Что такое салонное искусство
Салонное искусство
Претерпев эволюцию от рафинированности к общедоступности, но постоянно сохраняя в себе нечто претенциозное, псевдоутончённое и «возвышенное», салонное искусство всегда стремится как можно полнее отвечать представлениям художественно неподготовленного обывателя о прекрасном, прельщая его антихудожественной идеализацией образов или искусственной патетикой, жеманной экзальтацией чувств, убедительной «достоверностью» воспроизведения натуры либо, напротив, нарочитой деформацией предметного мира с помощью приёмов, ещё недавно казавшихся консервативной публике шокирующей новацией, но уже принимаемых ею как признаки «хорошего тона» в искусстве. Вместе с тем салонное искусство отнюдь не пассивно, а скорее даже агрессивно в своём обращении к широкому зрителю: оно старается направлять, формировать его эстетические взгляды, навязывая ему в качестве художественных эталонов некие удобопонятные, облегчённые для восприятия образцы, а вернее суррогаты искусства. С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей репродуцирования и тиражирования произведений живописи и графики салонное искусство всё более профанируется и стандартизируется, становясь в итоге составной частью «массовой культуры» XX в.
(франц. salon, от итал. salone, sala – зал), художественное направление в изобразительном искусстве 19 – нач. 20 в., ведущее начало от больших официальных художественных выставок (Салонов), учреждённых Королевской академией живописи в Париже со второй пол. 17 в. Для салонного искусства характерна эклектика– смешение художественных стилей. Оно ориентировано на вкусы самого широкого, в том числе неискушённого в вопросах живописи зрителя, поэтому важную роль в нём играют занимательность сюжета картины, доступность её содержания, внешняя эффектность живописных приёмов, заглаженная, приятная для глаз манера письма. По словам одного из исследователей, в салонном искусстве «мало мудрости, но много мастерства».
К. Е. Маковский. «Боярский свадебный пир в 17 веке». 1883 г. Музей Хиллвуд. Вашингтон. Фрагмент
Г. И. Семирадский. «По примеру богов». 1879 г. Национальная галерея Армении. Ереван
Мастера салонного искусства обращались ко всем жанрам живописи. Мифологические и религиозные сюжеты часто использовались как повод изобразить обнажённую натуру; историческую картину любили трактовать в духе эффектной псевдоисторической костюмной мелодрамы; в бытовой картине предпочтение отдавалось анекдотическим сюжетам; в портрете неизменно присутствовала откровенная идеализация натуры. Большим успехом у публики пользовались сентиментальные, с эротическим налётом сюжеты. Салонное искусство стало одним из предшественников «массовой культуры» 20 в.
Временем расцвета салонного искусства во Франции стали 1850—70-е гг. (А. Кабанель, А. Бугро, Ф. Кормон и др.). В России выставки салонного искусства устраивались с кон. 19 в. Чрезвычайный успех на этих выставках имели произведения т. н. «русского стиля»: сцены из боярского быта 17 в., портреты девушек в кокошниках и сарафанах. Яркими представителями салонной живописи в России были Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский, Ф. А. Бронников, С. В. Бакалович, В. И. Якоби.
Что такое «салонное искусство»? Почему это плохо?
Серии повторяющихся милых сюжетов. Например, парижские улочки, милые балерины или букетики ромашек, ландышей. Простые радости жизни, словно сошедшие с поздравительных почтовых открыток, выставлены на продажу людьми, играющими роль хрестоматийного художника в шарфе. В Москве вы можете увидеть таких персонажей на Арбате, на Кузнецком Мосту или на Крымской набережной.
Как же отличить такого рода работы?
Конечно, легко критиковать эти милые сюжеты, но не простота делает их крамольными и дешевыми. Ответ кроется в качестве изображений.
Перечислим явные признаки салонного искусства (которые нужно учитывать в совокупности):
Такие работы не относятся к качественному искусству. У них небольшая ценность, равная фотографии или сувениру из поездки.
В них нет работы с цветом и композицией, так как зачастую сюжеты берутся именно с фотографии или открыток. В этих работах отсутствует образность, художественный поиск. Есть форма, которая выглядит намеренно помытой, гладкой, благоухающей, как надушенная невеста, которая просится замуж.
Если у вас в голове ничего кроме мысли «Ооооо, как мило!» не возникает, значит вы находитесь рядом с таким вот китчем, который притворяется искусством. Который похож на яркую обертку для невкусной конфеты, на дешевый браслетик.
Вывод
Главным критерием такого псевдоискусства является его растиражированность. Оно НЕ уникально.
Ему присуща «красивость». Не красота и глубина, которая достигается поиском и духовной работой художника, работой в размышлении с материалом, погружением в темы, осмыслением и переосмыслением которых занимается художник, а «красивость». Стремление копировать те изображения и сюжеты, которые могут вызвать временное умиление и снизить критику.
Салонное искусство
Синоним бессодержательности, банальности и внешней красивости в искусстве. Термин «С. и.» (чаще всего употребляемый по отношению к изобразительному искусству, реже — к др. пластическим искусствам, а также к литературе и музыке) получил распространение со 2-й половины 19 в. и первоначально означал тип искусства, который поддерживался жюри парижского Салона, находил одобрение со стороны властей и признание у буржуазной публики. Позднее, вобрав иные негативные оттенки слова «салон», термин стал нарицательным обозначением всего того в искусстве, что рассчитано на обывательские вкусы и является спекулятивной репликой подлинных художественных ценностей. Возникнув в эпоху укрепления капитализма в большинстве стран мира, расширения круга «потребителей» искусства, С. и. всегда стремится соответствовать представлениям обывателя о прекрасном, льстя ему идеализацией образов или дразня его искусственной, часто жеманной экзальтацией чувств, привлекая «достоверностью» воспроизведения натуры, либо, напротив, манерно деформируя предметный мир ради модных поветрий, со временем признаваемых обывателем эталоном вкуса. Вместе с тем С. и. стремится и направлять, формировать художественные вкусы широкой публики, навязать массовому зрителю некий общедоступный образец, а вернее суррогат искусства. С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей многократного репродуцирования, тиражирования произведений С. и. оно всё более стандартизируется, становясь в итоге составной частью «массовой культуры» (См. Массовая культура).
Непременные внешние признаки С. и. — эклектизм творческого метода и формальных приёмов, нарочитые, «интригующие» эффекты, стилистическое непостоянство исполнителей при их обязательной профессиональной мастеровитости — выводят это понятие за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля или направления. Родившись на почве Академизма (сочетавшего поздние упадочные тенденции Классицизма и Романтизма), получив питательную среду в Натурализме и часто смыкаясь с ним, С. и. даёт вульгарную и в то же время претендующую на изысканность версию любого из последующих направлений в изобразительном искусстве.
САЛОННОЕ ИСКУССТВО
Смотреть что такое «САЛОННОЕ ИСКУССТВО» в других словарях:
Салонное искусство — нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной много значительности произведения изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Термин салонное искусство… … Художественная энциклопедия
САЛОННОЕ ИСКУССТВО — (от Салонов официальных художественных выставок в Квадратном салоне парижского Лувра в 1737 1848), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академической доктрины (смотри Академизм) и любые входящие в моду течения … Современная энциклопедия
САЛОННОЕ ИСКУССТВО — (от Салонов официальных художественных выставок во Франции устраивавшихся в 1737 1848 в квадратном салоне Лувра), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения … Большой Энциклопедический словарь
Салонное искусство — (от Салонов официальных художественных выставок в Квадратном салоне парижского Лувра в 1737 1848), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академической доктрины (смотри Академизм) и любые входящие в моду течения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
салонное искусство — (от Салонов официальных художественных выставок во Франции, устраивавшихся в 1737 1848 в «Квадратном салоне» Лувра), искусство XIX XX вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения. * * *… … Энциклопедический словарь
Салонное искусство — синоним бессодержательности, банальности и внешней красивости в искусстве. Термин «С. и.» (чаще всего употребляемый по отношению к изобразительному искусству, реже к др. пластическим искусствам, а также к литературе и музыке) получил… … Большая советская энциклопедия
Искусство Германии — Ковер. 15 в. Берлин Истоки искусства Германии берут своё начало в глубокой древности, когда германские племена пришли на земли Римской империи в эпоху крушения античного способа прои … Википедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Чуракова, Наталья Александровна — (р. 06.03.1954) спец. по религиоведению; д р филос. наук, проф. Род. в г. Татарск Новосибирской обл. Окончила филол. ф т Самарского гос. ун та (1976). С 1977 по 1991 работала науч. сотрудником Самар. обл. художеств. музея и преподавала филос.… … Большая биографическая энциклопедия
Франция — (France), Французская Республика, государство в Западной Европе. Уже в эпоху позднего палеолита (около 38 33 го тысячелетия до н. э.) на территории Юго Восточной Франции (пещеры Ласко, Фон де Гом, Тюк д Одубер) были созданы замечательные… … Художественная энциклопедия
САЛОННОЕ ИСКУССТВО
Смотреть что такое «САЛОННОЕ ИСКУССТВО» в других словарях:
Салонное искусство — нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной много значительности произведения изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Термин салонное искусство… … Художественная энциклопедия
САЛОННОЕ ИСКУССТВО — (от Салонов официальных художественных выставок во Франции устраивавшихся в 1737 1848 в квадратном салоне Лувра), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения … Большой Энциклопедический словарь
Салонное искусство — (от Салонов официальных художественных выставок в Квадратном салоне парижского Лувра в 1737 1848), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академической доктрины (смотри Академизм) и любые входящие в моду течения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
салонное искусство — (от Салонов официальных художественных выставок во Франции, устраивавшихся в 1737 1848 в «Квадратном салоне» Лувра), искусство XIX XX вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения. * * *… … Энциклопедический словарь
САЛОННОЕ ИСКУССТВО — консерва тивное направление в художественной культуре Европы и Америки XIX начала XX в. Оно получило свое название благодаря поддержке со стороны жюри парижских салонов. Общие признаки салонного искусства (эклектизм творческого метода, эффектная… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Салонное искусство — синоним бессодержательности, банальности и внешней красивости в искусстве. Термин «С. и.» (чаще всего употребляемый по отношению к изобразительному искусству, реже к др. пластическим искусствам, а также к литературе и музыке) получил… … Большая советская энциклопедия
Искусство Германии — Ковер. 15 в. Берлин Истоки искусства Германии берут своё начало в глубокой древности, когда германские племена пришли на земли Римской империи в эпоху крушения античного способа прои … Википедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Чуракова, Наталья Александровна — (р. 06.03.1954) спец. по религиоведению; д р филос. наук, проф. Род. в г. Татарск Новосибирской обл. Окончила филол. ф т Самарского гос. ун та (1976). С 1977 по 1991 работала науч. сотрудником Самар. обл. художеств. музея и преподавала филос.… … Большая биографическая энциклопедия
Франция — (France), Французская Республика, государство в Западной Европе. Уже в эпоху позднего палеолита (около 38 33 го тысячелетия до н. э.) на территории Юго Восточной Франции (пещеры Ласко, Фон де Гом, Тюк д Одубер) были созданы замечательные… … Художественная энциклопедия