Что такое семантическая структура

семантическая структура слова

Смотреть что такое «семантическая структура слова» в других словарях:

семантическая структура слова — т.е. те его морфологические свойства, которые символизируют связь данного звучания с данными стилистическими коннотациями … Толковый переводоведческий словарь

смысловая (семантическая) структура слова — Совокупность лексических значений слов, рассмотренная с точки зрения их связей и производности. Выделяются следующие типы лексических значений (ЛЗ): 1) основное ЛЗ; 2) производное ЛЗ; 3) прямое ЛЗ; 4) переносное лексическое значение … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

структура слова семантическая — Совокупность лексико семантических вариантов многозначного слова … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

структура слова семантическая — Совокупность лексико семантических вариантов многозначного слова … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ — ’СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ’ (‘The Structure of Scientific Revolutions’, 1962) основная работа Куна, ставшая значительной вехой в оформлении постпозитивистской философии науки. ‘С.Н.Р.’ впервые была опубликована Чикагским университетом (США),… … История Философии: Энциклопедия

Семантическая роль — имени при предикате в языкознании: часть семантики предиката, отражающая общие свойства аргумента предиката участника называемой предикатом ситуации[1]. Описание в терминах семантических ролей отражает сходства моделей управления… … Википедия

структура однородных членов — Взаимосвязь частей блока однородных членов по смыслу и грамматическим средствам. Грамматические значения блока выражаются: 1) интонацией в устной речи; 2) сочинительными союзами; 3) некоторыми лексико грамматическими средствами. А именно: 1)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

структура однородных членов — Взаимосвязь частей блока однородных членов по смыслу и грамматическим средствам. Грамматические значения блока выражаются: 1) интонацией в устной речи; 2) сочинительными союзами; 3) некоторыми лексико грамматическими средствами. А… … Синтаксис: Словарь-справочник

Лексическое значение слова — Лексическое значение слова содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нём представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т. д. Л. з. с. продукт мыслительной деятельности человека, оно связано с редукцией информации… … Лингвистический энциклопедический словарь

Источник

Семантическая структура слова

В любом языке каждое слово выражает определенное лексическое значение или совокупность нескольких значений.

Во многих языках большинство слов имеет не менее двух значений. Слова, выражающие два и более лексических значения, называются многозначными (или полисемичными, полисемантичными). Наличие у слова не менее двух значений называется, соответственно, многозначностью (или полисемией). (Например, вода, море,дом, зеленый)

Слова, выражающие не более одного лексического значения, называются однозначными (или моносемичными, моносемантичными). Наличие у слова только одного значения называется, соответственно, однозначностью (или моносемией). (Например, велосипедист, трактор, совхоз).

Подобно тому как многие слова состоят из материально выраженных частей, морфем, отдельно взятое лексическое значение слова может состоять из разных элементов, сегментов. Элементарная, мельчайшая, предельная, т. е. неделимая далее, составная часть лексического значения слова называется семой. При этом каждое значение имеет несколько семантических признаков (сем). Совокупность сем того или иного лексического значения называется семемой.

Кроме концептуального ядра, в наборе лексических значений многих слов выделяются различные дополнительные, периферийные значения (или созначения), называемые коннотативными значениями [или коннотациями ]. В лингвистической литературе коннотативные значения объясняются весьма неоднозначно. Чаще всего под коннотативным значением понимается «дополнительное содержание слова (или выражения), его сопутствующие семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на его основное значение, служат для выражения разного рода экспрессивно эмоционально оценочных обертонов» или «эмоциональные, экспрессивные, стилистические добавки к основному значению, придающие слову особую окраску».

Разные семантические элементы слова, или лексемы (как отдельные лексические значения многозначного слова, или семемы, так и компоненты отдельно взятого значения, или семы), связаны друг с другом определенными отношениями. Это позволяет говорить о семантической (или смысловой) структуре слова. Семантическая структура слова (как многозначного, так и однозначного) — это взаимоотношения между разными семантическими элементами (семемами и семами) данного слова как сложного целого.

Семантическая структура слова «образуется семантическими компонентами (значениями, лексико-семантическими вариантами) разных видов.

При определении семантической структуры слова принимается во внимание также наличие у лексического значения (семемы) составляющих его частей (сем), которые связаны друг с другом определенными отношениями. Разные семы одной семемы объединяет уже то, что все они связаны с обозначением одного и того же предмета или явления и, таким образом, представляют собой своеобразное структурное целое. В то же время они различаются между собой по разным признакам, на основании чего осуществляется их классификация (ср. архисемы и дифференциальные семы той или иной семемы, семы денотативные и коннотативные и т. д.).

На этом основании можно говорить о структуре лексического значения слова, которая складывается из семантических компонентов каждого значения. Любой лексико-семантический вариант является иерархически организованной совокупностью сем — структурой, в которой выделяются интегрирующее родовое значение (архисема), дифференцирующее видовое (дифференциальная сема), а также потенциальные семы, отражающие побочные свойства предмета, реально существующие или приписываемые ему коллективом.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 409 ; Нарушение авторских прав

Источник

Что такое семантическая структура

Слово — основной элемент и одновременно — знак языка. Оно обозначает предметы, выделяет их признаки, обозначает действия, отношения между предметами, т. е. кодирует наш опыт. Эту основную роль позволяет выполнять его семантическая (смысловая) структура, включающая значение и смысл слова.

В современной психологии значение слова определяется как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека (142, 155, 156 и др.).

Значение слова — это категория, объективно сформировавшаяся в процессе исторического развития общества. По определению А. Н. Леонтьева, значение слова «есть то, что открывается в предмете или явлении объективно — в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение отражается, фиксируется в языке и приобретает благодаря этому устойчивость» (142, с. 387).

Семантическая структура слова сложна. Так, его основной компонент — значение слова — включает два аспекта, два «уровня», которые тесно связаны с функциями слова. Еще Л. С. Выготский обращал внимание на то, что слово всегда указывает на предмет (действие, качество), замещает его или «служит его представлением» (50). Эта функция значения слова по предложению Л. С. Выготского получила название «предметная отнесенность слова». Другой функцией слова является объективное и обобщенное отражение обозначаемого объекта или «собственно значение слова», по Л. С. Выготскому. В свою очередь, собственно значение слова также представляет собой многомерное, «полиморфное» явление, включающее три взаимосвязанные составляющие; соответственно им слово как знак языка выполняет три основные семантические функции.

Источник

Семантическая структура слова. Используемая терминология

Голубева Евгения Владимировна
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, РФ г. Элиста

Аннотация: В данной статье анализируются термины и их содержание, связанные с семантической структурой слова, актуализируется лингвистическая трактовка определенного круга понятий, употребляющихся в отношении омонимии в языке.
Ключевые слова: термины, омонимия, лексический состав языка

Semantic structure of a word. Terminology in use

Golubeva Evgenia Vladimirovna
Kalmyk state university named after B.B. Gorodovikova, RF, Elista

Abstract: The present article analyses the terms and their content related to the semantic structure of a word, analyses linguistic interpretation of specific group of concepts used in homonymy in language.
Keywords: terms, homonymy, lexical structure of language

Слово в языке вообще (вне национальных форм языка) – это единица, которая выполняет номинативную функцию, т.е. любое слово называет что-то, что формирует понятие «обозначаемое».

Обозначаемое – это существующее понятие (в лингвистике – это то, о чем говорит коммуникант), с которым связано обозначающее. Отношения, существующие между обозначаемым и обозначающим, произвольны и необъяснимы, но присущи любому знаку. Знак в лингвистике – это основное понятие семиотики, наблюдаемый предмет, отсылающий к чему-либо другому, недоступному непосредственному наблюдению.

Слова любого языка имеют одно, два или более значений, связанных между собой определенными связями. Несмотря на многозначность, слово представляет собой семантическое единство (совокупность значений слова), которое называется семантической структурой слова. В момент возникновения слово всегда однозначно. Причинами, появляющимися в процессе употребления слова в переносном значении, считаются тождественность явлений или их смежность, поэтому все значения многозначного слова более или менее связаны между собой.

Слова систематизируют человеческий опыт, обозначают лиц, предметы, признаки, действия, состояния, процессы и т.д.

Значение слова формируется в процессе функционирования языкового знака. По определению А.Н. Леонтьева, значение слова «есть то, что открывается в предмете или явлении объективно – в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение отражается, фиксируется в языке и приобретает благодаря этому устойчивость» [Леонтьев 2003: 387].

Значение слова подвижно, это величина, которая может расширяться за счет внутренних или внешних ресурсов языка. В том случае, когда несколько значений слова формируют семантическую структуру слова, возникает полисемия. Полисемия – это многозначность (эти два термина используются как взаимозаменяемые), наличие у слова (единицы языка) двух или более взаимосвязанных и исторически обусловленных значений. В современном языкознании выделяют грамматическую и лексическую полисемии.

С понятиями полисемии связано определение термина сема. Семы (минимальная, предельная, далее не членимая составная часть лексического значения (семемы). Например: слова хороший-нехороший различаются семой отрицания.

Сема – термин, обозначающий минимальную единицу языкового плана содержания (элементарное лексическое или грамматическое значение). Семема – это совокупность сем, включающая дифференцирующие признаки сем. В лингвистике существует соотносимая, а иногда и взаимозаменяющая единица, связанная с термином семема, единица, которая называется семантема (структурная единица семантики слова, обозначающая определенное понятие).

Язык – постоянно развивающаяся и изменяющаяся система, которая допускает качественные и количественные трансформации на всех своих уровнях, включая и лексику. Значительное расхождение в вариантах значения одного слова позволяет разделить его на омонимические формы. Омонимия – это существующие связи между одинаковыми по форме лексемами. Полное отсутствие каких-либо совпадающих элементов в семантической структуре слова – вот главный признак, характеризующий явление омонимии.

Одно из самых ранних определений омонимов принадлежит Ш. Балли, который называет омонимами «два знака, имеющие тождественные означающие и различные означаемые». В школьной грамматике общепринятым является следующее определение термина: омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему значению.

В зависимости от принадлежности каждого из омонимов к какой-либо части речи дифференцируют омонимы лексические, грамматические и лексико-грамматические. Лексические омонимы имеют тождественную грамматическую форму, но различаются по лексическому наполнению. Грамматические омонимы принадлежат к разным частям речи, но обнаруживают смысловую общность. Лексико-грамматические омонимы совпадают по форме, но имеют расхождения и в смысловом наполнении и в грамматической отнесенности.

В данной работе принимается дифференциация определений: полные омонимы – это слова одной части речи, совпадающие по звучанию и написанию во всех своих формах, например: русск. ключ «металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка»; ключ «естественный выход подземных вод на поверхность земли; источник, родник». Неполные омонимы (частичные) – это слова одной части речи, совпадающие по звучанию и написанию не во всех формах, например: русск. рот «полость между верхней и нижней челюстями, снаружи закрытая губами»; рот (родительные падеж множественного числа от слова рота) «воинское подразделение, входящее обычно в состав батальона». С понятием неполные омонимы в грамматике русского языка связан термин омоформа, который характеризует стилистический аспект омонимии.

Омоформа – это совпадение звучания и написания одной или нескольких форм слов, например: дорогой – именительный падеж прилагательного мужского рода и дорогой – родительный, дательный падежи прилагательного женского рода.

Со стилистическим оформлением текста связаны термины омофоны и омографы, использующиеся для создания художественной выразительности в разговорной речи, в шутках и каламбурах. Омофоны – это слова одинаково звучащие, но разные по написанию, например: русск. гриб – грипп; кот – код; бог – бок и т.д. Омографы – это слова одинаковые по написанию, но разные по произношению, отличающиеся постановкой ударения, например: русск. разрЕзать – разрезАть; стрЕлки – стрелкИ; Ирис – ирИс и т.д.

Характерные особенности омонимов, как проявления асимметрии языкового знака, наиболее ярко проявляются при объединении соответствующих лексем в группы, т.е. несколько омонимов образуют омонимические ряды. Омонимический ряд – это многокомпонентная группа слов, связанных между собой отношениями омонимии.

По количеству компонентов в омонимическом ряду выделяются омопара и омогруппа. Омопара – это омонимический ряд, состоящий из двух компонентов. Опогруппа – это омонимический ряд, состоящий из трех и более компонентов.

По морфологической отнесенности выделяются омонемы. Омонемы – это омонимический ряд, компонентами которого являются имена существительные. В этом направлении отсутствуют научно обоснованные термины для обозначения глагольных омонимов и омонимов-прилагательных. Омонимические ряды, компоненты которых обозначают признак, называются адъективными омонимами.

Таким образом, обзор терминов, имеющих отношение к разрабатываемой в научно-исследовательском проекте РГНФ проблематике, показал, что в современной лингвистике отсутствуют единые общепризнанные и общепринятые обозначения ряда понятий. Это, во-первых, свидетельствует о сложности теоретического обоснования семантической структуры слова и языковой омонимии, а также о многомерности терминов. Во-вторых, отсутствие единства мнений ученых-лингвистов, возможно, говорит о недостаточном понимании некоторых аспектов, поэтому требует дальнейшего поиска и исключения вариативности.

В научно-исследовательской работе над созданием словаря омонимов с использованием материалов русского, калмыцкого, английского языков (проект РГНФ № 16-04-00304), над которым работает коллектив исполнителей на базе Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, вызывает большие трудности определение круга используемых терминов по омонимии и полисемии указанных языков. Адекватного перевода терминов на калмыцкий язык просто не существует, поэтому это становится актуальной задачей, требующей теоретического обоснования и подходящего решения. Это объяснимо с точки зрения разработанности этой проблематики в калмыковедении. В калмыцком языкознании на современном этапе отсутствует словарь омонимов, и это является существенным пробелом в структурном описании языковой системы в целом.

1. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. М.: Гнозис, 2005. 326 с.
2. Евсеева И.В., Лузгина Т.А., Славкина И.А., Степанова Ф.В. Современный русский язык: Курс лекций / И.В.Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова; Под ред. И.А. Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. Красноярск, 2007. 642 с.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. М., 2003.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.
5. Селиверстова О.Н. Труды по семантике. М.: Языки славянской культуры, 2004. 960 с.

Источник

Семантическая структура слова как знака языка

Что такое семантическая структура. Смотреть фото Что такое семантическая структура. Смотреть картинку Что такое семантическая структура. Картинка про Что такое семантическая структура. Фото Что такое семантическая структура Что такое семантическая структура. Смотреть фото Что такое семантическая структура. Смотреть картинку Что такое семантическая структура. Картинка про Что такое семантическая структура. Фото Что такое семантическая структура Что такое семантическая структура. Смотреть фото Что такое семантическая структура. Смотреть картинку Что такое семантическая структура. Картинка про Что такое семантическая структура. Фото Что такое семантическая структура Что такое семантическая структура. Смотреть фото Что такое семантическая структура. Смотреть картинку Что такое семантическая структура. Картинка про Что такое семантическая структура. Фото Что такое семантическая структура

Что такое семантическая структура. Смотреть фото Что такое семантическая структура. Смотреть картинку Что такое семантическая структура. Картинка про Что такое семантическая структура. Фото Что такое семантическая структура

Что такое семантическая структура. Смотреть фото Что такое семантическая структура. Смотреть картинку Что такое семантическая структура. Картинка про Что такое семантическая структура. Фото Что такое семантическая структура

Лексе́ма — слово как самостоятельная единица языка, рассматриваемая во всей совокупности своих форм и значений. В одну лексему объединяются разные парадигматические формы (словоформы) одного слова (например, «словарь, словарём, словарю» и т. п.).

Семе́ма, или семанте́ма (от греч. semáino — «обозначаю»; термин образован по аналогии с терминами фонема, морфема) — единица плана содержания языка, соотносимая с морфемой (минимальной единицей плана выражения) как совокупность компонентов её содержания (сем). Тем самым семема является минимальной единицей системы содержания, соотносимой с элементом системы выражения. Иногда в обобщённом понятии семемы вычленяются два в зависимости от характера выражаемого в морфеме значения:

1. лексема (совокупность лексических значений);

2. граммема (совокупность грамматических значений).

Се́ма — дифференциальный семантический признак, компонент значения, который выявляется при сопоставлении значений разных слов. Элементарная мельчайшая предельная составляющая часть л.з. слова или его семемы. Например: слова хороший — нехороший различаются семой отрицания.

Слово – основной элемент и одновременно знак языка. Оно обозначает предметы, выделяет их признаки, обозначает действия, отношения между предметами, т. е. кодирует наш опыт.

Эту основную роль позволяет выполнять его семантическая (смысловая) структура, включающая значение и смысл слова.

Основополагающая роль в исследовании особенностей семантического аспекта слова принадлежит Л.С. Выготскому и другим отечественным психологам: А.Н. Леонтьеву, А.Р. Лурии, О.С. Виноградовой, А.А. Леонтьеву и др. (136, 147–149).

В современной психологии значение слова определяется как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека (136, 148, 149 и др.).

Значение слова — это категория, объективно сформировавшаяся в процессе исторического развития общества. По определению А.Н. Леонтьева, значение слова «есть то, что открывается в предмете или явлении объективно — в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение отражается, фиксируется в языке и приобретает благодаря этому устойчивость» (136, с. 387).

Семантическая структура слова сложна. Так, его основной компонент – значение слова – включает два аспекта, два «уровня», которые тесно связаны с функциями слова. Еще Л.С. Выготский обращал внимание на то, что слово всегда указывает на предмет (действие, качество), замещает его или «служит его представлением» (45). Эта функция значения слова по предложению Л. С. Выготского получила название «предметная отнесенность слова». Другой функцией слова является объективное и обобщенное отражение обозначаемого объекта или «собственно значение слова», по Л.С. Выготскому.

В свою очередь, собственно значение слова также представляет собой многомерное, «полиморфное» явление, включающее три взаимосвязанные составляющие; соответственно им слово как знак языка выполняет три основные семантические функции.

Во-вторых, слово на основе обобщения основных признаков, свойств предмета относит его к той или иной предметной категории. Каждое слово как бы обобщает вещи, их признаки (или действия), относит их к определенной категории. Например, «книга» – это любая книга (художественная, научная, детская); «часы» – любые часы (наручные, будильник, часы с боем и т. д.).

Что такое семантическая структура. Смотреть фото Что такое семантическая структура. Смотреть картинку Что такое семантическая структура. Картинка про Что такое семантическая структура. Фото Что такое семантическая структура

Таким образом, даже слово с «конкретным значением» всегда обозначает и отображает не только данный конкретный объект, но и одновременно целую категорию предметов. Эта составляющая значения слова может быть определена как его категориальное значение.

Исходя из сказанного следует, что слово не только указывает на предмет, но и «проделывает» сложнейший анализ этого предмета (признака, действия), анализ, сформированный в кодах языка в процессе общественно-исторической практики (45, 148).

Наконец, в-третьих, как указывает А.Р. Лурия (148), слово «вводит» обозначаемый предмет (действие, качество) в определенную систему смысловых связей и отношений. Например, слово «ученик» неизбежно вызывает в сознании человека такие смысловые связи (понятия), как «школа», «учителя», «уроки», «школьные принадлежности», а иногда соотносится и с более отвлеченной системой категорий, таких как «процесс обучения», «методы обучения и воспитания» и др. С этой функцией слова как знака языка, которую правомерно определять как понятийное значение слова, неразрывно связано такое уникальное явление семантической стороны речи, как «семантическое поле» слова. Его образует сложная многомерная система смысловых связей данного слова с другими лексическими единицами языка (словами, словосочетаниями); само же «семантическое поле» слова включает все слова и словосочетания, которые могут быть связаны с данным словом различными видами смысловых связей (смысловые связи родственных однокоренных слов, ассоциативные связи, смысловые связи в рамках межпредметных отношений – связь «по ситуации», «по функциональному назначению», «по принадлежности» (атрибутивные связи) и др.

Образное и в то же время очень точное понятие «семантическое поле», имеющее важнейшее гносеологическое и методологическое значение для психологии речи и психолингвистики, было введено в науку А.Р. Лурией и О.С. Виноградовой (149, 38). Семантическое поле является объективно существующей стороной, свойством «семантики» слова, определяющей основные его характеристики, как знака языка. «Семантическое поле» слова реально и в большинстве случаев объективно отображает ту систему связей и отношений, которая существует у обозначаемого словом объекта (предмета, явления, события и др.) с другими предметами, явлениями или событиями окружающей действительности. Феномен «семантического поля» состоит в том, что его многомерное и многоаспектное предметное содержание заключено как бы в одном слове, и вместе с тем оно охватывает целый, весьма объемный «пласт языка». Именно «семантическое поле» обеспечивает оптимальный вариант использования в речевой деятельности лексической подсистемы языка и речевого умения, так как одновременно с актом актуализации слова (извлечения из памяти или узнавания услышанного слова) актуализируется и вся система смысловых связей, «закрепленных» за данным словом (или ее значительная часть). Это определяет огромные «функциональные» возможности слова как знака языка в речемыслительной деятельности человека, т. к. слово выступает здесь в качестве универсальной «семантической матрицы», значительно расширяя возможности интеллектуального оперирования с вербальными знаками.

Наряду с объективными свойствами «семантическое поле» имеет субъективный характер, поскольку его структура и «наполнение» во многом определяются индивидуальной речевой практикой каждого человека, а более широко – всем его жизненным, познавательным опытом. Исходя из этого, формирование семантического поля каждого слова представляет собой достаточно длительный по времени, «непрерывный» процесс, неразрывно связанный с познавательной деятельностью человека. Ведущую роль в формировании и развитии «семантических полей» слов играет целенаправленное педагогическое воздействие в рамках соответствующим образом организованной «речевой», в первую очередь «словарной работы». Словарная работа, специально направленная на формирование «семантического поля» каждого вновь усваиваемого ребенком слова, имеет особое значение в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи. Как показали специальные экспериментальные исследования, формирование этой стороны лексического строя речи у детей с речевой патологией протекает замедленно, а нередко и дефектно (39, 133, 236, 242 и др.).

Современная психология рассматривает слово как знак, основной функцией которого является объективное и обобщенное отражение предметов и явлений окружающей действительности. Из сказанного выше очевидно, что обобщение (словом = знаком) возможно лишь при наличии у него значения. Благодаря этой способности слова обобщать и становится возможным общение людей в процессе коммуникации, т. к. всякое общение требует, чтобы знак – слово не только указывал на определенный предмет, но и обобщал сведения об этом предмете, обобщал наглядную ситуацию; именно благодаря этому становится возможной передача какой-либо мысли и обеспечивается ее адекватное понимание (95, 243). Таким образом, значение слова, по определению Л.С. Выготского, отражает «единство общения и обобщения» (45).

В процессе формирования речи ребенка слово становится «основой обобщения (а тем самым и орудием мышления) и средством общения — орудием речевой коммуникации» (148, с. 57). При этом в ходе онтогенеза происходит процесс освобождения слова от симпрактического контекста (т. е. обусловленности значения слова ситуацией, практической деятельностью ребенка, его практическим опытом) и «превращение слова в элемент самостоятельных кодов, обеспечивающих общение ребенка с окружающими, общение, не зависящее от данной ситуации, данной деятельности» (42, с. 36).

Значение слова как основной компонент внутренней содержательной стороны этого универсального знака языка нельзя рассматривать в отрыве от его внешнего «материального носителя». Внешним аппаратом или материальным носителем значения является звуко-слоговая структура слов, т. е. слово как устойчивый звукокомплекс (84, 123). «Значение слова нельзя оторвать от его звуковой стороны, звуки являются материальными носителями нематериального значения слова» (136, с. 129). Как указывал А.А. Потебня, «всякое слово как звуковой знак значения основано на сочетании звука и значения» (176, с. 203).

В лингвистике в качестве материального носителя значения слова рассматривается также его морфемная структура – с ее корнями, суффиксами, флексиями, благодаря которым и обозначается категориальность предметов, обозначаемых словом (59, 231, 236 и др.).

Помимо материального, у значения слова есть и идеальный носитель, который в психолингвистике определяется в качестве основного. Идеальным носителем значения слова выступаетчувственный (по преимуществу – наглядный) образ. Таковым является в сознании человека образ-представление объекта окружающей действительности (предмета, явления и др.), обозначаемого словом. Поэтому овладение значением слова во многом зависит от «качества» имеющегося у человека образа-представления предмета. Многие известные педагоги и психологи XIX и XX веков особо подчеркивали важное значение формирования четких, дифференцированных образов-представлений предметов при проведении речевой, словарной работы (23, 68 и др.). Хочется обратить внимание логопедов-практиков на тот факт, что в практической логопедии в трудах ведущих отечественных методистов (Т.Е. Филичева, 2001; С.А. Миронова, 1991; Л.Ф. Спирова, 1980 и др.) уже достаточно давно пропагандируется методический прием активного и широкого включения предмета, обозначаемого вновь усваиваемым ребенком словом, в различные виды предметно– практической деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование и др.), рекомендуются разнообразные варианты «обыгрывания» предмета на учебных и внеучебных занятиях. Практическим выходом из реализации этого варианта организации педагогической работы с детьми является формирование «устойчивых», полноценных образов-представлений тех предметов, которые обозначаются словами «новой» для ребенка лексики.

Что касается материального носителя, то у взрослого человека он «как бы стушевывается» и почти не осознается, а на первом плане всегда оказывается содержание слова, носителем которого является чувственный образ (А.Р. Лурия, И. А. Зимняя). Материальный носитель слова начинает осознаваться, когда слово становится предметом осознанного действия и анализа (например, ребенком – в начале школьного обучения, взрослым – при обучении иностранному языку). С учетом того, что именно материальный носитель значения слова является внешней, материальной оболочкой слова как знака языка и выступает как единственное средство передачи значения в процессе речевой коммуникации, чрезвычайно важное значение имеет правильное воспроизведение (продуцирование) внешней звуко-слоговой структуры слова. В этой связи еще раз хочется подчеркнуть, что основное предназначение логопедической работы по коррекции произношения у детей с нарушениями речи состоит не только в психологическом аспекте достижения «уровня соответствия» фонетическим нормам родного языка (важно научить ребенка правильно говорить, правильно произносить все звуки, чтобы он не отличался от других, нормально говорящих детей). Основное предназначение формирования правильного произношения заключается в обеспечении возможности полноценной речевой коммуникации, полноценного социального общения ребенка, подростка с окружающими людьми на основе «беспроблемной», полноценной передачи информации (залогом чего является адекватное воспроизведение в речи материального носителя нематериального значения слов).

Слово, взятое в отдельности (вне соответствующего языкового контекста, но в «контексте» той или иной предметно-событийной ситуации) имеет не более одного значения, но потенциально в нем содержится много значений. Последние реализуются и уточняются в живой речи человека. Реальное употребление слова поэтому всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив, «с выделением одних и торможением других связей» (146, с. 58). Особенно отчетливо это видно на примере многозначных слов, например, таких, как «ключ», «ручка», «коса» и т. п. (13, 148). «Реальное значение слова неконстантно, – указывал Л. С. Выготский. – В одной операции слово выступает с одним значением, в другой оно приобретает другое значение» (43, с. 369).

Второй составляющей семантики слова является его смысл. [99] Под смыслом, в отличие от значения (как явления объективного), понимается его (слова) индивидуальное, субъективное значение – значение, которое приобретает слово для человека в каждой конкретной ситуации осуществления речевой деятельности. «В слове наряду со значением, включающим предметную отнесенность и собственно значение, т. е. обобщение, отнесение предмета к известным категориям, имеется всегда и индивидуальный смысл, в основе которого лежит преобразование значений, выделение из числа всех связей, стоящих за словом, той системы связей, которая актуальна в данный момент» (148, с. 62). Таким образом, смысл слова изначально (по своему «происхождению») представляет собой часть значения слова, необходимую человеку в определенной ситуации речевого общения. Это определение второй составляющей семантики слова можно проиллюстрировать на примере анализа «семантического» наполнения слова. Возьмем для примера древнеиранское слово «собака».

Что такое семантическая структура. Смотреть фото Что такое семантическая структура. Смотреть картинку Что такое семантическая структура. Картинка про Что такое семантическая структура. Фото Что такое семантическая структура

Приведем возможные варианты использования этого слова в различных ситуациях речевого общения между людьми: «Надо же, живут за городом, в деревне, а собаку не держат»; «И собака была на дворе, а все одно, вынесли из дома все подчистую»; «На сей раз охотники взяли с собой на промысел собаку»; «Так ты один в отпуск едешь? – Нет, почему же, собаку свою с собой возьму. Вместе веселее» (реплики из диалога); «Нет, кошек у них нет, у них же собака, овчарка, живет». И наконец, столь распространенное и актуальное: «Осторожно: во дворе злая собака!» Очевидно, что в этих речевых высказываниях (или репликах-высказываниях) данное слово выступает в самых разнообразных смыслах-значениях.

В то же время, являясь составной частью, «частичкой» общего значения, смысл слова выступает как явление в достаточной степени «автономное», самостоятельное.

Разграничение понятий «значение» и «смысл» впервые было введено в психологию речи Л.С. Выготским (42, 45). Значение слова, по данному им определению, – устойчивая и одинаковая для всех людей система (смысловых) связей, стоящих за словом. Смысл же – это «индивидуальное значение слова», выделенное из объективной системы связей; оно состоит из тех смысловых связей, которые актуальны для человека в данный момент.

Смысл слова зависит от всей совокупности знаний человека, его жизненного, в том числе эмоционального, опыта, от его личностных качеств. Поэтому смысл слова более «подвижен, чем значение, он динамичен и, в конечном счете, неисчерпаем» (45). «Смысл слова есть явление сложное, подвижное, постоянно изменяющееся сообразно отдельным сознаниям и для одного и того же сознания в соответствии с обстоятельствами. В этом отношении смысл слова неисчерпаем. Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает смысл только в контексте абзаца, абзац – в контексте книги» (43, с. 347).

Смысл как составляющая «семантики» слова, таким образом, изначально социален и выступает в качестве своего рода «фиксатора» социального опыта человека. А.Н. Леонтьев подчеркивал, в этой связи, что «смыслу нельзя обучить, смысл воспитывается», он порождается не только значением слова, но и самой жизнью (136, с. 292). Так как профессиональный опыт – это также устойчивый социальный опыт, неудивительно, что люди разных профессий нередко употребляют одни и те же слова в разных смыслах-значениях. Смысл одного и того же слова может быть различным для разных людей и в различных ситуациях речевого общения. Так, для ребенка слово «виноград» означает прежде всего лакомство, для художника, кроме того, это объект изображения и эстетического наслаждения, для изготовителя сока, вина – сырье для переработки, для ученого-биолога – объект изучения, разведения и селекции (146).

Таким образом, смысл слова мы можем рассматривать как индивидуальное, каждый раз «неповторимое» мысленное содержание, которое один человек стремится передать другому в данной конкретной ситуации их социального взаимодействия.

Важно также отметить еще одно свойство смысла слова, на которое указывал Л.С. Выготский: смысл связан со всем словом (как единым звукокомплексом) в целом, но не с каждым его звуком или звукосочетанием (морфемой), точно так же, как смысл фразы связан со всей фразой в целом, а не с отдельными ее словами.

Значение и смысл слова тесно связаны между собой. Значение может быть выражено только через смысл, поскольку человек каждый раз выбирает необходимое для каждой конкретной ситуации значение слова. Овладение значением слова в онтогенезе также протекает через смысл, конкретный в данной ситуации. Ребенок, встречаясь с различными смыслами слов в разных ситуациях речевого общения, усваивает, таким образом, и значение слова. В то же время предпосылкой взаимопонимания людей в процессе речевого общения является именно значение слова, поскольку именно оно является обобщенным и объективным отражением предметного содержания явлений, именно оно зафиксировано в системе языка [100] и благодаря этому приобретает «устойчивость».

Примечательно, что объективное значение слова не всегда совпадает с его смыслом. Яркие примеры такого явления приводит Л.С. Выготский в книге «Мышление и речь» (45). Таким, к примеру, является название великого произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». [101] Официально «мертвые души» – это умершие недавно крепостные крестьяне, документы на которых («Ревизские сказки») помещик должен был подавать в местные государственные органы управления. В данном художественном произведении (для автора и его читателей) – это, по замечанию Л.С. Выготского, все главные «герои» поэмы, которые с «биологической точки зрения» являются живыми людьми, но они мертвы в духовном отношении.

Как указывает Л.С. Цветкова (242), значение слова (включая его многообразное смысловое содержание) в акте номинации предмета существует не иначе, как в форме «индивидуально развивающегося речемыслительного процесса». Значение слова в акте называния «эквивалентно», той операции, с помощью которой мыслится (мысленно отображается в сознании) тот или иной предмет. Аналогичное понимание интеллектуальных операций со значениями слов (например, выбор нужного по значению слова из ряда слов-синонимов, выбор нужного значения данного слова из нескольких вариантов значения и др.) мы находим и у А.Н. Леонтьева. Вот некоторые из его определений категории значения: «своеобразная „единица“ сознания», «категория сознания, соответствующая умственным операциям». Значение слова, в интерпретации А.Н. Леонтьева, представляет собой «акт мышления в собственном смысле слова» (136, с. 223). Такое функциональное назначение «семантики» слова (его значения и смысла) в речевой деятельности человека, на наш взгляд, является еще одним основанием для интерпретации этой деятельности как деятельностиречемыслительной, поскольку она осуществляется на основе интеллектуальных действий и операций со знаками языка, операций с основными компонентами семантической структуры слова.

Категорию значение слова в психологии речи и психолингвистике принято отграничивать от термина «понятие». Значения являются неотъемлемой частью самих слов, которые как средство общения входят в структуру языка. Понятия же образуются в сознании людей в результате применения слов в процессе общения в разных сочетаниях и в разных смыслах-значениях (148, 195, 242).

Понятие может быть определено как максимально обобщенное представление (о предмете, объекте), выражаемое посредством знаков языка. Понятие отображает («вбирает в себя») основные, наиболее важные свойства и качества предмета, а также его функциональное назначение. Основным отличием понятия от других обобщенных представлений является знаковая (языковая) внешняя форма выражения. В качестве языковой формы выражения понятия выступает предложение или текст. Понятий несравненно больше, чем слов; при этом на основе одних и тех же слов, всегда заранее известных слушающему (читающему), может быть высказано и соответственно усвоено много совершенно различных и ранее неизвестных понятий (243). Соотношение и взаимосвязь понятияи значения слова (а также отображаемого им предмета) схематично может быть представлено следующим образом:

Что такое семантическая структура. Смотреть фото Что такое семантическая структура. Смотреть картинку Что такое семантическая структура. Картинка про Что такое семантическая структура. Фото Что такое семантическая структура

Объективный характер соотношения значения и понятия, отображенный на этой простой схеме, легко подтверждается структурой «документа», в котором представлены основные понятия, отражающие наши знания об окружающей действительности. Таковым является энциклопедический словарь. Достаточно открыть любую страницу его содержания, чтобы обнаружить там вышеприведенную схему (в конкретном ее воплощении).

Следует указать и на еще одно важное отличие понятия от значения слова, на которое часто обращается внимание в психологии. Если значение является неотъемлемой составляющей слова как знака языка и, следовательно, имеет прямое отношение к явлениям языка, то понятие рассматривается в психологии как категориальный аппарат процессов мышления (в частности, как основное средство категориального понятийного мышления). В этом аспекте понятие как «инструмент», «категория» речевого мышления, имеющая словесную форму выражения, представляет собой то самое связующее звено, которое (наряду со значением слова) объединяет процессы мышления и речи. «Все высшие психические функции, – указывал Л.С. Выготский, – объединяет тот общий признак, что они являются опосредованными процессами, т. е. включают в свою структуру как центральную и основную часть всего процесса в целом употребление знака – основного средства направления и овладения психическими процессами. В проблеме образования понятий таким знаком является слово, выступающее в роли средства образования понятий и становящееся позже их символом» (43, с. 126).

Закономерности формирования понятий в «онтогенезе речи» являлись предметом специального исследования Л. С. Выготского, Л.С. Сахарова, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева и др. Научная концепция формирования понятий в онтогенезе, разработанная Л.С. Выготским (45) и получившая развитие в работах его последователей (117, 133, 195), не претерпела до настоящего времени существенных изменений и используется в отечественной науке как «базовая» модель формирования этого компонента «семантической стороны речи».

В заключение следует отметить, что знание и правильное понимание семантической природы слова (как основного и универсального знака языка) и таких его составляющих, как значение исмысл, правильная интерпретация категории понятие являются важным средством и действенным орудием в руках коррекционного педагога (как при проведении обследования детей и взрослых с нарушениями речи, так и при организации коррекционно-педагогической работы).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *