Что такое систематизация знаний об экономике
Систематизация экономических знаний и появление первых
экономических школ. Как наука, т.е. систематизированное знание о
сущности экономики, экономическая наука возникла в конце XVI – начале
XVII вв., в период становления капиталистических производственных
отношений. Именно тогда перед учеными встала задача выяснить, «как
Первой теоретической школой был меркантилизм. Выдающимися
представителем меркантилизма являлись Томас Манн (1571 – 1641) и Антуан
де Монкретьен (1575 – 1621). Представители меркантилизма считали, что
богатство людей – это деньги, золото. Государство богатеет, развивая
внешнюю торговлю. Если попытаться предельно точно выразить сущность
меркантилизма, то она сводится к следующему: в экономической политике –
всемерное накопление драгоценных металлов в стране и государственной
казне; в теории – поиск экономических закономерностей в сфере обращения
(в торговле, денежном обращении).
Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили
первую попытку рассмотреть общеэкономические проблемы на уровне
экономики страны в целом. Это послужило отправной точкой для
Основное отличие школы физиократов от меркантилистов состояло в
том, что физиократы перенесли теоретическое исследование из обращения в
сферу производства, обосновывая, что богатство нации возникает в
Ярким представителем школы физиократов является Франсуа Кенэ
(1694 – 1774). В своих трудах он утверждал, что поскольку обмениваться
могут только равновеликие стоимости, постольку «обмен или торговля не
порождают богатства, совершение обмена ничего, стало быть, не
производит». А раз это так, то источник богатства следует искать вне сферы
обращения, в сфере производства. Однако при этом сферу производства они
ограничивали только сельским хозяйством. В своей знаменитой
«Экономической таблице» Ф. Кенэ показал механизм общественного
воспроизводства, т.е. производства и обращения всего общественного
продукта, как по стоимости, так и по натуральной форме.
Классическая экономическая школа. Представители классической
экономической школы (XVII – начало XIX вв.) перенесли теоретическое
исследование в сферу материального производства в целом, вывели систему
экономических законов развития материального производства, положили
начало созданию трудовой теории стоимости, исследованию распределения
доходов между различными социальными группами и классами общества,
внесли существенный вклад в исследование механизма конкуренции,
денежного обращения и кредита. Классическая школа выступила за свободу
предпринимательства, обосновала необходимость ограничения
вмешательства государства в экономику.
В своем развитии классическая политическая экономия прошла ряд
этапов. Ее родоначальниками были англичанин Уильям Петти (1623 – 1687)
и француз Пьер де Буагильбер (1646 – 1714). Они заложили основы трудовой
теории стоимости. Мировую известность и широкое признание получили
экономические идеи и труды Адама Смита (1723 – 1790) и Давида Риккардо
(1772 – 1823). Они установили, что богатство нации возникает в
материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей
универсальной формой являются не какие-то конкретные блага, создаваемые
в промышленности или сельском хозяйстве, а стоимость товаров. Рост
богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на
производство стоимость (в виде денег, товаров) прирастает на
дополнительную величину, возвращается с прибылью.
В 1777 году выходит в свет знаменитая книга Адама Смита
«Исследование о природе и причинах богатства народов», где
систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических
знаний. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального
вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на
основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и
предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой
рынка». Большим шагом вперед по сравнению с представителями
меркантилизма и школы физиократов является учение А. Смита о доходах,
где были выделены и проанализированы основные виды доходов – прибыль,
заработная плата и рента.
Новым в экономической науке явился анализ А. Смитом проблем
накопления капитала, деление последнего на основной и оборотный,
исследование денег как части оборотного капитала.
Во второй половине XIX – начале XX вв. из классической школы
выделилось несколько самостоятельных направлений исследования. Одно из
них – марксизм. Марксизм, или теория научного социализма (коммунизма) –
значительный этап в развитии теоретической экономики, представляющий
собой всестороннее исследование законов развития капиталистического
общества и концепцию социализма как новой экономической системы.
Последняя характеризуется формированием социалистических принципов:
общественная собственность на средства производства, отсутствие
эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и
полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.
Представители марксизма Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих
Энгельс (1820 – 1895) развили трудовую теорию стоимости А. Смита и на ее
основе создали теорию прибавочной стоимости как источника богатства.
Формирование и эволюция современной экономической мысли. В
конце XIX века начало формироваться неоклассическое направление. В этот
период оно представлено работами К. Менгера (1840 – 1921), Л. Вальраса
(1834 – 1910), В. Парето (1848 – 1923), А. Маршалла (1842 – 1924),
Дж.Б. Кларка (1847 – 1938) и др. Представители данного направления
основное внимание в экономическом анализе сосредоточили на поведении
отдельного предприятия, фирмы. Они утверждали, что механизм рынка,
конкуренция способны обеспечить сбалансированный экономический рост
(как причину увеличения богатства), поэтому государство не должно
вмешиваться в отношения, складывающиеся на основе свободного
рыночного взаимодействия, ибо это приведет к нарушению равновесия,
снизит экономическую эффективность. Его роль должна быть сведена к
поддержанию условий, благоприятствующих свободной конкуренции.
Фундаментальной основой неоклассического направления являются теории
«предельной полезности» и «предельной производительности». Это
направление, получившее название маржинализм (marginal – предельный),
занимало господствующее положение до 30-х годов XX века.
Экономический кризис 1929 – 1933 годов показал неспособность
рыночной экономики справиться со многими проблемами и необходимость
вмешательства государства в экономику. Широкое распространение
получают взгляды Дж.М. Кейнса (1883 – 1946).
В 1936 г. Дж.М. Кейнс опубликовал свой труд «Общая теория
занятости, процента и денег», где была обоснована необходимость
государственного регулирования рыночной экономики и изложены основные
инструменты этого регулирования. Кейнсианство на первый план выдвигает
макроэкономику и такие ее составляющие, как национальный доход,
потребление, сбережение и инвестирование.
В 70 – 80 гг. XX века чрезмерное вмешательство государства в
экономику стало причиной, тормозящей дальнейшее экономическое
развитие. Это привело к активному развитию неоклассицизма и таких его
направлений, как монетаризм, теория «рациональных ожиданий»,
неолиберализм, согласно которым роль государства состоит в обеспечении
условий функционирования свободного рынка, свободной конкуренции,
денежного хозяйства, усилении социальной направленности рыночной
Монетаризм, основоположником которого является Милтон Фридмен
(р. 1912), покоится на двух основных положениях. Первое – это устойчивая
рыночная экономика, как саморегулирующаяся система. Частное
предпринимательство способно вывести экономику из кризисного состояния
и обеспечить ее подъем. Второе – деньги являются главной пружиной
рыночной экономики. Государство должно обеспечить нормальное
функционирование денежного хозяйства. Его роль состоит в поддержании
постоянных темпов роста денежной массы.
Необходимость сокращения (сведения к минимуму) вмешательства
государства в экономику – главная идея неолиберализма. Теоретиками
концепции экономического либерализма XX века являются Людвиг фон
Мизес (1881 – 1973) и Фридрих фон Хайек (1899 – 1988).
Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик,
государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард создал
собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства,
воплотив ее на практике. Основные положения теории – необходимость
свободного рынка, свободной конкуренции. Государство призвано
гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечивать
социальную направленность развития экономики. Эта теория изложена в
книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.
Попытка соединения кейнсианских рекомендаций по государственному
регулированию с неоклассическими положениями о стимулировании
свободного предпринимательства осуществлена в концепции
Институционально-социологическое направление возникло в конце
XIX – начале ХХ века. Представители этого направления рассматривают
экономику как систему, где отношения складываются под влиянием как
экономических, так и неэкономических факторов, а, следовательно,
источники повышения благосостояния предлагают искать в
совершенствовании общества в целом.
Вопросы для самоконтроля
Что изучает экономическая теория?
Какие функции выполняет экономическая теория?
Чем отличаются «позитивная» и «нормативная» экономическая теория?
Назовите основные методы изучения экономической теории.
Вспомните основные положения меркантилизма и школы физиократов.
Охарактеризуйте основные идеи классической политической экономии?
Какие экономические школы получили современное развитие?