Что такое сестринский пост в поликлинике
Организация работы постовой медицинской сестры
Пост медицинской сестры является обязательной частью в структуре хирургического отделения. Организовывают один пост на 20‒30 коек. В больших отделениях их, как правило, два (чистый и гнойный ‒ соответственно половинам отделения), реже ‒ три (палаты интенсивной терапии). Сестринский пост должен быть размещен рядом с обслуживаемыми палатами, чтобы они находились в обозрении медицинской сестры.
Рабочее место постовой медицинской сестры оборудуется письменным столом, стульями, шкафами для медицинской документации, медикаментов и инструментария, раковиной для мытья рук, сейфом для хранения сильнодействующих и наркотических веществ. Также на сестринском посту должен быть холодильник, который необходим для препаратов с особыми требованиями хранения, передвижной столик для раздачи лекарств, медицинские весы. Пост оборудуется телефоном, сигнальной системой наблюдения за больными.
Рисунок 1 ‒ Пост медицинской сестры
Функциональные обязанности постовой медицинской сестры:
Функциональные обязанности младшей медицинской сестры:
Прием и передача дежурства
Передача дежурства чаще всего происходит утром, реже — во второй половине дня (в зависимости от продолжительности смены). Медицинская сестра может покинуть рабочее место только тогда, когда придет ее замена. Медицинская сестра, принимающая смену вместе с сестрой, закончившей дежурство, обходят все палаты, особое внимание уделяя больным в тяжелом состоянии. Сдающая дежурство медицинская сестра должна сообщить об изменениях в состоянии больных и проведенных обследованиях за время ее дежурства, а также передать назначения врача и степень их выполнения.
Сестра, заступающая на дежурство, должна принять инструменты и лекарственные средства; лекарства по списку А и Б и ключи от сейфа, где они хранятся (за прием и передачу наркотических средств расписываются в журнале учета наркотических средств). Утром перед передачей дежурства медицинская сестра заполняет Лист учета движения больных и коечного фонда стационара (ф. 007-у).
На основе Листа врачебных назначений медицинская сестра выписывает требование на питание больных для пищеблока больницы и столовой отделения. В порционном требовании указываются количество больных, вид диеты для каждого из них.
Заканчивают передачу дежурства на утреннем совещании в присутствии заведующего отделением и старшей медицинской сестры.
Термометрия
Термометрия — измерение температуры тела человека.
Нарушение механизмов теплообразования в результате воздействия внешних или внутренних причин, которое может привести к снижению, а чаще – повышению температуры тела, называют лихорадкой. У здорового человека в подмышечной впадине температура колеблется от 36,4 до 36,8 °С, в прямой кишке – на 1 °С выше.
Измерение температуры тела проводят с помощью медицинских термометров, которые бывают ртутными, электронными и инфракрасными. Наиболее распространенными являются ртутные термометры, представляющие собой стеклянный резервуар со шкалой, имеющий на конце расширение, заполненное ртутью. Ртутный резервуар соединен с капилляром. Шкала термометра проградуирована от 34 до 42 °С. Цена одного деления – 0,1 °С. При нагревании ртуть поднимается в капилляр и остается на уровне максимального повышения даже при охлаждении. Хранят ртутные медицинские термометры в закрытой емкости с дезинфицирующим раствором, на дно которого кладут слой ваты.
Рисунок 2 ‒ Виды термометров:а – ртутный; б — электронный
Наиболее часто измеряют температуру в подмышечной впадине, реже – в ротовой полости и прямой кишке.
Перед проведением исследования термометр встряхивают, для того чтобы ртуть опустилась в резервуар. Проводят осмотр подмышечной впадины и вытирают ее от пота полотенцем. Ртутный резервуар термометра размещают в подмышечной впадине, чтобы он со всех сторон соприкасался с телом. Затем прижимают руку к грудной клетке, помогая при этом ослабленным пациентам. Измерение температуры проводят не менее 10 минут.
Если температура измеряется в прямой кишке, больного укладывают на бок, термометр смазывают вазелином и вводят в на глубину 2–3 см в просвет прямой кишки.
При проведении термометрии в полости рта термометр помещают под язык пациента.
В отделении измерение температуры тела проводят два раза в сутки: между 6 и 8 часами и 17–19 часами. Полученные данные записывают в температурный журнал с последующим занесением данных в температурный лист в карте стационарного больного.
По степени повышения различают следующие виды температуры тела:
Повышение температуры выше 37 °С при развитии различных патологических состояний называется лихорадкой.
Рисунок 3 ‒ Виды лихорадок
В зависимости от суточных колебаний температуры тела и ее изменения на протяжении болезни выделяют несколько видов лихорадки:
Исследование пульса
Пульс – толчкообразные колебания стенок артерий, вызванные движением крови, которую выбрасывает сердце при каждом сокращении левого желудочка.
Чаще проводят исследование пульса на лучевой артерии, которая хорошо пальпируется между сухожилием внутренней лучевой мышцы и шиловидным отростком лучевой кости. Исследующий кистью своей руки охватывает область лучезапястного сустава больного так, чтобы большой палец располагался на тыльной стороне предплечья, а остальные пальцы ‒ над артерией. Рука пациента должна находиться в удобном полусогнутом положении, чтобы не было напряжения мышц. Определив пульсирующую артерию, ее прижимают к внутренней поверхности лучевой кости. Подсчет пульсовых ударов проводится минимум 30 секунд.
Исследуют основные характеристики пульса — частоту за одну минуту, его ритм, наполнение, напряжение и величину.
Измерение артериального давления
Измерение артериального давления проводят с помощью тонометра и фонендоскопа. Во время исследования больной должен спокойно сидеть или лежать, не разговаривая и не наблюдая за ходом исследования. Руку освобождают от одежды и удобно кладут на кровати или столе ладонью вверх. Под локоть подкладывают валик или подушечку. На плечо, на 2–3 см выше локтевого изгиба, накладывают манжету и фиксируют так, чтобы между ней и кожей проходил палец. Находят лучевую артерию и плотно прижимают к ней мембрану фонендоскопа. Потом «грушей» (при закрытом вентиле) постепенно нагнетают воздух в манжету, пока давление в ней не превысит на 20– 30 мм рт. ст. уровень, при котором перестает определяться пульсация артерии. Затем открывают вентиль баллона постепенно дозированно выпуская воздух из манжетки. Скорость опускания стрелки на датчике должна быть 2–3 деления за 1 секунду. Фонендоскопом выслушивают тоны на локтевой артерии и одновременно следят за показаниями на шкале манометра. Появление первых пульсовых ударов отвечает величине систолического давления, момент полного исчезновения – величине диастолического давления. В первые сутки послеоперационного периода артериальное давление контролируется каждые 2 часа.
Раздача больным лекарств для перорального применения
Раздачу лекарственных препаратов пациентам проводят три раза в сутки перед едой. Для этого используют специальные разделенные на секции лотки, на которых указаны фамилия больного, палата, назначенный препарат. При необходимости раздачи больших количеств лекарств используют передвижные столики. Медицинская сестра перед раздачей лекарств должна удостовериться в их пригодности. Для этого перед раскладкой она проверяет целостность упаковки, название, дозу, срок годности препаратов. Запрещается выдавать больному за один раз всю суточную дозу лекарств. Во время раздачи лекарств медицинская сестра должна объяснить больным, в какое время и как их правильно принимать. Тяжелым больным необходимо помочь в принятии лекарств. Нужно проследить за тем, чтобы лекарства были приняты. Если больной хочет знать название препарата и цель его назначения, то нужно ответить на его вопрос, учитывая правила деонтологии.
Медицинская сестра не имеет права менять назначения, а также давать больному лекарства без назначения врача. Исключение составляют случаи, угрожающие жизни пациента, когда необходимо оказывать экстренную помощь.
После приема лекарств медицинская сестра обязана наблюдать за больным, и если возникнет аллергическая реакция или признаки непереносимости препарата – сообщить об этом врачу.
Рисунок 4 ‒ Столик для раздачи лекарств
При парентеральном введении лекарственных веществ сестра руководствуется правилами их введения (смотреть в главе «Организация работы медицинской сестры манипуляционного кабинета»).
Кроме вышеизложенного, в обязанности постовой медицинской сестры входят катетеризация мочевого пузыря, постановка различных видов клизм, подготовка операционного поля, установка газоотводной трубки, постановка желудочного зонда как с целью промывания желудка, так и с целью кормления больного (смотреть в главах «Подготовка
больного к операции» и «Уход за больными в послеоперационном периоде»).
Подготовка больных к лучевым методам диагностики
Подготовка к УЗИ органов брюшной полости
За три дня до исследования больному разрешается принимать только легкую пищу. Из питания исключаются овощи с большим содержанием клетчатки, бобовые, кондитерские, мучные изделия. Назначаются препараты, снижающие метеоризм (Эспумизан). В день обследования до его начала запрещается прием пищи.
Подготовка к компьютерной томографии органов брюшной полости
Две ампулы 76 % урографина растворяют в 1,5 литра кипяченой воды и небольшими порциями выпивают вечером накануне исследования 0,5 литра приготовленного раствора. Утром в день исследования натощак выпивают еще 0,5 литра раствора. За 30 и 15 минут до исследования больной выпивает оставшиеся 0,5 литра раствора.
Подготовка к рентгенологическому исследованию желудка и двенадцатиперстной кишки
Больному запрещают принимать пищу позднее 20 часов накануне вечером перед исследованием. В случаях наличия метеоризма и упорных запоров накануне вечером и утром за 1,5–2 часа до исследования проводят очистительную клизму. Утром запрещено принимать пищу и лекарственные средства.
Подготовка к рентгенологическому исследованию толстой кишки (ирригоскопия, ирригография)
Из рациона исключают продукты, способствующие газообразованию (сладкое, молоко, чѐрный хлеб, овощи, фрукты). Запрещен прием пищи в обед и на ужин в день накануне исследования, а также завтрак – в день исследования. Прием жидкости ограничивают до одного литра со второй половины дня.
Способ 1. Подготовка с помощью очистительных клизм. Вечером накануне исследования проводят две очистительные клизмы с интервалом в один час. Утром в день исследования очистительную клизму повторяют (не более чем за два часа до исследования).
Способ 2. Использование препарата Фортранс. Четыре пакета препарата Фортранс растворяют по отдельности в литре воды (всего 4 литра). Начинают пить готовый раствор за день до проведения исследования с 15 до 19 часов со скоростью один литр в час. Приѐм пищи запрещѐн. Можно в небольшом количестве пить воду и осветлѐнные соки. Очищение кишечника происходит естественным путѐм.
Способ 3. Подготовка с помощью препарата Дюфалак. Накануне дня исследования, в 15 часов, разводят 100 мл препарата в 1,5 литра воды и выпивают в течение 3–4 часов. Повторяют все в 19 часов.
Подготовка больных к эндоскопическим методам диагностики
Подготовка к бронхоскопии
Исследование выполняется натощак с целью предупреждения возможного заброса пищи или жидкости в дыхательные пути при рвотных движениях или кашле. Последний прием пищи должен быть не позже 21 часа накануне исследования.
Подготовка к эзофагогастродуоденоскопии
Исследование проводится натощак. Последний прием пищи должен быть накануне не позже 18 часов. В день обследования запрещаются питье, прием лекарственных препаратов.
Подготовка к колоноскопии
Для осмотра слизистой толстой кишки необходимо, чтобы ее просвет был свободен от каловых масс. Подготовку к исследованию осуществляют аналогично подготовке к рентгенологическому исследованию толстой кишки.
Сбор мочи на общий анализ
Для проведения общего анализа мочи необходимо собрать у больного 150–200 мл средней порции мочи утром во время мочеиспускания (эта моча наиболее концентрированная). Мочу собирают в чистую банку и доставляют в лабораторию.
Сбор кала для исследования
Кал собирают ложечкой или одноразовым шпателем в объеме 5–10 граммов с 3 мест в одноразовый контейнер с закрывающейся крышкой. Во время сбора необходимо избегать попадания примесей мочи, отделяемого половых органов. Материал доставляют в лабораторию в день забора.
Взятие мокроты для исследования на общий анализ
Накануне вечером перед исследованием больного предупреждают, чтобы утром с 00 до 00, не принимая пищи, воды, лекарств, не чистя зубы (щетка может травмировать слизистую, и в мокроте могут определяться прожилки крови), он прополоскал рот кипяченой водой, а затем хорошо прокашлялся, отхаркнул мокроту и сплюнул ее в банку или специальный контейнер, который затем закрывают крышкой и отправляют в лабораторию до начала работы.
Транспортировка больных по отделению, в диагностические и лечебные кабинеты
Вопрос о способе транспортировки больного решает врач. Выбор правильного способа транспортировки имеет большое значение. При определенных заболеваниях даже минимальная активность может значительно ухудшить состояние больного.
Больные в удовлетворительном состоянии могут передвигаться самостоятельно или в сопровождении медперсонала (медицинской сестры или младшей медицинской сестры).
Пациентов преклонного и старческого возраста, ослабленных больных, инвалидов перевозят в специальных креслах-каталках. Тяжелобольные транспортируются на каталках.
Что такое сестринский пост в поликлинике
В ГБУЗ МО «Краснознаменская городская поликлиника» функционируют сестринские посты. Они организованы для регулирования потока посетителей и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции.
В функции сестринского поста входит:
— направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме;
— проведение антропометрии, измерение артериального давления, температуры тела и др.;
— запись на консультацию к врачам-специалистам по направлению врачей-терапевтов участковых;
— выписка рецептов на лекарственные препараты по назначению врача (в том числе льготным категориям граждан).
Пациент может направляться на сестринский пост из регистратуры, от врача-терапевта участкового, от врача неотложной помощи, от узкого специалиста.
ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ОКАЗАНИЕ МЕДицинской ПОМОЩИ
Порядок
реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Приложение 8
к Территориальной программе
Как отменить прием врача, совершенного
в системе ЕМИАС в режиме самостоятельной записи
Просим Вас переносить или отменять прием к врачу, если ваши планы изменились.
Это позволит другим пациентам воспользоваться освободившимся талоном на прием, а
врачам – более эффективно распланировать свой рабочий день.
«У нас же главное — «доступность»
Второй год столичные поликлиники работают по принятому в городе «московскому стандарту». Основные пункты программы: ликвидация регистратуры, сестринские посты для решения оперативных вопросов, обслуживающие вызовы на дом мобильные бригады. Как заверяют в мэрии, внедрение «стандарта» повысило доступность и качество амбулаторной медпомощи, правда, сами горожане этого пока не замечают. О том, как видится ситуация изнутри, МедНовостям рассказала участковая терапевт диагностического центра №5 Анна Землянухина.
Участковая терапевт диагностического центра №5 Анна Землянухина. Фото: из личного архива
Всегда считалось, что поликлиника начинается с регистратуры. Как без нее обходятся?
Сегодня пациент не контактирует с местом, где находятся амбулаторные карты. И это, в принципе, неплохо. Карты перенесены в специальное картохранилище, и его работа нормально налажена. Для пациентов, которые приходят к врачу по предварительной записи, карты подбирают заранее. Если человек записался непосредственно перед приемом, доктор звонит в хранилище, и оттуда сразу приносят карту. А на месте регистратуры на первом этаже сейчас сделали зону комфортного пребывания: там стоят диванчики, аппарат с напитками — это еще одно такое нововведение московского стандарта. Хотя, как мне кажется, это не главная зона в медучреждении, пациенты сидят, в основном, около кабинетов, а не на первом этаже.
И много людей сидит около кабинетов? В городском департаменте здравоохранения говорят о повышении доступности амбулаторной медпомощи.
— Реальная доступность для пациентов, если говорить об исследованиях или консультациях врачей-специалистов, и та картинка, которая отражается в аналитическом центре департамента по системе ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) — это абсолютно разные вещи. В отчетах у нас все очень красиво, а фактически пациенты заносятся в журналы и ждут очереди по месяцу, а то и по полтора.
Например, наши врачи теперь не имеют право сами никуда записывать пациентов, кроме как на анализ крови, рентген и ЭКГ. И то нас постоянно ругают за то, что мы назначаем много анализов крови. А вот для того, чтобы направить пациента на УЗИ, гастроскопию, суточное мониторирование сердца, исследование функции внешнего дыхания — то есть, на обследования, которые являются стандартными при многих заболеваниях и входят в медико-экономические стандарты, терапевт должен в карточке написать обоснование, подчеркнуть его маркером и отдать заведующей на подпись. Заведующие разбираются в горах карт от всех врачей и вписывают их назначения в журналы, по которым пациенты реально ожидают очереди. Но зато в ЕМИАС отражается запись только на пять дней, а на шестой уже горят свободные места. Такая вот доступность.
То же самое с консультациями специалистов. В городских поликлиниках сегодня увеличился поток пациентов (прошла «оптимизация» стационаров, с переходом на подушевое финансирование закрылись ведомственные клиники). Но амбулаторное звено при этом не усилили вообще никаким образом, более того, у нас тоже прошли сокращения. В итоге, у наших пациентов большая проблема с тем, чтобы попасть, например, к эндокринологу.
Фото: Ольга Никонова
Вот я сейчас перечитала порядки оказания медицинской помощи по профилям, откуда следует, что на прикрепленное к нашему филиалу население должно быть пять эндокринологов, а у нас их два. Начальство ругает нашу заведующую за низкую «доступность» — 300 человек в очереди к эндокринологу (конечно, не в коридоре сидит, а записано в журнал ожидания), и распоряжается распределять пациентов по другим филиалам. Но люди не хотят ехать в другие филиалы, а хотят постоянно наблюдаться у одного врача. А те, кто едут, жалуются потом на то, что они никому там не нужны — своих пациентов хватает.
Когда запускался «московский стандарт», обсуждался и вопрос прикрепления к врачам-специалистам людей с хроническими заболеваниями», то, что раньше называлось «диспансерным учетом».
— В одних случаях это был диспансерный учет, в других просто наблюдение — когда диагноз был не совсем ясен, иногда и такое бывает. Но сейчас руководство всячески это ограничивает: пытаясь искусственным путем повысить «доступность», всех, кто был прикреплен к специалистам, открепили. И теперь, если пациенту требуется повторная консультация, он все равно пойдет сначала к терапевту. Первым шагом к этому было введение трехуровневой системы, при которой пациенты могут самостоятельно записаться в терминале только к врачам первого уровня. Это терапевт, окулист, ЛОР-врач, уролог и хирург. За направлением ко всем остальным специалистами пациенты идут к терапевту.
С одной стороны, логика в этом есть, и руководство постоянно упирает именно на то, что пациенты не знают, что им нужно. Например, человек кашляет и думает, что ему нужен пульмонолог, а на самом деле у него проблема с желудком, откуда идет заброс содержимого в пищевод и возникает рефлекторный кашель. Поэтому ему нужен терапевт, который разберется в причине кашля и будет ее лечить, а если не справится — направит к специалисту.
Но с другой стороны, есть много пациентов, которые должны наблюдаться у специалиста по определенному заболеванию и, допустим, раз в полгода его посещать. Раньше врачи могли прикреплять пациента к своей специальности. Даже когда появилась электронная запись, врач ставил в компьютере соответствующую «галочку», и у пациента открывалась в терминале возможность самому записаться к этому специалисту. Сейчас этого нет.
Еще одно новшество — «сестринский пост», на котором медсестры выполняют процедуры, не требующие участия врача, и где пациенты могут получить рецепты на льготные лекарства, различные справки и результаты анализов.
— На «посту» в коридоре медсестры выполняют справочные функции, выписывают анализы. Если пациенту назначено какое-то стандартное обследование, допустим, для операции, то они тоже без врача занимаются этим — подбирают карточку, вклеивают в нее назначения. Могут сделать обследование для санатория. Так что смысл в таких постах, конечно, есть. Но эти посты действительно помогали бы в том случае, если бы существовали, как дополнение к нашей работе. То есть, врачи с медсестрами вели прием, а на посту работали две-три отдельные медсестры в смену. Но на деле часть приема медсестры сидят с нами, а другую часть работают на сестринском посту. Или стоят внизу у терминала, которым не все могут пользоваться, помогают дежурному администратору, распределяют пациентов у входа.
А ведь еще есть процедуры на дому — анализы или инъекции, на которые медсестры ходят либо в свое свободное время, либо во время приема, если их врач отпустит (они же также по восемь часов в поликлинике работают, как и врачи). Мы у себя в поликлинике периодически бунтуем, и начальство как-то старается сделать «и вашим, и нашим». Но в некоторых поликлиниках медсестер совсем сняли с приема, в результате половина врачей там просто уволилась.
А вот с выпиской лекарств льготникам процесс налаживается хорошо. Только этим занимается не сестринский пост, а кабинет паллиативной помощи. Если пациент стабилен, и ему не нужна консультация врача, а нужен только рецепт на бесплатное лекарство, которое он получает, допустим, по инвалидности, диабету или астме, то он может просто оставить заявку в этом кабинете. И люди говорят, что им это удобно — заявку можно подать заранее и вовремя все получить. Многие пациенты пока все равно ходят к врачам выписывать рецепты, как привыкли. Но бывает и так, что человек приходит ко мне на прием, а на вопрос о выписке рецепта отвечает: «Нет, не тратьте время, я к вам только проконсультироваться».
Увеличив время приема участковых терапевтов, их освободили от ежедневных вызовов на дом, которые обслуживает теперь отдельная выездная служба. Насколько эффективны такие мобильные бригады?
— Бригада — это врач и водитель, который его везет. Причем разговоры о том, что у него есть оборудование для экспресс-диагностики (например, электрокардиограф и глюкометр) — это все сказки. В большинстве поликлиник ничего этого нет. Как были врачи участковые с фонендоскопом, тонометром, фонариком и со своими руками, там они, по большому счету, и остались. Преимущество такой «бригады» перед участковым терапевтом заключается в графике работы: с 9 часов утра до 8 вечера. И если пациент — это молодой здоровый человек, который подхватил простуду, то ему не нужен конкретный участковый терапевт. Выездной врач так же осмотрит его, назначит стандартное лечение и выпишет больничный, который он придет продлевать в поликлинику. Поэтому молодые пациенты обычно не жалуются, их все устраивает.
Проблема возникают с более возрастными пациентами, у которых есть сопутствующие заболевания. И на которые обязательно надо обращать внимание при назначении лечения, даже если они заболевают все той же простудой. Участковый врач, который давно работает на участке и хорошо знает своего пациента, скорее разберется, что же делать в такой ситуации. Ему не надо расспрашивать человека: «чем Вы болеете, есть ли у Вас сахарный диабет, повышается ли давление». А у врача мобильной бригады, у которого по 30 вызовов в день, просто нет возможности расспрашивать обо всем этом пациента. Отсюда ошибки в диагностике и в лечении, назначение препарата, который больному противопоказан, осложнения.
Очень часто «чужие» врачи пропускают какую-то патологию, из-за того, что не знают пациента. Каждый участковый может привести примеры из своей практики, когда пациент жалуется, что ему плохо, а все физические показатели при этом (температура, давление) в порядке. Но если это знакомый больной, ты поймешь, что с ним что-то не так, он как-то изменился. В такие моменты срабатывает врачебная интуиция, и ты по его жалобам понимаешь, что это может быть инфаркт, разрыв аневризмы аорты или что-то еще, требующее срочной помощи, хотя внешне пока еще никаких проявлений нет. Врач «Скорой помощи» или мобильной бригады, который не знает пациента, в такой ситуации может махнуть рукой: «Вы придумываете», и уехать.
К сожалению, так было с одной моей пациенткой (когда мы еще ходили по домам). Она трижды вызывала «Скорую» с жалобами на очень сильную одышку, из-за которой практически не могла ходить. Но на кардиограмме, которую они все снимали, не отражалось никаких изменений. Третья «Скорая» все-таки передала в поликлинику «актив». Я пришла к пациентке, и сразу поняла, что это инфаркт — потому, что видела ее буквально за две недели до этого и могла оценить динамику состояния. Я ее госпитализировала (причем, со скандалом — «Скорая» не хотела ее забирать), в больнице подтвердился инфаркт, но в итоге она скончалась. Если бы первая «Скорая» отвезла эту женщину в больницу, то вполне вероятно, она осталась бы жива.
По московскому «стандарту» маломобильных граждан курируют на дому специально созданные патронажные отделения. А также к ним должен приходить в плановом порядке в свою рабочую субботу и участковый врач.
— Всех маломобильных больных передали тем же выездным бригадам. К тому же, многие хроники выходят из дома, совсем уж не ходячих не так много. Изначально, когда это все начиналось, нам выделялось какое-то время на посещение этой небольшой группы маломобильных пациентов. И в такой ситуации тоже можно было упустить время. Был случай, когда мобильная бригада передала мне: гипертоническая болезнь, коррекция терапии. «Коррекция терапии» — это не острое состояние, и посетить больного полагается планово в течение недели-десяти дней. Но я тогда пошла сразу, и слава богу, потому, что пациентка резко слегла. У нее оказалась застойная двухсторонняя пневмония, и неизвестно, что бы с ней произошло, если бы я ее тогда не прослушала.
Но в последние несколько месяцев нам вообще не выделяют времени на посещение маломобильных пациентов. Сначала у нас на это был один день в неделю, потом один раз в месяц в свое дежурство, а потом это прекратилось вообще. Потому что у нас же главное — «доступность», и начальство следит, чтобы терапевты больше принимали людей за день. А для этого нужно больше времени проводить в поликлинике на приеме, какие уж тут посещения лежачих.
Поэтому сейчас мы все надежды возлагаем на паллиативную помощь, которая только-только начинает развиваться. Она затронет тяжелых хронических пациентов, с онкологией, с хроническими суставными заболеваниями, с болевыми синдромами, а также другие группы маломобильных людей, которые по каким-то причинам не выходят из дома. У нас в паллиативном отделении есть несколько медсестер и фельдшеров, и один врач. Но пока они не в состоянии охватить всех нуждающихся и ходят только в ближайшие дома.