Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки помогают членить текст на предложения, установить связи и отношения между словами в предложении.

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

— Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
— Да просто расставил правильно все знаки препинания…. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»

Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами.

В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).

Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки рения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно, морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц. Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить сочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.д.

Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде падежные окончания управляемых и согласуемых слов.

Пунктограмма — правильное, соответствующее правилам или тради¬ции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила; например, запятая при однородных членах, точка в конце предложения и пр. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию. Пунктограмма выражает пунктуационную задачу, знак препинания — результат ее решения, полученный путем применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты).

Перечень пунктограмм, изучаемых в школе:

1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.

Источник

Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс

Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — состав­ле­ние) — раз­дел линг­ви­сти­ки, изу­ча­ю­щий стро­е­ние и функ­ци­о­наль­ное вза­и­мо­дей­ствие раз­лич­ных частей речи в пред­ло­же­ни­ях, сло­во­со­че­та­ни­ях и про­чих язы­ко­вых единицах.

Что такое синтаксис?

Язык — основ­ное сред­ство обще­ния людей. Язык тес­но свя­зан с мыш­ле­ни­ем и созна­ни­ем чело­ве­ка. Свои мыс­ли, а затем и речь мы обле­ка­ем в сло­ва и пред­ло­же­ния. Знания об окру­жа­ю­щем мире, кото­рые люди при­об­ре­та­ют в про­цес­се тру­до­вой, иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти закреп­ля­ют­ся в язы­ке — в сло­вах и сло­во­со­че­та­ни­ях, кото­рые фор­ми­ру­ют пред­ло­же­ние. Раздел язы­ко­зна­ния, нося­щий назва­ние «син­так­сис», зани­ма­ет­ся изу­че­ни­ем сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний, из кото­рых стро­ит­ся наша речь.

Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс

Синтаксис изу­ча­ет под­чи­ни­тель­ные свя­зи в сло­во­со­че­та­нии, сво­бод­ные и несво­бод­ные сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ние с точ­ки зре­ния его соста­ва и стро­е­ния. В веде­нии син­так­си­са так­же нахо­дят­ся чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, виды про­стых пред­ло­же­ний и сложных.

Изучая син­так­сис рус­ско­го язы­ка мы научим­ся раз­ли­чать слож­но­со­чи­нен­ные, слож­но­под­чи­нен­ные и бес­со­юз­ные пред­ло­же­ния, поль­зо­вать­ся ими в пись­мен­ной и уст­ной речи.

Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс

Видеоурок «Синтаксис и пунктуация»

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Синтаксис и пунктуация» (7 класс)

Русский язык 7 класс. ТЕМА УРОКА: «Синтаксис и пунктуация».

Баканова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы\

1. Формировать у учащихся понятие о синтаксисе, пунктуации, о словосочетании и предложении, как единицах синтаксиса;

2. Развивать навыки выполнения синтаксического разбора словосочетания и предложения;

3. Воспитывать интерес к богатству русского языка.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: проектор, учебное пособие, доска.

Дежурный сдача рапорта.

2.Опрос домашнего задания.

Итак, на прошлом уроке мы вспоминали самостоятельные части речи.

— Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных.

— Назовите самостоятельные части речи.

— Назовите служебные части речи.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

А теперь, ребята, посмотрите на рисунки и прочитайте тему нашего урока по первой букве (файл 1)

Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 классЧто такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 классЧто такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 классЧто такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 классЧто такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс

Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 классЧто такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс. Фото Что такое синтаксис и пунктуация в русском языке 7 класс

Давайте вспомним, что такое синтаксис.

(Наука о языке, которая изучает словосочетания и предложения).

Основные единицы синтаксиса:

Главная единица синтаксиса – предложение.

(Тяжелые тучи висят над землей.)

Синтаксис всегда изучается вместе с пунктуацией.

— Что такое пунктуация?

(Наука о языке, которая изучает знаки препинания и правила из постановки).

Казнить нельзя помиловать? (Предложение записывается на доске и делается акцент, на изменение смысла при постановке запятых).

«Знаки препинания – ноты при чтении».
А.П. Чехов

4. Усвоение полученных знаний.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока: Синтаксис и пунктуация.

— Давайте вспомним, чем словосочетание отличается от предложения?

☀ состав словосочетания – два (и более) самостоятельных слова;

☀ смысловое единство слов;

☀ Структура словосочетания: главное слово и зависимое.

— Какие словосочетания являются именными, а какие глагольными?

(У именных главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение, а у глагольных – глагол).

Не является словосочетанием

▪ сочетание подлежащего и сказуемого

▪ сочетание однородных членов

▪ сочетание предлога и слова

Словосочетание является элементарной единицей синтаксиса, служащей «строительным материалом» для предложения.

Студёный ветер резко рвал полы его шинели.

Давайте выпишем из данного предложения всевозможные словосочетания и выполним их разбор.

— Хорошо, молодцы! Как мы и говорили раньше, словосочетание – «фундамент» для строительства предложений.

Правильное ударение в предложениях очень важно! Что вы знаете об особенности русского ударения?

Рассмотрим пример (использование проектора, файл 2):

Петя сегодня пойдет в школу?

— Теперь давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?

(Повествовательные\ побудительные\вопросительные; восклицательные; невосклицательные).

— Вы знаете, что бывают простые и сложные предложения. В чем же их отличие?

(Таблица-презентация, использование проектора, файл 3)

— Давайте приведем примеры простых предложения.

5. Закрепление знаний и способов действий

— Закрепим полученные знания, используя материалы учебника. Откройте учебники на странице 101, самостоятельно прочитайте текст №1 и найдите в нем сложное предложение. (Ребята находят, одно разбираем)

— Найдите в тексте простое предложения. (Одно разбираем).

6. Подведение итогов занятий.

Итак, сегодня мы вспомнили, что же такое синтаксис и пунктуация, вспомнили, чем отличаются словосочетания от предложений. Я довольна вашей работой на уроке.

Эти знания пригодятся нам в дальнейшем на уроках русского языка, помогут вам грамотно оформлять свои мысли устно и письменно.

— У кого есть вопросы?

7 . Информация о домашнем задании.

А для закрепления полученных знания, я предлагаю вам выполнить дома индивидуальные задания.

I Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего помогает в деле: только глянешь на него вспомнишь день недели

2) Ах не трогай меня Обожгу и без огня!

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок ожил лужок день прибывает. Когда это бывает

II Выполните синтаксический разбор предложения 4.

III 1. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка

2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.

3) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.

4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1)нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов

I Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1) Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2) Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3) Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

II Выполните синтаксический разбор предложения:

От свежих щепок веяло приятным запахом, они грудами лежали около влажных пней_____________________________________________________ _________________

III 1. Укажите правильное утверждение :

1) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов

Источник

Синтаксис и пунктуация

материал урока по теме «Синтаксис»

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис и пунктуация»

Предмет: Русский язык

Класс 7: ________________

Урок 4. Синтаксис и пунктуация.

1. Актуализировать имеющиеся знания о синтаксисе (словосчетание, простое предложение, сложное предложение);

2.Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; закреплять навык синтаксического разбора; мышление, память, внимание; умение работать в команде, личная и социальная ответственность,);

3.Воспитывать дисциплинированнсть, ответственность, чувство товарищества, добросовествность.

Закрепить знания учащихся об особенностях простого и сложного предложения,

предложений с прямой речью, диалога.

Закрепить навыки синтаксического разбора предложений.

Отработать пунктуационные навыки по теме, развить пунктуационную зоркость.

Продолжить работу по развитию речи учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Компетенции: К – 3 (коммуникативные умения), К – 5 (информационная грамотность),

Методические приемы: лингвистический разбор, взаимопроверка, самостоятельная работа, заниматель­ная лингвистика.

— запись числа и сообщение темы.

II. Проверка домашнего задания

— опрос правила прошедших орфограмм.

— проверка д/з упражнения, чтение по цепочке

III. Объяснение нового материала

Синтаксис (гр. syntaxis – «построение, порядок») – это учение о словосочетании и предложении.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

В составе словосочетания выделяются главное и зависимые слова. От главного слова к зависимому задается вопрос.

Например, можно выделить словосочетания в предложении:

Глаг. мест. сущ. прилаг. союз глаг. мест. прилаг. сущ.

Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.

Отпустил (кого?) рыбку

Рыбку (какую?) золотую

Слово (какое?) ласковое

Предложение – это единица синтаксиса, которая выражает относительно законченную мысль и характеризуется интонационной завершенностью.

Предложение является единицей общения.

Предложение может состоять из одного слова (Светает.), а словосочетание – нет.

Виды предложений по цели высказывания:

Повествовательные (в них сообщается о каких-то фактах или явлениях действительности).

Вопросительные (служат для выражения вопроса).

Побудительные (побуждение к действию).

Виды предложений по интонации:

Восклицательные – эмоционально окрашенные предложения, которые выражают переживания говорящего или его отношение к сообщению.

Грамматическая основа предложения – подлежащее + сказуемое

Между подлежащим и сказуемым нет подчинительной связи, это равноправные члены предложения. Они не образуют словосочетание.

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения ( Дополнение, определение, обстоятельство).

Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения:

Распространенное (есть второстепенные члены).

Нераспространенное (нет второстепенных членов).

Виды предложений по количеству грамматических основ:

Простые (одна грамматическая основа).

Сложные (более одной грамматической основы)

Виды сложных предложений по средствам связи: союзные и бессоюзные.

1. Подчеркните в предложении главные и второстепенные члены.

2. Дайте характеристику предложения по плану:

Осложнено (однородность, обращения, вводные слова и т.д.)

Шум и движение происходили в запорожском таборе.

(Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными подлежащими)

Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе.

(повествоват; невосклицат.; сложное; бессоюзное)

Пунктуация (от лат. punctum – точка) – это система знаков препинания какого-либо языка, а также раздел языкознания, изучающий закономерности этой системы.

4. Восклицательный знак.

5. Вопросительный знак.

— Мы уверены, что перед нами словосочетания. А как это доказать? (состоят из 2 и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Есть главное и зависимое слово).

Задание. В первых пяти словосочетаниях обозначить главное и зависимые слова, определить части речи, которыми они выражены, поставить вопрос от главному к зависимому. (1 чел. у доски)

— Заканчивается ли на этом синтаксическая цепочка? Что состоит из словосочетаний? (предложения)

— Составьте предложение, используя любое из записанных словосочетаний. Докажите, что это предложение (выделить грамматическую основу).

Учащиеся из простых предложений составляют сложные, используя подходящие по смыслу союзы и расставляя знаки препинания.

Беседа с учащимися по материалу:

— В какую группу славянских языков входит русский язык?

-Какие доказательства их родственности вы можете привести?

— Как вы докажите, что язык – развивающееся явление?

— Как называется наука о языке?

— Какие разделы науки о языке вы изучали?

— Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

— Какие знаки препинания вы знаете?

2. Разбор предложения:

Семечко у клена с ветки сорвалось и на крепких крыльях быстро унеслось.

— Что является грамматической основой предложения?

— Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.

— Какие члены предложения вы обозначили? Сколько всего членов

предложения в русском языке?

5. Подведение итогов.

— комментирование и выставление оценок в журнал и в дневники.

6. Домашнее задание

Задание: из данных слов составьте предложения, запишите их. Сделайте синтаксический разбор получившихся предложений.
1. Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2. Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3. Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

Источник

Русский язык

План урока:

Синтаксис: определение и общие характеристики

Название термина имеет древнегреческие корни. Научное определение понятия синтаксис звучит следующим образом.

Синтаксис занимается не только составлением, но и упорядочиванием, координированием и соединением слов в связный текст. Его цель – установить единые синтаксические правила и основы. Поскольку язык постоянно совершенствуется и меняется, синтаксис изучает способы объединения слов в однородную языковую систему.

Изучение синтаксиса стартовало в середине XIX века. Лингвисты Шахматов и Виноградов выделили его базовые единицы – словосочетание и предложение. Позже ученые добавили еще одно понятие – текст.

Рассмотрим три главные единицы синтаксиса подробнее.

Словосочетание

Словосочетание – минимальная синтаксическая единица. Ее основная функция – номинативная (называть предметы).

Научное определение звучит следующим образом:

В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. Первое – основное. Зависимое слово уточняет смысл главного.

Солнце – одно слово, означает природное явление. Не может выступать синтаксической единицей.

Желтое солнце – природное явление+его признак. Солнце – главное слово. Солнце (какое?) – желтое. Это зависимое слово. Вместе они являются словосочетанием – минимальной синтаксической единицей.

В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяют три вида словосочетаний:

Обратите внимание! Подлежащие и сказуемое – это не словосочетание, потому что нет главного и зависимого слова. Они оба главные члены предложения.

Предложение

Основной синтаксической единицей принято считать предложение. Научное определение звучит следующим образом:

Основная функция предложения – коммуникативная. Задача – формировать и выражать законченную мысль.

Грамматические и синтаксические признаки предложений:

Предложение отличается от словосочетания наличием предикативности и смысловой интонацией.

Предикативность выражается, в основном, с помощью наклонения и времени глагола:

Однако нередко встречаются языковые ситуации, когда для выражения мысли глагольных форм недостаточно или они отсутствуют вовсе:

Зачем мне деньги, зачем богатство!

В рассматриваемом примере предикативность не может быть выражена глаголом, его попросту нет. В этом случае на помощь приходит смысловая интонация и соответствующие знаки препинания.

Текст

Самая объемная единица синтаксиса – текст.

Дадим ему определение:

Рассмотрим несколько примеров:

Предложения никак не связаны между собой по смыслу, каждое выражает индивидуальную информацию. Это – разрозненные предложения, но не текст.

Это – связный текст. Он описывает приход мамы домой и ее дальнейшие действия. Каждое последующее предложение добавляет информации в общую смысловую картину.

Вывод: совокупность предложений, связанных между собой по смыслу, называется текст. Термин заимствован из латинского языка и означает «сплетение».

Виды связи предложений в тексте

Предложения складываются в текст с помощью цепной и параллельной связи. Рассмотрим эти грамматические категории подробнее.

Цепная связь

Самый распространенный способ объединения предложений в текст– цепная (последовательная, линейная) связь.

Объяснение простое: традиционно мысль развивается последовательно, предложения развивают и дополняют друг друга, вместе они образуют смысловую цепь.

Первое предложение «задает тон» всему тексту. В последующих предложениях в той или иной степени имеется информация, которая уже известно. Мысль (тема) всего лишь развивается.

Рассмотрим следующий текст:

Обстоятельства вынудили меня уехать из родного города. На новом месте я не переставала тосковать по неторопливым прогулкам в любимом парке и улыбкам на лицах прохожих. Даже милые подарки и еженедельные письма от родителей не могли облегчить душевную боль: я хотела домой.

Предлагаю определить виды связей предложений:

Это самый простой пример цепной связи.

В поле стоит дом. В доме – три комнаты. Две комнаты пустые, третья – хорошо обустроена. Там, за столом, сидит девочка и рисует картину.

В этом тексте бросаются в глаза:

Параллельная связь

Параллельная связь предложений характеризуется наличием большого количества союзов, вводных слов, частиц. Текст имеет единую мысль, но предложения содержат перечисления, сопоставления или противопоставления взаимосвязанных действий. Параллельная связь основана на единых по структуре предложениях.

Пример текста с параллельной связью:

Во вторник, ни свет ни заря, Анна проснулась. Дом еще спал. Она вышла во двор и стала ждать отца с работы.

Средства связи между предложениями:

Вывод: между предложениями параллельная связь.

Подъехав к зданию справа, я велела таксисту остановить машину. С одной стороны, чтобы отдохнуть от шума двигателя, а с другой стороны, чтобы привести мысли в порядок.

Средства связи между предложениями:

Разница между цепной и параллельной связью

Цепная и параллельная связь существенно отличаются друг другу. В первом случае предложения развиваются последовательно, как бы «вытекая» друг из друга. Во втором – предложения не связаны между собой, а противопоставлены. Цепная связь чаще всего используется в рассуждениях, параллельная – в повествовательных или описательных текстах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *