Что такое символ основы светской этики

Класс: 4

Ключевые слова: светская этика

Презентация к уроку

Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.

Основные термины и понятия: «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль», «нравственность».

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.

Оборудование: проектор, презентация «Что такое светская этика?», толковый словарь Ожегова, рабочие листы.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности

Слайд 1.

— Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?

— Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое светская этика?»

— Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Слайд 2.

— На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока

1. Работа со словарём.

– Ребята, а где мы можем уточнить значение слова «этика»? Проверить, верны ли наши предположения?

— У вас на партах лежит толковый словарь С.И.Ожегова. Найдите в нём значение слова «этика».

Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.

2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).

— Откройте учебник на стр. 6.

— Найдите и зачитайте определение слова «этика» данное в учебнике. Слайд 4.

— Запишите определение слова в рабочие листы.

— Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.

— На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?

— Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.

III. Физминутка

IV. Работа по теме урока

1. Коллективная работа.

— Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)

Слайд 5.

— Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.

Слайд 6.

В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в

Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.

Слайд 7.

Перед вами фреска одного из самых знаменитых художников того времени Рафаэля «Афинская школа».

(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)

Слайд 8.

Аристотель считал этику частью философии.

Слайд 9.

Наукой он назвал этику, когда писал книгу о нравственных законах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика». Это был свод правил поведения в обществе.

2. Работа с учебником.

— Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)

Слайд 10.

Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.

Слайд 11.

— Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.

— Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)

Слайд 12.

— От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность».

Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.

(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)

— Для того чтобы жить в обществе, человеку нужно соблюдать нравственные нормы. Основой нравственных норм является принцип «не навредить», т.е. не сделать больно, не обидеть.

— Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)

— Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.

Слайд 13.

— В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)

3. Работа в группах.

Слайд 14.

— В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.

1 гр. – запишет положительные черты человека.

2 гр. – отрицательные черты человека.

4. Проверка работы групп.

Слайд 15.

Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.

Слайд 16.

— Почему же так происходит?

— Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

— Как наградить человека, сделавшего добро?

— Как сделать жизнь людей лучше?

— На все эти вопросы помогает ответить этика.

5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.

— Что означает слово «светская» этика? («Мирская», «гражданская».)

— Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)

Слайд 18.

— Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 19.

— Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 20.

— Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)

Слайд 21.

— Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)

— Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)

V. Подведение итогов урока

Слайд 22.

— Какая бывает этика?

— Что такое светская этика?

— Что предполагает светская этика?

— Что такое религиозная этика?

— Назовите синоним слову мораль?

— Кто является основателем этики?
— Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Слайд. 23-24

— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?

— Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.

VII. Домашнее задание

К учебнику: «Основы светской этики. 4-5 классы», Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.

Источник

Что такое светская этика? Основы светской этики

Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

Светская этика в школе

Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.

Что такое символ основы светской этики. Смотреть фото Что такое символ основы светской этики. Смотреть картинку Что такое символ основы светской этики. Картинка про Что такое символ основы светской этики. Фото Что такое символ основы светской этики

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме – «Россия – наша Родина».

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.

Что такое символ основы светской этики. Смотреть фото Что такое символ основы светской этики. Смотреть картинку Что такое символ основы светской этики. Картинка про Что такое символ основы светской этики. Фото Что такое символ основы светской этики

Вторая половина курса

Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

Заключительный этап курса

Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

Что такое символ основы светской этики. Смотреть фото Что такое символ основы светской этики. Смотреть картинку Что такое символ основы светской этики. Картинка про Что такое символ основы светской этики. Фото Что такое символ основы светской этики

Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

Проблема

В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

С 90-х до сегодня

Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или «религиозный».

Что такое символ основы светской этики. Смотреть фото Что такое символ основы светской этики. Смотреть картинку Что такое символ основы светской этики. Картинка про Что такое символ основы светской этики. Фото Что такое символ основы светской этики

Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».

Этика

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

Что такое символ основы светской этики. Смотреть фото Что такое символ основы светской этики. Смотреть картинку Что такое символ основы светской этики. Картинка про Что такое символ основы светской этики. Фото Что такое символ основы светской этики

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой – обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль – ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика – это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

Что такое символ основы светской этики. Смотреть фото Что такое символ основы светской этики. Смотреть картинку Что такое символ основы светской этики. Картинка про Что такое символ основы светской этики. Фото Что такое символ основы светской этики

Вопрос нравственности

Что такое символ основы светской этики. Смотреть фото Что такое символ основы светской этики. Смотреть картинку Что такое символ основы светской этики. Картинка про Что такое символ основы светской этики. Фото Что такое символ основы светской этики

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.

Источник

Глоссарий к модулю «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Что такое символ основы светской этики. Смотреть фото Что такое символ основы светской этики. Смотреть картинку Что такое символ основы светской этики. Картинка про Что такое символ основы светской этики. Фото Что такое символ основы светской этики

Глоссарий к модулю «Основы светской этики»

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур

Урок 1. Россия – наша Родина

Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Патриотизм – это верность, преданность, любовь к своей родине. Патриот – человек, который способен отдать свою жизнь за людей, живущих на его родине, за дорогой его сердцу дом, за дерево, которое стало для него символом (обозначением) родины. Патриотизм всегда связан с самопожертвованием. Человек, который своим ежедневным честным, самоотверженным трудом осознанно служит людям с которыми живет рядом, приносит пользу всем соотечественникам безусловно является патриотом. Неважно, какую должность он занимает. Важно, что человек ежедневно честно, добровольно и с любовью выполняет свой долг перед другими людьми. Мы с уверенностью можем назвать патриотами спортсменов, учителей, врачей, пекарей, сантехников, строителей, уборщиц, если они трудятся, что называется, на совесть и на благо других людей. Можем назвать патриотами и детей, которые с усердием учатся а для того, чтобы в будущем стать хорошими специалистами и приносить пользу людям.

Урок 2. Что такое светская этика?

Основные термины и понятия: культура, мораль, этика.

Этика – это наука о том, что такое хорошо, а что такое плохо в жизни и поведении людей. Основал этику древнегреческий филсософ Аристотель ( IV век до н. э.)

Урок 3. Культура и мораль

Мораль – осознанные нормы поведения между людьми. Мораль устанавливает основной закон жизни между людьми: «Жизнь человека – это самая большая ценность».

Культура – все то, что создано человеком для блага людей.

Люди различают культуру материальную и духовную.

Материальная культура – предметы человеческого труда.

Духовная культура – выражение духовной жизни человека в идеалах, ценностях, нормах, правилах, традициях, творчестве.

Урок 4. Моральные нормы

Моральные нормы – это правила жизни, одинаковые для всех людей, всего человечества, без исполнения которых прекратиться человеческая жизнь.

Уроки 5, 6. Добро и зло

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Добро – такая форма отношений между людьми, которая приносит все хорошее, полезное. Добро – бескорыстная помощь другим. Человек по своей природе добр.

Зло – то, что стремиться устранить мораль. Зло разрушает добро, человеческие отношения и жизнь человека.

Зло – это болезнь человека. Злой человек наносит вред, в первую очередь, себе.

Урок 6. Добро и зло

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.

Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважительное отношение к человеку; доброе отношение ко всему живому.

Урок 7. Добродетель и порок

Основные термины и понятия: добро, зло, добродетель, порок.

Добродетель – поступки, которые творят (делают) добро.

Слово добродетель само подчеркивает свое значение – деятельное добро.

Порок – постоянное действие, которое причиняет зло самому человеку, который совершает действие и (или) другим людям.

Для четвероклассников будет наиболее понятным пример их отношения к учебе: ученик, который каждый день трудиться, учит уроки, для того, чтобы развиваться, приобретать знания и ученик, который постоянно находит тысячи причин для того, чтобы не учить уроки. Первый приносит пользу и делает добро: накапливает знания для того, чтобы приносить пользу людям, выражает своим трудом уважение к родителям, учителю (ведь они жертвуют своей жизнью для того. Чтобы дать детям знания), а второй приносит зло – он подчиняется своей лени (становиться рабом порока – лени), тем самым теряет возможность благодаря своим знаниям приносить пользу себе и людям, выражает неуважение к труду учителя (пренебрегает его трудом) и неуважение к своим родителям.

Урок 8. Добродетель и порок

Основные термины и понятия: щедрость, мужество.

Щедрость – способность отдавать другим людям, то, в чем они нуждаются, оказание помощи другим людям. Щедрый человек ничего не требует взамен.

Мужество – способность человека в случае опасности принять решение и помочь другим людям и себе. В случае, когда человек сознательно принимает решение отдать свою жизнь ради жизни других людей, мужество переходит в героизм.

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Моральный выбор – самостоятельный решение человека о поведении в пользу добра или зла. «Направо пойдешь – голову потеряешь, налево – счастливым будешь» – читает витязь на камне у пересечения трех дорог и принимает решение. Любого человека на дороге жизни ждет выбор дороги в сторону добра или зла.

Моральный конфликт – ситуация выбора между двумя нравственными ценностями.

Урок 10. Свобода и ответственность

Основные термины и понятия: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода всегда связана с ответственностью.

Ответственность – необходимость отвечать за собственный свободный выбор.

Например, у ученика всегда есть свободный выбор: делать домашнее задание или не делать? И есть ответственность за этот выбор. Ученик рассуждает так: «Если я выучил домашнее задание, я приобрел необходимые знания и результат моего выбора – хорошая оценка моих знаний и хорошая отметка. А если я сделал выбор не учить урок, то отметка соответствует заслуженной оценке – неудовлетворительно, «два». И в таком исходе виноват только я – я сделал свободный выбор – не учить урок».

Урок 11. Моральный долг

Основные термины и понятия: моральный долг, моральная обязанность.

Моральный долг – выполнение моральных норм на основе свободного выбора.

Урок 12. Справедливость

Основные термины и понятия: справедливость, моральные правила справедливого человека.

Справедливость – правило, по которому что в мире добрые помыслы и дела должны быть вознаграждены, а злые – осуждены.

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

Основные термины и понятия: эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм.

Альтруизм (другой) – бескорыстная забота человека о других, не считаясь со своими интересами.

Эгоизм (я) – стремление удовлетворять только личные интересы. Часто эгоизм одних порождается альтруизмом других.

Разумный эгоизм – забота о себе и о других.

Основные термины и понятия: добродетельные отношения, дружба.

Дружба – близкие, добровольные отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, симпатии, общих интересах.

Урок 15. Что значит быть моральным?

Основные термины и понятия: добро и зло, добродетель, свобода, моральный выбор, моральные нормы.

Моральный человек – человек, живущий по законам добра, по законам морали.

Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений

в истории человечества

Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная.

Род – объединение людей, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя(фамилию).

Родословная – описание происхождения людей в роду.

Семья – живущие вместе родственники.

Фамилия – семья, род; родовое наименование, приобретаемое при рождении, усыновлении, в браке, переходящее по наследству.

Урок 19. Нравственный поступок

Поступок нравственный – сознательное моральное действие человека, в котором проявляется его отношение к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Поступок может проявляться в:

1) действии или бездействии; 2) позиции, высказанной в словах; 3) высказанном отношении к чему-либо; 4) действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.

Урок 20. Золотое правило нравственности

«Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».

Урок 21. Стыд, вина и извинение

Основные термины и понятия: стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние.

Стыд – тяжелое, подавленное душевное состояние человека, реакция на осуждение, поводом для которого послужило нарушение нравственных и моральных норм.

Вина – переживание человека по поводу несоответствия нормам, невыполнение долга перед самим собой.

Раскаяние – сожаление о содеянном, принятие нравственного решения о неповторении ошибок, изменение своего поведения.

Урок 22. Честь и достоинство

Основные термины и понятия: честь, достоинство.

Честь – достойные уважения моральные принципы человека. «Береги честь смолоду», – гласит народная пословица.

Достоинство – уважение моральных качеств в самом себе.

Основные термины и понятия: совесть, стыд, размышления, чувства, воля.

Совесть (по кн.: Г. Мир. Краткий критериологический словарь, 2002):

СОВЕСТЬ – состояние души, при котором она даёт знать сознанию человека о нарушении им принятых им моральных норм.

Совесть – данность, которая (хочет или не хочет, чаще – не хочет, человек) проявляется и говорит человеку о том, что он поступил неверно, сделал неправильный выбор. Чаще всего совесть проявляется через чувство стыда.

Стыд – неловкое чувство человека из-за совершенного поступка, аморальной мысли и пр.

Урок 24. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Основные термины и понятия: богатырь, рыцарь, правила честного поединка.

Богатырь и рыцарь живут ради общественного блага, жизнь подчинена закону чести.

Честь – ценность более важная, чем жизнь. Рыцарь – более современный символ законов воплощения чести.

Урок 25. Джентльмен и леди

Основные термины и понятия: джентльмен, леди.

Джентльмен – мужчина, строго соблюдающий моральные нормы.

Леди – женщина, строго соблюдающая моральные нормы и правила поведения.

Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества

Основные термины и понятия: нравственность, культура, культура России, патриот, защитник Отечества, коллективист.

Нравственность – осознанное принятие моральных норм.

Патриотизм (родина) – личное и общественное чувство, основанное на любви к Отечеству, готовности подчинить свои интересы интересам Отечества.

Коллективист – человек, который заботится о сотрудничестве, взаимопощи для других людей, которые движутся к поставленной цели вместе. Пример: «Я, ты, он, она – вместе целая семья».

Этикет – правила хорошего поведения людей.

Урок 28. Семейный праздник

Подарок – символ любви и уважения. Самый ценный подарок тот, в который вложена частичка души человека, поэтому ценятся подарки, сделанные своими руками.

Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Основные термины и понятия: ценности, жизнь человека; уникальность, неповторимость жизни.

Ценность – все, что имеет значение для человека и общества.

Жизнь высшая ценность. Уникальная и неповторимая.

Каждый человек неповторим. Жизнь каждого человека важна не только для самого человека, но и для окружающих его людей.

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Народ – группа людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке, имеющих общую культуру и культурные традиции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *