Что такое самозванство в истории
Значение слова «самозванство»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
САМОЗВА’НСТВО, а, мн. нет, ср. Самовольное, незаконное присвоение чужого имени, звания с целью обмана; поведение самозванца. Самозванство и бесстыдство. не к добру приводят, а до петли доводят; Гришка Отрепьев только один, сударь Вы мой, взял самозванством, обманув слепой народ, да и то не надолго. Достоевский.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
самозва́нство
1. незаконное присвоение себе чужого имени, звания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зашушукаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «самозванство»
Предложения со словом «самозванство»
Цитаты из русской классики со словом «самозванство»
Сочетаемость слова «самозванство»
Понятия, связанные со словом «самозванство»
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года семья отрекшегося российского императора Николая II и не пожелавшие оставить их лица из числа прислуги были расстреляны в Екатеринбурге во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. За время, прошедшее после этих событий, издано большое количество книг и статей по данной проблеме, прежде всего на Западе, проведены исторические, криминалистические, даже генетические исследования. Оценки этого акта всегда.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «самозванство»
Нас заинтересовал сам феномен самозванства, причины появления авантюристов, способы обоснования ими своих претензий и привлечения сторонников.
Более того, ни в одной стране самозванство не оказывало столь сильного влияния на взаимоотношения общества и государства.
Вследствие чего я попал в мучительную парадигму: с одной стороны, «я» (моё внутреннее «я», невыраженное), аффективное воображаемое, страхи, чувства, эмоции, упрямая вера в этику деликатности, мягкости, нежности, мучительное осознание того, что эта этика не даёт никаких решений, что она апоретична (что означал бы «триумф» нежности?), а с другой стороны, мир, политика, известность, агрессия, розыгрыши, современность, XX век, авангарды, одним словом, моё «творчество», и даже некоторые стороны, некоторые практики моих друзей. → я обречён на «лицемерное» творчество (тема самозванства) или на саботаж этого творчества (отсюда отчаянные попытки лавирования в последних книгах).
Самозванцы в истории России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Самозванство – это незаконное присвоение чужого имени с целью обмана и извлечения выгоды.
Прежде всего под самозванством историки понимают присвоение имени представителя правящей династии, хотя в обыденном понимании этого слова самозванцами могут быть лица из разных социальных слоев. Самозванцами становились политические авантюристы или вожди народных движений, в России самозванство в первую очередь обретало силу как выражение недовольства существующим порядком социальных низов.
Самозванство как историческое явление могло существовать только в определенное время в определенных условиях. Помимо острого политического и духовного кризиса в стране, подрывающего традиционные морально-этические устои, главной предпосылкой самозванства было общество, донизу пронизанное монархическими идеями, не сомневающееся в законности прав на высшую государственную власть в силу одного лишь факта рождения. С уходом этого времени, с повышением грамотности, информированности и культуры населения ушло в небытие и самозванство.
Самозванцы Смутного времени
Самозванцы в России появились в начале XVII века, когда социальная напряженность в Смутное время обострилась из-за пресечения царской династии Рюриковичей и закрепощения крестьян.
Первым известным самозванцем в истории России стал человек, которого большая часть историков отождествляют с беглым монахом-расстригой Григорием Отрепьевым.
Сын мелкого дворянина Богдана Отрепьева из Галича Юрий был пострижен в монахи под именем Григория, однако бежал в Польшу, став мирянином, отсюда его прозвище — Расстрига. В 1603 году он объявил себя чудом спасшимся от смерти в 1591 году царевичем Дмитрием — сыном Ивана Грозного. При поддержке высших кругов Речи Посполитой Лжедмитрий с отрядами поляков и казаков в октябре 1604 года через Черниговщину и Брянщину вторгся в Россию. Война продолжалась с переменным успехом, пока Борис Годунов не умер в апреле 1605 года. Часть русской армии и московского боярства перешла на сторону Лжедмитрия, чтобы использовать его в качестве орудие против Годуновых. Взойдя на престол, самозванец симпатиями к полякам и нарушениями общепринятых русских обычаев и норм поведения вызвал у москвичей недовольство. В мае 1606 года, после свадьбы с Мариной Мнишек Лжедмитрий был убит во время антипольского восстания, организованного группой бояр во главе с В. И. Шуйским.
Готовые работы на аналогичную тему
Весной 1606 года среди терских казаков явился новый самозванец — принявший имя Петра (сына Федора Ивановича) – Илья Горчаков. Этот «царевич» происходил из муромских посадских людей, был «работным» и «гулящим» человеком, а перед тем, как стать терским казаком, был в холопах. Он не признал смерти мнимого «дяди» и воевал за «царя Димитрия». В 1607 году Лжепетр вместе с Болотниковым был осажден армией Василия Шуйского в Туле и повешен после сдачи города.
Летом 1607 года в Стародубе объявился человек, который выдавал себя за якобы избежавшего гибели в Москве «царя Дмитрия». Вокруг него собрались казачьи и польские отряды, а из Астрахани с подмогой прибыли новые самозванцы:
Однако Лжедмитрий II не стал терпеть конкуренцию и приказал казнить «родственников». Среди казаков в это же время появляются другие «царевичи»: Савелий, Ерошка, Клементий, Гаврилка, Мартынка. В Смуту авантюристы такого рода исчислялись десятками.
В мае 1608 года Лжедмитрий II разбил войско Шуйского и осадил Москву, устроив свой лагерь в Тушино. Ему подчинялась значительная часть территории страны, однако вскоре бесчинства тушинцев вызвали народные восстания, а после начала открытой интервенции Речи Посполитой Лжедмитрий II лишился поддержки поляков. Он отступил к Калуге в марте 1610 года, где был убит татарской охраной в конце года.
В марте 1611 года в Ивангороде появился якобы вновь спасшийся «царь Дмитрий» — дьякон Исидор, или Матюшка Веревкин, затем укрепившийся в Пскове. На короткий срок весной 1613 года Лжедмитрия III признали царем остатки Первого ополчения. Однако вскоре самозванство «псковского вора» оказалось раскрыто, он бежал и бесследно исчез в польском плену. Последний из представителей самозваной династии — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия I, Иван, после разгрома казацкого атамана Заруцкого был захвачен с матерью и повешен в июне 1614 г. Его имя в дальнейшем тоже использовалось самозванцами.
Спасшимся Иваном Дмитриевичем называл себя в Польше шляхтич Ян Луба, выданный в 1645 году, сознавшийся и помилованный. В Стамбуле за Ивана Дмитриевича выдавал себя украинский казак Иван Вергуненок в 1646 году. Самозванцы позднее не раз появлялись в разных соседних государствах. Тимофей Анкудинов из Вологды называл себя сыном, а после внуком Василия Шуйского Симеоном, искал поддержки в Швеции, Турции, у Богдана Хмельницкого, и был выдан в итоге Голштинией, после чего четвертован в Москве в декабре 1653 года.
Самозванцы в XVIII веке
Народные движения по-прежнему не обходились без самозванцев. Так, царевичем Алексеем Алексеевичем называли разинского атамана Максима Осипова. В начале XVIII века среди самозванцев популярным стало имя сына Петра I, царевича Алексея Петровича. В 1725 году им объявляли себя солдаты Александр Семиков на Украине и Евстифей Артемьев в Астрахани. В 1732 году нищий Тимофей Труженик и беглый солдат Ларион Стародубцев под именами царевичей Алексея Петровича и Петра Петровича организовали крестьянские выступления под Тамбовом и Самарой. В 1738 году под Черниговом назвал себя царевичем Алексеем Петровичем работный человек Иван Миницкий.
Имя свергнутого Екатериной II императора Петра III стало удобным для новых самозванцев. Несколько Лжепетров объявились в 1764—1765 годах:
В начале 1772 года в районе Царицына на Волге, народ «возмущал» еще один «Пётр III» — беглый крестьянин Федот Богомолов. В России искра самозванства привела к взрыву копившегося недовольства. Казак Емельян Пугачев в 1772 году «открылся», что является царем Петром Федоровичем. Бежавший из тюрьмы Пугачев в 1773—1775 годах возглавил крестьянскую войну. На последнем этапе среди повстанцев объявился очередной «Петр III» — крестьянин Евстафьев.
Широко известна благодаря художественной литературе история авантюристки «княжны Таракановой», во Франции и Италии выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы. «Княжна» намеревалась при поддержке Пугачева получить российский престол, но была в конце 1774 года заманена на русский корабль в Ливорно, доставлена в Петербург и умерла в декабре 1775 года от чахотки.
«Аз есмь царь. История самозванства в России»
Кто такой самозванец?
Когда появлялась подобная личность [самозванец], народ употреблял даже для этого известное подходящее выражение, что вот-де, «проявился такой-то», и личности эти он называл «явленными», как он привык выражаться о явлении чудотворных икон или мощей угодников.
Даниил Мордовцев.
Один из Лже-Константинов
Два царя
Русская средневековая религиозная мысль допускала, что на троне может находиться не только «праведный», «истинный» царь, помазанник Божий, но и царь «ложный», ставленник сатаны. Изыскания П. В. Лукина позволяют утверждать, что народ знал о подобной альтернативе и рассматривал всерьез оба варианта. Однако со временем это противопоставление утратило ту четкость, какая была свойственна ему в прежние времена: царь мог действовать вопреки установленным нормам и при этом не восприниматься как лжецарь. Поскольку соответствие монаршего поведения божественной воле должно было оставаться чем-то сокровенным, касающимся лишь Бога и царя, для подданных не существовало внятных критериев легитимности действий правителя. В тех случаях, когда политика царя вызывала особенное недовольство народа, подлинность и легитимность монарха ставилась под сомнение: божьего помазанника подменили служителем сатаны. Следовательно, можно было сомневаться в подлинности того или иного конкретного царя, но царское достоинство как общий принцип эти сомнения не затрагивали. Однако речь не идет о концепции двух воображаемых тел короля, популярной в Византии и на христианском Западе. Напротив, очеловечивая царя, русский народ не отделял его физическое тело от тела мистического, чертога, где обитает его достоинство: он его этого достоинства лишал. Очеловечившись, монарх не мог больше считаться царем.
Таким образом, альтернатива «истинный царь, помазанник Божий — лжецарь, служитель дьявола» приводит — на фоне всяческих авантюр, дворцовых интриг, мятежей местного значения и масштабных восстаний — к очевидно парадоксальному результату. Крайняя степень сакрализации царя делает его легитимность неуловимой, давая место сомнениям в его подлинности и появлению конкурентов, то есть самозванству. Другими словами, самозванец появляется потому, что есть самодержец.
Кто такой самозванец?
* В источниках XI-XVII веков это слово употребляется в нескольких близких друг другу значениях: 1) сделанный по своей воле, по собственному выбору. Подобный образ действия может оцениваться со знаком плюс: княгиню Ольгу называют «самозваной» потому, что она по собственному почину решила принять крещение. Можно также по своей воле стать мучеником; 2) пришедший без приглашения; 3) сам себя называющий (определенным образом).
** Слово «самозванец» фигурирует в названиях многих опубликованных источников, однако оно было внесено туда задним числом издателями. Близкое по смыслу к «самозванцу» прилагательное «самонареченный» встречается (применительно к Лжедмитрию) в Чине венчания на царство Василия Шуйского.
АНАТОМИЯ САМОЗВАНСТВА
Кандидат исторических наук И. АНДРЕЕВ.
Он — вор, не царь.
Н. Островский. “Дмитрий Самозванец”.
Пугачев:
— Я точно государь.
Казаки:
— Слышим, батюшка, и все исполним.
Из “Следственного дела”.
“Самозванческая затейка” вводила в соблазн людей самых разных по темпераменту, складу характера и силе воли. Несомненно, у большинства преобладала авантюрная жилка, хотя были и такие, которые искренне уверовали в свое царственное происхождение. Конечно, последний случай — скорее объект разбирательства для психиатра, чем для историка. Но как быть, если в такой “болезни” подозревают, к примеру, Гришку Отрепьева, виртуозная игра которого в царевича Дмитрия заставляет усомниться в самой самозванческой посылке: так не играют, так верят.
Несомненно, все самозванцы — люди надломленные, пребывающие в душевном разладе. Их сжигает ненасытное честолюбие, они не в ладу с Богом и нравственностью. Ведь отказ от прежнего имени для православного человека нечто большее, чем просто игра. Это отречение от пращуров, крещеного имени, святых покровителей, в конечном счете — от самого Бога и самого себя. Разоблаченный самозванец — это колдун и чернокнижник. Самозванец — это русская разновидность Фауста. И для того, чтобы надеть новую личину, нужно было преодолеть не только страх внешний, рожденный кнутом и плахой, но и страх внутренний. Отсюда еще одна черта, отличавшая большинство самозванцев. Они были способны на поступок. Притом сколько незаурядности, смелости и даже талантливости! Чего стоит одна только способность Пугачева убеждать! Несколько раз арестованный, он умел так говорить со своими конвоирами, что те отставляли ружья и помогали ему бежать.
Самозванцы — бунтари по натуре. Действуя формально в рамках права (законный государь ищет похищенный у него престол), на самом деле они оставались искателями воли в том смысле, каким наделил данное понятие народ. Это именно воля, а не свобода, кровавый разгул разнузданной души, сбросившей всякие запреты. Так гулял Степан Разин, сумевший по стечению обстоятельств лишь отчасти использовать самозванцев. (Как известно, в войске грозного атамана было два струга, на которых плыли два самозванца, якобы примкнувшие к движению, — наследник Алексея Михайловича, царевич Алексей Алексеевич (к этому времени скончавшийся), и опальный патриарх Никон. В народной молве они пострадали от бояр-изменников, что придавало движению Разина справедливый характер.) Так потрясал империю “ампиратор” Пугачев, который ни своей “Военной коллегией”, ни своими сотоварищами — “графами” и “енералами” — не мог сокрыть истинный смысл мужицкого бунта в самозванческой обертке.
Пестрое проявление индивидуальностей привело к возникновению самозванческих типов. Самозванец-бунтарь; самозванец-авантюрист, искатель личных выгод; самозванец-марионетка, орудие политического заговора. Но был еще один тип — самозванец-пропагандист, принужденный за отсутствием иных средств полагаться на бойкость ума и остроту своего пера. Таковым был московский приказной Тимошка Акундинов, бежавший в середине 40-х годов XVII века за пределы Московского государства. Выдавая себя то за сына, то за внука Василия Шуйского, он поочередно предлагал свои услуги турецкому султану, папе римскому, европейским правителям и слал-слал свои грамотки на родину в надежде смутить умы и поднять свои акции:
“Я естем мнимый подъячей, а истинный царевич Московский”.
“Я естем здесь непознанный князь Шуйский. ”
Агенты Алексея Михайловича гонялись за Тимошкой по всем европейским дворам, и в этой настойчивости проявилась вся мера страха, который испытывали Романовы перед любым самозванцем. Самозванец прежде всего источал угрозу внешнюю. После головокружительного взлета Отрепьева соседи долго не могли отказаться от соблазна использовать очередного искателя Мономахова венца в своих целях — карта, конечно, крапленая, но вдруг да повезет. Однако для Романовых, еще непрочно сидевших на престоле, угроза вмешательства извне меркла перед возможностью новой Смуты. Самозванческий кошмар преследовал их. И если мы, зная задним числом, что кошмар не стал явью, можем говорить о гипертрофированном страхе, то они-то такого знания были лишены! Напротив, весь опыт Смутного времени вопил о преступном легкомыслии всякого небрежения к слухам, приучил всерьез видеть в каждой здравице в честь царя Дмитрия Ивановича первый аккорд к новому потрясению.
Масштабы самозванства в отечественной истории вызывают удивление и рождают естественное желание найти ему объяснение. Едва ли не самым распространенным в недавнем прошлом объяснением феномена самозванства было определение: “наивный монархизм масс”. Однако дальше декларации дело обычно не шло, поскольку определение “наивный” как бы снимало саму проблему.
Можно идти и от анализа политической ситуации. И тогда выявляются ее уникальность и напряженность и ставится безусловно правильный диагноз: кризис. Однако понятие “кризис” в лучшем случае отвечает на вопрос — почему появился самозванец. А не менее важен вопрос — “как”, столь необходимый для раскрытия механизма самозванства. В самом деле, почему Лжедмитрию I или Емельяну Пугачеву поверили и почему за ними пошли тысячи?
Какие же черты-стереотипы средневекового народного сознания становились условием возникновения самозванства? Прежде всего, те из них, которые были связаны с восприятием государя. Народное сознание наделяет особу государя сверхъестественными свойствами, вплоть до связей с потусторонними силами. Причем эта связь “активная”, способная творить чудеса. Эта неизбывная тяга простецов к чудесам очень важна. В понимании масс претендент-самозванец, если он истинный государь, для возвращения “похищенного престола” должен одолеть столько зла и сотворить столько добра, что без владения сверхъестественной силой не обойтись.
Подобная вера уходила своими корнями в разнообразные народные верования, питаемые и подкрепляемые самой повседневностью. Перед нами причудливое смешение языческих, языческо-христианских представлений и даже нечто вроде проявлений народной версии христианства. Магическое, таинственное, сверхъестественное было для масс до обыденного повседневно, действовало и жило рядом. Вот “Судебник” 1589 года исчисляет, кому и сколько положено за “бесчестье”. В конце перечня указаны люди сомнительных профессий: “. А блядям и видмам безчестия 2 денги против их промыслов”. Такой обыденной строчкой ведьмы фигурируют в документе, который претендует на нормативность; они обладают самым низким “статусом”, сравнимым только со статусом “жриц любви”.
Связывать обладателя высшей власти с потусторонними силами было свойственно и западноевропейскому простолюдину. В средневековой Франции и в Англии существовала вера, что прикосновение к королям или возложение ими рук на больного приносит облегчение и даже исцеляет от недуга.
События Смуты и практика выбора государя остро поставили вопрос о правах царя. В толковании книжников подлинный государь не тот, кто избран на престол всенародным множеством, а государь богоданный, “не от человека, но во истину от Бога избран”. Годунов тоже был избран, но то было ложное избрание; он не богоданный царь, а похититель престола, “рабоцарь”. Михаил Романов избран всем миром и землею, по единодушному желанию “всенародного множества” и даже “сущих младенцев”. И все же не это главное. А то, что изначально, еще в утробе матери, Романов был предназначен царствовать. Важно не избрание, а Божественное предназначение. Только тогда царь есть истинный и единственно законный. (Романовы всячески поддерживали эту мысль, призванную упрочить их положение на престоле.)
Но еще активнее эксплуатировалась более понятная для общества идея естественного продолжения правящей династии, которая как бы не пресеклась со смертью бездетного царя Федора, а получила продолжение в “благоцветущей отрасли” — в Михаиле Романове. То была апелляция к другой важной черте средневекового сознания — к традиционализму, к старине. Старина сама по себе священна и не требует доказательств, а раз Романовы естественные и единственные наследники царского рода, то нет и необходимости искать новых аргументов для обоснования их прав. Для традиционного сознания — сильнейший аргумент. Но и обоюдоострый, могущий насмерть поразить самих его обладателей. Ведь первый самозванец “валил” Годунова именно своими законно-наследственными правами, которые превращали царствующего соперника в узурпатора. Вот почему Романовы, вздрагивавшие при имени любого самозванца, особенно болезненно реагировали именно на имя Дмитрия, “прямого наследника” Рюриковичей.
Отсюда проистекает еще одна особенность в поведении первых Романовых. Они всячески подчеркивали кровные связи с угасшей династией. В писаниях Алексея Михайловича Иван Грозный превращался в его “деда”, за прегрешения которого Тишайший готов был даже преклонить свой сан перед замученным Иваном IV святителем Филиппом-митрополитом. Другая линия в поведении, намеченная еще Василием Шуйским, — изгнание призрака царевича Дмитрия из народного сознания: канонизация убиенного, пышные последующие поминания царевича. А Алексей Михайлович поспешил назвать отвоеванные в 1656 году у шведов города в южной Ливонии именами русских святых князей: Борисоглебск и Царевичев-Дмитриев-городок.
Стремление элиты к еще большей сакрализации царской власти и, конечно же, ее конкретного носителя — несомненно, один из путей к достижению социальной и политической стабильности. Приверженцы традиций типа протопопа Аввакума в этом усмотрели нарушение древних канонов, в очередной раз свидетельствующее об отступничестве церкви, о расколе в ней под влиянием реформ патриарха Никона. Особенно возмущало “огнепального протопопа” величание царя во время божественной литургии: “Жива человека святым не называй”, — учительно взывал Аввакум.
Однако такая сакрализация личности царя не была на Руси новостью. Иностранцы еще в XVI веке не без удивления наблюдали, как простолюдины и знать почитали великого князя наравне с Богом, — обычай, перенятый Московской Русью из Византии, казался им кощунственным. В последней трети XVII века, при царе Федоре Алексеевиче, с крайностями пытались бороться законодательно, запретив в челобитных сравнивать царя с Богом. Однако куда проще было издавать указы, чем сломать укоренившиеся народные стереотипы и сложившееся сознание.
Вечный конфликт: народ и государство
Одна из черт отечественной истории — противостояние народа и государства. Осмысливая этот вечный конфликт, народное сознание сделало образ царя защитником и справедливым судьей. Истоки такого стереотипа, возможно, восходят еще к догосударственным временам. Его устойчивость базировалась не только на инертности и консерватизме средневекового сознания. Настоящее также подкрепляло и подпитывало его — иногда деяниями реальными, связанными чаще всего с защитой страны от нашествий иноверцев, иногда — сомнительными, но тем не менее переосмысленными и переиначенными народом под влиянием все того же стереотипа. Так, опричнина была осмыслена массами как праведное гонение Ивана Грозного на бояр-изменников, притеснителей низов. Деспот получил статус защитника и еще более укрепил образ справедливого царя. (А разве недавняя наша история говорит не о том же?)
Вообще, “грозность” была неотъемлемой частью образа справедливого царя. В самый разгар так называемого “соляного бунта” 1648 года, направленного против произвола и беззакония “сильных людей”, народ в своей челобитной возмущался долготерпением второго Романова. Он де “щадит и милует”, не хочет своего “праведного суда и гневу пролить” на злодеев, отчего ссорится со всем “миром” и “землею”. Челобитчики призывают Алексея Михайловича опомниться и покарать “сильных людей”, угрожая в противном случае новой Смутой. Так и только так, по народным представлениям, должен поступать справедливый и. добрый государь. Отсюда получается, что “лютовал” Пугачев не только по грубости натуры, к этому его обязывала модель поведения истинного “царя-батюшки”.
В грозном, карающем государе хорошо проглядываются особенности московского православия, в котором, как известно, в большом почете был Ветхий Завет. Ягве в своем гневе предстает как Бог, не знающий никаких границ. Он карает слепо, чудовищно, в размерах, почти всегда не соответствующих размерам прегрешения. Его месть, по принципу родовой мести, поражает и виноватого, и безвинного. В Московской Руси, где на смену кровной ответственности приходит “мирская”, такое проявление гнева, особенно если этот гнев признан праведным, не кажется необычным. От него могут страдать, но его не смеют осуждать.
Понятно, что формирование образа “добро-грозного” государя есть не что иное, как мифотворчество. Эта особенность средневеко вого сознания (и не только, к сожалению, средневекового) чрезвычайно важна для самозванства. Именно мифотворчество делало образ особенно привлекательным, идеальным. Закрепленный в сознании многих поколений такой образ-стереотип оказывался виновником возникновения парадоксальной ситуации. С одной стороны, он упрочивал монархическое сознание народа, а значит, и сам самодержавный строй. (Нельзя же считать, что перенесшее столько потрясений российское самодержавие устояло только благодаря одной мощи государственного аппарата и верности дворянства.) Несомненно, консервативные и монархические черты крестьянского сознания, весь образ и стиль народной жизни также придавали власти необходимую прочность. С другой стороны, народные массы всегда недовольны правящим царем, реальный образ которого обыкновенно сильно разнился с его мифотворным стереотипом.
Правда — не то, что произошло, а что правдоподобно
Но принятое самозванцем имя реально существовавшего государя — палка о двух концах. Оно, конечно, усиливало позиции самозванца, особенно если это было популярное имя. Например, Григорий Отрепьев в начале своего похода одолевал Бориса Годунова не потому, что он был сильнее. Впереди редких сотен и хоругвей самозванца летела мечта о добром государе, и именно перед этой мечтой распахивались ворота городов и склонялись знамена. Так что недоуменный вскрик русского книжника по поводу падения Годуновых — комар поразил льва! — невольно скрывает истину за эмоциями: самозванец, может быть, и “комар”, но оседлал-то он крылатого Пегаса. Однако реальное имя создавало и свои трудности. Надо было постоянно “идентифицироваться” с его носителем. Сделать это было достаточно трудно. Лжедмитрию I, к примеру, приходилось постоянно разыгрывать большие и малые спектакли для опровержения “извета Варлаама” — повествования о самозванце Гришке Отрепьеве.
Однако был и иной путь утвердить себя в народном сознании. Искатели удачи на русский образец сплошь и рядом принимали имена царевичей, реально никогда не существовавших. Так явились на свет божий “сыновья” Василия Шуйского, Федора Иоанновича и даже иноземных монархов. Выдумка облегчала жизнь самозванцу. Им следовало лишь доказывать свою принадлежность к царственному роду, а не тождество с конкретным лицом.
Но почему такое было возможно? Мифологизированное народное сознание имело свое понимание того, что есть истина. Для него правда — это не столько то, что произошло, а сколько то, что правдоподобно. При этом такая “правдоподобная правда” становилась частью самозванческого стереотипа: самозванец должен вести себя в принципе не так, как на самом деле вели себя монархи в XVII—XVIII столетиях, а как их поведение представлялось народом. Всякое иное поведение вызывало лишь недоумение. Так, открытая приверженность Лжедмитрия I к польским обычаям и платью давала повод к недовольству и сомнению: а может ли вести себя подобным образом истинно православный государь? Еще пример. Свадьба Емельяна Пугачева, внезапно воспылавшего любовью к крестьянской дочери Устинье, породила немало пересудов среди его сторонников. Но осуждался не второй брак “императора” при живой, хотя и неверной, “жене” Екатерине Алексеевне, а брак с крестьянкой. Такой “демократизм” не укладывался в схему поведения истинного государя.
Поведение самозванца должно было выстраиваться по алгоритму узнавания, столь свойственному традиционному сознанию. Выступая в роли претендента, он должен был доказать свою аутентичность — подлинность — тому стереотипу, который издавна жил в сознании народа. При этом условно можно говорить о внешнем и внутреннем узнавании.
Первое связано с тем, что средневековое народное сознание было не просто пронизано сакральным восприятием мира — оно еще было ориентировано на потустороннее, мистическое. Выше говорилось о том, что многих самозванцев и заступников типа Разина народное воображение наделяет сверхъестественными свойствами и силой. От Разина и ядра отскакивают, и сабля его не берет. Но такая магическая напасть не от Бога. Или точнее, могла быть не только от Бога. Это почти колдовство. Но в том-то и дело, что “народное православие” в отличие от официально-церковного колдовства не боялось. Магическое всегда есть показатель особости. Здесь сакральное густо “перемешивается” с дохристианскими, языческими представлениями о сверхъестественном и находит свое выражение в эмоционально-осязаемом. Например, в так называемых “царских знаках”.
Известно, что для средневекового восприятия очень характерно отождествление знака и смысла. В представлении народа знак и им обозначаемое сливаются. А уж царская порода должна обязательно обозначаться внешними признаками. Явить их — значит доказать свое происхождение, а заодно и законность своих прав. Так, Пугачев показывал казакам некие знаки — по определению следственного дела, “гнилые пятна”, оставленные, по-видимому, болезнью. Пугачев, разорвав рубашку, объявил: “На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите — вот вам царский знак”. В ответ: “Ну, теперь верим и за государя тебя признаем”.
Однако внешнее узнавание важно дополнить “внутренним”. Здесь многое зависело от внушаемости. А средневековью было свойствен но превалирование эмоционально-чувственной сферы над рассудочной. Бесспорно, что “выдающиеся” самозванцы умели вести за собой и, как точно сказал Пушкин о Пугачеве, “знали слово”. Их “игра в царя”, которая в иные моменты кажется до смешного наивной, на самом деле имела сильную сторону: выходцы из низов, они прекрасно чувствовали психологию масс и выстраивали свое поведение в соответствии с ожидаемым поведением. Они не просто могли внушить, они еще и знали, как внушить, выстраивая свою партию по подобию. Как пример можно привести избу Пугачева в ставке под Оренбургом. Царь, пускай и мужицкий, не мог жить в простой избе. И тогда бревенчатые стены украшают “золотыми листами”, выдранными из подвернувшейся книги.
Эмоционально-чувственная сторона сознания дополнялась рассудочной. Ибо при внешнем узнавании важны поведение и дела искателя народного доверия. А эти дела — если претендент законен — должны быть в интересах народа, ибо истинный, богоданный, добрый государь — “свой”, и только “свой”.
Исходя из этой логики, можно, кстати, объяснить совершенно непонятное на первый взгляд поведение крестьянских и посадских “миров”. Они были твердо убеждены, что стоит их ходокам добраться до государя и ударить ему челом, как последует положительное решение на прошение. Иной ответ воспринимался “мирами” как вмешательство дворян, скрывающих правду и настоящую “цареву грамоту”. Отсюда удивительное упорство народных челобитчиков, пытавшихся добраться до государя, несмотря на всякого рода преграды и угрозы наказания вплоть до ссылки. Последним указам (опять же по этой логике) просто не верили, они не могли быть плодом волеизъявлеяния “своего” царя.
Можно тогда представить, какую взрывную силу имели грамоты самозванцев, дарующие черни “правду”! Являлся долгожданный государь, царь-избавитель! Самозванец не просто “оплачивал” кредит доверия, а добивался тождества с идеальным образом и тем самым обращался в истинного государя.
Как же можно представить функционирование самозванческой модели? В условиях политической стабильности складывалась модель по типу “добрый государь — злые слуги”. В кризисные моменты могла сработать и иная модель. Появившийся самозванец создавал ситуацию выбора: ныне царствующий монарх мог при определенных условиях быть причислен к “чужим”, самозванец признан “своим”. Однако для того, чтобы поддержать самозванца, нужен был более основательный внутренний мотив.
Жесткость монархическому стереотипу придавали три взаимосвязанных элемента: сакральный взгляд на власть и ее носителя, представление о законности, рожденные стариной, наследственностью; наконец, представление о царе как о защитнике и справедливом судии. Все эти элементы были настолько прочно связаны, что изменения одного приводили к деформации остальных. Самозванство обычно начиналось с того, что ставился под сомнение элемент законности: своим появлением самозванец обращал в самозванца правящего монарха. Последний обвинялся в том, что он или посягал на жизнь царевича-наследника, как это сделал Годунов, или занимал трон в условиях, когда существовали законные преемники, представители прежнего правящего дома, как это получилось с первыми Романовыми. Наконец, истинный государь мог лишиться своего трона в результате заговора, подобно тому, как это случилось с Петром III. Самозванец подтверждал законность своих прав поведением, “царскими знаками” и указами. “Воровские грамотки” самозванца были воровскими только по официальной терминологии. Разнообразные обещания и пожалования, дополненные наказанием “изменников” воевод, приказных, дворян, создавали образ справедливого государя. Связка: законный государь есть богоданный, богоданный — справедливый и милостивый, справедливый, то есть законный, — во всех своих звеньях получала подтверждение, обращая самозванца в “своего царя”. Между тем сакральное восприятие царской власти и царя не просто призывало, а обязывало быть покорным. Не подчиниться самозванцу, признанному и провозглашенному законным государем, означало совершить грех смертный.
Все это снимало запрет, освобождало от внутреннего страха поддержать самозванца. Наверное, в реальной жизни у сторонников самозванца оставалось немало сомнений даже после того, как события разворачивались по названной модели. Но, как точно заметил Пушкин, они верили, хотели верить. Оттого и слышны были эти покорствующие речи, адресованные Пугачеву: “Слышим, батюшка, и все исполним”.
К тому же самозванец обыкновенно получал “мирское” признание, что также было чрезвычайно важно. Авторитет общины с ее мирским приговором был непререкаем. Конечно, страшны были офицеры и чиновники с солдатами, тюрьмами и законами, однако куда страшнее осуждение своих. Ведь “мир”, выступая как автономная самодостаточная целостность, действовал как раз по законам народного, крестьянского сознания.
Самозванство оставило заметный след в отечественной истории. Ставшее не спорадическим, а постоянным явлением русской жизни, оно обрело функциональное значение. В самых своих разнообразных проявлениях самозванство напоминало властям об опасности сословного эгоизма и полного игнорирования представлений низов о “правде”, о добром, справедливом государе. Такое знание могло выступить в роли социального регулятора. И отчасти выступало в те периоды, когда политическая элита не впадала в беспамятство и не проявляла преступного легкомыслия, которое оборачивалось печально известным русским бунтом.