Что такое скетч в джазе
Джазовый вокал. Из чего состоит и какие вокальные приемы использует
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Все знают, что джазовый вокал отличается от эстрадного и оперного в принципе. С помощью джаза можно показать феерию эмоций и чувств не только словами.
Чтобы петь джаз, сначала, нужно просто научиться петь. Просто изучение джазовых приемов не даст особого результата. Важно освоить базовые навыки пения. А именно: постановка дыхания, артикуляция, научиться пользоваться резонаторами, отработать вокальные приемы субтон, рык, хрип, мелизмы, сип, заглубление и подъезды. Если диапазон Вашего голоса небольшой, можно еще поработать над расширением диапазона.
Джазовый вокал определяется индивидуальными особенностями джаз вокалиста
Чтобы петь джаз нужно понимать из-за чего конкретный исполнитель спел именно так. Основыне приемы и способы интонирования, которые легли в основу джазового пения:
Первый раз скэт прозвучал в исполнении Луи Армстронга. Это случилось, когда во время записи он забыл слова и начал петь бессмысленную звуковую импровизацию на слоги. Но Луи Армстронг использовал этот прием довольно редко. Гораздо больших высот в этом направлении достигли популярные исполнительницы стиля би-боп в 40х годах.
Элла Фицжеральд и Сара Вон достигли небывалых высот в этом направлении.
Они изобрели так называемый скэт-язык, который стал общим для всех джазовых певиц. Их голос по звучанию не уступал саксофонистам и трубачам.
Как видите, чтобы освоить джазовый вокал нужно научиться петь профессионально и освоить джазовые вокальные приёмы. Это базовые элементы с которых нужно стартовать. После этого конечно же стоит подумать про харизму и образ, ведь в джазе без этого никак.
Скэтовая техника, как «силлабическая импровизация» в джазовом вокале Skat’s technology as « syllabic improvisation» in jazz vocal
Скэтовая техника, как «силлабическая импровизация» в джазовом вокале
Skat’s technology as « syllabic improvisation» in jazz vocal
ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный
университет культуры и искусств», г. Краснодар, преподаватель
«Krasnodar State University of Culture and Arts», Krasnodar, teacher
Аннотация: Джазовая импровизация – это музыкальный язык, посредством которого исполнитель способен общаться и выражать свои мысли непосредственно в момент исполнения музыки. В статье приводится ряд рекомендаций для освоения скэтовой техники, как одной из видов джазовой импровизации.
Ключевые слова: джаз, вокал, импровизация, скэтовая техника
Summary: Jazz improvisation is a musical language, by which the artist is able to communicate and express their thoughts at the time of playing music. The article lists a number of recommendations for the development of sketovoj technology, as one of the types of jazz improvisation.
Keywords: Jazz, vocal, improvisation, skиtovaв technology
Вряд ли кто решится объяснять, что такое джаз, поскольку этого не стал делать даже великий джазовый трубач Луи Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все. Дать общее определение джазу представляется весьма сложной задачей ввиду его чрезвычайного стилистического многообразия. Джаз определяется, главным образом, через эстетические критерии, музыкальное соответствие которых находится в непрерывном изменении. Джаз в своей основе – музыка инструментальная. Образность в джазе воплощает, прежде всего, инструмент, его тембр, атака, фразировка, импровизированное развитие. Игра джазовых музыкантов настолько выразительна, что мы воспринимаем её как некую песню без слов, как экспрессивную музыкальную речь. Но музыка бывает как инструментальной, так и вокальной, и исторически первым инструментом человека, несомненно, был его голос. В джазе существуют свои особенности пения, которые постепенно менялись параллельно с общей эволюцией джаза. Вначале участие человеческого голоса в джазе было несколько аномальным явлением, т. к. вместо свободной импровизации (как у инструменталиста) исполнитель имел лишь образец текста. Тем не менее, голос и музыка могут быть эквиваленты. В действительности и не существует строгой формулировки джазового вокала, но если назвать его наиболее отличительные характеристики, тогда будет понятно, о чем идет речь, что же находится в центре (но при этом, как и любую музыку, его, главным образом, надо слушать, что и делают джазовые певцы, учась друг у друга).
Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца (как и музыканта), сюда относятся джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества и сверх того – джазовая фразировка, джазовая «атака». Одной из разновидностей импровизации в джазовом вокале является скетовая техника, так называемое «пение фонемами». Скэтовая техника у целого ряда авторов (Д. Холмс, Е. Барбан) терминологически описывается филологической категорией «силлабическая импровизация». Скэт – это вокализация звуков и слогов, которые не несут смысловой нагрузки. Но в результате хитросплетений отдельные слоги формируются во фразу, образуя свой собственный синтаксис. Это похоже на международный музыкальный язык, настолько универсальный, что общаться на нём могут не только признанные мэтры джаза, но и простые любители музыки и пения, вне зависимости от знания нот или текста песни. Существует легенда, по которой скэт изобрёл Луи Армстронг. Во время записи композиции «Heebie Jeebies» (1926 год) он выронил листок с текстом, но не растерялся и допел до конца, имитируя звуки собственной игры на трубе, используя вместо слов первые попавшиеся комбинации слогов. Какой-то остроумец назвал это Scat – возможно, сократив фразу: «Scat-a-lee-dat». Армстронг наверняка не был первым музыкантом, заменившим текст песни слогами, но он первым записал Scat в студии, привнеся в импровизационный джаз еще один несравненный инструмент – человеческий голос. Однако ещё до начала победного шествия джаза скэт-пение было популярно среди вокалистов стиля регтайм: среди них можно назвать Бена Харни, Тони Джексона, Джина Грина, которые ещё в первые два десятилетия XX в. активно пользовались скэтом.
Скэтом в джазе исполняется в первую очередь импровизация вокалиста. В ней мелодическая линия поется слогами, не несущими вербального смысла. Также скэтом может быть исполнена тема. Это бывает в тех случаях, когда тема для импровизации изначально написана для инструмента и не имеет текста. Тогда голос уже в проведении темы используется в качестве инструмента. Такое применение скэта характерно для современного джазового вокала, ярким представителем которого является, например, Бобби Макферрин.
Кстати, в джазовом пении существует прием, противоположный скэту. Так называемый скэт наоборот. Когда импровизация на тему поется с текстом, т. е. к этой импровизации подобраны или сочинены слова. Спетая таким образом импровизация называется вокализ. Вокализ в джазе не следует путать с тем, что называется вокализом в европейской академической музыке1.
Родоначальником вокализа в джазе был Джон Хендрикс из вокального трио «Lambert. Hendricks&Ross». Затем этот прием можно встретить в композициях из альбома вокальной группы «Манхэттен Трансфер». Данный альбом, выпущенный в 1985 году, так и называется – «VOCALESE». Тексты к нему были написаны также Хендриксом.
В джазе инструментальное начало тесно сплелось с вокальным, и такое взаимообогащение повлияло на стремительное развитие разнообразных приемов джазового звукоизвлечения. С первых шагов появления джаза трубачи и саксофонисты «запели» на своих инструментах подобно исполнителям блюзов и спиричуэлов. Их игра стала отличаться особой выразительностью. Певцы тоже подражали своим коллегам по цеху и переносили на голос их наиболее яркие приемы игры. Так появился скэт как один из способов имитировать голосом игру на музыкальных инструментах.
Работа над скэтом неотделима от работы над импровизацией. Как и композиция, интересная импровизация – это не набор случайных звуков. Это логически выстроенная музыкальная линия. В ней есть все компоненты
драматургического процесса: начало, развитие, кульминация и заключение. Для того чтобы овладеть вокальной импровизацией и техникой скэта, необходимо много слушать и анализировать не только импровизации вокалистов, но и инструментальные соло. В выборе и в произношении слогов опираться на фонетическую базу английского языка. В английском языке (он более «плоский») происходит минимальная работа артикуляционного аппарата. Губы практически не участвуют, а движение языка минимальное. Нет смягченных согласных (дед – дэт, тень – тэн). На звуках stops; p, b, d, k, t, g нужно применить редукцию (упрощение артикуляции без потери смысла), чаще использовать переднеязычные и губные согласные, чередуя их. Представить, с какой артикуляцией сыграл бы это соло инструменталист. Использовать открытые или закрытые слоги в зависимости от фразировки.
Скэт – это разговор со слушателем на невербальном языке. Поэтому скэт Эллы Фицджеральд отличен от скэта Сары Воан или ей. А скэт Бобби Макферрина – от скэта Мела Торме. Как в разговоре, так и в музыкальной речи язык складывается не только из слов (в скэте это слоги), но из многих других средств музыкальной и эмоциональной выразительности; тембра, способа звукоизвлечения, динамики и насыщенности звука, пауз, дыхания, фразировки и т. д.
При работе над скэтом в распоряжении музыканта находится огромное разнообразие слогов и их сочетаний, но начинать следует с отработки каких-либо конкретных артикуляционно-слоговых формул. Отработав одну из них, переходите к другой. Постепенно возникнет необходимость варьировать их, внося в них еле уловимые изменения, чередовать их друг с другом. За основу обучения скэтовой техники возьмите учебные пособия Боба Столоффа – профессора вокального отдела в колледже Berkley в Бостоне3. Суть метода Боба Столоффа заключается в том, что он предлагает пропеть голосом, подражая разным ударным инструментам: бочке, малому барабану, хай-хету и тарелкам, находя слоги, которые передают тембр инструмента. Поэтому учебные пособия представляют собой некий сплав двух важных музыкальных навыков: вокальной импровизации (скэт) интерпретации видов ритмической пульсации.
Профессиональные музыканты должны обратить внимание на оба навыка, поскольку они являются важными факторами в процессе обучения импровизации. Пение скэтом произошло из джаза, но оно может также быть выполнено в любом ином направлении. Для этого материал должен быть интерпретирован с артикулированным чувством ритмической пульсации долей в такте с «ровными» долями или долями «пульсирующими».Овладение этими навыками раскроет целую палитру современных музыкальных стилей вокальной импровизации.
Список используемой литературы:
1. жазовый вокал: Издательство «Планета музыки», Лань, 2011. – 48 с.
3. Коллиер Дж. Становление джаза. Популярный исторический очерк – М.: Радуга, 1984. – 389 с.
4. История джаза. Вып. 1. М.: Музыка, 1994.
1Вокализ в академической музыке – музыкальное произведение для голоса без текста. Существуют учебные и концертные вокализы. Учебные используются в работе над вокально-техническими навыками в процессе постановки голоса, и исполняется на гласные звуки. В концертных вокализах голос используется как инструмент в раскрытии художественного замысла композитора.
- 2 Данный прием активно использовал В. Гаврилин в «Перезвонах» (По прочтении ), хоровой симфонии-действе для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца (1978—1982).
3«BluesScatitudes»Gerard & Sarzin Publishing Co, Brookline, New York.
«Scat! Vocal Improvisation Techniques»Gerard & Sarzin Publishing Co, Brookline, New York.
«Spontaneous Group Improvisation» Gerard & Sarzin Publishing Co, Brookline, New York.
Джазовые лики и акценты
Пентахорд — заполнение нижний терции трезвучия проходящей нотой.
Волна — хроматическое заполнение терций аккорда.
Отскок — неаккордовые тона, ведущие к аккордовому тону.
Двойной отскок — начало фразы с двух неаккордовых тонов.
Петля Паркера — подходит к аккордовому тону с двух сторон.
Капкан — мотив «сжимается» вокруг аккордового тона.
Дорожка — мотив построен на большой секунде и опускается по полутонам.
Зигзаг — после неаккордового шестнадцатые ведут в аккордовый тон. При этом сохраняется триольная пульсация.
Взлет — восходящий ход по терциям.
Таблица штрихов в джазе
Морденты (вертушка)
В джазе морденты используются для обрамления ноты аккордовыми тонами. В этом случае, вместо того, чтобы играть четыре шестнадцатых мордента, играется триоль шестнадцатыми и дополняется восьмой, как показано в следующем примере.
Flip, быстрые повороты (опевания)
Быстрый поворот — это флип от предыдущей к последующей ноте.
Падения, spill
Падения или спиллы часто встречаются в джазовых нотах. Падения бывают разной длины, которая определяется музыкальным контекстом и тем, что следует за падением. В бэнде никто не должен исполнять падение дольше, чем оно звучит у главной партии. Падения могут быть хроматическими или диатоническими.
Обороты «doo-wah»
Обороты «doo-wah» встречаются у духовых в джазовых партитурах любой сложности.
Ненотированный звук (Ghosted notes)
Ненотированные звуки используются для подчеркивания звуков, находящихся вокруг них.
Что нужно знать о джазе, чтобы сойти за своего: гид по стилю
Сегодня джаз плавно, но настойчиво перетекает в хрустальный музыкальный сосуд с ярлычком «Классика»: приезжие звезды выступают в академических залах, а не знать имя Чарли Паркера или Майлза Дэвиса уже неприлично. Как разобраться в этом музыкальном явлении, если джаз прошел мимо вас?
Понять, кто есть кто в джазе, не так уж просто. Направление коммерчески успешно, а потому нередко о «единственном концерте легендарного Васи Пупкина» кричат изо всех щелей, а действительно важные фигуры уходят в тень. Под напором лауреатов «Грэмми» и рекламы с радио «Джаз» легко потерять ориентиры и остаться равнодушным к стилю. Если вы хотите научиться разбираться в такой музыке, а может, даже и полюбить ее, усвойте самое главное правило: никому не доверяйте.
Выносить суждения о новых явлениях нужно с осторожностью или как Юг Панасье — знаменитый музыковед, который провел черту и заклеймил весь джаз после 50-х, назвав его «ненастоящим». В конечном итоге он оказался неправ, но на популярность его книги «История подлинного джаза» это не повлияло.
Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому — одна из ярчайших характеристик субкультуры.
В разговорах о джазе часто вспоминают Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд — казалось бы, тут не ошибешься. Но подобные ремарки и выдают неофита. Это эмблематичные фигуры, и если о Фицджеральд еще можно говорить в подходящем контексте, то Армстронг — это Чарли Чаплин джаза. Вы же не будете беседовать с любителем артхаусного кино о Чарли Чаплине? А если и будете, то уж во всяком случае не в первую очередь. Упоминание обоих прославленных имен возможно в определенных случаях, но, если кроме этих двух тузов у вас в кармане ничего нет, придержите их и дождитесь подходящей ситуации.
Во многих направлениях бывают явления модные и не очень, но в наибольшей степени это свойственно именно джазу. Зрелому хипстеру, привыкшему выискивать редкие и странные вещи, будет непонятно, почему чешский джаз 40-х — это неинтересно. Найти что-то условно «необычное» и козырять своей «глубокой эрудицией» тут не удастся. Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века.
Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор.
Регтайм — это выписанное нотами произведение, чаще фортепианное и без импровизации, которая теоретически возможна, но до известных пределов; левая рука при исполнении таких композиций играет довольно статичный аккомпанемент — «бас-аккорд». Наиболее популярными стали регтаймы Скотта Джоплина.
Регтаймы Скотта Джоплина
Понятие хонки-тонк тоже имеет отношение к этому стилю: так называли бары с живой музыкой, где нередко исполняли и регтаймы на расстроенных от времени пианино. Сейчас этим затейливым словом чаще обозначают тембр такого инструмента и употребляют его, когда речь идет о стилях, зародившихся в ту эпоху, — буги-вуги, кантри и рок-н-ролле.
Регтайм The Entertainer на хонки-тонк-пианино
Кантри и буги-вуги на хонки-тонк-пианино
Блюзом изначально называли грустную афроамериканскую песню. С течением времени этот жанр превратился в целое направление, которое развивалось скорее как самостоятельный стиль, а не ветвь джаза. Кроме того, блюз — это и джазовая форма, причем одна из наиболее популярных, служащая визитной карточкой любого исполнителя: по импровизации на блюзовую тему его встречают и судят, насколько он хорош.
Жизнерадостный регтайм отличается от печального блюза не только настроением, но и тем, что во втором жанре огромное значение имеет импровизация, хотя в ранних блюзовых формах она или слишком простая, или вовсе отсутствует. Отчасти это объясняет широкую популярность печального стиля в постсоветской России.
И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще.
Подборка 100 популярных блюзовых песен
Буги-вуги, как и регтайм, — это фортепианный стиль, для которого характерен «ломаный» аккомпанемент в левой руке. Наравне с блюзом он является прямым предшественником ритм-н-блюза и его белого «отпрыска» — рок-н-ролла.
Классический буги-вуги
Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел — ко второй.
Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта — важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить.
Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла
Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6
Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.
Классический госпел в исполнении Махалии Джексон
Современный госпел из фильма «Радостный шум»
В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз. Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи — появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9–15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды.
Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии. Один из ярких представителей стиля — уже упоминавшийся Луи Армстронг.
Отличительные черты традиционного джаз-бэнда — устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный.
Джаз-бэнд Джелли Ролла Мортона
Современный диксиленд Marshall’s Dixieland Jazz Band
Что не так с джазом и почему принято говорить, что никто не умеет играть эту музыку?
Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» (от англ. to swing — «раскачивать»). Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию.
Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит — ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм.
А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно.
В конце 20-х наступает эпоха свинга, которая продлится два десятилетия. Нельзя сказать, что в традиционном джазе его не было, — скорее, он присутствовал только в солирующей партии каждого инструмента, тогда как ритмическая секция — чаще всего контрабас, барабаны, фортепиано и гитара — играли статический аккомпанемент с акцентом на каждую долю.
В свинге как стиле появляется более четкое разделение на секции. Например, медные духовые: трубы, тромбоны и саксофоны — часто играли tutti (все вместе), выделяя характерный ритмический рисунок. А ритм-группа подчеркивала вторую и четвертую доли, за счет чего возникало особое ощущение времени. Одними из самых популярных бэндов того времени были оркестры под управлением Бенни Гудмена, Гленна Миллера и Дюка Эллингтона.
Каждый джазист обязан уметь исполнять «джазовые стандарты» (главные мелодии, или, иначе, evergreen), которые, однако, делятся на оркестровые и ансамблевые. Например, In the Mood относится скорее к числу первых.
In the Mood. Исполняет оркестр Гленна Миллера
Тогда же появляются знаменитые произведения Джорджа Гершвина, которые считаются и джазовыми, и академическими одновременно. Это «Рапсодия в стиле блюз» (или «Голубая рапсодия»), написанная в 1924 году, и опера «Порги и Бесс» (1935), знаменитая своей арией Summertime. До Гершвина джазовые гармонии использовали такие композиторы, как Чарлз Айвз и Антонин Дворжак (симфония «Из Нового Света»).
Особенности и методики джазового вокала
Что такое джазовый вокал? Вокал – это музыкальное искусство пения, иными словами – владение голосом. А в джазовом вокале важны не только особенности голоса – тональность и тембр, но и манера исполнения. Вокалисты джаза – это люди-импровизаторы, которые способны создать в любой момент что-то новое. Благодаря различным приемам и методикам исполнения создается джазовая импровизация.
Каждый исполнитель использует свои способы пения.
Основные особенности и техники
Джазовое исполнение богато приемами и штрихами, поэтому оно интересное и яркое. Иногда для того, чтобы освоить и применять на практике тот или иной прием или технику джазовому вокалисту может понадобиться достаточно много времени. Осваивать вокальные техники лучше под присмотром педагога в школе джазового вокала. Ниже приведены наиболее характерные для джазового исполнения техники:
Шаутинг, или шаут-стиль
Шаутинг — Шаут/ Shout (англ. кричать), то есть «крикливое» пение. Истоки происхождения его от африканского фольклора. В этой технике используются различные приемы интонации – крик, стон, шепот, фальцет. Применяется как в вокальном, так и в инструментальном джазе.
Глиссандо
Глиссандо – (итал. Glissando — скользить) «колористическое» пение, при котором происходит плавный переход нот, скольжение от одного звука к другому.
Дёрти-тоны
Дёрти-тоны – (англ. dirty нечистый) «нечистое» пение. Специфический прием интонации и подачи звука. Отличие его заключается в высокой звуковой неустойчивости, при которой присутствует частая вибрация и предельная напряженность. При сильной динамике окраска звуков нестабильная.
Бендинг
Бендинг – (англ. bend-сгибаться). Исполнение в узком диапазоне – тоне или полутоне, подход от одного звука к другому. Данный джазовый прием применяется не только в вокале, но и в исполнении на музыкальных инструментах. Изучить данный прием можно с учителем игры на гитаре.
Скэт пение
Скэт пение – воспроизведение отдельных звуков и слогов. Есть схожесть или единая музыкальная линия с музыкальным инструментом, другими словами когда голос имитирует музыкальный инструмент.
Особенности джазового вокала заключаются в том, что исполнитель должен донести слушателю открытое и свободное пение максимально естественно.
Также не стоит забывать про основные технические приемы исполнения:
Недопустимо носовое и горловое пение.
Современный джазовый вокал включает в себя особую манеру исполнения, джазовые «атаки», фразировки и средства выражения. Что касается тембра, то разделения по характеристикам нет. Он может быть высокий или низкий, мужской или женский. По диапазону также жестких требований не существует. Технические приемы могут применяться по желанию композитора или по усмотрению исполнителя.
История становления направления
Переместимся на улицы Нового Орлеана в начале XX века, где чернокожее население играло совершенно дикую для восприятия белого человека музыку – джаз. Но уже в следующие десятилетия в 1920-х годах эта музыка станет лидирующим жанром популярной музыки.
Конечно джаз – такое явление, о котором можно снимать отдельные сериалы. Без него нельзя рассказывать ни о рок-музыке, ни даже о традиционной поп-музыке. Обучение рок вокалу и джазу на первых порах будет очень схожим. Джаз — это исключительно самобытное явление, которое не вписывалось ни в одни существовавшие до этого шаблоны. Его нельзя было отнести ни к классической музыке, ни к народной, ни к авторской. Хотя все-таки можно сказать, что в основе джаза лежала народная афроамериканская музыка – блюз, которую пели еще рабы на плантациях в XIX веке. С другой стороны, это нельзя было назвать блюзом, потому что в основе джаза лежала импровизация — то, чего вообще никогда не существовало.
Если судить с музыкальной точки зрения, то прообраз джаза все-таки появился где-то на рубеже XIX-XX веков и вышел из классической музыки. Первым чернокожим стилем стал стиль – регтайм, который приобрел массовую популярность в Америке у всех слоев населения в 1900-1910 гг. Джаз унаследовал от этого стиля специфический ломаный ритм и самое главное некую музыкальную свободу. А главным представителем этого жанра всегда считался американец и композитор Скотт Джоплин, который при жизни не получил должного признания, поскольку создаваемая им музыка была в новинку для людей. Для белых людей она была слишком неправильная, а для афроамериканцев она казалась слишком похожей на классическую музыку. Так или иначе, со временем, под Джоплина танцевали везде где только можно. Именно афроамериканцы сделали вклад в формирование общемировой джазовой музыки.
Скотт Джоплин
Само собой мелодии регтайма не могли оставаться под аккомпанементом одного только фортепиано. Они быстро начинали обрастать интересными аранжировками полноценных оркестров. И вот когда чернокожие музыканты добавили в него блюз, тогда и появился джаз на стыке классической и народной музыки.
Некоторые утверждают, что джаз в России – не заимствованная у американцев музыка. Попал в Россию джаз в 1922 году. Его день рождения в России отмечают 1 октября. Известный музыкальный деятель Валентин Парнах услышал джаз в Париже и решил, что на российской почве он будет прекрасно произрастать. Вернувшись в Россию, он стал создателем первого эксцентрического оркестра.
Первый, кто стал записывать джаз в 1927 году – это оркестр знаменитого композитора и музыканта Александра Цфасмана.
В 1929 году Утесов презентовал в Питере свой Теа-джаз.
Леонид Утесов
Джазовая музыка в России имела свою национальную основу – песенную.
Время джаза в советское время было коротко. В 20-е годы власти, активно взялись за искусство и добрались до джаза, перекрыв ему кислород, как капиталистическому стилю музыки.
В великолепную эпоху 60-х годов после фестивалей молодежи начали проходить московские джазовые фестивали.
Что касается последних лет, то судьба джаза в России складывается успешно. Выросло потрясающее поколение молодых и талантливых музыкантов, которые получили образование и в России и в ведущих мировых ВУЗах. Самое главное — наш джаз интегрировался в мировое джазовое сообщество.
Известные исполнители
Фрэнк Синатра (1915-1998)
Прозвище «голос» ему дали еще в молодости. Голос его насыщенный и мягкий, словно бархат. Знаменитая песня New York до сих пор является гимном жителей города Нью Йорка. А также является классическим примером эстрадного исполнения и свинга. Свой талант проявил в актерском мастерстве, в съемках кино, в написании музыки и участии в телепередачах.
Луи Амстронг (1901-1971)
Имя этого музыканта считается первым в джазе. Несмотря на то, что Луи Армстронг был трубачом, его голос покорил слушателей всего мира. С детства Луи пел в хоре и обладал отличным слухом, а нотной грамоты не знал.
Его хиты песни – Hello, Dolly! и What a Wonderful Word.
В современном вокальном образовании необходимо регулярное прослушивание лучших исполнителей джазового вокала.
Джазовый вокал – это система, которая требует сочетания штрихов, ритмики и импровизации. Сложность джазового вокала заключается в частой смене звукообразования. Для того, чтобы освоить джазовый вокал, в первую очередь необходимо научиться петь профессионально, а затем уже освоить приемы и техники джазового исполнения.
Не нужно торопиться освоить все техники и сразу, лучше начинать с базовых элементов – с постановки дыхания и артикуляции, пользоваться резонаторами, расширять диапазон, отрабатывать различные джазовые приемы в вокале.
Особое индивидуальное звучание при пении возможно только при использовании техник и импровизационных элементов джазового исполнения.