Что такое серебряный век русской культуры
Что такое серебряный век русской культуры
Серебряный век русской культуры.
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.
Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.
Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.
Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.
[1] Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. с.4
Серебряный век русской культуры.
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
В докладе Серебряный век рассматривается как период расцвета духовной культуры, который начался в 90 годы XIX в. и завершился в конце 20-х годов XX в. На данном этапе истории духовное развитие России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было духовное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.
Серебряный век русской культуры
Серебряным веком был назван рубеж XIX—XX вв. — время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
Народы Российской империи получили к этому времени собственный алфавит, у них появились своя литература, национальная интеллигенция. Закон, принятый Государственной думой, гарантировал каждому жителю России получение начального образования на родном языке. Выпуск газет и других периодических изданий за первое десятилетие XX в. увеличился более чем в десять раз.
Наука развивалась быстрыми темпами. Отставание России в промышленности не помешало нашим ученым внести в мировую науку огромный вклад, названный революцией в естествознании. Это касалось и физики, и математики, и биологии, и химии, и многих других отраслей науки. Имена П. Н. Лебедева, В. И. Вернадского, Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии И. И. Мечникова, И. П. Павлова, С. П. Боткина, Д. И. Менделеева и многих других стали гордостью России. В области авиации значительны достижения Н. Е. Жуковского, И. И. Сикорского.
В этот период опубликованы труды выдающихся философов И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, В. С. Соловьева, теоретиков революционного переустройства России Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Отечественная история пополнилась теоретическими работами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова. А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова. Вышли первые труды будущих советских историков Е. В. Тарле, Б. Д. Грекова.
Книги русских писателей Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, И. А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна вошли в мировую литературную сокровищницу. В поэзии Серебряного века появилось новое направление — символизм. Представители этого течения противопоставили свое мировоззрение материализму, несущему, по их мнению, оскудение души человека. Поиск эстетического идеала был характерен для творчества поэтов А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, отличавшихся глубоким проникновением во внутренний мир человека.
Новаторство в русской живописи проявилось в полотнах художников И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, братьев А. М. и В. М. Васнецовых, призывавших к восстановлению первоначальной цели высокой живописи, которая, как они считали, была позабыта художниками предыдущих поколений. Традиции И. Е. Репина продолжил его ученик В. А. Серов — живописец, постоянно ищущий новые формы художественного отображения реальности, автор множества замечательных портретов, пейзажей, натюрмортов, картин на бытовые и исторические темы. Мир русской живописи начала XX в. изобиловал художественными объединениями разных направлений с различными взглядами. Все они внесли вклад в развитие русского искусства.
Архитектура серебряного века развивалась в направлении подчеркивания функционального назначения зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, наличие лепнины. На фасадах домов изображались силуэты кораблей, башенных кранов, аэропланов. Разворачивалось городское строительство. Проводилась комплексная застройка в крупных городах России. В строительном деле начал применяться железобетон.
Большой подъем переживала и русская музыка. Традиции М. И. Глинки и П. И. Чайковского развивают А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский. Продолжали свою композиторскую и педагогическую деятельность С. И. Танеев, А. С. Аренский. Огромную работу по сохранению и пропаганде традиций русского народного музыкального творчества проводил В. В. Андреев. Неоценимый вклад в развитие отечественного театрального искусства внесли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов.
В этот период интенсивно развивается технически новый для того времени вид искусства — кинематограф. В 1911 г. вышел первый отечественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя».
В целом русская национальная культура конца XIX начала XX в. развивалась на традиционной народной почве. В ее основу легли идеи независимости, поиска добра и справедливости.
Характеристика «серебряного века» русского искусства
Предпосылки «серебряного века»
XIX век в истории русской культуры, получивший название «золотого века», сменился новым XX веком, который стал именоваться «серебряным веком». Исследователи полагают, что развитие культуры государства всегда завершается каким-либо социальным потрясением. Так, в России свершилась революция именно после серебряного века, а не после золотого века.
Естественно, предпосылки серебряного века берут свое начало в золотом веке – именно тогда произошли существенные изменения во всех проявлениях духовной культуры России. Однако прежние подходы со временем исчерпали себя, что потребовало поиска новых.
Следует также отметить небывалый экономический подъем в государстве, который, с одной стороны, отразился в развитии массового производства, а с другой – в нарушении баланса в отношениях между человеком и природой, а также общественно-политический кризис начала XX века. Все это также настроило общество на ожидание неких изменений в стране.
«Серебряный век» в истории России
Русская культура в этот период стала называться «серебряным веком» с подачи Н. Бердяева и Н. Гумилева.
Хронологически период «серебряного века» охватывает рубеж XIX и XX веков: с 1880-1890-х до 1910-1920-х гг.
Серебряный век русской культуры подарил нам новые стили в архитектуре, среди которых новорусский стиль, неоклассицизм, модерн. Архитекторы этого периода стремились к органической связи формы, конструкции и материала, таким образом, практикуя синтез искусств. Например, в архитектуре появились объединения компонентов скульптуры и живописи. Стиль модерн здесь выходит на первый план.
В этот период возникает и быстро распространяется массовая культура. Наиболее яркий пример этого феномена – невероятный успех кинематографа
В связи с промышленным переворотом стране потребовалось большее количество образованных людей, поэтому в начале XX века появилось множество новых средних и высших учебных заведений. Так, к 1914 г. их число превысило 200.
Тем не менее, российская система образования не отвечала нуждам государства. И это несмотря на то, что в стране открылись новые технические институты, как и было необходимо в условиях модернизации России.
Российская наука рассматриваемого периода не стояла на месте. Многие ученые того времени совершили открытия мирового масштаба. Имена В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, И. И. Сикорского известны по всему миру.
В.И. Вернадский является одним из основателей геохимии – это учение о биосфере, которое впоследствии стало основой его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. К.Э. Циолковский является автором теории ракетного движения, а Н.Е. Жуковский и И.И. Сикорский сделали весомый вклад в развитие самолетостроения
Русская культура «серебряного века»
Начало XX века в особенности запомнилось небывалым расцветом русской поэзии. В частности появились новые течения:
Серебряный век русской культуры имеет свои отличительные черты:
Большую роль в общественной жизни России рассматриваемого периода стала играть периодическая печать. Перестала применяться предварительная цензура, из-за чего существенно увеличилось число газетных изданий и выросли тиражи.
В серебряном веке особенно насыщенно была театральная жизнь. В дополнение к занимавшим лидирующие позиции Большому театру в Москве и Мариинскому в Петербурге приобрел популярность и Московский художественный театр (первоначально – МХТ).
МХТ основали К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Данченко. На его сцене шли пьесы многих известных литераторов России, в том числе Чехова, Горького и др.
Серебряный век по-разному был воспринят деятелями культуры. Многие называют эту эпоху временем формирования нового менталитета российских граждан, рождением религиозного философского Ренессанса, освобождением мышления от социальности и политики.
Эпоха Серебряного века: характеристика, особенности и направления
Серебряный век
Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.
Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.
Название эпохи сформировалось по аналогии с Золотым веком и стало распространенным во второй половине ХХ века. Период характеризуется неоднородностью, рядом литературных стилей, которые обладают специфическими особенностями или фундаментальными духовно-эстетическими принципами. Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Периодизация
У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века:
По поводу окончания ведется множество споров. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.
Литературные направления
В Серебряном веке присутствуют разные литературные направления. Такие черты присуще любому периоду развития русской культуры. Ключевые жанры, характерные для эпохи, отожествляются с художественными методами. Общие фундаментальные духовно-эстетические принципы присутствуют в каждом течении. Писатели, представленные в период Серебряного века, объединены в группировки и школы с собственными программно-эстетическими установками. В развитии литературного процесса можно отметить тенденцию к развитию с четкой закономерностью.
Реализм
Реализм — литературное направление или жанр в искусстве, цель которого выражается в правдивом воспроизведении реальности в присущих ей чертах.
Расцвет реализма отмечен периодом времени между господством романтизма и символизма. В понимании философии реализмом является доктрина, которая предполагает существование предметов видимого мира, независимо от восприятия и познания его человеком.
Основные черты направления:
Модернизм
Модернизм положил начало эпохе Серебряного века. Писатели модернистского жанра путем разных способов самовыражения расширяли рамки реалистичного видения жизни. Авторы великих произведений отстаивали право на свободу литературы, сопротивлялись нравственным установкам и общественному строю. В числе главных идейных вдохновителей направления Ф. Ницше. Возникло множество литературных течений таких, как символизм, акмеизм, футуризм. Жанры модернизма соответствовали друг другу, происходили один из другого.
Символизм
Символизм, как направление, возник по итогам кризиса всей европейской культуры. Характерной особенностью представителей течения является способ выражения идей с помощью символов. Авторы познавали тайны человеческой души, подсознания, пребывали в поисках духовной свободы. Писатели по-разному отражали символизм в своих произведениях. Первыми символистами Серебряного века считаются:
По прошествии некоторого времени к направлению присоединились «младосимволисты». К числу последователей относились:
Писатели старшего поколения воспринимали символизм в эстетическом плане. Более молодое поколение авторов принимало направление в качестве философии жизни. Для модернистов символ находился за гранью человеческого понимания. По мнению символистов, на постижение прекрасного мира искусства не оказывают влияние рассудок и рационализм. Авторы старались концентрировать свое внимание на мистической стороне произведений.
Основные признаки символизма:
Эстетика символизма — это эстетика намека. Авторы отстраняются от мира вещей, не выражают конкретное мнение, а формулируют ассоциации, связанные с определенными вещами. Согласно Ш. Бодлеру, символизм служит единственным возможным способом отражения действительности.
Имажинизм
Имажинизм — культурное направление, характерное для Серебряного века, целью которого служит создание образа.
Основоположниками имажинизма являются А. Мариенгоф и В. Шершеневич, которые использовали метафору в качестве основного выразительного средства и создавали в произведениях целые метафорические цепи. В некоторых чертах направление схоже с футуризмом.
Особенностью творчества писателей является стремление к созданию нового поэтического языка и отстранение от клишированных фраз. Движение имажинизма отличается организованностью. Его участники проводили время на литературных вечерах и встречах, публиковали множество сборников. Наряду с такой сплоченностью, авторы не сходились в творческих взглядах.
К примеру, в поэзии Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича наблюдаются упаднические настроения, личные переживания, пессимизм. В круг писателей входил Сергей Есенин, который использовал тему родины в качестве основы всего творческого процесса. Подобные примеры подтверждают факт разнородности поэтов течения имажинизма, особенно относительно принципов создания художественных произведений. Имеющиеся разногласия послужили причиной раскола литературного направления на две группы, которые с течением времени вовсе прекратили свое существование.
Акмеизм
Акмеизм пришел на смену символизму. Основоположниками направления являются Н. Гумилев и С. Городецкий. Авторы придерживались ясного взгляда на жизнь и некого культа реальности. В произведениях просматривается уход от символизма в пользу конкретных образов. Наряду с этим шедевры проникнуты тоской и декадентскими мотивами. Кроме создателей жанра, к акмеистам можно отнести:
Акмеизм является самым загадочным явлением Серебряного века. Направление берет начало в 1911 году. Некоторые историки придерживаются теории о полном отсутствии акмеизма. Сторонники подобного мнения считают, что направление является специфической формой символизма. Несмотря на очевидные сходства, у этих жанров есть существенные отличия. Акмеизм представляет собой новое, более свежее течение и начинается в то время, когда такое понятие, как символизм, изжило себя, что послужило причиной для раскола в обществе его последователей.
Различия между символизмом и акмеизмом:
Следует отметить, что течение акмеизма просуществовало недолгое время. В первые годы был опубликован манифест акмеизма, не особо соответствующий действительности. Данные противоречия вызывали множество негативных отзывов критиков относительно произведений писателей-акмеистов. С началом войны в 1914 году направление забылось, так и не успев достигнуть высшей точки развития.
Футуризм
После акмеизма в русской поэзии наступило время следующего направления под названием футуризм. Жанр послужил началом некой революции, по итогам которой были разделены форма и содержание, отвергнута традиционная культура. «Искусство будущего» развивалось в такие направления, как кубофутуризм и эгофутуризм.
В жанре эгофутуризма писали такие авторы, как:
Среди основных признаков и особенностей футуризма можно отметить:
Футуризм развивался во многом под влиянием итальянских авторов. Большое значение для направления имел манифест Филиппо Томазо Маринетти, датированный 1910 годом.
Писатели-футуристы создавали принципиально новые формы искусства. Основные мотивы творчества авторов:
Футуристы в творчестве старались привлечь большое внимание к своей персоне. Для этого писатели применяли разные средства, включая странный стиль в одежде, рисунки на лицах, плакаты и скандирование собственных произведений. Общество отвечало неоднозначно. Некоторые восхищались смелыми авторами, а кто-то относился к подобным проявлениям культуры настороженно или агрессивно.
Декаданс Серебряного века
Декаданс (от французского «decadence», «упадок») — направление в литературе, смысл которого заключается в описании кризисных явлений в духовной и общественной жизни, которые наполняют неприятие окружающей действительности, индивидуализм, чувство безнадежности, тоска по идеалам, обостренная чувствительность к жизненным ситуациям, эмоциональная напряженность переживаний по поводу необратимости смерти.
Многие писатели Серебряного века отличались особым умонастроением, связанным с окончанием эпохи, процессом исчезновения четких ориентиров и норм морали, ощущением завершения периода, для которого было характерно традиционное искусство, начала всеобщего упадка и деградации.
Признаки декаданса:
Декаданс представлял собой эстетическую программу и установку в период творчетсва французских писателей Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо. Анатоль Байу основал журнал «Декадент» в 1886-1889 гг. В нем специфика направления объясняется упадком вкуса и нравов, пессимизмом, психологическим изощрением, аномалией.
Жанр критиковался в культуре Ф. Ницше, который связывал декаданс с усилением позиций интеллекта и ослаблением жизненных инстинктов. В России ХIХ-ХХ веков к декадентскому движению относились произведения С. Надсона, К. Фофанова, М. Лохвицкой. Согласно высказываниям Д. Мережковского, декадентство символизируют эпоху разочарований и пересмотра эстетических норм. В произведениях Ф. Сологуба можно отметить тяготение к смерти и ее воспевание. Упоение собственной личностью наблюдается на ранних этапах творчества И. Северянина. К. Бальмонт в своем творчестве воспевал «мимолетности».
Особенности направления:
К разным формам декадентства относятся индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм, которые призваны подчеркнуть особый эмоционально-психологический характер авторов. В произведениях отмечается кризисность сознания, общее неблагополучие, размытые ориентиры и отсутствие связи с действительностью.
Наиболее остро декадентское настроение проявляется на рубеже 1910 года. Писатели в своем творчестве отстранялись от общечеловеческих императивов, ставили под сомнения общепризнанные правила, включая религию. В какой-то степени радикальная и смелая культурная революция в Серебряном веке послужила духовной основой для социальной революции.
Поэты Серебряного века
Наиболее ярко тенденции Серебряного века прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение особенным духом эпохи, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.
Анна Андреевна Ахматова
Раннее творчество поэтессы, переводчицы и литературоведа относят к направлению акмеизма. Анна Ахматова была одной из последовательниц Гумилева, с которым спустя некоторое время вступила в брак. В 1966 году писательница стала номинантом Нобелевской премии. Революция приобрела статус главной трагедии жизни поэтессы. От репрессий пострадали близкие ей люди: первый муж Николай Гумилев, сын Лев Гумилев и третий муж Николай Пунин. Боль страшных потерь Анны Ахматовой отражена в поэме «Реквием».
В произведениях знаменитой поэтессы часто просматривается тематика любви, которая проявлялась во всем: к семье, к родине. Несмотря на реальную возможность эмигрировать из страны, Анна Ахматова предпочла остаться в России и вселять в людей своим творчеством надежду на лучшее.
Николай Степанович Гумилев
Николай Гумилев создал школу акмеизма. Великий писатель известен талантливой прозой, работал переводчиком и литературным критиком. Автору всегда было присуще бесстрашие. Даже в самых безнадежных ситуациях Николай Степанович мог одерживать победу. Литераторы отмечают, что часто фигура писателя представлялась в довольно комичном свете, однако такие обстоятельства положительно сказывались на его творчестве.
Уникальностью произведений является возможность для читателя легко представить себя на месте автора. Свои шедевры писатель нередко посвящал творчеству художников и поэтов, которые вкладывали много сил в художественное развитие, так как Гумилев считал невозможным явление прирожденного гения. Автобиографичность часто прослеживается в произведениях писателя. В период инновационного направления поэтики Гумилев обретает специфическую манеру письма, отчетливо просматривающуюся в стихотворении «Заблудившийся трамвай». Решение вернуться в Россию из Лондона становится роковым в жизни писателя.
Марина Ивановна Цветаева
Цветаева противилась использованию феминитивов в свой адрес, поэтому правильно сказать о ней таким образом: поэт Серебряного века, прозаик, переводчик. Творчество писательницы сложно отнести к определенному жанру. Рождение в благополучной семье обеспечило Марине Ивановне счастливое детство и беззаботную юность. В зрелом возрасте автор пишет стихотворения, где отчетливо прослеживаются отголоски этого жизненного периода. Сборник 1910 года «Книга в красном переплете» вдохновляется детскими впечатлениями. Цветаевой был свойственен максимализм. Главным знаком в стихотворениях являлось тире, с помощью которого автор будто противопоставляет два мира любви и ненависти. Поздняя поэзия характеризуется предельным отчаянием.
Владимир Владимирович Маяковский
Владимир Маяковский считается одним из самых авторитетных писателей ХХ века. Автор проявил талант не только в литературе, но и в кино, драматургии, сценарном мастерстве. Некоторое время писатель трудился художником и редактором журналов. Творчество Маяковского относят к направлению футуризма. Являясь сложной фигурой, автор обладал специфическим стилем. Так как произведения поэта насильственно заставляли читать, у интеллигенции к нему сформировалась стойкая неприязнь.
Детство, проведенное в деревенской местности Грузии, коренным образом повлияло на дальнейшее становление личности писателя и его манеру преподносить себя обществу. Тюремное заключение послужило причиной отстранения от политики и погружению в искусство. В художественной академии Маяковский знакомиться с Д. Бурлюком, что полностью меняет его жизнь. Поэт-оратор в своем творчестве старался донести до читателя новые истины и свои идеи.
Осип Эмильевич Мандельштам
Русский поэт эпохи Серебряного века являлся прозаиком и переводчиком, эссеистом, критиком, литературоведом. Его творчество относят к направлению акмеизма. Мандельштам с раннего времени приобрел статус зрелого писателя. Однако многим исследователям более интересны поздние годы творчества автора. Обрести единомышленников и завоевать признание писателю удалось после вступления в «Цех поэтов».
В творчестве поэта нередко просматриваются отсылки к другим классическим произведениям жанра. Благодаря тонкой манере письма, истинный смысл произведений дано понять только начитанному и умному человеку. Излишняя экзальтация чужда творениям Мандельштама. Основным мотивом творчества являются размышления о Боге и вечном, которые тесно переплетались с проблемой одиночества.
Сергей Александрович Есенин
Русский поэт представляет новокрестьянскую поэзию и лирику, а в поздний творческий период — имажинизм. Есенин обладал уникальным качеством окружить свою личность завесой тайны. По этой причине о жизни и творчестве писателя по сей день спорят многие литературоведы. В раннем творчестве поэта наблюдается поэтическая зрелость. Но обман заключался в том, что при сборке последнего сборника автор включил в него стихотворения, написанные в то время, когда Есенин уже был опытным поэтом.
Образ простого парня позволил писателю быстро завоевать популярность в поэтических кругах. Народные стихотворения основаны на фольклоре, которым интересовался автор. В 1917 году писатель резко меняет направление творчества и входит в круг имажинистов.
Анатолий Борисович Мариенгоф
Анатолий Мариенгоф известен, как русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. Автор увлекался творчеством с самого детства, так как был начитанным ребенком и тяготел к русской классической литературе. Вдохновением послужило направление символизма и творчество А.А. Блока. Расцвет литературной карьеры писателя отмечен знакомством с Сергеем Есениным. Дружба повлияла на жизнь обоих поэтов.
После знакомства с Шершневичем и Ивневым авторы в 1919 году принимают решение о создании группы имажинистов. Для данного периода характерна активная творческая деятельность Мариенгофа. Громкие скандалы сопровождали публикации романов «Циники» и «Бритый человек». Во времена СССР личность писателя подверглась травле. Его произведения запрещали печатать, прочитать их можно было лишь за рубежом.
Художественные стили Серебряного века
Серебряный век является стыком двух столетий в российской истории: ХIХ и ХХ. В данный период появились такие произведения, как «Воскресенье» и «Живой труп» Льва Толстого, прославился писатель А.П. Чехов, были опубликованы повести и рассказы В. Короленко, А. Серафимовича, Гарина-Михайловского, М. Горького, Л. Андреева. Период отмечен ранней прозой И. Бунина, публикациями А. Куприна и В Вересаева.
Эпоха характеризуется расцветом театрального искусства. Русское искусство прославляют имена К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермолаевой. Новаторство и глубинный смысл музыкальных произведений А. Скрябина и С. Рахманинова определяют развитие мировой культуры на десятки лет вперед. В изобразительном искусстве появляются новые направления.
В эпоху Серебряного века возникает модернизм, как результат изысканий новых методик познания мира. Часть русской интеллигенции придерживались мнения о стремлении искусства к обострению чувств и страстей, а художественный образ приобретал характер символа сложных ассоциаций. Такие настроения послужили основой для символизма, как художественного течения в русской поэзии. Его черты характерны для творчества В. Брюсова, А. Блока, А. Белого. Произведениям авторов присущи образы маски, тайны, иллюзорного и хаотичного понимания окружающего мира.
Первое десятилетие ХХ века отмечено появлением пролетарской поэзии, массовой, близкой к городским низам и рабочим. Революционные настроения наполняли литературу того времени. Подобные произведения печатались в журнале легального марксизма «Жизнь». М. Горький концентрирует вокруг себя писателей и поэтов той эпохи. Настроения пессимизма усиливаются с момента поражения в революции 1905 года. Творчество Л. Андреева характерно для данного периода. Декадентские творческие установки отходили на второй план. Новое направление романтизма использовали писатели И. Бунин, А. Куприн. Инновационные формы отражения внутреннего мира человека трансформировались в акмеизм и футуризм, которые стали постсимволическими течениями русской культуры.
Тенденции символистов проявлялись в живописи и скульптуре. Художественные процессы подразумевали социально-исторический контекст. Основными темами данного периода являлись отношения России и свободы, интеллигенции и революции. Авангардизм стал проявлением «левых» направлений в искусстве. На протяжении эпохи Серебряного века художественная культура приобретала противоречивый и многогранный смысл. Искусство видоизменялось под действием сложного периода между двух революций, духовного кризиса, охватившего существенную часть творческой интеллигенции. Характерной содержательной стороной русской культуры того времени являлись неприязнь к ценностям буржуазной культуры и цивилизации, отрицание современных устоев и предчувствие перемен.
Окончание Серебряного века
Начало Серебряного века отмечено в 1890-х годах. Принято считать, что конец эпохи соответствует первому десятилетию ХХ века. Однако в ученых кругах на этот счет по сей день ведутся споры. Часть исследователей полагает, что концом Серебряного века необходимо принимать за 1917 год, а их оппоненты уверены в окончании эпохи в 1921 году. Первая гипотеза объясняется фактом начала Гражданской войны в 1917 году, что послужило причиной для прекращения существования Серебряного века русской литературы. Вместе с тем следует отметить, что в 20-е годы продолжали творчество писатели, которые считаются создателями этого явления. Есть и третья теория, исходя из которой, конец эпохи приходится на даты с 1920 по 1930-е годы. События отмечены самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературным творчеством со стороны правительства.
Результаты влияния эпохи Серебряного века
Судьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой. Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.
В произведениях великих писателей того времени прослеживаются оттенки христианских мотивов и языческих верований. Народные сюжеты и образы использовались в творчестве многих авторов. Черты отрицания обрела наскучившая обществу городская культура, сопоставимая с культом приборов и железа. Серебряный век подарил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд мирового культурного достояния.