Что такое силлабический стих
Силлабическое стихосложение
Силлабическое стихосложение – система стихосложения, основанная на изосиллабизме (равносложии) строк. В русском языке в силу особенностей расстановки ударений эта система практически не используется, т.к. достигнуть ритмической стройности стихотворения при таком подходе чрезвычайно затруднительно.
Силлабическое стихосложение (от греч. syllabe, лат. syllaba − слог) − стихосложение, в котором ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Силлабическое стихосложение присуще языкам с постоянным ударением: французскому (на последнем слоге слова), польскому (на предпоследнем) и др. Ударение в таких языках не имеет смыслоразличительного значения, слышится слабее, поэтому ударные и безударные слоги в стихе метрически равноправны, изменение их расположения создает ритмические вариации того же размера. Короткие стихи, до восьми слогов, обычно не имеют цезуры, более длинные, от восьми слогов, делятся цезурой на два полустишия. В литературе нового времени силлабические стихи в большинстве языков обладают еще одним постоянным признаком, метрической константой: ударением на определенном слоге в окончании стиха, клаузуле и перед цезурой. Так, во французском двенадцатисложнике (6 + 6) ударение стоит на шестом и двенадцатом слогах; в польском одиннадцатисложнике (5 + 6) − на четвертом и десятом и т. д. Количество и расположение остальных ударений свободно. Постоянство концевого ударения − следствие постоянства места ударения в слове: раз ударение всегда стоит, например, на последнем слоге слова, то и в стихе оно всегда будет попадать на последний его слог.
В современном стиховедении нет единой точки зрения на силлабическое стихосложение. В. М. Жирмунский и Л. И. Тимофеев считают русские силлабические, силлабо-тонические и чисто тонические (акцентные) стихи вариантами единой качественной, или тонической, системы стихосложения, в которой слоги различаются по ударности. Эта система противопоставляется ими метрической, или количественной, в которой слоги различаются по долготе. Б. В. Томашевский противопоставляет силлабическое стихосложение как присущее языкам с постоянным ударением, силлабо-тоническому и акцентному, присущим языкам с подвижным ударением. Все названные ученые определяют силлабическое стихосложение по двум постоянным признакам (метрическим константам): равному количеству слогов в стихах и постоянству места последнего ударения в стихе и полустишии. Но Л. И. Тимофеев считает расположение ударений в русском силлабическом стихосложении первичным признаком, а равносложность − вторичным, менее существенным. Б. В. Томашевский, напротив, полагает, что равносложность в силлаботонике − основной признак, а постоянство концевых ударений − автоматическое следствие постоянства места ударения в слове.
Польские стиховеды показали, что в польском стихе 16−17 вв. не было еще акцентной константы в конце стиха и полустишия, она постепенно формировалась в 18−19 вв. Необязательной была она и во французском стихе 16 в. Такой стих можно назвать чисто силлабическим. Русское силлабическое стихосложение сформировалось в 17 в. (с 1613 г.), в известной мере под влиянием польского силлабического стихосложения. Им пользовались Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Кантемир, молодой Тредиаковский. Благодаря подвижности русского ударения постоянное ударение перед цезурой образовалось не сразу:
Родителей на сына || честь не прехождает,
Аще добродетелей || их не подражает.
Обязательно ли было в 17 в. постоянное ударение в рифме − вопрос спорный. У Симеона Полоцкого встречаются рифмы типа «себе − небе», «Фому − дому» и т. п. Б. В. Томашевский и И. П. Еремин считают их разноударными; П. Н. Берков полагает, что в декламации 17 в. в подобных случаях переносили ударение на предпоследний слог. У Кантемира и других силлабиков 18 в. ударение в клаузуле, несомненно, стабилизируется, в «высоких» размерах употребляются только женские рифмы.
В русском языке с его сильным ударением, имеющим смыслоразличительное значение, силлабический стих тонизируется. Результатом этого процесса явилась в 30-е гг. 18 в. реформа Тредиаковского−Ломоносова, в результате которой в русской поэзии утвердилось силлабо-тоническое стихосложение, а силлабическое навсегда ушло в прошлое.
силлабическое стихосложение
Полезное
Смотреть что такое «силлабическое стихосложение» в других словарях:
Силлабическое стихосложение — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — Построение стиха, основанное на количестве слогов и на их ударении. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Построение стиха, основанное… … Словарь иностранных слов русского языка
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских),… … Современная энциклопедия
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских… … Большой Энциклопедический словарь
Силлабическое стихосложение — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ см. Метрика … Словарь литературных терминов
Силлабическое стихосложение — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением – многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
силлабическое стихосложение — система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербско… … Энциклопедический словарь
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — (от греч. syllabē слог), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов (изосиллабизм). Стихи различаются 4‑сложные, 5‑сложные и т. д.; в стихах свыше 8‑сложных обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие… … Литературный энциклопедический словарь
Силлабическое стихосложение — или изосиллабизм (ἰσοσυλλαβία равносложность, от ἴσος равный и συλλαβή слог) … Википедия
Силлабическое стихосложение — основано на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще преимущественно языкам с постоянным ударением (во французском на последнем слоге, в польском на предпоследнем и т. д.). Стихотворный размер определяется… … Большая советская энциклопедия
Что такое силлабический стих
Силлабическая система стихосложения
Но существовали и свои исключения: поэт-силлабик молдавского происхождения Антиох Кантемир писал сатирические стихи, частенько направляя свои стрелы против фигур церкви и высшего света. Он ратовал за оживление силлабического стиха, использовал различные ритмические приемы, пытался создать новую систему стихосложения, отойти от силлабики.
Так что можно сказать, что заимствование данной системы у других народов стало просто революционным событием для русского стихосложения. На пустое поле, по которому лишь бродили многочисленные представители народного песенного стиха, вступила готовая система, сумевшая практически из ничего создать литературу и дать нам множество достойных поэтов. И уж точно не слыхали бы мы ничего о гении Пушкина, если бы развитие шло своим, эволюционным путем.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Силлабическое стихосложение
Силлаби́ческое стихосложе́ние или изосиллаби́зм ( ἰσοσυλλαβία — равносложность, от ἴσος — равный и συλλαβή — слог) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения.
Пример (в каждой строке 13 слогов, кроме того, после 7 слога обязательный словораздел — цезура):
Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: Не писав летящи дни века проводити Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи, На которых смелые не запнутся ноги. Антиох Кантемир
В стиховых системах, строящихся на изосиллабизме, основной мерой стиха считается обычно известное, равное во всех единицах число слогов с обязательным ударением на последнем (или предпоследнем) слоге. Если стих делится пополам цезурой на две меньших единицы, то каждое полустишие имеет постоянное равное число слогов и ударение на конце. Такого рода стихосложение, основанное на изосиллабизме, распространено преимущественно в языках, где ударение в слове всегда лежит на определенном слоге, а неударные слоги слабо редуцируются (напр. на последнем во французском языке, на предпоследнем — в польском и т. д.).
Кроме указанных, такое стихосложение встречается в итальянском, испанском, украинском (до Котляревского), русском (до Тредиаковского) и других языках. Во французском языке при счёте слогов в стихе считается и немое «е» («e muet», в разговорной речи не произносимое), кроме тех случаев, когда оно предшествует гласному в начале следующего слова («mon visag(e) est flétri»); в итальянском стихе соединение двух гласных как в середине слова, так и на стыке двух слов, может считаться за один слог (элизия). Понятие изосиллабизма как принципа соизмеримости ритмических единиц требует допущения, что все слоги, как ударные, так и безударные, равны между собой в ритмическом отношении: так, французский александрийский стих с этой точки зрения явится стихом с двумя ударениями (на концах полустиший) и полной свободой в расположении ударений внутри полустиший. Однако различие между ударным и безударным слогом настолько резко, что равносложность без учета тоники, то есть расположения в стихе ударных слогов, является понятием несколько фиктивным. Работы многих стиховедов обнаруживают в силлабических стихах наличие тонического фактора. Равным образом могут влиять на изосиллабизм метрический (античный стих) и мелодический (древнеиндийский стих) факторы.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Силлабическое стихосложение» в других словарях:
Силлабическое стихосложение — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — Построение стиха, основанное на количестве слогов и на их ударении. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Построение стиха, основанное… … Словарь иностранных слов русского языка
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских),… … Современная энциклопедия
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских… … Большой Энциклопедический словарь
Силлабическое стихосложение — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ см. Метрика … Словарь литературных терминов
Силлабическое стихосложение — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением – многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
силлабическое стихосложение — система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербско… … Энциклопедический словарь
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — (от греч. syllabē слог), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов (изосиллабизм). Стихи различаются 4‑сложные, 5‑сложные и т. д.; в стихах свыше 8‑сложных обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие… … Литературный энциклопедический словарь
Силлабическое стихосложение — основано на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще преимущественно языкам с постоянным ударением (во французском на последнем слоге, в польском на предпоследнем и т. д.). Стихотворный размер определяется… … Большая советская энциклопедия
Силлабическое стихосложение
В поэзии имеется несколько способов организации стихотворения. Одной из них является силлабическая система, предполагающая разделение стиха на ритмические элементы, одинаковые по количеству слогов.
Термин «силлабическая система» или «изосиллабизм» происходит от греческих слов «isos» – «равный» и «syllable» – слог. Изосиллабизм также можно перевести как «равносложие», т. е. в этой системе учитывается только количество слогов. Каждая стихотворная строка равна другим строкам произведения, написанного в соответствии с силлабическим принципом, по этому параметру. Проиллюстрируем это правило примером:
Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.
«Сатира I. На хулящих учения. К уму своему», А. Д. Кантемир.
Если посчитать слоги, то обнаружим, что в каждой строке их тринадцать. Что касается расположения ударений (ударные слоги выделены жирным шрифтом), то они расположены в свободном порядке. Для читателя, привыкшего к стройными ямбическим или хореическим размерам, он может показаться нескладным. Тем не менее эти стихи имеют определённый ритм и элегантность, подчёркнутую рифмой и равенством слогов.
Также обратим внимание на цезуру, важный элемент силлабической системы. Цезура (от латинского слова «caesura» – «рубка, отсечение») представляет собой ритмическую паузу, которая отделяет одну часть строки от другой. В данном случае словораздел располагается после седьмого слога.
В коротких стихах, содержащих до восьми слогов, цезура обычно не встречается. Более длинные, насчитывающие по восемь и более слогов, разделяются цезурой на два отрезка, называемых полустишиями.
Другой важный признак силлабического стихотворения, отмечаемый европейскими исследователями Нового времени, – это метрическая константа. Это свойство реализуется в том, что ударение всегда падает на определённый слог в последней части строки (так называемой клаузуле) и перед цезурой. В качестве примера можно привести французский александрийский стих (двенадцать слогов), в котором ударение всегда стоит на шестом и двенадцатом слогах. В польских одиннадатисложных стихах оно падает на четвёртый и десятый слоги.
Данный принцип хорошо реализуется в языках, имеющих фиксированное ударение. Так силлабическое стихосложение характерно для французского (ударение в каждом слове падает на последний слог), польского (ударение на предпоследнем слоге) и ряда других языков. В них ударение не обладает смыслоразличительной функцией, как в русском языке, поэтому с точки зрения метра безударные и ударные слоги имеют равное значение. А потому изменения в их расположении формирует ритмические варианты одного и того же размера.
Ярким примером применения силлабической системы являются произведения японской поэзии – хокку (или хайку) и танка. В первых, трёхстишиях, количество слогов равно пяти, семи, пяти в первой, второй и третье строках соответственно. В случае танка (пятистишие) оно равняется пяти в первой строке, семи во второй, снова пяти в третьей. В четвёртой и пятой строках всегда содержится по семь слогов. Вот несколько примеров произведений, организованных по этому принципу:
Первый день в году.
Воробьи ведут на солнце
Длинный разговор.
Я розу дивную
Увидел нынче утром.
Подумал с грустью:
Как, наверное, она
Недолговечна!
Следует отметить, что при переводе на русский равенство слогов может не сохраняться в силу языковых особенностей.
Что касается русской поэзии, то здесь силлабические принципы применялись до XVIII века. С 1613 года русское силлабическое стихосложение формировалось, по мнению исследователей, преимущественно под влиянием польских традиций. Такие авторы, как Симеон Полоцкий, А. Д. Кантемир, Феофан Прокопович и другие, создавали свои произведения, известные под названием «вирши», на основе данной системы. Вот несколько примеров таких стихотворений:
Вино хвалити или хулити – не знаю,
Яко в оном и ползу и вред созерцаю.
Полезно силам плоти, но вредныя страсти
Возбуждает силою свойственныя сласти.
Объемлет тебя Аполлин великий,
Любит всяк, кто есть таинств его зритель;
О тебе поют парнасские лики,
Всем честным сладка твоя добродетель
И будет сладка в будущие веки;
А я и ныне сущий твой любитель;
Но сие за верх твоей славы буди,
Что тебе злые ненавидят люди.
«К сочинителю сатир», Феофан Прокопович.
Уже в XVIII веке в русской поэзии становится заметной тенденция к тонизации стихотворений. Это связано со свойством ударения в русском языке влиять на значение слова. Своеобразным ответом на это явление стала теория русской силлаботоники, разработанная М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским и др. Эта система вытеснила силлабику, которая стала применяться исключительно фольклорных произведениях и подражающих им стихотворениях. В настоящее время трудно обнаружить примеры произведений, написанных в соответствии с силлабическими принципами.