Что такое самооценка какие черты
Самооценка: что это, виды и уровни самооценки
Приветствую Вас, друзья!
Правильная самооценка играет большую роль в нашей жизни. Она добавляет нам уверенности в собственных силах и помогает поверить, что мы достойны получить всё, чего желаем. От неё зависят все наши решения – как повседневные, так и судьбоносные. То, как человек воспринимает самого себя, определяет всю его жизнь. И сегодня мы подробно разберемся с тем, что такое самооценка, на что она влияет, от чего зависит и можно ли её изменить, чтобы более точно и адекватно оценивать собственные силы при принятии решений.
Что такое самооценка
Самооценка – это комплексная характеристика, показывающая, как человек воспринимает самого себя. Это его представление о собственной внешности, физических данных, интеллектуальных способностях и уровне образования. Самооценка влияет на мечты и амбиции, стиль одежды, поведение в обществе, манеру общения и прочие аспекты жизни. И довольно часто она бывает искажена, в результате чего человек может испытывать страдания.
Самооценка бывает завышенной или заниженной. В обоих случаях это мешает адекватно воспринимать собственные способности. Но люди с заниженной самооценкой всё же испытывают гораздо больше проблем. Они постоянно упускают шансы изменить свою жизнь в лучшую сторону, поскольку боятся рисковать или просто не уверены в собственных силах. Ещё хуже то, что они обычно осознают свои проблемы с самовосприятием, но отказываются решать их, поскольку уверены, что не заслуживают лучшей судьбы.
Как формируется самооценка?
Наибольшее влияние на самовосприятие человека оказывают первые годы его сознательной жизни. Поэтому родителям следует крайне внимательно следить за своими высказываниями и избегать слишком выразительных сравнений. Если они не понимают, что такое самооценка и насколько она важна для ребенка, то часто пытаются воспитывать его, приводя в пример более успешных сверстников. И это худший способ воспитания.
Каждое напоминание о том, что какой-то одноклассник «лучше учится и хорошо ведёт себя в школе» разрушает мотивацию ребенка и снижает его уверенность в себе. Чтобы он больше старался и был более успешен, ему нужна поддержка, а вовсе не порицание. Однако и с этим следует быть осторожнее. Нельзя перехваливать его, поскольку это также приведёт к формированию неправильной самооценки.
Если убедить ребенка, что он очень талантлив, но учителя в школе просто не замечают его способностей, это может повлиять на его взрослую жизнь. Наверняка вам встречались люди, которые искренне уверены, что они очень умны и способны, но мир к ним несправедлив. Обычно они не особо успешны, поскольку неадекватно воспринимают собственные способности из-за завышенной самооценки.
Повзрослев, такие инфантильные дети оказываются неготовыми к суровой реальности. Они просто не способны видеть собственные недостатки. У них сохраняется детская уверенность в том, что они безмерно талантливы, но окружающие просто не могут разглядеть в них эти таланты. Они приходят к выводу, что мир по отношению к ним особенно несправедлив. Следствием этого становятся озлобленность, депрессия и другие психические расстройства.
Для полного понимания того, что такое самооценка, важно учитывать, что это динамический показатель. Она не кристаллизуется в детском возрасте, а продолжает формироваться и меняться на протяжении всей жизни. На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни. Факторы, влияющие на самооценку, обычно меняются на протяжении жизни, а вместе с ними меняется и то, как человек воспринимает самого себя.
Какой может быть самооценка: классификация
В психологии рассматривается две основных характеристики самооценки: её вид и уровень. По виду самооценка может быть адекватной, искаженной и смешанной, а по уровню – нормальной, низкой и высокой. Рассмотрим оба способа классификации подробнее.
Виды самооценки
1. Адекватная. Человек, воспринимающий себя адекватно, отчетливо понимает свои реальные возможности. Он знает, какие у него имеются сильные и слабые стороны, знает, что у него хорошо получается. При этом он прекрасно понимает, что может на равных общаться с окружающими, независимо от должности и социального статуса. Таким людям свойственна здоровая самокритика.
2. Искаженная. Если самооценка искажена, человек не может объективно воспринимать собственные возможности. Он неадекватно оценивает свои качества, таланты и способности. Такие люди часто испытывают проблемы в общении, не могут нормально строить отношения и продвигаться по карьерной лестнице, независимо от того, в какую сторону отклонена их самооценка.
3. Смешанная. Некоторые люди по-разному воспринимают себя на разных этапах своей жизни. Иногда их самооценка становится вполне адекватной и объективной, но сильные впечатления выводят их из этого равновесия. Бывает и так, что у человека нормальная самооценка в жизни и личных отношениях, но большие проблемы с профессиональным самовосприятием (или наоборот).
Уровни самооценки
Данный показатель не является строго дискретным. Самооценка может быть нормальной, слегка отличаться от нормы или очень сильно выходить за её пределы. Для упрощения в психологии принято выделять три уровня самооценки:
1. Низкая. Это худший вариант, поскольку люди с низкой самооценкой обычно наименее успешны во всех сферах. Им свойственен целый набор комплексов и психических проблем. Они обидчивы, склонны к тревожности и депрессиям, болезненно воспринимают критику, но при этом не верят, что достойны похвалы. Практически все методики коррекции самооценки ориентированы именно на эту форму её искажения. О том, как повысить самооценку самостоятельно, читайте в этой статье.
2. Нормальная. По сути, адекватная и нормальная самооценка – это одно и то же. Данный уровень подразумевает, что у человека нет проблем с восприятием себя и собственных возможностей. Он достаточно объективен, умеет замечать и анализировать свои ошибки, обладает хорошим чувством юмора и нормально воспринимает шутки в свой адрес. Адекватно оценивая своё место в обществе и коллективе, он не позволяет окружающим злоупотреблять его добротой. Именно к этому уровню следует стремиться, работая над самооценкой.
3. Высокая. Если человек уделяет повышенное внимание своим плюсам, игнорируя при этом недостатки, такая самооценка называется высокой. Она также способна доставить массу неудобств. Слишком самоуверенный человек часто не замечает собственных ошибок, поэтому не может развиваться, а качество его работы обычно заметно ниже, чем у коллег.
Заключение
Самооценка – это показатель того, как человек воспринимает самого себя, свои возможности и достижения. Она не является постоянной величиной, а непрерывно меняется под влиянием обстоятельств, условий жизни, окружения и прочих факторов. Данную особенность можно использовать себе во благо, намеренно корректируя свою самооценку. Это позволит более адекватно воспринимать собственные возможности, добиваясь значительно больших успехов во всех сферах жизни.
Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки
Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и уверенность в своих силах, и степень социальной активности.
Что такое самооценка
В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.
Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.
Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.
Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:
Виды и уровни самооценки
В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.
Адекватная самооценка
Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.
Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:
Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.
Неадекватная самооценка
Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.
Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.
Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:
Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.
Заниженная самооценка
Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:
Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.
Структура самооценки
В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:
Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.
Факторы, влияющие на формирование самооценки
Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?
Социальные факторы
Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»
Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:
Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.
Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.
Личностные факторы
На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.
Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.
То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».
Уровень притязаний
Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.
Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.
Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.
Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.
Коррекция самооценки
Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.
Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.
Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.
Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:
Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.
Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.
Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:
Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.
все, что нужно знать о самооценке личности, чтобы понять, как ей пользоваться
Самооценка — часть личности, которая привлекает к себе наибольшее внимание. Многие считают, что высокая самооценка — это любовь к себе. Но это не совсем так.
Самооценка — это навигатор, который помогает ориентироваться в реальности. Чем более адекватна самооценка человека, тем более он успешен с точки зрения социума. Совершает меньше глупых ошибок. Чувствует себя хорошо, устойчиво и энергично.
В статье подробно разберемся, что такое самооценка; познакомимся с ее классификацией и составляющими; для чего она нужна; что это для нас значит и как ей пользоваться, чтобы добиться в жизни желаемых результатов.
Фото: Alina Scheck, Unsplash
Что такое самооценка
В психологии самооценка — это элемент Я-концепции — образа себя, который отвечает за то, как человек оценивает себя сам. Оценка — всегда относительный показатель. Поэтому, оценить себя возможно только когда мы сравниваем себя с другими.
Актуальные социальные ценности определяют критерии для оценки. Если в социуме красивым считается подтянутое спортивное тело, то оценка такого тела в среднем выше, чем оценка рыхлого слабого тела.
Умение ясно видеть и честно оценивать себя с учетом значимых социальных критериев — это адекватная самооценка.
Самооценка — это взгляд на себя со стороны. Так, как если бы нас видел и оценивал другой человек.
Самооценка — это прибор-измеритель, примерно, как термометр. Нам важно знать, какая температура на улице, чтобы одеться по погоде. Чтобы не замерзнуть и не вспотеть. Чтобы чувствовать себя комфортно и уместно. Очень важно, чтобы термометр не врал и показывал достоверную информацию.
Также и с самооценкой — она включает оценку себя, своих возможностей и результатов в разных делах, ситуациях, сферах жизни, чтобы понять и решить — как действовать, куда вкладывать свою энергию. Какие действия будут достаточными и уместными, а какие глупыми и мимо кассы.
Искусственно завышать самооценку также мудро, как ставить уличный термометр под прямые солнечные лучи. Кому вы сделаете лучше, если будете одеваться не по погоде. Такой термометр никуда не годится.
Именно поэтому самооценка должна быть максимально адекватной — отражающей действительность. Я-идеальное не должно сильно расходиться с я-реальным, иначе личность ожидают постоянные энергетические и эмоциональные качели.
Как и с перепадом температур — в идеале самооценка не должна ни резко падать, ни быстро взлетать, иначе жизнь в таких условиях будет очень некомфортной. За каждой вспышкой эйфории будет следовать падение в яму.
К этому механизму я еще вернусь и рассмотрю его подробно, а пока расскажу — зачем нужна самооценка, и почему она так важна.
Как самооценка влияет на поведение человека
Основная функция самооценки — определять, какое количество энергии и куда направить мозгу, чтобы получить желаемый результат. Этот механизм описывает взаимосвязь самооценки личности и мотивации.
К примеру, человек захотел научиться рисовать. В один из дней у него получился хороший рисунок для его уровня. Он подумал: «Я молодец». Его самооценка повысилась. Буквально одна мысль, ощущение «я молодец» после удачно завершенного дела вызывала прилив энергии. А энергия — это удовольствие. Мозг связывает рисование с удовольствием. Человек хочет посвящать рисованию больше сил и времени.
Мы чувствуем себя хорошо, когда достаточно энергии. В этом смысле главная цель работы с психологом — выстроить такую структуру личности, чтобы она добывала достаточное количество энергии для стабильно хорошего самочувствия.
В другой день рисунок вышел неудачным, и человек подумал, что из него ничего не выйдет, что руки у него из одного места выросли. Его самовосприятие понизится. «Я — лох», подумает он и впадет в уныние, будет злиться, переживать, расстраиваться. Мозг поймет, что этот проект доставляет только страдания, и не будет давать энергию. Мотивация к рисованию упадет.
Так самооценка влияет на поведение человека.
Если ему это не нравится, и он вмешивается в механизм, то в его жизни начинается медленный спуск в ад. Вместо того, чтобы работать над ростом навыка, искать способы создавать более красивые и качественные картины, он может решить, что его произведения прекрасны сами по себе. А те, кому они не нравятся — завидуют и ничего не понимают. Отношения с окружающими портятся. Он начинает искусственно завышать самооценку, чтобы выжать из мозга хоть немного энергии и ломает механизм.
Из-за того, что самооценка так явственно влияет на настроение и самоощущение, большинство людей превращают ее из рабочего инструмента в предмет культа. Ставят термометр под жгучее солнце. Ломают ее сущность. Настоящие убийцы самооценки.
Это основная проблема самооценки — так она уже ничего не может нормально оценить, и человек, опираясь на показания неисправного термометра, выходит в трусах на мороз, вызывая смех и собственное обморожение. Получается конфликт неадекватной самооценки.
Правильная адекватная самооценка помогает самосовершенствованию. Играет важную роль в формировании и развитии сильной личности. Помогает ориентироваться в мире и знать свое место в нем. Более того, принимать это место, радоваться ему. Быть счастливым в процессе проживания собственной жизни. Там, где он есть. С тем, что имеет. Зная, что приложенные усилия со временем принесут заслуженные плоды.
Самооценка тесно связана с достижениями человека. Это миф, что высокая самооценка позволяет добиться большего. Зачастую, чем хуже обстоят реальные дела у человека, тем сильнее он стремится повысить свою самооценку. Тем чаще он выносит свой термометр на солнце.
Адекватная самооценка позволяет добиться многого. Потому что она обеспечивает стабильный поток энергии и мотивации.
Только способность трезво оценить текущее положение вещей, себя, своих возможностей и способностей позволит изменить ситуацию к лучшему. Реальные достижения будут растить самооценку и уверенность в себе естественным образом, что позволит достичь еще больших результатов. Главное, увидеть реальную ситуацию и потихоньку раскрутить этот маховик.
Единственные полезные манипуляции, которые можно совершать с самооценкой — приводить ее в адекватное состояние. Не искать фильмы, песни, книжки, медитации для ее повышения.
Как формируется самооценка
Формирование самооценки — это процесс ее отделения от родительских фигур. Становление независимой.
Изначально у ребенка никакой самооценки нет. Она появляется в процессе отделения от матери. Сначала ребенок отделяется физически — перестает так сильно зависеть от материнского молока и тепла. После постепенно формируется личность, становятся выраженными основные черты характера — он отделяется уже в личностном плане. В этот момент зарождается самооценка.
Она пока что зависима от родителей, от того, как они оценивают ребенка. После эта зависимость может перенестись на сверстников, учителей, других значимых людей. Пока личность не станет независимой, она будет под влиянием общественного мнения.
Многие, опираясь на популярную психологию, считают, что самооценка зависит от того, насколько высоко или низко их оценивали родители в детстве. Связь родительской оценки и самооценки существует, пока личность зависима. Если человек оценивает себя самостоятельно, то нет большой разницы, хвалили его в детстве или ругали.
Самооценка ребенка формируется на основе отношения к нему родителей. Самооценка взрослого должна быть независимой.
Факторы, влияющие на формирование самооценки, тоже не так однозначны. Людям, которых в детстве много хвалили родители, зачастую сложнее сделать самооценку независимой. А зачем, нас ведь и здесь вкусно кормят. Социализация таких людей проходит сложнее. Потому что социум к ним относится хуже, чем родители. Не хочется из уютного домашнего гнезда идти в школу или на работу, где все злые и никто не носится с человеком как с самородком. Там таких самородков и без него предостаточно.
Потому для будущей жизни завышать самооценку даже вреднее, чем занижать. Ну а лучше — золотая середина.
Женская самооценка чаще бывает зависимой. Потому что наша культура не осуждает зависимость женщины. Мужчин же с детства учат быть самостоятельными и опираться на себя. Они не умиляются своей слабости. А потому, в среднем, им чуть проще работать с самооценкой.
Когда самооценка сформирована — человек перестает переживать, что о нем подумают другие. Он замечает внешние оценки, принимает в расчет, помнит о наличии своих достоинств и недостатков, но они не вызывают беспокойства.
У кого-то самооценка так и остается зависимой. Человек без самооценки не хочет себя оценивать. Он хочет, чтобы его положительно оценили другие. Так и побирается в ее отсутствие, жадный и голодный до чужой похвалы.
Внутренний локус контроля, высокое самоуважение, желание опираться на себя — факторы, влияющие на формирование независимой самооценки.
Люди часто думают, что им не хватает уверенности в себе, чтобы их самооценка стала высокой. Но все наоборот. Сначала нужно отцепить самооценку, и тогда появится уверенность. Перестать опираться в оценке себя на мнение людей. Только свои опоры дают чувство устойчивости. В противном случае так и будет шатать. Даже если другие будут заверять, что вы молодец —все равно будете сомневаться.
Когда критика авторитетных людей перестанет выбивать из колеи и доставлять дискомфорт — тогда самооценка станет независимой.
Виды самооценки
В психологии выделяют два вида самооценки: адекватная и неадекватная — независимая и зависимая.
К неадекватной самооценке относится:
Неадекватная самооценка всегда зависима. Человек хочет в глазах других выглядеть получше. Он на себя смотрит чужими глазами и хочет видеть в них восхищение собой. Некоторые так сильно хотят, что начинают это восхищение воображать, чтобы подкормить самооценку, чтобы почувствовать себя лучше.
Да, высокая самооценка — это неадекватно также, как перегретый на солнце термометр. Она заставляет человека действовать не адекватно ситуации, выставлять себя дураком, вульгарным и неприятным человеком. Поэтому стремление повышать самооценку не за счет реальных достижений — это стремление надеть на себя шапку шута и веселить народ.
Такая самооценка — нестабильная. И низкая, и высокая. Человек ее искусственно завышает, а потом она обязательно падает. Неустойчивая самооценка приносит много страданий и хлопот владельцу. Она жрет много энергии и сил на поддержание себя в высоком состоянии. Это как удерживать качели в высокой точке — много усилий, но когда-нибудь руки устают и качели летят вниз, часто в лоб. Оттого больно.
Нормальная самооценка — относительно стабильна. Она не взлетает в эйфории от собственной прекрасности, но и не падает в яму от ощущения никчемности. Личность со здоровым типом самооценки всегда пребывает в приподнятом состоянии духа, у нее достаточно энергии, она не проваливается в апатию и депрессию.
Давайте подробнее рассмотрим, какая бывает самооценка.
Низкая
Люди со стабильно пониженной самооценкой почти никогда не говорят, что у них низкая самооценка. Они ощущают и называют это иначе — боятся что-нибудь делать, что объективно по плечу, не уверены в результате, что у них получится, поэтому и не прикладывают усилия. Эта тревога может охватывать всю жизнь или только отдельные сферы. У них апатия или депрессия, они фрустрированы — ни на что нет энергии.
Чаще самооценке ниже плинтуса жалуются как раз люди с завышенной самооценкой. Просто в какой-то момент из-под своего шлема виртуальной реальности они краем глаза заметили настоящее положение вещей, и самооценка упала вместе с настроением. Тогда они стремятся поскорее ее повысить, поплотнее закутаться в мягкое одеяло иллюзий, чтобы снова почувствовать себя хорошо. Оценить себя повыше, поверить в себя понадежнее. Как если бы их руки уже устали держать качели, чуть дрогнули, но они, в страхе опустить руки и получить по лбу, стремятся приколотить качели гвоздями к небу. Чтобы наверняка.
Высокая
Это привычка переоценивать себя и свои возможности. Желание заниматься самолюбованием. Ставить себя выше других. Такие люди часто смотрят на себя как бы извне, чужими глазами. Наденут новую одежду и думают, как Люська или Петька из соседнего отдела восхитятся или позавидуют. Люське и Петьке безразлично. Но безразличие человека с завышенной самооценкой ранит больнее всего. Поэтому он выдумывает симпатию или на крайний случай ненависть. Он считает себя объективно прекрасным и интересным для всех людей. В итоге часто остается в одиночестве. У людей с завышенной самооценкой постоянно не клеятся отношения. Они часто попадают в любовные зависимости.
Адекватная
Лучше иметь адекватный уровень самооценки. У такой оценки простой критерий — человек видит себя максимально объективно, как если бы его непредвзято оценивал со стороны другой человек. Все возможности, достоинства, недостатки, способности видит такими, какие они есть на самом деле. Не завышает и не занижает свои характеристики.
Такая оценка совпадает с тем, как человека оценивают другие. Более того, хорошая самооценка тонко чувствует оценки других. Но она независима. А потому хоть и видит чужие оценки, регистрирует их, не завышая и не занижая; считается с ними; строит свою жизненную стратегию согласно им; у человека сохраняется стабильный образ себя. Он стабилен потому, что самооценка отражает реальность.
Такая объективная самооценка отличается от зависимой тем, что она не напрямую принимает и примеряет на себя оценки других, она оценивает их. Одни оценки полезны, на них можно опереться и скорректировать жизненную стратегию. Другие — мусор. Основной критерий здесь — насколько они полезны для роста и развития человека. Полезны, а не приятны.
Между оценкой окружающих и самооценкой должны стоять надежные фильтры. Похвала другого человека, пусть даже значимого и авторитетного, не должна влиять напрямую на самооценку. Лишь опосредованно, как один из факторов.
Как если бы картины художника из примера выше похвалил другой авторитетный для него художник. А он, вместо того, чтобы тут же вознестись, обратил внимание, что его картины никто не покупает. Или наоборот покупают более охотно, чем год назад. И с учетом этих факторов уже вынес бы суждение о себе как о художнике и о своих навыках. Т.е. доказательств для изменения самооценки должно быть достаточно. Куда больше, чем мнение одного человека. Тогда это надежный фундамент для объективной оценки себя.
Точно также самооценка отфильтрует и критику. Она обратит внимание на другие факторы. Действительно ли навыки стали хуже, человек деградировал или дело в другом. И если самооценка объективна и адекватна — то очевидно, что дело в другом.
Т.е. независимая оценка подмечает и ясно видит оценки других, но тщательно их фильтрует, анализирует все факторы и оставляет вердикт за собой.
А потому адекватная самооценка гибкая, она учитывает контекст. Здесь ты в числе лучших, а тут — незначим. В этом деле у тебя вот такие преимущества, а в том — проигрываешь вот по таким параметрам.
Самооценка собирает необходимую информацию, чтобы, опираясь на нее, четко определять для себя эффективную стратегию поведения в каждой ситуации. Она помогает принимать правильные решения. В то время как заниженная или завышенная самооценка наводят морок, сбивают человека с толку. Такая самооценка — как неисправный навигатор. Сломанный термометр — никуда не годится.
Человек, который оценивает себя адекватно и чувствует себя уверенно. Способен принимать решения самостоятельно. Ясно видеть их последствия, нести ответственность перед собой и окружающими. Иметь свою точку зрения и спокойно озвучивать ее. Нормально воспринимать критику и не впадать в панику в стрессовых ситуациях.
Диагностика самооценки
Определение уровня самооценки невозможно без понимания, что в разных сферах жизни и ситуациях самооценка отличается. И вот это различие — основа ее адекватности.
Если обратиться к примеру с термометром, то зимой на улице он будет показывать одну температуру, в помещении — другую. В разных климатах, в разные дни, в разных помещениях — температура будет отличаться. С оценкой себя также. Поэтому оценить себя можно только относительно контекста, а не в общем.
Вот вы новичок на работе, опыта пока что немного, адекватная самооценка вам об этом и скажет. Вы не будете вести себя на равных с начальником. Будете знать свое место.
А вот у вас высокий разряд по плаванию, в бассейне вы куда круче новичков, сжимающих пенопластовую дощечку.
Методик диагностики самооценки — великое множество. Основные критерии в каждой из них — отношение уровня притязаний к результатам и сравнение своей личности с другими людьми.
Поэтому, чтобы понять, какая у тебя самооценка, насколько она адекватна — достаточно выбрать сферу или контекст и ответить на два вопроса:
Вот к примеру наш новичок на работе. Его все так и оценивают новичком. Если он пришел после универа на начальную должность, никто из коллег не видит в нем крутого профессионала. Если новичок согласен с такой оценкой, видит себя также и в то же время понимает, что текущее положение — далеко не предел, у него в запасе еще много нереализованного потенциала. Тогда с его самооценкой все в порядке. Можно делать успешный прогноз его продвижению по службе.
Потому что он знает свою точку А, не спорит с ней, а значит у него под ногами твердая почва, от которой он может оттолкнуться. Если он отчетливо видит текущую скромную позицию — значит, перед ним все возможности. У него в запасе много нереализованного потенциала. И оба этих осознания дают ему мотивацию работать и развиваться дальше.
Можно зайти с противоположной стороны. Выберите сферу жизни, где у вас все получается, где вы довольны собой и своими результатами. И ответьте на те же два вопроса.
Скорей всего, ответы будут положительными. Более того, вы легко согласитесь с положительной оценкой других, и у вас будет в запасе достаточно сил и смелости, чтобы и дальше развиваться в этой сфере.
Если вы на оба вопроса отвечаете отрицательно — в выбранной области слишком много стресса для вас. Такие ответы указывают на внутриличностный конфликт. Прогноз удачного развития ситуации — отрицательный.
Если на оба вопроса положительный ответ — стресс приятный и выносимый, вы хорошо чувствуете себя в выбранной сфере. Вам нравится в ней развиваться. Ваша самооценка адекватна.
Если на один вопрос — положительный ответ, а на другой — отрицательный, нужно привести самооценку в адекватное положение. Где-то вы себя обманываете, находитесь в иллюзиях.
Работа с самооценкой
Адекватная самооценка независима. Только с такой самооценкой человек является зрелым. Когда оценивает себя сам, а не ищет оценок в глазах других людей. Чтобы улучшить самооценку, сделать независимой, важно пройти два этапа:
1. Сепарация
На этом этапе нужно отделиться от опекунов. Перестать ждать любви, поддержки и одобрения. Научиться давать себе это самостоятельно.
Видеть оценки других людей, принимать в расчет, но не опираться на них. Понизить нужду в лайках, комплиментах, одобрении.
Принимать теплые слова можно. Давать другим — нужно. А самому не просить и не ждать. Иначе навсегда останетесь слабым и незрелым человеком.
2. Самоуважение
Важно связать самооценку не с внешней любовью, как в детстве, если мама любит — то я хороший, а с самоуважением.
Самоуважение должно быть амбициозным, чтобы было желание развиваться, делать себя лучше, утверждать свою силу в собственных глазах. И в то же время надежным внутренним стержнем, который не позволит потерять себя. Не позволит довести себя до состояния, когда вы сами себе не нужны и ищете хоть кого-нибудь, кто вас оценит положительно.
Важно поддерживать себя изнутри. Не бежать к другим, когда чувствуете острое одиночество и страх, а искать опору в себе. Не позволять себе скатываться в такое беспомощное состояние.
Поддерживать себя — не значит говорить, что вы самый лучший. Этим вы искусственно завышаете себе самооценку. Лучше говорить себе, что вы сильный и справитесь.
Решайте жизненные задачи и проблемы, хвалите себя сами за успехи и достижения. Будьте сами себе справедливым и честным судьей.
Воспринимайте слова любимых людей не как характеристики себя, а как их хорошее настроение, их любовь. Вам приятно, что им хорошо, но не нужно растить себе этим самооценку.
Когда у человека есть самоуважение, он начинает по-настоящему уважать других людей. И это помогает сделать самооценку адекватной.
Самоуважение возможно лишь при адекватной самооценке. Она, в свою очередь, поддерживает самоуважение стабильно высоким. Не позволяет его терять, а себя позорить. Одно с другим тесно связано и не существует в отрыве.
Работа над самооценкой начинается с осознания, что вы — обычный человек. Не хуже и не лучше других. Со своими особенностями. Для себя, безусловно, самый ценный. Для других — по-разному. Для кого-то важный. Кому-то безразличный. Все это — нормально.
Пока нет уважения к другим — неприятно быть обычным, одним из многих. Но это реальность, которую важно принять и полюбить. А без самоуважения это не получится.
Верно и обратное, вы почувствуете уважение к себе и к другим, когда примете, что вы обычный человек.
Поможет понимание, что у вас есть таланты и уникальность, но необходимо прилагать усилия, чтобы они проявились в полной мере. Прикладывать труд, сознание и волю к своему развитию, тогда вы станете лучше и сильнее. Обретете уверенность в себе.
Важно решить для себя, что отныне вы не будете себе врагом, не будете кормить самооценку пустыми словами и иллюзиями, не будете подставлять свой термометр под прямые солнечные лучи, а будете опираться на реальные дела и достижения. На результаты своей работы.
Напоминать себе это время от времени — уже хорошее упражнение. Если рассматривать конкретные техники, то они все должны быть направлены на то, чтобы заметить себя реального, свои реальные результаты, на них и опираться.
Например, один из способов нормализации самооценки — фиксация своих результатов и достижений. Можно делать такую ревизию время от времени, можно каждый день подводить итог — писать, что вы сделали за день, за неделю, за месяц, за год. Это позволит обратить внимание на текущие дела — с одной стороны перестать обесценивать свои усилия, с другой увидеть, а то ли вы делаете вообще, ведут ли вас ежедневные действия туда, куда вы хотите прийти.
Чтобы самооценка росла, нужны достижения. Здесь все обыденно и просто. Главное, как с любым банальным советом — следовать ему.
Занимайтесь саморазвитием, изучайте новое, читайте книги, смотрите познавательные фильмы и передачи. Прикладывайте усилия ко всему, что делаете. Осваивайте навыки, заводите хобби. Совершенствуйтесь в делах. Старайтесь каждый день стать лучше. Делайте добрые дела для других людей и ничего не ждите взамен. Так у вас будет еще один повод похвалить себя. Копите эти поводы. Создавайте их действиями. Тогда исправите самооценку, вернете ее адекватность. Будете чувствовать себя хорошо без необходимости плутать в иллюзиях. Результаты станут больше. Достижения значительней.