Что такое сетевое взаимодействие в условиях реализации инклюзивного образования
Сетевое взаимодействие в условиях инклюзивного образования в доу
Данная работа посвящена взаимному сотрудничеству ДОУ с различными государственными структурами для успешной социализации ребенка с ОВЗ в общество.
Просмотр содержимого документа
«Сетевое взаимодействие в условиях инклюзивного образования в доу»
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ИНЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Ключевые слова: дети с ОВЗ, сетевое взаимодействие, инклюзивное образование.
Данная работа посвящена взаимному сотрудничеству ДОУ с различными государственными структурами для успешной социализации ребенка с ОВЗ в общество.
Решение актуальных вопросов, направленных на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), напрямую зависит от качества образовательных услуг на всех этапах их образования: от дошкольного до профессионального. Таким образом, одним из главных вопросом развития специального образования и его модернизации является достижение нового качества образования, что возможно посредством внедрения новых подходов к проектированию образовательной среды, выбору средств и методов реализации коррекционно-образовательного процесса, повышения профессиональной компетентности педагогов.
В современных условиях инклюзивного образования ценностью деятельности любой воспитательной организации является создание условий для развития конкретного ребенка. Недостаточность имеющихся ресурсов в самих образовательных учреждениях для реализации данной задачи, оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, подготовка педагогических кадров, обеспечение доступа к ресурсам глобальных сетей, опыт участия отдельных образовательных учреждений в учебных проектах, сетевых конкурсах и викторинах; выявление лидеров (отделов образования, образовательных учреждений) в области воспитания подготовило почву для формирования сетевых моделей взаимодействия в системе воспитания. Благодаря сетевым связям создаются условия для обмена информацией, взаимной поддержки, развития и совместного выполнения разного рода деятельности. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Преимуществом модели социализации детей в рамках сетевого взаимодействия, является, то, что основой возникновения совместной деятельности является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя добровольно и лишь по поводу данной проблемы, объединяя при этом необходимые ресурсы для ее разрешения. Для обучающего сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке программы его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей.
Сеть в данном случае можно рассматривать как совокупность субъектов воспитательной деятельности (как сами учреждения, так и люди в них), представляющих друг другу собственные ресурсы с целью повышения результативности и качества данной деятельности. Это ресурсы материально-технические, нормативно-правовые, информационно-коммуникативные, кадрово-образовательные, финансово-экономические, но в большей степени это ресурсы проектные (воспитательные проекты и программы), которые реализуются в сети, а также могут создаваться в ходе сетевого взаимодействия. В сети выделяют так называемые «узлы», в которых и концентрируется ресурс.
Причем необходимо отметить, что узлы сети – это не сами образовательные учреждения, а те проекты, программы воспитания, которые они предоставляют как ресурс. Узел сети представляет собственное содержание относительно общей проблематики сети и имеет возможность для осуществления своего содержания. Объединяясь в сети, каждый должен понимать, что неполно в его содержании, и видеть возможность за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы, вступать для этого во взаимодействие.
Г.М. Андреева интерпретирует взаимодействие как организацию совместной деятельности, в процессе которой для участников важен не только обмен информацией, но и организация «обмена действиями», планирование общей деятельности, внесение собственного вклада в нее. Взаимодействие при этом может носить непосредственный или опосредованный характер (через компьютерные сети).
Сетевое взаимодействие (взаимодействие в сети) можно определить как способ деятельности по совместному использованию ресурсов, их обмену.
Сетевое взаимодействие в условия инклюзивного образования в ДОУ
Работа с государственными структурами
Учреждения науки, образования, культуры
Интеграция семейного и общественного воспитания
Выявление детей с ОВЗ
Консультативный пункт ДОУ
Сопровождение детей ДОУ
Определение программы социальной адаптации детей с ОВЗ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
УДК 37.04-053 А.С.Поддубная
КУ «Нижневартовская общеобразовательная
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
С 2010 года Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа продвигает идею инклюзивного образования. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Не ученик должен приспосабливаться под школу, а школа должна приспособиться под ребенка. Наша школа первое образовательное учреждения в округе, которое организует обучение детей с диагнозом ранний детский аутизм. Другая категория, по которой специализируется наша школа – незрячие дети. Сначала такие дети обучались на дому. В настоящее время 6 детей обучаются в общеобразовательных классах наравне со здоровыми детьми и еще 7 детей посещают школу частично, изучая учебные предметы по выбору. Участниками инклюзивной системы становятся: дети с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, педагоги, администрация и персонал, родители.
Организационная. Современная школа не может прогрессировать в рамках одного образовательного учреждения, необходимо формирование команды единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения, к повышению качества образования.
Информационная. Потребность удовлетворения запросов всех участников образовательного процесса. Открытая образовательная сеть способствует массовому распространению передовых и эффективных практик инклюзивного образования, достижению нового качества образования.
Социальный заказ. Необходимость получения дополнительного и непрерывного образования в условиях современного развития экономики и общества.
Доступность. Ограниченный доступ информации для большинства обучающихся с ОВЗ и инвалидов, стремящихся повысить свой уровень образования и компетентности, разные возможности усвоения информации.
Субъективность. Традиционная система образования основана на личном контакте педагога и ученика. Поэтому субъективные аспекты процедуры контроля так или иначе выходят на первый план. В условиях обучения, педагоги имеют дело в основном не с личными особенностями обучающегося, а с продуктами его деятельности. Отсюда результаты образования в сети становятся более объективными. Раскрытые причины указывают на то, что именно сетевое взаимодействие будет способствовать эффективной деятельности школы по повышению качества образования, развитию компетентностей каждого обучающегося с ОВЗ в условиях ФГОС. Сетевое взаимодействие предоставляет дополнительную реальную возможность реализовать идеи самореализации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Построение модели эффективного и успешного сетевого взаимодействия в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» происходит в соответствии со следующими принципами:
Педагогами нашей школы разработана в рамках программа социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья по трем направлениям: психолого-оздоровительное, социально-коммуникативное и сетевого взаимодействия.
Направление сетевого взаимодействия – высшая ступень в интеграции детей с ОВЗ в общество, включающая общение, поездки по городу, знакомство с праздничной и повседневной жизнью в условиях взаимодействия с большим количеством социальных партнеров.
Анкетирование родителей детей с ОВЗ показало, что не в меньшей степени, чем в образовательной интеграции, они заинтересованы в социальной интеграции. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо перемещаться по городу в комфортных условиях. Они должны знать большой мир: музеи, театры, стадионы, культурно- просветительские учреждения. Они должны иметь возможность посещать все те места, где бывают и обычные дети. Они должны иметь свободу. Эту свободу мы организуем с помощью школьного автобуса и программ изучения городской среды, общения детей друг с другом, с учителями, родителями и с новыми людьми.
Существуют и еще две очень важные причины необходимости сетевого взаимодействия. Это забота о родителях детей с ограниченными возможностями здоровья (без инклюзивной школы их борьба за особого родного ребенка превращается в настоящий кошмар) и огромный воспитательный потенциал социального партнерства для детей без особых потребностей, обучающихся совместно. Инклюзивное образование предполагает не просто посещение школы детьми с ограниченными возможностями здоровья, а совместное обучение разных детей. И это дает здоровым детям очень много. Опыт, показывает, что после года совместного обучения стираются границы между детьми здоровыми и имеющими проблемы, дети становятся добрее и толерантнее даже по отношению друг к другу.
Но границ школы недостаточно, поэтому сетевое взаимодействие вызвано к жизни как внешними, так и внутренними потребностями образовательного учреждения, социума микрорайона, общества.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении образовательных ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, создании образовательных сетей.
Сетевое взаимодействие направлено на реализацию программ дополнительного образования во внеурочной деятельности. В результате этого взаимодействия создается образовательная среда школы и учреждений-партнеров, которая представляет систему сетевого взаимодействия между ними.
За последние годы школа установила партнерские отношения:
-МУ «БИС» (Библиотечно-информационная система);
-Городская детская библиотека;
-Школы искусств №1, №3;
-Театр кукол «Барабашка»;
-Общественная организация «Лучик света»;
-МАУДОД «Центр детского творчества»;
-Нижневартовское городское общество слепых;
-БУ «Реабилитационный центр «Таукси»;
-Тюменская городская библиотека для слепых детей.
Дети с ОВЗ имеют возможность посещать эти учреждения вместе с одноклассниками, таким образом, им проще социализироваться, ведь друзья помогают и объясняют. Сложнее происходит с учреждениями спорта, их особые дети посещают только в сопровождении родителей.
Преимуществом сетевого взаимодействия является возможность привлечения высококвалифицированных специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, создание дополнительных условий по поддержке и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, повышения качества образования.
Совместная деятельность учреждений в образовательной сети направлена на достижение общей цели, решения общих задач, позволяет всем субъектам объединить ресурсы, способствует созданию профессиональных педагогических сообществ, дает возможности совершенствовать образовательный потенциал школы, расширяет возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми потребностями.
Исходя из понимания сущности сетевого взаимодействия, мы понимаем, что на сегодняшний день существует ряд проблем:
отсутствие сетевых образовательных программ, проектов в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;
недостаток кадров в партнерских учреждениях, имеющих навыки работы в специальных условиях и с особыми детьми.
1. Бойко, Е. Л. Дополнительное образование в учреждениях НПО (СПО) [Текст] : метод. пособ. / Е. Л. Бой- ко, А. В. Золотарева, А. Л. Пикина. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. – 207 с.
2. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
Что такое сетевое взаимодействие в условиях реализации инклюзивного образования
Развитие современной системы образования требует обеспечения качественного доступного образования для всех без исключения учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение этой задачи зависит от возможностей каждой конкретной образовательной организации, ее наличных ресурсов. Однако ресурсные возможности образовательных организаций не всегда достаточны. Так, решение задач инклюзивного образования требует создания инклюзивной культуры в образовательной организации, создания специальных образовательных условий, зависящих от особых образовательных потребностей обучающихся, изменения компетенций педагогических работников, организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, изменение системы оценивания результатов обучения и др. В современных условиях многие образовательные организации таким ресурсом не обладают. Дефицит ресурсов одних организаций может быть восполнен ресурсами других за счет создания образовательной сети муниципального, регионального и федерального уровней.
Цель исследования ‒ разработка моделей сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования.
— Метод изучения и обобщения опыта реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях города Москвы.
— Методы теоретического моделирования.
Исследование проводилось на основе репрезентативной выборки образовательных учреждений Департамента образования города Москвы, участвующих в развитии инклюзивного образования, из десяти округов ‒ образовательных организаций, реализующих программы общего образования всех уровней ‒ от дошкольного до высшего, образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы и программы дополнительного образования, психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС-центры).
Результатом проведения исследования явилась разработка функционирующих моделей сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в целях обеспечения доступности качественных образовательных услуг общего образования для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, преемственности и непрерывности их психолого-педагогического сопровождения.
Сеть образовательных организаций ‒ полифункциональная система, способная предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг на основе сетевого взаимодействия организаций.
Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных и иных организаций, обеспечивающих возможность учащимися осваивать образовательные программы различного уровня и направленности.
Задачи, решаемые в условиях сетевого взаимодействия
— освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие;
— реализация новых подходов к организационному построению учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях сети;
— формирование системы мониторинга работы образовательных сетей;
— создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих использование образовательных технологий в учебном процессе при реализации адаптированной образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций, направленных на полноценное удовлетворение потребностей учащихся.
— внедрение механизмов финансирования реализации образовательной программы организациями, входящими в сетевое взаимодействие;
— эффективное использование ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях функционирования образовательных сетей.
— расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся с учетом их психофизических особенностей;
— разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ и программы ее реализации с помощью ресурсов образовательной сети;
— разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом и психологической службой образовательных организаций методов максимально эффективного функционирования учащихся и педагогов в рамках образовательного пространства сети;
— освоение педагогами и специалистами способов и приемов поиска и использования в учебном процессе образовательных ресурсов и образовательных технологий;
-внедрение в практику педагогов новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на реализацию задач ФГОС и СФГОС по формированию комплекса академических и жизненных навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования детей в современном информационном обществе;
-освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся с ОВЗ, учитывающего результаты учебной деятельности в различных формах обучения;
— использование в учебном процессе мониторинга результатов учебной деятельности учащихся с ОВЗ для объективного оценивания деятельности организаций, включенных в сетевое взаимодействие.
Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия образовательных организаций являются:наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети;договорные формы правоотношений между участниками сети; наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора образовательных услуг;возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей и специалистов образовательных организаций, входящих в сеть.
При организации обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе сетевое взаимодействие образовательных и иных организаций представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов этих организаций.
В реальной практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей. Выбор модели развития сети образовательных организаций основывается на учете внешних и внутренних ресурсов по обеспечению качественного доступного образования всем обучающимся.
Модель построения образовательных сетей на основе стратегического партнерства образовательных организаций
Данная модель основана на стратегическом партнерстве организаций общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов ППМС-центров и общественных организаций. При стратегическом партнерстве каждый участник сети имеет свои ресурсы, дополняющие друг друга для решения определенной задачи. Эта модельоснована на распределении образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется возможность получения образования в соответствии с адаптированной образовательной программой и индивидуальным учебным планом в собственной школе и в кооперированных с ней образовательных структурах, в которых есть те предметы и специалисты, которых нет в основной школе.
В случае стратегического партнерстваобмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. Основой функционирования сети по этой модели являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи.
Модели стратегического партнерства образовательных учреждений могут быть сформированы независимо от того, каким образом организован учебно-воспитательный процесс в каждом из образовательных учреждений сети: со стационарными классами, работающими по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ определенной категории, или с использованием адаптированных образовательных программ, разрабатываемых психолого-медико-педагогическим консилиумом для конкретного ребенка.
Данная сетевая модель основана на идее обмена образовательными ресурсами образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие. Такой обмен становится эффективным, когда сеть состоит из ОО, ресурсы которых дополняют друг друга. В сумме они составляют объем образовательных ресурсов, различающийся как по содержанию, так и по форме обучения: в очной, очно-заочной форме, в форме экстерната, в том числе частичного экстерната, в семейной форме, в форме дистанционного обучения.
Образование ребенка с ОВЗ может решаться усилиями различных организаций: обучение по основной образовательной программе при условии ее адаптации с привлечением, например, специалистов ПМПК или ППМС-центра ребенок получает в школе, а необходимые программы дополнительного образования (например, ритмика), ребенок получает в ближайшем учреждении дополнительного образования, в тоже время коррекционно-развивающие занятия ребенок посещает в ППМС-центре.
В этом случае разрабатывается маршрут передвижения ребенка, а организации определяют содержание своей специализации в зависимости от имеющегося ресурса.
Модель построения образовательной сети на основе ресурсного центра
Основными задачами Ресурсного центра являются:
— Разработка методологических основ и технологий организационных и содержательных аспектов сопровождения инклюзивного образования.
— Проектирование сопровождения и мониторинг инклюзивных процессов в образовательных организациях, включающих детей с ОВЗ в программы дошкольного, общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования.
— Разработка методологии и практикоориентированных технологий сопровождения всех субъектов инклюзивного процесса.
— Аккумуляция передового опыта и эффективных технологий в области интегрированного (инклюзивного) образования.
— Разработка и внедрение пакетов специальных условий для организации инклюзивного образования.
— Разработка и реализация программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки психолого-педагогических кадров для реализации задач сопровождения инклюзивных процессов в образовании.
— Создание и поддержка информационной базы инклюзивного образования.
— Разработка и реализация программ по сопровождению и психолого-педагогической поддержке родителей детей с ОВЗ, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях города.
Особенно важным аспектом ресурсного обеспечения является адаптация и модификация имеющихся образовательных программ и воспитательных технологий с учетом разноуровневой организации образовательного процесса, позволяющего во фронтальном режиме обеспечивать полноценное образование (и воспитание) различных категорий детей, с различными стартовыми и ресурсными возможностями, но включенными в единое образовательное (инклюзивное) пространство.
Необходимо также методическое обеспечение деятельности специалистов сопровождения: психологов, логопедов и дефектологов, в том числе сурдо- и тифлопедагогов, педагогов дополнительного образования и тьюторов и других специалистов, работающих в ОУ. В образовательном процессе могут быть использованы технологии совместной работы учителя и специалиста на уроке, где обучаются дети с разными образовательными потребностями и возможностями.
Работа педагогов должна подкрепляться информационными и справочными материалами, с тем, чтобы они могли готовить свои занятия и обновлять собственные знания.
Деятельность Центра осуществляется в рамках государственного задания по реализации государственных услуг/работ и в рамках заключенных с образовательными организациями договоров.
Аутсорсинг как модель сетевого взаимодействия в сфере образования
В инклюзивном образовании идея привлечения сторонних организаций, работающих в режиме аутсорсинга, обоснована дефицитом специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательной организации, реализующей общеобразовательную программу и недостаточными компетенциями педагогического персонала. Вот почему передача функций по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, реализации адаптированных программ и программ дополнительного образования, методическому сопровождению педагогов образовательной организации ППМС-центрам, СКОУ, организациям дополнительного образования может служить примером решения проблемы.
Аутсо́рсинг означает использование внешнего источника ресурса. В аутсорсинге осуществляется передача организацией на основании договора определённых производственных функций на обслуживание другой организации. Экономическое значение аутсорсинга состоит в перераспределении функций основной организации за счет привлечения аутсорсера, специализирующегося на определенных видах деятельности с целью повышения эффективности основной организации.
В профессиональной литературе, посвященной проблеме аутсорсинга перечисляются следующие выгоды использования образовательного аутсорсинга для привлечения внешних ресурсов в образовательных системах, образовательных учреждениях, иных образовательных субъектах:
На основе договора аутсорсинга построено взаимоотношение между потребителем аутсорсинговых услуг и аутсорсером. Договор аутсорсинга должен содержать требования, касающиеся квалификации и профессионального опыта персонала аутсорсера, который будет привлекаться к решению задач заказчика. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих эпизодический характер, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке работы образовательной организации на основе длительного контракта (не менее 1 года). Источниками финансирования расходов при реализации указанных функций внешними исполнителями выступают бюджетные ассигнования, предусмотренные на развитие образовательных учреждений, средства целевых программ, а также собственные средства образовательных учреждений (от оказания платных услуг, доходы от предпринимательской деятельности, безвозмездные поступления и др.).
Рецензенты:
Шеманов А.Ю., д.ф.н., профессор МГППУ, г.Москва;
Нартова-Бочавер С.К.,д.псх.н., профессорМГППУ, г.Москва.