Что такое секвенция в фигурном катании
Хореографическая последовательность
18 Определение хореографической последовательности
«Дорожка шагов с позициями спиралей, корабликов, бауэров и других подобных элементов»
Хореографическая последовательность состоит из всевозможных элементов типа разнообразных шагов, поворотов, спиралей, арабесков, корабликов, бауэров, соединительных прыжков (не включенных в список стандартных), вращательных движений (твизлов) и т.п. Траектория хореографической последовательности может быть произвольной, но, в зависимости от уровня соревнующихся, должна покрывать либо всю поверхность льда (уровни Мастер, Золото), либо не меньше ее половины (Серебро, Бронза). Исполняться она должна в соответствии с музыкой с акцентированным началом и завершением последовательности.
Начиная с сезона 2014-2015 спирали больше не являются обязательными элементами в хореографических последовательностях у женщин (у мужчин они и раньше не были обязательными).
Хореографическая последовательность имеет фиксированную базовую стоимость 2.0 и оценивается судьями только через GOE.
19 Правило первого исполнения
«Засчитывается то, что исполнено первым»
На уровнях при оценке дорожки шагов StSq или хореографической последовательности ChSq в качестве оцениваемого элемента программы засчитывается только первое видимое исполнение дорожки или последовательности. Если в программе присутствуют дополнительные дорожки шагов или хореографические последовательности, то они не засчитываются как элементы, но учитываются как переходы в программе и, таким образом, могут повлиять на оценку переходов (transitions), входящую в оценку компонентов.
На уровнях «Мастера», «Золото» и «Серебро» исполняется дорожка шагов StSq, на уровнях «Бронза» и «Пре-бронза» — хореографическая последовательность ChSq.
Приложение 2
Обозначения элементов в новой судейской системе
Вращения
Вращения | ||||
Тип вращения | В позиции | Со сменой ноги | Прыжок во вращение | Со сменой ноги и входом прыжком |
Стоя Upright Spin | USp | CUSp | FUSp | FCUSp |
Заклон Layback Spin | LSp | CLSp | FLSp | FCLSp |
Либела Camel Spin | CSp | CCSp | FCSp | FCCSp |
Сидя, волчок Sit Spin | SSp | CSSp | FSSp | FCSSp |
Дорожка шагов и хореографическая последовательность
Дорожка шагов: StSq (Step Sequence);
в протоколе вслед за обозначением дорожки проставляется ее уровень (цифра от 1 до 4), например, StSq2 — дорожка уровня 2.
Хореографическая последовательность: ChSq1 (от слов Choreo Sequence) — не имеет уровней, вернее, в протоколе всегда обозначается с уровнем 1. Базовая оценка фиксирована и равна 2.0, оценивается только GOE.
Прыжки, каскады, комбинации
Обозначения сольных прыжков:
T — тулуп (Toeloop);
S — сальхов (Salchow);
Lo — риттбергер (Loop);
F — флип (Flip);
Lz — лутц (Lutz);
A — аксель (Axel).
Перед обозначением прыжка ставится цифра, указывающая число оборотов: например, 2Lz — двойной лутц.
Начиная с сезона 2014-15 к обозначению флипа или лутца, выполненного с неправильного ребра (флип с наружного ребра, лутц с внутреннего), добавляется буква «e» (от слова edge — ребро). Например, тройной лутц с неправильного ребра обозначается как 3Lze. Прыжок с неправильного ребра включен в таблицу SOV стоимости элементов и имеет более низкую базовую стоимость (примерно 70%) по сравнению с прыжком с правильного ребра; финальная оценка GOE для таких прыжков должна быть отрицательной.
Каскад прыжков обозначается как сумма входящих в него прыжков: например, 1A+1Lo— каскад из одинарного акселя и одинарного риттбергера; 1F+1Lo+1S — каскад из одинарного флипа, ойлера и одинарного сальхова (начиная с сезона 2010-2011, ойлер можно использовать в каскадах, где он обозначается как одинарный риттбергер).
