Что такое сертификат типа воздушного судна
Сертификаты типа, аттестаты, карты данных гражданских воздушных судов
№ п/п | Тип ВС | Мо-дель ВС | Сертификат типа/ Аттестат о годности ВС к эксплуатации/ Приказ МГА о внедрении ВС в эксплуатацию | Дополнение к сертификату типа | Дополнение к аттестату о годности ВС | Карта данных сертификата типа | Сертификат типа ВС по шуму на местности | Карта данных к сертификату типа по шуму на местности | Одобрение главного изменения |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
АО «Камов» | |||||||||
1 | Ка-32А | Ка-32А | Ка-32А_СТ_22.10.12 | Ка-32А_ДкСТ_4_19.01.01 Ка-32А_ДкСТ_Д2_23.01.98 Ка-32А_ДкСТ_Д3_22.12.98 Ка-32А_ДкСТ_Д5_28.02.02 Ка-32А_ДкСТ_Д6_29.05.04 Ка-32А_ДкСТ_Д7_12.04.06 Ка-32А_ДкСТ_Д11_12.10.12 Ка-32А_ДкСТ_Д12_30.04.13 Ка-32А_ДкСТ_Д14_30.06.15 | Кa-32A_КДСТ_eng_30.03.16 Кa-32A__КДСТ_rus_30.03.16 | ||||
2 | Ка-32А11ВС | Ка-32А11ВС_СТ_22.10.12 | Ка-32А11ВС_ДкСТ_19.01.01 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д1_16.10.97 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д2_23.01.98 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д3_22.12.98 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д5_28.02.02 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д6_29.05.04 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д08_15.06.07 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д09_15.06.07 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д10_21.02.12 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д12_30.04.13 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д13_31.03.14 Ка-32А11ВС_ДкСТ_Д14_30.06.15 | Ка-32А11ВС_ОГИ-15 30.03.16 | |||||
3 | Ка-32 АО | Ка-32АО_СТ_04.08.00 | Ка-32АО_ДкСТ_1_19.01.01 Ка-32АО_ДкСТ_2_09.08.01 Ка-32АО_ДкСТ_Д3_28.02.02 Ка-32АО_ДкСТ_Д4_29.05.04 Ка-32АО_ДкСТ_Д5_31.05.04 Ка-32АО_ДкСТ_Д06_12.10.12 | Ka-32AO_КДСТ_eng_03.07.15 Ka-32AO_КДСТ_rus_03.07.15 | |||||
4 | Ка- 226 | Ка-226 | Ка-226_СТ_31.10.03 | Ка-226_ДкСТ_Д1_10.08.04 Ка-226_ДкСТ_Д2_01.06.05 Ка-226_ДкСТ_Д03_16.12.08 | Ka-226_КДСТ_19.12.16_изд_01 |
© 2010 – Декабрь 2021 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации
Что такое сертификат типа воздушного судна
ВЗК РФ Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Обязательная сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, беспилотных авиационных систем и их элементов проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок обязательной сертификации. Обязательная сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы соответствуют требованиям к летной годности и к охране окружающей среды и конструкция гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признана в качестве типовой.
Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 13.07.2015 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Обеспечение соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта либо изменения их типовых конструкций возлагается на разработчика соответственно гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта либо разработчика изменения их типовых конструкций. Обеспечение соответствия каждого серийно производимого гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта типовой конструкции возлагается на его изготовителя.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Документ, удостоверяющий изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна на основании аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, выдается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, после подтверждения разработчиком соответствия изменения типовой конструкции гражданского воздушного судна требованиям к летной годности, которые использовались при первоначальном подтверждении соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, или более поздним требованиям.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Государственный контроль за исполнением требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 254-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
10. Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и сроки такого оснащения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
(п. 10 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)
Cправка о благонадежности
Что такое Сертификат типа воздушного судна
Со времен братьев Райт авиаконструкторы всячески старались повысить надежность своих творений и упростить по возможности их серийное производство. Пока самолет был средством спортивного самовыражения, а потом и орудием военного противоборства, каждая авиастроительная фирма внедряла собственные стандарты качества и надежности. Но как только самолет стал транспортным средством, а регулярные перевозки с его помощью сделались бизнесом, возникла масса вопросов чисто юридического толка. И пассажиры, и авиаперевозчики, и страховые компании, и вообще все участники бизнеса хотели получить в свое распоряжение некий официальный документ, от имени государства удостоверяющий, что самолет вполне безопасен и надежен.
Кстати, сертификаты летной годности типа выдаются не только на типы летательных аппаратов, но также на серийные типы двигателей и воздушных винтов. Сертифицируется и производство. Ладно, с бумагами более-менее разобрались. Теперь рассмотрим практическую сторону вопроса.
Все работы обеспечивает и оплачивает разработчик, он же почти все сам и делает, Агентство участвует лишь в лице своих представителей, обязанных засвидетельствовать, что все процедуры проводятся точно. Кроме того к работе привлекают специализированные сертификационные центры, каждый из которых занимается сертификацией чего-то специфического.
Итогом работы множества специалистов является доказательная документация, подтверждающая, что конструкция воздушного судна, его систем и агрегатов, а также все характеристики соответствуют Нормам летной годности. На основании этой доказательной базы выдается Сертификат типа воздушного судна, обязывающий производителя строго придерживаться типовой конструкции и обеспечивать все заявленные характеристики.
Виды на жительство
Когда-то у нас думали, что на смену законам придут нормы пролетарской сознательности. С сознательностью как-то не срослось, так что придется соблюдать неудобные законы. Они сильно мешают жить, но без них и вовсе не жизнь. Особенно в авиации.
«Ростех» не слушает Росавиацию в вопросе сертификации самолетов и двигателей
Авиастроительные холдинги госкорпорации «Ростех» вопреки мнению Росавиации не прекращают и даже расширяют сотрудничество в вопросе сертификации авиатехники с Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (АРМАК, филиал МАК), рассказали «Ведомостям» два человека, близкие к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), и человек, близкий к Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). ОАК и ОДК входят в «Ростех».
После перехода полномочий по сертификации к Росавиации у последней возникли проблемы с их реализацией. Во-первых, не было соответствующих специалистов, они были сосредоточены в АРМАКе и большинство не захотело переходить. Во-вторых, возникли сложности с международным признанием: у АРМАКа были соглашения с большим количеством авиационных властей мира, в том числе с европейской EASA – у Росавиации соглашений не было и ее сертифицирующие документы иностранные органы не признавали. Например, в 2016–2017 гг. ОАК поставила ирландской авиакомпании Cityjet семь самолетов SSJ100, экспортные сертификаты на них выдавал давно лишенный в России полномочий АРМАК, потому что сертификаты Росавиации EASA не признавала.
Скандал с «Трансаэро»
Сотрудничество с АРМАКом никакими законами или актами производителям не разрешено. Просто документы этой организации не имеют силы в России, зато признаются международными авиавластями. Росавиация всегда выступала резко против того, чтобы холдинги «Ростеха» сотрудничали с опальной организацией. «Необходимости подачи заявок в АРМАК, который утратил все сертификационные полномочия в России, нет.
Если «ОДК-авиадвигатель» – компания с государственным участием – нецелевым образом расходует средства на получение документов с непонятным статусом, то это вопрос не Росавиации, а уполномоченных надзорных органов», – отвечал представитель Росавиации на запрос «Ведомостей» о сертификации АРМАКом двигателя ПД-14. Руководитель Росавиации Александр Нерадько называл документы АРМАКа «нелегитимными фантиками».
В июне 2020 г. замруководителя Росавиации Олег Сторчевой написал в Минтранс, что организации, входящие в контур госкорпорации «Ростех» (ОАК, ОДК, «Вертолеты России»), продолжают заключать договоры на проведение параллельной [с Росавиацией] сертификации авиатехники с АРМАКом. «С целью исключить нецелевые затраты на нелегитимную сертификацию АРМАКом предлагаем рассмотреть возможность рекомендовать «Ростеху» ввести запрет на целевое расходование денежных средств», – писал Сторчевой. «Ведомости» ознакомились с копией письма. Минтранс переслал письмо в холдинги «Ростеха», но действия оно не возымело.
«Самолет МС-21 проходит программу летных сертификационных испытаний для получения российского и европейского сертификата типа. В рамках испытаний на текущий момент существует два соглашения с Росавиацией и с EASA, соответственно»,- говорит представитель «Ростеха». В части двигателей ПД-8 и ТВ7-117СТ-01 мы проходим необходимые процедуры сертификации всей авиационной техники в Росавиации, а ПД-14 – сертифицирован в Росавиации в 2018 году»,- добавляет собеседник.
У АРМАКа сохранились серьезные компетенции в сертификации техники, холдинги «Ростеха» привлекают эту организацию на договорной основе, поясняет источник в ОАК.
Что такое сертификат типа воздушного судна
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 июня 2019 года N 184
— Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии со статьями 8, 37 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2004, N 35, ст.3607; 2013, N 23, ст.2882; 2014, N 30, ст.4254; 2015, N 29, ст.4380; 2016, N 1, ст.82; 2017, N 27, ст.4224, N 32, ст.5135), пунктом 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1593; 2000, N 17, ст.1875; 2010, N 28, ст.3705; 2015, N 49, ст.6976; 2016, N 42, ст.5929, 2018, N 37, ст.5763; 2019, N 10, ст.979)
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.
в Министерстве юстиции
6 сентября 2019 года,
регистрационный N 55851
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 17 июня 2019 года N 184
Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21»
21.1 Содержание Федеральных авиационных правил
регулируют порядок взаимодействия участников процесса обязательной сертификации гражданских ВС и другой АТ и подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление ВС и другой АТ требованиям Правил;
(c) Правила в части наименования, структуры (нумерации) и содержания разработаны с учётом Приложения 8 «Летная годность воздушных судов», издание одиннадцатое, июль 2010 г., Приложения 19 «Управление безопасностью полетов», издание первое, июль 2013 г., к Конвенции о международной гражданской авиации, Руководства по летной годности Doc 9760 ICAO, издание третье, 2014 г., Руководства по управлению безопасностью полетов Doc 9859 ICAO, издание третье, 2013 г. (опубликованы на сайте Международной организации гражданской авиации www.icao.int), Постановления Комиссии Европейского Союза N 748/2018 от 03.08.2018 (опубликованы на сайте Европейского Агентства по безопасности полетов www.easa.europa.eu), Параграфа 14 Части 21 Кодекса Федеральных Нормативных Правовых Актов Соединенных Штатов Америки (опубликованы на сайте Правительства Соединенных Штатов Америки www.govinfo.gov), Авиационных правил, Часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей», принятых на 34 Сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства, образованного Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г. (опубликованы на сайте Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета www.armak-iac.org).
21.2 Термины и определения
Применяемые сокращенные наименования, используемые в Правилах, приведены в приложении N 3 к Правилам.
21.3А Эквивалентные требования
Заявитель разрабатывает проект изменения Сертификационного базиса, в котором требование, соответствие которому установить невозможно, заменяется эквивалентным требованием.
Заявитель направляет проект изменения Сертификационного базиса и материалы, подтверждающие обеспечение уровня летной годности изделия в Уполномоченный орган.
Уполномоченный орган на основании представленных Заявителем материалов утверждает изменение Сертификационного базиса.
21.4 Сертификационные работы
(c) Сертификационные работы проводятся в соответствии с методами определения соответствия, выбранными Заявителем, согласованными с Авиарегистром, утвержденными Уполномоченным органом и указанными в разработанной Заявителем Программе сертификационных работ.
(d) Сертификационные работы выполняются в соответствии с Программой сертификационных работ.
Уполномоченный орган по результатам рассмотрения Заключения Авиарегистра и приложенных к Заключению доказательной документации принимает решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды, путем утверждения актов сертификационных испытаний, в случае выявления угрозы безопасности полетов предлагает Заявителю внести изменения в ранее утвержденную Программу сертификационных работ для установления соответствия объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
Уполномоченный орган отвечает за принятое решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.
21.4А. Виды работ, проводимые Уполномоченным органом и Авиарегистром
Уполномоченный орган выполняет работы в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации по обязательной сертификации пилотируемых гражданских ВС, АД, ВД, ВВ и бортового авиационного оборудования гражданских ВС, БАС и (или) их элементов непосредственно, а также через Авиарегистр.
Авиарегистр осуществляет выполнение указанных в подпункте (b) пункта 21.4А Правил работ, на возмездной основе за счет средств Заявителя. В случае выявления оснований, указанных в подпункте d) пункта 21.4 Правил допускается заключение дополнительных соглашений к существующим договорам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(a) Уполномоченный орган проводит следующие виды работ:
(1) рассмотрение Заявки и приложенной к ней доказательной документации;
(2) утверждает состав макетной комиссии;
(3) уведомление Заявителя о принятии Заявки;
(4) утверждение состава рабочих групп для проведения сертификационных работ;
(5) утверждение Программы сертификационных (квалификационных) работ;
(6) одобрение эксплуатационной документации в части, установленной настоящими Правилами;
(7) утверждение доказательной документации и итоговых результатов сертификационных (квалификационных) работ;
(8) утверждение актов по результатам сертификационных (квалификационных) испытаний, сводного акта СИ;
(9) утверждение Сертификационного (Квалификационного) базиса;
Формы сертификатов Разработчика и Изготовителя приведены в Приложениях 1 и 2 к Правилам. Формы иных одобрительных документов размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа.
(b) Авиарегистр проводит следующие виды работ:
(1) экспертиза Программы сертификационных (квалификационных) работ;
(2) изучение конструкции изделия в части учета Заявителем требований Сертификационного (Квалификационного) базиса и возможности их выполнения;
(3) оценка необходимости разработки СТУ;
(4) экспертиза проекта Сертификационного (Квалификационного) базиса;
(5) проведение и оформление протоколов технических совещаний, проводимых на этапе макета;
(6) мониторинг выполнения решений протоколов технических совещаний;
(8) контроль полноты и качества СИ (КИ), в соответствии с утвержденным Уполномоченным органом Программой сертификационных работ;