Что такое склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Склонение причастий
Причастия делятся на действительные и страдательные, страдательные причастия имеют полную и краткую форму, действительные — только полную. Все полные причастия склоняются, то есть изменяются по родам, числам и падежам. Падежные окончания у полных причастий такие же, как и у прилагательных.
Краткие страдательные причастия не изменяются по падежам (не склоняются).
Муж. род | Жен. род | Ср. род | Мн. число | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
И. | какой? | -ИЙ, -ЫЙ | какая? | -АЯ | какое? | -ОЕ, -ЕЕ | какие? | -ИЕ, -ЫЕ |
Р. | какого? | -ОГО, -ЕГО | какой? | -ОЙ, -ЕЙ | какого? | -ОГО, -ЕГО | каких? | -ИХ, -ЫХ |
Д. | какому? | -ОМУ, -ЕМУ | какой? | -ОЙ, -ЕЙ | какому? | -ОМУ, -ЕМУ | каким? | -ИМ, -ЫМ |
В. | какой? какого? | -ИЙ, -ЫЙ, -ОГО, -ЕГО | какую? | -УЮ | какое? | -ОЕ, -ЕЕ | какие? каких? | -ИХ, -ЫХ, -ИЙ, -ЫЙ |
Т. | каким? | -ИМ, -ЫМ | какой? | -ОЙ, -ЕЙ | каким? | -ИМ, -ЫМ | какими? | -ИМИ, -ЫМИ |
П. | о каком? | -ОМ, -ЕМ | о какой? | -ОЙ, -ЕЙ | о каком? | -ЕМ, -ОМ | о каких? | -ИХ, -ЫХ |
вижу отъезжающий поезд (В. п.) – отъезжающий поезд (И. п.),
вижу испачканные ботинки (В. п.) – испачканные ботинки (И. п.).
вижу убегающего медведя (В. п.) – нет убегающего медведя (Р. п.),
вижу играющих медвежат (В. п.) – нет играющих медвежат (Р. п.).
Правописание падежных окончаний при склонении причастий
Склонение причастий в русском языке
Склонение (или изменение по падежам) причастий идентично склонению прилагательных. Род, число и падеж у причастий не являются постоянными грамматическими признаками, в предложении причастие зависит от существительного или заменяющих его частей речи, оно связано с ними не только по смыслу, но и грамматически, т.е. с помощью окончаний.
По окончанию причастия можно определить, в каком роде, числе и падеже оно употреблено в конкретном предложении и с каким словом оно связано. Рассмотрим пример.
В словосочетании «парящей в небе» причастие парящей употреблено в форме женского рода, единственного числа, дательного/родительного падежа. Все это можно определить по окончанию [ей]. В словосочетании «парящей в небе» причастие является главным словом, оно управляет словом «небо» с помощью предлога и окончания зависимого слова: парящей (где?) в небе.
Следовательно, окончание самого причастия тесно связывает его с каким-то другим словом в предложении — «парящей» должно зависеть от существительного женского рода, стоящего в единственном числе и дательном/родительном падеже.
Исходное предложение: Зрители были в восхищении от акробатки, парящей в небе вместе с паралетом.
Находим искомое существительное и получаем словосочетание «парящей акробатки». Можно убедиться, что это существительное имеет все вышеперечисленные признаки. Уточняем падеж. В восхищении (от кого?) от акробатки — падеж родительный. Теперь проверяем по вопросу гласную в окончании причастия: акробатки (какой?) парящей. Все верно.
Из этого примера видно, что для правописания окончаний причастия важно точно определить в предложении слово, к которому оно относится. Дальше алгоритм действий по проверке окончаний несложен. Он аналогичен проверке окончаний у прилагательных.
Как определить, основные правила
Чтобы проверить написание безударной гласной в окончании причастия, нужно задать к нему вопрос от определяемого слова: в воздухе (каком?) дышащ[ем] покоем, покоем (каким?) освежающ[им], линию (какую?) волнист[ую].
Если в вопросе гласная О, то в окончании причастия будут гласные О или Е (выбор зависит от твердости/мягкости предшествующего согласного). Если в вопросе гласная И, то в окончании — И или Ы. Если в вопросе У, то в окончании — У или Ю.
Не следует проверять вопросом причастия в форме мужского рода, именительного падежа, т.к. они имеют окончания [ий] или [ый], хотя вопрос задается с О: (какой?) зовущ[ий], согнут[ый].
Таблица и примеры
Склонение причастий (мужской род)
поющИЙ ребенок
ведомЫЙ пилот
поющЕГО ребенка
ведомОГО пилота
поющЕМУ ребенку
ведомОМУ пилоту
поющЕГО ребенка
ведомОГО пилота
поющИМ ребенком
ведомЫМ пилотом
о поющЕМ ребенке
о ведомОМ пилоте
Склонение причастий (женский род)
несущАЯ конструкция
снятАЯ пленка
несущЕЙ конструкции
снятОЙ пенки
несущЕЙ конструкции
снятОЙ пенке
несущУЮ конструкцию
снятУЮ пенку
несущЕЙ конструкцией
снятОЙ пенкой
о несущЕЙ конструкции
о снятОЙ пенке
Склонение причастий (средний род)
животворящЕЕ тепло
запланированнОЕ мероприятие
животворящЕГО тепла
запланированнОГО мероприятия
животворящЕМУ теплу
запланированнОМУ мероприятию
животворящЕЕ тепло
запланированнОЕ мероприятие
животворящИМ теплом
запланированнЫМ мероприятием
о животворящЕМ тепле
о запланированнОМ мероприятии
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Описание слайда:
Тест.
1) Какое причастие образовано неверно: а) колящий, б) просящий?
2) Найдите причастие в прошедшем времени: а) читающий, б) читавший.
3) Найдите причастие в настоящем времени: а) увлекающийся, б) растаявший.
4) Укажите, какое из приведенных слов – причастие: а) ближний, б) приближающийся.
5) Найдите словосочетание «прич. + сущ.»: а) мокрый снег; б) мокнущий под дождем пес.
Описание слайда:
Мужской род Женский род
И. строящийся завод строящаяся фабрика
Р. строящегося завода строящейся фабрики
Д. строящемуся заводу строящейся фабрике
В. строящийся завод строящуюся фабрику
Т. строящимся заводом строящейся фабрикой
П. (о) строящемся заводе (о) строящейся фабрике
Описание слайда:
И. строящиеся заводы, фабрики, здания
Р. строящихся заводов, фабрик, зданий
Д. строящимся заводам, фабрикам, зданиям
В. строящиеся заводы, фабрики, здания
Т. строящимися заводами, фабриками, зданиями
П. (о) строящихся заводах, фабриках, зданиях
Описание слайда:
Причастия женского рода имеют:
Описание слайда:
Причастия мужского рода имеют:
Описание слайда:
Причастия среднего рода имеют:
Описание слайда:
Образуйте от глагола рисовать возможные причастия и просклоняйте их, выделяя окончания
Описание слайда:
Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания причастий, определите падеж причастий.
В чернеющ…м лесу, шумящ…м потоком, устремляющ…йся поток, о льющ…мся дожде, задымивш…ся речку, раскрасневш…ся лицо, у волнующ…ся озера, колеблющ…мся ветерком, встречающ…ся льдинами, поросш…м болотом, на раскачивающ…ся берегу, сгибающ…ся колосьев, расст…лающ…ся тучи, осыпающ…ся листва.
Описание слайда:
1 вариант – Развивающийся синий шарф, колыщущееся яркое пламя
2 вариант – Движущаяся спортивная колонна, искрящийся костер
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Краткие и полные страдательные причастия
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Проектная работа по русскому языку: «Крылатые слова и их роль в современном обществе»
Урок русского языка «Ь после шипящих в именах существительных» (3 класс)
Презентация по русскому языку на тему: «Личные местоимения» (7 класс)
Конспект урока по теме «Роль Суффиксов в слове»
Конспект по чеченскому языку
Рецензия на статью К.Д.Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5414676 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Урок 2. Русский язык 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий»
· Сегодня на уроке мы поговорим о склонении причастий.
· Выясним, какие окончания имеют причастия при склонении.
· Научимся склонять причастия.
Мы уже познакомились с причастием.
Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени: бегущая, гуляющий, надетые.
Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Так же, как и прилагательное, причастие согласуется с существительными в роде, числе и падеже: котенку – какому? – удивленному.
Но нас сегодня интересует еще одна способность причастия, унаследованная им от прилагательного: причастия склоняются, то есть изменяются по родам и по падежам.
Именительный падеж – есть кто? − летящая птица
Предложный падеж − мечтать о ком? – о летящей птице.
Чтобы проследить, как именно мы определяем падежные окончания причастий, давайте просклоняем одно из них вместе с существительным и прилагательным.
Мы с вами видим, что окончания прилагательного и причастия при склонении различаются весьма незначительно. Например: лису бегущУЮ и рыжУЮ. Но ведь вы помните, как мы определяем окончания прилагательных? Мы ставим к ним вопрос. Здесь мы можем спросить: какую лису?
Получается, что падежные окончания причастий, как и окончания прилагательных определяются при помощи вопроса. Значит, окончание причастия всегда будет равно или приближенно равно окончанию вопроса.
Чтобы убедиться в этом, давайте попытаемся просклонять причастие и прилагательное мужского рода, следя при этом за окончаниями.
И вот мы видим, что опять окончания причастия совпадают или почти совпадают с окончаниями прилагательного: лежащИМ и толстЫМ (разница объясняется только мягкой и твердой основой слов). И опять мы можем заметить, что окончание причастия совпадает еще и с окончанием вопроса: какИМ? − лежащИМ.
Давайте посмотрим, как обстоят дела с причастиями среднего рода. Возьмем причастие и прилагательное: сморщенное смешное лицо. Просклоняем:
И мы видим, что окончания причастия, прилагательного и вопроса опять совпадают: лица КАКОГО? – сморщеннОГО и смешнОГО.
Итак, теперь мы почти уверены в своей теории. Но кто знает, как склоняются причастия множественного числа? Давайте проделаем еще одну операцию по склонению:
Возьмем уже знакомую нам конструкцию: уставшие тихие дети.
И мы видим, что наши окончания опять совпадают: детей − каких? – уставшИХ и тихИХ.
Что же нам требуется запомнить?
Падежные окончания причастий, как и падежные окончания прилагательных, зависят от вопроса и совпадают с окончаниями вопроса, который мы можем поставить от существительных.
Итак, что мы должны сделать, если нам необходимо возвести причастие в определенный падеж? Мы должны поставить к причастию вопрос от существительного. А потом внимательно посмотреть на тот вопрос, который мы поставили, и в соответствии с ним определить нужное нам окончание.
Давайте попробуем наш алгоритм в действии.
К примеру, нам нужно раскрыть скобки в предложении: «Я вижу (плачущий ребенок)». Мы должны поставить в нужной форме словосочетание с причастием. Мы помним: видеть – переходный глагол, он требует винительного падежа. Значит, вижу – кого? – ребенка. Ребенка – какого? – плачущего.
Попробуем еще раз. Он подошел (занятая бабушка). Подойти можно к кому-то. Значит, перед нами дательный падеж. Подойти – к кому? – к бабушке – к бабушке какой? – занятой.
Закрепим успех! Вы слышали (прославленный фокусник). Слышать можно не только что-то, но и о ком-то. Перед нами – предложный падеж. Слышали − о ком? – о фокуснике – о каком? – о прославленном.
Как просклонять причастие по падежам, родам и числам
Склонением называется способность определенных частей речи менять свою форму. Склонение причастий (далее – ПЧ) обусловлено тем, что, наряду с глагольными признаками, они наделены признаками прилагательных.
Изменяемые признаки причастия
К таковым относятся:
Всем набором изменяемых признаков обладают только полные ПЧ, краткие – не могут изменяться по падежам.
Сводная таблица падежных окончаний с примерами
О том, каким образом изменить форму, то есть просклонять разные причастия, известно из программы русского языка 7 класса. Результаты этого процесса можно увидеть в иллюстрации, размещенной ниже:
Сводная таблица падежных окончаний
Окончания мужского рода по форме полностью совпадают с флексиями среднего – в род., дат., тв. и предл.; формы род., дат., тв. и предл. ж. р. – идентичны (совпадают); у причастий в падежах – И. и В.; Р. мн. ч. – они тоже одинаковы.
При склонении ПЧ, которые согласуются с неодушевленными именами существительными, словоформы в вин. и им. п. м. р. и мн. ч. – одни и те же: вижу улетающий самолет (В.) – улетающий самолет (И.), вижу разрисованные стены (В.) – разрисованные стены (И.).
ПЧ, относящиеся к одушевленным существительным, имеют одинаковые флексии в вин. и род. м. р., а также – мн. ч.: вижу поющего соловья (В.) – нет поющего соловья (Р.), вижу смеющихся детей (В.) – нет смеющихся детей (Р.).
Правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Известно, что ПЧ в контексте словосочетаний и предложений может осуществлять связь с другими словами: быть определяемым и определяющим словом, выполнять функции главных и второстепенных членов, меняя при этом свою форму. В косвенных падежах окончания, как правило, находятся в слабой позиции, но их можно проверить. Они совпадают с ударными гласными вопросов, заданных от определяемых слов к ПЧ.
Правописание безударных – «е/о», «и/ы» – зависит от конечного согласного основы слова: после мягких и шипящих пишутся гласные буквы «е» и «и», после твердых – «о» и «ы». Написание «е/о», «и/ы» полностью соответствует правилу, применяемому при склонении имен прилагательных.
- Что такое периферийные устройства какие они бывают перечислите
- Что такое боди по английски