Что такое сенсорная диета
Сенсорная диета для ребенка с расстройством аутистического спектра
Наталья Дунаева
Сенсорная диета для ребенка с расстройством аутистического спектра
Сенсорная диета для ребенка с РАС:
После сна, утром (проприоцептивный ввод): массаж ног и спины
Перед завтраком (проприоцептивный ввод): Делать»сэндвич» (бутерброд) или «буррито» (лепешку с начинкой).Крепко прижмите руки, ноги и спину вашего ребенка, поместив его между подушек («сэндвич») или плотно закатайте его в одеяло («буррито»).
По дороге в детский сад (проприоцептивный ввод): носить тяжести. Ваш ребенок может носить рюкзак или забавную укладку, заполненные игрушками (не слишком тяжелыми).
После детского сада (слуховой ввод): Выйти из дома и послушать. Идите по улице и слушайте дождь, гром и т. д. Если вы слышите пение птиц, попытайтесь определить, в каком направлении находится поющая птица.
На детской площадке (вестибулярный ввод): Вращение. Дайте ребенку возможность использовать для вращения специальный диск или офисное кресло. Разрешите бегать по кругу и кататься на карусели.
Дома (тактильный ввод): Игры с сенсорными коробками.
Вечером во время ужина (вкусовой ввод): Играть в отгадывание вкусов или угадывание продукта на вкус с закрытыми глазами.
Перед сном (обонятельный ввод): Ванна с аромамаслами
Перед сном (слуховой ввод): Успокаивающая музыка или чтение
Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.
Дидактическое пособие «Сенсорная юбка» Для повышения эффективности сенсорного воспитания детей было изготовлено дидактическое пособие «Сенсорная юбка». Данное пособие рекомендовано.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.
Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.
Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.
Сенсорная дидактическая игра «Зимний лес» Представляю вниманию сенсорную дидактическую игру «Зимний лес». «Зимний лес»Что такое зимний лес? Это череда чудес! Снег повсюду здесь.
Сенсорная коробка Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Марии Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работают по ее педагогическим.
Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.
Сенсорная диета – что это такое?
Сенсорная диета у детей
Сложная работа в направлении сенсорной интеграции призвана помочь детям, имеющим трудности с обработкой сенсорной информации (что некоторые специалисты именуют «расстройством сенсорной интеграции»), с помощью структурированного воздействия различных стимулов. Со временем мозг адаптируется, и дети начинают эффективнее обрабатывать стимулы и давать реакцию на них. Если у ребёнка имеются проблемы с обработкой сенсорной информации, то родителям может быть полезно узнать о таком новом типе терапии, он называется сенсорная диета.
Ребёнок и его сенсорная интеграция – сложный процесс, который должен контролироваться специально обученным специалистом в области эрготерапии. Постепенно эрготерапевт усложняет деятельность ребёнка. Смысл в том, что путём многократно повторяющихся действий нервная система ребёнка станет выдавать более организованную реакцию на ощущения и движения.
Дети с проблемами сенсорной обработки реагируют на окружающую среду несколькими способами. Несмотря на то, что каждый ребенок уникален, существует лишь несколько способов реакции на ввод сенсорной информации. Некоторые дети слишком остро реагируют на внешнюю стимуляцию и становятся подавленными и гиперактивными. Другие же заторможены. Некоторые малыши могут даже демонстрировать сочетание активных и заторможенных реакций, в зависимости от окружающей среды.
Что же такое сенсорная диета?
Сенсорная диета никоим образом не связана с едой. Это тщательно разработанная серия физических упражнений, выполняемых в специальной среде (например, сенсорной комнате), адаптированных для того, чтобы дать каждому ребёнку необходимый именно ему уровень сенсорной стимуляции. Сенсорные диеты могут быть применены в рамках достижения сенсорной интеграции. Завершение процедуры сенсорной диеты может помочь детям достичь того самого состояния, когда они станут более внимательными в школе, смогут освоить новые навыки и пообщаться с другими детьми. Гиперактивные дети станут более спокойными, а вялые, наоборот, активизируют свою деятельность.
Но не все дети способны определить, когда они не находятся в том самом, «правильном» состоянии. Будучи последовательным в реализации сенсорной диеты, специалист по эрготерапии помогает детям осознать своё «я» и постепенно прогрессировать.
Эрготерапевт подбирает программу занятий специально для каждого ребёнка, чтобы она соответствовала его потребностями и режиму дня. Программу занятий можно также выполнять и самостоятельно.
Пример сенсорной диеты
Сенсорная диета представляет собой комплекс мероприятий, специфичных для потребностей каждого ребёнка и зависит от его сенсорных проблем. Если, например, ребёнок вялый, трудновозбудимый, то его распорядок дня может включать:
Ребёнок должен повторять эту схему заданное специалистом количество раз. Занятие длится 15-20 минут, а эффект от него продолжается несколько часов.
Какие действия могут быть включены в процедуру сенсорной диеты?
Чтобы это понять, необходимо проследить за ребёнком и понять, какой тип сенсорной информации он избегает. Это учитывается специалистом при составлении программы. Вот некоторые виды активности, которые используют для создания программ сенсорных диет:
Дома ребёнок может помогать родителям выполнять домашние дела, например, подметать, вытирать пыль, пылесосить и т. д.
Сенсорная диета также может включать в себя и другие мероприятия, которые направлены на решение конкретных вопросов сенсорной интеграции ребёнка. Существует множество различных методик. Но все они требуют специальной подготовки и без профессионального руководства их лучше не применять.
В дополнение к физической активности, сенсорная диета может также включать в себя и другой сенсорный опыт, который поможет ребёнку почувствовать себя в «том самом, нужном» состоянии здоровой активности. Всё это ребёнку способны обеспечить комплексные занятия в сенсорной комнате.
Сенсорная диета — что это? И с чем ее едят?
Читайте также
Варианты реабилитаций
Приемный папа Сергей Косушкин: «Мы просто люди, готовые заботиться о Свете, как о родной»
Особенное материнство, Или «Скажите, он станет когда-нибудь нормальным?»
Евгения Лапирова-Скобло «Мы приняли малыша со всеми его особенностями»
«В нашей семье — особые дети». Прямой эфир с Ольгой Оводовой
Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки
Наталья Городиская: «Наши друзья не знали, как вести себя с особыми детьми»
«Сенсорная диета» убережет нервную систему малыша. Нужно просто понаблюдать, где ребенку нужно поддать газку, а где ограничить от раздражителей.
Часть 19. Сенсорная диета — что это? И с чем ее едят?
Мы были на детском празднике в развлекательном центре. Море игрушек из цветного пластика. Яркий интерьер. Громкая музыка и развлекательная программа с активными аниматорами.
Заведенные, радостные дети на допинге из сладких угощений. Шум, гам, веселье! Я думаю, нет родителей, которые приходят после таких «корпоративов», полные сил.
А каково же детям? Нормотипичный либо будет капризничать потом, либо ляжет спать, как минимум, не по режиму. Особо чувствительные даже могут закатить истерику, а ля «не хочу домой», «хочу еще торт», «хочу такой же праздник» и тд.
Моя Таня, исследовав комнату, заваленную игрушками, предпочла уединиться в кукольном домике с подзорной трубой. Как и некоторые дети тоже. Когда началась анимация с современными супергероями, пытались привлечь ее к общему процессу, инклюзия же хорошо.
Я наблюдала со стороны с фотоаппаратом. У меня тактика: меньше помощи, и она сама все чаще требует: «Я сама».
Праздник был в 17.00. В этот день в садике был утренник «праздник осени», потом бассейн, а потом день рождения по плану. Но сил уже не хватило, и Таня снова предпочла уединение на диванчике, наблюдая веселое действие. Я тоже наблюдала. Наблюдала ее стеклянный взгляд.
Дело в том, что у ребенка с ДЦП мишень — нервная система. Она функционирует совершенно иначе. Процессы возбуждения и торможения отличаются по интенсивности и скорости затухания. Но работает принцип саморегуляции как основной витальный. Таня ушла в «спящий режим», чтобы сохранить остатки психики того дня. Для нее это было уже запредельно.
Мне было совсем не грустно видеть, что она не участвует. Сочувствующие взгляды мам меня совершенно не задевали. Я констатировала, что моя девочка научилась себя чувствовать и саморегулировать, делать то, что сейчас ей будет лучше всего.
Она подсознательно придерживалась принципа «сенсорной диеты». Извините, ребята, но вот тут я уже как-бы «веган»! Перебор с «салатами удовольствий», посижу на «скамейке запасных».
Следующий эпизод — праздничный торт! Бесподобный по красоте и вкусу. Дети напали на него с разбегу и хотели укусить его прям сразу. Мне тоже не терпелось получить кусочек, если честно.
Таня села на свое место и молча ждала. Она привыкла ждать, когда ее оденут, разденут, подставят скамейку, подадут руку помощи, закончат упражнение. Не могу сказать, что она супертерпеливая, но значительно больше ей уже пришлось потерпеть со своим телом, чем остальным в ее возрасте.
И апогеем вечеринки стал момент, когда начался праздник у мам. Удовлетворенные дети унеслись в самостоятельные игры, и мамы выдохнули, захотели переговорить о своем, о взрослом.
Подходит Таня и с умоляющим взглядом говорит: «Мамочка, пойдем уже домой, пожалуйста!» Ей очень хотелось шарик, который она заприметила на входе/выходе. Ей достаточно было 1 шарика для счастья, а не вот это все!
Спасибо главной маме праздника, что в этот день она исполнила желания не только своего ребенка, но и всех остальных ребят. Ведь желания были такие разные.
Я обняла свою детку и обещала, конечно, шарик. Дома дочка бухнулась спать в обнимку с ним.
Мы стараемся придерживаться в воспитании Тани сенсорной диеты. Что это значит? Ей сложно контролировать границы своего тела и эмоции тоже. В запредельные диапазоны стараемся не заходить, иначе будет срыв. Срыв ее и моих нервов, все это потом разруливать. Лучше не доводить.
Учимся с ней вместе, где эти границы путем разумных ограничений. С возрастом они меняются. И пример с праздником мне показал, что динамика положительная. Ожидала худшего завершения банкета.
Дорогая, моя любимая мамочка — организатор праздника, пожалуйста не обижайся на меня за этот пост, я знаю, ты его прочитаешь! Это лишь информационный повод к рассуждению. Праздник был прекрасен, он показал мне, каких успехов мы достигли. Спасибо!
Наверняка есть родители, которые не задумываются, почему у ребенка такое или эдакое поведение. Или задумываются, но не видят причины и решения.
«Сенсорная диета» убережет нервную систему малыша. Направит ее в спокойное русло развития. Нужно просто понаблюдать, где ребенку нужно поддать газку (выдать сладкое, включить веселую музыку, попрыгать и прочее), а где ограничить от раздражителей.
Для ребят с ДЦП работают специалисты, которые прям расписывают, какую фактуру еды давать в том или ином случае. Какими пользоваться полотенцами и тканями, например, для тактильной чувствительности. Как соблюдать режим возбудителей и угомонителей. Целая система!
Вялый утром? Постелите тактильный коврик в ванной, пока чистит зубы или идет туда, мнет пятки и взбадривается. Дайте хрустящий завтрак. Как примеры.
Надо угомонить? Дайте попить киселя или включите мантру, медленную музыку. Это, поверьте, работает, если использовать системно и регулярно.
Берегите нервную систему малышей. Им быть еще взрослыми и уметь ограничивать себя от соблазнов, а зло сейчас так красиво упаковано!
Согласитесь, это проще, когда понятны свои границы и нужды.
Сенсорно-двигательный зал «Шалтай-Болтай»
5 февраля 2019
1.Не заставляйте их останавливаться
2. Предложите им безопасный вариант
Дети часто тянутся к ближайшей вещи, которую можно жевать, это могут быть их ногти, костяшки пальцев, воротники рубашки, рукава, карандаши, пульт дистанционного управления и т.д. Мало того, что это дорого продолжать заменять то, что было пережевано, но главное, что это также может быть очень опасно. Некоторые дети будут жевать костяшки пальцев до костей, жевать ногти, жевать что-то с вредными химическими веществами и т.д. Итак, прежде всего, дайте им безопасную альтернативу для жевания. Вот некоторые варианты: https://www.arktherapeutic.com/oral-motor-chewing-tools/
3. Выясните глубинную причину
Одна из лучших вещей, которую вы можете сделать, это выяснить, ПОЧЕМУ они жуют. Так вы сможете помочь облегчить главные проблемы.
Изучите, когда и как они жуют. Ведите дневник, чтобы увидеть, становятся ли какие-либо шаблоны или триггеры понятными (возможно, они жуют больше всего, когда им скучно, они устали, расстроены и т.д.).
Например, если стресс является основным фактором, постарайтесь максимально ограничить стрессовые ситуации. Когда стрессовые ситуации неизбежны, попробуйте предоставить им другие способы лучше справиться с ними.
4. Следуйте сенсорной диете
5. Делайте массаж дёсен
Иногда массаж десен помогает уменьшить потребность в жевании, предоставляя оральное насыщение другим способом. Это очень простая, но зачастую очень эффективная деятельность, которую вы можете выполнять где угодно. Демонстрационное видео:
Вы можете предоставить глубокую стимуляцию щёк / челюстей снаружи, чтобы посмотреть, поможет ли это тоже. Так если ребенок не разрешает делать ему массаж десен во рту, сначала попробуйте начать с щек вдоль линии десен.
6. Добавьте в рацион продуктов, трудных для пережёвывания
Попробуйте добавлять в рацион ребенка во время основных приёмов пищи и перекусов более жесткие продукты (морковь, крекеры, яблоки и т.д.). Так же как и массаж десен, это помогает дополнительно стимулировать челюсть.
Жевательные продукты тоже могут быть полезны, так как они обеспечивают большую сопротивляемость и заставляют челюсть работать. Иногда могут помочь и острые продукты или продукты с ярким, интенсивным вкусом. Как всегда, имейте в виду любые аллергии, оральные моторные навыки ребенка и любые другие ограничения в еде.
7. Включите другие оральные занятия в ежедневную рутину
Попросите ребенка свистеть в свисток, пить через соломинку, сдувать ватные шарики через стол, пускать мыльные пузыри и т.д.
Используйте изогнутые соломинки для напитков, чтобы через них было труднее сосать. Пить сгущенные жидкости через соломинку (например, яблочное пюре, молочные коктейли, йогурт и т.д.) труднее из-за повышенного сопротивления, что заставляет мышцы рта и челюсти рабоать больше.
Пусть они укусят жевательный инструмент и подержат несколько секунд. Или осторожно потяните инструмент для жевания, пока ребенок удерживает его на месте между зубами.
Мало того, что эти действия держат рот занятым, они также обеспечивают оральную сенсорную обратную связь.
8. Использование вибрации
9. Занятия «тяжёлой работой»
10. Знайте, что вы не одиноки
Даже сегодня, когда расстройство сенсорной обработки (SPD) известно и есть много информации в интернете, мы слышим, как родители говорят: «Я понятия не имел, что другие семьи тоже переживают это! Приятно просто знать, что мы не единственные».
Преодоление трудностей, связанных с питанием детей с расстройствами аутистического спектра
Трудности, связанные с питанием, — одна из самых сложных и долговременных проблем, над решением которых работает эрготерапевт. Существуют тысячи причин, по которым у детей развивается отвращение к тому или иному виду пищи. Трудности с питанием в той или иной степени присутствуют у каждого ребёнка с особенностями развития. Задача эрготерапевта — научить вашего ребёнка есть безопасно, а также помочь ему овладеть социальными правилами поведения в процессе еды. Во время занятий специалист помогает ребёнку овладеть навыками, необходимыми для самостоятельного употребления пищи. Малыш научится различать, какую еду можно брать руками (например, хлеб и бутерброды), а в каких случаях положено пользоваться столовыми приборами. В процессе терапии эрготерапевт внимательно наблюдает, насколько физическое развитие ребенка позволяет ему питаться самостоятельно. При этом учитываются следующие аспекты: осанка ребенка, его поза во время еды, зрительно- моторная координация в системе глаз — рука, моторные навыки и навыки обработки сенсорной информации.
Терапия проблем питания требует длительной работы и огромного терпения от всех участников процесса: ребёнка, его родителей и эрготерапевта. Чтобы добиться успеха, необходимо, чтобы все члены команды доверяли друг другу и работали сообща. Очень важно, чтобы в домашней обстановке ребенок придерживался всех правил, установленных во время терапевтических сеансов, и продолжал выполнять задания и упражнения, связанные с питанием.
Если бы у эрготерапевта было волшебное лекарство, которое помогало бы детям-малоежкам, миллионы родителей по всему миру были бы счастливы.
К сожалению, такого волшебного средства не существует, но эрготерапевт поможет выявить конкретные причины, которые обуславливают нарушения пищевого поведения у вашего ребенка.
Что такое пищевая аверсия?
Пищевая аверсия (лат. aversio — отвращение) выражается в том, что человек отказывается есть пищу с определенными свойствами. Определяющим может быть цвет блюда, его вкус, запах, консистенция, текстура или какие-то еще характеристики продукта.
Другими словами, существует какая-то определенная причина, из-за которой ваш ребёнок отказывается есть ту или иную пищу. Эрготерапевт, работающий с ребёнком, поможет выяснить эту причину (или несколько причин) и объяснит, почему ребёнок отказывается от того или иного блюда или крайне негативно реагирует на какой-то аспект процесса приёма пищи.
Почему мой ребёнок соглашается есть только одно (или два) блюда?
У каждого из нас есть любимые блюда, но обычно человек с удовольствием пробует и другую еду и любит экспериментировать с новыми рецептами привычных блюд. Особые дети — совсем другое дело.
Ваш сын каждый день требует, чтобы на обед заказывали одну и ту же пиццу, к тому же — из определенной пиццерии.
Если пиццу поджарят сильнее обычного — ее можно выбросить, ребёнок не съест ни кусочка. Однажды я приготовила сыну его любимые макароны, но он наотрез отказался их есть. Что же случилось? Оказалось, что я сварила макароны в новой кастрюле. Да, макароны были те же самые: и марка, и форма, и упаковка. Но мальчик обратил внимание, что макароны сварили в новой кастрюле, и решил, что вкус блюда из-за этого изменился. К сожалению, старую кастрюлю мы уже выкинули в мусор, и маленькая заминка превратилась в серьезную проблему. «Макаронная забастовка» продолжалась больше недели, пока, наконец, сын не смирился с неизбежным. Тогда он сдался и съел целую тарелку макарон.
Чтобы понять, что чувствует ваш ребёнок, попробуйте представить себя на его месте. Наверняка вы когда-либо съедали слишком много той или иной пищи, так много, что вас тошнило от переедания. Вспомните, как долго после этого вы даже смотреть не могли на прежде любимое блюдо. Еще хуже, если вы заболели после того, как съели что-то обычное и привычное. Пройдет немало времени, пока вы сможете вновь попробовать это блюдо — ваш организм будет крайне негативно реагировать на его вкус, запах и даже вид. В чем же причина?
Отрицательный опыт, который вы получили, формирует негативное отношение. Всю свою жизнь человек учится на основе своего опыта. Если опыт положительный, вы захотите повторить свои действия снова и снова. Если опыт негативный — постараетесь избежать повторения такой ситуации в будущем. Вполне возможно, что ваш сын думает, что у еды металлический вкус, если он ест её металлической вилкой. Не исключено, что однажды с тарелки плохо смыли моющее средство, и ребёнок запомнил, что у супа был химический привкус. Если вашей дочери показалось, что чай в одноразовом стаканчике странно пахнет, она может надолго запомнить этот случай и будет отказываться от любой еды и напитков, если видит пластиковую посуду. Я работала с мальчиком, который однажды подавился хрустящим кренделем. Много лет после этого он категорически отказывался есть крендели, а также сушки, печенье и другие продукты, которые казались ему похожими на тот злосчастный крендель.
Проблема осложняется тем, что ребенок с задержкой речевого развития не может объяснить словами, почему он отказывается есть то или иное блюдо. Очень часто малыш и сам не знает, какая причина заставляет его снова и снова отвергать овсяную кашу
Это важно запомнить!
Возьмите лист бумаги и начертите таблицу из трёх столбцов. В первый столбец запишите все блюда и продукты, которые ваш ребёнок ест в настоящее время. Во второй столбец запишите названия блюд, которые ребёнок ел раньше, но сейчас отказывается есть. В третий столбец внесите все те продукты и блюда, которые вы бы хотели ввести в его рацион.
Внимательно изучите продукты в первом столбце и постарайтесь найти в них что-то общее. Может быть, все блюда в этом списке имеют хрустящую текстуру или, наоборот, мягкие и пюреобразные? Каковы эти блюда на вкус: сладкие, кислые, приправленные специями? Эту еду принято брать руками, или она требует использования ложки или вилки? Покажите этот список эрготерапевту, который работает с ребенком, — это поможет ему проанализировать ситуацию.
Когда вы знакомите ребёнка с новым блюдом, попробуйте сделать это в игровой форме. Не нужно заставлять ребёнка сразу же есть незнакомую ему пищу. Придумайте, как можно заинтересовать ребёнка, — например, посадите за стол его любимую игрушку или куклу и «покормите» ее новым блюдом. Не огорчайтесь, если ребёнок отверг предложенную еду и отказался притронуться к ней. В этом случае поместите несъеденное в пакет, закройте его и пальцами рисуйте на поверхности полиэтилена фигуры или буквы.
Как определить, есть ли у ребёнка проблемы с питанием?
Вот некоторые признаки, указывающие на проблемы с питанием:
Кого привлечь в «пищевую команду»?
Обычно эрготерапевты работают в тесном сотрудничестве с логопедами, физиотерапевтами, диетологами, аллергологами, гастроэнтерологами, хирургами, социальными работниками и педиатрами. Специалисты могут порекомендовать обследовать ребенка.
Трудности с питанием могут быть обусловлены и другими заболеваниями, такими как детский церебральный паралич, дисфагия, расщелина твердого неба («волчья пасть») и кровоизлияние в мозг.
Сладкая, кислая и соленая пища. Текстура и консистенция пищи
Вкус пищи и ее консистенция часто служат главными признаками, которые определяют, будет ли ребёнок есть то или иное блюдо или нет. Очень важно понимать, что именно подразумевается под той или иной характеристикой, чтобы правильно определить пищевые предпочтения ребенка. Какую еду вы любите больше всего? Я, например, очень люблю соленые картофельные чипсы. Мне нравится, как они хрустят, а соленый вкус помогает мне успокоиться. Тяжелый день? Я покупаю пакет моих любимых чипсов, съедаю их до последнего ломтика, и жизнь уже кажется мне не такой мрачной. Существуют определенные закономерности, позволяющие проследить типичное воздействие того или иного свойства пищевого продукта на человека. Список, который приведен ниже, показывает, какое действие ОБЫЧНО оказывают на человека вкус, температура, консистенция и текстура блюда. Не забывайте, что мы говорим о типичном воздействии, но реакции каждого человека индивидуальны и не всегда совпадают с общими закономерностями.
Консистенция пищи варьируется от жидкой до очень твердой. Если представить консистенцию продуктов в виде ряда, то он начнется с жидкостей, затем идет жидкое пюре (однородное и неоднородное), густое пюре, твердая пища, хрустящая пища, а также блюдо из продуктов различной текстуры.
Новорожденный ребёнок питается только жидкой пищей: грудным молоком или молочной смесью. Когда он немного подрастает, в его рацион вводят жидкое пюре. По мере развития мышц ротовой полости (оральной мускулатуры) ребёнок учится есть более густую и плотную пищу. Когда у малыша прорезываются зубки, он учится откусывать пищу и пережевывать ее. Постепенно рацион ребенка обогащается блюдами с плотной и твердой текстурой, и одновременно происходит угасание рвотного рефлекса, так что ребёнок может проглатывать кусочки пищи большего размера. Возможно, вы замечали, что пережевывание твердой пищи помогает успокоиться. Чтобы прожевать продукты с плотной текстурой, необходимо задействовать большое количество мышц ротовой полости, что рефлекторно снижает уровень возбуждения. Именно поэтому многие держат под рукой жевательную резинку, которая помогает им успокоиться в стрессовой ситуации.
Это важно запомнить!
Чтобы определить, пищу какого вкуса и текстуры вы предпочитаете, попробуйте в течение пяти дней вести пищевой дневник. Вносите в дневник, какую пищу вы едите утром, днём и вечером, вкус, текстуру и консистенцию пищевых продуктов, а также чувства и эмоции, которые у вас при этом возникают.
Теперь попробуйте составить такой же дневник для своего ребёнка. Постарайтесь определить вкус и консистенцию продуктов, которые он предпочитает.
Спросите учителя, как ребенок ведет себя в школе. Узнайте, грызет ли он на уроке кончик ручки или карандаша. Спросите, не жует ли ребенок что-нибудь несъедобное, например бумагу или нитки. Обратите внимание, какие блюда ребенок предпочитает, и отметьте вкус этих блюд: сладкий, соленый, острый или кислый. Записывайте характеристики текстуры и консистенции: жидкая, мягкая, твердая, пюреобразная, с комочками и т. п. Есть дети, которые в любое блюдо добавляют приправу, например кетчуп или острый соус. Очень важно записать как можно больше подробностей. Это поможет вам заметить закономерности пищевых предпочтений ребенка. Такая информация будет крайне полезна вам и эрготерапевту — она поможет определить, в каком направлении двигаться, чтобы преодолеть проблемы с питанием.
Мне говорят, что ребёнка нужно кормить насильно. Правда ли это?
Сейчас, когда специалисты знают гораздо больше о механизмах питания и негативных последствиях принудительного кормления, большинство эрготерапевтов отказались от строго поведенческого подхода к питанию. Гораздо полезнее всесторонне исследовать причины, которые заставляют вашего ребёнка отказываться от еды, и лучше понимать сенсорные процессы, связанные с приёмом пищи. Эрготерапевт, который работает с вашим ребёнком, будет применять позитивный поведенческий подход в своей работе. Это значит, что ребёнок будет получать вознаграждение за любое улучшение: ребенок не выплюнул еду, откусил больший кусочек, его не стошнило от новой пищи, малыш по собственной инициативе попробовал новое блюдо и т. п. Если вы хотите помочь ребёнку преодолеть проблемы с питанием, вашими помощниками станут разноцветные стикеры, система поощрения за достижения и позитивное подкрепление любого прогресса.
Правда ли, что нужно «разогревать» мышцы ротовой полости ребёнка перед кормлением?
Вы, наверное, знаете, что спортсмены делают небольшую разминку, чтобы разогреть мышцы для выполнения интенсивных упражнений. То же самое нужно сделать и для мышц рта перед началом кормления.
У детей с проблемами питания мышцы рта развиты недостаточно хорошо. Поэтому им нужно выполнять специальные упражнения, которые тренируют мускулатуру, участвующую в процессе поедания пищи. Жевательные мышцы — одни из самых сильных мышц человеческого тела, особенно принимая во внимание их сравнительно небольшой размер.
Это важно запомнить!
Вы знаете, где именно находятся жевательные мышцы? Прижмите ладони к щекам. Теперь закрой те рот и сильно стисните зубы. Вы чувствуете, как напряглись мышцы под вашими ладонями? Именно эти челюстные мышцы и обеспечивают процесс пережевывания пищи.
В арсенале у эрготерапевта есть немало специальных приспособлений, которые помогают разогреть мышцы рта перед «тяжелой работой». С помощью махровой салфетки можно делать массаж жевательных мышц и стимулировать рот и щеки. Специальный вибрирующий массажёр помогает стимулировать внутреннюю поверхность щек, языка и ротовую полость.
Чтобы заставить работать мышцы языка, предложите ребёнку поучаствовать в забавной игре. Возьмите что-нибудь вкусное и липкое, например мед, и смажьте губы малыша. Попросите ребёнка слизать вкусное лакомство. Если делать это перед зеркалом, упражнение будет еще забавней. Подумайте, какие липкие продукты нравятся ребёнку больше всего. Одни дети любят шоколадную пасту, другие — взбитые сливки. Такое упражнение только кажется забавной игрой. На самом деле это очень тяжелая работа, требующая значительных мышечных усилий. Если вы видите, что ребёнок устал и у него течет слюна, постарайтесь добиться, чтобы он все-таки закончил упражнение.
Не забывайте всё время хвалить ребёнка за его старание и настойчивость. Можно делать упражнение вместе с малышом и устроить состязание: кто быстрее слижет мед с губ.
Почему у моего ребёнка изо рта течет слюна, ведь он уже не младенец?
У маленьких детей оральная мускулатура развита слабо, поэтому младенцы не могут удерживать слюну в полости рта. Наверно, вы обращали внимание, что слюна вытекает изо рта, когда малыша выкладывают на животик. В таком положении ребенок прилагает большие усилия, напрягая мышцы рук, ног и корпуса. Он тратит столько сил на контроль над большими группами мышц, что сохранять контроль над мышцами рта, которые удерживают слюну, оказывается для него намного труднее. Когда ребёнок становится старше, оральная мускулатура развивается, и он лучше контролирует слюнотечение. Если же по какой-то причине мышцы полости рта не получили достаточного развития, ребёнок не сможет удерживать слюну во рту. Некоторые дети даже не чувствуют, что слюна вытекает изо рта и течет по подбородку.
Это важно запомнить!
Если ваш ребёнок не может должным образом контролировать слюнотечение, необходимо работать над развитием оральной моторики и повышением тонуса мышц рта.
Придумайте специальный сигнал-подсказку, чтобы показывать ребёнку, что у него течёт слюна, или обращать его внимание в случае, если он засунул в рот что-то неподходящее. Попробуйте использовать визуальные сигналы. Например, если вы поднесли палец ко рту, ребёнок посмотрит на вас и поймет, что нужно взять салфетку и вытереть рот. Если вы хотите, чтобы упражнения для оральной стимуляции вызывали у малыша положительные эмоции, попробуйте превратить их в занимательную игру.
Возьмите пластиковую коробку и превратите её в «сундучок с сокровищами». Положите в коробку все те игрушки и приспособления, которые вы используете во время упражнений для рта. Коробку нужно доставать только для занятий, чтобы малыш ассоциировал упражнения на оральную мускулатуру с интересными и забавными игрушками. Для этого подойдут различные свистки, разноцветные трубочки-соломинки, прорезыватели для зубов из разных материалов, которые можно купить в аптеке. В специальных магазинах, где продаются товары для врачей, работающих с детьми, можно найти игрушки для полости рта с вибрацией, изготовленные из безопасных материалов.
Когда вы работаете над проблемой удержания слюны, попробуйте делать ребенку массаж с помощью махровой салфетки или специальных вибрирующих устройств. Во время занятий эрготерапевт может использовать лед и мягкие зубные щетки для стимуляции рта и щек ребенка.
Как я могу помочь ребёнку развивать мышцы ротовой полости?
Развитие оральной моторики во многом обусловлено тем, насколько у ребёнка была возможность тренировать оральную мускулатуру. Мышцы ротовой полости, как и все остальные мышцы тела, нуждаются в постоянных упражнениях. Если в младенческом возрасте ребёнку требовалось искусственное питание с помощью зонда, в дальнейшем это окажет негативное влияние на формирование оральной моторики. Сходные проблемы возникают у детей, которые из-за слабого тонуса мышц не могли подносить игрушки ко рту.
Работа эрготерапевта заключается в том, чтобы определить, насколько у ребёнка развита оральная моторика, и разработать специальный комплекс упражнений для тренировки мышц ротовой полости.
Это важно запомнить!
Когда вы работаете с ребёнком над укреплением оральной мускулатуры, важно так организовывать упражнения на каждом занятии, чтобы ребёнок смог их выполнить и почувствовать, что он добился успеха. Начните с несложных упражнении, соответствующих уровню развития оральной мускулатуры малыша, и постепенно усложняйте задания.
К примеру, когда вы учите ребёнка пить через соломинку, найдите трубочки большего диаметра, которые предназначены для густых молочных коктейлей. Позаботьтесь, чтобы именно через такие трубочки пили жидкие продукты все члены семьи. Постепенно переходите на обычные трубочки-соломинки. Когда ребёнок научится всасывать жидкость через такую соломинку, переходите к трубочкам меньшего диаметра, например к соломинкам из плотного пластика, которые прикрепляют к коробочкам с соком. Для усложнения задачи можно купить изогнутые трубочки, которые продаются в магазинах для детских праздников. Чем сложнее будет форма трубочки, тем больше придётся потрудиться малышу, чтобы втянуть жидкость из стакана. Предложите малышу поиграть с помощью соломинки. Положите на стол ватный шарик, и пусть ребёнок дует через соломинку, стараясь сдуть шарик со стола или загнать его в какое-то определенное место на поверхности столешницы.
Почему мой ребёнок не пережевывает пищу?
Многие дети со слабой жевательной мускулатурой или пониженным тонусом оральных мышц испытывают трудности с пережевыванием пищи. Пережёвывание пищи — это гораздо более сложный процесс, чем простое движение челюстей вниз и вверх. Челюсти человека свободно двигаются не только вверх и вниз, но и совершают круговые движения, перемещая пищу в полости рта. Некоторым детям необходима помощь эрготерапевта, чтобы научиться правильно выполнять движения для пережевывания пищи. К примеру, эрготерапевт с помощью специальной мягкой щетки наносит пюреобразную пищу на коренные зубы ребёнка, чтобы тот мог учиться правильно жевать. Не стоит упускать из виду, что язык также участвует в процессе жевания. С помощью языка пища перемещается по ротовой полости, тем самым достигается её равномерное измельчение и смачивание слюной.
Специалист помогает ребёнку овладеть навыками, связанными с пережевыванием пищи, используя продукты с различными вкусами, температурой и консистенцией. Большую роль в его работе играют различные приспособления и приёмы, например логопедический массаж, вибрирующие устройства, а также использование зеркала, когда малыш учится есть.
Влияет ли положение, в котором сидит ребёнок за столом, на его питание?
Это важно запомнить!
Если у ребёнка есть проблемы с тонусом или силой мускулатуры корпуса, ему трудно сидеть за столом правильно. Такие дети часто ложатся грудью на столешницу или, наоборот, опираются на спинку стула. Чтобы помочь ребёнку поддерживать правильное положение тела, нужно так организовать его место за столом, чтобы соблюдать правило 90-90-90. Это означает, что угол между ступнями, стоящими на полу, и лодыжками должен равняться 90 градусам. Под таким же углом должны быть согнуты колени, а третий угол в 90 градусов должен быть образован бедрами и туловищем.
Если у вас нет возможности купить специальный детский столик, вам придется подложить что-нибудь (например, стопку книг) под ноги ребёнка, чтобы обеспечить устойчивое положение его стоп. Чтобы понять, как себя чувствует ребёнок за слишком высоким столом, представьте, что вы обедаете, сидя на барном стуле. Так вы поймёте, насколько некомфортно ребёнку, когда он сидит на высоком стуле или за слишком высоким столом и не может поставить ноги на устойчивую поверхность. Это очень неудобно, и ребёнку приходится прилагать серьезные усилия, чтобы устойчиво сидеть за столом. Соответственно, у ребёнка не остается сил на то чтобы должным образом контролировать мышцы рук во время еды.
Связаны ли проблемы принятия пищи с тактильными ощущениями?
Дети, которые испытывают трудности с питанием, нередко выражают протест, когда на их руки попадает вода или что-то липкое. Кроме того, такие дети часто отказываются прикасаться к различным предметам и веществам, например к песку или обычной земле. Нередко ребёнок демонстрирует отвращение к веществам определенной текстуры или консистенции, и это отвращение распространяется не только на пищу, но и на предметы, до которых можно дотронуться руками.
К примеру, некоторые дети проявляют сильное беспокойство, если видят на своей руке след, оставленный маркером или красками. Есть дети, которые испытывают рвотные позывы, стоит им увидеть на коже малейшую грязь. Такой ребенок может потребовать немедленно вымыть руки или начинает тереть кожу, пока от пятнышка не останется и следа. Некоторые дети демонстрируют сильное отвращение, когда прикасаются к чему-то липкому, и категорически отказываются дотрагиваться руками до пищевых продуктов во время приема пищи. Они предпочитают пользоваться столовыми приборами, даже если это кажется нелогичным. Одна девочка, с которой я работала, настаивала на том, что ломтики яблок и бутерброды с расплавленным сыром она ест только вилкой. Девочка объяснила мне, что не любит, когда ее руки скользкие. Некоторые дети предпочитают брать пищу только одной рукой, потому что для них слишком утомительно ощущение, что обе руки у них испачканы пищей. Эрготерапевт, который работает с вашим ребёнком, попросит вас составить список предметов и веществ, до которых ребенок согласен дотрагиваться, и тех, которые вызывают у него отвращение.
Это важно запомнить!
Когда вы занимаетесь с ребёнком и учите его спокойно относиться к предметам и веществам с различной текстурой и консистенцией, необходимо начать работу с такой текстуры, к которой ребёнок прикасается спокойно. Все эти упражнения направлены на осязание. Признаки, указывающие на тревожность по отношению к той или иной текстуре, включают в себя отказ прикоснуться к определенным предметам или веществам, рвотные позывы при прикосновении к ним, отказ ребёнка участвовать в занятиях, где используются определенные вещества (например, рисование красками). Кроме того, обратите внимание, бывает ли у ребёнка беспричинная истерика, когда он оказывается рядом с предметом определенной текстуры.
Как научить ребенка пользоваться столовыми приборами и набирать пищу ложкой?
Это важно запомнить!
Предложите малышу принести его любимые игрушки и устроить для них праздничный обед. Приготовьте «праздничный пирог» и попросите ребёнка разрезать его на кусочки и угостить всех гостей.
Дети, с которыми я работала, очень любили упражнения с деревянными ЗD-пазлами. Вам наверняка знакомы такие игрушки: деревянные пиццы, овощи, буханки хлеба и батоны, отдельные части которых соединяются «липучками». С помощью деревянного ножа ребенок «разрезает» продукты на части. Такие игры очень нравятся детям и одновременно приносят большую пользу, когда вы работаете над пищевым поведением.
Наполните ведерко рисом или фасолью и попросите ребенка взять ложку и переложить крупу в контейнер поменьше. Летом занятия можно перенести в песочницу, где ребенок сможет пересыпать песок с помощью различных ложек и совочков. Налейте в ведерко воды и устройте соревнование — кто быстрее наполнит свой стакан с помощью ложки. Чтобы было еще интереснее, попробуйте играть ложками разного размера. Эта весёлая и очень полезная игра доставит много радости вашему ребёнку.
Почему мой ребёнок часто издает странные звуки?
Некоторые дети издают необычные звуки: например, щелкают языком, клацают зубами, напевают мелодию без слов или пронзительно кричат, — таким образом они пытаются успокоить себя. Есть дети, которым нравится ощущать напряжение мышц рта, тела, языка, шеи и голосовых связок. Однако такие звуки нередко раздражают людей вокруг и отвлекают их.
Это важно запомнить!
Почему мой ребёнок никогда не чувствует, сыт он или голоден?
Мозг человека получает информацию от всех органов тела. Эта информация помогает нам понять, что именно мы чувствуем в данный момент: голод, жажду, желание сходить в туалет, тошноту, головокружение или что-то еще из множества возможных состояний. Мозг получает информацию от рецепторов и посылает сигналы телу, чтобы соответствующим образом регулировать интенсивность дыхания, сердцебиения, сокращение мочевого пузыря и другие необходимые функции органов, позволяющие поддерживать жизнь организма. Кроме того, мозг обрабатывает информацию, и мы чувствуем, что именно нужно нашему телу. Например, если организму нужны питательные вещества, желудок посылает мозгу сигнал, и человек ощущает голод. Однако если ребёнок испытывает трудности с обработкой сенсорной информации, он не всегда может «ощущать» или распознавать чувство голода.
Это важно запомнить!