Что такое сеньориальный порядок
Значение слова «сеньория»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сеньорией является совокупность земельных участков, в границах которых осуществляется землевладение, сбор пошлин и выплата периодических платежей. Сеньория, в некоторой степени, унаследовала характерные особенности римской виллы периода поздней античности и, в то же время, является следствием раздробления публичной власти незадолго до 1000 года. Для средневековой знати сеньория стала способом приоритетного выделения, согласно которому средневековые аристократы получали возможность обеспечить своё экономическое, политическое и общественное превосходство. С другой стороны, ограничение исключительных прав, принадлежащих сеньору, стало средством укрепления власти государства в конце эпохи средневековья и в период новой истории.
По оценке, в XVIII веке во Франции имелось от 40000 до 50000 сеньорий.
СЕНЬОРИ’Я, и, ж. (истор.). Область, принадлежавшая сеньору (см. сеньор в 1 знач.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подковылять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ
Смотреть что такое «СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ» в других словарях:
сеньориальный — ая, ое. seigneurial, e adj. Отн. к сеньору, принадлежащий ему. В качестве государя сеньер мог устанавливать какие ему было угодно распоряжения, в роде, например, обязанности молоть зерно непременно на сеньерьяльной мельнице и печь хлеб в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Сеньориальный — прил. 1. соотн. с сущ. сеньор I, сеньория, связанный с ними 2. Свойственный сеньору [сеньор I], сеньории, характерный для них. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сеньориальный — сеньориальный, сеньориальная, сеньориальное, сеньориальные, сеньориального, сеньориальной, сеньориального, сеньориальных, сеньориальному, сеньориальной, сеньориальному, сеньориальным, сеньориальный, сеньориальную, сеньориальное, сеньориальные,… … Формы слов
сеньориальный — сеньори альный … Русский орфографический словарь
Сеньориальный удел — Раздел земель по Статуту Болеслава Кривоустого: С … Википедия
деревня — устойчивое групповое поселение земледельцев на определенной территории, а также форма их общежития. До известной степени справедливо утверждение, согласно которому до рубежа второго тысячелетия сельские поселения на Западе нередко … Словарь средневековой культуры
Болеслав IV Кудрявый — У этого термина существуют и другие значения, см. Болеслав IV. Болеслав IV Кудрявый Bolesław IV Kędzierzawy Портрет работы Яна Матейко … Википедия
Статут Болеслава Кривоустого — Статут Болеслава Кривоустого политическое завещание польского князя Болеслава Кривоустого, в котором он установил порядок раздела польских земель между своими сыновьями и старшинство между ними. Условия Раздел земель по Статуту Болеслава… … Википедия
шампар — (champart), терраж (terrage), в средневековой Франции сеньориальный побор в виде части урожая (от 1/20 до 1/4) со злаков, винограда, льна и др.; им облагались некоторые земельные держания крестьян. Отменён Французской революцией в конце XVIII в.… … Энциклопедический словарь
гостеприимство — Прием у себя, в своем доме, чужого с целью предоставления ему крова, пищи, содействия и защиты. В качестве частного случая отношений дарообмена (Дар, обмен дарами), Г.о является, по определению М.Мосса, «всеобъемлющим социальным фактом».… … Словарь средневековой культуры
СЕНЬОРИЯ
Смотреть что такое «СЕНЬОРИЯ» в других словарях:
СЕНЬОРИЯ — класс сеньоров (см.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. сеньория (фр. seigneurie) в Зап. Европе в период феодализма комплекс феодальной земельной собственности и связанных с ней прав сеньора на… … Словарь иностранных слов русского языка
сеньория — вотчина, поместье Словарь русских синонимов. сеньория сущ., кол во синонимов: 3 • вотчина (7) • помес … Словарь синонимов
СЕНЬОРИЯ — синоним вотчины (во 2 м значении); термин применяется преимущественно для определения западноевропейского поместья … Большой Энциклопедический словарь
СЕНЬОРИЯ — СЕНЬОРИЯ, сеньории, жен. (ист.). Область, принадлежавшая сеньору (см. сеньор в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
сеньория — и, ж. seigneurie f. 1. В средине века область, принадлежавшая сеньору. БАС 1. Оба процесса, дробя государственную власть географически, локализуя ее, разбивали государство на крупные сеньории. Ключевский Курс рус. ист. В Западной Европе в период… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СЕНЬОРИЯ — сеньерия (франц. seigneurie), термин, употребляемый в ист. лит ре для обозначения комплекса феод. зем. собственности и связанных с нею прав на феод. зависимых крестьян; в этом широком значении С. синоним вотчины. В более узком спец. значении С.… … Советская историческая энциклопедия
сеньория — и; ж. [франц. seigneurie] 1. В средние века в Западной Европе: область, принадлежавшая сеньору. 2. В средние века в Западной Европе: выборный орган государственной власти. * * * сеньория синоним вотчины (во 2 м значении); термин применяется… … Энциклопедический словарь
Сеньория — 1) Фр. обозначение комплекса феод. земельной собственности, обладателю которого (сеньору) принадлежали в его пределах права государя (право суда, взимания налогов, набора войск, законодательства, чеканки монеты), а также права на феодально… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Сеньория — сеньёрия (франц. seigneurie), термин, употребляемый в исторической литературе для обозначения (преимущественно применительно к странам Западной Европы) комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на феодально… … Большая советская энциклопедия
Сеньория — см. Феодализм … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Текст книги «История. Культура. Повседневность»
Автор книги: Мария Козьякова
Жанр: Культурология, Наука и Образование
Текущая страница: 13 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]
Непременное качество рыцаря – щедрость. Богатство завоевывается, чтобы его тратить не считая. В этом состояло достоинство и честь сеньора. Окружающие ждут от своего господина именно этого, они живут его щедротами. Богатство раздаривалось демонстративно, публично, и дарение символизировало великодушие, удачу, доблесть. Корыстолюбие и скупость считались пороками, ведущими к потере звания, положения, к исключению из общества. Именно так произошло в «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина, где передана трагическая метаморфоза: человек попрал нормы своего круга и потому стал преступником в глазах собственного сына.
В Средние века складываются определенные правила борьбы, соблюдение которых становится обязательным[93] 93
См.: ОссовскаяМ. Цит. соч.
Другое развлечение – турниры, или военные состязания рыцарей. Существует версия, что турниры возникли в Палестине как проявление соперничества рыцарских «наций», каждая из которых стремилась доказать свое превосходство. Однако не подлежит сомнению, что показательный бой существовал в древности у многих племен, в том числе и у германцев. У турнира имелось несколько функций, в частности, демонстрационная, т. е. своеобразный смотр боевых качеств рыцаря; тренировочная, которая позволяла поддерживать в мирное время боевые навыки на должном уровне; обучающая, дававшая молодежи возможность овладеть боевым искусством.
В мирное время, свободное от охот и боев, рыцари отдыхают и пируют, ища себе занятия кто как может. Они скучают, ожидая своего главного развлечения – войны. Мир неинтересен и обременителен для них.
Глава 12
Сеньориальные порядки. Крестьяне и горожане
Сеньориальные порядки
К началу второго тысячелетия в Западной Европе сложился класс феодально зависимых крестьян – основных производителей аграрного средневекового общества. Будучи единым по своему месту в системе общественного производства, крестьянство весьма различалось по правовому и хозяйственному положению. Сеньориальная зависимость могла быть личной, поземельной, судебной (ее разновидности часто совпадали или образовывали разные сочетания). Крестьяне, державшие земельный надел, обязаны были выплачивать сеньору различные виды ренты, в том числе натуральную (продуктовую или отработочную), а впоследствии и/или денежную. Личная зависимость крестьян являлась наиболее суровой формой закрепощения. Она получила в литературе название серважа, хотя античные сервы (рабы) отличались от средневековых крестьян. Поземельно зависимые крестьяне прикреплялись к земле и именовались вилланами[96] 96
Серваж, как и вилланство, не тождественны в разных странах. В данной книге используется обобщенная характеристика серва или виллана.
Та или иная степень личной несвободы характерна для всех категорий крестьян, но более всего для сервов. Помимо рентных, на них возложены и другие платежи, а также унизительные повинности, подчеркивавшие их зависимое положение. Сеньор по отношению к ним имел, во-первых, право «мертвой руки»: господин после смерти крестьянина забирал лучшую часть из его хозяйства – одежду, скот, либо взимал денежный побор (забирал все имущество целиком) – так называемый менморт. Если у бедняка не было ничего, то сборщик налогов мог по обычаю отрубить у трупа руку и принести хозяину, символизируя этим власть сеньора. Во-вторых, для заключения брака крестьянину необходимо было получить разрешение. Это делалось для того, чтобы господин имел право на детей или получил бы компенсацию в виде уплаты особой пошлины – формарьяжа. Сеньор пользовался правом первой брачной ночи, либо выкупа за нее. В знак своей власти он символично ставил ногу на постель новобрачной.
Население обязано сеньору так называемыми баналитетами: обладая монополией на хозяйственную технику – мельницу, печь, давильный пресс, он вынуждал зависимых людей пользоваться ими за плату[97] 97
В баналитетной печи крестьяне должны были выпекать отнюдь не пироги, но простой хлеб. Поэтому слово «банальный» со временем приобрело значение чего-либо рядового, заурядного.
Сеньориальной монополией являлись также меры и весы, так как их эталоны зависели от воли сеньора. Вокруг них постоянно разгорались конфликты, потому что крестьяне оспаривали сеньориальные меры и пытались использовать свои, за что их нередко наказывали. В ходу могли быть и чисто условные «натуральные» единицы измерения, диктовавшиеся патриархальной традицией. Так, крестьянину разрешалось после жатвы забрать такой объем жита, какой выдерживало косовище, или же крестьянке вменялось в обязанность печь для замка хлеб размером с ее зад и т. п.
Сеньор олицетворял для зависимых людей верховную власть. Все живущие на данной земле подчинялись сеньориальному суду[98] 98
Объем судебных прав мог быть различным: от наложения штрафов до смертной казни.
Символы власти, орудия подавления и наказания не прятали, наоборот, их выставляли на всеобщее обозрение. Владелец замка воздвигал около него виселицу. Она же встречала путников у въезда в город. На рыночной площади ставили позорный столб или помост для казни. Страшная реальность того времени – тюрьма. Обычно это подземелье в замке, где в темноте и сырости томились узники, вызвавшие неудовольствие сеньора. Самые легкие телесные наказания по тем временам – заключение в кандалы, бичевание. Средневековое правосудие не применяло защиту обвиняемого, не признавало смягчающих вину обстоятельств. Наказания назначались суровые: обрезать уши, нос, выколоть глаза, отрубить ногу или руку. Они приводились в исполнение публично и служили назидательным целям, главная из которых – добиться покорности простолюдинов.
Помимо всевозможных выплат и служб на крестьян возлагались различные унизительные повинности. Ряд этих странных обычаев описывает Т.Н. Грановский: в одном месте крестьяне в определенный день должны были приходить к замку господина, бить себя в грудь, при этом гримасничая и показывая язык; в другом владении они обязаны были в указанное время привезти сеньору яйцо на телеге, запряженной восемью волами; в третьем – целовать запоры замка[99] 99
См.: Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987.
[Закрыть] и т. п. Подобные прихоти были вызваны исключительно самодурством повелителя, желанием унизить и оскорбить. Здесь скрыта не только социальная, но и психологическая закономерность: для систематической эксплуатации требовались, кроме насилия, идейное обоснование и моральная санкция сеньориальной этики.
Тем не менее сеньор оказывает покровительство зависимым от него людям. Владелец замка предоставляет убежище окрестным крестьянам в случае военной угрозы, пускает своих вилланов как зрителей на праздник в замок. Это покровительство напоминает «заботу» о баране, которого тщательно стригут. В стихах трубадура Бертрана де Борна откровенно демонстрируется мораль сеньориального класса: «Мужики, что злы и грубы… только нищими мне любы. Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, необогретым!» Подчеркнем, что речь здесь идет об основном производительном классе средневекового общества, от которого зависело само существование и благополучие презирающей его элиты.
Крестьяне
В мире голода и нищеты крестьяне существуют на пределе возможного. Зачастую речь идет об их физическом выживании. Вот описание английского крестьянина и его семьи, сделанное около 1394 г.: у бедняка, шедшего за плугом, капюшон в дырах, из рваных покоробившихся башмаков вылезают пальцы ног. «Человек этот утопал в грязи по самые щиколотки; впереди него плелись четыре коровы, до крайности исхудалые… Жена шла рядом с длинным стрекалом в руке… Она шла босиком по ледяной земле и из ног ее сочилась кровь. У края поля стоял небольшой короб для мусора, в нем лежал младенец, завернутый в тряпье, а с другой стороны еще двое малышей двухлетнего возраста, и все они выводили жалостную песню. Их голоса сливались в один крик – вопль нищеты. Бедный пахарь горестно вздыхал и повторял: “Тише, дети!”»[100] 100
Отрывок из «Pierce the Ploughmans Crede» (Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994).
Борьба между замком и деревней шла постоянно, то в виде партизанской войны, то выливаясь в бунты и восстания. Пассивное сопротивление крестьян выражалось в саботаже, воровстве, браконьерстве, даже в бегстве. Работа на барщине требовала жесткого контроля из-за нерадивости крестьян, не позволяла вводить прогрессивные методы, например, сеньору не советуют пользоваться конной упряжкой из-за возможных «козней пахаря». Ситуация напоминает античное рабство, так как недобросовестность, низкая эффективность свойственны подневольному труду в целом.
Отчаяние, вызванное нищетой, выливалось в крестьянские бунты. Во время вооруженных столкновений враждебность в отношениях между замком и деревней проявлялась особенно резко, приводя к крайне жестоким эксцессам. Так, в хрониках Жана Фруассара, посвященных Жакерии, рассказывается о бесчисленных злодеяниях, творимых бунтовщиками: поджогах, убийствах, насилиях. Среди них есть описания крайне извращенных жестокостей: «…они убили одного рыцаря, насадили его на вертел и… поджарили на глазах жены и детей… заставили ее и детей есть испеченное мясо рыцаря, наконец их убили, предав страшной смерти».
А вот впечатляющая картина расправы с восставшими графа Рауля из «Романа о Ру», повествующем о крестьянском восстании в Нормандии:
«Многих вилланов он на кол сажал,
Жилы тянул, кисти рук отсекал.
Прочие были живьем сожжены,
Иль раскаленным свинцом крещены.
В успокоенье сумел преуспеть —
Без содроганья нельзя посмотреть».
Жестоки обе стороны. Крестьянами движет отчаяние, сеньорами – страх, упование на расправу. Военные столкновения во все времена сопровождались бесчинствами и насилиями, но хроники передают особый колорит той суровой эпохи, скорой на суд и расправу, глухой к страданиям бренной человеческой плоти.
Повседневная жизнь крестьян зависела от среды обитания. Преобладающая форма поселений – деревня (в горных местностях – хутор). Нередко они возникали у стен замка или монастыря, предоставлявших крестьянам убежище. Территория деревни включала, кроме места поселения, пахотную землю и альменду. Внутренняя территория (сама деревня) состояла из крестьянских дворов, церкви, деревенской площади, обнесенных валом или оградой. Крестьянский двор – это само жилище, хозяйственные постройки, сад, огород. Пахотная земля делилась на отдельные участки, и каждая семья, получив участок, обязана была платить соответствующие подати. С развитием двух– и трехполья создается система «открытых полей», вводится принудительный севооборот. Альменда – земельные угодья, находившиеся в общем пользовании: пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли, глиняные и песчаные карьеры. Было запрещено использовать эти угодья с целью обогащения: нельзя, например, рубить лес или ловить рыбу на продажу.
Крестьянский коллектив – община. Объединяя и сплачивая крестьян, она могла дать отпор сеньориальным притязаниям, защищая интересы своих членов. В то же время с помощью системы круговой поруки, введя взаимный контроль и ответственность друг перед другом, коллектив становится гарантом своевременного и полного выполнения феодальных повинностей. Поддерживая индивида, он одновременно подавляет его. В крестьянской среде отсутствует иерархия, крестьяне мыслятся как равные субъекты. Однако в действительности в общине происходит постепенное расслоение, появляются зажиточные семьи, руководящие и заправляющие всеми делами. Из них выбирается либо назначается деревенская администрация: старосты и присяжные. Они выступают посредниками между деревней и замком, арбитрами в спорах соседей, занимаются благотворительностью, ссужают деньги.
Для крестьянского образа жизни в наибольшей степени характерны консервативно-традиционалистские ориентации. Неизменность своей доли – убеждение, усвоенное с детства, воспитанное церковью и общиной. «Они были вилланы, и дети их пребудут вилланами во веки веков» – учила церковь. Сельская община выступала хранителем патриархальных традиций (они проявляются в разных жизненных аспектах, в частности, в наследовании родительских занятий[101] 101
Наследование детьми социального статуса родителей характерно для всего средневекового общества, но в крестьянской среде оно выражено наиболее отчетливо.
[Закрыть] ), в том числе культурных – песен, плясок, обрядов и праздников, соединивших язычество с христианством. Жизнь земледельца в полной мере подчинялась природным ритмам и обычаям. Счет лет шел лишь по отдельным событиям, войнам или стихийным бедствиям.
Горожане
Патриархальные устои деревенской жизни постепенно разрушаются товаро-денежными отношениями. Источником новых веяний становятся города. В известной степени они «питались деревней», эксплуатировали ее, манили и пугали своим богатством. Им удалось сделать то, что было не по силам деревне: горожане освободились от личной зависимости. «Городской воздух делает свободным» – по средневековой норме человек, проживший в городе определенный срок (обычно год и один день), становился свободным.
Город создает особое сословие горожан. Он объединяет своих жителей в городскую общину, коммуну. Войти в нее можно, только имея определенное состояние (дом или часть дома). Ее полноправные члены обладают рядом привилегий и вольностей и именуются «бюргерами»[102] 102
Это личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении, в городском самоуправлении (там, где оно имелось).
Во главе города стоял патрициат. В него входили богатые домовладельцы, ростовщики, купцы-оптовики, верхушка цеховых мастеров. Из этой замкнутой группы наследственной городской аристократии формируется городской совет, судебная коллегия и администрация. В их руках находится и, как правило, используется в их же интересах городское имущество, строительство, налогообложение. Патриции подражали в быту феодалам: носили гербы, участвовали в турнирах, роскошно одевались, имели великолепные дворцы, занимавшие целые кварталы. Они образовывали обширные линьяжи, подобные феодальным, – некие средневековые монтекки и капулетти.
На следующей ступени – ремесленники (мастера) и состоятельные торговцы. Средневековое ремесло и торговля имели корпоративную структуру[103] 103
Лица определенных профессий объединялись в союзы – цехи, гильдии, братства, компаньонажи, которые устанавливали монополию на каждый вид деятельности.
Цех строго регламентировал производство, проводя эгалитарную политику и устраняя конкуренцию. Цеховые уставы определяли условия труда, применяемые технологии, сырье, инструменты, число подмастерьев и учеников[104] 104
В частности, запрещались работа в праздничные дни и в ночное время, технические усовершенствования, регулировались цены.
Низшие слои города – городской плебс, рабочий люд – образуют пеструю смесь. Слуги, подмастерья, носильщики находятся вне городской общины и лишены какой-либо защиты[106] 106
Цеховые подмастерья в период замыкания цехов образовывали свои организации – братства, компаньонажи.
На самом дне находилась беспокойная масса нищих, бродяг, бездомных. Нищенство – постоянная данность средневековой жизни: это состояние осмысливалось как угодное Богу. Созерцательному, паразитическому образу жизни отдавалось предпочтение перед деятельным, жить подаянием было незазорно. «Христовы бедняки», «избранники Божии» – так именовали их, помня о тех, кто первый воспринял проповедь Христа, кто пошел за ним. Нищенские монашеские ордены сделали из бедности духовную ценность, а милостыня почиталась как одно из средств спасения души: молитва сирого и нищего будет скорее услышана на небесах и поэтому бедные могут стать заступниками богатых. «Христарадничающих» кормили при замках и монастырях, плодя до бесконечности их число. Раздача милостыни – непременная составная часть любого праздника, а дворцовый этикет включал бедняков и нищих в торжественные церемонии, отводя им роль объектов благодеяний владетельных особ. Смирение, уничижение – таков лейтмотив королевского подвига милосердия: например, Св. Маргарита (королева Шотландии в XI в.) мыла ноги нищим и раздавала пищу сиротам, Людовик Святой посещал бедняков и также кормил их из своих рук.
Нищенство тесно связано с бродяжничеством. Большое количество бродяг – одна из примет времени. Средневековье выталкивает на дорогу изгоев, преступников, пилигримов. В городах низший слой населения текуч, лица постоянно меняются. Они образуют слой так называемых «вредных людей», живущих не только за счет подаяния, но и воровства, проституции, мошенничества и других непозволительных занятий. Игроки, бродячие школяры, паяцы, фокусники, искатели приключений, распутные женщины странствуют по городам и весям, творят всевозможные бесчинства. Они появляются всюду, куда стекается народ и где устраиваются праздники, пускаются в разгул.
Таков пестрый мир, образующий основание феодальной пирамиды: «трудящиеся», кормящие все средневековое общество и презираемое верхами, и его изгои, вытолкнутые на дорогу.
сеньориальный
Смотреть что такое «сеньориальный» в других словарях:
СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ — СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ, сеньориальная, сеньориальное (ист.). прил. к сеньор в 1 знач. и к сеньория. Сеньориальное право. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Сеньориальный — прил. 1. соотн. с сущ. сеньор I, сеньория, связанный с ними 2. Свойственный сеньору [сеньор I], сеньории, характерный для них. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сеньориальный — сеньориальный, сеньориальная, сеньориальное, сеньориальные, сеньориального, сеньориальной, сеньориального, сеньориальных, сеньориальному, сеньориальной, сеньориальному, сеньориальным, сеньориальный, сеньориальную, сеньориальное, сеньориальные,… … Формы слов
сеньориальный — сеньори альный … Русский орфографический словарь
Сеньориальный удел — Раздел земель по Статуту Болеслава Кривоустого: С … Википедия
деревня — устойчивое групповое поселение земледельцев на определенной территории, а также форма их общежития. До известной степени справедливо утверждение, согласно которому до рубежа второго тысячелетия сельские поселения на Западе нередко … Словарь средневековой культуры
Болеслав IV Кудрявый — У этого термина существуют и другие значения, см. Болеслав IV. Болеслав IV Кудрявый Bolesław IV Kędzierzawy Портрет работы Яна Матейко … Википедия
Статут Болеслава Кривоустого — Статут Болеслава Кривоустого политическое завещание польского князя Болеслава Кривоустого, в котором он установил порядок раздела польских земель между своими сыновьями и старшинство между ними. Условия Раздел земель по Статуту Болеслава… … Википедия
шампар — (champart), терраж (terrage), в средневековой Франции сеньориальный побор в виде части урожая (от 1/20 до 1/4) со злаков, винограда, льна и др.; им облагались некоторые земельные держания крестьян. Отменён Французской революцией в конце XVIII в.… … Энциклопедический словарь
гостеприимство — Прием у себя, в своем доме, чужого с целью предоставления ему крова, пищи, содействия и защиты. В качестве частного случая отношений дарообмена (Дар, обмен дарами), Г.о является, по определению М.Мосса, «всеобъемлющим социальным фактом».… … Словарь средневековой культуры