Что такое самоанализ воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы в классе
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Самоанализ воспитательной работы
2014-2015 учебный год
Ермаганбетова Гульнара Булатбековна
Пояснительная записка к самоанализу воспитательной работы.
Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников.
Педагог, планируя свою деятельность работы с классным коллективом по разным направлениям, создает целостную и оригинальную систему. Ставит цели и задачи для реализации авторского замысла.
Особенно продуктивными являются результаты диагностики, мониторинга и анализа собственной деятельности, что позволяет классному руководителю дальнейшие шаги в своей воспитательной практике.
Затем на основе анализа всех направлений воспитательной работы определяются цели и задачи на предстоящий год, планируется перечень необходимых мероприятий.
Цель воспитательной работы на 2014-2015 учебный год
Создание благоприятных условий для становления физически здоровой, духовно-нравственной, творческой личности, способной к самоопределению в обществе через учебную и внеурочную деятельность; воспитание гражданственности, социальной ответственности и компетентности, готовности к жизни в высокотехнологичном обществе.
Формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.
Формирование правовой культуры, гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Проведение профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде.
Развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения.
Развитие у учащихся инициативы, стремление к самообразованию, саморазвитию, самоуправлению, способности к успешной социализации в обществе и культуру межличностных отношений.
Воспитывать активную жизненную позицию через творческую и проектную деятельность.
Поддерживать творческую активность обучающихся во всех сферах деятельности, активизировать работу ученического самоуправления.
Продолжить развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.
Продолжать расширять спектр просветительской деятельности по распространению психолого-педагогических знаний
среди родителей, по повышению ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Приоритетные направления воспитательной работы в рамках воспитательной компоненты:
Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности; внедрение учащихся в социальную и образовательную среду для развития
устойчивой гражданской позиции; организация краеведческой деятельности.
Организация работы по профилактике вредных привычек и различных форм асоциального поведения; формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования
собственного здоровья; создание условий для занятий физической культурой и спортом; пропаганда здорового образа жизни;
создание условий для выражения
негативного отношения к наркотикам,
Правовое воспитание и культура безопасности
Формирование правовой культуры;
развитие навыков безопасности и
формирование безопасной среды в школе, быту, на отдыхе
формирование представлений об
информационной безопасности; создание условий деятельности органов ученического самоуправления.
Воспитательный план осуществлялся по 3 программам.
Программа «Здоровое поколение»
Цель программы:
Программа «Я гражданин России»
Программа «Правовая культура»
1.Правовое просвещение участников образовательного процесса об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.
2.Развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе.
3.Формирование представлений об информационной безопасности, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
Психолого-педагогическая характеристика класса
Во 2 в классе обучается 25 учащихся, из них 11 девочек и 14 мальчиков. Все дети 2006 года рождения. Класс дружный, сплочённый, ребята ответственно относятся к выполнению различных поручений, любят организовывать и проводить классные мероприятия, участвовать в спортивных и развлекательных делах, посещать различные выставки.
В коллективе можно выделить лидеров: Брамук Настя, Игамова Настя, Томина Настя, Терехова Настя, Матвеев Дима. Ребята в них ценят такие качества как ответственность, справедливость, умение найти контакт с одноклассниками и добросовестное отношение к учёбе. Многие учащиеся класса стали победителями в школьных, региональных, международных конкурсах и олимпиадах таких как: «Русский Медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Олимпусик», «Мир и природа» и др.(Лапузин Алёша, Ульянов Никита, Брамук Настя, Томина Настя, Игамова Настя).
Успеваемость в классе 60%. Из них 3 отличника(Ульянов Никита, Томина Настя, Брамук Настя),12 хорошистов и 10 троечников.
На уроках не все учащиеся достаточно внимательны, добросовестно выполняют домашнее задание, часто бывают случаи невыполнения без уважительной причины. Активные помошники на уроках, способные анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, это: Губарева Юля, Терахова Настя, Лисенко Глеб, Матвеев Дима, Безроднова Виолетта, Краус Катя.
Есть в классе учащиеся с замедленным типом мыслительной деятельности: Злобина Лера, Лукьянов Вова, Быкова Полина, Абдуллин Костя, Азаринова Юра, Кочетаев Миша, Ларин Кирилл. В целом коллектив работоспособен, но не все ученики владеют навыками самостоятельного умственного труда.
В классе есть недисциплинированные дети, которые не всегда умеют вести себя вежливо, воспитанно в школе, это: Злобина Лера, Первушина Юля, Мурсалимов Рома. Эти ребята не стараются проявлять чуткость, внимательность друг к другу, чётко выполнять свои обязанности в коллективе. Поэтому я, как классный руководитель, систематически провожу беседы на нравственные темы, классные часы с использованием поучительных фильмов, книг, презентаций. Так же я сотрудничаю с психологом школы, библиотекарем, инспектором ПДН, медиком. Но помощниками в воспитании детей несомненно являются их родители, именно поэтому я провожу индивидуальные беседы с родителями учеников, чьё поведение вызывает у меня беспокойство, даю им педагогические рекомендации.
Самоанализ воспитательной работы в 1 –а классе.
1. Работать по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка;
2.Способствовать воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе, чувства ответственности за нее;
3.Развивать способности, формирование эстетических потребностей и вкусов;
4.Заложить основы культуры межличностных отношений и совместной деятельности на принципах честности, дружбы, трудолюбия и взаимопомощи.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Сегодня время требует от воспитателей строить воспитательные отношения на основе принципов гуманистической личностно ориентированной педагогики, видеть смысл воспитательной деятельности не в формировании личности ребёнка по какому-либо заданному образцу, а в мобилизации внутренних сил ученика для работы по самосовершенствованию, не в решении своими действиями проблем, а в актуализации и поддержке их собственных устремлений в преодолении трудностей, возникающих на их жизненном пути. Учителю начальной школы доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
Моя воспитательная работа с детьми начинается с того, что я сначала чётко представляю себе, чего же хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими хочу увидеть их в конце года, что могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.
Для меня, как для классного руководителя, очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе воспитательной деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом воспитанности, анализирую межличностные отношения, по необходимости оказываю помощь сама и привлекаю школьного психолога к этой работе.
Межличностные отношения в классном коллективе – это показатель успешности воспитания. «Цель истинного воспитания – не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости» (Д. Рескин)
Я хочу, чтобы мои дети стали самостоятельными и самодеятельными личностями, понявшими свою самоценность, достигшие самоопределения, самоутверждения путём саморазвития и самореализации.
Всё это, на мой взгляд, и есть главная цель воспитания.
В деятельности воспитания опору и помощь вижу со стороны родителей. И не скрою, что в этом мне очень повезло. Ни одного мероприятия, ни одной задумки они не оставили без внимания.
Классный актив – моя следующая опора, так как реально действует самоуправление. Во главе класса стоит Президент. Он избирается тайным голосованием. Ему в работе помогают Министерства (труда, спорта, культуры и т.д.)
Модель ученического самоуправления в 2 –в классе
Министерство образования(учебный сектор): следят за успеваемостью, за выполнением задания, помогают «слабым»
Министерство Труда (трудовой сектор): следят за сохранностью школьного имущества, организуют трудовые десанты.
Министерство Охраны природы (экологический сектор): следят за внешним видом, ведут календарь природы, ухаживают за цветами.
Министерство Здравоохранения (спортивный сектор): помогают в организации спортивных мероприятий, проводят физминутки, следят за посещаемостью.
Министерство Информации (сектор печати): ведут учет посещаемости библиотеки, следят за состоянием учебников, готовят материал для классного уголка.
Министерство Культуры и Отдыха (культмассовый сектор): помогают в организации внеклассных мероприятий, творческих дел.
Воспитательная работа в классе ведётся по нескольким направлениям.
1.Воспитание познавательной самостоятельности.
Как уже сказано, в классе развито самоуправление. В содержание этой работы входят развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать, выполнять и оценивать результаты своей деятельности. Приобщение детей к научным и культурным ценностям через посещение музеев, театров, проведение экскурсий.
Работая в данном направлении, проводим коллективные беседы на нравственную тему «Час проблемного разговора: можно и нельзя», «Я и мои друзья», «Международный день толерантности», праздники («День учителя», «Мамин праздник», «Богатырские забавы»; встречи с работниками культуры (библиотека, работниками музея). Стараемся помнить о гражданской позиции (беседы «История Оренбурга», «Блокада Ленинграда»,»Спасибо Деду за Победу», «Символы России», «Конституция – основной закон», «День прав человека»). Организуем встречи с интересными людьми (встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, с работниками ГИБДД для изучения правил дорожного движения); помогаем школе в соблюдении порядка и чистоты.
3. Воспитание личностных качеств.
Воспитание личностных качеств происходит посредством развития индивидуальных интересов и способностей. Так как в классе дети очень разные, а каждый имеет индивидуальные способности и интересы, воспитательную работу строю таким образом, чтобы каждый занимался тем, что ему нравится и что хорошо удаётся.
В классе есть дети, которые обладают артистическими данными. Они реализуют свои данные на сцене. Принимают активное участие в общешкольных мероприятиях («День учителя»). Есть ребята, которые хорошо рисуют. Для них в классе проводится персональная выставка «Юный художник» и они посещают кружок изобразительного искусства.
Таким образом, для каждого ученика подобрано такое дело, в котором он показывает себя с лучшей стороны
4 раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы «
Самоанализ школе воспитательной работы в МАОУ «Голышмановская СОШ №2» осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе,
— принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
— принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
— принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
— принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности школьников и педагогов.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
— качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
— качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
— качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
— качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
— качеством существующего в школе ученического самоуправления;
-качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
— качеством профориентационной работы школы;
— качеством организации предметно-эстетической среды школы;
— качеством взаимодействия школы и семей школьников;
— качеством организуемого в школе дополнительного образования.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решенийСамоанализ школе воспитательной работы в МАОУ «Голышмановская СОШ №2» осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
— принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
— принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
— принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
— принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности школьников и педагогов.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
— качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
— качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
— качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
— качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
— качеством существующего в школе ученического самоуправления;
-качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
— качеством профориентационной работы школы;
— качеством организации предметно-эстетической среды школы;
— качеством взаимодействия школы и семей школьников;
— качеством организуемого в школе дополнительного образования.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений
«Самоанализ воспитательной работы в школе»
Самоанализ воспитательной работы МОУ «Монастырская ООШ» за 2020 год.
Воспитательный компонент деятельности школы является сегодня неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.
Именно этим обусловлены приоритеты государственной политики в области воспитания, сформулированные в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года:
— воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;
— поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
— защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
— обспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
— воспитание языковой культуры детей;
— развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения гражданРоссийской Федерации.
Принимая во внимание выше изложенное, решать сложные задачи образования детей в современном обществе, подавляемом вспышками антикультуры, можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы, которая находит свое отражение в различных сферах жизнедеятельности ребенка: «здоровье», «общение», «труд», «познание», «семья» и т.д. Для этого необходимо создание возможности для погружения учащихся в каждую из этих сфер.
Воспитательная система школы строится на совместных усилиях всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Школа является целостным живым организмом, в котором все взаимосвязано. В ней создаются условия социальной защищенности, психологической комфортности воспитанника и педагога, обеспечивается возможность их личностного роста и самореализации.
Она выступает воспитательной системой решающей главную задачу педагогики – управление развитием ребенка, то есть обеспечивающей воспитание.
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно-расширяющееся воспитательное пространство.
Воспитательная работа школы в 2020 году строилась в соответствии с:
— Конституцией Российской Федерации;
— Всеобщей декларации прав человека;
— Конвенцией о правах ребенка;
— Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
— Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
— Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» 1
— Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Уставом МОУ «Монастырская ООШ»
— Программой воспитания МОУ «Монастырская ООШ».
Основной целью воспитательной деятельности являлось развитие личности выпускника основной школы с достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим и физическим потенциалом и на достаточном уровне, овладевшим практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития.
Основными направлениями воспитательной работы являлись:
Управление воспитательной системой школы осуществляется на основе мониторинга, ВШК.
Анализируя уровень организации воспитательной деятельности школы (наличие нормативно-правовой базы, концепции воспитательной системы, программы воспитания, методического объединения классных руководителей) нужно отметить, что в наличии имеется:
— нормативно – правовая база по духовно-нравственному воспитанию,
охране детства, работе с несовершеннолетними;
— по формированию здорового образа жизни ;
— по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав;
— по профилактике суицидального поведения школьников;
-по профилактике буллинга;
— воспитания и социализации обучающихся;
— программа обучения правилам безопасного поведения в Интернет – пространстве
— программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Приказом директора школы за каждым классом закреплены классные руководители, имеется положение о классном руководителе. Все классные руководители составляют планы воспитательной работы в соответствии с воспитательной системой школы, планом общешкольных мероприятий на полугодия, разрабатывают и успешно реализуются свои воспитательные системы, индивидуальные планы работы с детьми в учебное время и на каникулах, осуществляют взаимодействие с педагогом-психологом школы, родителями учащихся, учителями – предметниками. Анализируя воспитательные планы классных руководителей школы можно сказать о том, что все они составлены в соответствии с предъявляемыми требованиями. Имеют: анализ работы за прошлый учебный год, цели и задачи на текущий, психолого–педагогическую характеристику классного коллектива, тематику классных, родительских собраний, беседы по технике безопасности, перспективный план работы по направлениям воспитательной системы, план – сетку работы классного коллектива по месяцам.
По итогам учебного года каждым классным руководителем составлен анализ работы классного коллектива, включающий в себя следующие разделы: общие сведения, общественная и познавательная активность обучающихся, культура поведения в школе и вне её, занятость во внеурочное время, работа с родителями, индивидуальная работа с обучающимися, выводы об итогах воспитательной работы в классе. Анализ работы классного руководителя анализируется и входит в общий анализ воспитательной работы школы за истекший год.
Мониторинг воспитательного процесса ведётся в системе, его результаты используются в анализе работы школы и при планировании работы школы на новый учебный год. В систему мониторинга, проводимого классными руководителями, входит создание базы данных об обучающихся класса, процессы ежедневного контроля над посещаемостью, успеваемостью, дисциплиной на уроках и переменах. Исходя из внутришкольного контроля и программы мониторинга, проводится:
характеристики качеств личности;
анкетирования уровня адаптации 1-го, 5-го классов;
анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) по определению удовлетворённости жизнью учебного заведения.
В МКОУ «СОШ № 12» каждому обучающемуся предоставлены возможности, целенаправленно влияющие на формирование и развитие личности. Праздники, конкурсы, увлекательные викторины и диспуты – всё многообразие форм внеурочной деятельности. Из года в год проводятся традиционные праздники, которые каждый раз наполняются новым содержанием и новыми идеями. 2020 год внес свои коррективы, пришлось менять традиционные формы работы на дистанционные.
Основными формами работы с детьми в первом полугодии 2020 года стали дистанционные: акции, флешмобы, конкурсы рисунков, презентаций, песен и стихов- все проводилось дистанционно, как и занятия.
Основными формами работы с детьми во второй половине 2020 года стали не только дистанционные, но и оффлайн-мероприятия:
— беседы, классные часы, конкурсы, викторины, акции, индивидуальные консультации;
— трудовые дела (дежурства, субботники, благоустройство школьной территории, уборка территории памятника павшим воинам);
— занятия в кружках по интересам;
— общешкольные и классные мероприятия ( праздники, познавательные и интеллектуальные программы; олимпиады, викторины, спортивные мероприятия, конкурсы, флешмобы и пр.).
Гражданско-патриотическое воспитание занимает центральное место в системе воспитательной работы МОУ «Монастырская ООШ», о чём свидетельствует наличие специально разработанной и реализуемой программы. Она является логическим продолжением ранее реализованных программ патриотического воспитания школьников. Её основные проектно-программные ориентиры сохраняют сложившиесяза последние годы традиции патриотического воспитания школьников и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских школьников в контексте инновационных процессов развития российского общества.
Программа построена на изучении местного краеведческого, природного, историко-культурного материала, жизни земляков-ветеранов Вов. Осуществление целей и задач программы претворяется как в урочное, так и внеурочное время через классные часы, кружки, МО учителей предметников, участие в конкурсах и акциях.
В коридоре второго этажа оформлен стенд к 75-летию Победы, материал о ветеранах постоянно обновляется. В феврале 2020 года в школе была открыта Парта Героя в честь нашего земляка-Самарина Мирона Дмитриевича. В торжественном мероприятии приняли участие родственники ветерана.
В прошедшем году в МОУ «Монастырская ООШ» реализовался комплекс мероприятий:
Месячник военно-патриотической работы в 2020 году проводился в феврале, в соответствии с планом, составленным на основании приказа управления образования.
В рамках месячника были проведены следующие мероприятия:
Акция «Блокадный хлеб» 1-9 классы (60 участников)
Спортивная эстафета «Вперёд, мальчишки!»- 1-4 классы (15 человек)
Спортивная игра «Аты-баты шли солдаты»- 5-9 классы (20 человек)
Классные часы, уроки мужества «Мы не имеем право забывать»
Тематические беседы, просмотры фильмов на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать» 1-9 классы (60 человек)
15 февраля 2020 года прошел круглый стол «Вспомним всех поименно», посвященный выводу войск из Афганистана, с приглашением воина-интернационалиста Александра Белякова, жителя нашего села. К этому мероприятию была подготовлена презентация о наших земляках-участниках боевых действий.
Для обучающихся 1-4 классов проводился конкурс поделок к 23 февраля, учащиеся 5-7 классов приняли участие в конкурсе стенгазет «Боевой листок»
Классными руководителями 1-9 классов были проведены тематические классные часы.
В библиотеке была оформлена выставка «Эхо прошедшей войны» посвящённая 75 годовщине Великой Победы.
В мае 2020 года наши учащиеся приняли участие во многих акциях РДШ и были награждены грамотами: «Песни Победы», «Окна Победы»,«Фонарики Победы», «Флаги Победы», «Бессмертный полк-онлайн» и др. кроме того приняли участие в акции «Сад Победы» и получили сертификат.
Большую роль в формировании патриотизма и активной гражданской позиции играет работа Юнармейского отряда школы. В 2020 году в МОУ «Монастырская ООШ»» в состав Юнармейского отряда входили 5 обучающихся 8-9 классов.
Юнармейский отряд принял активное участие в мероприятиях месячника военно-патриотической работы и в акциях РДШ ко Дню Победы. Юнармейцы Мамонов Никита и Лобачев Артем приняли участие в конкурсе «Большая перемена».
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, современному Российскому обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому одно из направлений воспитания подрастающего поколения – духовно-нравственное.
В МОУ «Монастырская ООШ» за последние годы сложилась система духовно-нравственного воспитания, направленная на формирование общечеловеческих ценностей, способностей к духовному развитию, реализации творческого потенциала во всех видах деятельности, укреплению нравственности у подрастающего поколения.
В своей деятельности по обеспечению духовно- нравственного воспитания педагогический коллектив школы стремится к формированию у учащихся школы следующих качеств:
— нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
— нравственного облика (милосердия, толерантности);
— нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
— нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется через уроки литературы, истории, обществознания, внеклассные мероприятия, классные часы.
— взаимодействие с семьями учащихся и социумом;
Формирование активной жизненной позиции, личности, способной отвечать за свои поступки, лидерских качеств происходит в период организации и проведения социально значимых дел, акций.
В течение года в школе были проведены акции, направленные на:
— формирование бережного отношения к природе и братьям нашим меньшим (акции «Покорми птиц зимой», «Птичий дом», помощь питомнику для бездомных животных и др.),
— формирования уважения к защитникам Родины и ветеранам ВОВ; (акция «Мы помним тебя, ветеран!», «Открытка ветерану» и др.);
— воспитание нравственных чувств и этического сознания (Международный день пожилого человека, Международный день матери);
— формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни («Месячник здоровья», «Спортивная суббота», «Лыжня-2020» и др.).
В школе развивается волонтерское движение, работает волонтерский отряд «Добрые руки».
Классными руководителями в течение года проведена серия ситуационных классных часов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, проведены мероприятия из серии «Киноуроки», способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности учащихся. Содержание общешкольных дел было направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей.
Успешно прошли классные часы по темам: «Конституция РФ», Всероссийские «Урок добра» и «Урок мира». Организовано участие обучающихся во всероссийских открытых уроках.
Формирование культуры безопасного поведения
В указанный период регулярно проводились инструктажи по безопасности всех видов. Классные часы на темы «Терроризм и безопасность человека», «Действия при чрезвычайных ситуациях». Для классных уголков были разработаны памятки «Это должен знать и уметь каждый». Для всех учащихся школы организовывалась встреча с представителями правопорядка, инспектором ПДН, инспектором Госпожнадзора.
Вся необходимая информация размещена на сайте учреждения, на информационном стенде, в период карантина памятки и презентации рассылались ученикам и их родителям по «Сетевому городу», в июне проходили дистанционные занятия «Один дома».
Система гражданско-патриотического воспитания дает положительные результаты, способствуя становлению у учащихся нравственных ценностных ориентиров и гражданских свойств личности: патриотизма, доброты, гражданственности, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувства долга перед старшим поколением.
В рамках месячника безопасности проведены мероприятия:
1.Организовано проведение дополнительных инструктажей обучающихся по вопросам безопасности на пришкольных территориях, по мерам дорожной, пожарной и антитеррористической безопасности, по правилам поведения в местах массового пребывания людей, на водоемах. (1-9 классы)
Тематические классные часы по темам:
— «Меры безопасности при обращении с огнем»
— «Поведение в экстремальных ситуациях, в том числе при пожаре» (1 – 9 классы.)
-«Поведение во время наводнения», «Безопасность на воде».
Выставки методической и периодической литературы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в школе, а также в быту, лесах, на воде и других местах.
Учашиеся 1-4 классов приняли участие в городском конкурсе рисунков «Звезда спасения», где ученица 3 класса Сафонова Лиза заняла 3 место.
Ученица 5 класса Лобачева Анна заняла 2 место в республиканском конкурсе исследовательских работ «Дети-герои».
Инструктажи по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни и в школе проводятся ежемесячно.
Также проводится работа по профилактике безопасности дорожного движения: работает отряд ЮИД «Светофор», ежедневно проводятся «пятиминутки» для учащихся на последних уроках, в сентябре проводится мероприятие «Посвящение в пешеходы» с вручением «Маршрута безопасности» и «Удостоверения пешехода». Для учащихся 1-4 классов 2 раза в год проводятся игры и викторины по ПДД.
Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной безопасности в современной России.
Данное направление реализуется в рамках курсов ОБЖ, истории и обществознания, часах общения.
В рамках недели безопасности в сентябре 2020 года проведены следующие мероприятия:
Классный час «Беслан, мы помним. »- 1-9 классы (56 человек)
Проведение инструктажей «О действиях в экстремальных и опасных ситуациях, а также в случае угрозы террористического акта» (04.09) 1-9классы /57 чел.
Информационное противодействие идеологии терроризма.
Развитие волонтерской деятельности
В МОУ «Монастырская ООШ» существует волонтерский отряд, который в настоящее время носит название «Добрые руки».
Основными целями развития волонтерства в школе являются расширение возможностей для самореализации обучающихся, повышение роли добровольчества (волонтерства), популяризация идей добровольческого движения, формирование и распространение добровольческих (волонтерских) инновационных практик социальной деятельности.
Основными направлениями реализации волонтерской деятельности в нашей школе являются следующие направления:
Экологическое волонтерство, Социальное волонтерство, Патриотическое волонтерство.
1. Экологическое волонтерство
Работу в данном направлении курирует учитель биологии Чурбанова Валентина Алексеевна. Экологическим направлением занимаются в основном ученики 6-7 классов.
Работа в этом направлении строится с использованием различных способов вовлечения обучающихся в активную природоохранную и добровольческую деятельность: ребята учатся видеть прекрасное в обыкновенном и будничном.
В процессе реализации собственных экологических инициатив дети приобретают бесценный опыт деятельности решения экологических проблем, экологически безопасного хозяйствования, постижения духовной гармонии с окружающим миром.
Учащиеся приняли участие в акции «Сохраним мордовские леса» и «Экодежурный по стране», было собрано 70 кг макулатуры. В течение года ребята участвовали в экоуроках «Мудрый Байкал», «Лесомания», «Разделяй!» и конкурсе рисунков «Разноцветные капли». В мае волонтеры приняли участие в акции «Сад памяти»- было высажено 3 сосны в память о нашем земляке-ветеране Вов Самарине М.Д.
Ежегодно наши эколидеры из 8-9 классов принимают участие во всероссийской акции «Сделаем вместе».
2. Социальное волонтерство
В направлении социального волонтерства члены нашего отряда занимаются организацией субботников на территории школы и села, взаимодействуют с местной администрацией по организации необходимой помощи труженикам тыла и пожилым людям. В октябре прошла акция «Мы помним тебя, ветеран»- поздравление ветеранов педагогического труда, ребята из 6 класса приняли участие в акции «Мечта учителя», где ученица 6 класса Сутягина Алина стала победителем.
3. Патриотическое направление деятельности реализуется с помощью ребят, входящих в состав школьного отряда «Юнармия» и волонтерского отряда «Добрые руки». В феврале-марте проводился сбор материала к акции «Дорога памяти», в мае приняли активное участие в акциях и конкурсах ко Дню Победы. В августе присоединились к активности «День флага России»
Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Гражданско-правовое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
распространение знаний о правах и свободах человека;
преодоление правового нигилизма обучающихся;
развитие гражданской инициативы и правовой ответственности обучающихся;
просвещение в области защиты прав человека и формирование первичных навыков правозащитной деятельности;
приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для участия в общественной жизни.
воспитание правового сознания у как школьников, так и учителей и родителей;
распространение четкого понимания взаимосвязи прав и свобод с ответственностью, умением разрешать конфликтные ситуации правовыми способами.
I Учебный процесс. Уроки обществознания.
II Внеурочную деятельность:
Традиционные мероприятия: дни профилактики правонарушений, дни здоровья, недели правовых знаний, декада против наркотиков и проч.
Правовой лекторий для обучающихся.
Классные часы «Я имею право».
Школьное методическое объединение классных руководителей.
Для работы в данном направлении в школе разработаны и реализуются следующие программы:
« Формирование основ законопослушного поведения обучающихся общеобразовательных учреждений»:
Программа «Профилактика правонарушений и безнадзорности обучающихся»;
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь прекрасна»
Программа профилактики буллинга «Каждый важен»;
Программа «Дороги, которые мы выбираем»
Так же, во внеклассной работе используются разработки классных часов соответствующей тематики. Ежегодно в ноябре в школе проводится месячник правового воспитания. Работа в данном направлении будет продолжена.
Система правового воспитания учитывает возрастные особенности обучающихся, обеспечивает целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базируется на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения обучающихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей.
По плану воспитательной работы школы традиционно в ноябре проводится декада правовых знаний. Были организованы и проведены классные часы из серии «Я гражданин» и мероприятия, посвящённые Всемирному дню прав человека. Классными руководителями проведены «Уроки России», посвящённые дню конституции.
В школе работает Совет по профилактике беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, который занимается выявлением неблагополучных семей и детей «группы риска», родителей и лиц их заменяющих, не исполняющих обязанности по воспитанию и образованию своих несовершеннолетних детей, семей, где жестоко обращаются с детьми. Кроме совета по профилактике в школе работает ШСП «Диалог».
Одной из задач, которую решает социально – психологическая служба, является создание условий для психолого – педагогической, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением, а также имеющих аномалии в психическом развитии.
Работа с «трудными» детьми ведется планомерно и систематически. Педагог-психолог проводит консультации для несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по профессиональной направленности, по проблемам межличностного общения.
Психолог и классные руководители осуществляют индивидуальную коррекционно – развивающую работа с обучающимися с отклонениями в поведении. Прививаются навыки здорового образа жизни, и контроль за их усвоением осуществляется путем проведения бесед, лекций, в том числе с привлечением специалистов из различных организаций (инспектора ПДН, врачей детской поликлиники № 2 и др.).
Проведены акции «Нет наркотикам!»; выпускаются стенгазеты, проводятся классные часы «Мы за здоровый образ жизни!» и различные спортивные мероприятия.
На протяжении учебного года школьный психолог проводит диагностику, коррекционно-развивающие, профилактические (индивидуальные и групповые) занятия, консультативную работу с педагогами, обучающимисяи родителями (законными представителями).
В 2020 году основными направлениями физкультурно- оздоровительной работы являлись:
профилактика и оздоровление;
образовательная деятельность: использование здоровьесберегающих
образовательных технологий, рациональное расписание, факультативные занятия;
информационно-консультативная работа: лекции и беседы, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования,
работа спортивных секций.
С 2015года в МОУ «Монастырская ООШ» начал осуществлять свою деятельность спортивный клуб «Олимп», утвержденный приказом директора.
Спортивный клуб включает в себя такие секции, как «Волейбол»,
« Шашки», «Легкая атлетика» и «Настольный теннис». Так же на базе спортивного клуба реализуются программы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, выявление и поддержку одаренных детей, поддержку массового и семейного спорта, пропаганду здорового образа жизни, поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Занятия в секции ОФП и «Физкульт-Ура» поводятся 2 раза в неделю.
На начало 2020 года количество обучающихся, охваченных деятельностью спортивного клуба составляет 15 человек (25 % от общего количества обучающихся), внеурочными занятиями- 14 человек (24%).
С целью создания благоприятных условий для сохранения, укрепления физического, психического здоровья учащихся, для формирования потребно-сти в здоровом образе жизни, в ходе реализации программы «Формирование здорового образа жизни» в школе проводятся мероприятия:
Беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения гимнастики до занятий, подвижных игр на переменах и физкультминуток (сентябрь).
Месячник безопасности жизнедеятельности школьников и профилактики безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних в связи с началом учебного года (октябрь, апрель).
Уроки здоровья в 1-9 классах
Классные мероприятия по ПДД, ППБ и ЧС
Ежегодное социально-психологическое тестирование
Участие в «Лыжне России»
В апреле традиционно проходит День защиты детей
В течение года проводились вводный и текущие инструктажи по ТБ, по ПБ, о действиях при ЧС.
Классные руководители ежемесячно в соответствии с «Планом меро-приятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма», проводят беседы и мероприятия в рамках профилактики ДТТ.
В рамках формирования культуры питания в школе разработана Программа «Здоровое питание»
Проводятся следующие мероприятия:
Выставка книг в библиотеке «Разговор о правильном питании»,
Классные часы по темам:
Класс Темы классных часов
1 класс Режим дня в моей жизни.
Разговор о правильном питании.
2 класс Разговор о правильном питании.
3 класс «Едали наши деды»
4 класс Как мы должны питаться?
5 класс Мой режим дня. Как быть здоровым? Здоровая пища.
6 класс Правила поведения в столовой.
7 класс Пища настоящего и будущего.
8 класс Как сохранить иммунитет.
9 класс Диета. Мифы и реальность.
В столовой есть стенд «Здоровое питание»
Родителям рассылались памятки по темам: «Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни».
«Здоровая пища для всей семьи». «Режим дня пятиклассника».
Развитие творческого потенциала детей и подростков одно из приоритетных направлений в системе воспитательной работы школы. Существующая система дополнительного образования в МОУ «Монастырская ООШ», обеспечивает благоприятные условия в освоении общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и обучения детей, укрепления здоровья, личностного и профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся.
Неотъемлемой частью воспитательной работы школы является дополнительное образование. Система дополнительного образования, прежде всего, способствует развитию творческих способностей, поддержке индивидуальности ребенка.
Вся внеурочная работа строится на принципах добровольности и самоопределения.
В учреждении реализуются две программы дополнительного образования»: «Малышкина школа» и «Школа волонтеров».
Количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием, за последний год выросло от 10% до 33%. Охват обучающихся начальной школы благодаря внеурочной деятельности составляет 100%.
Многие дети посещают учреждения дополнительного образования: музыкальные и художественные школы, секции борьбы и футбола, биатлона и велоспорта при спортивных школах г.Саранска и Рузаевки. Многие ребята занимают призовые места в городских, республиканских и российских мероприятиях.
Участие обучающихся в конкурсах в 2020 году