Что такое система межведомственного электронного взаимодействия
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): определение, понятия, процедуры
Межведомственное взаимодействие возникает при предоставлении госорганами услуг гражданам и при осуществлении госфункций. Электронное взаимодействие между ведомствами — логичный шаг в концепции построения Электронного правительства.
Предпосылки появления СМЭВ
Глава 2, статья 7 ФЗ №210 гласит, что «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций».
Для исполнения закона, реализовывая принцип «одного окна», ведомства (федеральные и территориальные органы власти и органы местного самоуправления) самостоятельно в процессе предоставления госуслуг обмениваются электронными документами и информацией, требуемыми для оказания услуг.
Обмен обеспечивается посредством СМЭВ — Системы межведомственного электронного взаимодействия. Подход ускоряет предоставление госуслуг и обеспечивает максимальную безопасность и конфиденциальность передаваемых данных.
Что собой представляет Система межведомственного электронного взаимодействия
Фактически СМЭВ является информационной системой, объединяющей:
С точки зрения инфраструктуры СМЭВ представляет собой сеть специальных защищенных каналов, объединяющих узлы — шины на базе Oracle Enterprise Service Bus — в ЦОД-ах «Ростелекома».
На 2015 год созданы один федеральный и 83 региональных узла, подключенных к федеральному. Кроме того, к федеральному узлу Системы межведомственного электронного взаимодействия подключен ряд федеральных ведомств и кредитных организаций.
СМЭВ ориентирована на работу через специальные сервисы (а именно — веб-сервисы). Это означает, что поставщики сведений создают электронные сервисы, которые могут обработать входящие запросы и предоставить в ответ необходимые сведения, а потребители сведений создают собственные адаптеры, отправляющие запросы и получающие ответы.
Регистрация и получение доступа к сервисам Системы межведомственного взаимодействия
Регистрация
Для регистрации сервиса поставщик сведений должен пройти определенную процедуру:
Получение доступа
Чтобы иметь доступ к сервису потребителю сведений потребуется:
Более подробно о процедурах можно прочитать на Технологическом портале СМЭВ в разделе часто задаваемых вопросов.
Готовые решения на базе платформы DIRECTUM для работы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия
В ходе реализации знаковых проектов в органах государственной власти, в частности в Удмуртской Республики, Тюменской, Кировской, Ярославской, Омской областях и других регионах РФ, компания DIRECTUM совместно с партнерами наработала опыт организации взаимодействия региональных информационных систем со СМЭВ, создания и регистрации сервисов, а также получения доступа к ним.
В частности разработано готовое техническое решение «DIRECTUM: Государственные (муниципальные) услуги и межведомственное взаимодействие». Внедрение данного решения в том числе предполагает обеспечение обмена между органами власти федерального и регионального уровней через Систему межведомственного электронного взаимодействия.
Архитектура решения (в части интеграции со СМЭВ) выглядит следующим образом:
На базе технического решения построено бизнес-решение «DIRECTUM: Комплексная система предоставления государственных (муниципальных) услуг региона». Часть задач, закрываемых решением, напрямую связана с взаимодействием региональной информационной системы на базе DIRECTUM с Системой межведомственного электронного взаимодействия:
Бизнес-решение включает в себя не только разработку и внедрение системы DIRECTUM, но также глубокий бизнес-консалтинг с гарантией успешного завершения проекта под ключ.
С 2015 года запланирован переход на СМЭВ 3.0 с принципиально другой архитектурой, работающую с новыми форматами. Решения, внедренные у заказчиков, будут адаптироваться, что приведет к доработке готовых решений для новых клиентов-госорганов.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Взаимодействие реализуется в рамках:
системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.
СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала 2 ;
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Основные функции СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
доступ к электронным сервисам 3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Технологическое обеспечение СМЭВ
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:
сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Как стать участником СМЭВ?
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).
Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.
Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
АИС МФЦ ДЕЛО
АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:
Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).
2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.
4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Что такое система межведомственного электронного взаимодействия
от 8 сентября 2010 года N 697
О единой системе межведомственного электронного взаимодействия
(с изменениями на 24 июня 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2014 года N 1037 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.10.2014, N 0001201410130005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1222 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.11.2014, N 0001201411240007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 1240 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2014, N 0001201411270001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N 1327 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.12.2014, N 0001201412100023);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 820 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2017, N 0001201707130006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 839 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190062);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2017 года N 1202 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.10.2017, N 0001201710050008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1296 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.10.2017, N 0001201710270016);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 года N 1298 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2017, N 0001201710300008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2018 года N 772 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2018, N 0001201807030038);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 года N 1391 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.11.2018, N 0001201811230008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 года N 1259 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.08.2020, N 0001202008210014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 733 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.05.2021, N 0001202105180005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 года N 982 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2021, N 0001202106280030).
Правительство Российской Федерации
2. Установить, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
является государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
осуществляет координацию деятельности по подключению к единой системе межведомственного электронного взаимодействия;
обеспечивает эксплуатацию единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
4. Федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам обеспечить взаимодействие информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций, с единой системой межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, и техническими требованиями.
5. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
6. Рекомендовать региональным операторам в случае определения в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления способа осуществления регионального межведомственного электронного взаимодействия посредством региональной системы межведомственного электронного взаимодействия обеспечить функционирование такой системы, а также ее взаимодействие с единой системой межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, и техническими требованиями.
7. Рекомендовать региональным участникам обеспечить выполнение требований Положения, утвержденного настоящим постановлением, и технических требований при осуществлении взаимодействия информационных систем региональных участников с единой системой межведомственного электронного взаимодействия.
8. Установить, что датой и временем поступления межведомственного запроса в информационную систему, подключенную к единой системе межведомственного электронного взаимодействия, считаются дата и время помещения межведомственного запроса в технологическую очередь запросов единого электронного сервиса единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с техническими требованиями.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия
(с изменениями на 24 июня 2021 года)
3. Целью создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия:
а) при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;
б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
4. Система взаимодействия предназначена для решения следующих задач:
обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме между органами и организациями в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения;
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями финансового рынка, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, нотариусами и оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица в целях обеспечения идентификации и (или) аутентификации физического лица в соответствии с частями 18 и 18_2 статьи 14_1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
6. Основными функциями системы взаимодействия являются:
а) обеспечение передачи электронных сообщений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные и муниципальные услуги, исполнить государственные и муниципальные функции;
б) обеспечение передачи на единый портал ответов на электронные сообщения, обработанные в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления;
д) обеспечение учета количества электронных сообщений, передаваемых в системе взаимодействия органами и организациями при обмене сообщениями;
е) обеспечение предоставления в электронной форме документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах;
ж) обеспечение контроля обмена сообщениями на соответствие технологическим правилам выполнения запросов или рассылок сообщений, устанавливаемым оператором системы взаимодействия (в части использования единого электронного сервиса), а также органами и организациями (в части использования видов сведений единого электронного сервиса) с учетом административного регламента предоставления государственной или муниципальной услуги либо административного регламента исполнения государственной или муниципальной функции, а также на основании записей в государственной информационной системе, обеспечивающей учет информационных взаимодействий;
з) обеспечение действий от имени инициатора информационного взаимодействия по сбору и обработке сведений посредством механизма автоматического исполнения предварительно настроенной последовательности межведомственных запросов;
и) обеспечение в соответствии с техническими требованиями действий по разделению сообщения и рассылке множества сообщений в виде фрагментов исходного сообщения в адрес органов и организаций;
к) обеспечение мониторинга информационного взаимодействия, в том числе предоставление органам и организациям информации о состоянии технологических очередей запросов и ответов единого электронного сервиса и других технологических параметров информационного взаимодействия в соответствии с техническими требованиями;
л) обеспечение в соответствии с техническими требованиями блокировки электронных сообщений при обмене сообщениями в случае несоответствия структуры сообщений или вложений технологическим правилам выполнения запросов или рассылок сообщений, зарегистрированным в системе взаимодействия;
н) обеспечение проверки усиленной квалифицированной электронной подписи при обмене сообщениями и блокировки сообщений в случае отрицательного результата проверки;
о) обеспечение формирования и доставки статусных сообщений, информирующих о событиях, возникающих при обмене сообщениями;
п) обеспечение возможности формирования и ведения типов и атрибутов данных, используемых при обмене сообщениями;
р) обеспечение возможности самостоятельной регистрации и изменения органами и организациями параметров информационных систем, видов сведений единого электронного сервиса, используемых при обмене сообщениями, настройки правил доступа к видам сведений, а также использования других средств самообслуживания в соответствии с техническими требованиями;
с) осуществление контроля сведений при обмене сообщениями на предмет соответствия данным, содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» в соответствии с предварительно настроенными правилами, установленными техническими требованиями;
т) обеспечение контроля отсутствия условно постоянных сведений, в том числе справочников и классификаторов, при формировании видов сведений;
у) обеспечение органов и организаций контекстной справочной информацией и материалами, необходимыми для работы с элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
Научная электронная библиотека
Якимова О Ю, Королева Т П, Коваленко Е Г, Полушкина Т М,
1.3. Процесс межведомственного электронного взаимодействия государственных органов
Для выполнения главной задачи электронного взаимодействия государственных органов и населения – повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных услуг – потребовался переход на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия. С этой целью была создана система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Ключевым правовым актом для модернизации системы предоставления государственных услуг является Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. 210–ФЗ, им установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти. Такая мера могла бы стать возможной только благодаря созданию СМЭВ. Исключением из этого перечня считаются документы личного хранения.
Нормативная правовая база была подготовлена довольно оперативно: уже в 2011 году существовало положение о СМЭВ, технические требования к взаимодействию информационных систем в рамках СМЭВ (они означают, что все ведомства будут использовать единый формат взаимодействия), регламенты взаимодействия участников СМЭВ и оператора системы. СМЭВ оказалась зафиксированной в правовом поле как система, на основе которой необходимо реализовывать межведомственное электронное взаимодействие при оказании государственных услуг.
Что же такое СМЭВ? Определение данного термина представлено в Постановление Правительства Российской Федерации № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» и звучит оно так, система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций [16].
Проще говоря, СМЭВ – информационная система, обеспечивающая гарантированную доставку межведомственных запросов в адрес информационной системы поставщика и ответов на межведомственные запросы в адрес информационной системы потребителя.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 697, определим основные задачи и функции СМЭВ (рис. 1).
Необходимо отметить, что при реализации задач межведомственного документооборота в рамках оказания госуслуг так или иначе необходимо решать задачи взаимодействия с различными информационными ресурсами. Решение этой задачи требует реализовать функции взаимодействия, обнаружения ресурсов, поддержания списка доступных ресурсов, разработку стандартов взаимодействия и т.п., что, в конечном итоге, приведет либо к созданию
отдельной подсистемы межведомственного взаимодействия, либо к взаимодействию систем по принципу «точка – точка». Последний вариант приводит к неконтролируемому росту затрат на внедрение новых регламентов оказания госуслуг и огромной избыточности реализуемых функций [65].
Рис. 1. Функции и задачи СМЭВ
Система, которая позволила бы ведомствам обмениваться юридически значимыми данными в электронной форме, в едином формате, должна была лечь в основу электронного правительства. Бегать между чиновниками должен был не человек, а мегабайты информации.
До создания СМЭВ существовали определенные проблемы межведомственного взаимодействия. Еще несколько лет назад единую систему межведомственного электронного взаимодействия невозможно было даже представить. Обмен данными между госорганами проходил бессистемно и хаотично. Каждое ведомство работало по своим правилам, использовало собственные требования к технологиям, уровню защиты данных.
История обмена сведениями не хранилась – в случае необходимости, узнать кто, когда и кому передавал данные, было практически невозможно. У каких-то ведомств вообще не доходили руки до создания собственных информационных систем и получить от них данные в электронной форме было нельзя. Разумеется, отсутствовала единая система контроля и мониторинга, централизованная системы гарантированной доставки сообщений. Роль системы межведомственного взаимодействия играл гражданин – именно он обивал пороги ведомств, собирая нужные ему справки, чтобы в итоге отнести их в тот госорган, в котором хочет получить государственную услугу.
Речь идет о создании информационного ресурса, общего для нескольких государственных служб или ведомств, чьи сферы интересов пересекаются. Скажем, ресурс, содержащий информацию о гражданском состоянии лиц: обычно гражданин может представлять сведения о бракосочетании, разводе, рождении ребенка или смерти близких в несколько государственных органов на протяжении определенного ограниченного срока, а в дальнейшем в разнообразнейших ситуациях снова подавать каждый раз одни и те же данные в разных анкетах (для купли – продажи недвижимости, получения наследства, оформления субсидий или налоговых льгот и т.п.). При функционировании же СМЭВ один раз указанные данные заносятся в архивы всех нужных органов автоматически, а при повторном обращении гражданина к любому из государственных органов он освобождается от необходимости повторно сообщать те же самые данные.
Эти факторы приводили к упомянутой бюрократической волоките и путанице. От заявителя требовали предоставить массу документов и справок, причём многие из них – по нескольку раз. В результате граждане тратили массу времени (а многие – и денег) на копирование одних и тех же бумаг.
К основным проблемам межведомственного взаимодействия относятся:
– хаотический характер обмена сведениями, который организуется каждым из ведомств по своим собственным правилам;
– отсутствие хранения истории предоставления услуг и обмена сведениями;
– избыточные затраты на защиту каналов связи «всех со всеми»;
– отсутствие единой системы мониторинга производительности и доступности информационных систем.
В 2011 году к СМЭВ подключились все федеральные органы, которым необходимо обмениваться информацией для предоставления госуслуг в электронном виде [71].
Система обеспечивает регламентированную гарантированную передачу сообщений между подключенными к ней информационными системами органов власти и организаций, оказывающих госуслуги, а также между компонентами инфраструктуры электронного правительства.
В процессе информационного взаимодействия информационной системы поставщика с информационной системой потребителя СМЭВ фиксирует в электронной форме сведения о фактах отправки, получения и содержимом межведомственных запросов и межведомственных ответов между поставщиками и потребителями.
Достоверность предоставляемой информации обеспечивается каждым из поставщиков информации в рамках его зоны ответственности. При этом инфраструктура электронного правительства должна обеспечивать прием запросов, безошибочную маршрутизацию и неискаженную передачу информации между потребителями и участниками.
Перечисленные выше сведения хранятся в СМЭВ в течение 3 лет с момента их фиксации. По истечении указанного срока сведения удаляются [1].
На рис. 2 показан технологический процесс организации информационного обмена через СМЭВ в рамках процесса заказа услуг и межведомственного электронного взаимодействия с применением электронных подписей.
Рис. 2. Технологическая схема функционирования СМЭВ
В основе СМЭВ лежит технология электронных сервисов – программных средств, обеспечивающих запрос и получение структурированной информации и электронных документов из информационных систем участников. Эта технология позволяет объединить в единую «коммуникационную» сеть практические любые информационные системы независимо от времени их создания, их программной платформы и структуры информационных баз данных [3].
Направление информационных потоков в рамках межведомственного взаимодействия представлено на рис. 3.
Рис. 3. Направление информационных потоков в рамках СМЭВ
Как видно на рис. 3 потребителем и получателем данных выступают абсолютно все органы власти федерального, регионального или муниципального значения.
Доступ потребителей к электронным сервисам СМЭВ осуществляться:
– с использованием механизмов аутентификации участников, в том числе с использованием электронной цифровой подписи;
– с помощью обмена потребителей информации и СМЭВ, поставщиков информации и СМЭВ электронными сообщениями установленного формата и структуры.
СМЭВ является полностью защищенной средой – она обеспечивает безопасность передаваемой информации от точки подключения отправителя сообщения до точки подключения его получателя. Система базируется на основе защищённой криптографическими средствами сети передачи данных [4].
В связи с переходом взаимодействия граждан с госорганами и госорганов между собой с бумажного на электронное, крайне актуальным стал вопрос развития механизма электронной подписи. Документы, передаваемые через СМЭВ, должны обладать той же юридической значимостью, что и бумажные, подписанные собственноручной подписью. Кроме того, необходимо было сделать так, чтобы электронной подписью могли пользоваться граждане при подаче заявлений на предоставление госуслуг через интернет.
Законодательство об электронных цифровых подписях, существовавшее на тот момент, было несовершенным и не учитывало возможности использования электронной подписи при предоставлении госуслуг. В 2011 г. нормативная база, регулирующая использование электронной подписи, была кардинально изменена – электронная подпись стала эффективным механизмом электронного правительства [14].
6 апреля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон № 63–З от 06.04.2011 г. «Об электронной подписи» [64]. Закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий. В соответствии с 63–ФЗ, электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Принципами, на основе которых должна создаваться СМЭВ, являются [5]:
– обеспечение технологической возможности информационного взаимодействия существующих и вновь создаваемых государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем, предназначенных для выполнения государственных задач;
– обеспечение технологической независимости структуры СМЭВ и регламента ее работы от проводимых технических, административных, организационных и иных изменений в информационных системах, подключенных к СМЭВ;
– применение единых технологий, форматов, протоколов межведомственного информационного взаимодействия, унифицированных программно-технических средств; правомерное использование программного обеспечения, использование сертифицированных программно-технических средств и средств связи;
– обеспечение защиты информации путем принятия организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
– минимизация финансовых и временных издержек при передаче и получении информации;
– однократный ввод и многократное использование информации в информационных системах, подключенных к СМЭВ;
– обеспечение функционирования в реальном режиме времени; соблюдение прав граждан при автоматизированной обработке информации, содержащей персональные данные.
СМЭВ должна предусматривать возможность осуществления мониторинга межведомственного информационного взаимодействия со стороны уполномоченных государственных органов [14].
С 1 июля 2012 года межведомственный режим распространился на региональный и муниципальный уровень. Именно на региональном уровне предоставляются самые массовые услуги, количество заявителей по некоторым из которых стало превышать 5 млн. человек. Это такие услуги, как пособие по уходу за ребенком, получение субсидий на оплату ЖКУ, пособие на оплату общественного транспорта и другие.
Такой масштабный проект по синхронизации работы ведомств потребовал от Минэкономразвития России разработки и внедрения методик, которые позволяют описать и стандартизировать взаимодействие по обмену информацией между органами власти.
По направлению межведомственного взаимодействия были достигнуты заметные показатели:
– 367 федеральных государственных услуг переведены на межведомственное взаимодействие;
– 766 документов ведомства должны получать самостоятельно, по межведомственным каналам, не требуя их с заявителей;
– 264 документа были признаны избыточными, и ведомства отказались от их использования.
Важно отметить, что с момента вступления Федерального закона № 210–ФЗ в силу уже направлено около 11 миллионов межведомственных запросов – столько раз гражданам не пришлось тратить время на очереди за справками в госучреждениях [17].
Таким образом, межведомственное взаимодействие считается основным способом получения значительной части документов, необходимых для предоставления государственных услуг. Соответственно, к порядку межведомственного взаимодействия предъявляются специальные требования. В частности, направление межведомственного запроса
и представление документов и информации допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг.
Но создание СМЭВ не только повышает эффективность работы. Описанный межведомственный подход позволяет предотвратить распространенный вид мошенничества, когда человек несколько раз получает одну и ту же льготу, обращаясь за ней в разные инстанции. В то же время, разным государственным учреждениям все чаще нужен общий доступ к информации об одних и тех же организациях, и персонах или доступ к данным по одному и тому же вопросу. Так, например, медицинские учреждения могут оперативно предоставлять информацию местным органам власти (отделам социального обеспечения), что поможет более качественно удовлетворять потребности населения. В ситуациях, когда возникает риск для безопасности граждан, информация может предоставляться милиции и другим правоохранительным органам. При этом применение в таких трансакциях СМЭВ, кроме экономии средств, предупреждает несанкционированный доступ к персональным данным со стороны отдельных граждан, организаций, бизнесов и т.п.
Система межведомственного электронного взаимодействия так же необходима информационного взаимодействия между органами исполнительной власти за счет повышения надежности, скорости и безопасности, для обеспечения регламентированного доступа граждан и представителей организаций к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также автоматизации обмена данными между отдельными государственными, муниципальными и иными информационными системами.
Региональный этап развития СМЭВ будет еще более значимым для граждан, поскольку именно на региональном и муниципальном уровнях хранятся документы и информация, необходимые для самых распространенных услуг [17].
На концептуальном уровне, СМЭВ, выступая в роли интеграционной шины и/или интеграционного брокера, не отвергает концепции автоматизации деловых процессов (для государственных органов, работающих преимущественно с документом – создания систем документооборота), а является дополнительной к ней. Система электронного документооборота реализует сквозной процесс предоставления государственной услуги, система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает участие в этом процессе ранее несвязанных ресурсов, предоставляя транспортную и логическую среду для обмена стандартизованными сообщениями между системой документооборота (системой исполнения деловых процессов) и внешними информационными ресурсами. При этом за счет выбора в качестве транспорта системы обмена сообщениями, базирующейся на открытых стандартах, к СМЭВ могут быть подключены как вновь создаваемые информационные системы, так и существующие, созданные на различных программно-аппаратных платформах [75].
При предоставлении услуг в электронном виде особое значение имеет технологическое обеспечение информационного обмена между федеральными органами государственной власти (ФОИВ), региональными органами исполнительной власти (РОИВ) и органами местного самоуправления (ОМСУ), что с успехом выполняет система межведомственного электронного взаимодействия.
Отправными точками в правовом переходе на межведомственное электронное взаимодействие стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
На уровне субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие постановления. Так, в Республике Мордовия было утверждено распоряжение Правительства РМ от 6 июня 2011 г. № 337–р, в котором говорится о реализации плана мероприятий по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг [42].
На основе типового плана, разработанного Министерством экономики Республики Мордовия, в муниципальных районах разработаны соответствующие планы перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг, в котором были сформированы перечни первоочередных муниципальных услуг, в отношении которых планируется проведение работ по организации межведомственного взаимодействия, разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия (по каждой государственной, определены перечни и состав сведений (документов), находящихся в распоряжении государственных органов исполнительной власти Республики Мордовия, необходимых для предоставления государственных услуг, так же определены способы межведомственного и межуровневого взаимодействия, необходимые изменения в соответствующие нормативно-правовые акты и т.д. [27].
Распоряжением Правительства РМ от 27 июня 2011 г. № 384–р, был определен исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, ответственный за организацию «межведа» – Министерство информатизации и связи Республики Мордовия [49].
Перечень государственных услуг с элементами межведомственного и межуровневого взаимодействия, предоставляемых Аппаратом Правительства Республики Мордовия, исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, был определен в распоряжение Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2011 г. № 507–р [56].
Анализ перечня услуг с элементами межведомственного и межуровневого взаимодействия показал, что всего в нем 101 услуга. Оказывают эти услуги 18 ведомств ответственных за предоставление услуг. Данные по ответственным ведомствам и количеству оказываемых ими услуг приведены в табл. 2.
Данные по ответственным ведомствам и услугам
Ответственное ведомство Республики Мордовия
по предоставлению услуг с элементами межведомственного
и межуровневого взаимодействия
Количество
услуг, шт.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия
Министерство здравоохранения Республики Мордовия