Что такое символы региона
Гербы российских регионов
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. |
Содержание
Республики
Области
Автономная область
Автономные округа
Города федерального значения
Полезное
Смотреть что такое «Гербы российских регионов» в других словарях:
Флаги российских регионов — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
Гербы районов Вологодской области — Основная статья: Вологодская область Гербы муниципальных районов Вологодской области Бабаевский район … Википедия
Флаги регионов РФ — Содержание 1 Республики 2 Края 3 Области 4 Автономная область 5 … Википедия
Флаги регионов Российской Федерации — Содержание 1 Республики 2 Края 3 Области 4 Автономная область 5 … Википедия
Флаги регионов России — Содержание 1 Республики 2 Края 3 Области 4 Автономная область 5 … Википедия
Корень российских государей — Мастера Оружейной палаты и Посольского приказа «Царский титулярник», 1672 («Большая государева книга или Корень российских государей») александрийская бумага, акварель, позолота. «Большая государева книга или Корень российс … Википедия
Герб Республики Калмыкия — Герб Республики Калмыкия является государственным символом Республики Калмыкия. Принят Парламентом Республики 11 июня 1996 года. Зарегистрирован за № 150 в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации … Википедия
Флаг России — Государственный флаг Российской Федерации Россия … Википедия
Региональная символика: в поисках идеологии (part.2)
«« см. первую часть статьи
Когда в начале 1990-х в республиках началось национальное движение, то одним из первых признаков национальной идентификации регионов стало приобретение своего национального флага. Поэтому практически во всех республиках первым были официально утверждены именно флаги, а уже чуть позже республики определились с гербами и гимнами. В русских регионах в целом произошло наоборот: сначала принимались гербы (тем более, что в большинстве случаев было всего лишь достаточно восстановить исторический дореволюционный герб), а уже потом флаги и уж тем более гимны. А еще позже на волне развития местного самоуправления стали появляться и муниципальные флаги и гимны.
РОЛЬ ГЕРОЛЬДИИ
В России начиная со времен Петра I герботворчество всегда жестко контролировалось государством, которое всегда рассматривало любую символику страны как часть символики всего государства, будь то общегосударственные флаг и герб или гербы губерний и городов или дворянских родов, которые утверждались верховной власти (таким образом подчеркивалось дарование гербов как монаршая милость). Поэтому вся российская геральдическая система XVIII- нач. XX вв. имела унифицированный характер.
Принятие региональной символики в регионах страны сводится к следующим двум упрощенным вариантам: в первом случае (так поступили практически все республики) сначала ведется подготовка проектов региональной символики, которая затем принимается законом и подписывается главой администрации региона и уже потом направляется на внесение в геральдический регистр, при этом герольдия может дать отрицательный отзыв и тогда уже принятая символика как бы повисает в воздухе, т.к. требуется ее изменение, после чего символика вносится в регистр; второй вариант предпочтительнее, т.к. региональная символика на начальном этапе обсуждается с герольдией и принимается только при наличии ее положительного отзыва (так в последнее время поступают те регионы, которые отстали от основной массы регионов по принятию своей символики).
ДРУГИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Гербами, флагами и гимнами региональная символика не ограничивается, но в большинстве случаев все остальные региональные символы носят неофициальный характер. Только в Санкт-Петербурге официальным символом города также был признан золотой кораблик со шпиля адмиралтейства.
Несмотря на относительную молодость большой части региональной символики страны, она постепенно занимает определенную нишу в политической жизни страны. Каждый регион в качестве равноправного субъекта Федерации стремится чем-то выделяется на фоне остальных регионов и для этой цели региональная символика подходит более всего. Но в тоже время региональная символика стала мощным атрибутом внутрирегиональной жизни, внутрирегиональной политики. В разных регионах это выражается совершенно различно: в республиках их символика стала олицетворением национального движения, в ряде русских регионов используется как атрибут возрождения исторических традиций, а во многих регионах и как атрибут сильной губернаторской власти, атрибут той региональной идеологии, которую проводят региональные власти внутри своих регионов.
В большинстве регионов вместе с принятием законов о региональной символике принимаются и законы о ее использовании, в которых специально оговариваются все основные случаи использования официальной региональной символики организациями и частными лицами. В некоторых регионах, как уже отмечалось выше, использование официальной символики полностью регламентировано. Но во многих регионах сначала была принята официальная символика, а уже потом несколько лет спустя региональные власти спохватываются, как это имело место в Саратовской области, где герб и флаг области были утверждены еще в 1996 г., а соответствующее постановление, регламентирующее их использование, было принято только в конце 1999 г.
Региональная символика: в поисках идеологии (part.1)
Наиболее известными и значимыми символами являются, как правило, различные гербы, флаги и гимны, активно используемые не только как официальная символика того или иного территориального образования, но подчас выступают и как важный атрибут регионального самосознания.
Неразбериха в государственной символике, когда часть страны считает символикой государства имперскую, а другая часть советскую символику говорит не просто о расколе внутри российского общества, но и об отсутствии единой для всей нации идеологии.
В таких условиях многие регионы страны вынуждены самостоятельно искать для себя искать такую символику, которая бы в наибольшей степени соответствовала той идеологии, которую продвигают внутри своего региона их региональные лидеры и элиты.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ
Современная символика регионов страны не просто следствие развития федеративных отношений, но и следствие дезинтеграционных процессов на территории России. Поэтому не случайно, что лидерами в создании своей символики выступили республики, в которых поиск своей символики стал следствием развития национального самосознания титульных народов и националистического движения внутри них.
Но вообще из всех регионов страны первой своя символика сразу же после августовских событий 1991 г. была принята в Санкт-Петербурге, когда вместе с восстановлением исторического названия города, был восстановлен и его исторический герб.
Вывешенные у здания Совета Федерации в Москве флаги республик до сих пор вызывают споры у региональных лидеров, т.к. лидеры областей и краев неоднократно [Только один губернатор Сахалинской области И.Фархутдинов ставил в 1998 г. этот вопрос дважды] ставило вопрос о том, чтобы наравне с флагами республик были вывешены и флаги остальных субъектов Федерации, либо были сняты флаги республик, но решение по этому вопросу так и не было принято, т.к. всегда возникали какие-либо непреодолимые бюрократические препоны.
Поиск своей символики в регионах страны проходил по-разному. В одних просто сразу же была восстановлен исторический герб (как, например, в Москве), в других же проводился открытый конкурс по созданию региональных герба, флага и гимна (как, например, в Новосибирской, Иркутской, Челябинской областях), в третьих создавалась комиссия по созданию региональной символики, куда входили наиболее видные политические деятели и деятели культуры регионов, которые принимали участие в разработке проектов гербов, флагов и гимнов, а уже наилучший из предложенных вариантов потом выносился на утверждение (так было, например, в Коми, Чувашии, Хакасии и др. регионах). В том или ином виде конкурс по созданию символики проходил примерно в трети регионов страны.
Но в большинстве случаев результаты этих конкурсов не удовлетворяли региональные власти, т.к., во-первых, предложенные варианты региональной символики выполнялись непрофессионалами с многочисленными нарушениями правил геральдики, а во вторых в недостаточной степени отражали региональную специфику так, как этого хотелось региональным лидерам. В Волгоградской, Омской и Челябинской областях пришлось даже объявлять повторные конкурсы [либо проводить второй и третий туры конкурса, что по сути то же самое], а в Мурманской области результаты конкурса по созданию герба и флага области настолько в 1999 г. не удовлетворили региональные власти, что теперь вопрос о символике Мурманской области просто повис в воздухе. Кроме того после проведения конкурсов в ряде регионов возникают правовые коллизии, связанные с авторскими правами авторов региональной символики [наиболее ярко эта проблема проявилась в связи с принятием нового герба города Калининграда].
Проще всего с выбором своей символики было тем русским регионам, которые имели аналоги в административно-территориальном делении Российской империи: они в большинстве своем могли просто восстановить в той или иной степени историческую символику своего региона. Именно так поступили в большинстве областей и краев, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
Сложнее тем регионам, которые появились уже только в советское время: это все республики, все автономные округа и автономная область, а также Амурская, Белгородская, Волгоградская, Ивановская, Камчатская, Калининградская, Кемеровская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Свердловская, Челябинская области [Аналогом Челябинской области может рассматриваться существовавшая в XVIII в. Исетская провинция Тобольской губернии (эта провинция имела свой герб, основанный на гербе Челябинска)], Приморский и Алтайский края. Эти субъектам РФ приходится фактически создавать совершенно новую символику.
Из всех республик только в Мордовии старая дореволюционная символика вошла в состав современного герба республики (в виде герба Саранска), в остальных республиках дореволюционная символика их административных центров вообще не используется.
Во многих регионах страны их историческая символика восстанавливалась в тех случаях, если она могла способствовать упрочнению позиций лидеров этих регионов и если она вписывалась в ту региональную идеологию, которую культивируют региональные власти в своих регионах.
Но если большинство русских регионов имело историческую символику, в той или иной степени восстановленную в настоящее время, то примерно 40 регионов, как уже отмечалось выше, исторической символики фактически не имели и были вынуждены создавать ее подчас на совершенно пустом месте.
Как правило, после официального принятия региональной символики коренных изменений (кроме сделанных по настоянию герольдии при Президенте РФ) не делалось. Единственным исключением из этого стал Коми-Пермяцкий АО, полностью изменивший флаг через год после принятия первого варианта.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Практически вся существующая символика России есть напластование пяти совершенно различных этапов развития геральдики в нашей стране.
Вторая группа гербов восходит к началу XVIII в. к знаменам русских полков, которые во времена Петра I были размещены в конкретных городах, от которых получили сове название. Эти знамена потом стали основой гербов тех городов, к которым были приписаны, а уже от этих городов перешли на гербы губерний, центрами которых являлись. Главные элементы этих гербов [элементы этих гербов в большинстве своем были подражанием европейским гербам и были взяты из голландской книги «Символы и емблемата. «, привезенной из Голландии Петром I] были придуманы либо лично Петром I, либо его сподвижниками в течение первой трети XVIII в. Это гербы Архангельска, Белгорода, Брянска, Вологды, Воронежа, Курска, Орла, Пензы, Самары, Симбирска, Тамбова, Царицына, Санкт-Петербурга, Тулы и Саратова. К этому же времени относится и первое изображение главного элемента герба Иркутска, который по своему генезису скорее восходит к более древним гербам.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ «ЗВЕРИНЕЦ»
Глава I. Региональная символика России.
Институт Бизнес Коммуникаций
Кафедра Истории и теории дизайна и медиакоммуникаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы корпоративной символики» на тему:
Региональная российская символика: история и современность
(на примере Республик Алтай и Татарстан).
Выполнил: студент гр. 2Сз46с
Комаров Павел Михайлович
Номер зачетной книжки 1235318
Преподаватель: Куксо К.А.
Содержание
Глава I. Региональная символика России……………………………………….6
1.1. Развитие современной региональной символики…………………..………6
1. 2. Историческое развитие российской символики……………. …… ……. 9
1. 3. Основные элементы российской региональной символики……………..11
Глава II. Региональная символика республики Алтай и республики Татарстан…………………………………………………………………………16
2.1 Символика республики Алтай……………………………………………..18
2. 2. Символика республики Татарстан……………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………27
Актуальность выбранной темы очевидна. Россия с самого начала переживала проблему выбора своего пути. И будет, несомненно, интересно проследить, как изменялась ее идеология, как сохранились и отразились традиции и ценности наших предков в символике страны.
В данной работе автор считает необходимым сделать, в первую очередь, обзор становления и развития региональной символики в России, т.к. рассмотрение отдельных регионов вне исторического процесса развития страны невозможно. Поэтому большая часть работы будет уделена рассмотрению становления и изменения в рамках исторического политического процесса региональной символики России в целом, характеристике ее основных черт. Для начала необходимо уяснить, чем же является региональная символика, и какую роль она сыграла в жизни России.
Наиболее известными и значимыми символами являются, как правило, различные гербы, флаги и гимны, активно используемые не только как официальная символика того или иного территориального образования, но подчас выступают и как важный атрибут регионального самосознания.
В России система государственных и территориальных символов всегда была очень четкой и выражала официальную идеологию государства. В советское время гербы, флаги и гимны СССР и союзных республик, а также гербы и флаги АССР олицетворяли не просто «нерушимый союз народов», союз пролетариата и крестьянства, а символ победы над империализмом и капитализмом, как олицетворение советского образа жизни, мощи социалистической державы. Советская символика выступала как мощнейшее средство советской пропаганды. Во времена Российской империи государственная и региональная символика (герб и флаг России, гербы губернии и городов, а также дворянские гербы), выполняла ту же функцию, что и в советское время. Однако имперская символика работала на совершенно другую идеологию – на официальную идеологию Третьего Рима, огромной империи, несущей свет и просвещение другим народам.
Неразбериха в государственной символике, когда часть страны считает символикой государства имперскую, а другая часть советскую символику говорит не просто о расколе внутри российского общества, но и об отсутствии единой для всей нации идеологии.
В таких условиях многие регионы страны вынуждены самостоятельно искать для себя искать такую символику, которая бы в наибольшей степени соответствовала той идеологии, которую продвигают внутри своего региона их региональные лидеры и элиты.
Глава I. Региональная символика России.
Государственные символы России – это отличительные знаки страны, которые представляют РФ внутри и за её пределами. Поскольку в гербе, флаге и гимне выражается суверенитет страны и её многовековая история, законодательство Российской Федерации берёт их под свою охрану. Дети знакомятся с основными знаками ещё с начальной школы. В этой статье кратко рассказывается о главных символах. Информация нужна учащимся младших классов.
Государственный герб
Герб – это эмблема, созданная в соответствии с требованиями геральдики, которая служит отличительным знаком для семьи, рода, династии, города или целой страны. На гербе российского государства отражается его история и культура.
Современным гербом страны является изменённое изображение, существовавшее ещё в годы правления Александра II. На гербе Российской Федерации орёл с двумя головами, смотрящими в разные стороны, держит скипетр и державу, являющиеся знаками власти, а также единства всего государства. Орёл с двумя главами ещё со времён Римской империи ассоциируется с властью. Россия переняла эту традицию у Византии, которая была преемником Рима.
Но в российском варианте орёл дополнен и другими деталями. Над головами орла расположены три короны. Они во времена Петра I обозначали его власть над целой страной и отдельными её частями и сейчас по-прежнему означают единство российской власти.
Значок, на котором всадник одерживает победу над драконом, находится на груди орла. Это является символическим изображением борьбы доброго начала со злым и защиты своей Отчизны от зла. Герб содержит в себе продолжение традиции разных исторических эпох в новом тысячелетии и выглядит торжественно.
Хотя современный триколор возник при Алексее Михайловиче, Пётр Великий может считаться основателем этой традиции. Он перенял с Запада трёхцветную композицию флага. Когда короновали Елизавету, был создан флаг с чёрной, жёлтой и белой полосками, употреблявшийся помимо бело-сине-красного. Но при Александре Третьем, в 1883 году, разрешался только старый триколор.
Во время Гражданской войны этот флаг символизировал движение Белых. Оппозиционные организации эмигрантов использовали этот флаг в то время, как в СССР было красное знамя. После распада СССР этот красивый триколор торжественно взмыл над Белым домом.
Сейчас отсутствует официальная расшифровка цветов. Но версий есть много. Наиболее распространена версия, согласно которой белый цвет указывает на благородные свойства души и человеческую искренность, синий – на честное поведение, сохранение верности и целомудренную жизнь, а красный – на отвагу и щедрость.
По другой версии, белый цвет связан с Белоруссией, синий – с Украиной, а красный – символ Великой Руси, собственно России, всё вместе говорит об единстве этих народов. Но профессиональные геральдисты считают оба толкования просто эмоциональной трактовкой на уровне высоких чувств гордости за страну. Комиссия, работавшая при Николае II, трактовала синий и красный цвета как цвета народных костюмов, а белый обозначал холодную зиму.
Без флага невозможно представить себе ни один из военных парадов и государственных праздников.
Современный гимн России ведёт свою историю ещё со времён Великой Отечественной войны. В первый день 1944 года прозвучала песня со словами С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Это произведение стало гимном, исполнявшимся на всех торжествах. После распада СССР Сергей Михалков изменил слова этого гимна и положил их на музыку А. В. Александрова.
В 2001 г. этот текст с одобрения Президента утвердили официально.
По закону РФ, к гимну надо относиться с почтением. Первоначально после перестройки планировалось написать гимн на музыку Михаила Глинки, но ни один из многочисленных предложенных текстов не подошёл, несмотря на то, что со всей страны прислали почти шесть тысяч разных текстов. Поэтому лучшим вариантом стал тот гимн, который используется сейчас. В тексте гимна говорится о национальном единстве государства, его величии, а также о необъятных просторах русских земель и надежде на будущее.
Неофициальные символы России
Неофициальные символы – это вещи, которые ассоциируются со страной в повседневном быту. Среди этих символов можно упомянуть дерево – берёзу, цветок – ромашку, животное – медведя. Они изображаются на открытках, когда надо обозначить в общих чертах русскую природу.
Берёза – дерево, увидев которое, русский на чужбине сразу вспоминает о своей стране. Медведя, обитающего на просторах России, знает весь мир.
Среди культурных символов можно назвать Красную площадь, матрёшку, варежки, самовар, посуду с росписью гжель или хохлома, балалайку. На Руси пили чай из самовара по несколько раз в день, дети собирали и разбирали матрёшки, музыканты играли на балалайке, и всё это создавало национальный колорит, совершенно неповторимый.
Хохлома и гжель представляют собой роспись, в которой на картинках отражается целый культурный багаж русского народа, включая сказочных птиц, русские узоры и другие романтичные черты русского прикладного искусства. Эта традиция существует уже много веков.
Зачем нужны символы государства
Символы государства нужны для того, чтобы указывать на его суверенитет и представлять его во всех внутренних и внешних отношениях. Спортсмены чувствуют гордость, когда они побеждают на соревнованиях и в воздух взвивается флаг их страны, а на всём стадионе звучит гимн. Тогда весь мир обращается мыслями к этой стране, и люди вспоминают о том, что они слышали о Красной площади, русской зиме, великодушных русских людях и многом другом. В посольствах любой страны за рубежом невозможно обойтись без флага, который гордо реет над крышей здания и даёт понять, что с этой страной надо считаться.
Итак, государственные символы являются отличительной чертой страны. В них отражается история и культура всей нации. Поэтому к символам государства надо относиться уважительно.