1623 г., Кострома. А … Русские фамилии
Вострокопытов — ВОСТРОКНУТОВ ВОСТРОКОПЫТОВ ВОСТРОСАБЛИН Возможная основа фамилий прозвища Вострое Копыто, Вострый Кнут. В старину часто поизносилось не острый а вострый. (У) В Ономастиконе Веселовского упоминается Вострый Кнут Третьяк Иванов, крестьянин, 1623 г … Русские фамилии
Востросаблин — ВОСТРОКНУТОВ ВОСТРОКОПЫТОВ ВОСТРОСАБЛИН Возможная основа фамилий прозвища Вострое Копыто, Вострый Кнут. В старину часто поизносилось не острый а вострый. (У) В Ономастиконе Веселовского упоминается Вострый Кнут Третьяк Иванов, крестьянин, 1623 г … Русские фамилии
Чёрный ворон (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрный ворон … Википедия
не родилась та рука — (тот человек) Ср. Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве реке, сын купеческий? Не родилась та рука заколдованная, Как стекло горит сабля вострая. М.Ю. Лермонтов. О Калашникове. Опричник … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Не родилась та рука — (тотъ человѣкъ). Ср. Или съ ногъ тебя сбилъ на кулачномъ бою, На Москвѣ рѣкѣ, сынъ купеческій? Не родилась та рука заколдованная, Какъ стекло горитъ сабля вострая. М. Ю. Лермонтовъ. О Калашниковѣ. Опричникъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Черный ворон (песня) — «Чёрный ворон» популярная русская народная песня, повествующая о трудной судьбе воина и его борьбе со смертью, которая принимает образ птицы чёрного ворона. Как многие русские песни, «Чёрный ворон» настраивает слушателей и исполнителей на… … Википедия
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА», поэма Л. (1837), приближающаяся к народной историч. песне, своеобразный итог работы поэта над рус. фольклором. Можно предполагать знакомство Л. с возникшей во 2 й … Лермонтовская энциклопедия
Вострая Сабля
Данило Вострая Сабля, рязанский помещик, св. 1610. З. А. IV, 356. “Ондрей да Максим Даниловы дети Вострые Сабли”, рязанские помещики. 1616. Врем. XIII, 23. Ерема Матвеев сын Вострые Сабли, донской атаман, 1616. Врем. XIII, 31.
Смотреть что такое «Вострая Сабля» в других словарях:
Вострокнутов — ВОСТРОКОПЫТОВ ВОСТРОСАБЛИН Возможная основа фамилий прозвища Вострое Копыто, Вострый Кнут. В старину часто поизносилось не острый а вострый. (У) В Ономастиконе Веселовского упоминается Вострый Кнут Третьяк Иванов, крестьянин, 1623 г., Кострома. А … Русские фамилии
Вострокопытов — ВОСТРОКНУТОВ ВОСТРОКОПЫТОВ ВОСТРОСАБЛИН Возможная основа фамилий прозвища Вострое Копыто, Вострый Кнут. В старину часто поизносилось не острый а вострый. (У) В Ономастиконе Веселовского упоминается Вострый Кнут Третьяк Иванов, крестьянин, 1623 г … Русские фамилии
Востросаблин — ВОСТРОКНУТОВ ВОСТРОКОПЫТОВ ВОСТРОСАБЛИН Возможная основа фамилий прозвища Вострое Копыто, Вострый Кнут. В старину часто поизносилось не острый а вострый. (У) В Ономастиконе Веселовского упоминается Вострый Кнут Третьяк Иванов, крестьянин, 1623 г … Русские фамилии
Чёрный ворон (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрный ворон … Википедия
не родилась та рука — (тот человек) Ср. Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве реке, сын купеческий? Не родилась та рука заколдованная, Как стекло горит сабля вострая. М.Ю. Лермонтов. О Калашникове. Опричник … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Не родилась та рука — (тотъ человѣкъ). Ср. Или съ ногъ тебя сбилъ на кулачномъ бою, На Москвѣ рѣкѣ, сынъ купеческій? Не родилась та рука заколдованная, Какъ стекло горитъ сабля вострая. М. Ю. Лермонтовъ. О Калашниковѣ. Опричникъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Черный ворон (песня) — «Чёрный ворон» популярная русская народная песня, повествующая о трудной судьбе воина и его борьбе со смертью, которая принимает образ птицы чёрного ворона. Как многие русские песни, «Чёрный ворон» настраивает слушателей и исполнителей на… … Википедия
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА», поэма Л. (1837), приближающаяся к народной историч. песне, своеобразный итог работы поэта над рус. фольклором. Можно предполагать знакомство Л. с возникшей во 2 й … Лермонтовская энциклопедия
Вострой
Вострой, холоп Радчинского пог. 1500. Писц. III, 948. Есип Левонтьев Вострой, белозерский крестьянин. 1530. А. Ю. 173. Вострой, прикащик, св. 1558. А. Ф. I, 169.
Смотреть что такое «Вострой» в других словарях:
ВОСТРОЙ КНУТ — Третьяк Иванов сын Вострой Кнут, крестьянин Ипатского мон. 1624. А. Ю. 298 … Биографический словарь
Вострое — д., центр Востровского с/с Нюксенского р на. В документах начала XVII в. деревня именуется Вострая, состоит из двух дворов (ПК Уст 1623, 24), в середине XIX в. называется Вострое, в ней насчитывается уже 11 дворов (СНМРИ, 376). Две версии о… … Географические названия Вологодской области
Аравия — (лат. Arabia) римская провинция в Зап. Азии; образована в 106 н. э. в результате завоевания императором Траяном территории Набатейского царства (См. Набатейское царство). При Диоклетиане (ок. 297) А. была разделена на 2 провинции с… … Большая советская энциклопедия
Леонид Филатов — Филатов Леонид Алексеевич (1946 2003) Российский актер, режиссер, сценарист, поэт, драматург, публицист. Афоризмы, цитаты Леонид Филатов. Биография • Про Федота стрельца удалого молодца Сказка для театра (по мотивам русского фольклора) • Служба у … Сводная энциклопедия афоризмов
Ительменский язык — Самоназвание: Итэнмэн Страны: Россия … Википедия
Камчадальский язык — Ительменский язык Самоназвание: Итэнмэн Страны: Россия Регионы: Корякский АО Общее число носителей: 400 Статус: под у … Википедия
Вострое — Деревня Вострое Страна РоссияРоссия … Википедия
Акилин, Гаврила Степаныч («Затишье») — Смотри также Маленький, седенький человечек с вострой головкой, желтым лицом и желтыми глазами, всегда тщательно выбритый и надушенный одеколоном ; в будни и в праздники носил просторный синий фрак, застегнутый доверху, большой галстук, в который … Словарь литературных типов
Сабля вострая да калёна стрела
Сколько стоило снарядить сына боярского?
Немного теории
В знаменитом романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» есть эпизод, в котором главный герой романа Григорий Мелехов проходит смотр перед призывом на службу царю и Отечеству. Ожидая проверяющих, Григорий раскладывает перед собой нехитрое имущество служилого, с которым он должен явиться на призывной пункт. Вот описание этого имущества:
«Под ногами Григория лежала ненадёванная попона, на ней порядком разложены седло с окованным, крашенным в зелёное ленчиком, с саквами и задними сумами, две шинели, двое шаровар, мундир, две пары сапог, бельё, фунт и пятьдесят четыре золотника сухарей, банка консервов, крупа и прочая, в полагаемом для всадника количестве, снедь. В раскрытых сумах виднелся круг — на четыре ноги — подков, ухнали, завёрнутые в промасленную тряпку, шитвянка с двумя иголками и нитками, полотенце…».
Зная примерную стоимость казачьего имущества и амуниции и добавив к этому стоимость строевого коня, можно посчитать, во сколько обошлось Григорию (и его отцу Пантелею Прокофьичу) снаряжение казака на царскую службу.
Описание казачьего смотра приведено не случайно: принцип снаряжения на службу детей боярских в XVI веке (а для большинства из них — и на протяжении немалой части следующего столетия) принципиально не отличался. Сын боярский должен был явиться на службу «конно, людно и оружно», снарядив и себя, и своих послужильцев, «строевых» и «нестроевых» (тех, которые должны были в обозе-кошу присматривать за хозяйским имуществом и решать во время похода всякого рода бытовые вопросы). Делать это сыны боярские должны были за счёт доходов, получаемых с принадлежащих им «вотчинишек» и «поместьиц», коими жаловал от щедрот своих государь.
Русские воины. Фрагмент картины «Битва под Оршей 1514 г.», начало 30-х годов XVI века.
Откуда можно получить сведения о том, сколько и чего брали с собой в поход дети боярские и сколько всё это стоило по ценам того времени? Прежде всего, в нашем распоряжении есть немногие оставшиеся списки с результатами смотров, которые проводили государевы воеводы и дьяки. Самым интересным из них является реестр, составленный по результатам смотра выборных служилых людей Государева полка — т. н. «Боярская книга», датируемая 1556/57 г.
Затем следует отметить духовные грамоты-завещания, которые дети боярские составляли, готовясь предстать пред создателем или «идучи на великого князя службу». Сохранились и т. н. «обидные списки», в которых подробно расписываются «животы» и «служилая рухлядь», которых лишились служивые из-за нападений всяких «лихих» и «воровских» людей — русских ли, литовских или каких-нибудь других. Не забудем и про список распроданного с торгов имущества Михаила Татищева, казнённого по обвинению в измене в 1608 году. Наконец, в монастырских расходных книгах 2-й половины XVI — начала XVII веков сохранилось немало сведений о стоимости тех или иных предметов платья или конского снаряжения.
«служилой рухляди» стоит ориентироваться на те образцы, что стоят подороже (и лишь послужильцы сына боярского могли носить на себе то, что подешевле: им было незазорно).
«Збройка праотеческая, зело крепка…»
Начнём с доспеха. Конечно, довольно скудные сведения, сообщаемые нам по итогам смотров десятнями, не позволят составить чёткое представление о том, какой смысл вкладывали государевы дьяки и подьячие во фразу «на коне в доспехе и в шеломе». Однако духовные грамоты позволяют составить более точное представление о том, что могло считаться полным доспехом.
Например, сын боярский Василий Узкой Петров сын Есипов в своей духовной, датированной 1528 годом, завещал жене «пять пансырев; да три бехтерци; да трои наколенки, да шестеры наручи, да кольчюга: да шесть шеломов; да трои боторлыки…», — всё тот же полный набор защитного вооружения. Комплект доспехов, состоявший из «пансыря немецкого, шолома шамахейского, да наручей, да наколенок, да батарлыков, навоженных золотом да серебром», упоминал в 1557 году в своем завещании князь С.М. Мезецкий. В том же году Леваш Иванов, сын Олтуфьев, выехал на государев смотр «в пансыре, на пансыре тегиляй толстой камчат».
Русские воины. Фрагмент картины «Битва под Оршей 1514 г.», начало 30-х годов XVI века.
Одним словом, можно смело предположить, что полный комплект доспехов включал в себя обязательно шелом, защиту корпуса (обычно кольчато-пластинчатый доспех — пансырь или иной какой другой, поверх которого сын боярский побогаче мог надеть ещй и дорогой тегиляй), наручи и бутурлыки (нередко дополняемые наколенками). Неполный же комплект, более дешёвый, включал в себя шелом и защиту корпуса.
Стоимость предметов доспеха весьма разнилась и зависела от того, где и когда был сделан тот же шелом или юмшан, насколько он богато был украшен и так далее. В итоге те же шеломы могли стоить от 20 алтын до 5–6 рублей, пансырь — от 10 алтын или 4 гривен до двух или более рублей (3 «немецких» пансыря были оценены их владельцем в 15 рублей, упоминается также пансырь стоимостью в 7 рублей). Богато отделанные импортные комплекты доспехов могли стоить намного дороже: 10, 15 и даже 50 рублей (причём столько стоил неполный комплект из черкасского шелома и шамахейского юмшана). И если подсчитать полную стоимость доспеха (включая сюда ещё и стёганый подшеломник), то прилично смотрящийся комплект «збройки», в котором сыну боярскому было бы не стыдно искать себе чести и прибытку на поле боя, то сумма в 10–15 рублей вовсе не выглядит необычной и завышенной. Впрочем, если ограничиться половинным комплектом, то можно было уложиться и в сумму вдвое меньшую. Ну а послужилец мог вполне обойтись дешёвым шеломом или «шапкой железной» ценой в 20 алтын (60 копеек) и «пансырем» за 30–40 копеек (10 алтын или 4 гривны).
Сабля вострая да калёна стрела
Разобравшись со стоимостью доспеха, попробуем определиться, во сколько сыну боярскому обойдётся его «оружность». Иностранные наблюдатели сходились в том, что московский всадник вооружён был, по сравнению с западноевропейским жандармом или рейтаром, чрезвычайно легко. Хрестоматийным стал образ русского всадника, созданный имперским послом бароном С. Герберштейном (из сочинения которого этот образ начал своё путешествие сквозь время и пространство):
И хотя десятни скупы на свидетельства относительно вооружения детей боярских, отделываясь общими словами «сам на коне в доспесе, в саадаце и в сабле», однако, сопоставляя данные десятен, свидетельства иностранцев и материалы духовных грамот, вряд ли будет сильным допущением предположить, что «стандартный» комплект вооружения сына боярского включал в себя саадак (лук в налуче и набор стрел в колчане-туле, а также чехол-тохтуй для всего этого богатства) и саблю, а также пару ножей. Некоторые дети боярские могли добавить к этому набору кавалерийский топорок и копьё/рогатину. Отметим, правда, что копьё, судя по всему, вышло из широкого обихода, однако отдельные бойцы-поединщики — такие, как, к примеру, Леонтий Плещеев, который, умело орудуя копьем, побивал «литовских и немецких людей» под Тихвином в 1613 году, — продолжали его применять на поле боя.
Оружие и сёдла московитов (гравюра из «Записок о Московии» С. Герберштейна)
Богатырский конь
«Конность» служилого человека была непременным атрибутом и признаком его годности к службе. Царским Уложением о службе 1550 года предписывалось выступать служилым людем «в далной поход о дву конь», но и сами дети боярские прекрасно понимали, что, не имея как минимум пары хороших коней, в походе ловить нечего: и от врага не ускачешь в случае чего, и не догонишь его. Это не говоря уже о том, что взятые с бою «животы» не на чем будет увозить. Потому-то, к примеру, Григорий Русинов взял с собой в поход даже не двух, а целых 9 коней! Но будем исходить из того, что наш сын боярский скромен в своих желаниях и ограничится двумя конями: «строевым» и заводным, с вьючным седлом.
Характеризуя коней русских детей боярских, французский наёмник Ж. Маржерет в начале XVII в. писал:
«Их лошади большей частью приводятся из Ногайской Татарии, каковых лошадей называют конями (Koni); они среднего роста, весьма хороши в работе и скачут семь-восемь часов без отдыха, но если их совсем загнали, нужно четыре-пять месяцев, чтобы восстановить их силы … Затем у них есть грузинские лёгкие верховые лошади, но они не распространены, это весьма красивые и хорошие лошади, но не сравнимые с конями по выносливости и скорости, разве только в беге на короткое расстояние. Затем у них есть лошади турецкие и польские, которых они называют аргамаками (Argamak), среди них есть хорошие; все их лошади — мерины; кроме того, среди ногайских встречаются, но довольно редко, очень хорошие лошадки, совсем белые и в мелких черных пятнах, как тигры или леопарды, так что их можно принять за раскрашенных. Местные лошади называются меринами (Merin), они обычно маленькие и хорошие, прежде всего те, что из Вологды и её окрестностей, и гораздо скорее объезжаются, чем татарские…».
Духовные грамоты детей боярских в общем и целом подтверждают слова француза. Чаще всего в грамотах встречаются «кони», затем идут «мерины» (под «мерином» понимался холощёный конь), реже — «меринцы» и «жеребчины», и уж совсем редко — «аргамаки». При этом аргамак оценивался в 15 рублей, «конь» обычно стоил 4–5 рублей, хотя порой его цена могла подскочить и до 7–8 или даже 10 рублей. Менее «качественный» мерин оценивался, как правило, дешевле — средняя же его цена составляла 2–3 рубля. Но и здесь могли быть исключения: «княжеский» мерин мог стоить и 7–8, и даже 15 рублей. Меринец же обходился в 1,5–2 рубля. В общем, средняя стоимость пары лошадей, если наш сын боярский выезжал на службу государеву на «коне», имея в поводу «мерина», составляла порядка 6–8 рублей, самое большее — 10, и лишь очень богатые и зажиточные могли позволить себе прикупить «аргамака».
Русский воевода. Фрагмент картины «Битва под Оршей 1514 г.», нач. 30-х гг. XVI в.
К коню полагалась и соответствующая «снасть». К примеру, Василий Петрович Кутузов в 1560 году в своем завещании передавал на помин души в Иосифо-Волоколамский монастырь «аргамак гнед с седлом, седло бархат червчет, с уздою и с морхи и с наузом и с тулунбасом, да конь чюбар с седлом, седло сафьянно, с уздою и с морхи, да кон каур с седлом и с уздою и с морхи…». А если взять в руки приходно-расходные монастырские книги, где старцы скрупулёзно фиксировали приход-расход монастырской казны, то рассчитать, сколько будет стоить конь со всем «снарядом», будет нетрудно. И снова, как и в предыдущих случаях, всё зависело от того, где и кем было изготовлено седло и вся полагающаяся «снасть» и насколько богато она украшена. Обычное «седлишко» стоило, к примеру, полполтины (т. е. 25 копеек-новгородок или 50 денег-московок), тогда как богато украшенное седло («на седле бархат з золотом червчет») — существенно дороже. Рядовое седло «московской работы» обходилось его владельцу в полтину, простое «ногайское» — почитай, в рубль, «седло сафьянное» — уже в 2 рубля, а «седло колмацкое софиянно» и вовсе в 3–4 рубля. Хорошо хоть вьючное седло было дешёвым — порядка 2 гривен (т. е. 20 копеек).
Добавим ко всему этому ещё и «снасть седельную» — «подпруги и пуслища и пристуги, стремена и прибойцы, похви», и мы легко выходим на сумму порядка 2,5–3 рублей, а то и больше. А ведь ко всему этому нужно добавить ещё и пару перемётных сум, вещевой чемодан, войлок под седло, попону и всякого рода украшения на узду (тарки, морхи, науз и прочее) – легко выходит 4–5 рублей за всю «снасть» (и это без особых изысков).
Платье и всякая рухлядь…
В завершение наших подсчётов остаётся прикинуть, сколько стоило сыну боярскому одеться с головы до ног, каков набор предметов его «платья» и сколько это могло стоить? Любопытные сведения относительно того, что носил на себе и что брал с собой в перемётных сумах и в кошу служивый, дают «обидные списки» начала 70-х годов XVI века. Полоцкий воевода князь А. И. Ногтев-Суздальский, жалуясь литовским властям на своевольство их людей, сообщал, в частности, что у сына боярского полоцкого архиепископа Афанасия Иванова отняли литовские люди «однорятку лазореву брюкишну, да кафтан зенденинен светлозелен стеган на бумаге, да два кушака — кушак шолков, шолк зелен да рудожолт, да кушак бумажной синь, да шупку чорну лисью под сукном под вишневым аглинским большой земли, да колпак ординской, с камкою, да епанчу белу, да подголовок, а в подголовке три рубашки красных пошовных, да трои порты пошовные, да три ширинки красных шиты серебром и золотом, накишиваны шолком червчатым, … да пояс шолков, до ногавицы камчаты таусинны…».
Другой сын боярский архиепископский, Давыд Чулков, лишился лазоревой настрафильной однорядки, шелкового кушака («шолк червчат да зелен»), жёлтых сафьянных сапог и пары сапог «борановых», да перемётных сум, «а в сумках две рубашки красных пошовные, да двои порты пошовные, да три ширинки красных, да шапка чорна лисья черевья, да колпак с камкою…».
Московиты и татарин (гравюра из «Записок о Московии» С. Герберштейна)
booksite.ru
Из этих списков (и подобных им документов) можно составить следующий набор предметов платья сына боярского средней руки: пара кафтанов (обычный и подбитый мехом — зимний), однорядка, возможно, терлик, пара кушаков (дорогой шёлковый и простой «бумажный»), как минимум одна шуба, крытая сукном, шапка, также крытая сукном, и пара колпаков. Кроме этого, сын боярский непременно должен был иметь хотя бы одну ферязь или епанчу (а лучше пару, чтобы одна была подбита мехом), две пары сапог (дорогие сафьяновые — «на выход», и простые «борановые»), пару чулок-ногавиц, пару рубашек (дорогую пошовную и простую холщовую), пару портов (суконные и холщовые) и, как минимум, пару полотенец-ширинок.
Воин-московит (гравюра из «Записок о Московии» С. Герберштейна)
Цена платья определялась, естественно, качеством материала, особенностями использованной фурнитуры (пуговицы, шнурки и прочие украшения) и степенью изношенности. В итоге она «гуляла» в очень широких пределах. Однако мы будем в наших подсчётах исходить из того, что сын боярский должен был явиться на государеву службу «цветно», а, значит, не в сермяге, не в нагольной шубе и заячьем треухе и не в смазных сапогах. Ну, а раз так, то, памятуя о любви московитов к дорогим цветным заморским сукнам, шелкам и украшениям, и исходя из средних рыночных цен на предметы одежды (подбитый мехом кафтан мог стоить до 5 рублей, обычный — до 1,5–2 рублей; однорядка — от 30–40 алтын до 1,5–2 рублей и дороже, шапка, отороченная мехом, — полтину, если мех был соболий, дорогие «немецкие» сапоги — 14 алтын) мы можем легко выйти на цифру в 10–12 рублей за весь комплект платья, верхнего и нижнего вместе с сапогами, шапками и колпаками.
Что в итоге
Итак, подведём итог. Чтобы с нуля собраться в поход (предположим, что наш сын боярский или погорелец, или потерял всю свою служилую рухлядь и прочее в неудачном походе), служилый человек «по отечеству» в середине XVI века должен был потратить только на себя (не считая своих послужильцев) примерно 40–50 рублей. И это без шатра, кухонной утвари и прочих нехитрых предметов обихода, позволявших наладить спартанский походный быт!
Чтобы лучше представить себе, что означает эта сумма, отметим, что при ценах за четверть ржи в 50-х — 60-х годах XVI века (в хороший, не голодный год) в пределах 20–30 денег за четверть (4 пуда ржи) на эту сумму можно было купить примерно 300–350 четвертей ржи. При годовой «норме» расхода на душу в 24 пуда зерна это позволило бы прокормиться в течение года примерно 55–60 человекам (10–12 крестьянским семействам).