Комбинация прыжков обозначается как сумма двух самых сложных прыжков, входящих в нее, к которой приписыватся суффикс +SEQ (от слова Sequence — последовательность; в английском языке комбинация называется последовательностью прыжков); например, 1A+2S+SEQ обозначает комбинацию прыжков, в которую входят одинарный аксель, двойной сальхов и нестандартные прыжки.
Аббревиатуры и термины в фигурном катании
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
В протоколах соревнований, проводимых по новой системе судейства, используется большое количестве аббревиатур. Аббревиатуры прыжков, пожалуй, наиболее понятны. Они состоят из двух частей: цифры (1,2,3,4), соответствующей числу оборотов, и буквы, соответствующей названию прыжка:
Прыжки
Тройной Аксель в исполнении Евгения Плющенко и Мао Асады.
На прыжок Аксель обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.
Четверной Тулуп в исполнении Евгения Плющенко.
Тройной Сальхов в исполнении Элене Гедеванишвили.
Тройной Риттбергер в исполении Дениса Тена.
Тройной Флип в исполнении Мао Асады.
Одной из ошибок при выполнении более сложного лутца является смена перед прыжком внешнего ребра на внутреннее, и как результат — непреднамеренный флип, неофициально называемый флутцем (flip + lutz). Реже случается лип (lip=lutz+flip) — непреднамеренный лутц, выполняемый вместо флипа.
Лутц (Lutz) обозначается как (Lz) Является зубцовым прыжком.
Заход. Обычно с подсечки назад-вправо.Изготовка. Длинная дуга назад на наружном ребре левого конька, туловище развёрнуто наружу (вправо).Прыжок. Фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок. Раскручивается спортсмен в первую очередь за счёт замаха туловищем и руками.Вращение против часовой стрелки.Приземление на правую ногу, на ход назад-наружу.
Каскад Тройной Лутц с тройным тулупом в исполнении Ким Ён А и Эвана Лайсачека.
Каскады прыжков пишутся через + (4S+2T — каскад из четверного сальхова и двойного тулупа), для комбинаций прыжков добавляется слово SEQ (3T+2T+SEQ – комбинация тройной тулуп – шаги – двойной тулуп»). Иногда можно видеть запись типа 3Lz+COMBO — это означает, что фигурист не выполнил обязательного каскада (исполнил короткую программу без каскада или в произвольной дважды исполнил одинаковый тройной прыжок и оба раза без второго прыжка). Рядом с аббревиатурами прыжков могут также стоять различные пометки.
Секвенция
Что в фигурном катании понимают под термином «Секвенция»?
Сколько вариантов секвенции существует?
Секвенция – последовательность прыжков в фигурном катании, связанных между собой различными элементами и выполняемых непрерывно.
В зависимости от того, какие именно прыжки делает фигурист, существует несколько вариантов секвенции. Аксель обычно не делают первым прыжком в секвенции, поскольку он выполняется вперед лицом и для захода на него необходимо сделать шаги, чтобы развернуться.
Тулуп и риттбергер в основном стоят на втором или третьем месте в порядке выполнения прыжков. Если рассматривать прыжки, выполняемые с левой ноги, такие как флип и сальхов, то они выполняются через однооборотный прыжок ойлер, используемый в качестве связки между другими прыжками. Заход на лутц происходит с другого ребра и дуги, поэтому его реализуют отдельным прыжком.
Турнир:
КХЛ. Регулярный сезон
Что в фигурном катании понимают под сокращением «3S»? 3S: как расшифровывается аббревиатура? 3S (triple.
Что в фигурном катании понимают под термином «Циркуль»? Как правильно выполнить циркуль? Почему начинающим фигуристам.
Что в фигурном катании понимают под бедуинским прыжком бабочкой? Как правильно.
Что в фигурном катании значит сокращение «RFO»? Как расшифровывается аббревиатура.
Появление футбола в Белоруссии напрямую связано с российским спортсменом по фамилии Либман. В конце 1900-х он устроился по обмену на.
