Что такое сестринское обследование
Сестринское обследование проводится двумя методами:
• субъективным;
• объективным.
Субъективное обследование:
• расспрос пациента;
• беседа с родственниками;
• беседа с работниками скорой помощи;
• беседа с соседями и т. д.
Расспрос
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
Расспрос играет огромную роль в:
• предварительном заключении о причине болезни;
• оценке и течении заболевания;
• оценке дефицита самообслуживания.
Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.
Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.
Расспрос складывается из пяти частей:
• паспортная часть;
• жалобы пациента;
• anamnesis morbe;
• anamnesis vitae;
• аллергические реакции.
Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.
Из жалоб пациента выделяют:
• актуальные (приоритетные);
• главные;
• дополнительные.
Anamnesis morbe
Anamnesis morbe – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:
• уточняют начало заболевания (острое или постепенное);
• далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;
• затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;
• уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;
• следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;
• уточняют время наступления ухудшения.
Anamnesis vitae
Anamnesis vitae – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.
Anamnesis vitae собирается по схеме:
1. биография пациента;
2. перенесенные заболевания;
3. условия труда и быта;
4. интоксикация;
5. вредные привычки;
6. семейная и половая жизнь;
7. наследственность.
Объективное обследование:
• физическое обследование;
• знакомство с медицинской картой;
• беседа с лечащим врачом;
• изучение медицинской литературы по уходу.
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Осмотр проводится по определенному плану:
• общий осмотр;
• осмотр определенных систем.
Методы обследования:
• основные;
• дополнительные.
К основным методам обследования относятся:
• общий осмотр;
• пальпация;
• перкуссия;
• аускультация.
Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.
Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.
Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.
После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.
Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).
При общем осмотре определяют:
1. общее состояние пациента:
• крайне тяжелое;
• средней тяжести;
• удовлетворительное;
2. положение пациента в постели:
• активное;
• пассивное;
• вынужденное;
3. состояние сознания (различают пять видов):
• ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;
• помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;
• ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;
• сопор – патологический сон, сознание отсутствует;
• кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.
4. данные антропометрии:
• рост,
• вес;
5. дыхание;
• самостоятельное;
• затрудненное;
• свободное;
• кашель;
6. наличие или отсутствие одышки;
различают следующие виды одышки:
• экспираторная;
• инспираторная;
• смешанная;
7. частоту дыхательных движений (ЧДД)
8. артериальное давление (АД);
9. пульс (Ps);
10. данные термометрии и т. д.
Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.
Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.
Термометрия – измерение температуры тела термометром.
Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.
Цель первого этапа сестринского процесса – создание информационной базы о пациенте.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Целью этого метода является сбор информации о больном.
Сестринское обследование проводится двумя методами:
субъективным
объективным
Описание слайда:
расспрос пациента
беседа с родственниками
беседа с работниками скорой помощи
беседа с соседями и т. д.
ознакомление с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).
Описание слайда:
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
Расспрос играет огромную роль в:
предварительном заключении о причине болезни;
оценке и течении заболевания;
оценке дефицита самообслуживания.
Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.
Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.
Описание слайда:
Расспрос складывается из пяти частей:
паспортная часть
жалобы пациента
anamnesis morbe
anamnesis vitae
аллергические реакции
Описание слайда:
Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.
Из жалоб пациента выделяют:
актуальные (приоритетные)
главные
дополнительные
Описание слайда:
физическое обследование
знакомство с медицинской картой
беседа с лечащим врачом
изучение медицинской литературы по уходу
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Описание слайда:
Осмотр проводится по определенному плану:
общий осмотр
осмотр определенных систем
Методы обследования:
основные
дополнительные
К основным методам обследования относятся:
общий осмотр
пальпация
перкуссия
аускультация
Описание слайда:
Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.
Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.
Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.
После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.
Описание слайда:
При общем осмотре определяют:
1. общее состояние пациента:
крайне тяжелое
средней тяжести
удовлетворительное
2. положение пациента в постели:
активное
пассивное
вынужденное
3. состояние сознания (различают пять видов):
ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы
помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием
ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно
сопор – патологический сон, сознание отсутствует
кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов
4. данные антропометрии:
рост
вес
5. дыхание;
самостоятельное
затрудненное
свободное
кашель
6. наличие или отсутствие одышки;
различают следующие виды одышки:
экспираторная
инспираторная
смешанная
7. частоту дыхательных движений (ЧДД)
8. артериальное давление (АД)
9. пульс (Ps)
10. данные термометрии и т. д.
Описание слайда:
Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.
Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.
Термометрия – измерение температуры тела термометром.
Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.
Описание слайда:
Anamnesis morbe – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:
уточняют начало заболевания (острое или постепенное);
далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;
затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;
уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;
следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;
уточняют время наступления ухудшения.
Описание слайда:
Anamnesis vitae – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.
Anamnesis vitae собирается по схеме:
биография пациента
перенесенные заболевания
условия труда и быта
интоксикация
вредные привычки
семейная и половая жизнь
наследственность
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Понятие о сестринском процессе
Цель сестринского процесса
Термин «сестринский процесс» впервые введен в США сестрой Лидией Холл в 1955 году. Слово «процесс» означает ход событий. В данном случае – последовательность действий, предпринятые сестрой при оказании помощи.
Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных человеческих потребностей через квалифицированный сестринский уход. Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
Значение сестринского процесса
Значение внедрения сестринского процесса в следующем:
Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом «манипуляционной техники». Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие отношения устанавливаются между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.
Этапы сестринского процесса
Источниками информации могут быть:
Различают субъективное и объективное сестринское обследование.
Объективное обследование – непосредственный осмотр и дополнительные методы –данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела).
Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации. В некоторых странах называют проблему «сестринским диагнозом». В нашей стране эта формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.
Проблема отличается от врачебного диагноза:
Врачебный диагноз | Проблемы |
---|---|
Определяет болезнь (острый гастрит) | Определяют ответные реакции организма в связи с болезнью (изжога, боль в области эпигастрия, рвота…) |
Может оставаться неизменным в течение всей болезни | Могут меняться каждый день или даже в течение дня |
Предполагает лечение в рамках врачебной практики | Предполагают сестринские вмешательства в пределах её компетенции и практики |
Как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме | Часто связаны с представлениями пациента о состоянии его здоровья |
Виды сестринских диагнозов (проблем)
По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
По времени появления:
По серьёзности (приоритетности)
Публикации в СМИ
Создание учебно-методического обеспечения процесса организации и проведения исследований в сестринском деле
Разработка учебно-методического обеспечения процесса организации и проведения исследований в сестринском деле обусловлена теми значительными изменениями, которые происходят в настоящее время в отечественном здравоохранении. Это, прежде всего, развитие научной базы отечественного здравоохранения, появление значительного числа новых, современных методов диагностики и лечения, оценка эффективности применяемых методов с позиций доказательной медицины. Возрастание роли сестринского персонала определяет и необходимость определения возможностей для расширения его профессиональных компетенций, изменения содержания сестринской практики, основанной на использовании доказательных данных. Однако методическая основа, определяющая содержание исследований в области сестринского дела, до сих пор не сформирована.
Главнейшей задачей любой профессии является улучшение профессиональной деятельности таким образом, чтобы услуги, предоставляемые потребителям, были максимально эффективны. Профессия, стремящаяся повысить свою значимость, борется за постоянное развитие базы научно обоснованных знаний, служащих основой для практической деятельности.
По мнению некоторых авторов (Р. Burnard, Р. Morrison, 1990) научные исследования представляют собой путь к пониманию, оценке и анализу того, какую работу выполняют медицинские сестры. Данное высказывание характеризует научные исследования с позиции полезности последних, а также с точки зрения поставленных при этом целей. Согласно приведённому выше определению, научные исследования важны и потому, что они позволяют расширить знания и стимулируют критическое осмысление практики.
Все это обуславливает необходимость обучения будущих менеджеров сестринского дела не только критическому анализу имеющейся информации в части организации деятельности сестринского персонала, но и умению самостоятельно организовывать поиск необходимых доказательных данных в области сестринского дела, организовывать и проводить необходимые для этого научные исследования.
Объектом исследования в данной работе явилась система организации научно-исследовательской деятельности студентов и образовательного процесса на факультете высшего сестринского образования. Предмет исследования: разработка для использования в образовательном процессе и организации научно-исследовательской деятельности студентов на факультете ВСО учебно-методического пособия по организации и проведению исследований в области сестринского дела.
Для того чтобы научные исследования стали инструментом расширения научной базы сестринского дела, со стороны медицинских сестер необходимы (C. Roberts, S. Burke, 1989):
Для формирования мотивации к приобретению навыков проведения научных исследований и использования их результатов в практической деятельности, медицинские сестры должны понимать значение и место научных исследований в профессиональной практике.
Цель НИР. Разработать учебно-методическое пособие по организации и проведению исследований в области сестринского дела, позволяющее оптимизировать действия будущего выпускника факультета ВСО по выбору дизайна исследования, составлению программы исследования, внедрению полученных результатов в практическую деятельность сестринского персонала.
Методы проведения НИР. Анализ научно-методической, нормативно-правовой документации (по проблеме изучения опыта организации и проведения сестринских исследований); метод экспертных оценок (при отборе учебного материала); моделирование (при разработке технологии выполнения исследования в области сестринского дела).
Новизна НИР. В рамках разработанного учебно-методического обеспечения процесса организации и проведения исследований в области сестринского дела впервые была представлена технология выполнения исследований в сестринском деле, описан зарубежный опыт организации и проведения подобных исследований.
С учетом проведенного анализа по проблеме организации сестринских исследований была разработана логическая структура учебно-методического пособия. В рамках выполненной НИР были отобраны наиболее оптимальные схемы деятельности в части разработки, обоснования и технологии выполнения сестринского исследования.
Ожидается, что результаты выполненной работы будут востребованы в системе додипломного образования менеджеров сестринского дела следующим образом:
Структура выполненной работы полностью соответствует требованиям, предъявляемым к написанию учебно-методических пособий. Пособие содержит пояснительную записку, основные разделы (отражают последовательность действий исследователя), описание учебно-методического обеспечения курса (со списком рекомендуемой литературы).
На первом этапе была проанализирована зарубежная литература по проблеме организации и проведения исследований в сестринском деле. Полученная информация подверглась критическому анализу на предмет возможности ее использования при разработке данного учебно-методического пособия. Была разработана технология выполнения исследования в области сестринского дела и дано ее описание на примере конкретного сестринского исследования.
В результате проведенного анализа, а также с учетом квалификационной характеристики выпускника факультета ВСО было разработано учебно-методическое пособие по организации и проведению исследований в области сестринского дела.
Предлагаемый материал предназначен помочь читателям в решении следующих вопросов:
Спектр сестринских исследований значительно расширился за последние 30 лет, предоставляя медицинским сестрам все более и более объективную с научной точки зрения основу для практики. Однако еще множество вопросов предстоит изучить медицинским сестрам-исследователям, и множество результатов исследований предстоит внедрить в практику.
Код вставки на сайт
Создание учебно-методического обеспечения процесса организации и проведения исследований в сестринском деле
Разработка учебно-методического обеспечения процесса организации и проведения исследований в сестринском деле обусловлена теми значительными изменениями, которые происходят в настоящее время в отечественном здравоохранении. Это, прежде всего, развитие научной базы отечественного здравоохранения, появление значительного числа новых, современных методов диагностики и лечения, оценка эффективности применяемых методов с позиций доказательной медицины. Возрастание роли сестринского персонала определяет и необходимость определения возможностей для расширения его профессиональных компетенций, изменения содержания сестринской практики, основанной на использовании доказательных данных. Однако методическая основа, определяющая содержание исследований в области сестринского дела, до сих пор не сформирована.
Главнейшей задачей любой профессии является улучшение профессиональной деятельности таким образом, чтобы услуги, предоставляемые потребителям, были максимально эффективны. Профессия, стремящаяся повысить свою значимость, борется за постоянное развитие базы научно обоснованных знаний, служащих основой для практической деятельности.
По мнению некоторых авторов (Р. Burnard, Р. Morrison, 1990) научные исследования представляют собой путь к пониманию, оценке и анализу того, какую работу выполняют медицинские сестры. Данное высказывание характеризует научные исследования с позиции полезности последних, а также с точки зрения поставленных при этом целей. Согласно приведённому выше определению, научные исследования важны и потому, что они позволяют расширить знания и стимулируют критическое осмысление практики.
Все это обуславливает необходимость обучения будущих менеджеров сестринского дела не только критическому анализу имеющейся информации в части организации деятельности сестринского персонала, но и умению самостоятельно организовывать поиск необходимых доказательных данных в области сестринского дела, организовывать и проводить необходимые для этого научные исследования.
Объектом исследования в данной работе явилась система организации научно-исследовательской деятельности студентов и образовательного процесса на факультете высшего сестринского образования. Предмет исследования: разработка для использования в образовательном процессе и организации научно-исследовательской деятельности студентов на факультете ВСО учебно-методического пособия по организации и проведению исследований в области сестринского дела.
Для того чтобы научные исследования стали инструментом расширения научной базы сестринского дела, со стороны медицинских сестер необходимы (C. Roberts, S. Burke, 1989):
Для формирования мотивации к приобретению навыков проведения научных исследований и использования их результатов в практической деятельности, медицинские сестры должны понимать значение и место научных исследований в профессиональной практике.
Цель НИР. Разработать учебно-методическое пособие по организации и проведению исследований в области сестринского дела, позволяющее оптимизировать действия будущего выпускника факультета ВСО по выбору дизайна исследования, составлению программы исследования, внедрению полученных результатов в практическую деятельность сестринского персонала.
Методы проведения НИР. Анализ научно-методической, нормативно-правовой документации (по проблеме изучения опыта организации и проведения сестринских исследований); метод экспертных оценок (при отборе учебного материала); моделирование (при разработке технологии выполнения исследования в области сестринского дела).
Новизна НИР. В рамках разработанного учебно-методического обеспечения процесса организации и проведения исследований в области сестринского дела впервые была представлена технология выполнения исследований в сестринском деле, описан зарубежный опыт организации и проведения подобных исследований.
С учетом проведенного анализа по проблеме организации сестринских исследований была разработана логическая структура учебно-методического пособия. В рамках выполненной НИР были отобраны наиболее оптимальные схемы деятельности в части разработки, обоснования и технологии выполнения сестринского исследования.
Ожидается, что результаты выполненной работы будут востребованы в системе додипломного образования менеджеров сестринского дела следующим образом:
Структура выполненной работы полностью соответствует требованиям, предъявляемым к написанию учебно-методических пособий. Пособие содержит пояснительную записку, основные разделы (отражают последовательность действий исследователя), описание учебно-методического обеспечения курса (со списком рекомендуемой литературы).
На первом этапе была проанализирована зарубежная литература по проблеме организации и проведения исследований в сестринском деле. Полученная информация подверглась критическому анализу на предмет возможности ее использования при разработке данного учебно-методического пособия. Была разработана технология выполнения исследования в области сестринского дела и дано ее описание на примере конкретного сестринского исследования.
В результате проведенного анализа, а также с учетом квалификационной характеристики выпускника факультета ВСО было разработано учебно-методическое пособие по организации и проведению исследований в области сестринского дела.
Предлагаемый материал предназначен помочь читателям в решении следующих вопросов:
Спектр сестринских исследований значительно расширился за последние 30 лет, предоставляя медицинским сестрам все более и более объективную с научной точки зрения основу для практики. Однако еще множество вопросов предстоит изучить медицинским сестрам-исследователям, и множество результатов исследований предстоит внедрить в практику.