Что такое семейная община в истории

Семейная община

Смотреть что такое «Семейная община» в других словарях:

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА — СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА, см. Семья (см. СЕМЬЯ), Община (см. ОБЩИНА (форма социальной организации)) … Энциклопедический словарь

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА — см. Семья, Община … Большой Энциклопедический словарь

ОБЩИНА — характерный для докапиталистич. общественно экономич. формаций естественно возникший социальный коллектив непосредственных с. х. производителей, в собственности или во владении к рого находятся средства производства (в более широком смысле назв.… … Советская историческая энциклопедия

община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений

Община крестьянская — соседский союз мелких произв., самоуправляющаяся хоз. ассоциация, обеспечивающая интересы крест. и отвечающая за выполнение тяглых, отчасти адм. гос. и частновладельческих повинностей дер. На У. О.К. генетически была связана с поморским типом… … Уральская историческая энциклопедия

община — ОБЩИНА, ОБЩИНА, ы; ж. 1. В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным распределением, полным или… … Энциклопедический словарь

Община — (ОБЩИНА) в самом общем значении всякое объединение людей, связанных общими интересами (земляческое, этнич., конфессиональное и т. д.). В спец. историко этногр. значении самоуправляющийся производств. И соц. бытовой коллектив, характерный для… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сельская поземельиая община у славян — (кроме русских; см. Поземельная община). Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни которого уходят в глубокую древность. Название опhèна мы встречаем в сербских грамотах XII в.; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Примечание. О семейной общине у славян и у других народов

Семейная община или задруга составляет особенность славянского племени и удержалась доныне у южных придунайских славян, у словаков и кроатов, сербов на Австрийской военной границе, в Боснии, Болгарии, в Далмации, Герцеговине и в Черногории; она держится, по большей части, обычаем, но в некоторых местностях принята в положительный закон и имеет юридическое значение.

В силу исконного обычая владение землею приурочено к семье, т. е. к совокупности лиц, происходящих от одного предка, живущих вместе и обрабатывающих землю сообща, как общую собственность. У славян такая община носит название дружины, дружества или задруги. Во главе ее — старшина или господарь, избираемый членами семьи. Он управляет целою общиной, распоряжается работами с общего совета, покупает и продает на счет общины. Жена его распоряжается общим домашним хозяйством, в чем иногда сменяют ее по очереди другие хозяйки. Состав общины достигает иногда до 50 лиц, и в нем соединяются по несколько поколений одновременно: молодые, вступая в брак, остаются на житье в том же доме или в новой пристройке; бывает, что и зятья вступают в общину жен своих.

При общем хозяйстве и общей производительности каждая чета получает, однако, на время и особый для себя участок, на котором возделывает и производит для себя исключительно лен и шерсть на одежду: вообще ремесленное дело всякий делает на свой счет; но сельское полевое хозяйство со скотом и обзаведением у всех общее, и ведется сообща. Земля, принадлежащая одной семье, не смешивается с землею других семей в одной и той же деревне; но в случае нужды все семьи соединяются и производят работу общею помощью.

В этом виде семейная община представляет отдельную юридическую личность и пользуется правом иска и защиты на суде. Со смертью одного из членов нет наследования в недвижимом, и дети после умершего имеют на долю его в общем поземельном фонде не наследственное, а только личное право, как члены и сотрудники той же семьи, но кто из нее выселяется, тот теряет всякое право на участие в семейном фонде. Девицу при выходе замуж снаряжают приданым, но она не выносит из семьи никаких прав на участие в семейном имуществе. Разве в случае смерти всех членов семьи, кроме одного, личным его достоянием становится семейное имущество.

Австрийский закон 7 мая 1850 года о гражданском устройстве военной границы принял и подтвердил учреждение семейной общины у граничар, возложив при том военную повинность на каждого члена семьи, имеющего по обычаю права на участие в пользовании семейным поземельным уделом. Но это продолжалось лишь до 1870 года. После того, в 1874 и 1876 гг. рядом отдельных указов, под давлением венгерского правительства, разрешены свободные разделы задруг и даже запрещено вновь учреждать задруги. Началось раздробление имуществ по равным долям между сыновьями и дочерьми, — и вследствие того поразительное разорение хозяйств и обеднение крестьян. Наконец, в 1882 г. венгерское правительство решительным указом назначило 2-годичный срок, в течение коего все еще сохранившиеся задруги обязаны разделиться. Этим довершилось окончательное торжество формального искусственного закона над народным обычаем. В Сербии отношения, возникающие из семейного землевладения, также вошли в законодательство, но с присоединением таких положений, которые противоречат обычному праву и не согласны с сущностью общинного владения, например: право каждого члена семейной нераздельной общины отдавать свою долю в залог по личному своему обязательству.

К сожалению, в Сербии, как и у других балканских славян, вслед за освобождением от турецкого ига вторгнулись в быт и в настроение правящих классов начала и формы чуждого народному быту западного устройства. С 1835 года — со времен Милоша, увлеченного мишурою французского склада, появились новые законы по образцу французского кодекса и введено начало раздробления и уравнения. А в 1844 г., руками австрийских юристов и по образцу австрийского кодекса, издан был кодекс, доныне действующий, довершивший разложение задруги и распадение больших семейных общин.

Такое семейное общинное владение служит до сих пор отличительным признаком юридического быта у южных славян и представляет, в связи с нынешним хозяйственным состоянием тех местностей, такие удобства, какими не могут похвалиться общества, достигшие высшего экономического развития. В том краю всякий, — как говорят кроаты, — домовит и имовит: нет тех крайностей поземельной собственности, которые представляет, с одной стороны, Англия, где все землевладение сосредоточилось в небольшом количестве громадных имений; с другой стороны, Франция, где все оно разбилось на множество участков отдельного владения, до того мелких, что и усиленный личный труд становится на них непроизводителен и бесплоден. Напротив того, семейно-общинное хозяйство, производимое силою семей на общий счет, соединяет в себе выгоды крупного хозяйства с удобствами мелкого и содействует к равномерному распределению натуральных произведений и прибылей между всеми производителями, обеспечивая всем и каждому первые потребности жизни. Не подлежит, однако, сомнению, что эта форма землевладения и хозяйства не может удержаться при сильном развитии промышленности и при накоплении капиталов со свободным их обращением на рынке: такая участь постигает уже семейно-общинное устройство у венгерских славян.

Новейшими исследованиями доказано, что подобные же семейно-земледельческие общины были обыкновенным бытовым явлением и на Западе, именно во Франции и в Италии, но уступили место повсюду личной поземельной собственности. В этом смысле Цезарь упоминает о семейных союзах в древней Галлии (gentes, cognationes hominum, qui uno coierunt), с периодическим распределением земель между членами. У кельтского племени в Ирландии основным общественным союзом была семейная община (под назв. Sept), связанная происхождением от общего родоначальника: и здесь, так же как в брамино-индийской общине, все, приобретаемое одним из членов, становится общим достоянием, кроме того, что приобретается на стороне особливым художеством; но когда и художеству обучен приобретатель семейным трудом, коштом или воспитанием, — приобретение идет в семью. Самое наследство, по первоначальному виду своему в таких общинах, состояло в распределении участка, принадлежавшего умершему, не между детьми его, но между прочими членами общины (Jrish Gavelkind). Во Франции, по средневековым памятникам, видны следы подобного же учреждения — семейной общины (coterie, fraternitas), живущей совокупно в одном доме и одним хозяйством; следы эти сохранились еще по местам во Франции и поныне. См. о сем у Laveleye. Les communautйs de famille, в книге его: La pro-рrietй et ses formes primitives. Paris. 1874. Baudrillard. La famille de France, ст. в Revue de 2 Mondes. 1878. 15 Avril. Maine. Lectures on the early History of Institutions. Lond. 1875. Его же: Village communities in the East and West. Lond. 1871. О задруге статьи Миличевича, в журнале «Беседа». 1858. III. 1859. VI.

Новый гражданский кодекс для Черногории содержит в себе обстоятельные постановления (см. 686–708) о семейной общине.

У южных славян сельская семья отличается от городской. Последняя есть семья в нашем смысле, простого состава из отца, матери, детей, с раздельностью имуществ. Первая — состава сложного, с общением имуществ. Но и в селах встречаются не одни только большие общины или задруги, но и малые общины наподобие городских, известные под названием инокосна (Inocosna). Задруга, подвергаясь разложению под влиянием новых сербо-австрийских законов, обыкновенно разбивается на малые семьи и хозяйства, т. е. на инокосны.

Богишич в своем кодексе первый постарался определить юридическое значение той и другой семьи. И той и другой присваивает он юридическую личность, только задруга представляется союзом многорабочим, следовательно, богатым, тогда как инокосна состоит из небольшого числа работников, следовательно, бедна по существу своему. В 686 ст. кодекса прямо сказано: сельская семейная община есть самостоятельный субъект всех домашних принадлежностей и совокупного имущества. А имуществом считается все, что искони принадлежит дому и что приобретено трудом членов семьи. Лишь в виде исключения им присваивается некоторое отдельное имущество (особина), именно — приобретенное без труда, даром, завещанием, домашний женский туалетный скарб и т. п., или что с согласия семьи присваивается в особину. Жена может лишь с согласия мужа распоряжаться своею особиной. Выдел из общего имущества, по желанию отдельных членов, не допускается.

Законным представителем семьи считается старшина. Распоряжения его и действия по имуществу обязательны для семьи (разве бы оказались недобросовестными во вред ей). Каждый член может обязываться лично за себя, и в таком случае семья за него не отвечает, если не было ее участия. Однако в случае его несостоятельности ответственность может упадать на удел его, коего ценность по сему случаю выделяется, если семья не примет долг на себя. Семья может, по желанию членов, разделиться: в таком случае производится общая ликвидация долгов и обязательств. Но выход членов из семьи сам по себе не служит поводом к ее разложению, хотя бы в ней остался один член, мужчина ли, женщина ли (лишь бы не бездетная вдова чужого рода); семья продолжает сохранять значение юридического лица до приумножения ее другими членами.

Интересное и единственное в своем роде учреждение существует в португальском законодательстве (Гражд. кодекс, ст. 1281–1297). Это учреждение семейного союза, образуемого между братьями или между родителями и совершеннолетними детьми и имеющего целью общую между всеми членами промышленную разработку общего земельного фонда, на своей или на чужой земле. Такой союз образуется или формальным договором на произвольных условиях, или безусловно, самым делом, когда соучастники более года прожили в непрерывном общении домашнего быта и хозяйства, дохода и расхода, потерь и прибылей. В последнем случае отношения соучастников определяются законом. Общение простирается на всякое пользование общим имуществом и на всякий в нем промысел, на весь домашний быт, с жилищем, пищей, одеждою, с лечением в случае болезни. На общий счет относятся долги каждого соучастника и расходы, сделанные и понесенные для общей пользы. Каждый, впрочем, волен приобретать на стороне — куплею — особенное для себя имущество, но с тою разницей, что все движимое считается его особиной, лишь поскольку не обращал он ее на общее дело, а недвижимость считается во всяком случае его собственностью. Распадение союза соединяется с разделом, коего условия подробно определены в законе: доля каждого определяется неровно, но в той мере, в какой каждый трудом своим содействовал к умножению общей прибыли. Исчисляются также и женские, и детские доли по мере их участия в общей работе.

Источник

Семейные общины у славянских племен. Задруга

ПЛЕМЕННОЙ БЫТ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ОБЛАСТЕЙ

Ранние судьбы восточного славянства так сложились, что прочно его поселения утвердились в лесной полосе Восточно-Европейской равнины. Попытки колонизационного продвижения в степную полосу не дали прочного результата. Напротив, «борьба со степью» — с господствовавшими там кочевниками — основная черта исторической жизни Южной Руси за длинный ряд столетий с первых же моментов истории Киева.

Лесная область, как известно, в Приднепровье спускалась к югу, захватывая окрестности Киева, про который летописец говорит, что около него был «лес и бор велик». Далее к востоку эта полоса леса постепенно отступала в северном направлении, пока у Волги не подходила приблизительно к устью Камы. Южнее простиралась луговая полоса, плодородная, с частыми перелесками, а дальше к югу — открытые степи. Народный быт восточного славянства определился его связью с хозяйством в условиях страны, обильной лесом и водой лесных озер, болот и многоводных рек.

Экономический быт издревле и надолго характеризуется большим значением лесных и водных промыслов — звероловства, охоты, рыболовства, бортничества — наряду с трудным и менее благодарным подсечным земледелием. Эти общие условия в значительной мере определили формы колонизационного процесса и расселения славян на новых территориях. Надо признать с Сере- дониным, что главной особенностью славянской колонизации была ее «ползучесть», что славяне двигались небольшими группами, часть отдельными семьями и небольшими союзами. Во всяком случае, так они расселялись по берегам рек и речек, озер и по лесным «островам». Расселение слишком крупными поселками было невозможно в данной обстановке. Первобытные приемы эксплуатации природных богатств требуют сравнительно значительного пространства для каждого хозяйства. Переселенческие группы восточного славянства должны были занимать округа, весьма широкие сравнительно со своим количественным составом, разбрасывая по ним свои отдельные поселки. Но и каждый поселок не мог быть особенно людным.

Однодворное и малодворное (2—3 двора) «село» с прилегающими отвоеванными у леса новинами-деревнями, бортными и иными лесными ухожьями, «куда топор и соха ходили», — надолго типичная единица славянского народного хозяйства и поселения. Но, с другой стороны, трудная задача подъема новин в лесных местах, такие промыслы, как охота на пушного зверя и рыболовство, не допускали чрезмерного дробления сил, рассеяния и бытованья так называемыми индивидуальными семьями, т. е. малыми семейными группами — из отца и матери и детей. Условия хозяйства предопределяли не только известный максимум, за который не мог переходить размер поселка, но и определенный минимум рабочих рук, ниже которого трудно было обойтись. Таковы условия, которые поясняют, почему древнейшее расселение в странах такого типа, как лесная полоса Восточно-Европейской равнины, не знает людных сел с десятками дворов, а дробные односемейные поселки знает разве как исключение, неустойчивое и преходящее.

Византийцы отметили это отсутствие у славян крупных поселений. Прокопий (VI в.) изображает их жилье в жалких хижинах, разбросанных далеко друг от друга. Но объем этих казавшихся культурному византийцу «жалкими» дворищ определялся бытовыми потребностями сотрудничества и самозащиты. Состав такой группы — из кровной родни, внутренний ее строй типичен для всей славянской территории и восточного, и западного, и южного славянства, как был он в свое время типичен для германских и кельтских племен, расселявшихся в сходных условиях: это группа из отца с двумя-тремя взрослыми сыновьями и их семьями, трех-четырех братьев на безраздельном хозяйстве, лишь редко, особенно у западных и восточных славян, разрастающаяся шире. Южные славяне знавали и семейную общину свыше десятка мужчин.

Объединенные общей жизнью «на одном хлебе», общим хозяйством и работой, они создают и общее имущество, которое принадлежит всей группе, составляя одно имущественное целое. Пока во главе стоит кровный старшой — отец, перед нами нераздельная «большая семья», патриархальная по внутреннему строю. При нераздельности братской семьи патриархальность исчезает, возникает типичная «семейная община» с общим имуществом. Предполагаемое право каждого члена на определенную обычаем идеальную долю этого имущества с правом требовать выдела — вероятно, позднейшая, не первоначальная, черта, продукт уже развивающегося бытового индивидуализма, симптом разложения семейной группы. Но эта черта семейного быта уже налицо в данных, по каким приходится восстанавливать характеристику этого быта, и дальше в глубь прошлого историку незачем идти.

Подобные семейные общины носили у разных славянских племен разные названия. В древней Руси, по-видимому, и не было технического выражения. Применялось слово «род», «племя», употреблявшиеся и в других смыслах, слово «семья», не выделявшее данного типа. Мы говорим условно, книжно: «большая семья», «семейная община». Не было особого термина у поляков и чехов. Говорили bracia nedzielni, bratri niedilni.

У южных славян, где эта бытовая форма сохранила жизненное значение до наших дней, установились термины: «куча», «дружство», «задруга», «задружна куча», а для членов ее — «задругари», «задружни люди». Условный научный термин для всего славянства — «задруга», слово, которое, однако, по-сербски употребляется и в более широком смысле — «сельская община».

Отличительные черты задруги — общее хозяйство при общем имуществе, состав из родичей не только в одной линии, но и боковых (племянники с дядьями, двоюродные), организация под управлением одного большака, старейшины, домачина, главаря, господаря, газды. Преобладающий объем по количественному составу — небольшой, особенно у западных и восточных славян, что наглядно выражено польским и чешским термином — нераздельные братья, а на Руси типичным в народной поэзии (а также в обычных представлениях о родовых, например, местнических отношениях) значением трех братьев. Даже у южных славян, по исследованию Новаковича, очень крупные задруги, в несколько десятков душ, — явление редкое, обычно временное, неустойчивое, преходящее 84. Все это, конечно, зависит от различных местных экономических, а то и политических условий.

Основа семейной общины — задруги в народном быту не столько кровная, сколько трудовая, экономическая. Эта основа, поддерживающая задружную связь взамен первоначальной патриархальной семьи, сказывается особенно наглядно в положении главаря — большего задруги — ив обычных правилах имущественного раздела при ее разложении, окончательном или частичном. Большак — не владелец, а только распорядитель и опекун общего имущества, управитель задруги в ее внутренних отношениях и работе, ее представитель перед внешним миром. Всякое распоряжение задружным имуществом возможно только с согласия всех членов задруги. Отсюда же, естественно, отсутствие завещаний или ограничение завещательных распоряжений лично приобретенным на стороне, вне общего хозяйства (собина, опричнина, например женское приданое). Под влиянием задружного быта проникает и в патриархальную семью правило, что отец имеет право разделить наследство между сыновьями, но не завещать его на сторону.

Слабость собственно родовых начал в задруге хорошо выясняется крайней неопределенностью порядка преемства в звании и роли большака. Сравнительное изучение задружных порядков у разных славянских народов показывает, что в этом отношении славянское обычное право вообще не выработало сколько-нибудь твердых норм. Надо не упускать из виду, что при этом нет речи о «наследовании» какого-либо имущества, а дело сводится к преемству в распорядительной власти над хозяйством и личным составом семейной общины. Видим в руководящей роли, по смерти «природного» старейшины, отца, либо вдову-мать, либо сына, обычно старшего, но не всегда, а после брата — большего — либо брата, либо сына, но возможен и выбор младшего по общему соглашению членов задруги. Встречается и замена старейшины — даже отца, тем более иного лица — другим большаком заживо при его старческой или иной какой неспособности.

С другой стороны, характер и внутренний строй задруги весьма наглядно выступают в моменты ее разложения и раздела. Раздел имущества производился не поголовно, а по поколениям. Старшее поколение (например, сыновья родоначальника-отца) — это ближайшие участники в созидании и накоплении дедины- отчины, и она делится между ними поровну, а на долю младшего поколения (внуков) выпадает лишь раздел одной доли на каждую линию (два-три сына одного из братьев-вотчичей могут оказаться равными по доле одному дяде): они позднее вступили в общую работу. Но это касается именно только дедины-отчины, т. е. унаследованного имущества, накопленного при жизни отца. А новоприобретенное делится поголовно как заработанное общим трудом всех наличных членов задруги; тут племянник равен дяде. Хорватское обычное право поясняет принцип подобных правил дележа: «da vsaki trud svoju placu prime» [«чтобы всякий труд имел свою оплату»] (Полицкий статут), сознательно подчеркивая трудовое начало в задружном праве.

Формирование государственности у славянских племен, поселившихся на западе Балканского полуострова, было более продолжительным, чем в Болгарии.
Основой общественного уклада у большинства народов была задруга – особая большесемейная община, которая.

Таковы сербская задруга и русская вервь. 3. Эта домашняя, семейная община является переходной ступенью, из которой развилась сельская
Здесь победа моногамной формы семьи обнаружилась несколько раньше-, чем у других славянских племен, и летопись этот факт.

Процесс разложения создавал в одних случаях так называемые семейные общины (задруги, марковые общины), в других
Крестьянский устав основан на двух началах социальной жизни всех славянских племен: общинном землевладении и личной свободе крестьянина.

Еще из периода индоевропейского единства славяне вынесли выработанные семейные отношения
Общинарод носила общее имя от своего родоначальника (с окончанием на ичи, овичи, вцы)
Даже группы людей разных родов и племен, поселяясь вместе, устраивали свое.

Источник

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА

Смотреть что такое «СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА» в других словарях:

СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА — СЕМЕЙНАЯ ОБЩИНА, см. Семья (см. СЕМЬЯ), Община (см. ОБЩИНА (форма социальной организации)) … Энциклопедический словарь

Семейная община — домовая община, одна из основных хозяйственных и социальных ячеек эпохи разложения первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй). Состояла из 3 5 или более поколений ближайших родственников. Они совместно владели землёй,… … Большая советская энциклопедия

ОБЩИНА — характерный для докапиталистич. общественно экономич. формаций естественно возникший социальный коллектив непосредственных с. х. производителей, в собственности или во владении к рого находятся средства производства (в более широком смысле назв.… … Советская историческая энциклопедия

община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений

Община крестьянская — соседский союз мелких произв., самоуправляющаяся хоз. ассоциация, обеспечивающая интересы крест. и отвечающая за выполнение тяглых, отчасти адм. гос. и частновладельческих повинностей дер. На У. О.К. генетически была связана с поморским типом… … Уральская историческая энциклопедия

община — ОБЩИНА, ОБЩИНА, ы; ж. 1. В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным распределением, полным или… … Энциклопедический словарь

Община — (ОБЩИНА) в самом общем значении всякое объединение людей, связанных общими интересами (земляческое, этнич., конфессиональное и т. д.). В спец. историко этногр. значении самоуправляющийся производств. И соц. бытовой коллектив, характерный для… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сельская поземельиая община у славян — (кроме русских; см. Поземельная община). Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни которого уходят в глубокую древность. Название опhèна мы встречаем в сербских грамотах XII в.; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *