Что такое сегменты аудитории

Сегментация аудитории стартапа. Полный гайд для фаундеров

Чтобы начать продавать свой продукт, вам нужно будет изучить свою целевую аудиторию и разделить ее по группам. В статье, команда Adventures Lab расскажет, что такое сегментация, как это сделать и какие инструменты облегчат этот пласт работы.

Если разделить общую группу потребителей на несколько маленьких, будет легче и дешевле выйти на рынок. Когда аудитория одна и относительно глобальная, маркетинговый бюджет растягивается настолько, насколько это вообще возможно.

Сегментация позволяет персонализировать рекламу под конкретного человека. Определите конкретный портрет человека, на которого нацеливается рекламная кампания и обращайтесь к потребителю “на его языке”, учитывая его интересы, уровень образования, возраст, пол, место жительства и т.д.

Также, сегментация поможет определиться с путями перекрестного маркетинга. Вы будете более четко понимать, какие категории услуг или товаров можно предложить дополнительно человеку, который совершает покупку.

Прежде всего, нужно провести исследование всей аудитории и получить данные своих потребителей.

В интересах каждого начинающего предпринимателя, знать аудиторию как можно лучше. Для этого, как альтернатива, выходите “в поле” и говорите лично со своими клиентами. Технологии, конечно же, позволят провести анализ аудитории автоматизировано, но ничего не заменит человеческого общения.

Суть географической сегментации заключается в распределении клиентов по месту жительства (страна, регион, город, район, улица).

Например, компания по доставке продуктов в Нью Йорке может разделить своих клиентов на категории Квинс, Бруклин, Манхэттен, Бронкс и Статен-Айленд.

При этом, создавая бизнес и продумывая маркетинговую стратегию, учтите особенности местности и менталитет жителей. В той же Флориде было бы уместно рекламировать купальники круглый год, но будет не очень актуально продвигать их в Миннесоте зимой.

Например, авиакомпания может корректировать рекламные кампании на разные группы, в зависимости от возраста и времени года. Когда студенты могут позволить себе путешествовать во время весенних каникул, зрелые люди будут, с большей вероятностью, летать по праздникам.

В B2B сегменте, демографическая сегментация касается размера компании, отрасли, роли, количества работников, местонахождении компании и многое другое.

В этой категории учитываются образ жизни вашего потребителя, интересы, хобби, принципы, ценности и многое другое. Знание психографии (того, о чем думает покупатель) поможет улучшить продукт и продумать стратегию продвижения.

Сегментировать людей на основе психографии гораздо сложнее. Такие нюансы не очевидны и их непросто отследить, в отличии от географии. Вам придется углубиться в личность клиента и представить себя на его месте.

Когда делается поведенческая сегментация, клиенты делятся на группы в зависимости от их лояльности, осведомленности о бренде, симпатий и моделей совершения покупок.

Например, компания Lyft сделает email-рассылку клиентам, которые некоторое время не использовали их приложение. Постоянным пользователям отправлять подобные письма не нужно. Это пример разделения, основанном на лояльности.

Когда вы успешно сегментируете аудиторию, нужно разделить методы и особенности маркетингового влияния, чтобы качественно хватить каждую группу потребителей. Вот несколько советов по маркетингу от предпринимателя и маркетолога, Майкла Киля:

Компания Facebook позволяет запускать и тестировать разные рекламные кампании одновременно, буквально за несколько кликов. Там же можно настроить ремаркетинг, показ объявлений в Instagram, а платить только тогда, когда человек кликает на объявление.

По сравнению с альтернативными инструментами, в Facebook вы увеличите узнаваемость своего бренда по относительно низкой цене. Это одна из самых банальных и простых вещей, которую стоит сделать чтобы охватить широкую аудиторию за короткий промежуток времени.

Генерируйте контент, который будет интересен целевой аудитории и публикуйте его на ресурсах, где проводят время ваши клиенты. Создавайте бизнес-страницы и группы в Facebook, Linkedin, VKontakte, Twitter и других социалках, чтобы быть ближе к клиентам и доносить ценную информацию им напрямую.

Например, Adventures Lab публикуют авторские статьи на блог-платформах (в частности, VC, Medium и Hashtap), делают анонсы новых материалов и посты с ценной информацией в социальных сетях (Facebook и Linkedin)

Также, попробуйте настроить объявления по низкочастотным поисковым запросам. Охватив множество непопулярных запросов, реально сэкономить и получить больший фидбэк.

Есть несколько отличных бесплатных и недорогих инструментов, доступных онлайн, которые бесценны для сегментации клиентов. Вот некоторые, которые мы любим.

Инвестиционная компания Adventures Lab, активно ищет стартапы. Мы поможем инкубировать вашу идею, запустить бизнес и развить его по максимуму. Заявить о своем проекте можно, просто заполнив специальную форму на нашем саите.

Источник

Как сегментация аудитории помогает увеличивать продажи

Что такое сегменты аудитории. Смотреть фото Что такое сегменты аудитории. Смотреть картинку Что такое сегменты аудитории. Картинка про Что такое сегменты аудитории. Фото Что такое сегменты аудитории

Объясняем, что такое сегментация аудитории, как она помогает точнее попадать в «боли» потребителей и увеличивать продажи.

Как работает сегментация аудитории

Пользователя нужно убедить, что ваш продукт лучше, дешевле, надёжнее, чем у конкурентов. Иначе он не принесёт вам прибыль. Чтобы правильно убеждать, нужно хорошо представлять целевую аудиторию продукта, изучать её и делить на подгруппы — сегменты.

Подключить аналитику бесплатно

Можно решить, что у вас будет общий офер для всей целевой аудитории. В таком случае эффективность рекламной кампании будет невысокой. Вы зацепите только часть аудитории и, возможно, упустите часть пользователей, которые могли бы принести вам больше прибыли.

Пример: взрослые покупают наборы Lego как для детей, так и для себя. Если всем, кто готов покупать продукт Lego, предлагать конструкторы для малышей, можно упустить прибыль от фанатов Marvel, Гарри Поттера, Звёздных войн, которые коллекционируют наборы.

Чтобы не упускать прибыль и повышать продажи, нужно сегментировать аудиторию — разделять на группы по общим параметрам: пол, география, интересы, возраст. Каждый сегмент получает предложение, которое точно отражает его потребности, запросы и «боли». Например, офер для людей пенсионного возраста будет отличаться от офера для молодых родителей. Правильная сегментация аудитории приводит к росту количества лидов и продаж. Каждая группа увидит рекламу, созданную под её потребности, и скорее захочет купить продукт.

Когортный анализ. Анализ по сегментам отличается от когортного анализа: в нём тоже объединяют пользователей в группы. Но для когортного анализа важны их действия за определённый период, чтобы оценивать ROI или анализировать эффективность рекламной кампании на длительной дистанции. При сегментации мы формируем группы людей с общими признаками и отслеживаем их действия без привязки ко времени.

Пример: сегменты — молодые мамы Москвы, собственники бизнеса 45+ лет, байкеры. Деление на когорты: пользователи, оставившие заявку на товар в январе; посетители сайта, подписавшиеся на рассылку 5 февраля.

Какие бизнес-задачи решает сегментация аудитории

1. Сформировать персонализированное предложение для разных целевых групп. У каждого сегмента могут быть свои потребности, покупательские привычки, интересы. Необходимо их изучить и предложить то, что понравится каждой целевой группе.

Пример: услугами банка пользуются разные люди, кому-то нужен кредит, кто-то хочет оформить дебетовую карту или вклад. Рассказывать обо всех услугах в одном офере долго и невыгодно, потому что, например, тем, кому нужны вклады, неинтересны кредиты. Сегментируем аудиторию и выясняем, что кредиты лучше рекламировать молодым семьям. Студентам — предлагать карты со специальным кэшбэком, а вклады — людям старше 40 лет с высоким заработком.

2. Выбрать подходящий канал коммуникации. По социально-демографическим характеристикам и интересам пользователей можно предположить, какими соцсетями они пользуются, какие сайты они посещают. Сегментация аудитории поможет распределить рекламный бюджет на продвижение в каналах, куда заходят целевые группы.

Пример: рекламу услуг банка можно показать на разных рекламных площадках, в мессенджерах. Например, на Telegram-канале рассказать о выгодных условиях оформления банковской карты для студентов, на YouTube запустить рекламный ролик про ипотеку, а на телевидении рассказать про вклады. Нет смысла рекламировать вкладов для аудитории старше 40 лет в TikTok, если данный сегмент вашей целевой аудитории практически туда не заходит.

3. Повысить эффективность таргетинга. Если поделить аудиторию на сегменты, можно увеличить конверсию: объявление увидит конкретная группа пользователей с конкретным запросом. Они с большей долей вероятности кликнут по рекламному баннеру и совершат целевое действие.

Пример: настраиваем рекламу услуг банка для студентов и молодых родителей. Первым показываем офер про кэшбэк, а вторым — про ипотеку. Если студентам предлагать ипотеку, то, вероятно, их это не заинтересует, и банк впустую потратит деньги на показы.

Рассказываем, что такое таргетированная реклама и как начать с ней работать.

Принципы сегментации аудитории

Социально-демографическая сегментация. Учитывает доходы, образование, положение в обществе. Цель этого деления — определить платежеспособность целевой группы. Например, нет смысла рекламировать товары премиум-класса группе с низким заработком.

Данные для сегментации берут из:

Психографика изучает ценности, убеждения, эмоции потребителей, чтобы на основе этих данных создать точечное предложение. Главное в психографике не место проживания пользователя или его достаток, а его мотивация, желания, «боли». Сегментация аудитории происходит по модели VALS — Values and Lifestyles. С её помощью выясняют главную причину, по которой потребитель хочет получить продукт.

Три основных мотивации:

Метод персон. Для каждого сегмента создаем персонажа, в котором собраны их характеристики. Получатся карточки с персонажами, как в настольной игре.

Пример: банк создаёт персонажа — студент. Он живёт в общежитии, экономит и пытается откладывать деньги на путешествия. Такому персонажу можно предложить карту с кэшбэком в виде миль, которые он сможет потратить на поездки в другие города и страны.

Job to be Done («JTBD», работа, которую надо выполнить): людям нужны не продукты, а решения их проблем. Покупка — это способ для потребителя решить конкретную задачу. Основываясь на сегментации по принципу JTBD, не смотрим на характеристики аудитории, а думаем, какую проблему может решить продукт. Человек покупает мультиварку не только, чтобы тратить меньше времени на приготовление ужина. Он хочет больше отдыхать после работы и проводить время с семьёй.

Пять «W». Для сегментации аудитории отвечаем на пять вопросов, которые на английском языке все начинаются с «W»:

Собираем таблицу из целевых групп и смотрим, какие предложения можно делать для каждого сегмента.

Пример:

Отбор целевых сегментов

Не останавливайтесь на одном принципе сегментации аудитории. Используйте их все, чтобы лучше понять предпочтения и мотивацию пользователей. Пробуйте делить по-разному: студенты из Москвы и из регионов; любители йоги и клиенты фитнес-клубов; молодые отцы и пенсионеры. Чем больше сегментов получится, тем удобнее будет выбирать 5-10 ключевых групп, с которыми стоит показать рекламу.

Из них нужно отобрать самые ценные сегменты для вашего продукта и сосредоточиться на них. Для этого составляем таблицу.

Возьмем пример с банком. Выделим для него три ключевых группы — молодые родители (А), студенты (В) и люди старше 40 лет с высоким заработком (C). Рассчитываем LTV и даем примерную оценку достижимости (от 1 до 3), чтобы понимать, с каким сегментом нужно работать прежде всего.

LTV — прибыль от одного клиента за всё время работы с ним. Для расчёта нужно знать средний чек похожих клиентов, сколько покупок они обычно совершают за месяц и сколько времени остаются клиентами.

Как использовать показатель LTV в маркетинге, читайте в нашем материале.

Заносим в таблицу и даём оценку достижимости — возможности привлечь каждую группу клиентов. Где сегмент проводит время, в онлайне и в офлайне? Где уже крутится реклама компании?

Пример: банк не рекламируется в TikTok, но там часто сидят студенты, которым банк хочет показать рекламу карт. Поэтому достижимость этого сегмента будет низкой (1 балл из 3). Зато банк уже работает с другими площадками: YouTube, Telegram, ВКонтакте, Facebook, которыми пользуются два других сегмента — молодые родители и люди старше 40 лет с высоким заработком. Эти два сегмента получают высокую оценку достижимости.

СегментКоличество потребителейLTVОценка достижимости
А1 000450 000 ₽3
В1 000220 000 ₽1
С1 500700 000 ₽3

В нашем примере стоит сосредоточиться на клиентах старше 40 лет с высоким заработком, поскольку банку будет легче до них дотянуться в короткой перспективе и поскольку потребителей в данном сегменте больше, чем в сегменте молодых родителей.

Главное

Ждём вас на нашем Telegram-канале: делимся полезными материалами по маркетингу, аналитике, бизнесу, продажам, а также кейсами и обновлениями системы Roistat.

Будьте в курсе новостей

Что такое сегменты аудитории. Смотреть фото Что такое сегменты аудитории. Смотреть картинку Что такое сегменты аудитории. Картинка про Что такое сегменты аудитории. Фото Что такое сегменты аудитории

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram или подпишитесь по E-mail

Что такое сегменты аудитории. Смотреть фото Что такое сегменты аудитории. Смотреть картинку Что такое сегменты аудитории. Картинка про Что такое сегменты аудитории. Фото Что такое сегменты аудитории

Что такое сегменты аудитории. Смотреть фото Что такое сегменты аудитории. Смотреть картинку Что такое сегменты аудитории. Картинка про Что такое сегменты аудитории. Фото Что такое сегменты аудитории

Маркетинговая платформа сквозной аналитики,
привлечения трафика, повышения конверсии и лояльности

Источник

Что такое сегменты аудитории

Сегментация целевой аудитории — это процесс разделения всех текущих, бывших и потенциальных клиентов исходя из соответствия каким-либо схожим критериям.

Люди, далекие от маркетинга, обычно сегментируют свою аудиторию только по возрасту и полу. Косметологи очерчивают свою аудиторию как «все девушки в возрасте от 18 до 75 лет». В лучшем случае к этим двум критериям еще могут прибавиться уровень достатка и, возможно, наличие детей. Но этого для построения эффективной стратегии продвижения недостаточно. Тут и специалистам по продвижению, и владельцам бизнеса, которые все делают сами, на помощь приходит сегментация целевой аудитории.

Инструменты для отслеживания пользователей

Сегментация, как и другие маркетинговые работы и процессы, по сути, нужна только для одного. Чтобы тратить меньше денег на привлечение и удержание клиентов и получать при этом от них бóльшую прибыль.

Происходит это за счет того, что на основе отдельных сегментов можно:

Методы сегментирования ЦА

Классические

Чаще всего целевую аудиторию сегментируют по одному или нескольким критериям. Условно эти критерии можно разделить на несколько групп.

Социально-демографические и экономические — пол, возраст, семейное положение, жизненный цикл семьи, наличие, возраст и количество детей, образование, уровень развития, сферы занятости, уровень доходов.

Например, если вы продаете живые мастер-классы по макияжу для подростков, на которых предполагается участие мам и дочек в тандеме, то можно выделить как минимум три сегмента целевой аудитории по социально-демографическим критериям: мамы девочек-подростков, папы девочек-подростков, которые могут подарить билеты на мастер-класс своим жене и дочке, и сами девочки-подростки.

Психографические и поведенческие — интересы, организация отдыха, реакция на нововведения, предыдущий опыт взаимодействия с вашим продуктом или аналогами.

Например, подписчиков email-рассылки интернет-магазина по поведенческим критериям можно разделить на такие сегменты: не открывают письма; открывают, но не переходят по ссылкам; открывают все письма, но ничего не покупают; открывают письма постоянно и покупают раз в месяц и так далее.

Географические — по странам, городам, микрорайонам, районам, улицам или удаленности от офлайн-точки.

Сегментацию по географическим критериям можно использовать, например, при запуске рекламных кампаний интернет-магазинов, у которых есть точки самовывоза. Как вариант: запустить акцию с бесплатной доставкой в определенном городе или регионе, продвигать разные товары на разные страны и так далее.

Сегментация по методике Шеррингтона 5W

Методика сегментаци Марка Шеррингтона 5W по своей сути является наиболее универсальным способом сегментации целевой аудитории. Все происходит довольно просто: нужно ответить последовательно на 5 вопросов и в итоге вы получите несколько готовых сегментов, с которыми можно работать дальше.

В идеальном мире или если у вас небольшой ассортимент, нужно по мере перехода от вопроса к вопросу детализировать каждый сегмент в отдельности. Если вернуться к живым мастер-классам по макияжу для подростков, сегментация клиентов по методике 5W будет выглядеть примерно так:

Информацию, собранную таким образом, можно использовать как основу для составления контент-плана или рекламных объявлений, а также таргетирования аудиторий, которым будете показывать ту или иную рекламу.

Сегментация на основании лестницы узнавания Ханта

Лестницу узнавания Ханта интернет-маркетологи перетянули к себе из классического маркетинга. Именно на основе сегментов должна быть построена воронка продаж любого бизнеса.

Состоит лестница Ханта из шести ступеней.

Но и отметать эту аудиторию не стоит, гораздо эффективнее втянуть ее в вашу воронку продаж: предложить подписаться на страницу в соцсети, посмотреть видео по теме, подписаться на рассылку. В материалах постепенно формировать потребность через раскрытие проблемы.

Заметьте, в рекламе никто не предлагает сразу купить консультацию или курс лечения. Только пройти тест, чтобы вы попали на вторую ступень лестницы Ханта

Если взять за основу все тот же мастер-класс для девочек-подростков, то сюда попадают те, кто в принципе не знает о том, что научиться краситься и подбирать косметику можно не только методом проб и ошибок, по видео из Ютуба с сомнительной экспертизой, но и на мастер-классах.

На аудиторию, которая находится на второй ступени лестницы Ханта, отлично работает нативная реклама у блогеров. В этом посте — реклама услуги криолиполиза, о существовании которой многие либо совсем не знают, либо слышали, но не понимают, для чего она нужна

Когда у Билайна появляется какой-то новый продукт для бизнеса, их редакция выпускает в блоге материал о том, для чего этот продукт нужен и как им пользоваться. Эта презентация посвящена приложению «Мобильное предприятие Lite»

Этот пост в Инстаграме рассчитан как раз на аудиторию, находящуюся на четвертой ступени лестницы Ханта. И он отлично сработал: с этой публикации в первый же день пришло 4 новых клиента

Издательство МИФ ежегодно дарит скидки к своему дню рождения. Отличный повод купить книгу, которую давно хотел и все время забывал заказать

В Skyeng, чтобы удержать существующих клиентов и снизить затраты на привлечение новых, предлагают бонусы за рекомендации

Сегментация аудитории на основании лестницы узнавания Бена Ханта идеально подходит для продвижения сложных товаров и услуг, продуктов с высокой стоимостью, в том числе инфобизнеса.

Источник

Сегментация целевой аудитории. Примеры и основные принципы

Мы уже писали о том, как составить портрет целевой аудитории, а также как собирать ЦА в Инстаграм. Сбор данных и анализ ЦА — неотъемлемая часть работы любого бизнеса.

В этой статье поговорим о том, что такое сегментация целевой аудитории, зачем она нужна, разберём основные принципы и способы сегментации. Также покажем наглядные примеры.

Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:

Что такое сегментация целевой аудитории

Сегментация целевой аудитории — это разделение ЦА на более мелкие группы. Людей определяют в эти группы по схожим признакам. Сегментация позволяет подбирать более точные офферы и УТП, разрабатывать рекламные креативы отдельно под каждую группу.

Простой пример — вы продаете туристические путевки. Общая ЦА — мужчины и женщины 25-50 лет со средним достатком. Логично, что неженатому мужчине 40 лет турагентство не предложит ту же путевку, что семейной паре 25 лет с двумя маленькими детьми. Если неженатому мужчине показать рекламу, предназначенную для семьи с детьми, скорее всего, он ее проигнорирует.

Сегментация позволяет получать больше эффективности от рекламы при тех же затратах. Так как дает возможность направлять персонализированные предложения конечным потребителям.

Говоря простым языком — вы еще до запуска рекламной кампании знаете, какой оффер или рекламное предложение может заинтересовать каждую конкретную группу, поэтому реклама доходит до «своего клиента». Конечно, если все сделано верно — правильно определена основная ЦА и ключевые признаки, по которым она разбита на группы. И самая сложность как раз в том, чтобы правильно определить эти признаки. А их намного больше, чем возраст, пол и география.

Резюмируем: сегментация аудитории позволяет снизить затраты на рекламу, повысить ее эффективность, увеличить конверсию и средний чек.

По каким признакам принято сегментировать ЦА

Есть несколько ключевых признаков по которым делят аудиторию на группы. Важно — они работают в комплексе, и комбинаций может быть бесчисленное множество. Нужно долго изучать портрет своих клиентов, чтобы определить, какие признаки играют роль при совершении покупки, а какие нет. И у каждого бизнеса будет свой результат анализа. Например, у вас свадебный салон. Наличие образования не влияет на желание сыграть свадьбу, а значит, нет смысла проводить сегментацию по этому признаку. Но у вас салон премиум-класса, а значит, важен уровень дохода клиентов. Этот признак можно использовать в процессе деления людей на группы.

Основные признаки для сегментации ЦА:

Это пол, возраст, семейный статус, образование, род деятельности, культурный уровень.

Страна, город, регион проживания. Национальность (если это влияет на потребление). Какие места человек посещает, путешествует ли (если да, то куда и как часто).

Уровень дохода, культура потребления, уровень финансовой грамотности. Платежеспособность, размер среднего чека, который клиент вам приносит. Как реагирует на скидки, какой сегмент товаров предпочитает (эконом, премиум), в какой категории товаров/услуг чаще всего совершает покупку. Когда обычно совершает покупки (на выходных, в праздники, в конце-начале месяца), где чаще покупает (онлайн в интернет-магазине, оффлайн в розничной точке).

Какие бренды предпочитает клиент, какими товарами уже пользуется (информацию можно найти в соцсетях).

Также отдельно стоит изучить, как клиент взаимодействует с вашим сайтом, магазином, рекламными предложениями. Как долго принимает решение о покупке. Какие факторы для него решающие при выборе товара. Например, человек переходит на сайт из рекламной рассылки и сразу покупает товар. Или попадает на сайт из поисковой системы, долго листает конкретную группу товаров, уходит с сайта, потом возвращается и только через неделю делает покупку.

Интересы, ценности, мировоззрение. Как проводит свободное время, какими хобби увлекается. В каких мероприятиях участвует. Образ жизни, привычки, к чему стремится. Например, человек — экоактивист. Ему могут быть интересны товары, созданные с учетом заботы об окружающей среде (или в соответствующей упаковке, например, биоразлагаемой).

Это очень важный признак. Вы должны уметь ответить на вопрос, какие потребности клиента закрывает тот или иной товар/услуга. Эта информация уже помогает подобрать правильный оффер и выработать подход к клиенту. По данному пункту нужно будет провести отдельную сегментацию (напишем об этом ниже).

Здесь можно опираться на пирамиду Маслоу (начиная с низших потребностей):

— физиологические (потребность в еде, воде, сне, сексе);

Это обычно касается товаров массового потребления, которые чаще всего используются в быту. Но они не обязательно из эконом сегмента, это могут быть и дорогие заведения премиум-класса.

— в безопасности (потребность в стабильности, защите, порядке);

Например, для клиента при выборе машины важнее не ее дизайн, а степень защиты на дороге.

— социальные: потребность в любви и принадлежности к группе (дружба, любовь, семья).

Клиент покупает товар, чтобы влиться в определенный круг людей, потому что у них это модно. Или специально посещает дорогие рестораны, ходит в конкретные клубы, ездит в популярные среди своей тусовки локации.

— потребность в уважении и признании.

Человек покупает определенный бренд, чтобы его уважали, считали более статусным. Типичный пример — покупка Айфона на последние деньги. Этот пункт может перекликаться с предыдущим.

— потребность в саморазвитии. Можно разделить на потребность в творчестве, духовном развитии, эстетические потребности (красота, порядок, гармония).

Клиент покупает обучающий курс, потому что хочет открыть для себя новое направление и развиваться в нем. Сюда же относится все, что связано с духовностью.

Как вы понимаете в сборе и анализе этих данных задействовано большое количество инструментов и людей. Потребуется изучение информации из CRM, систем аналитики, рекламных сервисов, коллтрекинга, проведение маркетинговых исследований, анализ конкурентов.

Методы и основные принципы сегментации ЦА

Есть несколько методов сегментации. Возникает вопрос, с чего начать. Мы предлагаем простой универсальный метод, который подойдет любому бизнесу, но может корректироваться в зависимости от сферы.

Придерживайтесь простой схемы:

1. Делим ЦА на категории

Сначала лучше разделить ЦА на 3 основных категории: потенциальные покупатели, клиенты на стадии покупки и текущие клиенты.

Потенциальные покупатели — это те, кто теоретически может заинтересоваться вашим продуктом, и чьи потребности он может решить.

Клиенты на стадии покупки — люди, которые уже заинтересовались товаром, но еще не купили его. Например, заходят на ваш сайт, интересуются ценами, добавляют товар в избранное.

Текущие клиенты — те, кто хотя бы раз совершил у вас покупку.

Теперь для каждой из трех категорий собираем информацию. Используем критерии сегментирования (основной и дополнительный) и конкретные источники данных.

Должна получиться таблица или список:

Категория 1. Потенциальные покупатели.

Основной критерий: продукт теоретически может решить проблему клиента и закрыть его потребность.

Дополнительные критерии: у потребителя должны быть дети (так как продаем детские товары), определенный уровень дохода, проживание — Москва, Питер (так как доставка только по этим двум городам).

Источник данных: исследование рынка, анкетирование.

Категория 2. Клиенты на стадии покупки

Основной критерий: пользователь заинтересовался продуктом (перешел по ссылке из рекламы, заходил на страницу товара, заполнял форму на сайте, задавал вопросы в чате).

Дополнительные критерии: подходят по заданным признакам (возраст, доход, семейное положение).

Источник данных: данные из CRM и аналитики.

Категория 3. Текущие клиенты

Основной критерий: совершили покупку минимум 1 раз.

Дополнительные критерии: средний чек — 10 000 рублей.

Источник данных: данные из CRM и аналитики.

P.S. Эти 3 категории можно еще разбить на подкатегории. И вот тут уже можно использовать признаки, описанные в разделе выше — демографические, социальные и так далее. Это увеличит объем данных, но позволит составить еще более точный портрет ЦА.

2. Выясняем мотивацию для покупки

И проблемы, которые мешают совершиться сделке.

Собранные данные нужно тщательно проанализировать. Это поможет выявить проблемы, понять, куда стоит направлять ресурсы и какая категория ЦА наиболее перспективная.

Например, у вас много клиентов на стадии сделки. Но также много отваливается до совершения покупки. Нужно выяснить причину — если это слишком дорогая цена, можно привлечь данную категорию рекламный предложением купить товар по скидке. Если проблема техническая (например, глючит кнопка оформления заказа) — просто ее устраняем. Могут быть ошибки со стороны менеджеров по продажам и операторов колл-центров.

Также нужно ответить на вопрос, что должно мотивировать каждую из трех категорий и подкатегорий совершить покупку именно у вас. И сегментировать полученные ранее группы по критерию «Мотивация». Здесь возвращаемся к пирамиде Маслоу.

Важно: мотивация купить один и тот же товар может отличаться у разных групп ЦА. Например, вы продаете спортивную обувь. Одни люди покупают ее из-за практичности, другие ради модного бренда, третьи — профессиональные спортсмены, и им важно, насколько эта обувь удобна во время тренировок. Для каждой группы нужно подобрать свое уникальное рекламное предложение.

Критериями для сегментации по мотивации могут быть:

— собственно сама потребность. Например, можно купить велосипед, чтобы добираться на работу, а можно сделать себе подарок на ДР и кататься в свое удовольствие. Можно купить конфеты, чтобы утолить потребность в сладком, а можно купить в подарок девушке.

— триггер, который внезапно пробудил интерес к товару. Например, человек год думал записаться на фитнес, но все откладывал. А потом купил абонемент. Что его могло побудить к этому — реклама, фильм, ссора с девушкой, внезапно увидел скидку на абонемент, почувствовал недовольство своим внешним видом, уволился с работы и освободилось время.

Пример: после выхода сериала «Ход королевы» — увеличилось количество продаж шахмат.

Что такое сегменты аудитории. Смотреть фото Что такое сегменты аудитории. Смотреть картинку Что такое сегменты аудитории. Картинка про Что такое сегменты аудитории. Фото Что такое сегменты аудитории

— событие (сезонность, мероприятие). Например, шампанское могут покупать на праздники, а могут для расслабления после рабочего дня. Школьные принадлежности чаще всего покупают к началу учебного года.

Источниками данных для сегментации по мотивации могут быть:

В помощь можно использовать методики и вопросы, которые позволяют систематизировать информацию. Самая популярная — методика Шеррингтона 5W. Вот ее суть:

Что такое сегменты аудитории. Смотреть фото Что такое сегменты аудитории. Смотреть картинку Что такое сегменты аудитории. Картинка про Что такое сегменты аудитории. Фото Что такое сегменты аудитории

3. Сегментация по процессу покупки

Для запуска рекламы достаточно первых двух этапов. Но можно пойти дальше и сегментировать людей по процессу сделки.

Здесь нужно описать процесс совершения сделки в зависимости от категории: потенциальные покупатели, клиенты на стадии покупки и текущие клиенты. На этом этапе нужно учитывать конечную цель для каждой категории, например — потенциальных покупателей превращаем в реальных, людей на стадии покупки доводим до сделки, по текущим клиентам работаем на повторные продажи и увеличением среднего чека.

Удобнее записать результаты в таблицу или список. Например, у вас салон красоты. Вот как примерно может выглядеть сегментация по процессу сделки:

Потенциальный покупатель: давно не делал изменений во внешности, скоро сезон отпусков или свадьба у дочери.

Клиент на стадии сделки: задумался о стрижке, зашел в салон и поинтересовался ценами (или листал страницы на сайте).

Текущий клиент: сделал стрижку, доволен результатом, оставил отзыв, порекомендовал салон друзьям.

Какие критерии сегментации и источники данных можно использовать:

Потенциальный покупатель.

Критерии сегментации: поисковые запросы, заход на сайт, подписка на страницу салона в соцсетях. Без особой активности.

Источники данных: исследование рынка, анализ конкурентов, опросники/анкеты/интервью.

Клиент на стадии сделки.

Критерии сегментации: поведение на сайте, взаимодействие с рекламой, запросы в чат, клик по форме записи, добавление услуг в избранное, звонок в салон, вопросы об услугах в соцсетях.

Источники данных: данные из CRM, коллтрекинга, систем аналитики, сервисов для рекламы.

Текущий клиент.

Критерии сегментации: поведение на сайте, реакция на персональные предложения, участие в программе лояльности, повторные продажи, размер среднего чека, жизненный цикл клиента (LTV), процент конверсии, активность в соцсетях.

Источники данных: данные из CRM, коллтрекинга, систем аналитики, сервисов для рекламы.

4. Подборка наиболее выгодных категорий и 5. Создание персональных предложений + подготовка к рекламе

Эти этапы вы уже проводите, опираясь на полученные данные. Дальнейшие действия зависят от специфики бизнеса, сроков и бюджета на рекламу. В итоге должны получиться группы, на которые будет запускаться таргетинг. Для каждой группы подготавливаются разные рекламные объявления. Сайт с товарами также должны быть заранее подготовлены к запуску рекламной кампании.

Наглядный пример сегментации целевой аудитории

Разберем самый простой пример сегментации без углубления в мотивацию, без анализа конкурентов и проведения маркетинговых исследования. Берем то, что можно посчитать в числовом выражении.

Вы продаете обучающие курсы. Допустим, вы уже разделили ЦА на 3 категории и выяснили, что больше всего внимания стоит уделить текущим клиентам и клиентам на стадии покупки. Проведем сегментацию текущих клиентов.

Разделим их на группы по таким критериям:

Размер среднего чека:

Количество повторных заказов:

Получается 11 групп. Их можно объединять и комбинировать (тем самым уменьшить количество групп) или дробить дальше, добавляя новые критерии.

Заключение

Без проведения сегментации ЦА бизнес рискует напрасно потратить время и деньги. Ведь рекламное предложение может так и не дойти до целевого потребителя. Так как конечная цель любого бизнеса — получение продаж, разумно научиться правильно сегментировать ЦА и подбирать релевантные рекламные предложения для каждой группы.

В статье описаны простые методы и критерии для сегментации целевой аудитории. Но для каждого бизнеса они индивидуальны. Методик разработано больше, чем указано в тексте, также вам могут понадобиться дополнительные критерии. Мы попытались дать базовое понятие и основные принципы сегментации, чтобы вы понимали, с чего вообще начать. И почему не стоит запускать рекламную кампанию без проведения сегментации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *