Что такое система обучения
Что такое система обучения
Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию. В разных научных исследованиях и учебных пособиях по педагогике выделяются различные виды обучения (рисунок).
Рассмотрим некоторые виды обучения.
Первый в истории вид систематического обучения применялся древнегреческим философом Сократом и получил название сократической беседы. Суть сократической беседы состоит в поиске истины путем постановки наводящих вопросов. Учитель-философ своими вопросами стимулировал познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, вел мысль ученика по пути познания. Сократовские беседы были ориентированы на индивидуальное обучение или работу с небольшой группой учеников, изначально проявляющих интерес к знаниям.
— обучение рассматривается как сложная динамическая (подвижная, иизменяющаяся) система;
— управление системой осуществляется с помощью посылки команд ученику (непосредственно учителем или с помощью технических средств) и получения обратной связи (т.е. информации о ходе обучения);
— информация, полученная по обратной связи, оценивается учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).
• подача учебной информации небольшими, легко усваиваемыми, порциями;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции информации;
• предъявление правильного ответа для самоконтроля;
• формулирование дальнейших указаний для ученика в зависимости от результата (правильности / неправильности ответа).
В программированном обучении используется два структурных способа построения программ: линейный и разветвлённый. По линейной программе все учащиеся работают над порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предусматривает выбор индивидуального пути освоения целостной учебной информации самим учеником.
Кроме описанных выше видов обучения, есть и другие: модульное, проблемное, дистанционное и т.д.
Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных форм, методов, приёмов и средств обучения.
Система обучения – это целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса.
Сегодня наиболее распространены классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения, история существования которых насчитывает более 400 лет. И хотя в XIX-XX вв. были созданы очень известные белл-ланкастерская, батавская, мангеймская системы, а также системы обучения по методу проектов, по далтон-плану, плану Трампа и др., они всё же не получили столь широкого распространения как классно-урочная и лекционно-семинарская.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:
система обучения — mokymo sistema statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pažiūrų į mokinį, mokymo turinį, metodus, organizavimą, mokyklos ir mokytojo vaidmenį visuma, lemianti tam tikrą mokymo teoriją, pvz.: koncentrinė mokymo sistema (J. A. Komenskis), pragmatinė… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — система основных положений (принципов), определяющих содержание, формы и методы обучения … Профессиональное образование. Словарь
Классно-урочная система обучения — Классно урочная система обучения преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие… … Википедия
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — (от лат. complexus связь, сочетание), способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (напр., области детских интересов и склонностей, знакомства с определённым кругом жизненных… … Российская педагогическая энциклопедия
БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — БЕЛЛ ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Система обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Была предложена независимо друг от друга английскими… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Белль-Ланкастерская система обучения — или метод взаимного обучения название учебной системы, на основании которой лучшие ученики под наблюдением учителя обучают слабейших, так что является возможность обучать весьма большое число учеников одновременно, в одной и той же учебной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Саганская система обучения — австрийская школьная система. Разработана И.И. Фельбигером, аббатом монастыря в Загане (отсюда название). С.с.о. была закреплена в школьном уставе для Силезии (1765) и принята в австрийских землях и владениях с 1774. При С.с.о. в каждом малом … Педагогический терминологический словарь
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — КЛАССНО УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок, а содержание обучения в каждом классе… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
РУССКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛУ, РУССКИЙ МЕТОД — ист. операционная система обучения (получила международную известность во второй половине 19 в.), основанная на выделении четко описанных составляющих трудовых навыков (операций и приемов), которые изучались и отрабатывались поэлементно.… … Профессиональное образование. Словарь
технологическая система обучения — Система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения. [ГОСТ Р 52653 2006] Тематики информационные технологии в образовании EN learning technology system … Справочник технического переводчика
Краткая история развития форм и систем обучения
Понятие «форма организации учебной работы» начинается от латинского слова forma, означающего «внешний вид».
Под формой обучения в педагогике понимается способ организации учебно-воспитательного процесса. При формулировании понятия формы обучения оно рассматривается как «устойчивая, исторически сложившаяся и завершенная логически организация педагогического процесса, главными свойствами которого являются систематичность, целостность, саморазвития, личностно-деятельностный характер, неизменность состава учащихся, наличие определенного режима поведения».
Четкого обоснования в различии форм обучения от методов в педагогике не существует. Многие учебные пособия дают им определения и путают друг с другом. Урок считается формой организации учебного процесса, но существуют определенные случаи, когда он является методом обучения.
Широкое распространение получили две организационные системы образования в педагогике:
Они отличаются количеством учащихся, соотношением индивидуальных и коллективных форм организации деятельности, степенью их самостоятельности и особенностями управления учебным процессом со стороны преподавателя. Для краткой характеристики способов и систем обучения необходимо рассмотреть понятия в отдельности.
Индивидуальная система образования
Система индивидуального обучения зародилась еще в эпоху первобытного строя в качестве передачи жизненного опыта старших младшим, от одного человека к другому. Когда возникла письменность, жрец или старейшина мог передавать многовековой опыт при помощи знаков, символов своим преемникам индивидуально.
Образование в Древней Греции и Афинах получали у грамматистов, кифаристов, позже в палестре. Школы с повышенными требованиями назывались гимназиями и эфебиями. Индивидуальные формы проведения занятий сочетались с групповыми. В начале урока учитель разворачивал свиток, а воспитанники поочередно зачитывали текст, далее повторяли прочитанное.
Применение метода драматизации заключался в выступлении учащихся в роли букв, которые складывали в слоги и слова. Проведение умственной тренировки было в непринужденных разговорах учителя с детьми и в процессе дискуссий. Физическое и музыкальное воспитание проходимо в форме индивидуальных или коллективных занятий. Образовательный процесс длился от рассвета до заката. Домашние задания не входили в программу.
Классно-урочная система обучения
В Средние века с ростом количества учащихся появляется возможность подбора групп детей одинакового возраста. Организационная система образования нуждается в совершенствовании. Такая система, получившая название классно-урочной, создается Коменским в XVII веке, которая была описана в книге «Великая дидактика». Он разделил учащихся по группам, классам, ввел понятие учебного года, разделил учебный день на одинаковые временные промежутки, называемые уроками, чередующиеся с переменами. С методической стороны все уроки обладали четкой последовательностью, что гарантировало целостность обучения.
Урок проводился согласно структуре:
Авторы концепции развивающего обучения
Дальнейшее развитие классно-урочной системы было произведено в работах русского педагога К.Д. Ушинского. Он подтвердил ее достоинство и сумел разработать строгую концепцию урока, где особое внимание уделил ее типологии и организационной структуре. По Ушинскому урок включал в себя три связанные части:
Классно-урочная система получила широкое распространение по всему миру и остается неизменной на протяжении более 300 лет. В конце XIX века после роста популярности догматизма и схоластики в преподавании, снижения качества обучения она подверглась серьезной критике. Поиски новых форм организации обучения, способных заменить классно-урочную, были связаны с проблемами количества учащихся и управления всем учебным процессом.
Несмотря на критику классно-урочная система сумела выдержать испытание временем и доказала свое право на существование, причем сохранилась практически неизменной до сих пор по всему миру. Простота в организации, управлении и экономичность отмечались главными ее положительными качествами. К отрицательным относили недостаточность учета индивидуальных отличий и строгость организации структуры, придающие уроку формальный характер.
По М.И. Махмутову урок рассматривался в качестве вариативной формы организации целенаправленного взаимодействия, иначе говоря, общения и деятельности, определенного состава учащихся и преподавателей, применяемой систематически, то есть в определенные запланированные отрезки времени с целью индивидуального и коллективного решения конкретных задач обучения, воспитания, развития.
Со временем урок в качестве исторической категории претерпевал некоторые изменения. Современный урок, по сравнению с традиционным уроком прошлого века, прошел через ряд изменений, относящихся к гуманитарным и личностно-ориентированным направлениям.
Другие организационные формы обучения
В истории образования сложились формы обучения, основанные на самостоятельности работы ребенка и применения традиционного урока. Эксперты и практики направляли свои силы на поиск новых организационных форм, которые способствовали бы снятию недочетов урока и наличие ориентированности на среднего ученика с неизменной структурой, однообразием содержания и усредненным темпом учебного продвижения. Недочет традиционного урока – удерживание развития познавательной активности детей и их самостоятельности, что и служило в качестве продвижения развивающего обучения.
Начало ХХ века характеризуется попыткой реализации в США идеи Ушиского Е. Паркхерстом при поддержке Джона и Эвелины Дью о возможности осуществления самостоятельной работы учащимися во время урока, а роль учителя в этом процессе должна быть в качестве направляющего и предоставляющего необходимый материал. В соответствии с дальтонистским лабораторным планом (дальтон-план) традиционные занятия в форме уроков отменялись. После проведения занятия ученики получали письменные задания, над которыми они работали после предварительной консультации с учителем индивидуально.
Опыт работы показал, что большинство из них испытывали трудности в самостоятельном обучении без помощи педагога. Широкого распространения данный метод не получил. Для групповой лабораторной системы организации занятий, претендующей на универсальность, роль преподавателя значительно преуменьшают с целью перевода его функций в периодические консультации с учащимися. Такой способ не увенчался успехом, так как повлек за собой значительное снижение успеваемости, отсутствие системности в познаниях и несформированность главных учебных умений.
Обучение как система. Сущность процесса обучения. Классификация методов обучения. Современные методы обучения истории методы.
Обучение как система. Сущность процесса обучения. Классификация методов обучения. Современные методы обучения истории методы.
Обучение как система.
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования.
Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.
Обучение – совместное, целенаправленная деятельность учителя в ходе, которой осуществляется развитие личности.
Другое определение дается в учебнике Пидкасистого. Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Таким образом, обучение – это целенаправленный организованный процесс взаимодействия учеников и учителей на решения задач.
Деятельность учителя и ученика разделяют весьма условно, поскольку это процесс их совместной работы.
Обучение, как категория педагогической науки, и процесс обучения, или как его еще называют – дидактический процесс – понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Его можно представить следующей формулой, предложенной В.П. Беспалько: ДП=М + Аф + Ау,
Где ДП – дидактический процесс,
М – мотивация учащихся к учению;
Аф – алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика);
Ау – алгоритм управления (деятельность учителя по управлению учением).
В то же время существуют иные понимание обучения отрицающие передачу образования. Образование в целом возникает в процессе образования деятельности учащегося. Целью которого является развитие позновательной ученика – развивающие обучение . Учитель в данной теории обучения не только передает знания, сколько организует учебную деятельность. Авторы развивающего обучения : Выготский, Леонтьев, Гальперин, Занков, Эльконин, Давыдов.
Личностно-ориентированное приоритетная роль отдается деятельности ученика. Вторичная деятельность учителя, как организатора процесса обучения. Обучение – как совместная деятельность ученика и учителя направленная на индивид. Самоорганизацию ученика. Авторы: Бондаровская, Тубельский, Якиманская, Хуторской. В основе личностное ориентир. Парадигмы лежит уникальность ученика и вследствие его индивидуальной траектории. Создание условий, образовательной среды, ребенок опирается не на личностный потенциал, а на технологию. В зависимости от применения технологий: природо своеобр; проблемное эвристическое обучение. Содержание понятия обучения зависит от того, как педагог. парадигма лежит в основе образования.
1) постановка целей и их максимальное уточнение (этому этапу в деятельности обучающего придается первоочередное значение); 2) строгая ориентация всего хода обучения на учебные цели (на их иерархию); 3) ориентация учебных целей, а вместе с ними и всего хода обучения, на гарантированное достижение результатов; 4) оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; 5) заключительная оценка результатов.
Обучение делится на преподавание и учение
Лернер говорит о трех уровнях знаний:
— усвоение и воспроизведение,
— использование на практике,
— перенос на нестандартные ситуации.
— общие учебные (письмо),
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.
Дидактика отвечает на вопросы: чему учить, как, где, в каких формах, и стоит ли вообще это делать?
Основные проблемы дидактики:
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
она определяет педагогические основы содержания образования;
исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся;
изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
— теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую);
— практическую (нормативную, инструментальную).
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Система дидактических принципов.
Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
— обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
— обучение должно характеризоваться проблемностью;
— обучение должно быть наглядным;
— обучение должно быть активным и сознательным;
— обучение должно быть доступным;
— обучение должно быть систематическим и последовательным;
— обучение должно быть прочным;
— в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие, воспитание учащихся.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Принципы обучения определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Обучение как целостная система
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями.
Характерные черты учебного процесса как системы:
— Целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения.
— Целенаправленность и упорядоченность.
Структура учебного процесса.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Для обучения характерны следующие признаки:
— совместная деятельность учителей и учащихся;
— руководство со стороны учителя, выделяют следующие признаки:
1) организация деятельности учащихся;
2) их стимулирование, мотивация;
3) развитие творческих способностей;
4) планомерная организация и управление;
5) целостность и единство целей, средств и результат;
6) соответствие закономерностям возраста;
7) развитие и воспитание учащихся.
Образовательная. В том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сторон.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование.
Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
Основные категории обучения
2.Обучение и развитие.
— Это два независимых друг от друга процесса Пеже, Фрейд.
— Обучение тождественно развитию Тройденк.
— Обучение может следовать за развитием или опережать его.
3. обучение и воспитание
4. обучение и творчество
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер: преподавание и учение. Преподавание – деятельность учителя по передаче учителем знаний, умений, навыков, жизненного опыта. Учение – это процесс приобретенный учащимся содержания обучения.
2) совместная деятельность учителей и учащихся
3) руководство со стороны учителя.
4) специальная планомерная организация и управления
5) целостность и единства
6) соответствия закономерностям возрастного развития учащихся
7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Сущность процесса обучения.
Специфика процесса обучения.
Определение сущности процесса обучения предполагает выявление его логики. Для определения логики процесса обучения важно определить содержание понятий «логика учебного предмета» и «логика учебного предмета».
Логика учебного предмета не совпадает с логикой той науки или сферы деятельности, которые составляют предметное содержание учебной дисциплины.
Логика учебного предмета во многом определяет логику учебного процесса. Между тем логика учебного процесса не совпадает полностью с логикой учебного предмета. Логика учебного предмета предполагает постоянное движение от старого к новому. В логике учебного процесса часто, а подчас обязательно происходит движение от нового к рассмотрению уже усвоенного материала под новым углом зрения.
Логика учебного процесса определяется составом класса, уровнем подготовки групп учащихся, методическим подчерком учителя, оснащенностью техническими средствами обучения. Однако основными факторами, определяющими логику процесса обучения, являются элементы содержания образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений) и соответствующие способы их усвоения.
В соответствии с изложенным И.Я.Лернер намечает следующую логику процесса обучения:
1) предъявление информации для осознанного восприятия;
2) воспроизведение способов деятельности и применение знаний в знакомой ситуации, по образцу;
3) творческое применение знаний и умений в нестандартных, нетипичных ситуациях.
Вся эта деятельность сопровождается формированием ценностно-эмоционального отношений к усваиваемым компонентам содержания образования.
Процесс обучения тесно связан с процессом воспитания.
Общность и специфика процессов обучения и воспитания представлены в таблице 1.
Общность и специфика процессов обучения и воспитания
Оба процесса реализуют образовательную, воспитательную и развивающую функции в целостном педагогическом процессе
Обучение вносит особый вклад в реализацию образовательной функции, воспитание вносит особый вклад в реализацию воспитательной функции целостного педагогического процесса
И процесс обучения, и процесс воспитания предполагает взаимодействие субъектов, их взаиморазвитие, взаимоизменение, взаимокоррекцию поведения
Объектом обучающих воздействий является преимущественно интеллектуальная сфера личности, а объектом воспитывающих воздействий выступает ее мотивационно-потребностная сфера
Рассматриваемые процессы имеют общие структурные элементы (цели, содержание, методы, формы, средства, результаты и т.п.)
Оба процесса являются целенаправленными
Достижение целей обучения возможно за меньший промежуток времени по сравнению с процессом воспитания
Сравниваемые процессы являются специально организуемыми
Оба процесса носят социальный характер
И процесс обучения, и процесс воспитания является сложным, многофакторным
Реализация данных педагогических процессов требует достаточно высокой профессиональной компетентности
Формулировки некоторых принципов имеют сходное звучание
Некоторые методы являются общими для данных процессов, например, беседа, лекция и др.
Характеристика процесса обучения как целостной системы.
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно, только проследив эту систему в динамики, т.е. выявив каким образом, изменяется ее состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с ее функциями.
Целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений, навыков, в согласовании процесса обучения и развития; в объединение знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменнеия.
Система- это множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями.
В соответствии с такой трактовкой обучение содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся.
Схематически процесс обучения как систему можно проследить следующим образом.
Модель структуры учебного процесса
Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными состовляющимми этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, организационные формы обучения как процесса деятельности учащихся. Связь и взаимообусловленность средств обучения, как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является совместная предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения.
Цикличность процесса обучения
Общие цели касаются учебного предмета, который изучается на протяжении всего периода обучения.
Предметно-спецефические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать учащийся в результате изменения данного предмета в течении одного года.
— ознакомление первичное закрепление учеб. материала
— актуализация, воспроизведения изучаемого материала и формирование навыков и умений путем применения его в учебной практике на репродуктивном и продуктивном уровнях.
— систематизация знаний и умений на основе применения в жизненной практике
— контроль учет знаний и умений.
Средства обучения под ними мы понимаем те материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении предмета помещает между собой и учениками.
Результат он прежде всего связан с уровнем усвоения учеб. материала, степени обученности и воспитанности учащихся.
Структура процесса обучения.
Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры.
Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.
Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.
Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых и материально-технической базы учебного заведения.
Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.
Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.
Характеристика перечисленных компонентов процесса обучения дает представление лишь о его составе. Ориентация педагога на проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.
Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения.
Классификация методов обучения.
Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой.
Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.
До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Обучение — чрезвычайно подвижный диалектический процесс. Система методов должна происходящие в практике применения методов.
Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.
1 . Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).
Составление плана конспектирования
Упражнения под контролем «электронного учителя»
Более подробно остановимся на этой классификации.
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
— содержать только достоверные и научно проверенные факты;
— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
— иметь четкую логику изложения;
— излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
— использования сравнения, сопоставления, аналогии;
— привлечения ярких примеров;
— безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа. Беседа диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику ( индивидуальная беседа ) или учащимися всего класса ( фронтальная беседа ).
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
— развивает их память и речь;
— делает открытыми знания учащихся;
— имеет большую воспитательную силу;
— является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
— требует много времени;
— содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
— необходим запас знаний.
Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.
Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:
— Конспектирование краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
— Тезирование краткое изложение основных мыслей прочтенного.
— Цитирование дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
— Аннотирование краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
— Рецензирование написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
— Составление справки сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.
— Составление формально-логической модели словесно-схематического изображения прочитанного.
— Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
— Составление матрицы идей сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
м етод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях тренировочные упражнения;
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем на воспроизведение применение ранее усвоенного на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.
Классификация методов обучения (по и. Я. Лернеру и м. Н. Скаткину)
Вид деятельности обучающе-гося
Уровни умственной деятель-ности обучающе-гося
Получение знаний с помощью преподавателя
Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний
Применение изученного на основе образца (репродукция)
3. Проблемное изложение
Изучение способов решения проблемных задач с помощью преподавателя
III – знание- умение
Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний
Диалоговые формы обучения
Активный поиск решения задачи под руководством преподавателя
III – знание- умение
IV – знание- трансформа=ция
Самостоятельный поиск варианта решения
IV – знание- трансформа-ция
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.
3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
4. Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.
Ни одна из рассмотренных классификаций не свободна от недостатков. Следует исходить из того, что «чистых» методов обучения не бывает. Они взаимно проникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие преподавателя и обучающихся. «И если мы можем сказать на определенном этапе об использовании одного метода, то это лишь означает, что он в данный момент доминирует».
Современные методы обучения истории методы.
2 . Классификация методов по назначению (М-А-Данилов, Б.П.Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
а) приобретения знаний;
б) формирования умений и навыков;
в) применения знаний;
г) творческой деятельности;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений, навыков.
3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).
Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф.Паламарчук и В.И.Паламарчук.
Существует много других классификаций. Так, немецкий дидакт Л.Клингберг выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении.