Что такое сибирский хогвартс
Мишустин посетил «сибирский Хогвартс» и встретился с подопечной — победительницей «Лидеров России»
Премьер заявил, что для спецшколы при НГУ построят кампус с развлекательным центром.
Михаил Мишустин и Людмила Некрасова (справа). Фото © ТАСС / Астафьев Александр
Новый кампус с развлекательным центром будет построен для Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского госуниверситета. Такое решение принял премьер-министр РФ Михаил Мишустин после встречи со своей подопечной — победительницей суперфинала конкурса «Лидеры России», директором СУНЦ НГУ Людмилой Некрасовой. Об этом пишет РИА «Новости». Глава кабмина стал наставником новосибирской учительницы осенью 2020-го.
«Ребята, я хочу вас обрадовать. Мы с Людмилой Андреевной Некрасовой в течение месяца общались по поводу всех условий, в которых вы живёте. Принято решение, что будет построен для вас новый учебный корпус, где будут общежитие и лаборатория», — заявил Мишустин.
Мишустин обозначил сроки завершения массовой вакцинации от коронавируса
По словам премьера, реализация проекта начнётся в самое ближайшее время. При этом глава правительства пообещал взять этот вопрос под свой личный контроль, а также доложить об этом президенту РФ Владимиру Путину, который «поддерживает все начинания, связанные в том числе с социальными лифтами».
Мишустин напомнил, что являлся куратором Некрасовой в «Лидерах России», отметив, что этот конкурс является цепочкой, по которой есть возможность помочь большинству учеников подобных спецшкол. Премьер заверил, что в СУНЦ будет построен новый кампус с физико-математической школой и развлекательным центром. Обращаясь к учащимся, политик заметил, что они, скорее всего, не успеют поучиться в новом здании, но есть вероятность, что вернутся туда уже в качестве преподавателей.
Мишустину в день рождения подарили жвачку из смолы
Также Мишустин поздравил Людмилу Некрасову с Международным женским днём и новым назначением букетом красных роз. Сама же Некрасова рассказала, что сейчас в школе обучается порядка 500 учеников девятых, десятых и одиннадцатых классов. По словам директора СУНЦ НГУ, дети оказались в учреждении неслучайно. Они прошли серьёзные заочные и очные испытания.
«Школа у нас очень хорошая. Можно сказать, «сибирский Хогвартс», потому что мы получаем приглашение по аналогии с приглашением в школу волшебства», — заметила Некрасова.
Среди трудностей подопечная Мишустина указала на ограничение по нормативам бесплатного интернатного содержания. «Будет продлено, ребята, даже не думайте об этом», — ответил на это премьер. Что же касается самого здания, то, по словам Некрасовой, учреждение «его давно переросло, хотя помещение служит верой и правдой с 60-х годов». При этом она отметила, что педагоги в СУНЦ — это не обычные школьные учителя, а научные сотрудники и преподаватели российских вузов. Таким образом, ученики входят в вузовскую систему раньше положенного срока.
Что такое сибирский хогвартс
Физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при НГУ — один из четырех специализированных учебно-научных центров России, известный во всем мире, где учатся талантливые дети, проявляющие способности и интерес к естественным наукам. Здесь школьники получают первоклассное образование по естественным и гуманитарным дисциплинам.
500 фымышат из 60 регионов нашей страны погружаются в необычную атмосферу и уникальную среду реальной науки, наполненную всевозможными исследованиями, экспериментами, новыми достижениями и приключениями.
СУНЦ НГУ открыл дорогу в науку нескольким тысячам школьников.
ПРИСОЕДИНЯЙСЯ И ТЫ!
В СУНЦ НГУ существует три профиля: физико-математический, химико-биологический и инженерные классы. Обучение выстроено по вузовской системе, где ребята слушают лекции и практикуются на семинарах — это позволяет адаптироваться к предстоящей системе обучения в университете.
Занятия проходят 6 дней в неделю, по 3 пары в первой половине дня. Во второй половине дня для фымышат проводятся спецкурсы по математике, физике, химии, биологии, информатике, истории, литературе, иностранным языкам и другим предметам. Каждому школьнику обязательно нужно посещать 1 гуманитарный и 1 естественнонаучный спецкурса в семестр.
Стипендия Фонда
им. М.А. Лаврентьева
Стипендиальная программа от компании «British Petroleum»
Программа предполагает вручение трех ежемесячных стипендий размером
5 тысяч рублей учащимся, демонстрирующим отличные успехи в изучении физики и химии, высокие показатели в учебе, не имеющих дисциплинарных взысканий и проявляющих лидерские качества.
Стипендиальная программа от компании
«Д2 Страхование»
Программа предполагает вручение трех ежемесячных стипендий в размере
5 тысяч рублей учащимся, демонстрирующим достижения в изучении общеобразовательных дисциплин, научной деятельности, творчестве, спорте и в других областях.
СУНЦ НГУ располагается в научном центре Сибири – всемирно известном новосибирском Академгородке, где находятся более 30 научно-исследовательских институтов и один из лучших вузов страны – Новосибирский государственный университет. Здесь работают сотни ученых с мировым именем.
Все фымышата изучают реальную науку в условиях максимального погружения.
Обучение в СУНЦ НГУ бесплатное.
С 2019 года интернатное содержание бесплатное на период действия гранта (3 года).
Леонид Климов, выпускник 2006 г, младший научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН
— Я очень благодарен ФМШ по трем причинам. Первая – это то, что у меня полностью поменялась динамика жизни. То, с какой скоростью все происходило в школе: лекции, семинары, спецкурсы, общение – просто восхитило меня. Это просто не давало возможности сидеть на одном месте. Вторая – это конкуренция. Она была везде. Между одноклассниками на парах, между группами в классе на контрольных, между классами в спорте. Просто везде. И это очень мотивировало к движению вперед и самосовершенствованию. Осознание третьей пришло уже позже, ближе к концу обучения в университете. Ребята, с которыми я прожил и проучился два года в одном классе, стали моими лучшими друзьями на годы вперед. Мы работаем вместе, проводим праздники, путешествуем и общаемся семьями. За это я говорю ФМШ «спасибо»!
Мария Прасолова, выпускница 2002 г., старший научный сотрудник АО «Вектор-Бест»
— Считаю, что в моей жизни ФМШ сыграла определяющую роль. Я училась до этого в достаточно слабой школе. Конец 90-х, все, кто мог, ушли в гимназии (учителя, а потом и дети тоже). Да и учиться хорошо в нашей школе было не круто. В ФМШ всё оказалось совсем иначе: за ум и сообразительность ценили. До поступления у меня был стереотип: в ФМШ учатся скучные, хилые ботаники – оказалось, что весёлые, интересные, активные ребята. Только в ФМШ убедилась, что талантливый человек талантлив во всём: фмшата успевали сочетать учёбу, спорт, культурные мероприятия. Творчество и оригинальность проявлялись во всём. Было странно и приятно встречать вживую авторов учебников и задачников, и не просто встречать, а учиться у них и даже иногда с ними спорить о решении той или иной задачи. Программа обучения часто затрагивала не какие-то архивные, давно открытые явления, а то, что находилось на переднем крае науки. Поразило, когда профессор на один из вопросов учеников ответил: «Не знаю. И никто не знает. Если узнаете, почему так, то получите Нобелевскую премию». Мотивирует! Учёба в ФМШ задаёт высокую планку. Когда тебе постоянно говорят, что вы – лучшие и вам предстоят великие свершения, то это обязывает соответствовать. И даёт веру в свои силы. Ну и, конечно, важный вклад ФМШ в мою жизнь – это друзья. Многие из моих лучших друзей – это те, с кем я училась в одно время (не только одноклассники, но по всей школе). С кем-то из них мы продолжили учиться дальше и стали коллегами, кто-то уехал, но мы продолжаем общаться.
Сауле Агдаулетова, выпускница 2007 г., аудитор в Бизнес-школе Университета Чикаго (Chicago Booth)
— Время, проведенное в ФМШ, определенно было прекрасным. Я не просто жила с самыми умными детьми Сибири и Дальнего Востока, а еще и с самыми лучшими друзьями. До поступления в ФМШ я не была гением в математике и физике и не могла похвастаться большим количеством друзей. В ФМШ в итоге мне удалось учиться почти на отлично, так как я очень старалась, а одноклассники-олимпиадники и преподаватели никогда не отказывали и всегда помогали мне во всем разобраться. Благодаря этому, наверное, я и поняла, как нужно учиться. Это же помогло мне поступить на ФЕН НГУ и закончить его с красным дипломом. ФМШ помогла мне не только в плане академических знаний, но и в социальном. Когда ты живешь 24 часа в сутки в окружении подростков, ты постоянно общаешься, наблюдаешь, делаешь выводы о том, как и с кем следует общаться. Это невероятно пригождается в последующей жизни, так как общение и построение отношений – неотъемлемая часть взрослой жизни, будь то отношения в коллективе, с клиентами или поиск новых карьерных возможностей. ФМШ дала мне не только сильные академические знания, логику и возможность поступить в лучший университет, но и мощную социальную базу. Все это помогает мне уже 10 лет. Даже не представляю, какой я была бы сейчас, если бы не решила остаться в ФМШ в далеком 2006 году.
Евгений Пинигин, выпускник 2007 г., директор веб-студии Zimalab
— ФМШ – это необыкновенный опыт, возможность жить и учиться бок о бок с лучшими школьниками Сибири, работать с очень сильными преподавателями, атмосфера знания и дружбы. Все располагает к успешному обучению, интересному общению и раскрытию твоих талантов. Год обучения в ФМШ – это маленькая жизнь.
Александр Балян, адвокат, член наблюдательного совета Ассоциации выпускников «Союз НГУ». Выпускник ФМШ 1986 г.
— Считаю ФМШ поворотным пунктом своей жизни, что во многом определил мои дальнейшие мировоззрение и карьеру. Невероятное сочетание условий: концентрация думающих и активных ребят, ученых – преподавателей и общая идея беспрерывной подготовки новых поколений исследователей. Отсюда — свободное мышление и общий подход к любому вопросу, когда ничего не принимается на веру, все подлежит исследованию и никакого заранее установленного авторитета нет, кроме морального. В моей повседневной работе это ценнейшие, на мой взгляд, качества и хорошая основа, чтобы достойно жить.
— В Летнюю школу я поступил в 1968 году, Академгородок произвел на меня неизгладимое впечатление. Навсегда запомнил открытие Школы, которое было просто сказочным и включало, как и сейчас, опыты с дымовой пушкой, по которой стукал сам академик М. А. Лаврентьев, и лекции многих других выдающихся ученых. Поступить в ФМШ оказалось легко, а учиться — гораздо труднее, чем в обычной школе, зато намного интереснее. Привитый в ФМШ интерес к новым знаниям оказался настолько сильным, что сохранился и до сих пор. Это я считаю главной заслугой Физматшколы и ее коллектива преподавателей.
Андрей Ловейко, создатель новосибирской IT-компании, стокхолдер компании Parallels Holdings, Ltd Parallels, выпускник ФМШ 1986 г.
— Учеба в ФМШ качественно повлияла на мою жизнь и дальнейшую карьеру. Здесь я нашел замечательных друзей, которые мне впоследствии сильно помогли на крутых карьерных виражах. Благодаря нашим учителям и той атмосфере, в которой жили, мы получили самое лучшее среднее образование в стране, которое только было возможно. Кроме фактических знаний по предметам, мы впитали рациональный логический подход к решению любых возникающих проблем и уверенность в собственных силах.
Школьник из Тайшета Вадим Федотов поступил в «Сибирский Хогвартс»
На прошлой неделе в новосибирском Академгородке прозвенел первый звонок для новых учеников Специализированного учебно-научного центра при Новосибирском госуниверситете (СУНЦ НГУ), более известного как новосибирская физматшкола. Этим летом в школу-интернат для одаренных детей поступили 316 школьников со всей России и ближнего зарубежья, среди них — Вадим Федотов из Тайшета.
Вадим Федотов дополнительно занимался физикой по программам Заочной школы СУНЦ НГУ со своим учителем, преподавателем школы №85 Александром Михайловичем Поповым. По итогам такой учебы старшеклассник получил приглашение в Летнюю школу, выдержал конкурсные испытания и поступил в 9-й класс.
– Мальчик целеустремленный, упёртый: если ставит перед собой цель, то делает все, чтобы ее достичь, – рассказывает об ученике Александр Михайлович. – Конкурс при поступлении в 9-й класс самый большой, но Вадим смог поступить.
СУНЦ сотрудничает и поддерживает тесную связь со школьными учителями из разных регионов. Так, учитель физики из Тайшета работает с Заочной школой уже 15 лет и несколько раз бывал на курсах повышения квалификации, которые проводятся для преподавателей из других регионов.
Вадим – не первый ученик Александра Михайловича Попова, поступивший в новосибирскую физматшколу. Самый старший из учеников недавно защитил кандидатскую диссертацию и сейчас работает в одном из научных институтов новосибирского Академгородка, говорит Александр Михайлович. Физику в 85-й школе Тайшета Александр Михайлович преподает почти 35 лет. В этой же школе много лет работает преподавателем и его жена.
Тайшет24 в Одноклассниках
Теперь его ученик будет продолжать учебу под руководством научных сотрудников институтов новосибирского Академгородка.
Учеба в новой школе уже началась. Все старшеклассники, поступившие в СУНЦ, будут учиться по вузовской системе: слушать лекции, работать на семинарах, а в конце каждого семестра сдавать экзамены. Сейчас все занятия проходят очно, новые ученики уже заселились в интернат, а на всей территории школы действуют ограничительные меры, связанные с COVID-19.
По информации пресс-службы СУНЦ НГУ.
В новосибирском Академгородке случился очень неприятный прецедент. Ученым официально запретили учить школьников. Так постановил суд Советского района Новосибирска. Руководство страны много раз говорило: надо привлекать специалистов в школы, надо приобщать молодежь к науке. Но слова так и остались словами, а в реальности есть постановление суда, предписывающее заменить профессоров обычными учителями, а учебное заведение, позволившее себе такую роскошь, оштрафовать на 100 тысяч рублей
— Афедрональный знак — это знак бесконечности, — утверждает светловолосая старшеклассница, немного повысив голос.
— И как же тогда быть со значком «Макдоналдса»? Он ведь тоже очень уж афедрональный. Может, интерпретировать его как модифицированную восьмерку? — парирует ее одноклассник в больших очках.
Раздается громкий смех. Кто-то незаметно выводит на доске семиотико-математическое равенство.
Дело происходит на перемене в новосибирском СУНЦе. Расшифровывается эта аббревиатура так: специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета. В Академгородке его чаще по привычке называют ФМШ, физико-математическая школа.
«Здесь им есть с кем поговорить»
«Москва. Кремль. В связи с возрастающими требованиями народного хозяйства, науки и высшей школы к специалистам в области естественных наук и необходимостью повышения качества подготовки молодежи, проявившей способности к овладению математикой, физикой, химией и биологией, Совет Министров СССР постановляет:
1. Признать целесообразным организовать в порядке опыта при некоторых государственных университетах специализированные школы-интернаты физико-математического и химико-биологического профиля.
5. …Для преподавания профилирующих дисциплин, специальных курсов, проведения семинаров и лабораторных работ в специализированных школах-интернатах привлекать профессоров и преподавателей соответствующих государственных учреждений, засчитывая преподавательскую работу в этих школах-интернатах в нагрузку к основной работе».
Это постановление было принято Советом Министров СССР в августе 1963 года. Так в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске появились специальные школы для одаренных детей. Особенно логично это выглядело в новосибирском Академгородке, где выстраивалась прочная цепочка: продвинутая школа — университет — научные институты. И все это в десяти минутах ходьбы друг от друга. Идиллия. Почти как в Хогвартсе из романов о Гарри Поттере.
Сегодня, как и полвека назад, считается важным, чтобы в школах преподавали не только выпускники педвузов, но и успешные профессионалы: ученые, инженеры, врачи. Лучшие школы Москвы и других городов именно так и поступают.
Вроде бы СУНЦ полностью соответствует этим намерениям. К примеру, кафедрой физики здесь заведует доктор физико-математических наук Геннадий Федотович, который одновременно является ведущим научным сотрудником Института ядерной физики им. Будкера. Среди преподавателей много ученых, много университетских профессоров.
— Наши ребята нацелены на то, чтобы стать серьезными, вдумчивыми, хорошо соображающими исследователями. И помогать в их становлении должны только те, кто умеет это делать, то есть профессорский состав. Без людей, умеющих созидать, мы не способны достигнуть нашей главной цели — воспитать из ребят ученых и крупных исследователей, — объясняет директор СУНЦ Николай Яворский.
Под таких преподавателей и старшеклассники отбираются соответствующие.
— Дети, которые приходят сюда, в основной массе — звезды своих школ, на голову выше остальных. Здесь они попадают в круг таких же звезд. Это порождает конкуренцию, мотивирует узнавать все больше и больше, чтобы не отставать от остальных. Здесь им есть с кем поговорить. Очень часто такие звездочки в обычных школах были в определенной изоляции, не могли обсуждать со сверстниками все интересующие их вопросы, — улыбаясь, рассказывает нам преподаватель русского языка и литературы Елена Брыкова. Она, как никто другой, знает, что такое ФМШ: сама здесь училась, потом поступила в НГУ.
Как оценивали их учеников в предыдущих школах, преподавателям СУНЦ неинтересно: здесь все начинается с чистого листа. И бывший отличник может скатиться на тройки — это нормально.
— Учиться сложно, — говорит Елена Брыкова. — Часто родители не понимают этого, им кажется странным, что успеваемость их чада резко снизилась, и они начинают винить в этом преподавателей, которые, как им кажется, хотят от учеников невозможного.
«Они почему-то считают себя вправе преподавать»
Узнав, что мы пишем статью про ФМШ, отец одной из учениц сам позвонил нам и назначил встречу возле Дома ученых. Он пришел сразу после работы, уставший, то и дело зевающий, и сразу начал:
— Сегодня все кому не лень лезут в учителя. В том числе и узкие специалисты из институтов ядерной физики, гидродинамики и т. п. И потом невнятно бубнят что-то у доски спиной к детям, а вместо четкой подачи материала разглагольствуют на интересные им темы. При этом, не имея специального педагогического образования, почему-то считают себя вправе преподавать другим и составлять неимоверные учебные планы, — крутя пальцем возле виска, заметил он. — ФМШ очень от этого страдает.
— Зачем же вы тогда отдали туда дочь учиться?
— Потому что после окончания ФМШ в университет всех принимают на бюджет, поэтому легче заплатить сейчас около 200 тысяч за два года обучения, чем потом платить по 100 тысяч в течение пяти лет, — подняв кверху большой палец, отвечает мужчина.
У преподавателей на этот счет другое мнение. Такой высокий процент студентов-бюджетников среди выпускников СУНЦа они считают своей заслугой. А тот, кто жалуется на качество преподавания, равно как и на качество котлет в столовой, — это те, кто просто плохо учится.
Судебный скандал возник как раз из-за одного такого нерадивого ученика. По словам директора СУНЦа Николая Яворского, один из старшеклассников проваливал сессию, и ему грозило отчисление. Его мама возмутилась и начала писать жалобы во все существующие инстанции: в прокуратуру Советского района, в министерство образования Новосибирской области, в федеральное министерство и даже в партию «Единая Россия».
Ее жалобы спровоцировали проверку. Денежные вопросы, к счастью, никого не смутили. Претензии были совсем по другому поводу. СУНЦ ведь имеет статус школы-интерната, а значит, согласно букве закона, в нем должно быть все точно так же, как в интернате для олигофренов или малолетних преступников.
В итоге 7 сентября 2012 года суд Советского района Новосибирска вынес постановление: «Признать виновным в нарушении лицензионных требований, назначить административное наказание по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ в виде штрафа 100 000 рублей, обязать университет устранить выявленные нарушения, привести штатное расписание СУНЦ НГУ в соответствие с Положением о типовой школе-интернате».
Это означает, что нужно уволить ученых и профессоров, а вместо них взять людей пусть не имеющих никакого отношения к науке, но зато обладающих корочкой выпускника педвуза. А еще вместо физиков и биологов суд предписывает нанять логопедов, дефектологов и прочих специалистов, которые нужны в коррекционном интернате, но совершенно неуместны в новосибирском Хогвартсе.
«У меня тоже диплома педагога нет, но зато я знаю современную физику»
«Тебе поможет адский труд», — утверждает листовка на экране компьютера заведующего отделом научно-исследовательской деятельности студентов. Днем Илья Орлов работает в Институте ядерной физики РАН и читает лекции на физфаке НГУ, а вечерами ведет семинары при СУНЦе.
— Чем кандидат наук хуже учителя физики?
— Профессора наверняка хуже знают педагогику, зато явно выходят за рамки учебников. Основная претензия в том, что сотрудники не имеют педагогического образования. И у меня тоже нет такого диплома, но зато я работаю в современной физике. Выпускник физфака утром проводит реальный эксперимент, вечером рассказывает об этом школьникам. Выпускник педагогического объясняет им классическую физику образца XIX века по всем правилам психологии и педагогики.
— Вы проходили аттестацию перед постановлением об увольнении?
— Нет, педагогической аттестации в СУНЦе никогда не было, насколько я знаю.
— Значит, ученый не имеет права преподавать?
— Ученый совет ОУНЦ выбирает, формирует педагогический состав по всем нормам, которые прописаны в законе о высшем профессиональном образовании. На это суд и обратил внимание — мы работаем как университет, но таковым не являемся.
— И что будет, если всех уволят?
— На преподавателях это не отразится: ни на финансах, ни на карьере. Зато сильно ударит по системе высшего образования и будущему научных кадров. Руководство СО РАН в большинстве своем выпускники ФМШ. Самые талантливые студенты НГУ — выпускники учебно-научного центра, — получив высшее образование, идут туда преподавать, работая при Академии наук. Если честно, то мы не боимся. И продолжаем работать дальше.
Возможно, СУНЦ удастся отстоять. Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов заверил, что власти сделают все, чтобы школа работала по-прежнему. В федеральном министерстве нас тоже пытались успокоить:
— Мы изучаем материалы. Пока слишком много непонятного. Но причин для волнений нет: типовые штатные расписания наше министерство отменило несколько лет назад, — сообщил нам заместитель министра науки и образования РФ Игорь Реморенко.
Но даже если с СУНЦем все будет в порядке, прецедент все равно создан. В России сотни школ, ориентированных на интеллектуально продвинутых, или, как сейчас принято говорить, «одаренных» детей. В последнее время у таких школ все чаще стали возникать проблемы: где-то урезают финансирование, где-то пытаются слить с «районкой». Теперь появился новый вид репрессий — борьба с учеными среди учителей. И если печальным новосибирским опытом воспользуются другие регионы, про школы, напоминающие Хогвартс, останется только читать в сказках.
P. S. Скорее всего, СУНЦ победит. За него горой стоят и НГУ, и Сибирское отделение РАН. Не исключено, что когда этот номер выйдет из печати, решение районного суда уже будет пересмотрено более высокой инстанцией. Но сам прецедент — серьезная угроза для десятков продвинутых школ по всей стране.