Спортивный интерес часто порождает азарт. Причем, многие из тех, кто делает.
Женский турнир в Боготе проводится с 1998 года. Является стартовым открытым.
Вы больше не будете путать прыжки в фигурном катании. Полный гид по самым красивым элементам Трусовой, Коляды и других
Научиться разбираться в прыжках — значит, начать смотреть фигурное катание по-настоящему. Прыжки не только составляют больше половины технической оценки и напрямую влияют на определение победителя. Прыжки служат предметом гордости спортсменов и становятся их личным брендом, когда они особенно сложные и редкие. Например, как четверной аксель у Юдзуру Ханю — у японского фигуриста пока не было ни одного чистого исполнения, но весь мир видел страшные падения с неудачных попыток и знает, что Ханю от четверного акселя не отступится.
Нейтан Чен и его шесть четверных прыжков когда-то взорвали информационное пространство на Олимпиаде в Пхенчхане. На пять четверных прыжков собиралась идти Александра Трусова на прошлом чемпионате мира, прежде чем его отменили из-за пандемии.
«Матч ТВ» подготовил для вас самый исчерпывающий гид по прыжкам в фигурном катании.
Мы разберём базовые термины, без которых невозможно научиться «читать» прыжок. Рассмотрим на примерах и ассоциациях, как отличить лутц от флипа, и объясним, почему аксель невозможно перепутать ни с каким другим прыжком.
Термины, чтобы понимать прыжки фигуристов
Заход — то, как фигурист движется, и что делает перед тем, как выполнить прыжок. Это может быть продолжительная проездка по дуге, беговой шаг, скобка или выкрюк, а может быть спираль — кораблик или бауэр.
Выезд — положение фигуриста после выполненного прыжка. По классике это просто положение «ласточки» с вытянутой свободной ногой, но теперь для повышения оценок выезды усложняют. Например, делают дополнительные несколько шагов на той же ноге, на которую приземлялись после прыжка, или встают в кораблик или другую спираль.
Группировка — положение тела фигуриста в воздухе, пока он крутится в прыжке. Обычно это положение тела, вытянутого в струнку — руки прижаты к корпусу, ноги скрещены.
Крутка — скорость выполнения оборотов прыжка в воздухе. Считается, что быстрая крутка помогает в многооборотных прыжках.
Тано — прыжок, который выполнен с одной рукой, поднятой наверх. Разновидность открытой группировки (когда не обе руки прижаты к телу)
Риппон — прыжок, который выполнен с двумя руками, поднятыми вверх. Разновидность открытой группировки.
Квад — от английского quad — четыре, любой прыжок в четыре оборота. Бывают квад-тулуп, квад-сальхов, квад-риттбергер и так далее.
Триксель — сокращение от двух слов «тройной аксель». Фактически это аксель в три с половиной оборота.
Дупель — так сами фигуристы и тренеры, а потом уже и болельщики, называют двойной аксель. Фактически — аксель в два с половиной оборота.
Недокрут — техническая особенность, когда фигурист не успевает сделать нужное целое число оборотов, вращаясь в воздухе, и как бы докручивает себя по инерции уже на льду. Конек при этом оставляет на льду след, напоминающий запятую. Недокрут считается ошибкой и наказывается в оценках.
Преротейшен — недокрут, выполненный в начальной фазе прыжка. Это вращение в прыжок, начатое еще на льду, а не в воздухе. Фактически преротейшен — «скрадывание» оборотов, упрощающее технику. Но правила в данный момент никак фигуристов за это не штрафуют, поэтому считать преротейшены за ошибку было бы неправильно.
Типы прыжков — ребро или зубец?
Теперь перейдём к самим прыжкам. Они бывают всего двух типов — реберные и зубцовые. В первом случае для выполнения прыжка фигуристу нужно придать себе вращение, не толкаясь от льда ногой. Свободная нога может совершать только маховое или скрещивающее движение. Во втором случае, чтобы оттолкнуться и взлететь в воздух, фигурист помогает себе зубцом лезвия одного из коньков.
Главное правило реберных прыжков — никаких зубцов! Главное правило зубцовых прыжков — бей зубцом лёд, чтобы оттолкнуться и взлететь!
Аксель будем рассматривать на примере Елизаветы Туктамышевой. Она одна из десятка женщин, когда-то исполнявших тройной аксель на соревнованиях, а первая удачная попытка была у Лизы еще в 12 лет. К тому же Туктамышева — одна из участниц чемпионата мира в составе сборной России.
В качестве визуального примера ловите Макара Игнатова — он довольно стабильно исполняет квадо-ритт (теперь вы знаете, что это значит) на соревнованиях.
Тулуп в этом смысле самый очевидный прыжок, потому что в нем выезд происходит на той же ноге, что и отталкивание. То есть если перед тем, как толкнуться зубцом, фигурист едет на правой ноге, а после отталкивания и оборотов выезжает на той же правой ноге — это тулуп. По-английски его еще называют «петля на зубце» — очень точное определение, кстати.
Образец четверного тулупа от Юдзуру Ханю:
У нас остались только лутц и флип. Они не просто так считаются самыми сложными среди всех прыжков, причем лутц сложнее флипа.
Если не вникать так уж сильно, можно запомнить простое правило. Когда фигурист продолжительно едет по дуге на одной ноге, прежде чем толкнуться той самой ногой, на которую он потом будет приземляться — это лутц. «Лууууутц», если хотите — настолько там протяяяяжный заход. Если же отрыву предшествует резкий поворот, а потом идет короткий и быстрый толчок зубцом — это флип. «Флип» в переводе и означает «щелчок». Если совсем упрощать, флипу вы можете успеть саккомпонировать щелчком пальцев, настолько он взрывной и быстрый. Лутц — прыжок с оттяжкой, с большим наклоном корпуса.
Видеопример — лутц Александры Трусовой:
Тройной флип Алины Загитовой:
Как не просто сделать прыжок, но и продать его судьям задорого
Сколько стоит каждый прыжок? Его ценность зависит от базовой сложности и числа оборотов. Чем сложнее и многооборотнее, тем дороже. Помимо базовой стоимости, у прыжков есть шкала надбавок и сбавок, которые могут увеличивать или уменьшать базу.
Это можно просто объяснить на примере повседневного ценообразования. Представьте, что у вас есть килограмм сырого картофеля, и вы пытаетесь его продать. На рынке за него дадут условные 100 рублей.
Хотите продать подороже? Можете его помыть и положить в пакет, и вот за него дадут уже 110 рублей. Приготовьте из картофеля пюре, и этот же килограмм будет стоить 150. А если вы вложитесь в рекламу, и ваш картофель станет известен людям как лучший в районе, получится выручить все 200.
Обратная схема тоже работает. Если у вас нет пакета, картофель грязный и не очень свежий, продать его больше чем за 50 рублей вряд ли получится.
В фигурном катании критерии, естественно, другие. Добавил сложных шагов на заходе — получи плюсик. Сделал на выезде трюк, не меняя ногу? Это сложно, молодец, держи ещё плюсик. Поднял руку вверх? Красавчик! Плюс тебе. Две руки вверх? Ну вообще чемпион.
Коснулся рукой льда на приземлении, а то и двумя руками, не докрутил обороты? Минус, минус, минус.
Эта система несколько обесценивает классические параметры любого прыжка — гармоничность группировки, пролёт, амплитуду и лёгкость. Так раньше прыгали Брайан Бойтано, Алексей Урманов, Ирина Слуцкая, Евгений Плющенко. Но правила есть правила, и уже не одно поколение юных фигуристов сразу учится прыгать по системе «все включено», украшая и усложняя элемент максимально.
В то же время прогресс стимулирует фигуристов прыгать сложные каскады, пусть пока больше на тренировках, чем массово на соревнованиях. Например, невероятный четверной тулуп — тройной аксель от Михаила Коляды:
Прыжки выше потолка сложности
Спросите, в чем проблема выявить чемпиона? Можно же просто всех победить количеством прыжков, если они так важны и так дорого стоят. Но прыгать бесконечно много в соревновательных программах нельзя. В них есть ограниченное правилами количество каскадов и одиночных прыжков, кроме того, прописаны правила, запрещающие повторы одного прыжка более двух раз в одной программе. Таким образом Международный союз конькобежцев мотивирует фигуристов работать одинаково над всеми прыжками, чтобы в заданных условиях иметь максимально сложную техническую базу.
Несмотря на ограничения правил, потолок роста есть, и он заключается именно в увеличении числа оборотов. Именно этим несколько сезонов подряд занимаются главные двигатели прогресса в фигурном катании — Нейтан Чен, Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Александра Трусова, Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и многие другие. Посмотрим, кто на этот раз окажется впереди прогресса на чемпионате мира.
Русские фигуристки исполняют почти все сложные прыжки. Что им учить дальше?
Есть устоявшаяся фраза «не дай вам бог жить в эпоху перемен», которую приписывают Конфуцию и которая вроде как должна предостерегать от всяческих революций. Фигурное катание де-факто живет в редкую эпоху перемен, и в России уж точно этому счастливы — в отличие от Норвегии, которая захотела повысить возрастной ценз для одиночников до 17 лет. В ответ на любую революцию появляется реакция.
За два года десятки российских фигуристок научились исполнять четверные и каскады с тройным акселем. В эти выходные Этери Тутберидзе не только устраивала отповеди фанатам Алины Загитовой, но и выложила в новосозданный Instagram своей «тим» четверной тулуп Алисы Двоеглазовой, в карьере которой пока лишь одна победа на турнире со звучным названием «Медаль для мамы».
Сейчас уже сложно точно подсчитать, сколько именно фигуристок исполняют четверные. С учетом тренировочных попыток их уже минимум два десятка. Но вождем революции, конечно, была Александра Трусова, которая сейчас подбирается к потолку технической сложности. Из невыученных прыжков у нее остался четверной аксель.
«СЭ» решил изучить, какие возможности для усложнения программ будут у девушек и парней в ближайшие годы при таких темпах прогресса. Возможно, некоторые каскады покажутся нереальными, но когда-то и мама Алисы Двоеглазовой не думала, что ее дочь прыгнет квадтулуп.
Каскады 4+3
Пока арсенал фигуристок ограничивается в подавляющем большинстве случаев каскадом четверной + тройной тулуп, но для выигрыша дополнительных баллов вторым прыжком выгоднее ставить риттбергер. Например, потенциальный каскад лутц + риттбергер, но в формате 4+3, будет давать уже не «тулупные» 13,7, а 16,4 балла. Проблема тут в том, что «прицепить» риттбергер вторым прыжком в принципе сложнее: момент отрыва ото льда очень короткий, а набрать скорость нужно после непростого приземления с квада.
Тем не менее и Александра Трусова, и Анна Щербакова на тренировках такой каскад делали. В «Хрустальном» Анна даже исполняла каскад 4Lz+3T+3Lo, чем приводила в шок иностранцев.
Каскады 4+3+3 или 3+3+3 — отдельная тема и, возможно, тоже будущее фигурного катания. Реальнее пока кажутся каскады 4+1+3 (с ойлером), которые мужчины уже исполняли на соревнованиях.
Нестандартные комбинации
Среди каскадов 3+3 самый необычный демонстрировал Артур Дмитриев: на нескольких турнирах он прыгал тройной лутц + тройной флип, без всяких промежуточных прыжков, пауз и перетяжек. Для исполнения флипа ему пришлось по факту приземлиться на неправильную ногу после лутца. Но на Nebelhorn Trophy 2018 года русский новатор даже получил за элемент положительную оценку по GOE. Стоимость каскада — 11,20, а при постановке в конец программы — 12,32. Это меньше, чем тройной аксель + тулуп, но при обязательности лутца и проблемами с трикселем — вариант.
Innovative and crazy — Artur Dmitriev with a triple lutz-triple flip combo in the short at #NebelhornTrophy2018!! pic.twitter.com/S2AN53NCvc
Тройной аксель обычно делают в каскаде с тройным тулупом, но риттбергер можно присоединить и к нему — это пробовал, к примеру, Петр Гуменник.
Каскады 4+4 и 3+4
Логичное продолжение гонки вооружений — каскады из двух четверных. Татьяна Тарасова допускала такое развитие событий в будущем.
— Но это еще не предел, потому что можно прыгать 4+3, а можно и 3+4, и еще нет правил, которые позволили бы поставить за такой прыжок больше, чем за первый. Но мы с Алексеем Ягудиным пробовали это. Возможно, не при нашей жизни, но в будущем будут прыгать и 4+4, — предсказывала известный тренер.
Пока никому в мире сделать два квада подряд не удалось — не хватает скорости и крутки для второго прыжка. Но Даниэлю Грасслю, например, на тренировках удавался каскад четверной риттбергер + ойлер + четверной риттбергер (стоимость 21,5 балла), хотя после ойлера он все-таки сделал шажок.
Еще одна идея из цитаты Тарасовой — каскады в обратной последовательности, 3+4. Такой элемент даже пытались делать на соревнованиях: Сема Уно на прошлогоднем командном чемпионате мира поставил в конец каскад тройной аксель + четверной тулуп, докрутил оба прыжка и даже после падения набрал 14,5 балла (а мог — 19,25). Возможно, если ISU решит поощрить фигуристов за риск и увеличить стоимость таких каскадов по сравнению с 4+3, их начнут делать на постоянной основе. Но пока чиновники ISU не кажутся рисковыми парнями, желающими готовить каскадеров.
Каскады из множества прыжков
У Евгении Медведевой на видео зафиксирован чуть менее дорогой каскад — четыре тройных тулупа плюс двойной.
Но наверняка на тренировках в «Хрустальном» и не такое бывает.
Скорее, такой формат подойдет для отдельных прыжковых турниров, чем для зарегулированных соревнований. Условно — делится каток пополам, и каждый фигурист делает дорожку из каскадов. Либо до первого падения/недокрута, либо с ограничением по времени.
Запрещенные и необычные прыжки
Возможно, секрет дальнейшего технического прогресса в фигурном катании кроется в расширении числа прыжков. Официально их семь (вместе с ойлером), на детских соревнованиях в России также встречается вальс (перекидной), и он включен в GOE с базовой оценкой 0,2. Есть разные необычные варианты исполнения акселя — аксель во вращение или с определенным элементом в полете.
Еще несколько прыжков вышли из обращения — в частности, валлей.
Вице-президент ISU Александр Лакерник в интервью «СЭ» допускал, что к прыжкам можно добавить так называемый внутренний аксель (исполняется не с левой, а с правой толчковой ноги), также прыжки можно исполнять с круткой в обратную сторону. Но непосвященный зритель разницы не заметит, поэтому смысл таких новшеств сомнителен. Разве что для показательных выступлений.
Многое из того, что запрещено в соревновательных программах, делается в шоу. Филипп Канделоро прыгал с бортика на Олимпиаде-1994 (борта использовать во время проката запрещено). А вот какие поддержки на голове и тодесы крутили итальянцы Валентина Маркеи и Ондржей Готарек в последний день Олимпиады в Пхенчхане.
Ну а главным запрещенным трюком считается сальто, которое на постоянной основе делала француженка Сурия Бонали — даже вопреки правилам в конце неудавшегося олимпийского проката. Более того, на одном из шоу она сделала каскад сальто назад + тройной сальхов.
На последних тренировках и шоу сальто часто делает Нэйтан Чен.
Пятерные
Но, судя по всему, магистральным направлением развития творческой мысли останется добавление к прыжкам числа оборотов. В России много шума наделала удачная попытка пятерного ученика ЦСКА Максима Белявского.