Что такое сессии всего на озоне
Как попасть топ Озон (Ozon). Тонкости ранжирования маркетплейса Озон
Аналитика и консультация по поставкам на маркетплейсы Wildberries, Я.Маркет, Ozon, Lamoda, Aliexpress. Секреты маркетплейсов
ВАЖНО. Сайт WBCON.RU не является официальным партнером Маркетплейсов и его Поддержкой. Информация на сайте собрана из открытых источников и носит информационный характер. Информация на странице может быть не актуальна. За актуализацией обращайтесь в Поддержку Маркетплейса и/или в ЛК Поставщика
Сегодня поговорим об Озоне. В отличие от Вайлдберриз, здесь нет глюков, здесь в основе не хаос и пьяные айтишники, а проработанные арифметические алгоритмы, но логика близка к маркетплейсу Wildberries, но здесь всё круче и арифметичнее…
Почему важно быть в ТОПе?
Вы во время поиска в интернете переходите на вторую страницу? Ответ, я думаю, очевиден… НЕТ…
Вы будете листать вниз до 50+ места, чтобы найти то, что вам надо, если всё одинаковое? Ответ, я думаю, очевиден… НЕТ…
Что вы сделаете, если не увидите то, что хотите (например не того цвета)? Вы пойдете и измените поисковый запрос или воспользуетесь фильтрами…
ЭТО И ЕСТЬ ОСНОВА ПОНИМАНИЯ.
Нам важно быть в ТОПе не потому, что это «типа круто», а потому что мы, как покупатели, ленивые задницы и ищем так как нам удобно… А вот и статистика от ОЗОН
Обратите внимание, что конверсия резко падает в район 10-15 места… Потому то нам и надо быть в ТОПе.
И эта логика актуальна везде…
Что важнее арифметической формулы ранжирования?
Важнее всего — СЕО ОПТИМИЗАЦИЯ. Важно не нахождение в высокочастотной нише, а наличие товара во всех нишах, поисковых запросах, в которых потенциальные покупатели надеются увидеть ваш товар. Вы удивитесь насколько отличается СЕО оптимизация сайта, от СЕО оптимизации карточки для маркетплейса… Об это я подробно рассказываю на своих Скайп-консультациях. Если коротко — ЗАБЫВАЙТЕ ПРО WORDSTAT.YANDEX и отрубайте своего грамотного специалиста в голове.
Этапы ранжирования товаров на Озон
1. Поиск товаров
Каждый день покупатели задают поисковой системе Ozon миллионы запросов. Чтобы каждый нашёл среди миллионов товаров нужный, на первом этапе система ранжирования просто ищет товары (артикулы), в названии и различных атрибутах которых есть слова из поискового запроса. Для каждого запроса в этом списке может оказаться до 500 000 товаров.
1.1. Поиск слов в атрибутах карточек
Озон (OZON) проверяет
Чем больше у товара заполненных атрибутов, тем проще его найти.
ВАЖНО. В этот список не входит текстовое описание товара.
1.2. Преобразование и нормализация запроса
А. Сначала Озон находит товары и потом понимает, что у товаров есть обиходные синонимы, например «телефон» это «смартфон» и применяет их для расширения поисковой базы.
Б. Далее идет «Нормализация запроса». Все слова запроса приводятся к единой форме, чтобы, например, запросы «изумрудный корабль строителя Джонсона» и «изумрудные корабли строителя Джонсона» давали одну и ту же выдачу. На этом же этапе система исключает слова, не несущие смысловой нагрузки, например союзы
В. Выбор кандидатов. Для всех оставшихся слов из поискового индекса извлекаются все товары, содержащие все слова запроса. Если таких товаров оказалось слишком мало, также извлекаются все товары, содержащие хотя бы одно слово запроса.
На данном этапе собираются кандидаты. Их максимальное количество не может быть более 500000
2. Сортировка по релевантности
На данном этапе идет проверка артикулов на текстовую релевантность. Что происходит
2.1. Определение количества попаданий слов.
Сначала определяется количество попаданий слов из поискового запроса в поля и атрибуты товара по каждому отдельному слову в запросе. Затем суммируется количество попаданий по всем словам из запроса.
2.2. Коэффициент рейтинга.
Далее применяется увеличивающий коэффициент на основе рейтинга карточки товара. Он может быть от х1 до х1.25.
На этом этапе поисковая система Озон сортирует кандидатов и отдаёт список из уже 1 000 наиболее релевантных на третий этап.
3. Машинное предсказание вероятности покупки тем или иным покупателем — «фичи»
Далее эти 1000 товаров проходит через машину предсказания вероятности покупки
Вычисляются все фичи (свойства, от английского features) каждого отдельного товара, которые могут повлиять на факт продажи. Каждая фича — это вещественное число.
Основные смысловые блоки учитываемых фичей:
Популярность — объединяет в себе свойства, которые характеризуют взаимодействия покупателя с товаром: показы товара, добавления в корзину и в избранное. Показом товара считается переход покупателей на карточку товара и факт просмотра товаров в поисковой выдаче. В текущей модели поиска популярность имеет вес в 49%.
Продажи – объединяет свойства, вычисляемые из продаж товара в прошлом: конверсия товаров в покупку и количество покупок этого товара. Вес — 19%.
Цена – свойства, вычисляемые из цены товара: изменение цены этого товара относительно истории собственной цены и размер текущей скидки. Вес — 9%.
Рейтинг – свойства, вычисляемые из рейтинга товара: сам рейтинг товара и количество отзывов на товар. Вес — 8%.
Доставка – свойства, характеризующие скорость доставки товара: сама скорость доставки и то, относится ли этот товар к категории экспресс-товаров. Вес — 6%.
Текстовая релевантность – свойства, характеризующие текстовое соответствие товара запросу. Вес — 6%.
Продавцы могут влиять на положение товара в выдаче, потому что они напрямую контролируют значения некоторых фичей.
Предсказательная сила фичей постоянно меняется из-за обновлений формулы и добавления новых фичей.
На этом этапе поисковая система оценивает каждый товар из 1 000 кандидатов по шкале от 0 до 1. Чем ближе эта оценка к единице, тем более высокую позицию в выдаче займёт товар и тем выше вероятность его продажи. Все оценки передаются на четвёртый этап.
4. Бустинги и дебустинги
На этом этапе к товарам-кандидатам, ранжированным по оценке от 0 до 1, применяются заранее определённые повышающие или понижающие коэффициенты. Например, повышающий коэффициент может быть применён к товарам премиум-продавцов, а понижающий — к товарам с низким рейтингом.
Виды бустингов и дебустингов
Бустинги
В данный момент включены следующие бустинги, применяемые после ранжирования моделью:
Дебустинги
Дебустинги находятся на стадии разработки. Ожидается, что они появятся в первом квартале 2022 года. Планируемые дебустинги:
ПРИМЕР
Для примера рассмотрим запрос «носки красные». Допустим, после прохождения трёх этапов поиска, включая машинно обученное ранжирование, товар с названием «носки красные» получает оценку 0,7. Если это товар от премиум продавца, к нему будет применён бустинг — например, × 1,3. В этом случае итоговая оценка товара составит 0,91 вместо 0,7.
Дебустинг — это обратная операция, когда оценка товара после трёх этапов умножается на понижающий коэффициент. Например, оценка 0,7 из-за плохой цены товара относительно предыдущих вариантов его цены умножается на коэффициент дебустинга 0,8 и даёт результирующую оценку 0,56.
Коэффициенты бустинга и дебустинга достаточно часто меняются, так как Ozon постоянно ищет новые коэффициенты, которые увеличивают общее количество продаж на площадке.
Все бустинги, если они не носят взаимоисключающий характер, суммируются. Для примера рассмотрим товар на Ozon, который одновременно является товаром от премиум продавца, товаром с гарантированной доставкой на следующий день и товаром с хорошей ценой. Предположим, что для каждого из этих бустингов коэффициент бустинга составляет 10%. Тогда товар с оценкой релевантности на базе машинно обученного ранжирования 0,7 будет иметь итоговую оценку релевантности 0,7 × 1,1 × 1,1 × 1,1 = 0,9317.
Результирующая оценка и влияние бустинга и дебустинга
Для примера рассмотрим два товара, у одного из которых оценка после третьего этапа составляет 0,9, а у второго — 0,6. В этом случае первый товар должен располагаться на первой позиции в выдаче, а второй — на второй. Если при этом для второго товара будет применён бустинг × 1,25, его результирующая оценка составит 0,6 × 1,25 = 0,75. Так как изначальная оценка второго товара была достаточно низкой, бустинг не поможет ему подняться выше первого товара в поисковой выдаче.
Важно понимать, что конечная оценка 0,9 при одном запросе может вывести товар на первую позицию, а при другом — на десятую. Это будет зависеть от того, какие оценки получили другие товары, попавшие в выдачу.
Как поднять товар в поисковой выдаче
Подписывайтесь на наш телеграм @wbcon4us, читайте новостную ленту @wbcon и начните анализировать артикулы с помощью телеграм-бота @WBCON_PARSER_BOT
Как пользоваться графиками на Ozon, чтобы поднять продажи
Недавно в разделе аналитики личного кабинета Ozon появились графические отчеты. Посмотрим, какие показатели они используют для оценки, как их изучать и как использовать для поднятия позиций ваших товаров.
Настройка параметров для отчета
Вы можете выбрать, какие показатели вы хотите увидеть в динамике — блок “Настройка метрик”, и по каким товарам вы хотите увидеть общую аналитику — блок “Настройка группировок”. Так вы можете сравнить динамику товаров разных категорий или поставщиков. Можно смотреть график показателей и по одному артикулу.
Метрики объединены в группы для удобства поиска — показы, добавления в корзину, конверсия в корзину, продажи, позиция в поиске и категории, сессии и т.д. Удобно создать свой набор метрик, чтобы отслеживать основные показатели динамики продаж.
Какие метрики стоит анализировать?
1. Показы. Это показатель того, насколько популярен ваш товар, и как часто его ищут покупатели. Выбирая разные метрики, например, показы на карточках других товаров, показы в категории, вы можете видеть, какой ваш основной источник трафика. Сравнивая их между собой, становится понятно, что у вас, например, недостаточно ключей в названии и описании товара, поэтому его не находят.
Если у вас мало показов в других карточках товара, то ваше предложение менее конкурентно, чем другие. Проверьте, все ли характеристики товара указаны. Ведь покупатель может искать товар не только по поисковой фразе, но и точным фильтрам.
2. Добавления товаров в корзину. Это группа показателей помогает увидеть, с каких страниц товар добавляют в корзину чаще всего. Также здесь есть относительный показатель: “Конверсия из показов в добавление в корзину” — если он составляет 20%, то товар добавлял в корзину каждый 5-ый из тех, кто его просмотрел. Если товар редко отправляют в корзину, проблема может быть в завышенной цене или фотографиях плохого качества.
Если вас не устраивают показатели конверсии в заказ, нужно понять, что мешает покупателю принять решение. Это может быть недостаточно подробное описание, негативные или плохо отработанные отзывы, недостаточное количество фотографий товара для принятия решения.
3. Позиция в поиске и категории. Показатель будет зависеть от периода, который вы выбрали, т.к. будет рассчитан по среднему значению. В расчет берутся позиции со всеми способами сортировок и фильтрами — имеет значение, когда и как товар был показан покупателю, то есть вы видите фактическую картину.
Если до товара так и не долистали, эта позиция учтена не будет. Чем меньше значение, тем лучше. Но если оно равно нулю, то товар не показывался в течение указанного периода. График удобен для изучения — вы видите, в какие дни позиция поднималась, а в какие уменьшалась.
Как использовать графики для повышения продаж
Этот инструмент аналитики удобен, чтобы посмотреть реакцию покупателей на какие-то изменения. Например, когда вы изменили фотографию товара, его описание или ответили на все отзывы. Сама по себе динамика в вакууме не даст вам нужных результатов без анализа конкурентной среды.
К примеру, если у вас упали продажи, а у конкурентов повысились, вы проиграли. А если они упали в целом по категории, упал спрос на ваш товар, а значит, пора добавлять в портфель новые сезонные или востребованные товары. Поэтому если вы заметили ухудшение показателей продаж или нестабильную динамику графика, стоит взглянуть на аналитику маркетплейса.
В сервисе Moneyplace вы можете увидеть динамику в целом по категории:
По графикам за 14 дней видно, что растет и спрос на товары для красоты, и объем товаров, предлагаемых на маркетплейсе. По сервису аналитики вы можете следить не только за своими прямыми конкурентами, но и косвенными.
Допустим, вы продаете массажеры. Введите слово в поиск и посмотрите самые популярные товары в этой категории. Учитывая тенденции, вы можете улучшать позиционирование товара в соответствии с ними.
Если по внутренней аналитике Ozon вы заметили снижение продаж и думаете снизить цену, не спешите. Посмотрите на динамику цен конкурентов. Возможно, лидер рынка действительно продает на 10% дешевле, а может быть, вы, наоборот, демпингуете, чем отталкиваете покупателей, и пора поднимать цену.
Здесь по графику видно, что снижение цены на 100 рублей позволило поднять позицию товара на 2 уровня, а выручку — на 25%. Но товар на складе закончился, и у конкурентов есть шанс занять эту ценовую нишу.
Итак, следите за динамикой ваших показателей не только по аналитике Ozon, но и по сервисам, позволяющим увидеть динамику в отрасли в целом.
13 правил продвижения на «Озон», которые работают прямо сейчас. Часть 1
Одним из самых ярких впечатлений стала поездка “в поля” к селлеру. Селлер сидел на окраине Хошимина в одном из худших дистриктов, в здании, внешне похожем то ли на шиномонтаж, то ли на нелегальный обмен валюты. Со скоростью и качеством, максимально доступным для шести вьетнамцев, они упаковывали стекла и другие аксессуары для телефонов в пакетики, а сверху наклеивали стикеры Lazada FBS. Два месяца назад Lazada дала этому вьетнамцу статус Gold Seller и баннер в его категории. За эти два месяца его продажи выросли в 10 раз с 50 до 500 отправлений в день.
Тогда я своими глазами увидел мощь, с которой грамотно выстроенный маркетплейс разносит офлайн и остальной Еком. И это на примере, казалось бы, неперспективного Вьетнама.
Год назад, успев поработать к тому времени в OZON, я чувствовал себя на месте этого вьетнамца. Мы сидели в тесном офисе в Перово, а на складе на первом этаже паковали по 300 отправлений в день. Когда отправлений стало не 300, а 500, не считая отгрузок со складов маркетплейсов, к упаковке-отгрузке подключался почти весь офис. У нас работало 5-6 категорийных менеджеров, работой которых было “найти тему” и выложить ее на Озон и Вайлдберис. Товары продавались сами, особо делать практически ничего не нужно было. Ну, может, так, совсем немного с карточкой поколдовать и добавить в акции.
1. FBO или FBS? Берите сразу обе схемы работы!
При этом, товары на FBO продаются лучше. На недавней встрече в Озон, это подтвердили: во-первых, FBO-товары больше любит алгоритм, который предлагает с приоритетом товары FBO, которые находятся на ближайшем региональном складе; во-вторых, это происходит за счет более быстрой доставки до покупателя.
2. Не допускайте блокировок.
3. Используйте аналитику.
Rank = количество продаж * цена
4. Низкая цена вначале, повыше потом.
5. Бестселлеры не должны заканчиваться.
Бестселлеры не должны заканчиваться по 3 причинам:
6. Хорошо заполненная карточка товара.
На самом деле, в этой статье есть что-то полезное.
Но вот с чем я не соглашусь так это с «У Озон, в отличие от Вайлд, большой инструментарий, который нужно использовать профессионально. Есть внешний трафик, который вы можете создать через блогерров, контекс, социальные сети и так далее. Мы остановимся только на внутренних инструментах Озон.»
Я специалистом по Али не являюсь, хотя мы там тоже есть, мне сравнить сложно. Но вообще вы написали здравые вещи. В маркетинговых инструментах Озон часто путаются сами сотрудники Озон, которые занимаются маркетинговыми инструментами. Мы вот небольшая относительно компания, но пришли к тому, что нам нужен отдельный человек на фуллтайм, который занимается только маркетинговыми инструментами Озон, помимо ещё одного менеджера Озон и всех остальных людей у нас, которые занимаются Озоном.
А подскажите плиз где про это Affiliate network почитать и как начать с этим работать?
Ну вот зачем в заголовке обещать 13 причин, когда по факту всего 6 озвучили.
Так написано, 13 причин часть 1. Внимательнее, уважаемый)
Спасибо! Ждем продолжения
Начинать с демпинга, а потом получать люлей от дистра🤣 Идиально
Добрый день. Интересная статья, жду продолжения. Вопрос по рич контенту. Сам озон утверждает, что оттуда не подтягиваются ключевики и он не влияет на ранжирование, а толькоткак дополнительный инструмент для привлечения покупателя, который уже попал на карточку товара. Вы замерли эффективность после его внедрения? Влиял ли он именно на выдачу?
Как ОЗОН обманывает покупателей и продавцов
Всем привет, и сегодня я расскажу, как известный маркетплейс ОЗОН зарабатывает на вас кучу денег, при этом обманывая и игнорируя ваши вопросы. Итак, поехали.
Добавив в каталог пару десятков товарных позиций, я решил запустить продажи. И перед этим все таки изменить пункт приема заказов. Залез в настройки, и выяснил, что изменить пункт приема лично нельзя, только написав в службу поддержки. Вполне логично предположив, что мою заявку обработают за 1-2 дня (именно это и написано при ее отправке), я написал в поддержку и запустил продажи. Было утро 26 апреля.
Где и был достаточно вежливо послан. Сотрудники склада не были ни капли заинтересованы в принятии у меня заказов, ведь пункт приема в акте был московский. Им было плевать, что физически невозможно изменить его в настройках, только в поддержке, которая не отвечает уже, на тот момент, неделю. Однако, неофициально, сотрудник склада объяснил в чем проблема.
Оказывается, склады ОЗОН перегружены. Поэтому и нельзя было выбрать склад в Санкт-Петербурге. Якобы, сейчас доступен только приезд курьера ОЗОН для забора груза. Стоит визит этого высокооплачиваемого специалиста аж 1400 рублей. Но, как вы могли догадаться, для вызова курьера нужно писать в поддержку, которая что? Правильно, не отвечает.
Сегодня 6 мая. Я должен был отдать в ОЗОН еще 6 заказов. Завтра, 7 мая, я должен передать им 28 заказов. Прошло уже 10 дней, они ничего не делают, зато в Телеграмме пишут свою мантру про переданный в отдел запрос. Десятки людей не получат свой товар вовремя, потому что поддержка ОЗОН за 10 дней не может изменить 1 настройку. И такая проблема, со слов того же сотрудника склада, сейчас у многих продавцов.
ОЗОН стрижет всех, покупатели переплачивают огромные деньги из за конских комиссий, ОЗОН на дешевых позициях зарабатывает больше чем магазин. При этом сроки ответа на обращения в невероятные 10 дней (и это ответа даже еще нет), против 1 минуты в онлайн чате на том же Беру оставляют мысли не о частной компании, а о братике РЖД и Почты России.
Вообщем, что я хочу сказать. Во-первых, не покупайте на ОЗОНе, если не хотите переплачивать минимум 100 рублей на каждой мелочи. Во-вторых, если вы магазин, идите лучше на Беру, им на вас не болт класть, а если и класть, то хотя бы не так нагло и открыто.
🔍Обзор бизнеса OZON от А до Я
Начинаем обзор бизнеса Ozon, почти всеми сервисами которого мы сами активно пользуемся. Как таковых бизнес-сегментов нет, поэтому будем просто по-порядку описывать то, из чего состоит Озон.
🛒 Торговая площадка OZON
Это известный интернет-магазин, которым активно пользуются более 13 млн. россиян. Важно, понимать, что платформа разделена на две части: маркетплейс и бизнес прямых продаж. В первом случаесторонний продавец приходит на Озон, открывает там свой магазин и продает товары пользователям платформы, платя самому Озону копеечку (расскажем далее).
Во втором случае между Озон и покупателем нет посредника в виде стороннего продавца (хотя можно и сам Озон рассматривать как посредника). То есть компания выступает продавцом, покупатель платит ей за товар напрямую. Чтобы ехать дальше, нужно разобраться с парой показателей.
Общая стоимость всех заказов, обработанных через платформу Ozon, включая выручку от услуг, оказываемых продавцам и покупателям (доставка, реклама и т.д.). Не включает скидки, возвраты и отмены. Сюда также не входят денежные потоки от Ozon.travel. И еще раз: GMV не то же самое, что и выручка: выручка в 2р меньше и растет медленней, чем GMV.
Показатель GMV есть как у маркетплейса, так и у бизнеса прямых продаж (БПП — сами придумали, запомните, дальше будем использовать сокращение). Поскольку маркетплейс был открыт в 2018г, его GMV тогда был очень маленьким: 1% от всего GMV.
2019г — 14,4%
2020г — 47,8%
1кв 2021г — 58,4%.
Соответственно,доля БПП обратна доле маркетплейса в общем GMV. Как вы видите, наблюдается тенденция масштабирования именно маркетплейса, в то время как БПП уходит на второй план. Однако вряд ли компания перестанет продавать товары напрямую. Здесь интересен тот факт, чтовыручки от БПП и от маркетплейса сильно различаются.
Результаты за 2020г:
Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 78%;
Маркетплейс:
Доля в общем GMV — 48%
Доля в общей выручке — 16%❗️
Почему такая разница? Потому что в случае БПП компания кладет себе в карман разницу между своими затратами и ценой продажи (чистая выручка), а в случае маркетплейса сторонний продавец платит Озону лишь комиссию.
Конечно, у маркетплейса есть ряд преимуществ, которые упираются в то, что у Озона становится меньше головной боли в виде самостоятельных маркетинга, расширения линейки товаров (SKU) и т.д. Все эти заботы перекладываются на стороннего продавца, который не всегда может доставить товары сам и вынужден пользоваться инфраструктурой Озон. В связи с этим переходим к логистическим моделям.
🚂 Логистические модели Озон
Компания предлагает3 разновидности взаимодействий с продавцом, в зависимости от его способностей и желаний по доставке товаров.
Модель FBO
(Fulfillment by Operator/Ozon — кому как нравится) — в задачу продавца входит доставка товаров на склад Ozon, в упакованном виде или нет, с заполненными документами. То есть эта модель подходит для тех, у кого нет возможности, например, отвезти товары в другой город или заниматься развозом по пунктам выдачи.
Модель FBS
(Fulfillment by Seller) — здесь продавец хранит товары на собственном складе, а когда приходит заказ, самостоятельно их собирает, упаковывает и маркирует по требованиям Ozon. Затем необходимо доставить товар в сортировочный центр или в пункт выдачи заказа. Подходит, если продавец работает с несколькими платформами и отгружать все только Озону не хочется.
Озон вообще никак не участвует в доставке, продавец сам и хранит, и упаковывает, и доставляет товары. Подходит крупным магазинам с собственной инфраструктурой доставки, которые могут экономить на масштабе и не платить Озону за доставку и другие сопутствующие услуги.
Вероятно, дальше Озон будет стимулировать развитие этой модели, так как компания хочет диверсифицировать логистическое направление и не зависеть только от своих возможностей.
В рамках всех 3 моделейсхема оплаты следующая: покупатель оплачивает товар на Озон — Озон оставляет себе комиссию и другие платежи — переводит оставшуюся сумму продавцу. Комиссия на товар есть всегда, а вот другие платежи зависят от модели и могут включать в себя сборы за хранение, доставку и др. Озон платит продавцам 2 раза в месяц, однако буквально неделю назад появилась функция ежедневных выплат.
📌 Комиссионная от сторонних продавцов за размещение на маркетплейсе (записывается в выручку от услуг, в млрд. руб., в % от общей):
2018 — 0,045 (0,1%);
2019 — 2,1 (3,5%);
2020 — 16,5 (15,8%);
1кв 2021 — 7,0 (20,9%)
🚂 Логистическая инфраструктура
Вся инфраструктура Озона выполняет две функции: консолидацию товаров и их доставку как для БПП (бизнес прямых продаж), так и для сторонних продавцов. Далее подробней о каждой из них:
📦 Консолидация
Включает приемку, хранение и упаковку заказанных товаров в посылки на складах Озон. Они расположены по всей России,имеют площадь 227 тыс. м2. Крупнейшие находятся в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге. Важно отметить, что абсолютно все офисы и склады Озон арендует, а складское оборудование, компьютеры и т.д. имеет в собственности.
🛫 Доставка
После того, как пришел заказ на товар, онпередается в сортировочный центр. С него заказ должен быть доставлен оператору «последней мили». Последняя миля — это условное название для доставки до заказчика. Намного проще привезти крупную партию товара в какой-то пункт, чем потом по одному их развозить конкретным потребителям.
Вэтом и заключается проблема логистического бизнеса: отправить фуру в другой город — одно дело, а вот доставить ее грузы «до двери» — требует куда больше усилий. Соответственно, Озон умеет это делать, а поэтому у него большое преимущество перед собственными службами доставок продавцов, поскольку имеется серьезная экономия на масштабе.
У компании есть следующие способы реализации последней мили (для потребителей это просто способы доставки): курьерская доставка, ПВЗ (пункт выдачи заказов), постоматы OZON.Box, Почта России и другие способы. Благодаря широкой инфраструктуре большинство товаров Озон может доставить уже на следующий день. В Москве компания также реализовала сервис экспресс-доставки (за час).
Как пишет компания в отчете, плата за доставку вышеназванными способами не взимается, если цена заказа >2500, либо если у вас премиальный аккаунт. Однако у нас, например нет такого аккаунта, цена менее 2500, но доставка в ПВЗ все равно бесплатная, так что этого момента мы не поняли.
📌 Выручка от доставки (вероятно, как от потребителей, так и от сторонних продавцов, в млн. руб., в % к общей):
2018 — 1,6 (4,3%)
2019 — 1,8 (2,9%)
2020 — 1,8 (1,7%)
1кв 2021г — 0,5 (1,4%)
📌 Общее количество заказов (в млн.):
2018 — 15,3
2019 — 31,8
2020 — 73,9
1кв 2021г — 34,1
🔊 Ассортимент и маркетинг
В настоящее время Озон смог добиться 11 млн. SKU (торговых наименований) на своей платформе. Для сравнения, у Детского Мира число SKU (вместе с маркетплейсом) составляет всего 321 тыс. (меньше в 34 раза), а у X5 Retail Group 112 тыс. По Wildberries не нашли (подскажите в комменты, если в курсе). В общем-то понятно, что Озон здесь абсолютный лидер.
Озон, конечно же, занимается рекламой своей платформы. Обычно реклама демонстрирует какой-то товар с позиции наличия на маркетплейсе. В этом случае рекламную акцию полностью или частично оплачивает продавец соответствующего товара.
♨️ Реклама на Озон
В марте 2019г платформа запустила рекламные услуги для продавцов. Суть заключается в том, что Озон показывает пользователям рекламные баннеры, либо выдает какой-то товар в приоритетном порядке при соответствующем поисковом запросе.
Если Озон продает товар какого-либо бренда напрямую, то есть через свой БПП, то данный бренд платит Озон еще и за рекламу (типа размещение на маркетплейсе — это уже своего рода реклама).
📌 Рекламная выручка (в млн. руб.):
2018 — 0,3 (0,7%)
2019 — 1,4 (2,4%)
2020 — 4,0 (3,8%)
1кв 2021 — 1,4 (4,1%).
💰 Финансовые услуги от Озон
Озон старается удержать как можно больше клиентов на своей платформе, стимулировать спрос через рассрочку, а также финансово поддерживать продавцов. Но обо всем по-порядку.
B2C (business to consumer):
💳OZON.Card — дебетовая карта от Озона, которую можно выпустить виртуальной или в пластике. Она дает 5% кэшбек на покупки всегда + иногда повышенный кэшбек на отдельные товары + повышенный кэшбек у партнеров (включая Ozon.Travel, хотя это не партнер, а сам OZON) + 1% кэшбек на все покупки. А обслуживание бесплатно.
На самом деле, прикольная вещица, сами пользуемся ей для покупок на Озон. Вообще у нас Сбер, но его дурацкая программа Спасибо иногда «слетает», и приходится 3 месяца сидеть без повышенных бонусов. Вот в этом случаена помощь пришла OZON.Card, так как 1% гарантирован всегда. Знаем, что есть предложения получше, но в целом нас устраивает.
🤝OZON.Рассрочка — можно купить любой товар (вроде) в рассрочку на 6 месяцев. Сильно не вдавались в подробности, так как не пользуемся, но вроде, там нужно оформлять кредитный договор, но сама рассрочка никаких доп платежей не требует.
B2C (business to business):
🏛 Кредитные линии от партнеров Озон. Видимо, от МТС-банка (ха-ха, у Системы очередная синергия). Короче суть в том, что можно взять кредит на развитие. Партнеры Озон имеют доступ к отчетности и другим данным продавцов, поэтому, изучив эти данные, партнеры могут предложить продавцу индивидуальные условия кредита.
📚 Литрес
Озон владеет 42,27% акций продавца онлайн-книг (цифровых) Литрес. Не знаем, как там сейчас с платформой, но как по нам, у нее мало, так как почти все книги можно найти в интернете бесплатно (мы сами покупаем только физические книги). Тем не менее у Литреса дела идут неплохо.
📌 Выручка (в млрд. руб.):
2018 — 2,6
2019 — 3,8
2020 — 5,1
Маржа ЧП в 2020г составила 5,5%. Литрес продает книги за скачивание с платформы, а также через платные подписки Mybook и «Звуки слов». Также там можно издать собственную книгу.
🛬 OZON.Travel
Это платформа для покупки билетов на авиа и ж/д транспорт и для бронирования отелей. Платформа работает как для B2C, так и для B2B. Причем направление B2B очень интересно, поскольку OZON.Travel позволяет бронировать все для командировок сотрудников, а также предоставляет полную отчетность.
Если вы еще не покупали билеты на лето, искренне советуем обратить внимание на связку OZON.Card + OZON.Travel, поскольку можно получить кэшбек за билет от 3 до 4,5% (но бонусами, которые можно потратить только на Озон). Это не реклама!
📱 Мобильное приложение
Озонфиксирует рост совершения покупок через свое мобильное приложение. Это и понятно, поскольку оно удобное и красивое. Но за картинкой кроются куда более важные вещи. Во-первых, через него анализируются потребительские привычки и модели поведения. Во-вторых, Озон использует эти данные для себя и продавцов. Так что каждое ваше действие не остается незамеченным.
📌 Количество активных покупателей на Озон (через приложение/сайт, в млн. чел.):
2018 — 4,8
2019 — 7,9
2020 — 13,8
1кв 2021г — 16,0
🛍 OZON.Seller
Приложение для продавцов, через которое они могут «зайти» на Озон. Помогает анализировать поведение клиентов, вести отчетность, управлять запасами и ассортиментов и т.д.
Ну и если вам все понравилось, подписывайтесь на наш телеграмм Заяц с Мосбиржи (там куча обзоров).