Что такое самоопределение к деятельности на уроке
«Этап мотивации и актуализации знаний на уроке по формированию УУД»
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение
Каждый этап преследует определённую цель, который является подготовительным к цели следующего этапа. Каждый этап очень важен! Как можно актуализироваться проблеме (этап актуализации зун) не настроившись на саму работу (этап мотивации (самоопределение к деятельности)). Как сделать открытие не столкнувшись с проблемой и т.д.
Содержимое разработки
Выступление на педсовете (Стенченкова Е.И.)
«Этап мотивации и актуализации знаний на уроке по
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться, затем установление средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, что бы цель была достигнута.
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение
Каждый этап преследует определённую цель, который является подготовительным к цели следующего этапа. Каждый этап очень важен! Как можно актуализироваться проблеме (этап актуализации зун) не настроившись на саму работу (этап мотивации (самоопределение к деятельности)). Как сделать открытие не столкнувшись с проблемой и т.д.
Первым этапом любого урока является:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 – 2 мин)
Что такое мотивация? Это двигатель всего на планете. Если у нас нет мотива, у нас нет и действия. Другое дело, что иногда возникают ситуации, когда мы не знаем что и зачем делать, но все равно делаем, потому что на месте тоже нельзя сидеть, и тогда смысл приходит во время делания.
Но все же с мотивацией проще! Мы можем сами себя мотивировать, кто-то может нас мотивировать, и мы можем тоже кого-то мотивировать.
Мотивация (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке, а именно:
1)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); Организация понимания («надо») состоит в том, что учащиеся актуализируют представления о принятых в классе требованиях к ним как ученикам (например, правила коммуникации, к поведению на уроке, то есть к тому, как они будут «учиться»).
2)устанавливаются тематические рамки («могу»);
Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1-2 минуты), его правильное проведение имеет очень важное значение, так как мотивация является необходимым условием вхождения в деятельность норм учебной
Примеры включения детей в деятельность
1. Мотивация (самоопределение) к деятельности (1 – 2 мин). «Хочу, потому что смогу»
Приёмы и методы работы работы:
На данном этапе урока настраиваю детей на работу, так же высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
-* Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
* Улыбнитесь друг другу. Это поможет преодолеть трудности.
*Выразите своё настроение одним словом.
* Произнесите волшебную фразу: «Я хочу много знать».
*Начнём урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.
— Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
— Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.
— Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полно.
* Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится!
Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
— У нас сегодня всё получится!
*Мы свами сегодня будем исследователями, а для этого потребуется выполнение определённых инструкций. Слушайте очень внимательно и выполняйте то, о чём я буду говорить.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
С чистотою я дружу.
— Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: «Какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других?»(шипящие согласные звуки)
2. Предлагаю детям подумать, что пригодится им для успешной работы на уроке, дети высказываются
* Для чего нам нужен этот урок?
*Каким вы хотите увидеть наш урок?
-Какие цели сегодня поставите перед собой?
-Что поможет вам в этом?
3. Девиз, эпиграф («С маленькой удачи начинается большой успех»);
«У нас всё получится!»
– Что необычного вы видите на экране?
– Почему такой девиз? (Мы будем открывать новые знания)
4. Рифмованное начало урока.
Ну –ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книга и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
5. С высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока.
6. Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока. «В одиночку не одолеешь и кочку».
– Объясните смысл (одному человеку нелегко, а вместе любая работа по силам). – Вот мы все вместе и будем трудиться на уроке.
7. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я хочу научиться…»
Мотивация к учебной деятельности
Включить детей в деятельность.
Организовать самооценку предстоящей деятельности.
На данном этапе формируются следующие универсальные действия:
Личностные. Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность, чувство необходимости учения, мотивация к познани.
Регулятивные. Самоконтроль; самооценка.
2. Актуализация опорных знаний (5 – 7 мин)
Значение самого слова “актуализация», говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура).
Приёмы актуализации знаний:
Разминка. Мыслительная гимнастика. Теоретическая разминка.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Коллективные формы работы: работа в группах, проверка домашнего задания, беседа, викторина, решение кроссвордов, повторение материала по учебнику, анализ схем и таблиц и т.д.
Урок наш будем продолжать.
Разгадать кроссворд нам нужно.
Поработаем все дружно. (получилось слово картина)
2. Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математические диктант и т.д., заполнения таблиц,
Игра « Магазин» (использовался на уроке русского языка)
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.
Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.
На данном этапе формируются следующие универсальные действия:
Познавательные. Формулируют выводы по результатам наблюдений. Классифицируют по заданным параметрам, группируют объекты, осуществляют поиск нужной информации.
Личностные. Активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха. Мотивированы на достижение цели познания. Способны к самооценке, мотивации достижения.
Коммуникативные. Контролируют действия одноклассников; допускают существование разных точек зрения, формируют умение слушать и понимать других, участвуют в диалоге.
Регулятивные. Осуществляют контроль, осуществляют действия с материалом в уме, сохраняют учебную задачу, следуют инструкции.
***С первых минут урока необходимо включить школьников в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.). Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего урока.
Фрагмент урока
— Какое сегодня число? (5) Что вы можете о нём сказать? Назовите соседей этого числа. (4, 6). Найдите сумму этих чисел. Какое число получилось? (10)
-Какой девиз нашего урока? Прочитайте его. Для того, чтобы открывать математические тайны, давайте возьмём с собой смекалку, внимание и удачу.
Актуализация опорных знаний
Проведём математическую разминку.
Назовите однозначные числа.
Назовите числа в порядке возрастания.Какую закономерность заметили? Умейте видеть математические тайны!
Заселение домика под №10.
4 + 4 5 – 4 6 – 1 10 + 5
Какое вычисление вызвало затруднение?
Мотивационный этап урока по ФГОС
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
— создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
— установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
— актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»);
— вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»);
— усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»);
— усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
— Я в школе на уроке,
— Сейчас я начну учиться.
— Внимание моё растёт.
— Я как разведчик, всё замечу.
— Голова мыслит ясно.
— Я очень хочу учиться.
Приёмы создания условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
• «Фантастическая добавка». Учащимся, например, предлагается
представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного времени.
рифмованное начало уроков
На последних пунктах я остановлюсь подробнее
Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков , чтобы усилить мотивацию.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись! (Чистописание)
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!
Считайте, ребята,
Точнее считайте,
Хорошее дело
Смелей прибавляйте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела
Поскорей вычитайте.
Без счёта не будет
На улице света,
Без счёта не сможет
Подняться ракета,
Без счёта письмо
Не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
(На основе чистоговорок можно строить весь урок)
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор-
Поиграем в волейбол.
(Изучение звука, буквы Н можно продолжить в виде спортивных соревнований)
Убежал от друзей
Без оглядки.
Сказал:
— Поищите!
Играю я в прятки.
Сначала в норе
Ёж укрылся
В од ёж ке.
Затем покатился
Клубочком
По ст ёж ке.
Нашёл под берёзкой
Кудряшки-сер ёж ки.
Решил подарить их
Мальчишке Сер ёж ке.
А дальше?
А дальше и вы
Поищите.
Где ёж?
Догадались?
Да он в алфавите!
АБВГДЕ ЁЖ ЗИ.
Начало урока с элементами театрализации.
(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)
Здравствуйте, друзья!
Я – конферансье.
Знают дети меня не все.
Я выступленья в цирке объявляю,
Артистов на арену приглашаю.
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы контролёрам билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания.
Скажите, нам без напоминания
Что знаете о букве Ц?
Входит Незнайка в класс.
Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
— Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. ( Урок – путешествие на Луну)
— За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.
(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.
(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)
Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.
Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.
(Счёт предметов на вокзале)
Не птица, а летит,
Не жук, а гудит. (Самолёт)
В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.
Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете?
(Решение задач про домашних животных в деревне)
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)
— Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.
Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.
Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!
Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится. ”
Рушится трон снежной королевы – зимы.
— Отправимся в путешествие по осеннему лесу.
Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.
Тема: “Путешествие по карте полушарий”.
(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)
Тема: “Явления природы”.
— Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?
— Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.
— Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).
1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)
3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)
4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)
Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)
— Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)
— Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.
— Какие же явления вы записали в кроссворд?
— Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)
Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”
— Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.
— Назовите самые яркие изменения в природе.
Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).
— Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?
— Из чего состоит почва?
— Какие виды почв вы знаете?
— Основное свойство почвы?
— Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
— Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
— Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
— А где он живет? (В лесу)
— Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.
Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.
Вход учащихся в класс под “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.
Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.
— Что такое живопись?
— Какие жанры живописи знаете?
— С творчеством каких русских художников мы познакомились?
Приёмы актуализации требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.
— Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
— Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
— Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
— Грамоте учится – всегда пригодиться.
— Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
— Делу время, потехе час.
— Больше знай, меньше болтай.
— Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
— Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
— Умную речь хорошо и слушать.
— Ученье – свет, а неученье – тьма.
— Ученье лучше богатства.
Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.
1 этап. Самоопределение к деятельности
1 этап. Самоопределение к деятельности.
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Учитель формулирует цель деятельности на уроке и выделяет содержательную область. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков. Учитель вместе с учащимися формулирует тему урока.
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает актуализацию используемых способов
действий и тренировку соответствующих мыслительных операций.
В случае, когда урок данного типа проводится в начале изучения некоторой главы, в завершении данного этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, связанное с необходимостью построения обоснованного плана освоения новых понятий и их свойств, схемы ориентировочной основы действий. Когда урок данного типа проводится в конце изучения некоторой главы, затруднение в индивидуальной деятельности связано с необходимостью систематизации изученных способов действий. Затруднение фиксируется в речи.
3 этап. Постановка учебной задачи.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
В первом случае учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.)
для построения и обоснования плана изучения новых способов действий, связанных с сформированным понятием. Определяются рамки применения новых знаний.
Во втором случае организуется аналогичная деятельность для связи изученных способов действий в единую систему и определения критериев применимости полученной структуры.
Результат этого этапа фиксируется в речи и знаково. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи.
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы. На данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют задания на воспроизведение полученного результата и его применение в процессе учебной деятельности. В завершении осуществляется самопроверка по эталону и самооценка выполненной работы.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7 этап. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе изучаемые способы действий включаются в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8 этап. Рефлексия деятельности.
На этом этапе анализируются деятельностные шаги, выполненные учеником, и используемый при этом понятийный инструментарий. Структура деятельности и ее результаты фиксируются в языке вербально, знаково. На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В
завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.
Таким образом, уроки общеметодологической направленности на этапе обучения в 5-6 классах имеют следующую структуру: 1) этап самоопределения к деятельности; 2) этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности; 3) этап постановки учебной задачи; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап первичного закрепления во внешней речи; 6) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 7) этап включения в систему знаний и повторения; 8) этап рефлексии деятельности.
Отметим, что на уроках общеметодологической направленности приоритетным требованием к морфологическому наполнению учебного содержания является реализация принципа деятельности. Это означает, что логика построения учебного содержания должна отражать происхождение понятий.