Что такое семинар в школе для учеников

Урок – семинар

Что такое семинар в школе для учеников. Смотреть фото Что такое семинар в школе для учеников. Смотреть картинку Что такое семинар в школе для учеников. Картинка про Что такое семинар в школе для учеников. Фото Что такое семинар в школе для учеников

Уроком-семинаром является один из способов организации обучения, цель которого – самостоятельное, более глубокое погружение в тему курса. Если он проводится в общеобразовательной школе, то на нем обсуждаются доклады и рефераты, которые готовят обучающиеся на основе исследования, проведенного своими силами.

Оптимальная частота урока-семинара составляет один, максимум два, раза в неделю. В противном случае ученики, особенно, школьники 9,10 и 11 классов просто-напросто не успеют полноценно подготовиться, использовав несколько первоисточников. Причина в серьезной нагрузке вследствие предстоящих экзаменов – общего государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). На подготовку к уроку-семинару должно отводиться не меньше двух недель.

Урок-семинар: когда он необходим?

Урок-семинар актуален, если:

В свою очередь, отказаться от него следует, если:

Какие у него задачи?

У урока-семинара есть несколько задач, которые можно объединить в три группы:

Несомненным плюсом урока-семинара является то, что он предоставляет намного больше педагогических возможностей, чем урок-лекция вне зависимости от его вида.

Нельзя не отметить и его особенность. Дело в том, что если урок-лекция не до конца проработан, т.е. его содержание, мягко говоря, оставляет желать лучшего, то урок-семинар становится невозможным.

Организация урока-семинара

Организация урока-семинара осуществляется в три стадии:

Подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников

От того, насколько правильной будет подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников, напрямую зависит, принесет ли он пользу, или нет.

Качественная подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников, предполагает выполнение работы:

Если в классе есть ученики, у которых есть проблемы с устной речью, то необходимо за несколько дней до урока-семинара выслушать их доклады и рефераты и убрать все шероховатости.

Очень важно донести до выступающих то, что им не следует слишком быстро раскрывать вопрос. Они должны говорить так, чтобы другие могли составить конспект.

Непосредственное проведение урока-семинара

В самом общем виде в уроке-семинаре можно выделить следующие части:

Пояснений преподавателя и, вообще, его вмешательства не должно быть очень много. Ему не стоит, пусть и неосознанно, «давить» своими знаниями и авторитетом.

Как уже отмечалось ранее, на уроке-семинаре те, кто не готовил доклад или реферат, записывают основные мысли. Это, в первую очередь, название научной работы, числа, термины и пояснения к ним, схемы, таблицы.

Урок-семинар может состояться в такой форме, как:

Окончание урока-семинара

На последних минутах урока-семинара должно быть обобщено все то, что на нем было сказано. Самым лучшим вариантом для этого является беседа. В конце ставятся оценки – и тем, кто подготовил доклады и рефераты, и тем, кто принимал участие в других формах, например, отвечал на вопросы.

Уроки-семинары становятся все более популярными, как в общеобразовательных школах, начиная с 5 класса, так и в средних и высших учебных заведениях.

Источник

Урок-семинар: стимул или наказание? Как провести урок-семинар в школе и учреждениях СПО

Что такое семинар в школе для учеников. Смотреть фото Что такое семинар в школе для учеников. Смотреть картинку Что такое семинар в школе для учеников. Картинка про Что такое семинар в школе для учеников. Фото Что такое семинар в школе для учеников

Вузовские формы и методы работы проникают в среднюю школу уже давно, с середины 1990-х. И если какие-то из них активно и плодотворно используются (кейсовые задания), а другие оказались отброшены, показав свою нежизнеспособность в условиях школы, то у такого заимствования из высшей школы, как «урок-семинар», положение в высшей степени неопределенное. Вроде бы метод и применяется, но не очень охотно, казалось бы, и находит новых сторонников среди учителей, но и противников у него в этой среде предостаточно. Разобраться в причинах этого феномена попробуем в данной статье.

