Что такое саджда тилява
Что такое тилават саджда и как он совершается?
Тилават саджда (саджда тилява) – это земной поклон, который совершается после чтения определенных аятов Священного Корана. Саджда тилява является желательным действием и совершается во время намаза и вне намаза. Всего в Священном Коране имеется четырнадцать аятов, после чтения которых совершается саджда тилява.
От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Бывало так, что Пророк (ﷺ) читал нам Коран, и когда он читал аят, в котором совершают земной поклон, то произносил такбир и делал земной поклон, и мы делали земной поклон вместе с ним». (Абу Дауд)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (ﷺ) сказал:
إذا قرأ ابن آدم السجدة فسجد اعتزل الشيطان يبكي يقول: يا ويلتا أمر ابن آدم بالسجود فسجد فله الجنة، وأمرت بالسجود فعصيت فلي النار
«Когда сын Адама (человек) читает аят сажда и совершает сажда тилява, шайтан уходит с плачем и говорит: «Горе мне! Сыну Адама было велено совершить сажда (земной поклон), и он совершил его. Следовательно, ему за это будет дарован Рай. И мне было велено совершать сажда, но я отказался, и за это мне уготован ад». (Муслим)
والنمل، والم تنزيل، وحم والإسراء، ومريم، والفرقان الأعراف، والرعد، والنحل،) واثنتا عشرة: في سجدتا الحج(منها والنجم، والانشقاق والعلق. السجدة
Как мы указали выше, в Священном Коране имеется четырнадцать аятов сажда, и эти аяты находятся в следующих сурах: сура «Аль-Хадж», в аятах 18 и 77 ; сура «Аль-Араф», 206; сура «Ар-Ра’д», 15; сура «Ан-Нахль», 50; сура «Аль-Исраъ», 109; сура «Марям», 58; сура «Аль-Фуркан», 60; сура «Ан-Намль», 25-26; сура «Ас-Сажда», 15; сура «Фуссилят», 37-38; сура «Ан-Наджм», 62; сура «Аль-Иншикак», 21 и сура «Аль-Аляк», 19.
Для каждого человека, прочитавшего или услышавшего один из этих аятов, является желательным совершение земного поклона. Для услышавшего чтение саджда тилява становится более предпочтительным, то есть настоятельной сунной (муаккада), когда тот, кто прочитал аят саджда, делает земной поклон. Однако он не делает этот земной поклон (коллективно), следуя за читавшим, кроме случаев, когда читавший является для него имамом в намазе. В таком случае он, как и во всех действиях намаза, делая саджда тилява, должен следовать за своим имамом.
Описывая основные условия, правила и порядок совершения саджда тилява, Имам Ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин» пишет следующее:
«Тому, кто совершает саджда тилява вне намаза, первым делом следует намереваться совершить саджда тилява, потом, подняв руки, сказать «Аллаху акбар». Далее ему следует произнести ещё раз «Аллаху Акбар» во время наклона, но на этот раз он руки не поднимает. Далее следует совершить земной поклон точно так же, как он делает его в намазе. Потом он поднимается, произнося при этом «Аллаху Акбар», и дает салям.
Произнесение «такбират аль-ихрам» (вступительного «Аллаху Акбар»), которым начинают суджуд, является одним из его условий, согласно сильному (сахих) мнению в Шафиитском мазхабе, также и салям (является одним из его условий), согласно сильному (азхар) мнению. Для совершающего саджда тилава является обязательным соблюдение всех условий, которые необходимы для совершения намаза.
А тому, кто делает саджда тилява в намазе, следует произносить такбир («Аллаху Акбар») для наклона и поднятия. Однако при этом он не поднимает руки и не садится для джальса аль-истираха (промежуточное сидение для номинальной передышки перед тем, как встать с земного поклона).
Саджда тилява следует делать столько раз, сколько прочитают аяты саджда, но если с момента окончания чтения прошло достаточно долгое время, считается, что отрезок времени, отведенный на совершение саджда тилява, пропущен. Следовательно, когда был пропущен отрезок времени отведенный на совершение саджда тилява, его не делают, а также и не возмещают». («Минхадж ат-талибин»).
Как совершать саджда тиляват?
Правила совершения саджда тиляват? (Источник фото: freepik.com)
А вы знали, что при чтении Священного Корана, ниспосланного самим Всевышним нашему последнему Пророку (мир ему), нужно совершить особый вид земного поклона? Именуется он саджда тиляват. Именно о нём мы и поговорим с вами сегодня, ведь близится месяц Рамадан, месяц, когда Коран становится ещё более благостным и священным.
Но прежде, чем мы приступим к описанию правильного совершения земного поклона, давайте рассмотрим, какие виды саджда существуют в исламе.
Но есть ещё несколько случаев, при которых выполняется земной поклон. В первую очередь речь идёт о случаях, когда молящийся допустил ошибку во время совершения намаза. Ещё один вид саджда – это саджда шукра, такой земной поклон, который человек совершает добровольно из чувства особой благодарности к Создателю. И третий вид земного поклона – поклон, который выполняется при чтении Корана. Именно о нём и пойдёт сегодня речь.
سَجَدْتُ لِلرَّحْمَنِ وَآمَنْتُ بِالرَّحْمَنِ فَاغْفِرْ لِى ذُنُوبى يَا رَحْمَنُ سَمِعْنَا وَاَطَعْنَا غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ
Саджадту лир-рахмаани уа ааманту бир-рахмани фаагфирлии з̣унууби йаа рахмаану самигнаа уа атагнаа гуфраанака раббанаа уа иляйкаль-масыйр.
«Ради Всевышнего я совершил земной поклон и уверовал во Всевышнего. О, Всевышний, прости мои грехи. Слушаем и повинуемся! Прости, Господь наш, к Тебе предстоит вернуться».
Стоит помнить, что для совершения саджда тиляват есть определённые условия (такие же, как и для намаза): омовение, ритуальная чистота тела и одежды, коврик для намаза, соблюдение аурата, направленность в сторону Кыблы. Определённого времени для совершения земного поклона нет, то есть совершать его можно в любое удобное время кроме тех часов, когда запрещено читать намаз.
— Для совершения саджда тиляват не нужно произносить такбир с поднятием рук, стоять в кыяме и совершать поясной поклон. Не забывайте о том, что саджда совершается всего один раз. Прочитавший в намазе аят саджда, не нарушая намаза, после прочтения аята, произнеся такбир, совершит саджда. После совершения одного саджда встает в кыям, произнося такбир, читает аяты и совершает рукуг.
— Если в намазе после прочтения аята саджда совершить рукуг, то он заменит саджда тилават и совершать саджда тиляват не нужно.
— Если имам совершает саджда тиляват в намазе, то и стоящим за ним нужно его совершить.
— Если на собрании прочитают или услышат два аята саджда, то необходимо для каждого аята совершить саджда тиляват.
— Если на собрании прочитают или услышат один аят саджда два раза, то совершается один саджда тиляват.
— Если один аят саджда прочитают или услышат на двух собраниях, то саджда тиляват совершается два раза.
При уходе с места сидения, переходе из одной комнаты в другую, при смене темы разговора или смене деятельности меняется и собрание.
Категорически порицается громко читать аят саджда, чтобы услышали другие, читать только сам аят саджда или пропускать его при чтении Корана.
Кому не нужно совершать земной поклон? Ребёнку, умалишенному, женщине во время менструального цикла или в состоянии послеродового очищения. Однако нужно будет совершить саджда тиляват тому, кто услышал саджда тиляват от них.
Если кто-то прочитает или услышит аят саджда будучи в состоянии опьянения или осквернения, ему следует совержить саджда тиляват позже.
Саджда тилява (земной поклон при чтении Корана) – когда и как его совершают
Вопрос:
Не могли бы вы подробно рассказать о саджда тилява (саджда при чтении определенных аятов Корана) – когда и как его нужно совершать?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
В Коране есть 14 аятов, после чтения которых необходимо совершить саджда-тилява. Они обозначены словом «ас-саджда» на полях Корана и специальным значком в самом аяте
(Примечание: Вторая саджда в суре Хадж совершается в шафиитском мазхабе, а саджда в суре Саад не является саджда-тилява для шафиитов. Для шафиитов это саджда-шукр, которая совершается только вне намаза).
1) Сура «Аль-А’раф» (7), аят 206.
2) Сура «Ар-Ра’д» (13), аят 15.
3) Сура «Ан-Нахль» (16), аят 50.
4) Сура «Аль-Исра» (17), аят 109.
5) Сура «Марьям», аят 58.
6) Сура «Аль-Хадж» (22), аят 18.
7) Сура «Аль-Фуркан» (25), аят 60.
8) Сура «Ан-Намль» (27), аят 26.
9) Сура «Ас-Саджда» (32), аят 15.
10) Сура «Саад» (38), аят 24.
11) Сура «Ха Мим» (41), аят 38.
12) Сура «Ан-Наджм» (53), аят 62.
13) Сура «Иншикак» (84), аят 21.
14) Сура «Аль-Аляк» (96), аят 19.
Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам существует 14 аятов, которые требуют совершения саджда-тилява. Ханбалиты считают, что таких аятов в Коране 15, а согласно мнению маликитов, существует 11 таких аятов в Священном Коране.
Когда человек читает Коран и доходит до этого аята или слышит, как кто-то в его присутствии читает это аят, для него является ваджибом совершить один земной поклон, согласно мнению ученых-ханафитов. Согласно мнению имама Шафии (рахимахуллах) это является Сунной.
Ученые-ханафиты считают, что совершение саджда при слышании или произнесении 14 аятов Корана обязательно. Остальные факихи – маликиты, шафииты и ханбалиты, считают, что это лишь желательно, а не обязательно. Если человек не в состоянии совершить саджда сразу же, он может отложить это на потом (но это остается за ним как долг). Саджда-тилява не обязательна для женщин в состоянии хайда и нифаса.
Если человек произносит один из этих аятов во время намаза, он должен совершить саджда непосредственно во время намаза.
Способ совершения саджда во время намаза:
Нужно завершить чтение аята и сразу опуститься в саджда, произнеся «Аллаху Акбар». После саджда вернуться в положение стоя, сказав «Аллаху Акбар», и продолжить чтение без произнесения «Бисмилля».
Если человек слышит или произносит несколько таких аятов, в то время как он сидит на одном и том же месте, для него является обязательным совершить саджда только один раз. Когда один такой аят читается в нескольких разных местах или несколько аятов читаются в нескольких местах, то нужно совершить соответствующее количество саджда. Небольшой дом или комната мечети рассматриваются как одно место. Является нежелательным читать Коран, сознательно пропуская аяты саджда, чтобы избежать выполнения саджда. Желательно читать аяты саджда не очень громко, чтобы на тех людей, которые находятся в пределах слышимости, не возлагалась бы обязанность совершения саджда.
Как совершается саджда тилява
Все правила относительно ритуальной чистоты (совершения полного и малого омовения и т.д.), которые применяются к намазу, необходимы и для совершения саджда тилява. Его запрещено совершать на восходе солнца, ровно в полдень и с того момента, как солнце изменяет свой цвет, до того момента, пока солнце полностью не сядет.
Желательно встать и произнести «Аллаху Акбар», не поднимая рук, затем надо сразу опуститься в земной поклон (саджда), произнести: «Субхана Раббияль-А’ля» три раза, подняться из саджда и, поднимаясь, произнести «Аллаху Акбар». После вставания давать салям не надо. Хотя лучше начинать и заканчивать саджда стоя, также будет правильным начать и завершить его сидя
Земной поклон: виды и порядок выполнения
Земной поклон (сажда, саджда, суджуд) является одним из элементов намаза, который отражает суть ислама как такового – покорность верующего своему Создателю. Каждый из ракаатов в молитве обязательно содержит в себе пару земных поклонов. Отметим при этом, что саджду мусульманин может выполнять ещё в нескольких случаях.
В первую очередь, необходимо подчеркнуть, что земной поклон совершается тогда, когда верующим допускается ошибка в намазе. Этот вид земного поклона на арабском звучит как «суджуд саху». Речь идёт о пропуске какого-то элемента в статусе ваджиб (например, дуа Кунут в рамках намаза витр) либо о добавлении лишней фардовой части в намазе. Это действие укоренено в сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). В сборнике хадисов имама аль-Байхаки приводится следующий эпизод: «Гыймран ибн Хусейн был свидетелем того, как Пророк Мухаммад (с.г.в.), совершая один из намазов, забыл сделать одну из необходимых вещей. После этого он сделал два земных поклона, прочёл дуа ташаххуд и сделал приветствие».
Порядок совершения суджуд саху
После чтения ташаххуда и произнесения приветствия в обе стороны (салям) верующий совершает два поклона – суджуд саху. После этого он снова читает ташаххуд, салават, отрывок из аята суры «Бакара», совершает салям и произносит дуа приветствия. Отметим, что если верующий читает намаз один, то приветствие даётся в обе стороны. Однако если имам в рамках коллективной молитвы делает суджуд саху, то он произносит салям только в одну – правую – сторону. А далее продолжает намаз в вышеописанном порядке.
Если во время коллективной молитвы ошибку допустит имам, то земной поклон необходимо сделать всему джамаату. Когда ошибается один из членов общины, читающей намаз, то суджуд саху не является ни для кого иного обязательным действием.
Конкретные случаи, когда нужно совершить суджуд саху
Если молящийся по какой-то причине забудет сесть для чтения ташаххуда во втором ракаате, то ему необходимо оценить своё состояние. В случае, если он близок к сидячему положению, ему необходимо занять положение при кууде (сидении) и прочитать ташаххуд, а далее совершить намаз по обычному распорядку. В конце молящемуся не нужно делать суджуд саху. Однако если верующий, забыв о необходимости сидения во втором ракаате, встанет на третий ракаат и будет ближе к стоячему положению, то в этом случае ему нужно продолжить чтение намаза, не возвращаясь к ташаххуду и сидению во втором ракаате. В конце молитвы ему следует совершить земной поклон при ошибке.
Если верующий забыл сесть на чтение ташаххуда и салавата в последнем ракаате намаза, то и тут возможны две ситуации. Когда в рамках лишнего ракаата он ещё не сделал земного поклона, то молящемуся следует сесть, прочитать ташаххуд, сделать приветствие и суджуд саху, а далее завершить молитву в обычном порядке. Если верующий вспомнит о своей ошибке только при совершении или после земного поклона лишнего ракаата, то его молитва перестаёт засчитываться как обязательная (когда человек читает именно её) и переходит в разряд нафль (добровольных). В итоге необходимо заново перечитать целый намаз.
В ситуации, когда молящийся сел на чтение ташаххуда в четвёртом ракаате, но при этом снова встал на продолжение молитвы, то ему снова нужно оценить ситуацию. Если он вспомнил об ошибке до земного поклона лишнего ракаата, то ему следует сразу же сесть, прочитать ташаххуд, сделать земной поклон при ошибке и завершить намаз в обычном порядке. Однако если человек всё же успел уйти на земной поклон в рамках дополнительного ракаата, он дополняет свой намаз до шести ракаатов, делает суджуд саху и заканчивает намаз в обычном порядке.
Отдельного упоминания заслуживает вопрос того, как поступать верующему, если он не помнит, какое именно количество ракаатов он совершил. В этом случае есть несколько возможных вариантов развития событий. Если он впервые столкнулся с забывчивостью относительно числа ракаатов, то ему следует заново перечитать молитву с самого начала. В ситуации, когда это повторяется с ним периодически, молящемуся следует взять за основу то количество ракаатов, в отношении которого он точно уверен, и сделать в конце дополнительный земной поклон. Если же верующий не уверен относительно того, сколько ракаатов намаза он совершил, то ему стоит продолжить совершение молитвы, взяв в качестве основы меньшее количество ракаатов. В конце необходимо также сделать суджуд саху.
Земной поклон при чтении Корана
Другим видом земного поклона, который верующие должны совершать – это саджда тилява (земной поклон при чтении Священного Корана). В Книге Всевышнего в 14 местах встречаются аяты со специальным обозначением, указывающим на необходимость совершения саджда тилява:
— Сура №7 «Преграды»: 205;
— Сура №17 «Исра»: 107-109;
— Сура №22 «Паломничество»: 18;
— Сура №25 «Разделяющий»: 60;
— Сура №27 «Муравьи»: 25;
— Сура №32 «Земной поклон»: 15;
— Сура №41 «Разъяснены»: 37;
— Сура №84 «Раскалывание»: 21;
— Сура №96 «Сгусток»: 19.
Если во время коллективного совершения намаза имам прочитал аят, после которого необходимо совершить земной поклон, то данное действие надлежит сделать всем. При этом речь идёт не только о тех людях, кто стоит вслед за ним в молитве, но и обо всех, кто услышал аят. Когда в кыраате вслед за этим аятом имам или молящийся, совершающий намаз один, не намереваются продолжать чтение Корана, то им не нужно делать отдельно земной поклон. Поясной поклон (руку) и земной поклон молитвы заменяют его. Однако если молящийся собирается читать Коран дальше, то он произносит такбир, не поднимая рук, и уходит на земной поклон. В этом положении он трижды говорит слова «Субэхана Раббиаль-А’ля» (Пречист Господь Наивысший). После этого он встаёт на кыям для продолжения чтения коранического текста.
Земной поклон при чтении Корана не во время молитвы совершается следующим образом. Человек встаёт по направлению к Кыйбле. Вслед за этим он произносит такбир, не поднимая рук, и сразу уходит на земной поклон. Там он трижды говорит слова «Субэхана Раббиаль-А’ля» (Пречист Господь Наивысший). В рамках саджда тилява верующий делает один земной поклон. Вставая, он произносит слова:
Перевод: Услышали и повиновались, наш Господь. Прости нас. К тебе наше возвращение.
Если кто-либо прочитал несколько раз аят, после которого необходимо совершить сажда тилява, но при этом всё это время не менял своего положения, то он совершает земной поклон только раз. Однако если этот человек менял своё место, то земной поклон должен быть совершён столько раз, сколько было перемещений.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Расскажите пожалуста о состоянии постоянного намаза? Когда человек постоянно вспоминает Аллаха, и про себя читает салаваты Мухамаду саллаляху-галяйхиссаллям, и повторяет суры Корана? Может это заменить намаз?
Dude, Наверное, если ошибаюсь пусть простить Aллах, нет состояния постоянного намаза. Если вы имеете ввиду зикр, то зикр не может заменит намаз.
Вот этот момент с одним или двумя саламами во время суджуд исаху меня всегда волновал. Я читал как и делал имам, давая салам в одну сторону. Надеюсь, Аллах простит мои ошибки Ин ша Аллах!!
Саджда тилява (земной поклон при чтении Корана) – когда и как его совершают
Вопрос:
Не могли бы вы подробно рассказать о саджда тилява (саджда при чтении определенных аятов Корана) – когда и как его нужно совершать?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
В Коране есть 14 аятов, после чтения которых необходимо совершить саджда-тилява. Они обозначены словом «ас-саджда» на полях Корана и специальным значком в самом аяте
(Примечание: Вторая саджда в суре Хадж совершается в шафиитском мазхабе, а саджда в суре Саад не является саджда-тилява для шафиитов. Для шафиитов это саджда-шукр, которая совершается только вне намаза).
1) Сура «Аль-А’раф» (7), аят 206.
2) Сура «Ар-Ра’д» (13), аят 15.
3) Сура «Ан-Нахль» (16), аят 50.
4) Сура «Аль-Исра» (17), аят 109.
5) Сура «Марьям», аят 58.
6) Сура «Аль-Хадж» (22), аят 18.
7) Сура «Аль-Фуркан» (25), аят 60.
8) Сура «Ан-Намль» (27), аят 26.
9) Сура «Ас-Саджда» (32), аят 15.
10) Сура «Саад» (38), аят 24.
11) Сура «Ха Мим» (41), аят 38.
12) Сура «Ан-Наджм» (53), аят 62.
13) Сура «Иншикак» (84), аят 21.
14) Сура «Аль-Аляк» (96), аят 19.
Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам существует 14 аятов, которые требуют совершения саджда-тилява. Ханбалиты считают, что таких аятов в Коране 15, а согласно мнению маликитов, существует 11 таких аятов в Священном Коране.
Когда человек читает Коран и доходит до этого аята или слышит, как кто-то в его присутствии читает это аят, для него является ваджибом совершить один земной поклон, согласно мнению ученых-ханафитов. Согласно мнению имама Шафии (рахимахуллах) это является Сунной.
Ученые-ханафиты считают, что совершение саджда при слышании или произнесении 14 аятов Корана обязательно. Остальные факихи – маликиты, шафииты и ханбалиты, считают, что это лишь желательно, а не обязательно. Если человек не в состоянии совершить саджда сразу же, он может отложить это на потом (но это остается за ним как долг). Саджда-тилява не обязательна для женщин в состоянии хайда и нифаса.
Если человек произносит один из этих аятов во время намаза, он должен совершить саджда непосредственно во время намаза.
Способ совершения саджда во время намаза:
Нужно завершить чтение аята и сразу опуститься в саджда, произнеся «Аллаху Акбар». После саджда вернуться в положение стоя, сказав «Аллаху Акбар», и продолжить чтение без произнесения «Бисмилля».
Если человек слышит или произносит несколько таких аятов, в то время как он сидит на одном и том же месте, для него является обязательным совершить саджда только один раз. Когда один такой аят читается в нескольких разных местах или несколько аятов читаются в нескольких местах, то нужно совершить соответствующее количество саджда. Небольшой дом или комната мечети рассматриваются как одно место. Является нежелательным читать Коран, сознательно пропуская аяты саджда, чтобы избежать выполнения саджда. Желательно читать аяты саджда не очень громко, чтобы на тех людей, которые находятся в пределах слышимости, не возлагалась бы обязанность совершения саджда.
Как совершается саджда тилява
Все правила относительно ритуальной чистоты (совершения полного и малого омовения и т.д.), которые применяются к намазу, необходимы и для совершения саджда тилява. Его запрещено совершать на восходе солнца, ровно в полдень и с того момента, как солнце изменяет свой цвет, до того момента, пока солнце полностью не сядет.
Желательно встать и произнести «Аллаху Акбар», не поднимая рук, затем надо сразу опуститься в земной поклон (саджда), произнести: «Субхана Раббияль-А’ля» три раза, подняться из саджда и, поднимаясь, произнести «Аллаху Акбар». После вставания давать салям не надо. Хотя лучше начинать и заканчивать саджда стоя, также будет правильным начать и завершить его сидя