Что такое секвестр в экономике
Секвестр
Опубликовано 23.06.2021 · Обновлено 23.06.2021
Что такое секвестрация?
Секвестрация – это термин, принятый Конгрессом для описания резервного механизма налогово – бюджетной политики для обеспечения соблюдения бюджетной дисциплины в отношении согласованных целевых показателей сокращения дефицита, установленных в соответствии с Законом о бюджетном контроле 2011 года (BCA).
Секвестр, или «секвестр», – это процедура, с помощью которой запланированное увеличение расходов регулируется заранее установленными процентами, если Конгресс не согласен с бюджетом, который соответствует согласованным ограничениям на увеличение расходов. Эти ограничения устанавливаются BCA каждый год до определенной даты в течение срока секвестра.
Важно отметить, что, хотя секвестрацию часто называют программой «сокращения расходов», она не налагает фактического сокращения расходов, а лишь ограничивает расходы меньшим увеличением, чем предпочли бы некоторые политики, представители особых интересов и члены Конгресса.
Ключевые выводы
Понимание секвестрации
В соответствии с Законом о бюджетном контроле 2011 года (BCA) Конгресс согласовал ряд ограничений на увеличение расходов на каждый год до 2021 года. Конгресс принял BCA, чтобы помочь разрешить кризис потолка долга 2011 года.Этот закон увеличил потолок долга Соединенных Штатов и учредил комитет из 12 членов (Объединенный специальный комитет по сокращению дефицита, или «суперкомитет»), чтобы сократить дефицит на дополнительные 1,2 триллиона долларов до 1,5 триллиона долларов в течение следующего десятилетия.
Часть BCA, также известная как компромисс с потолком долга, требует секвестра, если суперкомитет не сможет достичь соглашения, что автоматически устанавливает лимиты увеличения расходов на каждый из девяти лет (финансовые годы 2013-2021).
Этот комитет не смог прийти к соглашению, и Закон об освобождении от налогов в США отодвинул сокращение бюджета до 1 марта 2013 года. Поскольку Конгресс все еще не смог прийти к соглашению, секвестрация была одобрена и вступила в силу 4 марта 2013 года2.
Снижение секвестрации
При наличии секвестра, поскольку фактические бюджетные расходы устанавливаются Конгрессом каждый последующий год, BCA дает указание Бюджетному управлению Конгресса (CBO) оценить, будут ли превышены эти лимиты в результате запланированного увеличения расходов. Если да, то Управление управления и бюджета (OMB) определяет, требует ли закон наложение секвестра и насколько будет секвестрированное сокращение запланированного увеличения расходов.
Эти процентные сокращения планируемого увеличения расходов, определяемые Управлением по бюджетным вопросам, теоретически будут применяться практически ко всем федеральным дискреционным и обязательным расходам. Однако, наряду с утверждением годовых бюджетов каждый год, Конгресс также повысил лимиты на увеличение дискреционных расходов на каждый год, чтобы приспособиться к более высокому увеличению расходов, так что федеральные дискреционные расходы никогда не подвергались секвестрации.
Освобождение от обязательных расходов
Хотя лимиты увеличения расходов «повсеместны», большинство обязательных расходов фактически освобождены от ограничений на расходы и секвестрации. Это включает в себя социальное обеспечение, программы для ветеранов, Medicaid и другие программы помощи малообеспеченным, такие как временная помощь нуждающимся семьям (TANF) и программа дополнительной продовольственной помощи (SNAP), а также чистые проценты по федеральному долгу.
В последние годы Конгресс также принял меры по расширению категорий расходов, которые не облагаются налогом.”В частности, бюджетные полномочия, которые определены в качестве чрезвычайных требований или предусмотрены для операций на случай непредвиденных обстоятельств за рубежом, таких как военные действия в Афганистане, приводят к увеличению предельных значений, как и бюджетные полномочия, предусмотренные для некоторых видов помощи при стихийных бедствиях или для обеспечения целостности определенных программ инициативы “.
На некоторые обязательные федеральные расходы на протяжении многих лет распространялись ограничения на увеличение расходов на секвестр. Для этих программ запланированное и прогнозируемое увеличение расходов сравнивается с установленными законом лимитами расходов, и если они превышают лимиты, то рассчитанные проценты сокращения применяются для ограничения увеличения расходов.
В повседневном выражении для обязательных расходов, подлежащих ограничению и секвестрации, этот процесс аналогичен соглашению семьи о том, что они увеличат свои семейные расходы на 100 долларов в следующем месяце, а затем совместно составляют планы увеличения расходов на 200 долларов в следующем месяце, а затем сокращают это увеличение на 50. %, так что в конечном итоге они фактически потратят только дополнительные 100 долларов, а затем называют это сокращением расходов.
Все налоги и сборы образуют бюджет страны. При нормальном перераспределении средств этих денег хватает на различные государственные социальные программы, пополнение запасов, повышение обороноспособности, разработку различных инноваций, управление, осуществление различных экономических преобразований. Но что делать, когда расходы государства превышают поступления в бюджет? Один из самых эффективных механизмов снижения расходной части баланса страны — это секвестирование бюджета.
Определение секвестрования
Секвестирование бюджета – это термин, пришедший к нам из западных учений об экономике. Слово произошло от латинского Sequestrum, что значит «хранение». Слово применяется в банковской, судебной сфере, к примеру, для ареста денег на счетах. Но в последнее время оно чаще всего слышится в контексте государственных экономических программ. И применяется данное понятие в контексте урезания, уменьшения каких-либо финансовых средств.
Почему урезается бюджет
Дефицит бюджетных средств можно покрывать по-разному. Прежде чем пересматривать финансирование текущих проектов, государство изыскивает возможность привлечения сторонних средств. Это могут быть «долгие» государственные займы, которые обеспечиваются имуществом самого государства, привлечение иностранных инвестиций, продажа или долгосрочная аренда государственных предприятий и прочее.
Если доступ к внешним источникам финансирования закрыт, возможен выпуск облигаций внутреннего займа, которые могут купить все желающие. Если привлеченных средств мало, пересматриваются текущие планы и программы, включаются процессы, призванные сбалансировать бюджет. Одним из них и является секвестирование бюджета. Это крайне непопулярная мера урезания расходов, но без нее государство может быть признано банкротом.
Необходимо принимать во внимание, что дефицит бюджета считается вполне допустимым, если статьи расходов превышают доходные на 5-10%. Если этот диапазон лежит в пределах 10-20%, включаются «мягкие» режимы экономии средств. И лишь при дефиците выше 20% меры экономии ужесточаются вплоть до применения непопулярных, но крайне эффективных действий по сокращению расходов.
Как производится секвестирование
Механизм секвестирования вводится в отношении бюджета, если полученных доходов явно недостаточно для реализации первостепенных задач. Профильный комитет в контролирующих органах определяет долю недостачи и на этот процент урезает все текущие программы.
В общем случае механизм секвестирования вводится в отношении нижестоящего бюджета, на который и выделяются средства. Такая линейка позволяет осуществлять администрирование расходов вертикально, сверху вниз. При этом механизм секвестирования в отношении вышестоящего бюджета не применяется. Его итогом должно стать выравнивание статей расходов и доходов для стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Сбалансированный бюджет повысит экономическую репутацию государства — а значит, сделает его более привлекательным для возможных инвесторов.
Перечень проектов, финансирование которых урезанию не подлежит, утверждается Минфином страны при согласовании с Кабинетом министров. Это могут быть расходы на оборону или на реализацию программ федерального значения.
Подведение итогов
Как можно понять, секвестрование бюджета – это достаточно эффективный способ урегулирования дефицита. Но, к сожалению, в первую очередь такая мера отражается на рядовых гражданах. Снижаются расходы на медобслуживание и образование, уменьшается количество отремонтированных дорог и возведенных объектов муниципального и государственного значения. Все запланированные программы урезаются на 5-10%, в зависимости от обнаруженного дефицита.
Снижение финансирования проводится одновременно и пропорционально. Вместе с тем, некоторые проекты секвестрованию не подлежат, к примеру, обслуживание внешнего экономического долга государства.
Секвестр
Секвестром в экономике называют сокращение расходов, обусловленное объективными причинами. Как правило, речь идёт о сокращении бюджетных расходов, то есть, пересмотре бюджета в сторону его сокращения. Говоря доступным языком, процедуру секвестирования можно сравнить с «урезанием» расходной части бюджета. Сокращение расходов в большинстве случаев затрагивает весь госбюджет. В числе причин, которые могут привести к необходимости принимать подобные меры – всевозможные непредвиденные обстоятельства и форс-мажоры, а также ошибки, допущенные при расчёте и составлении бюджетного плана.
Секвестр бюджета – это
сокращение расходной части бюджетного плана. Такая мера является вынужденной и принимается в том случае, если возникшие в государстве непредвиденные финансовые трудности не позволяют следовать уже принятому и утверждённому бюджету. В экономических науках существуют и другие формулировки. Так, можно сказать, что секвестр бюджета – это пропорциональное уменьшение всех расходный статей на определённое значение, применяемое государством для искусственного снижения бюджетодефицита. В свою очередь, дефицит возникает в таких случаях, когда расходная часть превышает доходную.
Секвестр расходов
Как уже было сказано, снижение или секвестр расходов предполагает пропорциональное сокращение расходных статей госбюджета за исключением так называемых защищённых статей, которые, согласно законодательству, не подлежат пересмотру и не могут изменяться в сторону уменьшения. Такая необходимость может быть вызвана экономическим кризисом, недостаточной эффективностью финансовой системы, ростом коррупции в госсекторе или различными чрезвычайными (форс-мажорными) обстоятельствами – стихийными бедствиями, масштабными катастрофами, войнами, политическими кризисами.
Секвестр (хранение)
Термин также имеет другие значения. В юриспруденции секвестром называют добровольную или принудительную передачу имущества доверенному управляющему (хранителю). В свою очередь хранитель сберегает такое имущество до того момента, пока будет разрешён спор о том, кому оно принадлежит. Секвестр (хранение) может быть договорным или судебным (в том случае, если спорное имущество передаётся на сохранение третьему лицу по решению судебных органов, а не по договорённости участников). При этом стороны заключают между собой договор, детально оговаривающий все условия, на которых передаётся на хранение спорная вещь.
Договор секвестра
Договором хранения спорной вещи называют документ, на основании которого две или более сторон передают в распоряжение третьего лица движимое или недвижимое имущество до момента установления законного права на него. Договор секвестра обязывает посредника, принимающего вещь на временное хранение, после разрешения спора возвратить её владельцу – то есть, стороне, которой имущество будет присуждено по решению суда или по соглашению спорящих сторон. Все положения, касающиеся договоров хранения, их участников и имущественных объектов, регулируются 926-й статьёй ГК РФ и ст. 86 федерального закона №229-ФЗ.
Секвестр не для всех: кому выгодно урезание расходов бюджета
Казалось бы, новость о том, что Минфин предложил провести оптимизацию расходов федерального бюджета в виде сокращения расходов более чем по 50 так называемым незащищенным статьям бюджета, не должна удивлять. Все-таки все видят, что происходит: экономика сильно просела, цены на нефть ощутимо снизились, объем сырьевого экспорта упал. Удивительно ли при всем этом задуматься о срезании бюджетных расходов, когда доходы упали?
Тем не менее эта новость, первоисточником которой стала опубликованная Минфином Методика расчета предельных базовых бюджетных ассигнований на 2021-2023 годы, если и не вызывает удивления, то по крайней мере обращает на себя внимание. Дело в том, что подобное решение говорит об очень важных особенностях бюджетной политики на ближайшую трехлетку.
Итак, в чем будет заключаться оптимизация расходов? Отметим в скобках, что «оптимизация» по-минфиновски — это всегда сокращение. Вы когда-нибудь слышали, что бы говорили об оптимизации, подразумевая не снижение, а увеличение ассигнований? Уверен, что нет. Но давайте называть вещи своими именами: будет секвестр, то есть урезание бюджетных расходов.
Как собираются секвестрировать? Отказаться от индексации зарплат чиновникам, перенести реформу оплаты федеральных госслужащих, сократить на 5% финансирование Государственной программы вооружений и пр. Минфин надеется, что за счет всех этих урезаний удастся сократить расходную часть бюджетов на 856,4 млрд рублей в 2021 году, на 846,7 млрд рублей в 2022 году и на 833,2 млрд рублей в 2023 году. Если же учесть еще и планируемый ежегодно перенос части бюджетных расходов, то суммарное сокращение расходной части бюджетов будет еще более значительным. К примеру, в 2021 году оно должно составить 1,428 трлн рублей.
Ожидать сегодня подобных предложений от Минфина, безусловно, следовало, так как дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года оценивается им в величину около 5% ВВП. Понятно, что вступать с таким же, или даже меньшим уровнем бюджетного дефицита в следующую бюджетную трехлетку, не корректируя запланированные ранее бюджетные обязательства, было трудно. И тем не менее вопрос есть: надо ли было так резать расходную часть бюджета? И если против урезания каких-то статей расходов трудно возражать (например, против отказа от индексации зарплат чиновников), то есть ведь и достаточное количество расходный статей, уменьшение которых вряд ли благотворно скажется на экономике. К примеру, есть план отказаться от выплаты дотаций региональным бюджетам за выполнение главами регионов установленных для них KPI. Цена вопроса — 150 млрд рублей в 2021–2022 годах. А ведь эти деньги очень сильно пригодились бы региональным экономикам.
Да и со снижением на 5% расходов федерального бюджета по Государственной программе вооружений тоже не все так просто. Мы же не можем при оценке данного предложения руководствоваться только чистым популизмом — не тратим денег на вооружение, значит все очень хорошо. За этими деньгами, не будем об этом забывать, стоят вполне определенные предприятия с трудовыми коллективами, которые производят современную продукцию, конкурентоспособную, как известно, и на мировом рынке.
В такой ситуации встает естественный вопрос: а стоило ли так раздувать эту самую оборонку? Известно ведь, сколь значительно у нас росли расходы на нее в недавнем прошлом. Увы, у нас об этом не думают. Не думают, что случаются кризисы, даже и такие необычные, как нынешний коронавирусный. И тогда приходится резать, что называется, по-живому.
Так надо или не надо резать расходы?
Начнем с того, что в кризис значительное урезание расходов, даже по самым что ни на есть подходящим для этого статьям, плохо сказывается на экономике. Кто, если не государство, сможет поддержать экономику деньгами? Бизнес поиздержался, а у кого и есть деньги, в условиях высокой неопределенной экономической ситуации тоже инвестировать не будут. Вот здесь-то и должно государство бюджетными деньгами поддержать экономику. Отсюда, разумеется, и все эти программы денежного стимулирования (количественного смягчения) в кризис, которые стали популярными в развитых странах начиная с мирового экономического кризиса 2008-2009 годов.
Но мы сейчас не говорим о подобного рода программах для российской экономики, речь именно о бюджетных расходах, и их, конечно, резать в кризис крайне нежелательно.
Разумеется, может возникнуть ситуация, когда без этого совершенно нельзя обойтись. Но такая ли ситуация сейчас? По-моему, нет, далеко не такая.
Дефицитный бюджет? Можно увеличить госдолг, занимая деньги для выполнения ранее взятых бюджетных обязательств. Пусть будут уже не недавние 14% (госдолг к ВВП), а 20%, но все равно это будет очень приличный, по нынешним меркам, показатель. Еще вариант — расходовать Фонд национального благосостояния (ФНБ). Почему мы этого не хотим делать, чтобы не урезать бюджетные расходы? Да-да, именно не хотим. Судите сами: на 1 апреля 2020 года в ФНБ было 12,9 трлн рублей, а на 1 июля 2020 года там оставалось совсем немногим меньше — 12,1 трлн рублей. А ведь еще в апреле 2020 года министр финансов Антон Силуанов заявлял, что в ФНБ к концу года останется 7 трлн рублей, то есть фонд должен был достаточно активно расходоваться. Очевидно, власти решили всеми правдами и неправдами экономить средства ФНБ.
То есть получается, что сегодня отдано предпочтение урезанию бюджетных расходов, в то время как без этого еще вполне можно было бы обойтись. Чревато это тем, что быстрого восстановления экономики после кризиса не будет.
Допускаю, что ФНБ сохраняют не просто так, а потому, что после того, как он в начале года превысил планку 7% от ВВП, расходовать его на крупные проекты стало проще. И тут происходит коронавирусный кризис. Некоторое время власти были в замешательстве. У них, образно говоря, уже выстроилась очередь за средствами ФНБ, а тут так некстати этот кризис. Сначала, похоже, решили, что без средств ФНБ не обойтись, а проекты могут и подождать. Однако потом, по всей видимости, оценка перспектив изменилась и решили, что лучше уж резать бюджетные расходы, но ФНБ пока сохранить с прицелом расходования его средств на определенные проекты.
Так что для кого-то предстоящий период может быть даже очень хорошим. Однако в целом экономика от предстоящего секвестра расходов пострадает. Между тем, мы вполне пока еще могли обойтись без него.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Значение слова «секвестр»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Запрет или ограничение, устанавливаемые органами государственной власти на использование или распоряжение каким-либо имуществом.
Передача делимого имущества третьему лицу (управляющему или хранителю) в целях последующей передачи выигравшему судебный процесс лицу. Различают добровольный, по волеизъявлению сторон процесса, и принудительный, по решению суда, секвестр.
Секвестр (медицина) — омертвевший участок ткани, отделяющийся от здоровой. Секвестры удаляются самостоятельно, либо извлекаются при оперативном вмешательстве (секвестротомия).
Секвестр (экономика) — сокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего государственного бюджета. Обусловливается разными причинами: просчётами при составлении бюджета, возникновением форс-мажорных обстоятельств и др.
СЕКВЕ’СТР, а, м. [латин.sequestrum]. 1. Временная конфискация, ограничение пользования каким-н. имуществом в государственных интересах (право, офиц.). 2. Омертвевший участок какого-н. органа, напр. кости (мед.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
секве́стр
1. экон. запрещение или ограничение на пользование каким-либо имуществом, налагаемое органами государственной власти
2. экон. сокращение государственных расходов
3. мед. участок омертвевшей ткани, отделившейся от здоровой
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова позёмка (существительное):