Что такое скан квитанции
Электронный документ и сканы: в чем разница для налоговиков
Давайте разбираться, есть ли разница для инспекторов между электронным документом и электронным образом документа.
Как ни странно, но иногда происходит путаница в таких понятиях как «электронный документ» и «электронный образ» документа. Поэтому давайте более подробно остановиться на данном вопросе, возможно эта статья поможет кому-то избежать проблем при проверке.
Рассмотрим несколько ситуаций, с которыми столкнулись организации.
Ситуация 1. Между контрагентами заключено Соглашение об электронном документообороте
При этом одна из сторон (Поставщик) передает по каналам связи Покупателю документ, подписанный электронной цифровой подписью, в тексте которого стоит подпись должностного лица, сделанная от руки. У Покупателя возникают сомнения, а насколько такой документ соответствует понятию электронного документа? Могут ли у него при проверке возникнуть проблемы с подтверждением расходов, заявленных при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
Откровенно говоря, сами налоговики пока не все понимают в ЭДО. Бухгалтеры тоже путаются. Давайте разбираться вместе. Мы подготовили тренинг «Электронная первичка: доверять, проверять, использовать». Это не просто семинар, это тренинг с глубоким погружением, взрывом сознания и счастливым концом. Интересный формат. Тренинг пройдет 20 февраля в Москве.
Сначала давайте разберемся, что же такое электронный документ, а для этого обратимся к нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон № 149-ФЗ).
Электронный документ — это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2 Закона № 149-ФЗ).
При этом по мнению налоговиков, электронный документооборот — это последовательность транзакций по обмену документами между его участниками, обеспечивающую некоторый регламентированный процесс по обмену документами.
Статья 6 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее Закон № 63-ФЗ) определяет условия, при выполнении которых электронные документы, подписанные электронной подписью, признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. В частности согласно п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается документ, подписанный квалифицированной электронной подписью. Другими словами, электронный документ, подписанный должным образом — это оригинал документа, т.е. он всегда является первым экземпляром, это если проводить аналогию с бумажными документами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)», сканирование документа — это получение его электронного образа. Тогда как при электронном документообороте в электронном виде создаются не электронные копии бумажных документов (электронные образы), а именно оригиналы электронных документов.
Исходя из условий рассматриваемого вопроса между контрагентами заключено Соглашение об электронном документообороте. При этом одна из сторон (Поставщик) передает по каналам связи документ, подписанный электронной цифровой подписью, в тексте которого проставлена подпись должностного лица. Другими словами у Покупателя в наличии остается «скан» документа, его копия или электронный образ, заверенный цифровой подписью.
А достаточно ли будет этого для подтверждения расходов при исчислении налога на прибыль? Давайте разберемся.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, как указывают налоговики, копии документов (электронные образы) не являются оправдательными документами для целей налогового учета расходов. Так в Письме УФНС по г. Москве от 25.01.2008 № 20-12/05968 контролеры отмечают в частности, что сканированные либо сделанные иным способом копии первичных документов не являются оправдательными документами, достаточными для признания расходов в целях налогообложения прибыли. Для целей налогового учета расходов организации необходимо иметь только оригиналы документов.
Учитывая вышеизложенное сканирование документа — это получение его электронного образа.
Тогда как при электронном документообороте в электронном виде создаются не электронные копии бумажных документов (электронные образы), а именно оригиналы электронных документов. Поэтому документ, подписанный электронной цифровой подписью, в тексте которого проставлена подпись должностного лица, не соответствует понятию электронного документа. При проверке у получающей стороны могут возникнуть проблемы с подтверждением расходов, поскольку сканированные копии первичных документов не являются оправдательными документами, достаточными для признания таковых в целях налогообложения прибыли. Для целей налогового учета расходов организации необходимо иметь только оригиналы документов.
Тренинг ведет Лапина О.Г. — к.э.н., советник государственной гражданской службы РФ II класса, автор книги-бестселлера «Годовой отчет: сдаем в срок и без ошибок с учетом практики налоговых проверок». Она обещает три ступени обучения на мероприятии:
1) понимание того, что такое электронная первичка;
2) знание нюансов передачи электронных документов в налоговую;
3) приобретение навыков чтения форматов и практическое ознакомление с возможностями использования скрытых (неявных) полезностей форматов, утвержденных ФНС России.
Ситуация 2: Оптовый поставщик, отпустив товар и подписав оригиналы отгрузочных документов, потом получает их назад от покупателя с его подписями
Поскольку подписанные покупателем оригиналы предоставляются по почте, то это происходит с некоторой задержкой. Иногда документы не возвращаются, при этом покупатель всегда в адрес поставщика направляет подписанные первичные документы в виде скан-образов. Может ли электронный скан-образ документа заменить его оригинал, подтверждающий отгрузку и оформленный на бумаге?
Как всегда обратимся к нормам законодательства. Прежде всего следует напомнить, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Кроме того первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.
Действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей должны совершаться в простой письменной форме (ст. 153 и ст. 161 ГК РФ).
При этом подлинником документа является первый или единичный его экземпляр, что следует из пункта 3.1 Национального стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 7.0.8-2013, утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст).
Поэтому, в случае оформления документа на бумажном носителе с собственноручными подписями лиц, ответственных за оформление операции, такой экземпляр и является подлинником.
Замена подлинника документа его электронным скан-образом действующим законодательством не предусмотрена (Письмо ФНС России от 17.05.2016 N АС-4-15/8657@).
Поэтому электронный скан-образ документа не может заменить его оригинал, оформленный на бумаге. Однако, справедливости ради следует отметить, что для Поставщика отсутствие оригинала документа на поставку скорее всего не повлечет серьезных негативных последствий, если сделка по отгрузке товаров будет своевременно и в полном объеме отражена в учете.
Автор статьи — Елена Пшеничная, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт»
Как сделать скан документа с помощью смартфона?
Не знаете, что такое скан и как сделать скан? Еще несколько лет назад для того, чтобы отсканировать документ, необходимо было использовать соответствующее устройство — сканер. Но сейчас с помощью смартфона эту задачу можно решить буквально за пару минут.
Качественный скан документа с помощью смартфона – зачем это нужно?
При регистрации на некоторых сайтах может понадобиться фотография одного из документов. Например, при верификации электронного кошелька часто просят предоставить скан паспорта, чтобы подтвердить собственную личность. Бывает и так, что требуется срочно предоставить какие-то документы работодателю, но сотрудник в этот момент находится в другой стране. В любом подобном случае на помощь приходит скан паспорта, который можно отправить в электронном виде.
Как сделать скан документа с помощью смартфона?
Если вам срочно нужен скан квитанций, чеков, договоров и прочих важных бумаг, его можно сделать самостоятельно и не выходя из дома. Для этого у вас должен быть современный смартфон с исправной камерой и специальное программное обеспечение, установленное на мобильном устройстве. Благодаря этому можно будет через пару минут получить электронные документы в формате PDF.
Стоит отметить, что качество сканов будет напрямую зависеть от того, на сколько мегапикселей ваша камера. Чем больше разрешение камеры – тем лучше. Для получения качественных сканов желательно, чтобы камера смартфона была не меньше 12 мегапикселей. Также важно выбрать хороший программный инструмент для сканирования. В первую очередь стоит обратить внимание на приложение Clear Scanner.
Как сделать скан на телефоне — о программе Clear Scanner
Clear Scanner – это бесплатное приложение для сканирования документов, которое можно бесплатно скачать в Play Market. Данная программа является одной из самых популярных на данный момент. Сканы, создаваемые с ее помощью, отличаются высоким качеством, а количество сканируемых листов неограниченно, что встречается далеко не во всех бесплатных приложениях.
Как отсканировать документ на телефоне — почему именно Clear Scanner?
Сделать фотографию разворота паспорта можно и просто камерой смартфона, однако в любом подобном случае неизбежны проблемы с искажением страницы. Также часто достаточно трудно поймать фокус и на это приходится тратить очень много времени. Но одна из главных трудностей заключается в освещении.
Мало того, что свет ложится неровно, так еще и на полстраницы видна тень от руки и корпуса смартфона. Если в таком случае использовать вспышку, то она засветит часть документа. А если документ еще и ламинирован, то свет от вспышки распространится практически на весь документ и разобрать хоть что-то будет крайне трудно.
Приложение Clear Scanner автоматически обрабатывает фото документа таким образом, что обо всех перечисленных выше проблемах можно забыть. Качество сканов получается в несколько раз лучше, в конечном итоге на фотографии документов не накладывается водяной знак, а использовать приложение можно неограниченное количество раз.
Как сделать скан документа с помощью телефона — возможности программы Clear Scanner
Одним из главных преимуществ приложения Clear Scanner является автоматическая коррекция геометрии. Эта программа самостоятельно определяет края листа, тем самым предотвращая искажения. Если искажения все же есть, приложение автоматически их устранит. Кроме того вы сможете выбрать нужный размер и цветность.
Также приложение Clear Scanner предоставляет возможность объединять несколько сканов в один документ. Благодаря этому вам не придется отправлять несколько снимков. Кстати, отправить сканы прямо из приложения можно в следующие сервисы:
Недостатки программы Clear Scanner
Один из главных недостатков – реклама в бесплатной версии приложения. Также стоит отметить, что при сохранении скана в формате PDF размер файла не уменьшается. То есть если фото весило 16 Мб, то и после обработки оно будет весить столько же. Это не всегда удобно ввиду того, что, если размер скана будет слишком большим, вы не сможете отправить его по электронной почте.
Файлы можно объединить в один, а вот разделить один скан на несколько нельзя, и это тоже можно отнести к недостаткам. Еще один недостаток заключается в том, что приложение Clear Scanner распознает текст единой строкой, игнорируя столбцы.
Как делать скан с помощью программы Clear Scanner – пошаговое руководство
Для начала работы вам необходимо скачать приложение Clear Scanner из Play Market и запустить его. Далее нажмите на значок камеры, расположенный внизу, чтобы сфотографировать документ, либо на значок галереи, чтобы загрузить уже сделанное фото.
Фотографировать документ необходимо с удачного ракурса, то есть сбоку под небольшим углом. В таком случае мобильное устройство не загораживает свет, соответственно тени отсутствуют. Внизу расположен ползунок, с помощью которого вы сможете приближать и отдалять камеру.
Справа внизу можно будет выбрать, сколько сканов нужно создать, а справа вверху можно будет установить необходимое разрешение файла и состояние вспышки. После того, как вы сфотографировали документ, необходимо нажать на галочку и приступить к редактированию.
На данном этапе можно обрезать и повернуть документ. Справа вверху будут доступны настройки цветности, а на верхней панели располагаются инструменты для коррекции. По окончании коррекции нажмите на галочку. Далее в нижнем правом углу вы увидите функцию «Отправить», которая позволит поделиться сканом в социальных сетях, мессенджерах и т.д.
А есть ли другие программы и решения?
Можно использовать аналогичные приложения, доступные в Play Market либо встроенные возможности смартфона. На многих современных смартфонах с фирменной оболочкой от того или иного производителя есть встроенный сканер, с помощью которого можно сканировать документы и считывать QR-коды. Обычно он располагается в папке с инструментами.
Советы и выводы
Уже прошли те времена, когда для сканирования документов было необходимо соответствующее устройство. Сейчас все что нужно для этого можно сделать буквально за несколько минут с помощью встроенных возможностей современного смартфона и используя специализированное программное обеспечение. На данный момент одним из лучших приложений подобного рода считается Clear Scanner.
Пожалуйста, опубликуйте ваши комментарии по текущей теме материала. Мы крайне благодарны вам за ваши комментарии, отклики, подписки, дизлайки, лайки!
Пожалуйста, оставляйте ваши отзывы по текущей теме материала. За комментарии, отклики, лайки, дизлайки, подписки огромное вам спасибо!
Что такое скан документа: для чего нужен и как можно сделать
Скан – это электронный образ документа, созданный с физического носителя. То есть физический документ переведен в электронный формат. Открывается на компьютере соответствующей программой, в зависимости от формата скана. По-другому называется «скан-копией». Значит, это не оригинал документа, а всего лишь электронная копия реального.
Имеет вид обычного файла на компьютере. Может сохраняться в графический файл (изображения JPG, PNG, BMP) или текстовый (PDF), но также будет картинкой, просто помещенной в другой формат. Что это такое, разобрались, теперь рассмотрим, для чего предназначены сканы и как они делаются.
Зачем нужны сканы
Раньше сканы использовались только для оцифровки старых износившихся документов, книг, фотографий. Так можно сохранить ценные материалы в электронном виде, которые больше не будут подвержены старению.
Сейчас же компьютерные сканы задействуются для более ощутимых операций.
Например, копии получили широкое распространение в юридической, медицинской отраслях, а особенно в бухгалтерском учете. Во многих случаях не нужно делать физические ксерокопии и ходить с ними в офисы. Достаточно отсканировать документ и отослать файл по электронной почте.
Сделанный скан можно легко отредактировать по своему усмотрению, так как получится выполнить сканирование в очень большом размере хорошего качества. После, возможно рассматривать даже мелкие элементы, сильно приближая снимок на компьютере. Например, к таким относятся чертежи, электронные схемы, различные проектные работы и т. д.
Сканами очень часто пользуются интернет-предприниматели, так как на многих сервисах учета, подтверждения и приема платежей необходимо предоставлять личные данные. А подтверждением данных как раз является личная фотография паспорта или скан-копия.
Предоставив скан, в интернете можно даже взять небольшой креди́т.
Поэтому делиться информацией со сторонними лицами категорически не рекомендуется.
Что нужно для сканирования
Получить скан документа невозможно без сканера. Устройство может быть отдельным, то есть выполнять только поставленную задачу. Или входить в состав МФУ (многофункционального устройства), которое включает в себя сразу принтер, сканер и копир.
Наиболее распространенный вид сканера – планшетный. Для сканирования необходимо только положить носитель, например, фотографию, на стекло сканера и запустить оцифровку с компьютера. После, фото будет «передано» на ноутбук или компьютер в одном из форматов файла.
Как уже понятно, не обойтись и без компьютера, именно с него подается задание на сканирование и туда же сохраняется копия документа.
Создание скан-копии на компьютер
После установки сканера нажмите «Windows+R» и выполните команду «control printers».
В оснастке «Устройства и принтеры» отыщите значок сканера или МФУ, кликните по нему правой кнопкой мышки и выберите пункт «Начать сканирование».
Откроется встроенный в Windows мастер сканирования, где при необходимости можно выставить необходимые параметры готового сканированного образа.
Можно выбрать цветность, разрешение, формат документа.
Если нужно в будущем скан сильно увеличивать для детального просмотра, то разрешение ставьте побольше. Но тогда сканирование будет проходить дольше, а размер файла может достигать несколько десятков Мб.
Когда параметры настроены, нажмите «Сканировать» и дождитесь завершения сканирования. После, будет предложено дать имя скану и сохранить на компьютер.
Такой способ сканирования самый легкий, так как не требует установки дополнительного программного обеспечения.
Но нельзя сканировать в PDF-формате, что особенно полезно, когда следует получить один файл из нескольких страниц, а не снимки по отдельности. Актуально, когда нужно отсканировать книгу, а потом разом распечатать все страницы за один заход.
Сканируют документы и через другие программы. Как правило, функциональность практически ничем не отличается, кроме выбора дополнительных форматов (тот же «ПДФ») и продвинутых возможностей, например, функции распознавания текста со снимка.
Сканирование с телефона
Если нет компьютера и сканирующего аппарата, то отсканировать возможно через обычный смартфон. Но для этого потребуется установить одно из приложений.
CamScanner
Бесплатное приложение – портативный сканер. Позволяет получить скан в разных форматах, распознавать текстовую информацию, а затем делиться файлами с другими людьми.
Оплата по QR коду: как отсканировать его и сделать платеж с телефона
Здравствуйте!
Наверное, уже почти все видели на различных платежках (например, за ЖКХ, электричество, штрафы и т.д.) небольшой прямоугольник, внутри которого мозаика из точек и квадратиков. См. картинку слева — это и есть QR код.
Благодаря этому QR коду можно в мгновение ока оплатить квитанцию (например), без долгого и нудного заполнения номера счета, БИК, и прочих банковских реквизитов, которые обычно требуются для перевода средств.
В этой заметке покажу на простом примере, как можно легко и быстро произвести такую оплату с помощью обычного телефона (без беготни к банкомату 👌).
Примечание : для выполнения подобной процедуры ваш телефон должен быть оснащен камерой, и у вас должна быть возможность установки банковских приложений (например, от Сбербанка, ВТБ, Яндекс-Денег и пр.).
В общем-то, любой современный смартфон (даже самый бюджетный) отвечает этим требованиям.
Как сделать оплату по QR коду
Как это работает (пару слов о главном)
Любую текстовую строку (до определенной длины) можно закодировать в QR код (т.е. зашифровать ее в штрих код). Разумеется, закодировать можно и номер счета с суммой, и любые другие реквизиты, нужные для оплаты.
Собственно, это и делают банки и организации, предоставляя вам различные квитанции.
Устройство, оснащенное камерой (тот же мобильный телефон) с помощью специального приложения может считать (отсканировать) этот код и автоматически заполнить все нужные реквизиты.
От пользователя же останется лишь проверить сумму перевода и дать свое согласие на транзакцию.
Согласитесь, это удобно и быстро?!
Установка на телефон спец. приложения
Теперь перейдем к практике.
Первое, что нужно сделать — это установить на смартфон специальное приложение от того банка, которым вы пользуетесь (в моем примере ниже будет представлен Сбербанк, т.к. он наиболее популярен).
Удобное приложение от Сбербанка, позволяющее всегда быть в курсе состояния всех своих счетов и карт, совершать платежи, покупки, задавать вопросы банку и т.д. Приложение очень функциональное и рассчитано на неподготовленного пользователя 👌.
Приложение Сбербанк онлайн
Весьма неплохое приложение для повседневных небольших трат. Очень удобно, что ваш номер счета = вашему номеру телефона (легко запомнить, легко объяснить любому, кто хочет вам сделать перевод).
Кошелек можно пополнять с любых банковских карт (без процентов от 3000 Руб.). Более подробно о Киви кошельке.
Сканирование QR кода и проведение платежа
И так, приложение на смартфоне установлено, работает.
Теперь, чтобы оплатить какую-нибудь квитанцию вам потребуется всего 3 шага и 1-2 мин. свободного времени! Приведу простой пример ниже.
1) Запускаем приложение и открываем вкладку оплаты по QR коду (как это выглядит в Сбербанк онлайн представлено на скриншоте).
Оплата по QR или штрих коду
2) Далее приложение попросит нас навести камеру телефона на QR код: обратите внимание, что прямоугольное окно в приложении должно совпасть со штрих кодом. Как только это произойдет — в течении секунды код считается и у вас на экране появится следующий шаг.
Примечание : иногда QR код может не считываться (например, он может быть слегка смазан из-за попадания на бумагу воды).
Наводим камеру на код
3) Последний момент:
Подтверждение оплаты (проверка суммы) / Сбербанк онлайн
Это существенно быстрее, чем идти куда-то в банк или к банкомату, стоять очередь, просить провести платеж и т.д.
Что это может дать в будущем, чем QR коды лучше NFC
2) Использование QR существенно увеличивает скорость заполнения любых типовых платежек, реквизитов, бланков и т.д. Не обязательно даже, что это будет покупка.
4) Производить оплату по QR кодам может практически любой смартфон с камерой (для NFC* же требуется спец. модуль, который не встречается в бюджетных аппаратах).
* Пример использования NFC: как добавить карту Сбербанка в Google Pay, чтобы оплачивать покупки телефоном Андроид — https://ocomp.info/oplata-kartoy-sberbanka-cherez-google-pay.html
NFC же лучше? Или нет.
5) Для работы NFC требуется банковская карта (причем, даже на сегодняшний день не каждая карта подойдет и будет работать. ). Для работы с QR нужно иметь простой банковский счет (даже не обязательно карту), и установить приложение на телефон.
6) Есть у QR кодов и один «минус»: без спец. приложения непонятно, что в нем зашифровано. Может так стать, что вам «подсунут» не тот QR код (например, поменяют квитанцию) и вы по невнимательности отправите средства не «туда».