Что такое скорочтение для детей и для чего оно нужно как научиться
Как научить ребенка читать быстро и правильно: упражнения скорочтения
Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.
Из этой статьи вы узнаете
В каком возрасте начинать
По методике Зайцева, Домана, Монтессори
Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.
По Вальдорфской школе
Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.
Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции.
Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.
Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.
Не совершайте эти ошибки
Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:
Называют малышу букву, а не звук
Например, «Пэ», «Нэ» и так далее. Это неверно. Названия букв из азбуки нужно произносить без дополнительного призвука: «К», «М»…
Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное правило и условие быстрого темпа чтения.
Складывают слоги из отдельных букв
Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.
Долго читают тексты
Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания.
Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.
От простого к сложному
Тренировка по методике скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.
Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.
Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.
Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.
И только в этом случае техника быстрого чтения будет давать результаты.
Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.
Упражнения для первоклашек
Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома.
Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой.
По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу.
Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически.
Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:
Автоматизированное чтение слогов
Скачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу.
С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита.
Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, то сначала строчки из слоговой таблицы произносят хором, потом индивидуально.
Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки.
Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Благодаря использованию таблицы слогов для тренировки навыков чтения, о дновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.
Хоровое чтение
Используется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.
Комплекс заданий
Включает в себя следующие упражнения:
Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту. После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились.
Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.
Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.
Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель.
Задание «Буксир»
Это задание заключается в следующем: л ексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча.
Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же.
Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.
Прыжок-остановка
Упражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.
Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать.
Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память.
Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.
Половинка
Подготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки.
Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное.
Правильно проведенный урок развивает фантазию, память.
Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти.
Для детей старше 8 лет
Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:
Ищем слово, строчку
Смысл игры: школьник ( 2 класс ) находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.
Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.
Вставляем буквы
Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.
Исправляем ошибку
Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника 2 класса — исправить неточность.
Читаем на скорость
Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.
Играем в «Спрятанные слова»
Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова ( большие и малые ) в поле с буквами. Выглядит это так:
Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.
И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.
Читаем и считаем
Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».
Не догнать нам быстрый мячик.
Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.
Особенные упражнения
Расширение поля зрения
Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы:
Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений с использованием клиновидной таблицы школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.
Подавление регрессии
Возврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:
Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.
Подготовьте для ученика специальную закладку.
Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.
Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.
Подавление артикуляции
Младшие школьники часто не могут читать про себя без проговаривания слов губами, даже бесшумно. Это неприемлемо для скоростного чтения. Артикуляцию необходимо подавить. Методика скольжения глаз по тексту тренируется следующим образом:
Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.
Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.
Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.
Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью.
Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного.
Упражнения на корректировку внимания и концентрации
Без высокого уровня внимания невозможно читать быстро и одновременно понимать, о чем текст, выделять главное. Для корректировки внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения:
Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.
В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.
Наберите на ПК тексты разными шрифтами. При желании их можно распечатать. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.
Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.
После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.
Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.
Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.
Используйте такое поле:
Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.
Развитие анципации
Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:
Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.
Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.
Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает.
Тренировка памяти
Ребенку дают текст для прочтения. Затем закрывают от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводят 7–8 секунд, ребенок записывает по памяти. Таким образом поэтапно текст перерабатывается полностью.
Читаем слова на одну тему. Например, лес – дерево – шишка – медведь и т.д. Школьник слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех–пяти слов, постепенно увеличивая до десяти–двенадцати.
Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.
Чтение в паре со взрослым
Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий:
Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.
Взрослый и ребенок постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следит, потом наоборот.
Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, отставая на три-четыре слова. У параллельного воспроизведения вслух есть минус: голоса мешают друг другу. Читать нужно шепотом или вполголоса.
Книги по скорочтению для детей
Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:
Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.
Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.
Автор методики советует заниматься ежедневно по 1 часу. В этом случае видимый результат появится через 10 дней.
4. Пчелинцева Ю. Методика “Словолодочки”
Данное пособие предназначено для обучения детей до 8 лет чтению.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/skorochtenie_dlya_detej_uprazhneniya.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Что такое скорочтение для детей и для чего оно нужно как научиться
Скорочтение стало модно. Вы наверняка видели объявления «скорочтение за 72 часа», «научите ребенка быстро читать», «скорочтение — необходимый навык в учебе». Нейропсихолог и основатель проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready) Анна Полищук приводит популярные заблуждения и на их основе объясняет, что такое скорочтение и как правильно обучать ребенка быстро читать. Вы узнаете, сколько времени потребуется, чтобы овладеть этим навыком, можно ли отдать ребенка на групповые занятия и в каких случаях скорочтение может навредить развитию.
И да, и нет. Умение — однозначно. Но скорочтение — это техника чтения про себя. Именно в ментальном плане, а не вслух. Высшие показатели этой техники недоступны, пока ребенок не научится читать вслух качественно выше определенной нормы.
Вывод: сначала нужно освоить технику чтения вслух, затем уже решать, насколько ребенок готов к скорочтению.
Это главный миф. Структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, ответственные за процессы обучения, так быстро не формируются. Новые сложные нейронные связи, если они получены, но не закреплены, очень быстро нивелируются.
Чтобы овладеть скорочтением, потребуется минимум 3 месяца регулярных занятий.
К сожалению, нет. Об этом многие не знают, но непременно сталкиваются в виде последствий. Скоростное чтение — навык, но не как езда на велосипеде. Его нужно постоянно поддерживать. Без тренировок скорость будет постепенно снижаться, а качество прочитанного «утекать сквозь пальцы».
Если программа индивидуальная, то да, это возможно. Если это работа в группе, то есть риск пропустить важные параметры в развитии и становлении этого хрупкого навыка. И получить нелюбовь к чтению вообще. Навсегда.
Научить всему ребенка «с нуля» проще, чем переучивать. Подходите ответственно к выбору того, где и с кем малыш будет впервые осваивать букварь как систему. Рабочий вариант: мини-группы до 3 человек.
Многим детям противопоказано учиться скорочтению. Педагог по скорочтению — не врач, не логопед и не нейропсихолог, поэтому он не всегда способен отличить индивидуальные особенности ребенка от задержек развития, которые препятствуют освоению навыка. Увеличение и разгон скорости чтения без учета таких трудностей приведет к закреплению проблем, уже имеющихся у ребенка.
Тоже ошибочное мнение. Чтобы решить проблему, нужно понять ее причину. У ребенка может быть диагноз, и если это дислексия, то путь коррекции будет совсем не похож на урок скорочтения: здесь самого чтения будет не так много — сперва работают с образом буквы по всем модальностям и возвращаются к азам.
Когда ребенок уже технически и с понимаем освоил навык чтения, но ускориться не получается, на это есть причина. И она может быть любой: от плохого зрения (неустановленный диагноз) до трудностей с артикуляционным аппаратом и дыханием. Здесь нужно разбираться:
на консультации с логопедом
на диагностике нейропсихолога
на осмотре у невролога
А дальше действовать исходя из рекомендаций специалистов. Скорочтение не решает всех проблем.
То, что ребенок научится только на уроках, — миф. Без регулярных, ежедневных тренировок дома навык будет формироваться бесконечно долго или вовсе не будет освоен. Если ребенок пойдет учиться скорочтению, будьте готовы находить время на домашнее чтение и выполнение упражнений. Иначе деньги уйдут в никуда.
Диагональное чтение — всего лишь один из многочисленных способов ускоренной работы с текстом, причем довольно сложный. Чтобы к нему подойти, сперва нужно будет освоить базовые упражнения для концентрации внимания и работы глаз, множество техник фиксации взгляда и запоминания, отработать пересказы постоянно растущих в объеме текстов, корректно транслировать полученную информацию, уметь обрабатывать разные стили и потоки информации, а уже потом можно будет «взяться за диагональ».
Освоение скорочтения — долгий путь. Не советую искать легких путей, в случае со скорочтением они точно приведут не туда. Желаю Вам успехов!
Скорочтение. Как научить ребенка быстро и правильно читать.
как научить ребенка быстро и осознанно читать
Современные дети медленно читают, потому, что они по большей части – визуалы, т.е. предпочитают графическую информацию текстовой. Это сказывается на школьной успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий.
Педагоги младшей школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. Поэтому, несмотря на то, что официально темп чтения (скорость чтения) не должен оцениваться в начальной школе, этот темп все равно постоянно проверяется. Количество прочитанных ребенком за минуту слов доводится до сведения родителей. Если темп низкий, учитель объясняет родителям, чем это грозит их чаду в будущем. Одни родители начинают искать репетиторов, или смотрят различные видеокурсы в интернете и самостоятельно учат детей читать быстро. Иногда это им удается, но чаще всего нет. Другие родители на фразу «Ваш ребёнок медленно читает, с ним надо дополнительно заниматься» реагируют агрессивно: «Вот Вы и занимайтесь. Вы за это деньги получаете». И агрессия эта не от того, что родители не хотят заниматься, а от того, что не знают как и чем заниматься. Но и педагоги, кроме таблиц Шульте, могут посоветовать немного. А занятия по скорочтению должны проходить разнообразно и системно, чтобы результат был устойчивым и прочным.
Что такое скорочтение? Зачем и кому оно нужно
Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом он не будет понимать, что прочитал, то скорочтение не окажет ему помощи в учёбе, а даже наоборот.
Под скорочтением, в правильном смысле, принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения у младшего школьника при этом должна быть не менее 100-120 слов в минуту. В более старшем возрасте – до 200 слов в минуту.
Иногда можно услышать, что скорочтение детям ни к чему, что, мол, поспешишь – людей насмешишь, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но результаты исследований физиологов и психологов показывают, что всё наоборот: при обычном чтении мы усваиваем примерно половину информации, в то, время как при скорочтении, 70-80%.
Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. Когда мы просто читаем, у нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.
Факторы (причины) мешающие быстро и осознанно читать.
А) Узкое поле зрения
Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкое поле зрения. С помощью специальных текстов и упражнений, можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферийным зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см. Что у нас должно получиться? Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Школьник должен воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними,, захватывая сразу фразу или предложение.
Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Регрессия глаз происходит машинально. Этот процесс можно контролировать, используя тренировочные упражнения.
Читая вслух, дети стараются проговаривать слова чётко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, воспринимать точно стихи и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для быстрого чтения дикция не нужна. Проговаривание слов даже губами, бесшумно, снижает скорость восприятия текста. Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать, и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту.
Г) Неразвитое внимание.
Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, для глубокого понимания новой информации.
Упражнения, которые помогаю повысить скорость чтения
А) Расширение поля зрения
Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по быстрочтению. Дети в 7 и 8 лет читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребёнок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы.
Таблицы Шульте – числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом занятии, отмечая прогресс.
Хорошо помогут тренажёры по скорочтению издательства «Планета».
Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки. Что делаем?
Закладка. Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца. Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку. Продолжает чтение, двигая закладку по странице. Возврат глаз на верхний текст невозможен — он спрятан. Автоматически вырабатывается закономерность движения только вперед.
Указка. Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель, родитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.
В) Подавление артикуляции
Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза, вслух ничего не произносим. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.
Читаем под музыку. Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию.
Бормотун или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.
Карандаш или замок. Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.
Барабанная дробь. Отстукивать ритм может учитель, родитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.
Важно. Регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника и т.д.
Г) Развиваем внимание
Без высокого уровня внимания невозможно читать быстро и одновременно понимать, о чем текст, выделять главное. Для корректировки внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения:
Включаем в работу оба полушария. Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание или разминку в классе.
Развитие антиципации (угадывание, предвосхищение). Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий: текст «вверх ногами». Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или «вверх ногами».
Линейка. Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется по смыслу догадываться, какие слова там написаны. А еще можно линейкой закрыть верхние (или нижние) половинки букв на одной строчке.
Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий: чтение одновременно с родителем; Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.
Все эти упражнения есть в тренажерах издательства «Планета»
Тренажеры по скорочтению, издательство «Планета»