Внедрять, нельзя отказаться?

Поставить ли запятую после первого, либо после второго слова в этом риторическом вопросе во многом зависит от того, как школьники относятся к такой форме работы в классе, как семинар и насколько практика проведения семинаров в конкретном образовательном учреждении соответствует ожидаемой цели: развитию познавательных, дискурсивных и исследовательских умений обучающихся. Ну а это во многом зависит от готовности учителя — профессиональной и моральной — к проведению такого вида работы.

Урок-семинар может принести большие дивиденды школьникам, если он организован правильно, а педагог не побоялся потратить на подготовку к такой форме работы 2-3 часа своего личного времени. Ведь на семинаре новый и, зачастую, сложный материал усваивается проще и быстрее, а обучающиеся развивают еще и навыки межличностного общения!

Конечно, учитель, видя, что имеет дело с откровенно слабыми учениками, может усомниться в целесообразности проведения урока-семинара, однако не стоит забывать, что даже в самом слабом классе есть «звездочки», которые помогут приобщить отстающих к изучению нового материала в нестандартном формате.

Виды уроков-семинаров

Сегодня в общеобразовательной школе целесообразно проводить семинары следующих типов:

Какую форму семинара предпочесть — решать, конечно, преподавателю, но, в идеале, предварительно следует провести мониторинг познавательных возможностей и склонностей к научной работе среди школьников, а затем, если в классе нет явно «слабых» учеников или их количество минимально, — пробовать использовать этот новый, непростой вид работы на практике.

Когда стоит проводить урок-семинар?

В современной педагогической науке описываются ситуации, когда проведение урока в форме семинарского занятия в общеобразовательной школе приносит максимум пользы:

А когда его лучше отложить

Семинар предполагает участие в работе всех учеников класса. «Отсидеться» как на обычном уроке, тут не получится. И потому учителю лучше провести перед планированием семинара мониторинг познавательных и коммуникационных возможностей каждого школьника. И если обнаружатся, например, «гиперзастенчивые» дети, то семинар лучше отложить.

Также показанием к переносу семинара может стать нехватка времени для полноценной подготовки к нему. Опыт показывает, что меньше чем за две недели даже сильные ученики не успеют полностью подготовиться к тому разнообразию форм учебной деятельности, которое предлагает семинар.

Кстати, и частить с семинарами нежелательно. Опыт показывает, что больше двух раз за учебную четверть проводить его нецелесообразно, потому что количество здесь напрямую влияет на качество, причем негативно: ученики 9-х, 10-х, а уж тем более 11-х классов так нагружены множеством домашних заданий, что им просто тяжело будет полноценно, не наспех подготовиться к заданию творческому, требующему работы с дополнительными источниками.

С чего начать подготовку учителю?

Очевидно, что столь творческая форма проведения учебного занятия, как семинар, не позволит сильному ученику в классе «играть за себя и за того парня». В том смысле, что списать решенное задание, как это часто делают школьники, при проведении семинара невозможно. Потому что задание у каждого будет свое, и ответственность за его решение будет довольно большой. Хороший учитель разъяснит это «правило игры» еще до того, как ученики начнут подготовку к семинару.

Также необходимо разработать особые критерии оценивания ответов учащихся, например, ответ на «отлично» будет предполагать выступление со своей частью презентации, беглые ответы на вопросы учителя и одноклассников, свободное приведение примеров к теоретической части ответа. А «неудовлетворительная» оценка будет выставляться ученикам, которые не проявили никаких признаков самостоятельности при ответе и совершенно пассивны в такой обязательной части семинара, как дискуссия. Педагог должен помнить о том, что качественная подготовка к ответу на семинаре требует большего времени, чем к выступлению на обычном уроке, а потому и не считать фатальными ошибки школьников в датах, именах, последовательности событий.

Именно от учителя во многом зависит, насколько все ученики класса смогут проявить активность и, соответственно, заработать свои оценки. Он должен по меньшей мере за две недели до проведения семинара уведомить всех школьников о теме, цели и задачах семинара, распланировать его проведение так, чтобы время осталось и на индивидуальную, и на командную работу.

Вкратце алгоритм подготовки наставника к семинару может выглядеть так:

Как работать над заданиями ученику?

Большим плюсом участия в семинаре для школьника является то обстоятельство, что он заранее знает тот «фрагмент» материала, который будет с него спрашиваться, и подготовиться к ответу значительно эффективнее. Учащиеся, с одной стороны, имеют возможность самостоятельно выбрать и изучить наиболее симпатичный им кусочек программного материала, а с другой — на уроке имеется возможность обсудить и скорректировать те моменты, которые не совсем понятны или кажутся спорными, например, роль Маргариты в развитии сюжета знаменитого романа М.А. Булгакова.

Старшеклассникам нужно иметь в виду, что проводя семинар с ними, учитель предполагает не только развить их умение выступать с самостоятельными докладами и вести дискуссию, но и способствовать становлению навыков отстаивания своей точки зрения и повышать культуру общения.

Учителю при проведении первого семинара в классе крайне желательно раздать каждому учащемуся памятки «Как составить план текста?», «Как выступать на семинаре?», «Основные этапы подготовки к семинарскому занятию» и т.п. На основании рекомендаций, изложенных в этих памятках, школьники оформляют основные результаты своей исследовательской работы в виде тезисов доклада, презентаций или конспектов базовых источников.

Что же может не нравиться школьникам в такой форме оценки учителем их знаний? Видимо, то, что здесь приходится мыслить самостоятельно и широко, действительно готовиться, не рассчитывая на возможность «сдуть» ответ, а также сильная зависимость оценки от общего уровня подготовленности команды. Кое-кто считает «наказанием» для себя готовиться по «неинтересной» теме, мимо которой на обычном уроке можно благополучно «проскользнуть». Однако, как показывает практика, после двух-трех удачно проведенных семинаров страх перед ними проходит и развивается интерес, а вместе с ним — и стимул в дальнейшем более активно участвовать в работе своей команды.

Ход проведения урока-семинара

Начать урок-семинар целесообразно с небольшой вводной речи педагога, в которой он еще раз проговаривает задачу семинара, напоминает условия его проведения и дает рекомендации, к какому материалу следует отнестись с особым вниманием.

Затем, в течение 35-40 минут школьники выступают с докладами или презентациями, читаются первоисточники, разбираются комментарии к ним. Чтобы уложиться во временные рамки, под семинар стоит отвести пару уроков, идущих один за другим.

На втором уроке пары одноклассники задают интересующие их вопросы по теме семинара, дискутируют, а в конце пары уроков учитель подводит итог, в котором стоит выделить наиболее запоминающиеся ответы и мягко, ненавязчиво указать на ошибки, содержащиеся в других ответах. Цель семинара можно считать достигнутой, если все аспекты темы разносторонне изучены, а все школьники способны ответить на простейшие вопросы учителя по разобранной теме.

Подводя итог

Заметим, что уроки-семинары набирают все большую популярность в школе, начиная с 6-7-х классов, поскольку позволяют обеспечить полное, пусть и кратковременное, «погружение» всех учеников в проблемную тему, способствуют «подтягиванию» даже слабых учеников, позволяют проверить не только возможности памяти школьников, но и более глубинные механизмы восприятия и усвоения ими материала.

Что такое семинар в школе для учеников. Смотреть фото Что такое семинар в школе для учеников. Смотреть картинку Что такое семинар в школе для учеников. Картинка про Что такое семинар в школе для учеников. Фото Что такое семинар в школе для учеников
Об авторе: Востриков Игорь Владимирович, доцентом на кафедре философии, кандидат философских наук, доцент ВАК

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Статья «Урок-семинар в школе»

Нетрадиционные формы работы на уроках русского языка.

Уроки-семинары – это уроки систематизации и обобщения изученного, поднимающие уровень знаний учащихся, уровень их ассоциативного мышления. Они помогают осознать взаимосвязь различных языковых явлений, внутри- и межпредметные связи. Проникновение в глубь языкового явления позволяет учащимся видеть живые процессы в языке.

На семинаре совершенствуется монологическая и диалогическая речь учащихся, углубляются их теоретические знания и практические умения.

На уроке-семинаре учащиеся выступают сами и слушают одноклассников; учатся выделять главное, конспектировать, делать записи, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей, учатся работать со справочной литературой, пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее.

Уроки –семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями.

Традиционные уроки иногда создают у учащихся представление о русском языке как о чем-то бесспорном, бесперспективном для каких-либо открытий. Уроки-семинары являются в этом отношении переломным моментом, переходом от формального отношения к представлению о русском языке как о живом, истинно родном и близком.

В системе вопросов к семинару важен какой-либо проблемный, даже провокационный вопрос, который сразу вызывает дискуссию, заставляет любознательных, лингвистически умных ребят пересмотреть, перечитать чуть ли не всю предложенную литературу.

Всегда ли важен порядок слов в предложении?

Можно ли отменить пунктуацию?

Какой из главных членов предложения главнее?

Можно ли по суффиксу определить часть речи?

Чтобы двухчасовая работа не утомляла учащихся, необходимо, продумывая ход семинара сознательно планировать момент, снимающий напряжение, включая лингвистические фельетоны, шутки, инсценировки.

Учитель на уроке-семинаре не только ведущий, дирижер, но и равный участник. На каком-то этапе урока он предлагает подобранный им материал, включая его в общее рассуждение по теме. Он должен познакомиться со всей рекомендуемой литературой и иметь в запасе какую-то интересную информацию или задачу, чтобы остаться для учеников интересной личностью. Он вместе с учащимися готовит выставку лингвистической литературы, подбирает интересные, эмоционально окрашенные тексты для практического задания. Новая, нестандартная форма урока-семинара включает много привычных традиционных приемов. Именно они становятся своеобразной базой в творческом поиске учителя. Внимание участников семинара стимулирует разнообразие заданий, включающих и синтаксический разбор, и разбор по составу, и этимологический разбор, и работу со словарями.

На уроке-семинаре работа с текстом идет как лингвистический эксперимент. Учащиеся проводят наблюдение за живым русским языком – например, определяют роль причастия в речи, убеждаются, что это книжная форма. Сопоставляют конструкции предложений в устной речи и в письменной (в своих сочинениях), в художественной литературе и в статьях учебников, в научно-популярной и научной лингвистической литературе, к которой они обращались во время подготовки к семинару.

Самостоятельной исследовательской работой учащихся является анализ выбранного текста под определенным углом зрения. Вся совокупность деятельности учащихся на уроке-семинаре способствует формированию речевой компетентности, овладению правилами сочетаемости единиц в тексте, правилами выбора языковых средств, построения текстов разных типов и стилей. Семинар совершенствует монологическую и диалогическую речь учащихся, готовит их к общению на разных уровнях жизни.

Заканчивается семинар обычно вопросом, чье выступление особенно запомнилось и почему. Высказывая свое мнение, учащиеся должны суметь обосновать свою точку зрения, найти убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики.

Работа учащихся на уроке-семинаре – это участие в общем процессе познания. Они выступают сами, слушают одноклассников ( в 5-6 классе это является серьезной проблемой: дети слушают и слышат себя, даже когда говорит другой). На таком уроке-семинаре уже в 5-6 классах школьники учатся выделять главное, конспектировать, делать записи в специальных семинарских тетрадях, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей. Готовясь к семинару и работая на самом уроке-семинаре, учащиеся делают краткие конспекты по выбранному вопросу, некоторые пишут рефераты.

Большое значение для всей дальнейшей жизни детей имеет то, что они учатся работать с различной справочной литературой, учатся пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее товарищам.

Внушительные списки рекомендуемой литературы не должны пугать участников семинара: они могут выбрать всего одну книгу для работы, а об остальных услышат от товарищей.

Конечным результатом урока-семинара, как и традиционного урока, остается совершенствование теоретических знаний и практических умений школьников. Поэтому логичным после урока-семинара будет урок-зачет, урок-практикум, диктант.

Таким образом, уроки-семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями, обратиться к проблемам функциональной грамотности учащихся, решать задачи использования языка, учитывая коммуникативный аспект обучения. Каждый учитель, согласившийся с идеей таких уроков, может вносить что-то свое в их понимание и исполнение применительно к классу и своему характеру. Общее одно – работа с лингвистической литературой, сотворчество учителя и учащихся, возрастающий интерес к родному языку, систематизация знаний. Уроки-семинары – один из эффективных путей обучения, не сковывающий, а развивающий ученика, доставляющий много вдохновенных минут ученику и учителю.

Учащиеся должны знать, что на семинаре один работает на всех, а все на одного, что результаты их труда обязательно будут оценены тремя оценками: за устное выступление на семинаре, за подготовленный материал в семинарской тетради и за практическое задание, выполненное нас уроке. Каждый должен знать, что конечный результат семинара – орфографическая и пунктуационная грамотность.

Чтобы все вопросы семинара были освещены достаточно полно, можно предложить учащимся при подготовке к нему разделиться на группы и выбрать для основательного исследования один вопрос. Кому-то учитель может дать и индивидуальное задание.

Для подготовки к семинару учитель предлагает вопросы за 7-10 дней. В течение 4-5 дней, подбирая литературу, учащиеся могут перейти из одной группы в другую. На стенде «Материалы к уроку» отмечается, какой вопрос выбрал каждый участник семинара.

Важно, чтобы задание давалось дифференцированно, чтобы в работу были вовлечены все ученики, чтобы не уверенные в себе ребята получили поддержку и консультацию учителя, а сильные, филологически одаренные ребята – его одобрение.

В течение всех дней подготовки учитель консультирует учащихся, помогает подбирать литературу, предоставляет учащимся литературу учебного комплекса и личную библиотеку, помогает продумать ответ на вопрос. Группы обсуждают форму своего выступления – они могут выделить одного выступающего, который обобщит подготовленный всеми материал, или может высказаться каждый участник семинара.

Результатом семинара будет возросший интерес к родному языку, приобщение к научной, научно-популярной и занимательной литературе, развитие монологической речи учащихся, совершенствование навыков выразительной речи учащихся, пунктуационных и речевых.

После семинара можно провести урок-зачет, урок-практикум, урок-тренировку или контрольную работу. Важна любая форма обратной связи, позволяющая проверить результативность урока-семинара.

Источник

Подготовка и проведение семинарского занятия в старших классах

Учение – это труд души, ума, тела. И любой труд каждого человека, будь то ребенок или взрослый, ученик или учитель, студент или преподаватель, рядовой труженик или лидер страны – это учение. По сути, в каждом из нас живет ученик или учитель.

Проработав тридцать лет в школе, ни на один шаг не отступала от принципа: прежде учиться самой, а потом учить других. Главное в моей работе – это не просто дать знания, но и научить добывать знания, овладеть необходимыми для этого навыками. Образно говоря, “ухватить” ту самую “нить Ариадны”, которая поможет отыскать нужную дорогу в лабиринте знаний.

Очень часто, продолжая образование после средней школы, студенты не могут успешно учиться вследствие того, что школа не подготовила их к специфике подобного обучения. Все мы знаем, что значительный объем материала выносится там за рамки лекционного: семинары, рефераты, курсовые и дипломные работы. Одной из главных задач моего учительского труда считаю подготовку учеников к дальнейшему обучению.

За годы работы сложился определенный педагогический почерк. Важное место здесь занимает научная организация труда школьников. Мной накоплены рекомендации и разработки в этой области, есть собственные находки. Все это систематизировано, адаптировано для школы второй, третьей ступени. Подборки материалов НОТ (научная организация труда) школьников обновляются в соответствие с изменением содержания исторического образования. На каждого ученика имеется папка с материалами – памятками и рекомендациями по подготовке рефератов, докладов, сообщений, выступлений на семинаре, конспектированию, составлению плана, рецензированию ответов и т. д. В кабинете имеются списки литературы по темам, составляется и пополняется каталог периодических изданий, проводятся библиотечные уроки.

Более подробно остановлюсь на подготовке и проведении семинарского занятия. Семинары провожу не часто – два, три, максимум четыре раза в год, помня о том, что история не единственный предмет в школе. Да и времени на подготовку к нему должно быть достаточно, поэтому тему, вопросы, список литературы объявляю заранее.

Первым этапом подготовки учителя к семинару является выбор темы. При этом следует отбирать темы, обладающие важным образовательным и воспитательным значением.

При изучении темы “Великая Отечественная война”, планирую семинар с использованием регионального компонента “Иркутская область в годы войны и ее вклад в дело разгрома врага”. Этот семинар проводится в конце изучения темы, учащиеся уже получили достаточный объем знаний, поэтому предваряющей семинару лекции не даю.

Вторым этапом является разработка плана семинарского занятия и списка рекомендуемой литературы, что влияет на эффективность подготовки учащихся к семинару. Важно, чтобы вопросы были сформулированы проблемно, не ориентировали учащихся лишь на простое воспроизведение знаний. К списку рекомендованной литературы также предъявляется целый ряд требований. Прежде всего, его нельзя перегружать большим количеством названий, а также включать произведения, не имеющие прямого отношения к выбранной теме.

Третьим этапом подготовки к занятию является определение методики его проведения и разработка заданий для учащихся. В одних случаях – это развернутые выступления учащихся с последующими дополнениями, в других – дискуссия с обобщением учителя, в третьих – элементы того и другого. От избранной методики во многом зависит характер заданий для учащихся. Задания могут быть как общими для всего класса, так и индивидуальными (подготовка доклада, сообщения, изготовления наглядного пособия и т. д.). Некоторые учителя ограничиваются сообщением плана и списка литературы, в результате чего учащиеся не могут самостоятельно подготовиться к семинару. Подготовка к семинару сводится для них к механическому переписыванию литературы, они не могут выделить главного, установить связь с ранее изученным материалом, обобщить сказанное. Чаще всего, эти ученики не могут выступить на семинаре по конкретному вопросу, а в лучшем случае, могут лишь что-то дополнить.

Роль учителя исключительно велика не только при подготовке к семинарскому занятию, но и в период его проведения. Учитель в течение всего занятия должен направлять обсуждение в нужное русло, обращать внимание учащихся на выявление главного, в случае необходимости разъяснять допущенные ошибки, поэтому ему, как руководителю семинара, принадлежит ведущая роль. Пассивность с его стороны, даже при достаточной активности класса, неуместна. Следует избегать и другой крайности – стремления самому ответить на поставленные вопросы. Вопросы, которые учитель по ходу семинара может задать учащимся, продумываются заранее. Следует избегать вопросов, требующих односложных ответов, они должны побуждать к живому обмену мнениями, высказыванию и обоснованию своей точки зрения, а возможно, и к спору. Высшим достижением результативности семинарского занятия является возникший на нем спор.

Многие учащиеся не приучены внимательно слушать выступления своих товарищей, поэтому я предлагаю рецензирование ответов, заранее научив их этому на обычных уроках. Составляя краткие рецензии о положительных и отрицательных моментах в выступлениях, учащиеся приучаются анализировать ответы своих товарищей с точки зрения их содержания, глубины и полноты раскрытия вопроса.

Подведение итогов семинара тоже очень важный и обязательный этап. Нужно отметить как положительные, так и отрицательные стороны выступлений и ответов, обратить внимание на ошибки и пробелы в знаниях, которые выявлены на семинаре, оценить ответы и выступления. Далее следует сформулировать все основные выводы по теме, наметить связь между изученным и тем, что предстоит в дальнейшем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *