Что такое самиздат и тамиздат почему они возникли
«Самиздат» и «Тамиздат»
«Вторая культура» — феномен советского времени, это «культурное подполье», неподвластное идеологической цензуре. Литература «второй культуры» находила своего читателя не через официальную печать (книги, журналы, газеты), а через «Самиздат». Своим появлением это слово «самиздат» обязано поэту Николаю Глазкову (1919—1979). Поэт выпускал рукописные книжечки штучным тиражом, а на титульном листе, где указывается издательство, он писал: «Самсебяиздат». Со временем слово сократилось до «самиздат» и распространилось на всю неподцензурную литературу.
Литература «Самиздата» жила полнокровной жизнью. Выпускались не только книги, сборники, но и журналы, и была даже своя «самиздатовская» литературная премия.
Одним из первых журналов «Самиздата» был журнал «Синтаксис», который издавался в Москве Александром Гинзбургом. В нем публиковались Н. Глазков, Б. Ахмадулина, И. Бродский, В. Уфлянд, И. Холин и др. Вышло всего три номера. Тираж каждого номера доходил до 200—300 экземпляров. Это очень большой тираж для «Самиздата», т.к. копировальной техники тогда не было; все делалось вручную на печатных машинках. Четвертый выпуск «Синтаксиса» не увидел свет, так как Гинзбург был арестован.
В 70-х годах журналы «Самиздата» в основном выходят в Ленинграде. В 1976 году выходит первый номер журнала «37». Название происходит от номера квартиры, в которой регулярно собирались авторы этого журнала. В «37» публиковались О. Седакова, Е. Шварц, И. Жданов, Г. Сапгир, Д. Пригов, а также неизданные произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, Н. Гумилева. Журнал прекратил существование в 1981 году из-за серьезных конфликтов с властями.
Одновременно с «37» выходил журнал «Часы». Эти журналы порой полемизировали друг с другом, как в свое время «Современник» и «Московитянин». Журнал «Часы» просуществовал до 1990 года. Вышло 80 номеров, по 250—300 машинописных страниц в каждом. Журнал имел своих подписчиков, проводились читательские конференции. Именно журнал «Часы» учредил литературную премию имени Андрея Белого за лучшую публикацию в «Самиздате».
Всего в начале 80-х годов в Ленинграде насчитывалось около десятка «самиздатовских» журналов: «Северная почта», «Обводной канал», «Митин журнал», «Транспонанс», «Опыты» и др.
Но «вторая культура» складывалась не только из «самиздата». Был еще и «Тамиздат», т.е. книги и журналы, выходящие за границей, которые нелегально распространялись в Советском Союзе. В Западной Германии с 1946 года выходил эмигрантский журнал «Грани». С 70-х годов он начинает публиковать авторов «Самиздата». Были опубликованы произведения А. Солженицына, И. Бродского, Г. Владимова, В. Войновича, А. Галича. Журнал «Континент» издавался в Париже с 1974 года. Возглавлял его В. Максимов. В редколлегию входили И. Бродский, А. Галич, И. Коржавин. В журнале печатались С. Довлатов, В. Кривулин, Ю. Кублановский, А. Галич, Саша Соколов и др.
С 1978 года в Париже стал выходить журнал «Синтаксис» под редакцией А. Синявского и его жены М. Розановой.
Иногда эмигрантские журналы целиком воспроизводили на своих страницах подпольные издания из Советского Союза. Например, журнал «Грани» перепечатал журнал «Феникс», издаваемый поэтами площади Маяковского, «Сфинксы» — журнал СМОГа и пр.
► Читайте также другие статьи по теме «Поэзия «Второй культуры»»:
Самиздат
Содержание
История самиздата в России
В XXI веке слова самиздат и тамиздат используются также в качестве названий зарегистрированных изданий; они печатаются или распространяются в Интернете открыто, доступны, и уже в силу этого, такие издания не являются ни самиздатом, ни тамиздатом в исходном значении этих слов.
Возникновение терминов
Также «Самиздатом» в 70-е, начале 80-х XX века назывались книги, собранные из светокопий страниц журналов популярной литературы (из-за малых тиражей не попадавших на прилавок). Например — «В августе 44-го», «Царь-рыба», «Белая Гвардия» и т. д. Данный «Самиздат» мог преследоваться не за содержание, а за «расхищение социалистической собственности», то есть бумаги, ресурса светокопира (были все только в госсобственности), материала переплёта (отсутствие в свободной продаже).
В виде самиздатовских копий впервые получили хождение:
Периодические самиздатские издания и репрессии
Распространителей самиздата преследовали через прокуратуру и КГБ. Антология преследований (как и других репрессий) называлась Хроника текущих событий и тоже распространялась в самиздате; распространение информации о репрессиях подавлялось особенно жестоко и тоже попадало в «хронику».
Не только диссиденты
Возникновение советского самиздата послесталинской эпохи было в значительной степени связано с художественной литературой, запрещённой в СССР не по политическим, а по эстетическим и другим причинам. Так, Лилианна Лунгина вспоминает:
По мнению искусствоведа Екатерины Дёготь, у бытования в СССР неполитического самиздата имелось и эстетически-культурологическое измерение:
В самиздате распространялись также кулинарные рецепты и рецепты алкогольных коктейлей и самогоноварения. Копировались и перекопировались топографические карты, порнографические материалы, модельные лекала и выкройки из западных журналов (например, Плейбой, Бурда-моден) и прочее. Были достаточно широко известны также самиздатные материалы и труды (например, В. Г. Ажажа) по неприветствовавшейся и засекреченной теме НЛО и уфологии.
Особая тема — рок-самиздат: журналы «Рокси», «Ухо», «Зеркало» и другие журналы, рассказывавшие об отечественной и зарубежной рок-музыке. Журналы печатались на пишущей машинке.
Бытовал мелкий коммерческий самиздат по продаже (особенно в поездах) тех же рецептов, выкроек, календариков (например, с портретами опального Сталина, эротики, животных).
Технологии самиздата
Изначально самиздат возник как дешёвая и доступная альтернатива массовой типографской печати и распространялся в рукописном варианте и в виде машинописных копий. Для ускорения процесса размножения использовалась копировальная бумага. При переписке вручную (шариковой ручкой) на газетной бумаге (50 г/м²) отчётливо получалось три копии, при использовании пишущей машинки — пять копий. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду её полупрозрачности можно было использовать только одну сторону листа.
В 1970-х годах для размножения самиздата работники крупных советских институтов стали использовать принтеры (это были первые АЦПУ больших вычислительных машин) и плоттеры, а также бумагу больших форматов. Для размножения машинописного самиздата в тех же институтах стало использоваться ксерокопирование (одной из мер борьбы с подобным со стороны властей и начальства являлся строгий учёт и контроль использования подобной техники со стороны т. н. Первого отдела). Иллюстрации перед размножением фотографировались, печатались на фотобумаге как обычные фотографии и вклеивались вручную в готовое издание. Иногда фотографировалось (на стандартную 35-мм плёнку) всё издание целиком. Негативы использовались для передачи материалов за рубеж и для размножения.
Начиная с конца 1970-х годов, в период распространения ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ — началось распространение самиздата в виде компьютерных файлов, переносимых от одного ВЦ к другому на магнитных лентах или, реже, дисках.
Методом самиздата распространялись не только литературные произведения, публицистика и изображения, но и музыка. Аудиопроизведения либо нарезались иглой самодельного фонографа на старых рентгеновских снимках («на костях») (50-е — 60-е годы), либо записывались на магнитофон и впоследствии копировались друг у друга. В 1970-80 гг. это породило феномен магнитоальбомов.
Перестройка и освобождение слова
В конце 1980-х гонения на самиздат практически прекращаются, машинописная и рукописная формы самиздата уходят в прошлое, а основным инструментом размножения становится АЦПУ и матричный принтер. Тогда же в самиздат приходит коммерция: распечатанные на принтере «Штирлиц» П. Асса и Н. Бегемотова, а также подборки политических анекдотов распространяются по почте наложенным платежом, копируются на дискетах и распространяются по сети «Фидо»
С начала 1990-х и до настоящего момента для изготовления первой копии издания используется лазерный принтер, а потом оно размножается на ксероксе или на ризографе. В связи с общедоступностью оргтехники и расходных материалов на лазерном принтере может быть распечатан и весь тираж издания (уже с середины 80-х на Западе получили распространение т. н. «персональные издательства»). Машинописный самиздат сейчас практически не встречается, зато некоторые рукописные издания сами по себе являются художественными произведениями.
В середине 1990-х, в связи с массовым распространением персональных компьютеров и неразвитостью глобальных сетей были единичные попытки распространения самиздата на дискетах в виде интерактивных журналов с ASCII-картинками, однако электронная форма передачи быстро вытеснила как бумажные, так и магнитные носители.
Самиздатские журналы
Интересные факты
Самиздат и тамиздат
История советской литературы полна трагических моментов и блестящих попыток обойти идеологические преграды. Проявилась русская смекалка – средство обойти цензуру нашлось.
Самиздат стихотворений Бродского.
Самиздат
В СССР была четкая идеология и жесткая цензура. Под запретом была «антисоветская» литература, произведения, которые не попадали под общую идеологию, были вредными или бесполезными.
Нашлось лекарство от цензуры – самиздат. Это способ бытования текстов, не прошедших цензуру. Их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их распространения в читательской среде. Те авторы, которые оказались забракованы цензурой, запускали несколько машинописных копий по знакомым и друзьям. Интересные рассказы переписывались и запускались по рукам. Самой главной целью самиздата было показать простому советскому человеку хорошие художественные произведения, в которых не будет запрета. В этих текстах была своя правда, свобода слова и мысли.
Журналист «Московского комсомольца» Александр Гинзбург стал первым создателем машинописного сборника «Синтаксис», в который вошли произведения «запрещенных» поэтов: Булата Окуджавы, Иосифа Бродского и Беллы Ахмадулиной. Он успел выпустить всего три номера, затем был арестован и получил два года лагерей. Он сделал главное – запустил процесс самиздата.
В интервью «Радио Свобода» Александр Ильич вспоминал: «Мой арест никого не напугал. Появилось ещё несколько, до десятка, разных самиздатских журналов. Появилось само слово „самиздат“, которого в „синтаксисовские“ времена ещё не было».
Справка:
Хотя само слово «самиздат» появилось лишь в середине XX века, с древнейших времен запрещённые произведения передавались друг другу рукописным способом. В XVIII веке именно так по России распространялись сатиры А. П. Сумарокова. В первой половине XIX века в России было множество тайных сообществ. В то время рукописная копия произведения называлась «списком».
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?fit=300%2C157″ data-large-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?fit=640%2C335″ loading=»lazy» src=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?resize=640%2C335″ alt=»» width=»640″ height=»335″ srcset=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?resize=1024%2C536 1024w, https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?resize=300%2C157 300w, https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?resize=768%2C402 768w, https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat2.jpg?w=1200 1200w» sizes=»(max-width: 640px) 100vw, 640px» data-recalc-dims=»1″ />
Самиздат романа “Мастер и Маргарита” М. Булгакова
В виде самиздатовских копий передавались из рук в руки хорошо знакомые для нас произведения:
➤ «Доктор Живаго» Бориса Пастернака;
➤«Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» и «В круге первом» Александра Солженицына;
➤ стихи Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, А.Галича;
некоторые произведения братьев Стругацких;
➤«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова; и другие
Самиздатом распространялись и авторы, которые формально не были запрещены или запрет формально был отменён. Книги издавались крайне мало и не могли попасть ко многим читателям, например, стихи и проза Марины Цветаевой, Андрея Белого, Саши Чёрного, Анны Ахматовой, Bарлама Шаламова, Даниила Хармса.
Тамиздат
Еще один способ борьбы с цензурой стал тамиздат – книги, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории.
Тамиздат как исторический феномен появился в то же время, что и самиздат, и был с ним связан по принципу сообщающихся сосудов: тексты, бытовавшие в самиздате, могли быть изданы за границей, нелегально ввезенные книги копировались и уходили в самиздат.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?fit=196%2C300″ data-large-file=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?fit=400%2C612″ loading=»lazy» src=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?resize=196%2C300″ alt=»» width=»196″ height=»300″ srcset=»https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?resize=196%2C300 196w, https://i2.wp.com/pizhankalib.ru/wp-content/uploads/2021/04/samizdat3.jpg?w=400 400w» sizes=»(max-width: 196px) 100vw, 196px» data-recalc-dims=»1″ />
Обложка первого издания романа “Доктор Живаго” Б Пастернака. 1957 год.
С явлением тамиздата связано преследование Бориса Пастернака. В 1957 году в Италии, а затем и в других странах, был опубликован знаменитый роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В 1958 году писателю была присуждена Нобелевская премия. На родине факт присуждения премии был назван «идеологической акцией». В советской прессе была развёрнута кампания жестокой травли Пастернака. Бориса Леонидовича исключили из Союза писателей СССР и завели уголовное дело. В конце концов писатель был вынужден покаянно отказаться от премии.
Важнейшие произведения русской литературы второй половины XX века, в т.ч. «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, стихи Иосифа Бродского и др. значительных поэтов эпохи впервые были изданы типографским способом на Западе.
Самиздат и тамиздат долгое время был единственным способом опубликования оригинальных и независимых по духу произведений художественной литературы.
История советского самиздата. Как это было
Одним из главных инструментов самиздата в СССР была печатная машинка. Готовые тексты ходили по рукам в виде папок А4 с сшитыми листами. При перепечатывании текстов обязательно использовалась копировальная бумага. В последствии, тексты распространялись при помощи фотокопирования.
В период широкого распространения фотолюбительства, печатные тексты стали фотографироваться и копироваться средствами черно-белой фотографии в личных домашних фотолабораториях. Копирование тестовых материалов при этом ускорялось в значительной мере, и в одновременно в той же мере становилось намного затратнее финансово, поскольку фотоматериалы для советского человека имели значительную стоимость. При этом, нельзя забывать о дефиците товаров. Для тиражирования нескольких книг подобным образом, требовалось значительное количество фотоплёнки, и ещё более значительное количество фотобумаги относительно большого размера.Посредством фотокопирования в союзе также распространялась редкие официальные издания, зарубежные журналы мод и так далее.
С распространением микропроцессорной техники в позднем СССР (с середины 70-х), стало возможным относительно просто и легко (по сравнению со старыми методами) распространять текстовую информацию, и даже печатать её посредством принтеров или плоттеров. Естественно, не о каких сетях передачи данных в то время не шло. Читатели обменивались между собой текстами на магнитных носителях (гибкие диски, магнитные ленты) примерно также, как в конце 90-х распространялись короткие видео с приколами – от пользователя к пользователю. Помимо распечатывания текстов на принтере, существовало размножение их при помощи ксерокопирования.Из-за недоступности ЭВМ для рядового гражданина, тексты тиражировались в основном сотрудниками институтов и КБ, где такая техника применялась.
Самиздат охватывает большой круг вопросов, в основном, в том числе литературы и работ, направленных на религию, национальность и политике. Государственная цензура различных материалов, такие как детективные романы, приключенческие и научная фантастика в дополнении к диссидентским текстам, в результате подпольном издания самиздата, охватывающее широкий круг вопросов. Хотя большинство самиздата авторы направили свои работы к интеллигенции, самиздат включены быдло жанры в дополнение к научным работам.
Большинство политических текстов были личные заявления, обращения, протесты, или информация об арестах и судебных процессов. Другой политический самиздат включал анализ различных кризисов в пределах СССР, и предлагал альтернативы обращения правительства событий.
Что такое самиздат и почему он бытовал в СССР?
Обсуждение вопроса:
Самиздат — способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами.
Цензура не позволяла тиражироваться, тем более на гос. издательствах.
Самиздат это форма нелегального распространения произведений художественной и философской литературы в СССР в виде машинописных копий. Термин возник после того, как в конце 1940-х поэт Н.И.Глазков (1919-79) стал называть свои напечатанные на машинке и не предназначавшиеся для Госиздата стихи «самсебяиздат». Получил распространение после суда (1966) над писателями А.Д.Синявским (1925-97) и Ю.М.Даниэлем (1925-88), печатавшимися за рубежом без ведома советской цензуры. Литература самиздата была направлена против официальной советской идеологии. Романы А.И.Солженицына «В круге первом» (1955-58), «Раковый корпус» (1963-66), опубликованные за рубежом в 1968, распространялись в СССР в машинописных копиях самиздата. Издание подобных книг за рубежом называлось «тамиздатом»: они тайно ввозились в страну.
Из-за того, что «Доктор Живаго» (1957) был впервые напечатан в Милане, Б.Пастернаку пришлось отказаться от Нобелевской премии 1958. В 1963 в Мюнхене издана поэма А.Ахматовой «Реквием», и до первой публикации в России в 1987 она перепечатывалась и распространялась как самиздат. Известность получил самиздатовский литературный альманах «Метрополь» (1979), изготовленный в восьми экземплярах (тогда же издан в США; в Москве — в 1991); его авторы подверглись преследованиям со стороны властей.
САМИЗДАТ – неофициально изданные в рукописном или отпечатанном виде произведения литературы – проза, поэзия, публицистика.
Поэт Николай Глазков, выпуская в начале 1950-х рукописные книжечки «тиражом» 3–4 экз., указывал на титульном листе «Самсебяиздат». Со временем словосочетание сократилось до «самиздат» и стало означать в СССР неподцензурную литературу.
Государственная власть всегда имеет тенденцию к контролю над словом. На протяжении истории периоды жесткой цензуры сменялись более «либеральными». Как только наказание за распространение неподцензурных изданий смягчалось, число свободно ходивших текстов стремительно увеличивалось. Так было в середине 18 в., когда императрица Елизавета отменила смертную казнь за распространение крамольных текстов, – по рукам стали во множестве ходить переводы Вольтера, масонские сочинения, едкие эпиграммы, политические трактаты и поэмы вольно-эротического содержания (Иван Барков). Так произошло и во времена «оттепели», когда произошел небывалый всплеск самиздата в СССР и появилась субкультура андеграунда.
В досоветский период наиболее популярными распространяемыми в рукописном виде книгами были радищевское Путешествие из Петербурга в Москву и комедия А.С.Грибоедова Горе от ума.
После Октября 1917 бесцензурно печатать книги стало сложно. Сразу после революции это было связано с общей разрухой, затем с идеологическими соображениями. В сентябре 1918 в лавке Осоргина продавались рукописные сборники стихотворений Андрея Белого, Михаила Кузмина, Николая Гумилева, Владислава Ходасевича, Максимилиана Волошина. Позже такой тип изданий существовал и в 1920–1930, но скорее в качестве частных подарков.
В 1930–1940-х писатели боялись держать рукописи дома. Но и в это время существовал зародыш литературного андеграунда. Самиздат 1930–1940-х был преимущественно устным. Самым известным из «ходячих магнитофонов» был Г.Л.Ковалев: благодаря его феноменальной памяти сотни поэтических текстов были записаны с голоса и изданы Конст. Кузьминским в Антологии из Голубой Лагуны (Хьюстон – Нью-Йорк, 1977–1978).
Цензурные запреты шли по четырем основным направлениям – критика советского строя, «формалистическая» эстетика, религия и мистика, эротика и порнография
Расцвет самиздата в советский период приходится на время хрущевской «оттепели» и брежневского «застоя». Выходившая в самиздате правозащитная литература и художественная литература с политическим уклоном имели ряд отличий. Задачей правозащитной литературы, например, периодического издания «Хроника текущих событий», было с указанием лиц, дат и событий описать общественное противостояние правящему режиму. Литературные же произведения, содержащие критику существующего строя, были скорее ориентированы на осмысление эмоционального и концептуального опыта существования.
Самое значительное произведение такого рода – Архипелаг Гулаг (1968) Александра Солженицына включало в себя социологические выкладки, воспоминания, публицистические и аналитические пассажи. В подзаголовке значилось «Опыт художественного исследования». По жанру Архипелаг представлял собой нечто среднее между социологическим исследованием и художественно-публицистическим эссе.