Что такое системность в психологии
Системность в психологическом развитии личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Системный подход в теории личности
В психологии и теории личности системный подход выступает в качестве попытки применения существующей теории систем к описанию психических явлений. Своей целью данный подход обозначает внесение порядка в огромный объем психологической информации, ее систематизацию и решение задач, которые связаны с формированием целостного представления о психике и процессе развития личности человека.
Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Результатом при этом является достижение высокого уровня и структурности в описании личностных новообразований и преодолении отделения психологической структуры личности от непосредственного социального окружения.
Исследователи, использующие системный подход в теории личности, отмечают тот факт, что личность всегда включена во внешнюю – социальную – систему, представляя собой внутреннюю систему. Эта внутренняя система должна научиться справляться с внешней и преобразовывать ее влияние во благо развития личности в целом.
Данный принцип указывает на то, что любое сложное явление, по сути своей система, которая состоит из взаимодействующих между собой частей, имеющих собственные функции и задачи, и подчиняющих их целям целостности.
Основная идея системного подхода заключается в представлении изучаемых явлений в виде систем, то есть целостных образований, отдельные элементы которых влияют друг на друга настолько мощно, что перестают быть просто отдельными составными частями и превращаются в носителей свойств всей системы в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что системный подход к изучению личности определяется как принятие того, что личность – это динамическая психологическая система, целое, которое образовано взаимосвязями и взаимодействием ее свойств, своеобразный личностных «органов», с помощью которых реализуются функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.
Готовые работы на аналогичную тему
Определение свойств личности согласно системному подходу
При использовании системного подхода к изучению личности свойства личности определяются довольно специфически. Находясь во взаимодействии с элементами систем индивид приобретает определенные качества личности, они же в свою очередь становятся элементами его структуры личности. Соответственно при изучении данных свойств исследователи выходят за рамки только лишь индивиды и изучают их как элементы личности, которая в свою очередь является элементом общества Поиск системных качеств человека
Каким же образом с помощью принципа системности осуществляется поиск системных качеств человека? Самая основная и обширная система, к которой принадлежит человек – это биосфера, в которой все живые организмы и среда их обитания тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии образуя при целостную динамическую систему. В свою очередь биосфера является элементом системы космоса, который способен оказывать мощнейшее воздействие на физический и органический мир Земли. Резкое увеличение внезапных смертей, эпидемий, сумасшествия, несчастных случаев – все это является результатом космического влияния. Таким образом, качества личности, которая является элементом биосферы проявляются в чувствительности к биосферным явлениям в понижении работоспособности, депрессивных состояниях и т.п.
Рассматривая человека как звено в системе общества можно отметить тот факт, что он по сути является носителем всех социальных системных качеств, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности.
Дополнительными системными качествами наделяется человек в различных подсистемах общества, к которым относятся большие и малые социальные группы. Одновременное существование человека в различных социальных системах, которые обладают взаимоисключающими целями и характеристиками является основополагающим условие развития личности. Участие личности в различных социальных группах является непременным условием для формирования социально зрелой личности, самостоятельной и творчески развитой.
Таким образом, мы видим, что в психологии уже давно предпринимаются попытки систематизировать понятие личности, представить личность как систему в ее отношениях с миром, социальных ролях, установках и способах существования в социуме.
Свойства личности как системы
Личность как система обладает следующими свойствами:
Системный подход к процессу развития личности является важным и перспективным инструментом научного познания, однако следует обратить внимание на опасность формализма в процессе систематизации и подгона имеющихся данных под искусственно созданные системы. Необходимо непредвзято анализировать имеющуюся информацию и применять ее в соответствии с принципами научного познания.
СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (в психологии)
методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из к-рого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.
Согласно Б.Ф. Ломову (2003), ядро системного подхода образуют шесть ключевых положений (принципов).
1. Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого объекта с объектами того же класса. Психика рассматривается здесь как: а) субъективное отражение объективной действительности, выступающее в ряду др. видов отражения (абиотического, биологического и социального); б) регулятор активности субъекта (его деятельности, общения, познания) и в) структура личностных образований. Второй план определяет всю совокупность психических явлений как относительно самостоятельное целое (систему). В качестве компонентов выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. В частности, Б. Ф. Ломов дифференцирует когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, к-рые обеспечивают различные формы взаимосвязи индивида с окружающей средой. Третий план фиксирует объект в его отношении к системам более высокого уровня. Так, попадая в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность, включаясь в систему биологических отношений со средой – носителем природных качеств, выступает как организм. Каждая из этих систем, дифференцируясь, становится основанием разнообразных свойств человека: материально-структур – ных, функциональных, системных. Наконец, четвертый план раскрывает объект исследования как движение микросистем (нейрональных интеграций), а психика в целом представляется как отражательная функция мозга. Целостное описание психики в системе понятий предполагает сочетание всех планов анализа.
2. Психические явления многомерны. Психические явления могут рассматриваться в самых разнообразных системах измерений, каждая из к-рых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений.
3. Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение. Действие этого принципа распространяется не только на психику в целом, но и на отдельные явления (процессы, состояния).
4. Человек обладает системой разнопорядковых свойств. С позиций системного подхода свойства человека (включая, конечно, и психические) организованы в нек-рое целое, напоминающее по своему строению пирамиду: на вершине размещаются общие свойства, в основании – раскрывающие их свойства n-го порядка, грани пирамиды символизируют различные категории свойств.
5. Психические явления – явления динамические, развивающиеся. Данный принцип выражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дефференцированность возникают, формируются и образуются в ходе развития индивида, к-рое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие – движение его оснований, сменность детерминант, возникновение, формирование и преобразование новых свойств или качеств.
Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека, к-рое всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, основаниями, факторами и т.д.) и предполагает различные пути их разрешений.
Системный подход к личности
Написать компьютерный код может каждый. Но одни программы считаются эффективными и полезными, а другие приводятся в пример, как делать не надо. Эти же принципы свойственны и нашей психике. Применяя алгоритмы в нужное время и нужном месте, мы способны сделать жизнь немного легче и приятнее. В статье, дорогой друг, Вы узнаете как теорию системного подхода к личности, так и применение её принципов на практике.
От алгоритмов к человеку
Юваль Ной Харари — достаточно известный автор, который просто и наглядно объяснил датаизм. Датаизм, в работах Юваля, это концепция восприятия мира, которая сводит всё к базам данных и алгоритмам их обработки. Рецепт борща — это база данных ингредиентов и алгоритм их объединения. Наше ДНК описывает алгоритм сборки организма и его функционирования. А наше сознание, на основе полученного опыта из набора ситуаций, создает алгоритмы поведения.
Принцип системного подхода
Воспринимая сознание как систему, становится намного проще разобраться в себе. В первую очередь, пропадают всякие «трансцендентные» и «подсознательные» образования, которые придают флер загадочности и таинственности психологии.
Второе — это сознание, которое становится понятным и простым для развития. Судите сами, у нас просто пропадает волшебная таблетка, а приобретение полезных привычек привязывается к понятным и простым действиям. В этом направлении работает принцип постепенных накоплений, с фокусом на результативность.
Никаких откровений, никаких «делайте всего лишь одной действие и жизнь нормализуется». Системный подход в отношении нашего сознания и мировоззрения действует несколько на иных принципах. Простых, понятных, доступных каждому. И требующих проницательности и рутинного исполнения.
Реализация системного подхода
Метод изменения себя через накопительную систему поступков. На практике это работает следующим образом:
Вы, дорогой друг, озадачиваете себя конкретной целью. Довести проект до финала за год. Выучить новый язык за сезон. Привести в порядок организм — как в физическую форму, так и нормализуя принципы ЗОЖ. Цель может быть любой, лишь бы Вы верили и понимали, что её можно реализовать;
На втором шаге цель разбивается на составляющие элементы. Оцениваются направления проекта и определяется статус их состояния. Иностранный язык разделяется на лексическую и грамматическую составляющую, а Ваш организм поддается метрике и последующей установкой целей;
На третьем шаге создается система. Вы для себя описываете алгоритм достижения промежуточных результатов через ежедневные действия. Закрытие тикетов по проекту, от наиболее простых к сложным. Изучение 2-5 слов в день плюс просмотр роликов или любимого сериала на желаемом языке. И ежедневные занятия физическими нагрузками, соответствующие Вашим целям;
Переоценка. Процесс всего этого может быть приятным и затягивающим. Вы начинаете любоваться проектом, выставлять ежедневно посты в Инстаграм с фотографиями словарей и книг на английском, и уже каждый Ваш знакомый знает расписание тренировок и как они проходят. Но разве это было целью? Посмотрите, к каким результатам Вы пришли;
Если выбранные действия не приводят к результатам — отредактируйте алгоритм. Как часто это стоит делать? Судите в конкретной ситуации. Постоянно менять лодку — бесполезно, пока Вы не научитесь грести веслами.
В идеале, поддерживая алгоритм, можно путем постепенных изменений редактировать общий образ жизни, мировоззрение, свои возможности и навыки. И, что самое главное, решать психологические задачи. Именно на этом сконцентрирована когнитивно-поведенческая терапия.
Что же такое Когнитивно-поведенческая терапия
Это реализация научного подхода к мозгу, системного подхода к личности и адекватного оценивания поведения человека. Различные инфо-цыгане учат людей тому, что нужно: “создать свой положительный образ”, “ставить огромные цели”, “верить в себя”, “сказать миру Да”! Когнитивно-поведенческая терапия не отрицает этого. Иногда полезно раскрыться возможностям. Но всему свое место и случай.
Поведенческие принципы
Про КПТ уже писались статьи на Хабре. Общий их посыл сводится к тому, что КПТ — это один из лучших инструментов для приведения в порядок психологического состояния рациональных людей. Ведь ключевой момент кроется в банальном баге интерпретации мозгом банальных событий. Рассмотрим на наглядном примере с фейерверком:
Сам по себе, фейерверк — это просто громкие хлопки, цветные огни и атрибут шоу;
Для большей группы людей он остается ярким шоу, которое дарит эмоции и приятные ощущения;
Но есть категория людей с посттравматическим стрессовым расстройством, для которых фейерверк напоминает о боевых действиях, а не о празднике. Кстати, психолог КПТ чаще всего работает именно с ПТСР случаями;
Сам фейерверк остается простым событием, на которое мозг реагирует болезненно. Устранять само событие — это как пытаться отменить дожди или избегать темноты, из-за страха оказаться во мраке;
Куда проще изменить поведение конкретного человека. Особенно, когда он согласен на это!
Поведение человека остается реакцией, причина которой кроется в сознании. Эти реакции мы можем игнорировать, подавлять, избегать ситуаций, которые их вызывают. Все эти случаи непродуктивны. И тогда имеет смысл проработать проблему в её корне. В когнитивных процессах, которые поддерживают баги сознания.
Когнитивные принципы
Когнитивные принципы КПТ строятся на системном подходе, о котором шла речь выше. Вмешиваясь в тонкие процессы убеждений субъекта, психотерапевт помогает клиенту самостоятельно искать решения проблемы, меняя к ней отношение. И вот как это работает:
Человек находится в условиях, где конкретное действие всегда сопровождается конкретной реакцией. Наглядным примером, дорогой друг, будет случай выученной беспомощности. Это когда ребенок, совершая любое действие, сталкивается с осуждением. Получил на контрольной 4? Почему не 5?! Вон, Паша получил пятерку, а ты — бездарь! Ребенок впервые в жизни решил помыть посуду, но разбил тарелку? Ах ты рукожоп! Зачем вообще ты это трогал! Ребенок пытается выбрать себе новую кофту на деньги, подаренные на День Рождения? Фу, полный кошмар! Как ты только мог выбрать такой ужас! Мы лучше тебя знаем, что тебе нравится!
Такие условия закрепляют понимание того, что какой бы выбор ты не сделал, он всегда будет ошибочным. И тогда человек приходит к выводу, что лучше избегать вообще какого-либо принятия решений, чтобы не столкнуться с порицанием!
С возрастом такой человек боится заводить отношения, боится менять работу, боится говорить о том, что ему не нравится. Так его жизнь будет протекать в комфортных, привычных для него условиях. Но будет ли он счастлив? Вряд ли.
Метод КПТ строится вокруг того, чтобы показать такому человеку зону его ответственности. Например, человек понимает, что хочет зарабатывать, и для этого ему нужно устроиться на работу. Но он боится, так знает, что любое его действие будет подано порицанию. В этом случае психолог КПТ детализирует ситуацию. В частности:
Пробовали ли Вы ранее работать?
Что, самое худшее может произойти, когда Вы пойдете на собеседование?
Что лучшее произойдет, когда Вы пройдете собеседование?
Стоит ли результат тех страхов, которые Вы испытываете?
Давайте договоримся о награде. Пройдя собеседование — порадуйте себя.
Запишите, что именно Вы чувствовали при прохождении собеседования?
Это минимальный чек-лист, который используется для решения подобных состояний Клиента. Коротко, лаконично, результативно. И самое главное. Основная цель, которую ставит КПТ, это научить Клиента находиться “здесь и сейчас” в любой ситуации. Но об этом в следующем материале.
Спасибо Вам дорогой друг, что уделили свое время. Напишите в комментарии, что Вы думаете о КПТ? Доводилось ли Вам консультироваться с психологом или психотерапевтом? Какой опыт Вы получили?
Также призываю Вас подписаться на Телеграмм канал, на котором регулярно публикуются материалы по нейрохакингу. Способах и инструментах модифицировать, улучшить или просто сделать себя функциональнее. По крайней мере, своего пилота тела, весом в 4,5 кг.
Читайте, обдумывайте, комментируйте. И будьте психически здоровыми!
Принцип системности — Представление о системном характере психических явлений
Эта система является неотъемлемой частью современной научной теории. Сегодня ни одна наука, кажется, невозможна без принципа систематики. Когда мы говорим о системном подходе в целом, он обычно подразумевает особую позицию исследователя и арсенал инструментов, фиксирующих изучаемый объект как многозначный, целостный и изменяющийся. Динамическое единство многообразного, т.е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражая современную структуру любой позитивной науки. Отличительной особенностью системного познания является его способность описывать и объяснять целостные образования реальности.
Представление о системном характере психических явлений
Включенные во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, психические явления выражают уникальное единство различных свойств живых существ. Вместе они образуют «функциональный организм», который позволяет животным (людям) гибко ориентироваться, общаться и действовать в меняющемся мире. Психика объективно предстает как многомерное, иерархически организованное, эволюционирующее целое или органическая система, функциональные компоненты которой имеют общий корень и поэтому неразделимы.
Понятие принципа системности в науке
За кажущейся простотой афоризма о том, что «целое больше своих частей», скрывается множество вопросов, как философских, так и научных. Ответы на эти вопросы побуждают выяснить, по каким критериям и на каком основании из великого множества явлений выделяется особая категория объектов, которая приобретает значение и характер системности.
Элементаризм утверждает, что система состоит из элементов, которые взаимодействуют друг с другом, приобретая новое качество в составе целого и теряя его при выпадении из целого. Подобно тому, как холизм абсолютизирует целостность, видя ее основания и действующие причины в ней самой, элементализм игнорирует целостность системы и считает, что каждая из ее составных частей является самодостаточной величиной. Его связи с другими подобными величинами мыслятся как одна связь, и они не претерпевают существенных преобразований.
Другим антиподом систематики является эклектика (от греч. eklektikos — выбирать) как сочетание разнородных идей и определений без внутренней согласованности, иногда несовместимых друг с другом, подмена одних логических оснований другими.
Другая установка, противоположная принципу системности в психологии, — редукционизм (от лат. reductio — возвращение назад), который сводит либо целое к частям, либо сложные явления к простым. Сведение, например, сложной организованной деятельности к более простой связи стимул-реакция или к условному рефлексу не позволяет системно объяснить эту целостность. Опасность редукционистских установок, несовместимых с принципом системности, особенно велика в психологии из-за особого характера ее явлений, которые являются «пограничными» по отношению к биологическим и социальным.
В связи со всем вышесказанным следует отметить, что история психологической науки сама по себе в значительной степени является историей поиска альтернатив атомистическому, по сути асистемному взгляду на природу психики и поведения.
Реализация системного принципа в психологии
В учении Платона роль цели была мифологизирована. Но эта роль не вымышленная. Человеческое сознание по своей природе целенаправленно. Этим свойством Платон наделял всю реальность, где, по его убеждению, управляется не причинами, как ранее считали философы, а целью. Обращение к категории цели подготовило разработку Аристотелем принципа систематики.
Аристотель разработал свою системную концепцию. Она предполагала, что живое тело имеет физический состав (оно содержит те же элементы, из которых состоит неорганическая природа), но что в нем действие этих элементов происходит в определенных пределах и в соответствии с особыми внутренними принципами, которые определяются его организацией как целого и от которых зависит взаимодействие частей. Тело перестает существовать не из-за исчезновения одного из элементов, а из-за распада его системной организации. Это организованное целое, согласно Аристотелю, есть душа как «форма естественного тела, потенциально наделенная жизнью».
Следует подчеркнуть, что в основе принципа систематики, принятого Аристотелем по отношению к психике, лежала реинтерпретация широкой «сетки» универсальных категорий знания (часть — целое, средство — цель, возможность — действительность, структура — функция, содержание — форма, внутреннее — внешнее). Они являются философскими, методологическими, но от них зависит реализация принципа системности в конкретных науках, в том числе и в психологии.
В XVII веке, с появлением нового мировоззрения, которое покончило с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями» и представило всю видимую вселенную как движущуюся по законам механики, возник новый вид системного объяснения тела и его психических проявлений — восприятия, памяти, аффектов, движения. Примером такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машиноподобное устройство.
Однако в дальнейшем курсе вся структура представлений о теле, его развитии, саморегуляции и взаимодействии с окружающей средой кардинально меняется. Формируется новый системный стиль мышления, в утверждении которого выдающуюся роль сыграли четыре естествоиспытателя Дарвин, К. Бернар, Г. Гельмгольц и И.М. Сеченов.
Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, рассматривающей их взаимоотношения как целостность, но отличную от физической, химической, энергетической и молекулярной целостности.
У Дарвина принцип определения роли окружающей среды был связан с идеей борьбы живых существ за выживание в этой среде. Пафос физико-химического течения заключался в том, чтобы выявить процессы в неорганической и органической природе, подчинить их закону и сделать организм объектом точного знания. Переосмыслив взаимосвязь организма и окружающей среды, концепция Дарвина сделала акцент на активности организма, что привело к удалению знака равенства между двумя звеньями взаимосвязи.
В начале была разработана новая модель организма Бернара, согласно которой организм имеет две среды: внешнюю, физическую среду и внутреннюю среду, в которой существуют все живые элементы органического тела. Общая идея заключалась в том, что организм становится независимым от внешних превратностей благодаря постоянству внутренней среды. Многие механизмы считывания работали для поддержания констант этой среды (кислорода, сахаров, солей и т.д.).
И снова, как и в более ранние эпохи (времена Аристотеля и Декарта), идея систематики утверждалась над несистематическими представлениями о природе как о великой цепи бесчисленных физических частиц. Вырвать живое тело из этой цепи означало бы вырвать его из единой цепи существования.
Утверждая системную связь «организм — среда», Дарвин и Бернард создали новую проблемную ситуацию в психофизиологии органов чувств. Наконец, именно через эти органы эта связь реализуется на уровне поведения организма.
Начался поиск прямой зависимости ощущений от нервных волокон. Таким образом, были достигнуты определенные успехи. В частности, появилась теория цветового зрения Гельмгольца. Но тот же Гельмгольц, который в своей «Физиологической оптике» перешел от индивидуальных ощущений к объяснению формирования целостных образов внешних объектов, решительно изменил свой подход к этим психическим явлениям. Он выдвинул гипотезу, которая была подтверждена экспериментально, о том, что целостный психический образ строится целостным сенсомоторным механизмом на основе операций, которые, как уже говорилось, похожи на логические операции («бессознательные умозаключения»).
Принцип систематики
Системный подход тесно связан с общей теорией систем Людвига фон Берталанфи и является конкретизацией ее принципов и методов. Принцип системности основан, во-первых, на рассмотрении объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, т.е. мы должны рассматривать любой психологический феномен как структуру, которая позволяет нам рассматривать систему в целом и, одновременно, как подсистему для более высоких уровней. Во-вторых, как совокупность взаимодействующих объектов, т.е. как компонент другой системы, организованной на основе подчинения элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня. В-третьих, как набор сущностей и отношений, т.е. как нечто в контексте, что позволяет анализировать элементы системы и их взаимосвязи. Одно и то же решение может полностью меняться в зависимости от контекста. Более того, одним из принципов системного подхода является множественность, что позволяет использовать несколько моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Мы должны помнить, что система может быть однородной или одна система может содержаться в другой системе.
Принцип системности — это способ организации наших действий, охватывающий каждый вид деятельности, выявление закономерностей и взаимосвязей с целью более эффективного их использования. В этом отношении принцип систематики является не столько методом решения проблем, сколько методом постановки проблем. Как говорится, «правильный вопрос — это половина ответа». Это качественно более высокий метод познания, чем чисто субъективный.
Системы бывают открытыми и закрытыми. Физические системы отличаются от живых систем тем, что они закрыты по отношению к внешней среде. Человек — это всегда открытая система. Жизненный процесс человеческого организма предполагает наличие потока энергии, источника ресурсов, поступающих из окружающей среды. Это могут быть ресурсы, характер и объем которых зависит от системных свойств организма: внешние социальные ресурсы, эстетические ресурсы. Существует также выход из системы в окружающую среду, как результат функционирования системы: процесс потери энергии. Процесс потери и получения энергии происходит постоянно, что обеспечивает стабильность системы по отношению к окружающей среде.
Системы могут быть простыми и сложными. Живые системы всегда сложны. Сложная система обычно состоит из множества элементов. Сложная система обычно имеет перекрывающиеся функции, т.е. каждый элемент может быть задействован в различных контекстах, т.е. система должна быть многофункциональной. В системе есть скрытые (латентные) или избыточные элементы, но никогда нет «лишних» элементов. Для развития системы важно, чтобы были элементы с определенными функциями, но без конкретного назначения, которые впоследствии могут стать основными элементами в развитии системы. У каждого из нас есть способности, навыки и ресурсы, о которых мы просто не знаем.
Еще одно важное свойство систем. Они бывают стабильными и нестабильными. Если на систему оказывается влияние, и это влияние возвращается к источнику, а в системе ничего не меняется, то такая система стабильна. В стабильной системе нет эволюции. В нестабильном состоянии система постоянно развивается, все время происходит смена функциональных мест того или иного элемента системы. Доминирующая реакция на внешние и внутренние раздражители постоянно меняется. Например, генезис сознания в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте. Вначале основой для развития сознания является восприятие, затем основой для развития сознания становится память, затем основой для развития сознания становится язык. Это не означает, что восприятие и память перестают функционировать. Просто их место в системе изменилось.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института