Что такое синтаксис и пунктуация 5 класс быстрова
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме » Синтаксис и пунктуация» по учебнику Е.А.Быстровой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме « Синтаксис и пунктуация»
по учебнику Е.А.Быстровой.
Данилова Розалия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Сунтарская СОШ № 1 имени А.П.Павлова»
Цель деятельности учителя
Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации, основных единицах синтаксиса- словосочетании и предложении.
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, правила постановки знаков препинания, отличия словосочетания от слова, смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;
уметь: опознавать единицы синтаксиса, находить грамматическую основу, верно ставить знаки препинания ;
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, компакт- диски учебного назначения. Ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Методы и формы обучения
Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация по теме урока, выполненная учителем
Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение.
Формы организации взаимодействия
Формируемые универсальные действия
1.Мотивация к учебной деятельности
— Наш сегодняшний урок мне хочется начать с чтения сочинения « В осеннем парке».
Полюбуемся красотой родной природы, ее богатством, повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность у уроку.
Личностные: положительно относятся учению, познавательной деятельности
Познавательные : осознают учебно- познавательную задачу.
Регулятивные : планируют необходимые действия, операции.
Листы обратной сязи
2.Актуализация и пробное учебное действие
Ребята. Представьте. Что перед вами набор слов:
Я, деревья, яркий, краска, полюбоваться, осенний, приходить,
Нам нужно составить из них предложение.
Что у нас получится?
-Молодцы. А как у нас получилось предложение?
-Что же помогло связать слова в предложении? (ьизменение форм, служебные слова, порядок слов, интонация)
Отвечают на вопросы.
Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализированной и умственной форме; устанавливают причинно- следственные связи.
Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные : задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3.Выявление места и причины затруднения
-Молодцы.То есть, чтобы составить это предложение. Мы использовали определенные правила, законы языка: слова должны следовать в определенном порядке и связываться грамматически, а также выражать определенный
-Внимание на экран слайд.
Назовите единицы языка, которые вы видите на экране
Какой раздел науки изучает словосочетание, предложение, текст?
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Запись темы на доске. Синтаксис и пунктуация.
Вывод: предложение составляется по определенным правилам. Эти правила для нас устанавливает раздел науки о языке « Синтаксис».
Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме « Синтаксис и пунктуация» по учебнику Е.А.Быстровой.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме « Синтаксис и пунктуация»
по учебнику Е.А.Быстровой.
Данилова Розалия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Сунтарская СОШ № 1 имени А.П.Павлова»
Цель деятельности учителя
Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации, основных единицах синтаксиса- словосочетании и предложении.
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, правила постановки знаков препинания, отличия словосочетания от слова, смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;
уметь: опознавать единицы синтаксиса, находить грамматическую основу, верно ставить знаки препинания ;
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, компакт- диски учебного назначения. Ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Методы и формы обучения
Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация по теме урока, выполненная учителем
Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение.
Формы организации взаимодействия
Формируемые универсальные действия
1.Мотивация к учебной деятельности
— Наш сегодняшний урок мне хочется начать с чтения сочинения « В осеннем парке».
Полюбуемся красотой родной природы, ее богатством, повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность у уроку.
Личностные:положительно относятся учению, познавательной деятельности
Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.
Регулятивные:планируют необходимые действия, операции.
Листы обратной сязи
2.Актуализация и пробное учебное действие
Ребята. Представьте. Что перед вами набор слов:
Я, деревья, яркий, краска, полюбоваться, осенний, приходить,
Нам нужно составить из них предложение.
Что у нас получится?
-Молодцы. А как у нас получилось предложение?
-Что же помогло связать слова в предложении? (ьизменение форм, служебные слова, порядок слов, интонация)
Отвечают на вопросы.
Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в материализированной и умственной форме; устанавливают причинно- следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные:задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3.Выявление места и причины затруднения
-Молодцы.То есть, чтобы составить это предложение. Мы использовали определенные правила, законы языка: слова должны следовать в определенном порядке и связываться грамматически, а также выражать определенный
-Внимание на экран слайд.
Назовите единицы языка, которые вы видите на экране
Какой раздел науки изучает словосочетание, предложение, текст?
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Запись темы на доске. Синтаксис и пунктуация.
Вывод: предложение составляется по определенным правилам. Эти правила для нас устанавливает раздел науки о языке « Синтаксис».
Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
словосочетание, предложение. Текст.
Групповая и индивидуальная
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности, стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке.
причинно- следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: строят монологические высказывания.
4.Целеполагание и построение выхода из затруднения
Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков изучает раздел «Пунктуация»
Солнце. сады, заходящий, наполнить, золотой, блеск.
— Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации.
— Выпишите из предложения все возможные словосочетания. ( 1-2 учащихся у доски)
-Какие трудности возникли у вас при повторении?
Учащиеся ставят цели урока, формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы, выполняют упражнения.
Групповая и индивидуальная
Познавательные: Извлекают необходимую информацию.
Планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят монологические высказывания.
Практическая работа в тетрадях
Мы писали, мы писали- наши пальчики устали.
Тихо встанем рядом-
Отдохнуть нам надо!
Выполняют физические упражнения под руководством ответственного
Познавательные:извлекают необходимую информацию из объяснения
5.Творческая практическая деятельность
Составьте словосочетания на тему « Осенний парк»
Самостоятельно составляют словосочетания на тему « Осенний парк»
Познавательные:извлекают необходимую информацию из объяснения
контролируют учебные действия. Замечают допущенные ошибки
Коммуникативные : осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.
Письменные работы в тетрадях,
6. Самостоятельная работа
Выполнение разноуровневых упражнений
Познавательные:осуществляют поиск необходимой информации.
Реулятивная: действуют по плану.
Письменные работы в тетрадях, устные ответы.
7.Включение в систему знаний
-Используя составленные в классе словосочетания, придумайте и запишите предложения на тему « Осенний парк»
Запишите предложения, вставляя недостающие слова.
-В синтаксисе изучаются словосочетания и……
-Правильно употреблять знаки препинания учит….
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.
Задают вопросы для уточнения информации
Оценивание работы учащихся на уроке.
8..Подведение итогов урока.Рефлексия.
Итак, вы проверили свои знания.
-Как мы поработали на сегодняшнем уроке?
-Какое задание было самым сложным?
— какое задание было самым интересным?
-Какое настроение у вас сейчас?
— Выберите одну из предложенных карточек: понравился урок- с улыбкой, нет = с грустным лицом.
Определяют эмоциональное состояние.
Письменные работы в тетрадях,
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие для самостоятельного формулирования учащимися итогов урока.
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях
Листы обратной связи., дневники достижений
9.Домашнее задание и его инструктаж
У вас есть выбор, какое задание выполнить к следующему уроку. Упр.79.. Ответить на вопросы. Почему пунктуация в нашем учебнике изучается в одном разделе с синтаксисом? Другое задание – написать сочинение « Осенний парк»
Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж учителя по выполнению задания.
Письменные работы в тетрадях,
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях
Урок русского языка в 5 классе «Что изучают синтаксис и пунктуация»
Урок русского языка в 5 классе
« Что изучают синтаксис и пунктуация»
Тип урока: усвоение новых знаний.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
— дать понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке, объяснить их неразрывную связь;
— познакомить с деятельностью выдающегося учёного – лингвиста А.М.Пешковского;
— развивать ключевые компетенции при обучении языку, формировать умения и навыки самостоятельной работы;
— развить способности делать выводы и обобщать;
— развивать орфографическую зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные : имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осущест вления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаи вают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
В начале урока разминка: развиваем внимание и быстроту реакции. Задание: зачеркивая буквы О,В, Д,Ж вы получите пословицу. Запишите её.
Выделите и объясните написание окончаний имен существительных.
О Б Ж Е Д З Я В З Д
Ы В К О А И Г Ж Р А
Д М Ж М А О Т И Ж К
И Н Е У В Ч Д А О Т
С О Я М А Т Ж Е М Д
Д А В Т И О К Ж Е О
Ответ: Без языка и грамматики не учатся математике.
Вспоминаем падежные окончания существительных.
Кто знает, что такое грамматика? (…)
Грамматика – это наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma = буква.
Грамматика включает в себя два раздела: МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС.
Что изучает морфология?
Запишите в тетрадь.
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий:
— способы соединения слов в словосочетания и предложения,
— типы предложений и их строения.
На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
Самуил Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе»
— Что такое грамматика?
— Из каких разделов состоит грамматика?
— Для чего нужно изучать грамматику?
Угадывают и записывают пословицу.
Отвечают на вопрос.
Работают вместе с учителем.
Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
Прочитайте слова, записанные на доске: Старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, по, в;
Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуация – punctum = точка (лат.)
В школе изучают 10 знаков препинания.
(Во время рассказа предложите детям расслабиться, откинуться на спинку стула.)
Из истории знаков препинания.
Пунктуация появилась намного позже,чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.
Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины XVI века уже использовалась запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.
В “Грамматике словенской” Метелия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли “вместным знаком”.
К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или “черту”) первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, называл этот знак “молчанкой”.
Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли “полуточием”, восклицательный знак – “удивительным”, кавычки – “пресекательным” или “отменительным” знаком, а перенос – “единительным”.
Презентация по русскому языку на тему «Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс УМК Быстровой)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. В известном мультике найдём Помощников весёлых.
Повторение – мать учения.
Давайте, ребята, поработайте группами. Как ты думаешь, они справятся?
Распределите словосочетания в две колонки. Уд..вительная картина, прибл..жаться к р..ке, преподавать лит..ратуру, исч..зать в кустах, пушистые сн..га. Глагольные Именные
Проверь! Глагольные Именные Приближаться к реке, преподавать литературу, исчезать в кустах. Удивительная картина, пушистые снега.
Найти «четвёртый лишний» Пошёл утром. Пошёл в школу. Пошёл и принёс. Интересный урок. Объясни свой выбор.
Напомни, дружок, как мы выполняем синтаксический разбор предложения. По эмоциональной окраске По цели высказывания По количеству грамматических основ подсказка По наличию второстепенных членов
Помоги Карлсону и Фрекен Бок понять, чем отличается простое предложение с союзом и от сложного. 1.Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей.2.Повалил снег, и вскоре белое одеяло скрыло все следы.3. Занесет ветер кусты снегом и помчится дальше.
Помоги Карлсону вспомнить виды сложных предложений. сложносочиненное Бессоюзное сложноподчиненное
Главные певцы улетели. Лес притих, затаился. В лесу захозяйничал ветер. Он носился между деревьями. Зимой лес сводил с ветром неприятные счеты. Он приносил страшный северный холод. Кругом в лесу лежал пушистый снег. Деревья могли спрятаться от холода. Можно ли эту запись назвать текстом? В чем её особенность? О чем текст? Как его можно озаглавить? Обращается ли автор к конкретному человеку или хочет описать зиму так, чтобы любой читатель мог ярко представить её? Найдите слова, выражения, которые помогают представить ветер, лес, деревья как живое существо? Как называется такое выразительное средство языка? * *
Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку. Когда ударили морозы полынья замерзла.
Молодец, Карлсон! Ты всё выполнил правильно! А это мне ребята помогли! Спасибо! До новых встреч, ребята!
1. По цели высказывания: повествовательное побудительное вопросительное 2. По эмоциональной окраске: восклицательное невосклицательное 3. По количеству грамматических основ: простое сложное 4. По наличию второстепенных членов: распространённое нераспространённое Вернуться назад
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-126263
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.