Что такое синтаксический синоним предложения
Синтаксическая синонимия: определение понятия синтаксических синонимов
Содержание:
Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.
Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.
В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.
Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными
Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.
Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:
Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов
Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:
Задание к тексту: «Подберите к первому предложению синтаксический синоним» подразумевает подобную указанным выше замену.
Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).
Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль
Разработка урока в 9 классе. Систематизация материала о сложносочиненном предложении.
Просмотр содержимого документа
«Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль»
Разработка открытого урока
в 9 классе по русскому языку
Тема. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль.
обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, совершенствуя пунктуационные навыки в предложениях данного типа;
совершенствовать речевую деятельность школьников;
воспитывать любовь к родному языку и гуманное отношение к людям.
Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
Задача урока: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
Оборудование: таблица «ССП», раздаточный материал
I. Организационный этап.
Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП.
II. Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.
На доске записано предложение: «Заря сияла на востоке, и золотились облака, и загадочным очарованием наполнялся сад».
Ученик у доски выполняет следующее задание:
Расставить знаки препинания начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.
Какие предложения называются сложносочинёнными?
На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении?
Проверка индивидуального задания
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
Комментированное письмо в тетрадях:
Безымянная улица, картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться, претворять мечту в жизнь, притворять дверь.
Подводящий к теме диалог и определение темы урока
Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?
Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.
Можно ли считать эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.
Что такое, на наш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.
IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы существуют у сложносочинённых предложениях? Какие гипотезы вы предлагаете?
Чтобы проверить ваши гипотезы, проведём небольшую самостоятельную исследовательскую работу?
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых предложений.
Шиповник раскрывает лепестки, и к солнцу тянутся нежнейшие ростки
Взошло солнце, и всё вокруг засияло
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её осмысленно и красиво
Пришёл бы ты пораньше, и вы бы обо всем договорились
Шиповник раскрывает лепестки, к солнцу тянутся нежнейшие ростки
Когда взошло солнце, всё вокруг засияло
Жизнь даётся один раз, поэтому хочется прожить её осмысленно и красиво
Если бы ты пришёл пораньше, вы бы обо всём договорились
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых
Лишь сердце стучит, и песня звучит, и тихо рокочет струна
Брат уделяет много времени физическим упражнениям, и сестра занимается спортом
Мал золотник, да дорог
Река в эту ночь встала, но лёд был ненадёжным
То ли чай сеном пахнет, то ли сеном пахнет мёдом
Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна
Брат уделяет много времени физическим упражнениям, сестра тоже занимается спортом
Мал золотник, но дорог
Река в эту ночь встала, однако лёд был ненадёжным
Не то чай сеном пахнет, не то сено пахнет мёдом
Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.
Синонимы сложносочинённых предложений:
— сложные бессоюзные предложения;
— сложносочинённые предложения с синонимичными союзами.
V. Этап закрепления изученного
Пунктуационный диктант. Работа учащихся у доски.
Определите тип предложений по структуре, постройте схемы, докажите правильность вашего выбора(2 ученика работают у доски поочередно). Расставьте знаки препинания.
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли! (Н.Рубцов)
После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.А.Фет)
Наконец, выпал снег и наступила зима.
В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.
Каковы основные правила постанови знаков препинания в ССП?
Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски)
Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.
— Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов.
— Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает предложении. Почему?
— Итак, это ССП. Какие предложения называются сложносочинёнными?
— А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами?
Составьте предложения по схемам на тему «Осень в лесу»
VI. Этап применения изученного
Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)
Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)
Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
VII. Исследовательская деятельность
— А какие группы сочинительных союзов вы знаете?
Задание. Найти ССП. Определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Выделить грамматическую основу и союзы в ССП. Построить схемы.
Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево…
(Л. Карелин. Роман «Змеелов»)
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине…
(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)
Текст 3. Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо…
(А. Пушкин. « История Пугачёва». Из гл. 3
Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы
— К каким результатам пришла каждая группа? Поделитесь своими наблюдениями.
— Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?
Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.
— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?
Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.
VIII. Подведение итогов
Вопросы для повторения:
— Когда в ССП ставится тире?
— Когда в ССП ставится запятая?
— А когда не ставится запятая в ССП?
Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их.
IХ. Домашнее задание.
Дополнительно задание. Выполнить индивидуальные задания:
Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения
После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.
Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения
Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду.
Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения Купец слез с лошади бока, которой высоко вздымались от усталости, и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.
Синтаксическая синонимия как объект лингвистического описания
Синонимия является одной из наименее изученных областей языкознания как в лексике, так и в грамматике, а особенно в синтаксисе. Благодаря многочисленным работам, появившимся в последнее время и посвященным отдельным вопросам грамматической синонимии, в настоящее время можно сказать, что разработка этого вопроса дала многое, как в теоретическом, так и в практическом планах.
Синонимика является одним из источников обогащения языка выразительными средствами, поэтому она представляет особый интерес для разработки проблем, связанных с борьбой за культуру речи, с изучением языка и стиля художественной литературы и публичных выступлений, с задачами построения стилистики.
В связи с этим изучение лексико-фразеологической, грамматической и синтаксической синонимии приобретает не только теоретическое, но и практическое значение. Знание синонимии дает возможность объяснить направления развития языка, пути и способы изменения различных его сторон, а также облегчает доступ к богатствам выразительных средств речи, позволяет представить их в системе, что особенно необходимо при изучении иностранного языка.
Факты синонимии, сходства и взаимозаменяемости синтаксических конструкций проливают свет на их системные связи, разработка же системных основ классификации способствует научной интерпретации признаков, которыми определяются возможности сближения или противопоставления синтаксических единиц.
Основой работ Г.А. Золотовой является «поиск соотнесенности в предложении грамматических признаков с семантическими» [Золотова 1973, с. 17]. Автор начинает с определения семантических функций элементарных синтаксических форм, образующих предложение, и заканчивает выделением типовых значений моделей предложения. Согласно учению о типовом значении предложения, в содержании предложения обобщенно отражаются типовые объективные ситуации, для выражения которых существуют вполне определенные языковые средства. «Если отражение конкретных ситуаций осуществляется благодаря определенной сочетаемости конкретных лексических единиц, то типовые объективные ситуации могут отображаться благодаря типовой сочетаемости определенных классов лексем (лексических единиц определенных семантических типов)» [Золотова 1973, с. 18.].
Если исходить из теорий изо функциональности и ярусного синтаксиса Ю.Ю. Леденева, «многомерная когнитивная ситуация, пройдя через все этапы синтаксической обработки и реализованная в линейной синтаксической последовательности, сохраняет все отношения, существовавшие между концептами в исходном ментальном образовании. Синтаксические связи, таким образом, представляют собой проекцию связей и отношений внутри исходной когнитивной структуры» [Леденев 2005]. Говоря о том, что «синтаксическая структура стремится к реализации в соответствии со значимостью когнитивной модели и тем самым может определять результирующую формальную модель», мы теоретически обосновываем объективную необходимость существования изофункциональных конструкций на различных струкций на различных синтаксических ярусах, сходная семантика которых реализуется по законам синтаксической комбинаторики в соответствии с потребностями коммуникативной ситуации.
Ряд предложений, различающихся по структуре, но воспроизводящих одну типовую ситуацию, могут быть признаны синонимичными в когнитивном аспекте. В структурно различных предложениях, например: Мальчик читает стихи; Стихи читаются мальчиком; Чтение стихов мальчиком отражается одно типовое содержание: отношение между деятелем, действием и объектом, на который направлено действие. «Общая семантика класса предложений, отражающая одну типовую ситуацию и повторяющаяся в бесконечном ряду предложений с различным конкретным содержанием» и является типовым значением предложения [Золотова 1973, с.25-26]. С точки зрения ситуационного подхода «предложение является не только предикативной, но и номинативной единицей, так как оно, отражая своей идеальной стороной определенную объективную ситуацию, своей материальной стороной (сочетанием входящих в его состав материальных единиц, образующих материальные стороны его компонентов) обозначает эту ситуацию» [Золотова 1973, с. 18.].
Впервые термин «синтаксические синонимы» был употреблен A.M. Пешковским, которого, прежде всего, интересовало то, какими языковыми средствами может быть выражена одна и та же мысль. Понимая грамматическую синонимию чрезвычайно широко, он определяет грамматические синонимы как «. значения слов и словосочетаний, близкие друг другу по их грамматическому смыслу» [Пешковский 1964, с.57]. Однако само понимание синтаксических синонимов у него лишено единства и определенности. В определении синтаксической синонимии, предложенном A.M. Пешковским, исходным является требование семантического тождества синтаксических конструкций. В последующих работах по синтаксической синонимии идеи A.M. Пешковского получают дальнейшее развитие.
В ряде исследований в качестве основного критерия синонимичности выдвигается тождество смысла синтаксических структур. Так, например, Г.И. Рихтер под синтаксическими синонимами понимает «факты смысловых уравнений между целыми предложениями, отличными друг от друга не только по синтаксической структуре, но и по стилистическим оттенкам» [Рихтер 1937, с.48].
Во многом сходное с предыдущим определение встречаем у А.Н. Гвоздева. Синтаксическими синонимами он называет «параллельные обороты речи, которые различаются тонкими оттенками в значениях и поэтому во многих случаях могут заменять один другой» [Гвоздев 1952, с.175].
Тождество обще смыслового значения является основой определения синтаксических синонимов и в работах В.М. Галкиной-Федорук: «Синтаксическими синонимами как словосочетаний, так и предложений мы считаем такие конструкции, в которых содержится тождественное обще смысловое значение, создаваемое словами, лексически близкими по значению, выполняющими одинаковую функцию, но структурно различно организованные, однако способные замещать одна другую, например, в словосочетаниях: Отцовский дом и Дом отца; Человек с кривым носом и Кривоносый человек. » [Галкина-Федорук 1956, с.8].
В.И. Кононенко считает наиболее оправданным понимание синтаксических синонимов как «таких разных синтаксических конструкций данного языка на данном этапе его развития, которые объединяются близостью основного лексического содержания и грамматического значения, тождеством грамматической позиции и различаются в структурном отношении» [Кононенко 1970, с. 19].
Значительный интерес для теории синтаксической синонимии представляет работа В.П. Сухотина, в которой автор приводит интересную мысль о том, что содержание в синтаксисе в конечном итоге отражает отношения объективной действительности (денотативная семантика), определяя при этом синтаксические синонимы как «такие различающиеся по структуре свободные соединения одних и тех же слов (словосочетания), а также предложения, их части и более сложные синтаксические единицы данного языка в эпоху его развития, которые выражают однородные отношения и связи реальной действительности» [Сухотин 1960, с. 14].
В последнее время все более утверждается взгляд на синтаксическую синонимику как на явление сложное и многогранное, в котором переплетаются лексические, морфологические и синтаксические аспекты.
С.Н. Цейтлин выделяет два типа синтаксических синонимов:
1. Модельные синонимы, когда речь идет о синонимии синтаксических моделей.
2. Конкретные синонимы, когда имеются в виду конкретные предложения, равнозначность которых обеспечивается собственно синтаксическими и лексическими средствами [Цейтлин 1977, с.77.].
Цель и задачи данной работы диктуют определение синтаксической синонимии, согласно которому к ней следует относить прежде всего предложения, репрезентирующие одну когнитивную ситуацию, при этом построенные по разным моделям и сохраняющие семантическое тождество лексических морфем.
Н. Хомский рассматривает трансформацию как средство порождения (генерирования) грамматически правильных, но необязательно синонимичных предложений. По З. Харрису, под трансформацией понимается такое преобразование одного предложения в другое, при котором производное предложение соответствует исходному по набору лексем и эквивалентно ему по смыслу. Чешский лингвист Милослав Кубик, развивая идею Харриса о смысловой эквивалентности предложений, которые находятся в трансформационных отношениях, указывает на появление смыслового «сдвига» при трансформации: «каждая трансформация сопровождается более или менее заметным сдвигом в значении. При каждой трансформации сохраняется одно инвариантное значение, общее исходной конструкции (ядерному предложению), изменяются лишь формы слов трансформируемого предложения и семантико-синтаксические отношения между словами, но и сохраняются лексические корни слов и тем самым лексическая база всей конструкции» [Кубик 1971, с.10].
Ю.Д. Апресян определяет трансформацию как «некоторую операцию, переводящую одну фразу в другую по определенным правилам. Будучи операцией, каждая трансформация, может быть описана вполне строго в терминах тех элементарных изменений в исходной фразе, которые необходимо произвести, чтобы из исходной фразы получился данный трансформ» [Апресян 1966, с. 187]. Важным является выдвинутое Ю.Д. Апресяном положение о том, что для каждой трансформации можно установить ей «обратную», то есть «любое предложение, каким бы сложным оно ни было, может быть сведено к ядерному предложению (или предложениям) с помощью обратных трансформаций» [Апресян 1966, с. 187].
Т.М. Николаева под трансформацией понимает «преобразование конструкций с определенной морфологической структурой в другие конструкции, идентичные преобразуемым по семантическим отношениям» [Николаева 1964, с. 142]. Однако, по мнению С.Я. Фитиалова, синтаксическими синонимами являются не «любые два предложения, допускающие обратимые трансформации» [Фитиалов 1964, c.l 1], а такие конструкции, которые допускают строго оговоренные, равнозначные преобразования.
Ю.Ю. Леденёв, говоря о трансформации, имеет в виду не порождение структур по Н. Хомскому, а «способность инвариантных моделей реализоваться в образованиях, конгруэнтных им структурно и семантически, где в зависимости от коммуникативной ситуации те или иные компоненты могут развёртываться или свёртываться, эксплицироваться или имплицироваться. В результате такой трансформации должно получиться речевое образование, связанное с инвариантом законами трансформации, которое и является изо функциональной дискурсной реализацией синтаксического инварианта» [Леденёв 2001, с.23].
В свете учения о синтаксической синонимии считается, что синонимичные предложения отражают одну когнитивную ситуацию, т. е. обладают одинаковым типовым значением. Исходя из этого, можно говорить о синтаксическом поле, в основе которого лежит одно типовое значение.
Изучением поля занимаются многие отечественные ученые: А.В. Бондарко, З.Н. Вердиева, Е.В. Гулыга, Е.И. Шендельс, В.П. Абрамов и другие.
Выделяются разные типы полей с точки зрения объединенных в них языковых средств. Если в поле объединяются только лексические средства, то оно получает название лексического или лексико-семантического.
З.Н. Вердиева, например, рассматривает поле как совокупность «слов различных частей речи, объединенных общностью выражения одного понятия» [Вердиева 1984, с.4].
Если объединяются средства разных уровней, то поле называется грамматико-лексическим (по терминологии Е.В. Гулыги и Е.И. Шендельс) или функционально-семантическим (по терминологии А.В. Бондарко).
Е.В. Гулыга и Е.И. Шендельс представляют поле как совокупность взаимодействующих грамматических и лексических средств, объединенных общим значением. Это грамматико-лексические поля.
По вертикали располагаются конституенты микрополей, которые в то же время являются конституентами макрополя [Гулыга, Шендельс 1969, с.9-10].
Во втором типе ФСП семантическое различие состоит в различии форм отражения (форм мысли), однако не форм логических, являющихся универсальными, общечеловеческими, которые обусловлены потребностями процесса познания, а национальных мыслительных форм, связанных с особенностями грамматического строя конкретных языков. Эти формы П.В. Чесноков называет семантическими формами мышления.
В нашей терминологии эти два типа явлений можно охарактеризовать как две оси, формирующие когнитивное пространство: когнитивно-семантическая ось, на которой образуются смысловые (концептуальные) структуры, лежащие в основе лексико-семантического наполнения высказывания, и когнитивно-синтаксическая ось, которая формирует глубинные синтаксические структуры, обладающие типовыми значениями для национального языка.
В работе предпринята попытка рассмотреть синонимию сложноподчиненных и простых предложений в ситуационном аспекте с учетом репрезентируемых ими когнитивных ситуаций. Поле, объединяющее синонимичные сложноподчиненные и простые предложения, лежит на когнитивно-синтаксической оси в силу тождества глубинных синтаксических структур и их типовых значений.
Следовательно, идентичность рассматриваемых конструкций следует устанавливать в их объективном содержании. Различия же должны наблюдаться не только в синтаксических структурах, но и в тех когнитивных ситуациях, которые соответствуют каждой структуре.
В данной работе синонимия сложноподчиненных и простых предложений рассматривается на материале конкретных синтаксических построений с учетом тождества конкретного объективного содержания. При этом имеется в виду, что конкретные синтаксические синонимы воплощают в себе синонимию синтаксических моделей (структур), являясь одновременно и модельными синтаксическими синонимами.