Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс

Самоконтроль на уроках физической культуры в начальной школе.

Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть картинку Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Картинка про Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс

Эта разработка дана в помощь учителям физической культуры в начальных классах для сохранения здоровья учащихся.

Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть картинку Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Картинка про Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс

Содержимое разработки

«Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе»

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля младших школьников на уроке физической культуры, можно выделить три направления:

· Самоконтроль двигательных умений

Самоконтроль – важный здоровьесберегающий фактор

Самоконтроль на уроке физического воспитания в начальной школе – необходимое условие успешного обучения. Он способствует предупреждению физических и психологических перегрузок, повышенной утомляемости, снижению травматизма. Самоконтроль имеет большое воспитательное значение: повышение уровня социально-психологической адаптации, самоорганизации и регуляции деятельности, ответственности, целеустремлённости, гармоничного физического развития организма.

Необходимость в углублённом изучении данного вопроса и разработка методической темы возникла из необходимости решения следующих проблем:

— учебные действия контролируются педагогом, а не самим учеником;

— допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;

— в литературе очень мало внимания уделяется формированию самоконтроля на уроках физической культуры;

-Авторитарные методы преподавания устарели;

— для осмысленного восприятия учащимися процесса обучения требуются новые подходы, методы преподавания;

— желание детей быть активными участниками процесса обучения, а не простыми исполнителями указаний учителя требует особой организации учебного процесса;

— Слабое самосознание учащихся и, как следствие, травматизм, плохое выполнение упражнений, двигательных действий;

— до сих пор самоконтроль на уроке физкультуры рассматривали только как самоконтроль самочувствия, которое оценивалось с помощью измерения пульса.

1) Самоконтроль поведения:

1.Слушать счёт или воспринимать на слух описание упражнений, команды учителя.

Применяется во время выполнения циклических упражнений с изменением темпа, ритма, направления или при выполнении упражнений на развитие внимания, координации движений, когда учитель описывает упражнение словами.

2. Не мешать заниматься другим учащимся.

Применяется, когда требуется неукоснительно выполнять правила техники безопасности и особые правила передвижения по залу. При проведении занятий поточным методом, когда после выполнения задания одним учеником (или группой учеников) нужно быстро освободить пространство (зал) для следующей группы (например, выполнение передач мяча в парах или тройках, опорного прыжка, заданий на гимнастической стенке, скамейке). А также при выполнении упражнений с мячами, за укатившимся мячом нужно идти, не мешая другим выполнять задание. Выполнять передачу мяча так, чтобы партнёр мог спокойно поймать мяч.

3. Соблюдать правила игр, эстафет и выполнять упражнения на развитие силы и выносливости, указанное количество раз.

Применяется во время игр и эстафет, когда учащиеся, желая победить, начинают выходить вперёд за стартовую линию или не обегают ограничительную стойку. Для развития физической силы, выносливости и силы воли (иногда дети не хотят делать силовые упражнения, так как это тяжело)

2) Самоконтроль двигательных действий (выполняемых упражнений):

4. Выполнять упражнение, сравнивая своё исполнение с тем, как это делает учитель или хорошо подготовленный ученик

Применяется при разучивании сложных координационных упражнений (например, прыжка в длину с разбега, прыжка в высоту способом «перешагивание», опорного прыжка, акробатических упражнений)

5. Смотреть, как делает партнёр, замечать его ошибки и стараться избегать таких ошибок.

Применяется на уроках закрепления пройденного материала и совершенствования техники выполнения упражнений (например, передачи мяча в парах, стойка на лопатках, гимнастических комбинаций на развитие равновесия)

6. Стараться выполнить упражнение чётко, не сгибать ног в коленях, рук в локтях.

Применяется при выполнении упражнений, когда необходимо следить за осанкой, сохранять равновесие(например, ходьба по бревну и выполнение упражнений на ограниченной опоре, наклоны вперёд и в стороны и другие ОРУ).

Применяется для обучения упражнениям (ведению мяча, метанию в цель и на дальность, прыжкам через вращающуюся скакалку, броску набивного мяча)

8. Выполнять упражнение в полную силу, в полсилы, на определённую высоту или длину.

Применяется при развитии двигательной чувствительности, выполнении упражнений на точность (метании в цель, передач мяча, бросков по кольцу, удара по воротам).

3) Самоконтроль самочувствия:

9. Измерение пульса до и после упражнения.

Применяется при выполнении упражнений на развитие выносливости с целью проверки подготовленности учащихся или качества выполнения упражнения.

Детям предлагаются следующие этапы осуществления самоконтроля:

Источник

Статья «Самоконтроль при занятиях физической культурой»

Самоконтроль при занятиях массовой физической культурой.

Самоконтроль – это систематические наблюдения занимающихся физической культурой и спортом за состоянием своего здоровья и физического развития. Самоконтроль существенно дополняет данные врачебного и педагогического контроля, способствует правильному выбору формы занятий и оптимальной для каждого занимающегося нагрузки, предупреждению и современному выявлению нарушений здоровья и физическом развитии детей и подростков.

В процессе самоконтроля дети познают свой организм, на собственном опыте учатся определять своё состояние и влияние на него физических упражнений. Самоконтроль дисциплинирует их, приобщает к физической культуре и спорту, способствует сознательному отношению к занятиям, приобретению жизненно важных навыков и знаний, выполнению основных правил гигиены и здорового образа жизни. Тем самым самоконтроль повышает общую и санитарную культуру, способствует правильной организации физического воспитания.

Наблюдения необходимо проводить регулярно, желательно всегда в одно и то же время – утром, после занятия, через 4 – 6 часов после него и на следующий день, что позволяет оценить влияние нагрузки и быстроту восстановления.

Полученные данные можно сравнивать со средними для данного возраста, а также оценивать их в динамике, ориентируясь на свои индивидуальные показатели, характерные для хорошего своего состояния.

Проведение самоконтроля и ведение дневника вполне доступно школьникам среднего и старшего возраста. Приучать к самоконтролю младших школьников следует с помощью родителей, обучая их методом самоконтроля.

С помощью наблюдения спортсмена за определенными показателями своего здоровья, по динамики их сдвигов можно определить состояние здоровья, влияние тренировочной нагрузки, эффективность тренировочного процесса. Эти сведения очень помогут тренеру и самому спортсмену.

Методы самоконтроля должны быть простыми, доступными и понятными занимающимся, не требовать специальной аппаратуры и не занимать много времени. Их принято делить на субъективные (оценка самочувствия, настроения, сна, аппетита, работоспособности и успеваемости, степени утомления после нагрузки и быстроты восстановления) и объективные (частота и ритм сердечных сокращений и дыхания, масса тела, сила мышц, жизненная емкость легких, результаты простых функциональных проб).

Самочувствие (субъективное ощущение своего здоровья) – важный показатель самоконтроля. Здоровый человек любого возраста чувствует себя хорошо, не испытывает никаких неприятных и болезненных ощущений. Он бодр, спокоен, активен, жизнерадостен, хорошо спит и обладает хорошим аппетитом, учится с охотой, с желанием заниматься физическими упражнениями. Нагрузка сопровождается определенным чувством усталости, но это отражение естественного утомления после проделанной работы и не должно вызывать беспокойства, если оно быстро (через 2-4 часа после нагрузки) проходит. Если же усталость значительная (особенно после небольшой и привычной работы), долго держится и сопровождается вялостью, апатией, подавленным настроением или, наоборот, раздражительностью, слабостью, появлением жалоб на головокружение, головные боли, боли в области сердца, суставов, правого подреберья и пр. – это может быть связано с переутомлением, физическим перенапряжением или заболеванием. В этих случаях следует обратиться к врачу. Но при этом надо учесть, что ухудшение самочувствия может быть связано и с другими причинами – различными неприятностями, волнением перед экзаменами, резким изменением погоды и прочим. Поэтому надо указать в дневнике, появилось ли это состояние с нагрузкой, а также характер и содержание последней.

Иногда, преимущественно после первых занятий или при вовлечении в нагрузку ранее малоупотребляемых в работе мышечных групп, могут появиться боли в мышцах как реакция на непривычную нагрузку. Ускоряют восстановление тепловые процедуры (ванны, душ, плавание), массаж или самомассаж. У достаточно подготовленных к нагрузкам ребят после нее может ощущаться приятная мышечная усталость.

В дневнике самочувствия отмечается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое» с указанием появившихся жалоб.

Настроение – составная часть самочувствия. Отмечается как хорошее, бодрое или подавленное либо, наоборот, повышенная раздражительность.

Сон имеет особое значение для восстановления работоспособности после умственной и физической нагрузки, в том числе и дневной сон. Сон должен быть спокойным, достаточным (не менее 10 – 11 часов для младших школьников, 9-10 в среднем и 8-8.5 часа – в старшем школьном возрасте). Спать следует ложиться в одни и те же часы, не ранее 1.5-2 часов после нагрузки и выполнения уроков. Лучшее время для сна – с 10-11 час вечера до 7-8 час утра. Быстрому засыпанию и спокойному сну способствуют прогулки перед сном, водные процедуры при нормальной температуре воды, обтирания, проветренная комната, тишина, удобная постель. Всякие нарушения сна (трудно засыпать, часто просыпаться, неприятные сновидения и т.п.) фиксируются в дневнике. Если этого нет, то сон оценивается как хороший либо удовлетворительный.

Аппетит характеризуется как хороший, сниженный, повышенный.

Контроль за пульсом – один из самых простых и информативных методов самоконтроля. При этом определяется на лучевой артерии, для чего 2 или 3 пальца одной руки накладываются на нижнюю часть другой у основания большого пальца со стороны ладони. Частота сердечных сокращений подсчитывается в состоянии мышечного покоя, после небольшого отдыха, в течение 10-20с с пересчетом на минуту. При очень частом пульсе его частоту удобнее считать по сердечному толчку, положив ладонь на область сердца. Частота сердечных сокращений меняется с возрастом и в связи с уровнем тренированности. У взрослого здорового человека ЧСС обычно составляет 66-72 уд/мин, у тренированных спортсменов пульс замедляется до 46-60 уд/мин (так называется брадикардия), отражая более экономную деятельность сердца. У детей 7-9 лет ЧСС обычно находится в пределах 80-90 уд/мин, в 10-12 лет – 70-85, 13-14 лет – 76-78, 15-16 лет – 72-78, 16-18 лет – 68-72 уд/мин.

Замедление пульса при нарастании тренированности у детей выражено меньше, чем у взрослых. После физической нагрузки при достаточной подготовленности уже через 5-10 мин ЧСС не должна превышать 90 уд/мин, а через 1-2 часа полностью возвращается к исходным величинам.

При правильном ритме сердечные сокращения следуют одно за другим с примерно одинаковым интервалом времени (меняться они могут только в связи с ритмом дыхания).

При резком учащении пульса в покое (тахикардия), особенно приступообразного характера, слабом его наполнении или ощущении сердцебиений, нарушениях ритма (большие различия времени между сокращениями, дополнительные удары) пульс следует посчитывать более длительно (в течение 1-3 мин) и обращаться к врачу, поскольку это чаще всего бывает при заболеваниях и перенапряжениях. К вечеру пульс чаще, чем утром, у девочек и девушек на 2-4 удара чаще, чем у мальчиков.

Пульс следует подсчитывать утром натощак, до и после тренировки и утром следующего дня для оценки восстановления.

Источник

Самоконтроль во время занятий физической культуры

Самоконтроль во время занятий физической культуры

Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля.

Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле:

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единицы.

Источник

Самоконтроль при организации физической культуры

Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Тем самым, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

Самоконтроль проводится с помощью простых приемов:

субъективных (оценка самочувствия, настроения, чувства утомления и усталости, желания или нежелания заниматься физическими упражнениями, нарушения аппетита и сна);

объективных (антропометрические показатели (длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.), спортивные результаты, силовые показатели отдельных групп мышц, частота сердечных сокращений, и др.)

1. расширить знания о физическом развитии;

2. приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки;

3. ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля;

4. определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы скорректировать нагрузку на занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль необходимо вести регулярно, во все временные отрезки занятий физическими упражнениями.

После окончания занятия у занимающегося должно присутствовать чувство бодрости, не должно быть головных болей, сильного утомления, разбитости. При ощущении вялости, сильных мышечных болей, раздражительности необходимо закончить занятие.

Также стоит обратить внимание на сон. Он должен быть хорошим, т. е. Вы должны быстро засыпать и быть в хорошем состоянии после сна. Если нагрузки слишком велики, сон может быть беспокойным.

Кроме того, после физических нагрузок должен быть хороший аппетит. При этом после окончания занятия нужно воздержаться от приема пищи на час.

Вес так же является важным элементом самоконтроля. Чтобы правильно определить нормальный показатель веса применяют весо-ростовые индексы.

· от 155 до165 см — рост минус 100

· от 175 см — рост минус 110 [2].

Между пульсом и физической нагрузкой есть зависимость. У подготовленных людей при одной и той же частоте пульса потребление кислорода выше, чем у малоподготовленных.

В результате физических нагрузок пульс учащается. Чем больше нагрузка, тем чаще пульс. За счет этого мышцы обеспечиваются кровью. По скорости восстановления пульса можно определить степень нагрузки. Если на восстановление исходной ЧСС уходит больше 10 минут, то нагрузка была слишком большой.

Максимальный эффект для здоровья занимающийся получает при нагрузке, соответствующей субмаксимальному пульсу, и ни в коем случае нагрузка не должна давать пульс, превышающий максимально допустимый уровень.

Еще одним параметром для осуществления самоконтроля является качество и продолжительность сна. Данный параметр весьма важен для тренирующегося. Ведь именно во время ночного отдыха в организме человека активизируются процессы восстановления. Нарушение сна, в свою очередь, оказывает негативное влияние на центральную нервную систему и здоровье.

Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями должен оценивать и такой показатель состояния организма, как работоспособность. Она может быть хорошей, удовлетворительной и пониженной. Как правило, высшую оценку данному параметру можно дать при наличии хорошего самочувствия и крепкого сна. Однако не всегда это бывает именно так.

ЦНС – это наиболее сложная из всех систем организма. В ее состав входят мозговые чувствительные центры, предназначенные для анализа изменений как внешней, так и внутренней среды. Именно они и управляют всеми функциями человеческого организма. Основной задачей ЦНС является точная и быстрая передача необходимой информации. Работу этой системы также необходимо проверять при осуществлении самоконтроля во время занятий спортом. Для этого существует метод проведения ортостатической пробы. Результаты подобного исследования отражают возбудимость ЦНС. Для получения необходимых данных человек должен принять положение лежа, отдохнуть 5-10 минут и подсчитать свой пульс. Далее необходимо встать и измерить ЧСС в положении стоя. Разница значений пульса за одну минуту и укажет на состояние ЦНС. Так, при слабой возбудимости это значение составит от 0 до 6, при нормальной – от 7 до 12, а при живой и повышенной, соответственно, от 13 до 18 и от 19 до 24 ударов в минуту. Самоконтроль функционирования нервной системы рекомендуется проводить и при помощи наблюдений за кожно-сосудистой реакцией организма. Ее определяют, проводя несколько раз по коже любым неострым предметом. Если место нажима станет розовым, то эта реакция будет свидетельствовать о том, что сосудистая реакция организма находится в пределах нормы. Белая или красная окраска кожного участка укажет на высокую или повышенную иннервацию кожных сосудов, наблюдаемую, как правило, при переутомлениях, во время болезней или при неполном их излечении. Для самоконтроля функционирования ЦНС при выполнении физических упражнений можно выполнить: пробу Ромберга, выявляющую нарушение равновесия.

При физических нагрузках важно обращать внимание на самочувствие. Оно выражает ответ систем и органов тела человека на физическую нагрузку. Наиболее важным показателем в данном случае являются показатели изменения функционирования органов дыхания, а также сосудов и сердца. Каковы способы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями в данном случае? Для решения вопроса о той или иной величине тренировочной нагрузки производятся измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления. От этих показателей во многом зависит работоспособность человека. Частота сердечных сокращений Каковы методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, позволяющие определить данную величину? Например, для измерения пульса в состоянии покоя тренирующийся должен находиться в положении сидя. При этом необходимо нащупать височную, сонную или лучевую артерию, ведя подсчет сердечным толчкам в течение пяти секунд. Сделать это надо два-три раза подряд. После получения данных производится умножение среднего значения на 12. Это дает возможность узнать количество сердечных ударов в минуту. У нетренированных людей ЧСС составляет 60-89 уд./мин.

Превышение нормативных границ указывает на вероятность тахикардии, а более редкий пульс может говорить о брадикардии. Также высокая ЧСС (80-85 уд./мин) в покое говорит об утомлении организма. Разумеется, после тренировок пульс у человека учащается. Однако в норме на его восстановление организм должен потратить от пяти до десяти минут. Эта характеристика станет свидетельством оптимальной физической нагрузки.

Введение Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.

Выполняя физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил.

Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального Уровня деятельности и работоспособности организма.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в несколько раз увеличивается число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя находятся в спавшемся положении и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры открываются, в них начинается усиленное движение крови. В результате этого уменьшается венозный застой, увеличивается общее количество циркулирующей крови и улучшается доставки кислорода к органам и тканям.

От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную работоспособность часто бывает больше, чем это кажется на первый взгляд.

Оказывается, нужно не так уж много. Вот три главных принципа, которые легко запомнить:

Тренироваться через день или хотя бы три раза в неделю.

Тренироватьсянепрерывно в течение 20 минут.

Тренироваться энергично, но следите за своим дыханием.

Источник

Проект по физической культуре «Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями»

Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (МБОУ «СОШ №6»)

по предмету физическая культура

на тему « Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями»

Выполнила ученица 9 «А» класса:

Самотовинская Дарья Алексеевна

учитель физической культуры

Тараненко Ирина Николаевна

Основное содержание проекта…………………………………..4

Для наблюдения за состоянием здоровья и оценки систематических занятий физкультурой необходим врачебный контроль. Следует периодически посещать врача и получать у него «добро» на дальнейшие занятия. Кроме того, можно самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок.

Актуальностью нашей темы является то, что ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда может сознательно контролировать свою физическую активность и чтобы защитить себя от перегрузок он должен уметь контролировать свое состояние приемами самоконтроля.

Цель проекта: исследовать и изучить приемы самоконтроля при занятиях физкультурой и спортом.

Задачи: 1. Изучить значимость самоконтроля при занятиях физическими упражнениями

2. Провести исследование по применению навыков самоконтроля на уроке физкультуры.

3. Проведение анкетирование в 4 классов на тему «Что вы знаете о самоконтроле на уроке физкультуры ».

4. Проанализировать результаты анкетирования.

5. Разработать дневник самоконтроля.

Продукт проектной деятельности: создание дневник самоконтроля для учащихся 4класса

Большое значение для учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, имеет самоконтроль.

Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и спортивных нагрузок.

Самоконтроль включает наблюдение и анализ объективных и субъективных состояний организма.

Субъективными показателями принято считать: самочувствие, настроение, аппетит, сон, чувство утомления и усталости, желание и нежелание заниматься физическими упражнениями и другое.

Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника самоконтроля за собственным развитием и состоянием здоровья. В нём фиксируются все полученные объективные и субъективные результаты и данные наблюдений.

Физическая нагрузка – это реакция организма на выполненную работу. Величина нагрузки определяется степенью усталости человека. В быту мы судим о своем состоянии в основном по самочувствию и как правило, не ошибаемся. Прислушиваться к своим ощущениям, можно и в жизни, и при занятиях физическими упражнениями. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда может сознательно контролировать свою физическую активность, чтобы защитить себя от перегрузок. Умение контролировать свое самочувствие составляет часть физической культуры, которую человек должен усвоить с детского возраста. Самоконтроль, чаще всего, осуществляется стихийно и неосознанно. Большое значение в физической культуре имеет сознательное отношение самих занимающихся к регулярному и методически правильному использованию физических упражнений. Именно поэтому ведущую методическую роль приобретает самоконтроль занимающихся. Самоконтроль необходимо вести постоянно и регулярно во все периоды занятий физическими упражнениями и во время отдыха. Следить за изменениями организма можно с помощью дневника самоконтроля.

Работа над реализацией предполагала применение следующих методов

Анкетирование учащихся 4-х классов на « Что вы знаете о самоконтроле на уроке физической культуры».

Исследование в 4 «В» классе.

В ходе работы изучили дополнительный материал по использованию приемов самоконтроля во время занятий физическими упражнениями, провели анкетирование, на основе получен результатов провели исследование эффективности использования самоконтроля учащимися на уроках физической культуры при выполнения упражнений.

На первом этапе нашего исследования мы провели анкетирование учащихся 4-х классов (37 чел.) было проведено анкетирование для того, чтобы выявить тех, кто компетентен в вопросе самоконтроля.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

Занимаешься ли ты самостоятельно физическими упражнениями?

Умеешь ли ты измерять пульс?

Знаешь ли ты признаки утомления?

Как ты оцениваешь свое здоровье?

Ты обычно устаешь от физической нагрузки на уроке физкультуры?

Результаты анкетирования показаны в таблице №1

Результаты анкетирования учащихся 4 классов

Занимаешься ли ты самостоятельно

Умеешь ли ты измерять пульс?

Знаешь ли ты признаки утомления?

Как ты оцениваешь свое здоровье?

Хорошее – 13 человек

Ты обычно устаешь от физической

нагрузки на уроке физкультуры?

Иногда – 12 человек

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство учащихся самостоятельно занимаются физическими упражнениями, малый процент детей не знакомы с методами определения у себя пульса. Свое здоровье хорошим оценивают большинство учащихся. Большинство детей могут выполнять физические упражнения не только под руководством учителя, но и самостоятельно. Они имеют слабые навыки в проведении самоконтроля. Знают, что режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учеба и занятия спортом), прием пищи. Не все могут правильно регулировать физическую нагрузку.

— подсчет частоты дыхания,

— определение внешних признаков утомления,

В результате исследований были получены следующие данные.

Измерив пульс в начале урока у 18 испытуемых:

Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть картинку Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Картинка про Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс

у 12 в покое пульс не превышает 70 ударов в минуту, у 4 человек колеблется от 80 до 89 ударов. Пульс остальных 4 учащихся выше 90 ударов в минуту, что говорит об их плохом физическом развитии (Диаграмма№1)

Пульс учащихся в покое (кол-во человек)

После небольшой нагрузки – теста на приседание

Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть картинку Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Картинка про Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс

Время восстановления пульса после нагрузки (кол-во человек)

На уроке так же ребята учились производить подсчет частоты дыхания. Этот способ измерений ребята освоили лучше и быстрее, чем измерение пульса. В покое, частота дыхания в среднем составляет 12 – 16 раз в минуту. Количество дыхания считают обычно, положив ладонь руки спереди на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Каждый вдох и каждый выдох составляют один дыхательный цикл.

Проведем измерения частоты дыхания после, бега на 200м (девочки) и 400м (мальчики).

Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть картинку Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Картинка про Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс

До нагрузки частота дыхания составляла у 7 человек (из 20) 12- 14раз в минуту, у 9 человек – 15 – 16 раз, у 4 ребят 17 – 19 раз. (Диаграмма №3)

Частота дыхания в покое (кол-во человек)

После завершения дистанции ребята самостоятельно не только проводили измерения, но и сами засекали время.

Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Смотреть картинку Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Картинка про Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс. Фото Что такое самоконтроль в физкультуре 4 класс

Частота дыхания после нагрузки (кол-во человек)

Но определять степень утомления можно не только измерив пульс или частоту дыхания, но и по внешним признакам. Важно знать все эти признаки, чтобы вовремя снизить нагрузку во время самостоятельных занятий. Это могут быть покраснения кожи лица, сменяющееся сильным потоотделением, посинение губ; усиленное потоотделение; неточные, вялые движения. Многие учащиеся знают, если в занятиях сделан перерыв, то после первых занятий физическими упражнениями могут появиться болевые ощущения, которые в дальнейшем исчезают. Боль в мышцах показатель того, что учащийся не занимался физическими упражнениями. Поэтому, после перерыва необходимо наращивать нагрузку постепенно.

После проведенного исследования в 4 классе дети, получившие навыки в самоконтроле могут не только следить за своим самочувствием, но и самостоятельно планировать занятия по общей физической подготовке.

На третьем этапе нашего исследование было создание дневника самоконтроля для учащихся 4-х классов, используя полученную информацию.

1. Изучили значимость самоконтроля при занятиях физическими упражнениями

2. Провели исследование по применению навыков самоконтроля на уроке физкультуры.

3. Провели анкетирование в 4 классов на тему «Что вы знаете о самоконтроле на уроке физкультуры ».

4. Проанализировали результаты анкетирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *