Что такое самоподготовка в школе
Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня
Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.
Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.
Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда. Учителю необходимо очень тщательно инструктировать учащихся, как им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание.
Учителю не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснить то, что представляет трудности в работе, приучить их задавать вопросы по домашнему заданию. Если есть образец, обратить внимание на него, если нет, с помощью детей разобрать один – два примера.
Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).
Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?
Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.
Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д.. Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация, делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.
Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели в группах продлённого дня. Организуя выполнение домашних заданий, они приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.
При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.
а) организация начала самоподготовки;
б) подготовка к самостоятельной работе;
в) самостоятельная работа детей;
г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
д) подведение итогов работы.
Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.
Как начинается самоподготовка в моей группе? Обычно на выполнение заданий учащиеся приходят с прогулки. Некоторые из них, не дожидаясь звонка, оповещающего начало, садятся, достают учебники, тетради. Они чувствуют себя вполне отдохнувшими после уроков, настроены работать, и я создаю для этого условия. Тех, для кого начало занятий оповещается только звонком, прошу тихо пройти на свои места, ничем не отвлекать уже занимающихся ребят.
Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.
Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, “Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводит- ся дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.
Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса. Так, например, учащимся второго класса надо начинать самоподготовку с чтения, так как ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по русскому языку и по математике. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.
Во втором и третьем классах на самоподготовка отводится 1,5 академических часа, за это время дети успевают сделать задание по двум предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.
Самостоятельная работа младших школьников – основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу.
Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, и что не у всех выработаны необходимые навыки, и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако ученик должен знать, что прежде всего, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.
Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях.
Индивидуальная работа с учениками носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.
Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, недолжен, быть “довеском” к общему заданию для всех учащихся. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.
Замечено, что дети, у которых нет навыка самостоятельной работы или базы для выполнения данного задания, нередко стараются заглядывать в тетради своих товарищей и таким “облегчением” способом выполняют работу. Чтобы предупредить подобное, можно во время самоподготовки посадить такого ученика за одну парту с учеником из другого класса или предложить выполнять задания по разным предметам.
Педагогически неправильно поступают те преподаватели, которые загружают дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе. Хорошо успевающих по русскому языку и математике и умеющих объяснять детей можно назначить консультантами – помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ.
Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного
задания можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Я же предлагаю игры, не требующие подготовки: “Наборщик”, “Эрудит”, “Закоулки”, “Точки”, “Пазлы”,игры в паре и др.. Можно позволить самому избрать вид отдыха, побывать в библиотеке, прочитать книг, порисовать.
Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия.
Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.
В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.
Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.
Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.
Методов много. Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.
Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовок в 1- 11 классах
по организации и проведению самоподготовок
в 1-11 классах школы
1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ
Самоподготовка – это одна из форм организации учебного процесса в ИШИ, один из видов познавательной деятельности. Это обязательное ежедневное занятие, на котором воспитанники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
ЦЕЛЬ самоподготовки – привитие воспитанникам навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирования положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в современной обыденной жизни придается большое значение. При этом учитывается возраст детей, их самообразовательные возможности, полученные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с СанпИН2.4.2 1178-02 и методические рекомендации по организации самоподготовок.
Перед самоподготовкой воспитатель ставит ряд конкретных задач (триединую задачу):
— закрепление навыков самообразовательной работы;
— расширение границ учебной работы;
— углубление содержания учебных предметов;
— получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков;
— закрепление и повторение изученного на уроках материала;
— упражнение в применении учебных навыков для их прочного усвоения;
— развитие интереса к учению;
— воспитание чувства времени;
— обучение в пользовании справочной и дополнительной литературой.
— воспитание добросовестного отношения к выполнению домашнего задания;
— формирование у воспитанников устойчивого желания к выполнению домашнего задания;
— формирование доброжелательного отношения к друг другу, коллективу и взрослым, воспитание умения работать в коллективе;
— воспитание целеустремленности и любви к учебному труду;
— формирование умения распределять время и определять порядок выполнения домашнего задания;
— формирование исполнительских навыков.
— развитие психических процессов(память, внимание, мышление, восприятие);
— коррекция крупной и мелкой моторики;
— работа над техникой чтения
— формирование скоростных навыков;
— формирование умения выполнять работу добросовестно и качественно.
Самоподготовка – это не урок. Она содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется выполнением образовательных и воспитательных функций:
1.Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроке. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от ученика самостоятельной индивидуальной работы.
2.Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся. В процессе самоподготовки развивается внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются все психические процессы.
3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределению сил.
4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении
1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению гигиены умственного труда.
2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике.
3. Формирующая функция способствует формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, активность, упорство в достижении цели формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
4. Организационная функция проявляется в создании обстановки, необходимой для возникновения побуждений к выполнению домашних заданий.
Степень самостоятельной активности воспитанников в выполнении домашних заданий на самоподготовке можно охарактеризовать следующим образом:
Состояние учащихся на самоподготовке
Не требует внимания воспитателя. Дети хорошо понимают поставленные перед ними задачи. Видят пути их решения, все делают без помощи воспитателя.
Возникает тогда, когда ребенок действует самостоятельно. Он ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. Ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на воспитателя, т.к. присутствует элемент неуверенности. Работать может с увлечением.
Проявляется в группе школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он показывает и пути и средства решения задачи. Учащиеся не проявляют особой заинтересованности в работе., всячески привлекают внимание воспитателя или более сильных учеников. Укореняется привычка действовать по принуждению из вне.
Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Это состояние временное и преходящее. Требовательность воспитателя и постоянный контроль должны разрушить это стремление.
Проявляется в учебе у некоторых учащихся: «хочу-учу, не хочу – не учу». Это трудно поддающиеся убеждению дети. Потребуется длительная кропотливая работа воспитателя по искоренению склонности заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.
Ориентируясь в проявлении этих состояний, можно лучше продумывать виды деятельности во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности воспитанников.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ
2.1. Гигиенические требования:
— равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
— чистота оконных стекол;
— недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;
— использование в весеннее время прозрачных штор для защиты от прямых солнечных
— поддержание нормального температурного режима;
— регулярное проветривание комнаты самоподготовки;
— использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными;
— влажная уборка перед самоподготовкой;
— поддержание чистоты и порядка в классе;
— соблюдение школьниками личной гигиены;
— сохранение у детей правильной позы во время работы;
— проведение «физкультминуток», гимнастики для глаз, дыхательной и пальчиковой
— особое отношение к ослабленным здоровьям детям;
— устранение шумовых раздражителей;
— предоставление детям при длительной самоподготовки перерывов на
Повседневное выполнение этих требований послужит основой прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.
— занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и тоже время и имеют определенную продолжительность;
— задания ученики выполняют самостоятельно;
— проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);
— планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими;
— объем и характер заданий регулируется взаимодействием учителей и воспитателей;
— обеспечивается дифференциация как по содержанию, так и по характеру контактов учащихся и воспитателя;
— не рекомендуется вести вновь объяснение материала, давать дополнительные задании я без согласования с учителем, вести опрос;
— педагогическое руководство самоподготовкой должно быть логическим продолжением работы на уроке.
2.3. Воспитательные требования:
— отказ от применения каких-либо мер наказания;
— всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые
проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
— содействие прилежному отношению воспитанников к самостоятельной работе;
— недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками,
Замечаний, отвлекающих их от работы;
— поощрение настойчивости и упорства воспитанников во время работы над домашнем
— привлечение воспитанников к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков;
— не контролировать отличников и хорошистов;
— знание уровня общеобразовательной подготовки, индивидуальных способностей
— обучение приемам рационального учебного труда;
— оказание своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся в занятиях на самоподготовке, но без лишней опеки. Помощь должна быть своевременной, самой необходимой и не должна иметь характер подсказки.
2.4. Организационно-дисциплинарные требования:
— точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
— сознательное подчинение указаниям воспитателя;
— обеспечение порядка на рабочем месте;
— экономное и полное расходование рабочего времени, отведенного на самоподготовку;
2.5. Правила запрета и разрешения:
Ученик должен усвоить, что нельзя:
— опаздывать на самоподготовку;
— тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе;
— отвлекать товарищей от работы;
— обращаться с какими-либо просьбами, советами без надобности;
— заниматься посторонними делами;
— использовать методы работы, вызывающие шум;
— беседовать с воспитателем в полный голос;
— громко давать консультацию;
— применять нечестные методы работы;
— недобросовестно выполнять задание;
— считать работу законченной без проверки.
Доведение до сознания воспитанников правил запрета обеспечит должным образом дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.
Правила разрешения для воспитанников являются своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.
— по своему усмотрению планировать и осуществлять работу, если это целесообразно;
— пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
— с позволения воспитателя до начала самоподготовки сменить рабочее место, если в этом есть необходимость и возможность;
— выйти на время из класса;
— самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
— при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
— оказывать помощь товарищу;
— делать паузы для кратковременного отдыха;
— проверять работу товарищей, когда своя работа выполнена;
— отсутствовать на самоподготовке только с разрешения воспитателя;
— после выполнения всех уроков готовить выступления по дополнительной литературе, читать художественную литературу, прессу.
Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешения поможет организовать учебную деятельность.
3. МЕТОДЫ РАБОТЫ НА САМОПОДГОТОВКЕ
3.1. Метод убеждения – способ воздействия словом и делом на сознание и поведение воспитанников.
Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелание, пример,
3.2.Метод упражнения – осознание учениками действительности,
Приемы: просьба, приучение, испытание.
3.3.Метод внушения, попечения – способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением.
Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение идр.
Приемы: установление порядка, планирование, поручения, подведение итогов, инструктаж,
3.5.Метод поощрения – способ воздействия стимулирующими средствами.
Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.
3.6.Метод наказания – способ воздействия методами торможения,
Приемы: замечание, порицание, осуждение, недоверие и др.
4. СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ
На самоподготовку в зависимости от возраста воспитанников отводится следующие количество времени (в соответствии с требованиями САНПиН2.42.1178-02):
1 класс – в первом полугодии домашнего задания нет, только дополнительные задания на моторику, развивающие игры. Во втором полугодии – 45 минут.
7-11 классы – 2,5 часа и более.
4.1. Воспитатель дневной смены организует явку воспитанников на самоподготовку, предварительно проверив их готовность к занятиям, передает смену воспитателям вечерней смены.
классную комнату (наглядный материал, учебные принадлежности, настольные игры и т.д.), проветривает комнату, определяет объем заданий по тетради взаимосвязи воспитателей и учителей.
4.2. Организационный момент:
— отмечается явка воспитанников по журналу, который заводится в произвольной форме;
— проверка готовности воспитанников (проверка рабочего места воспитанников к занятию – необходимые книги, тетради, письменные принадлежности и т.д.)
— подводятся итоги рабочего дня (с позитивным настроем)
— дежурный сообщает домашнее задание (в младшем звене задание пишется на доске, в среднем и в старшем проверяется запись в дневнике)
Главное условие приучения детей к порядку:
4.3. Планирование работы:
— постановка цели и мотивации деятельности воспитанников (знакомство с содержанием, выработка рациональной последовательности его выполнения)
— определение приемов контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальный контроль воспитателя, формирование групп доверия)
Развитию самостоятельной работы воспитанников способствует правильная постановка обучения самоконтролю. Важное условие для самоконтроля усвоение учащимися образов, с которыми они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.
Классификация видов самоконтроля:
1). При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки, их причины и пути их устранения. Применяется эта форма при начальном обучении самоконтролю младших школьников
2). При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты работы самостоятельно, Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы.
Навыки индивидуального самоконтроля формируются на протяжении всего обучения при помощи использования фронтальных проверок и других способов контроля.
Большое внимание на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и уме5ния по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля.
4.4. Самостоятельная работа – основной структурный элемент самоподготовки:
— для развития у воспитанников положительного отношения к чтению как средству самообразовательной деятельности и активного отдыха, для формирования устойчивой потребности в чтении рекомендуется начинать самоподготовку с чтения художественной литературы. На это отводиться 15-20 минут.
— по окончанию чтения самоподготовку лучше всего начать с устных предметов.
Выбор порядка выполнения домашнего задания можно предоставить на усмотрение детей. Рекомендуется начинать тогда работу с наиболее трудного предмета. Такую форму работы может использовать только опытный педагог, полностью владеющий классом. Воспитатель обязательно следит за тем, чтобы дети начали подготовку с повторения правил.
— во время выполнения письменных домашних заданий должен осуществляться контроль за аккуратностью и правильной осанкой, не должно допускаться списывание, тетради с выполненными заданиями необходимо собирать,
— во время выполнения домашнего задания необходимо пользоваться системой алгоритмов познавательной деятельности ( приложение №1)
— во время проведения самоподготовки для ребят, которые справились раньше с домашним заданием необходимо организовать занятие – чтение книг, тихие игры, шахматы, кроссворды и т.д.
— во время занятия необходимо устраивать минутки отдыха (смотрите в приложении ).
4.5. Подведение итогов самоподготовки:
— общий вывод о выполнении поставленных познавательных и воспитательных задачах
— оценка прилежания воспитанников, работы консультантов и групп доверия
— сообщение о планах на вечер.
4.6. Уборка класса дежурными.
5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ
Учитывая особое психологическое состояние первоклассников в период первичной адаптации в 1 полугодии самоподготовку рекомендуется заменить развивающими играми и психокоррекционными упражнениями, либо полностью, либо частично.
Воспитатель обязательно должен работать в тесном контакте с учителем первого класса и оказывать посильную помощь в развитии детей (осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать его проблемы, интересы, особенности) помогать в преодолении трудностей адаптационного периода.
Для корректировки отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве этому уделяется особое внимание именно на начальных стадиях обучения по всем предметам, используются следующие упражнения, предлагаемые детям в виде игры:
Незаменимы для детей с невротическими проявлениями нервной системы упражнения для обучения детей приемам саморасслабления.
Эти упражнения можно проводить и для детей более старшего возраста: