Что такое сеньориальный порядок

Значение слова «сеньория»

Что такое сеньориальный порядок. Смотреть фото Что такое сеньориальный порядок. Смотреть картинку Что такое сеньориальный порядок. Картинка про Что такое сеньориальный порядок. Фото Что такое сеньориальный порядок

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Сеньорией является совокупность земельных участков, в границах которых осуществляется землевладение, сбор пошлин и выплата периодических платежей. Сеньория, в некоторой степени, унаследовала характерные особенности римской виллы периода поздней античности и, в то же время, является следствием раздробления публичной власти незадолго до 1000 года. Для средневековой знати сеньория стала способом приоритетного выделения, согласно которому средневековые аристократы получали возможность обеспечить своё экономическое, политическое и общественное превосходство. С другой стороны, ограничение исключительных прав, принадлежащих сеньору, стало средством укрепления власти государства в конце эпохи средневековья и в период новой истории.

По оценке, в XVIII веке во Франции имелось от 40000 до 50000 сеньорий.

СЕНЬОРИ’Я, и, ж. (истор.). Область, принадлежавшая сеньору (см. сеньор в 1 знач.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое сеньориальный порядок. Смотреть фото Что такое сеньориальный порядок. Смотреть картинку Что такое сеньориальный порядок. Картинка про Что такое сеньориальный порядок. Фото Что такое сеньориальный порядокПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подковылять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ» в других словарях:

сеньориальный — ая, ое. seigneurial, e adj. Отн. к сеньору, принадлежащий ему. В качестве государя сеньер мог устанавливать какие ему было угодно распоряжения, в роде, например, обязанности молоть зерно непременно на сеньерьяльной мельнице и печь хлеб в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Сеньориальный — прил. 1. соотн. с сущ. сеньор I, сеньория, связанный с ними 2. Свойственный сеньору [сеньор I], сеньории, характерный для них. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сеньориальный — сеньориальный, сеньориальная, сеньориальное, сеньориальные, сеньориального, сеньориальной, сеньориального, сеньориальных, сеньориальному, сеньориальной, сеньориальному, сеньориальным, сеньориальный, сеньориальную, сеньориальное, сеньориальные,… … Формы слов

сеньориальный — сеньори альный … Русский орфографический словарь

Сеньориальный удел — Раздел земель по Статуту Болеслава Кривоустого: С … Википедия

деревня — устойчивое групповое поселение земледельцев на определенной территории, а также форма их общежития. До известной степени справедливо утверждение, согласно которому до рубежа второго тысячелетия сельские поселения на Западе нередко … Словарь средневековой культуры

Болеслав IV Кудрявый — У этого термина существуют и другие значения, см. Болеслав IV. Болеслав IV Кудрявый Bolesław IV Kędzierzawy Портрет работы Яна Матейко … Википедия

Статут Болеслава Кривоустого — Статут Болеслава Кривоустого политическое завещание польского князя Болеслава Кривоустого, в котором он установил порядок раздела польских земель между своими сыновьями и старшинство между ними. Условия Раздел земель по Статуту Болеслава… … Википедия

шампар — (champart), терраж (terrage), в средневековой Франции сеньориальный побор в виде части урожая (от 1/20 до 1/4) со злаков, винограда, льна и др.; им облагались некоторые земельные держания крестьян. Отменён Французской революцией в конце XVIII в.… … Энциклопедический словарь

гостеприимство — Прием у себя, в своем доме, чужого с целью предоставления ему крова, пищи, содействия и защиты. В качестве частного случая отношений дарообмена (Дар, обмен дарами), Г.о является, по определению М.Мосса, «всеобъемлющим социальным фактом».… … Словарь средневековой культуры

Источник

СЕНЬОРИЯ

Смотреть что такое «СЕНЬОРИЯ» в других словарях:

СЕНЬОРИЯ — класс сеньоров (см.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. сеньория (фр. seigneurie) в Зап. Европе в период феодализма комплекс феодальной земельной собственности и связанных с ней прав сеньора на… … Словарь иностранных слов русского языка

сеньория — вотчина, поместье Словарь русских синонимов. сеньория сущ., кол во синонимов: 3 • вотчина (7) • помес … Словарь синонимов

СЕНЬОРИЯ — синоним вотчины (во 2 м значении); термин применяется преимущественно для определения западноевропейского поместья … Большой Энциклопедический словарь

СЕНЬОРИЯ — СЕНЬОРИЯ, сеньории, жен. (ист.). Область, принадлежавшая сеньору (см. сеньор в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

сеньория — и, ж. seigneurie f. 1. В средине века область, принадлежавшая сеньору. БАС 1. Оба процесса, дробя государственную власть географически, локализуя ее, разбивали государство на крупные сеньории. Ключевский Курс рус. ист. В Западной Европе в период… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СЕНЬОРИЯ — сеньерия (франц. seigneurie), термин, употребляемый в ист. лит ре для обозначения комплекса феод. зем. собственности и связанных с нею прав на феод. зависимых крестьян; в этом широком значении С. синоним вотчины. В более узком спец. значении С.… … Советская историческая энциклопедия

сеньория — и; ж. [франц. seigneurie] 1. В средние века в Западной Европе: область, принадлежавшая сеньору. 2. В средние века в Западной Европе: выборный орган государственной власти. * * * сеньория синоним вотчины (во 2 м значении); термин применяется… … Энциклопедический словарь

Сеньория — 1) Фр. обозначение комплекса феод. земельной собственности, обладателю которого (сеньору) принадлежали в его пределах права государя (право суда, взимания налогов, набора войск, законодательства, чеканки монеты), а также права на феодально… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Сеньория — сеньёрия (франц. seigneurie), термин, употребляемый в исторической литературе для обозначения (преимущественно применительно к странам Западной Европы) комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на феодально… … Большая советская энциклопедия

Сеньория — см. Феодализм … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Текст книги «История. Культура. Повседневность»

Что такое сеньориальный порядок. Смотреть фото Что такое сеньориальный порядок. Смотреть картинку Что такое сеньориальный порядок. Картинка про Что такое сеньориальный порядок. Фото Что такое сеньориальный порядок

Автор книги: Мария Козьякова

Жанр: Культурология, Наука и Образование

Текущая страница: 13 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Непременное качество рыцаря – щедрость. Богатство завоевывается, чтобы его тратить не считая. В этом состояло достоинство и честь сеньора. Окружающие ждут от своего господина именно этого, они живут его щедротами. Богатство раздаривалось демонстративно, публично, и дарение символизировало великодушие, удачу, доблесть. Корыстолюбие и скупость считались пороками, ведущими к потере звания, положения, к исключению из общества. Именно так произошло в «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина, где передана трагическая метаморфоза: человек попрал нормы своего круга и потому стал преступником в глазах собственного сына.

В Средние века складываются определенные правила борьбы, соблюдение которых становится обязательным[93] 93
См.: ОссовскаяМ. Цит. соч.

Другое развлечение – турниры, или военные состязания рыцарей. Существует версия, что турниры возникли в Палестине как проявление соперничества рыцарских «наций», каждая из которых стремилась доказать свое превосходство. Однако не подлежит сомнению, что показательный бой существовал в древности у многих племен, в том числе и у германцев. У турнира имелось несколько функций, в частности, демонстрационная, т. е. своеобразный смотр боевых качеств рыцаря; тренировочная, которая позволяла поддерживать в мирное время боевые навыки на должном уровне; обучающая, дававшая молодежи возможность овладеть боевым искусством.

В мирное время, свободное от охот и боев, рыцари отдыхают и пируют, ища себе занятия кто как может. Они скучают, ожидая своего главного развлечения – войны. Мир неинтересен и обременителен для них.

Глава 12
Сеньориальные порядки. Крестьяне и горожане

Сеньориальные порядки

К началу второго тысячелетия в Западной Европе сложился класс феодально зависимых крестьян – основных производителей аграрного средневекового общества. Будучи единым по своему месту в системе общественного производства, крестьянство весьма различалось по правовому и хозяйственному положению. Сеньориальная зависимость могла быть личной, поземельной, судебной (ее разновидности часто совпадали или образовывали разные сочетания). Крестьяне, державшие земельный надел, обязаны были выплачивать сеньору различные виды ренты, в том числе натуральную (продуктовую или отработочную), а впоследствии и/или денежную. Личная зависимость крестьян являлась наиболее суровой формой закрепощения. Она получила в литературе название серважа, хотя античные сервы (рабы) отличались от средневековых крестьян. Поземельно зависимые крестьяне прикреплялись к земле и именовались вилланами[96] 96
Серваж, как и вилланство, не тождественны в разных странах. В данной книге используется обобщенная характеристика серва или виллана.

Та или иная степень личной несвободы характерна для всех категорий крестьян, но более всего для сервов. Помимо рентных, на них возложены и другие платежи, а также унизительные повинности, подчеркивавшие их зависимое положение. Сеньор по отношению к ним имел, во-первых, право «мертвой руки»: господин после смерти крестьянина забирал лучшую часть из его хозяйства – одежду, скот, либо взимал денежный побор (забирал все имущество целиком) – так называемый менморт. Если у бедняка не было ничего, то сборщик налогов мог по обычаю отрубить у трупа руку и принести хозяину, символизируя этим власть сеньора. Во-вторых, для заключения брака крестьянину необходимо было получить разрешение. Это делалось для того, чтобы господин имел право на детей или получил бы компенсацию в виде уплаты особой пошлины – формарьяжа. Сеньор пользовался правом первой брачной ночи, либо выкупа за нее. В знак своей власти он символично ставил ногу на постель новобрачной.

Население обязано сеньору так называемыми баналитетами: обладая монополией на хозяйственную технику – мельницу, печь, давильный пресс, он вынуждал зависимых людей пользоваться ими за плату[97] 97
В баналитетной печи крестьяне должны были выпекать отнюдь не пироги, но простой хлеб. Поэтому слово «банальный» со временем приобрело значение чего-либо рядового, заурядного.

Сеньориальной монополией являлись также меры и весы, так как их эталоны зависели от воли сеньора. Вокруг них постоянно разгорались конфликты, потому что крестьяне оспаривали сеньориальные меры и пытались использовать свои, за что их нередко наказывали. В ходу могли быть и чисто условные «натуральные» единицы измерения, диктовавшиеся патриархальной традицией. Так, крестьянину разрешалось после жатвы забрать такой объем жита, какой выдерживало косовище, или же крестьянке вменялось в обязанность печь для замка хлеб размером с ее зад и т. п.

Сеньор олицетворял для зависимых людей верховную власть. Все живущие на данной земле подчинялись сеньориальному суду[98] 98
Объем судебных прав мог быть различным: от наложения штрафов до смертной казни.

Символы власти, орудия подавления и наказания не прятали, наоборот, их выставляли на всеобщее обозрение. Владелец замка воздвигал около него виселицу. Она же встречала путников у въезда в город. На рыночной площади ставили позорный столб или помост для казни. Страшная реальность того времени – тюрьма. Обычно это подземелье в замке, где в темноте и сырости томились узники, вызвавшие неудовольствие сеньора. Самые легкие телесные наказания по тем временам – заключение в кандалы, бичевание. Средневековое правосудие не применяло защиту обвиняемого, не признавало смягчающих вину обстоятельств. Наказания назначались суровые: обрезать уши, нос, выколоть глаза, отрубить ногу или руку. Они приводились в исполнение публично и служили назидательным целям, главная из которых – добиться покорности простолюдинов.

Помимо всевозможных выплат и служб на крестьян возлагались различные унизительные повинности. Ряд этих странных обычаев описывает Т.Н. Грановский: в одном месте крестьяне в определенный день должны были приходить к замку господина, бить себя в грудь, при этом гримасничая и показывая язык; в другом владении они обязаны были в указанное время привезти сеньору яйцо на телеге, запряженной восемью волами; в третьем – целовать запоры замка[99] 99
См.: Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987.

[Закрыть] и т. п. Подобные прихоти были вызваны исключительно самодурством повелителя, желанием унизить и оскорбить. Здесь скрыта не только социальная, но и психологическая закономерность: для систематической эксплуатации требовались, кроме насилия, идейное обоснование и моральная санкция сеньориальной этики.

Тем не менее сеньор оказывает покровительство зависимым от него людям. Владелец замка предоставляет убежище окрестным крестьянам в случае военной угрозы, пускает своих вилланов как зрителей на праздник в замок. Это покровительство напоминает «заботу» о баране, которого тщательно стригут. В стихах трубадура Бертрана де Борна откровенно демонстрируется мораль сеньориального класса: «Мужики, что злы и грубы… только нищими мне любы. Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, необогретым!» Подчеркнем, что речь здесь идет об основном производительном классе средневекового общества, от которого зависело само существование и благополучие презирающей его элиты.

Крестьяне

В мире голода и нищеты крестьяне существуют на пределе возможного. Зачастую речь идет об их физическом выживании. Вот описание английского крестьянина и его семьи, сделанное около 1394 г.: у бедняка, шедшего за плугом, капюшон в дырах, из рваных покоробившихся башмаков вылезают пальцы ног. «Человек этот утопал в грязи по самые щиколотки; впереди него плелись четыре коровы, до крайности исхудалые… Жена шла рядом с длинным стрекалом в руке… Она шла босиком по ледяной земле и из ног ее сочилась кровь. У края поля стоял небольшой короб для мусора, в нем лежал младенец, завернутый в тряпье, а с другой стороны еще двое малышей двухлетнего возраста, и все они выводили жалостную песню. Их голоса сливались в один крик – вопль нищеты. Бедный пахарь горестно вздыхал и повторял: “Тише, дети!”»[100] 100
Отрывок из «Pierce the Ploughmans Crede» (Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994).

Борьба между замком и деревней шла постоянно, то в виде партизанской войны, то выливаясь в бунты и восстания. Пассивное сопротивление крестьян выражалось в саботаже, воровстве, браконьерстве, даже в бегстве. Работа на барщине требовала жесткого контроля из-за нерадивости крестьян, не позволяла вводить прогрессивные методы, например, сеньору не советуют пользоваться конной упряжкой из-за возможных «козней пахаря». Ситуация напоминает античное рабство, так как недобросовестность, низкая эффективность свойственны подневольному труду в целом.

Отчаяние, вызванное нищетой, выливалось в крестьянские бунты. Во время вооруженных столкновений враждебность в отношениях между замком и деревней проявлялась особенно резко, приводя к крайне жестоким эксцессам. Так, в хрониках Жана Фруассара, посвященных Жакерии, рассказывается о бесчисленных злодеяниях, творимых бунтовщиками: поджогах, убийствах, насилиях. Среди них есть описания крайне извращенных жестокостей: «…они убили одного рыцаря, насадили его на вертел и… поджарили на глазах жены и детей… заставили ее и детей есть испеченное мясо рыцаря, наконец их убили, предав страшной смерти».

А вот впечатляющая картина расправы с восставшими графа Рауля из «Романа о Ру», повествующем о крестьянском восстании в Нормандии:

«Многих вилланов он на кол сажал,
Жилы тянул, кисти рук отсекал.
Прочие были живьем сожжены,
Иль раскаленным свинцом крещены.
В успокоенье сумел преуспеть —
Без содроганья нельзя посмотреть».

Жестоки обе стороны. Крестьянами движет отчаяние, сеньорами – страх, упование на расправу. Военные столкновения во все времена сопровождались бесчинствами и насилиями, но хроники передают особый колорит той суровой эпохи, скорой на суд и расправу, глухой к страданиям бренной человеческой плоти.

Повседневная жизнь крестьян зависела от среды обитания. Преобладающая форма поселений – деревня (в горных местностях – хутор). Нередко они возникали у стен замка или монастыря, предоставлявших крестьянам убежище. Территория деревни включала, кроме места поселения, пахотную землю и альменду. Внутренняя территория (сама деревня) состояла из крестьянских дворов, церкви, деревенской площади, обнесенных валом или оградой. Крестьянский двор – это само жилище, хозяйственные постройки, сад, огород. Пахотная земля делилась на отдельные участки, и каждая семья, получив участок, обязана была платить соответствующие подати. С развитием двух– и трехполья создается система «открытых полей», вводится принудительный севооборот. Альменда – земельные угодья, находившиеся в общем пользовании: пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли, глиняные и песчаные карьеры. Было запрещено использовать эти угодья с целью обогащения: нельзя, например, рубить лес или ловить рыбу на продажу.

Крестьянский коллектив – община. Объединяя и сплачивая крестьян, она могла дать отпор сеньориальным притязаниям, защищая интересы своих членов. В то же время с помощью системы круговой поруки, введя взаимный контроль и ответственность друг перед другом, коллектив становится гарантом своевременного и полного выполнения феодальных повинностей. Поддерживая индивида, он одновременно подавляет его. В крестьянской среде отсутствует иерархия, крестьяне мыслятся как равные субъекты. Однако в действительности в общине происходит постепенное расслоение, появляются зажиточные семьи, руководящие и заправляющие всеми делами. Из них выбирается либо назначается деревенская администрация: старосты и присяжные. Они выступают посредниками между деревней и замком, арбитрами в спорах соседей, занимаются благотворительностью, ссужают деньги.

Для крестьянского образа жизни в наибольшей степени характерны консервативно-традиционалистские ориентации. Неизменность своей доли – убеждение, усвоенное с детства, воспитанное церковью и общиной. «Они были вилланы, и дети их пребудут вилланами во веки веков» – учила церковь. Сельская община выступала хранителем патриархальных традиций (они проявляются в разных жизненных аспектах, в частности, в наследовании родительских занятий[101] 101
Наследование детьми социального статуса родителей характерно для всего средневекового общества, но в крестьянской среде оно выражено наиболее отчетливо.

[Закрыть] ), в том числе культурных – песен, плясок, обрядов и праздников, соединивших язычество с христианством. Жизнь земледельца в полной мере подчинялась природным ритмам и обычаям. Счет лет шел лишь по отдельным событиям, войнам или стихийным бедствиям.

Горожане

Патриархальные устои деревенской жизни постепенно разрушаются товаро-денежными отношениями. Источником новых веяний становятся города. В известной степени они «питались деревней», эксплуатировали ее, манили и пугали своим богатством. Им удалось сделать то, что было не по силам деревне: горожане освободились от личной зависимости. «Городской воздух делает свободным» – по средневековой норме человек, проживший в городе определенный срок (обычно год и один день), становился свободным.

Город создает особое сословие горожан. Он объединяет своих жителей в городскую общину, коммуну. Войти в нее можно, только имея определенное состояние (дом или часть дома). Ее полноправные члены обладают рядом привилегий и вольностей и именуются «бюргерами»[102] 102
Это личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении, в городском самоуправлении (там, где оно имелось).

Во главе города стоял патрициат. В него входили богатые домовладельцы, ростовщики, купцы-оптовики, верхушка цеховых мастеров. Из этой замкнутой группы наследственной городской аристократии формируется городской совет, судебная коллегия и администрация. В их руках находится и, как правило, используется в их же интересах городское имущество, строительство, налогообложение. Патриции подражали в быту феодалам: носили гербы, участвовали в турнирах, роскошно одевались, имели великолепные дворцы, занимавшие целые кварталы. Они образовывали обширные линьяжи, подобные феодальным, – некие средневековые монтекки и капулетти.

На следующей ступени – ремесленники (мастера) и состоятельные торговцы. Средневековое ремесло и торговля имели корпоративную структуру[103] 103
Лица определенных профессий объединялись в союзы – цехи, гильдии, братства, компаньонажи, которые устанавливали монополию на каждый вид деятельности.

Цех строго регламентировал производство, проводя эгалитарную политику и устраняя конкуренцию. Цеховые уставы определяли условия труда, применяемые технологии, сырье, инструменты, число подмастерьев и учеников[104] 104
В частности, запрещались работа в праздничные дни и в ночное время, технические усовершенствования, регулировались цены.

Низшие слои города – городской плебс, рабочий люд – образуют пеструю смесь. Слуги, подмастерья, носильщики находятся вне городской общины и лишены какой-либо защиты[106] 106
Цеховые подмастерья в период замыкания цехов образовывали свои организации – братства, компаньонажи.

На самом дне находилась беспокойная масса нищих, бродяг, бездомных. Нищенство – постоянная данность средневековой жизни: это состояние осмысливалось как угодное Богу. Созерцательному, паразитическому образу жизни отдавалось предпочтение перед деятельным, жить подаянием было незазорно. «Христовы бедняки», «избранники Божии» – так именовали их, помня о тех, кто первый воспринял проповедь Христа, кто пошел за ним. Нищенские монашеские ордены сделали из бедности духовную ценность, а милостыня почиталась как одно из средств спасения души: молитва сирого и нищего будет скорее услышана на небесах и поэтому бедные могут стать заступниками богатых. «Христарадничающих» кормили при замках и монастырях, плодя до бесконечности их число. Раздача милостыни – непременная составная часть любого праздника, а дворцовый этикет включал бедняков и нищих в торжественные церемонии, отводя им роль объектов благодеяний владетельных особ. Смирение, уничижение – таков лейтмотив королевского подвига милосердия: например, Св. Маргарита (королева Шотландии в XI в.) мыла ноги нищим и раздавала пищу сиротам, Людовик Святой посещал бедняков и также кормил их из своих рук.

Нищенство тесно связано с бродяжничеством. Большое количество бродяг – одна из примет времени. Средневековье выталкивает на дорогу изгоев, преступников, пилигримов. В городах низший слой населения текуч, лица постоянно меняются. Они образуют слой так называемых «вредных людей», живущих не только за счет подаяния, но и воровства, проституции, мошенничества и других непозволительных занятий. Игроки, бродячие школяры, паяцы, фокусники, искатели приключений, распутные женщины странствуют по городам и весям, творят всевозможные бесчинства. Они появляются всюду, куда стекается народ и где устраиваются праздники, пускаются в разгул.

Таков пестрый мир, образующий основание феодальной пирамиды: «трудящиеся», кормящие все средневековое общество и презираемое верхами, и его изгои, вытолкнутые на дорогу.

Источник

сеньориальный

Смотреть что такое «сеньориальный» в других словарях:

СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ — СЕНЬОРИАЛЬНЫЙ, сеньориальная, сеньориальное (ист.). прил. к сеньор в 1 знач. и к сеньория. Сеньориальное право. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Сеньориальный — прил. 1. соотн. с сущ. сеньор I, сеньория, связанный с ними 2. Свойственный сеньору [сеньор I], сеньории, характерный для них. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

сеньориальный — сеньориальный, сеньориальная, сеньориальное, сеньориальные, сеньориального, сеньориальной, сеньориального, сеньориальных, сеньориальному, сеньориальной, сеньориальному, сеньориальным, сеньориальный, сеньориальную, сеньориальное, сеньориальные,… … Формы слов

сеньориальный — сеньори альный … Русский орфографический словарь

Сеньориальный удел — Раздел земель по Статуту Болеслава Кривоустого: С … Википедия

деревня — устойчивое групповое поселение земледельцев на определенной территории, а также форма их общежития. До известной степени справедливо утверждение, согласно которому до рубежа второго тысячелетия сельские поселения на Западе нередко … Словарь средневековой культуры

Болеслав IV Кудрявый — У этого термина существуют и другие значения, см. Болеслав IV. Болеслав IV Кудрявый Bolesław IV Kędzierzawy Портрет работы Яна Матейко … Википедия

Статут Болеслава Кривоустого — Статут Болеслава Кривоустого политическое завещание польского князя Болеслава Кривоустого, в котором он установил порядок раздела польских земель между своими сыновьями и старшинство между ними. Условия Раздел земель по Статуту Болеслава… … Википедия

шампар — (champart), терраж (terrage), в средневековой Франции сеньориальный побор в виде части урожая (от 1/20 до 1/4) со злаков, винограда, льна и др.; им облагались некоторые земельные держания крестьян. Отменён Французской революцией в конце XVIII в.… … Энциклопедический словарь

гостеприимство — Прием у себя, в своем доме, чужого с целью предоставления ему крова, пищи, содействия и защиты. В качестве частного случая отношений дарообмена (Дар, обмен дарами), Г.о является, по определению М.Мосса, «всеобъемлющим социальным фактом».… … Словарь средневековой культуры

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *