Что такое скрининг резюме
Скрининг резюме как метод экономии на поиске персонала
С загадочным, на первый взгляд, словосочетанием «Скрининг резюме» за свою карьеру, пожалуй, сталкивался каждый менеджер по подбору персонала. Однако, как показывает практика, еще не все знают, что за ним кроется. Оно имеет множество определений, но все они сводятся к одному. Давайте разберемся, что это такое и с чем его едят, подробнее.
Обычно к ним относят:
Это та работа, которой занимаются на первоначальной стадии все рекрутеры, которые получают в работу ту или иную вакансию, и часто она отнимает очень много времени и тем более денег на оплату job-сайтов.
Это та работа, которой занимаются на первоначальной стадии все рекрутеры, которые получают в работу ту или иную вакансию, и часто она отнимает очень много времени и тем более денег на оплату job-сайтов.
Заказав услугу «Скрининг резюме» в сторонней организации, заказчик получает полную и профессионально оформленную информацию о кандидатах на вакантную должность, не выходя из кабинета. Его избавляют от рутинной и дорогостоящей работы по поиску резюме соискателей и первичной связи с ними. В результате заказчик услуги получает от 20 до 100 отобранных резюме подходящих под запрос соискателей.
Данная услуга интересна компаниям с ограниченным бюджетом на поиск персонала. Также подходит при подборе сотрудников со строго определенными критериями отбора.
Преимущества услуги «Скрининг резюме»:
Сколько это стоит?
Стоимость услуги зависит от компании, в которую вы обращаетесь за услугой. Чаще всего агентства, предоставляющие услугу «Скрининг резюме», устанавливают ценообразование исходя из позиции вакансии, частоты сбора резюме и других параметров. Минимальный порог стоимости услуги, как правило, порядка 5 000 рублей, средняя рыночная стоимость – 10 000 рублей и выше.
Несколько причин заказать услугу «Скрининг резюме» в JobHelp:
Поиск персонала стал быстрее, дешевле и комфортнее.
Идеальное резюме кандидата: миф или реальность
10-20 секунд. Именно столько времени нужно рекрутеру или HR-специалисту, чтобы оценить резюме кандидата. Какие критерии первыми бросаются в глаза? Опыт? Фотография? А может структура документа или же его содержание?
В новой статье редакция Hurma поделилась с вами ответами на эти вопросы. Мы на примерах расскажем вам, как оценить резюме кандидата, сопроводительное письмо и на какие факторы обратить внимание в первую очередь.
Скрининг резюме: что это и для чего?
Процесс скрининга резюме представляет собой фильтрацию заявок по каким-то определенным параметрам. Зачем это делать? Как минимум, это экономия времени, поскольку нерелевантные кандидаты будут «отпадать» сразу. Изначально отфильтровав соискателей, на интервью к рекрутеру попадут компетентные специалисты. И вероятность того, что они пройдут испытательный срок и покажут хорошие результаты – значительно увеличивается.
По каким параметрам рекрутеры просматривают резюме и что это за параметры такие? Параметры скрининга – ключевые критерии к кандидату, которые на данный момент must-have для работодателя.
Чек-лист: критерии для скрининга резюме
Сопроводительное письмо
А точнее его наличие. Ну и содержание 🙂 Сопроводительное письмо – кратчайший путь, чтобы узнать, насколько серьезно кандидат относится к вакансии. Во время прочтения сопроводительного письма, обратите внимание на ком оно сосредоточено.
Сопроводительное письмо должно быть сосредоточено на том, какую пользу может принести специалист компании. То есть, он должен отвечать на вопрос: «Чем кандидат может быть полезен работодателю», а не: «Что ж это за лапочка такая». Причем это правило в две стороны. Точно также, при описании вакансии. В первую очередь, оно должно отвечать на вопрос: «А почему соискатели вообще должны работать у нас? Что мы можем им предложить?».
Как не надо делать 🙂
Уже лучше 🙂
Короткое summary. Что не так в первом письме?
С технической точки зрения все отлично, там описаны умения и навыки человека, но все сосредоточено на том, какой кандидат молодец. Во втором же внимание фокусируется на том, а какую пользу может принести кандидат проекту, команде, компании. А именно это и хочет увидеть каждый рекрутер/HR/работодатель, открывая резюме и сопроводительное письмо к нему.
Опыт работы
Каждая компания по-разному относиться к опыту кандидатов. Все зависит от конкретной позиции, должности, уровня квалификации специалиста, который нужен работодателю. Например, на позицию Junior или же Trainee, взять человека без опыта или с очень маленьким – совершенно нормальная практика. Но вот с позициями Middle и Senior сложнее. У специалистов таких уровней есть опыт и очень странно, когда его нет.
На что обращать внимание в резюме кандидата в разделе «Опыт работы»?
В этом разделе кандидаты описывают свой профессиональный уровень, приобретенные навыки и практический опыт. Отлично, если кандидат не ограничивается перечислением должностей, а подробно описывает проекты, с которыми он работал, достижения, обязанности. Кроме того, важно обращать внимание на размер компаний в которых работал кандидат.
Как правило, маленькие продуктовые компании отдают предпочтения кандидатам из таких же небольших организаций. Но не потому что им откажут специалисты из больших организаций. Причина в том, что если человека ищут не на управленческую позицию, то в большой компании он, как правило, занимался ограниченным спектром задач и не всегда готов к мультитаскингу.
Обращайте внимание на то, как человек рос в предыдущей компании, увеличивался ли уровень его ответственности. Если он 10 лет работал на Junior-позиции, стоит присмотреться к нему получше. Человек мог отлично выполнять свои задачи, но не стремиться к развитию и ответственности.
Ничего страшного в длительных паузах в карьере нет, но очень важно понимать причину, почему так случилось и чем человек занимался в это время.
Грамотность
Все мы люди и все склонны ошибаться. Поэтому не стоит откидывать резюме кандидата подальше из-за небольшой опечатки или ошибки. Но, при этом, очень важно смотреть на дальнейшую коммуникацию и то, насколько грамотно с вами будет общаться специалист. Кроме того, грамотность очень важна при подборе на должность копирайтера, редактора, корректора, контент-менеджера, журналиста и т. д.
Оформление резюме
Здесь есть несколько важных параметров:
Образование
Большинство IT-компаний сейчас активнее смотрят на опыт и скилы кандидата, нежели на то, где он учился и какая у него специальность. Конечно, на многие позиции наличие профильного образования станет плюсом, но это совсем не решающий критерий. А особенно в IT.
Описание hard skills
Прежде чем начинать искать кандидата, рекрутеру, нанимающей команде, HR–у, нужно определить, какими профессиональными навыками он должен обладать.
Обращайте внимание на то, какие профессиональные навыки описывает кандидат в резюме и насколько они соответствуют вашим ожиданиям.
Дополнительная информация
В этом блоке кандидаты описывают свои софт скилы, наличие дополнительного образования: профильных курсов и т. д. В этом блоке можно увидеть систему ценностей кандидата, поскольку в свои достижения люди вписывают значимые для себя показатели.
А бывает ли оно – это идеальное резюме?
Конечно, любому HR-у или рекрутеру хотелось бы, чтобы кандидаты присылали идеальные резюме и обладали такими же идеальными навыками. Но, в жизни, к сожалению, так бывает не всегда.
Иногда специалисты по управлению талантами сталкиваются с супер профессиональными кандидатами, у которых резюме не идеальное от слова «совсем». А бывает, что наоборот – резюме просто идеальное, а вот специалист не очень.
Поэтому не стоит слепо верить одному лишь резюме, нужно учится видеть, какой человек скрывается за этим документом. Очень важно уметь включить критическое мышление, анализировать информацию, а если кандидат уж очень сильно понравился, но есть какие-то сомнения – назначить встречу.
Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma 😉
Я даю своё согласие на обработку Персональных Данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и принимаю Пользовательское соглашение
Как отбирать кандидатов по резюме, или эффективный «скрининг»
Этот материал открывает серию постов нашего блога на тему HR.
Если вы работаете в большой компании или занимаетесь массовым подбором персонала на позиции с высоким уровнем «текучки», то первым и одним из основных методов поиска кандидатов является «скрининг» резюме.
Что такое скрининг?
Это «просеивание» резюме по заданным параметрам, таким, например, как опыт работы, образование, ключевые знания, умения и навыки.
Эти параметры для скрининга персонала, как правило, можно найти в должностной инструкции по вакансии, если таковая имеется в папке кадровых документов. Если она пока находится на стадии разработки, то можно «набросать» профиль должности, исходя главным образом из обязанностей, которые будет выполнять сотрудник.
Такой способ, конечно, не обладает высокой степенью надежностью, но часто является единственной возможностью быстро составить «портрет» кандидата.
Теперь, когда перечень параметров для подбора есть, можно начинать скрининг резюме, и для этого нужна их выборка. Ее можно получить несколькими путями.
Первый: воспользоваться доской объявлений, разместить описание вакансии в специальной базе (таких ресурсов в интернете масса) и изучать отклики — в этом случае, как правило, в ваши руки попадают резюме кандидатов, которые ознакомились с вакансией, читали (хотя бы мельком видели) информацию в карточке компании, на вашем сайте.
Это уже замотивированные на собеседование кандидаты.
Вторая категория кандидатов — это контакты, полученные путем «холодного» обзвона. Здесь вы прописываете в поиске ключевые навыки кандидатов, обязанности (все берем из составленного профиля) или даже названия компаний-конкурентов и просматриваете резюме, автоматически отобранные из базы.
Надо отметить, что резюме из первой группы придется анализировать более тщательно — случается, что кандидаты, заинтересованные в вашей вакансии, «украшают» свое резюме. Например, искажают информацию о выполняемых обязанностях, чтобы в большей степени соответствовать предъявляемым требованиям.
Итак, для того чтобы скрининг резюме был эффективным, лучше использовать следующий план.
1. Анализируем цель резюме
Хорошо, если соискатель вакансии конкретно и ясно описывает интересующую должность (несколько должностей) и указывает зарплатные ожидания. Такой человек знает, что, как и за какую цену он готов делать.
2. Изучаем опыт работы
Хронологию профессиональной деятельности лучше изучать с конца, хотя в резюме, как правило, указывая места работы, соискатели начинают с последнего. Количество мест работы, сфера деятельности (одна или несколько), карьерный рост и срок работы в компаниях, занимаемые должности, опыт руководства — даже беглый анализ этой информации позволит создать некий психологический портрет кандидата.
Так, можно легко выявить «летуна», часто меняющего места работы или человека консервативного и целеустремленного — много лет работал в одной компании и имел повышения в должности. Особое внимание стоит уделить выполняемым обязанностям — насколько они соответствуют обязанностям согласно описанию вакансии. Замечательно, если кандидат указал достижения по занимаемой должности.
3. Просматриваем сведения об образовании
Зачастую уровень образования может мало говорить о профессиональных навыках кандидата. Но можно, например, обратить внимание на наименование учебного заведения. Часто кандидаты отмечают в резюме и дополнительное образование — всевозможные тренинги, курсы, семинары.
Здесь важно найти образование, которое соответствует вашей вакансии и проходилось не более 3–4 лет назад. Поможет эта информация и при оценке способности и мотивации кандидата к обучению.
4. Тщательно изучаем информацию об указанных знаниях, умениях и навыках
Хорошо, если кандидат указывает их коротко, лаконично, используя соответствующие термины.
5. Раздел с личными данными
Здесь обычно указывают место рождения, семейное положение, информацию о вредных привычках, личные качества. Существенной смысловой нагрузки тут нет. Никто из соискателей не напишет про себя «безответственный» или «неаккуратный».
6. В заключение
Наконец, обращаем внимание на общий стиль написания, логичность в изложении информации, грамотность и вежливость кандидата.
Что дальше?
Завершая скрининг подбор персонала, не спешите «удалять» резюме, особенно это касается анкет замотивированных кандидатов. Их можно будет, например, рассмотреть на другие позиции.
Делая выводы по результату скрининга, нужно помнить, что это только начало длинной цепочки процессов — подбора, отбора и найма соискателей — и от того, насколько успешно вы его проведете, будет зависеть весь результат — выбор лучших сотрудников для вашей компании.
Высоких вам конверсий!
Дарья Хоромская,
руководитель HR отдела LPgenerator
BOSSHUNT
Рынок труда меняется очень быстро, и чтобы не остаться на скамейке запасных, соискателям нужно успевать модернизировать и подстраивать резюме под эти изменения.
Как ни странно, но у резюме есть два читателя — робот и человек. Поэтому нужно сильно постараться создать резюме, которое будет обходить искусственный и человеческий интеллект.
В этой статье вы узнаете:
Содержание
Резюме сейчас больше, чем просто резюме
Основная причина, по которой большинство людей не могут составить эффективное резюме, заключается в том, что они зацикливаются на второстепенных деталях: одна страница или две, добавлять фото или нет, какой шрифт использовать и т. д. Вместо того, чтобы переключиться на содержание и изменения, которые действительно приносят результаты. К тому же большая часть резюме сосредоточена на прошлом соискателей — их послужном списке на данный момент. Разве ни странно делать фокус только на прошлом опыте, когда соискатель хочет уйти и получить новую работу? То есть, сам кандидат смотрит в будущее, а в своем резюме описывает все детали предыдущего опыта.
Такие резюме с описанием того, чем вы конкретно занимались в том или ином месте работы, остались в далеком прошлом. Это интересно только вам. Нанимающей стороне в первую очередь интересно, как то, что вы делали соответствует требованиям вакансии. Поэтому, во-первых, прекратите описывать в резюме детали своей работы в компаниях, в которых вы работали, конечно, если вы не собираетесь снова отправлять резюме в те же самые компании. Во-вторых, сместите фокус на цель составления резюме. Цель любого резюме – это пройти первичный отбор через специальные алгоритмы системы отслеживания соответствия кандидатов и убедить человека, который прочитает ваше резюме, в том, что вы подходящий кандидат. Этой цели можно добиться только в том случае, когда все слова в резюме будут направлены на продажу ваших компетенций и на повышение вашей ценности для нанимающей стороны.
Давайте для начала разберем такие понятия, как «скрининг резюме», «ключевые слова», «ATS».
Что такое скрининг резюме?
Скрининг резюме (от англ. screening — фильтрация, просеивание) — метод отбора кандидатов по ключевым словам, позволяющий выделить из всей имеющейся информации в резюме только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям отбора. Поэтому скрининг резюме позволяет в сжатые сроки осуществить качественный первичный отбор кандидатов.
Такой метод по фильтрации резюме можно сравнить с работой роботов поисковых систем, которые отсеивают все лишнее по заранее заданным параметрам. Если роботу Google или Yandex что-то не понравилось на web-странице сайта, то она не будет проиндексирована и никогда не появится в результатах поиска. Также и резюме, которое не соответствует критериям первичного отбора, не появится в результатах поиска. Поэтому необходимо осуществить комплекс действий по оптимизации резюме для поднятия позиций в результатах выдачи поисковых систем и автоматизированных систем управления (ATS).
Что такое ATS?
ATS (от англ. applicant tracking system) — автоматические сканеры для просмотра и сравнения резюме кандидатов с вакансиями. Это могут быть специальные программы для хранения и систематизации данных о соискателях, позволяющие выполнять рекрутинговые задачи. Например, АСУ (сокр. от автоматизированная система управления). Их алгоритмы работают так же, как поисковая система. Они ищут ключевые слова. Когда резюме проходит через ATS, то оно сохраняется в базе данных этих программ. Затем рекрутер вводит ключевые слова. И, если резюме кандидата содержит эти ключевые слова, то ATS будет поднимать его в результатах поиска, и его увидит рекрутер.
Таким образом, ATS — это система, которая сканирует ключевые слова из вашего резюме, чтобы определить, насколько точно вы подходите для данной позиции. Это происходит еще до того, как ваше резюме увидит человек. Если ваше резюме не содержит определенного количества слов или терминов из описания вакансии, то ATS автоматически распознает вас, как неподходящего кандидата, и блокирует. В итоге ваша заявка не дойдет до адресата, так как резюме было отклонено роботом.
Кто и зачем использует ATS?
Рынок кадровой индустрии продолжает расти, что приводит к усилению конкуренции и большему давлению на требования к кандидатам со стороны работодателей. Как следствие, кадровые агентства должны быстро подбирать нужных кандидатов своим клиентам. А самый быстрый способ найти лучших кандидатов — использовать ATS. Такие системы использует семантическое сопоставление по ключевым словам. Это передовые технологии автоматически анализируют требования к должности и выполняют отбор по всей базе данных кандидатов в поисках наилучшего соответствия.
Более того, в крупных компаниях идет рост использования технологий машинного обучения, которые обеспечивают наиболее точные совпадения, которые даже не находят рекрутеры. Мощность хорошей технологии поиска и сопоставления во многом зависит от качества полноты набора взаимосвязанных слов, терминов, понятий. Умный поиск учитывает не только описание вакансии, но и описание профиля должности и основные характеристики профессии/отрасли/специализации. Например, рекрутер, ищущий онлайн-маркетолога, может не знать, что такое SEO, и, как следствие, не видеть связи с другими важными компетенциями в онлайн-маркетинге. ATS уже знает, что такое SEO, и поэтому найдет больше потенциальных соответствий. Такие программы помогают сократить время найма и наиболее точно сопоставить навыки кандидата с навыками профиля должности.
Ключевые слова также используют работодатели для поиска резюме в Интернете или других компьютерных базах данных. Если в базе данных компании нет подходящего кандидата, то рекрутер выполняет тот же поисковый запрос во внешних системах отслеживания кандидатов и платформах HR. Поэтому ключевые слова повышают вероятность выбора вашего резюме на всех онлайн-ресурсах. Чем больше ключевых слов в вашем резюме, тем лучше будут результаты поиска и сопоставления с их базой данных.
Чтобы обойти ATS, многие кандидаты пытаются взять ключевые слова или профессиональную терминологию из описания вакансии и добавить их в свои резюме. Это кажется хорошей идеей, но, к сожалению, и это не работает. Поскольку это стало практикой большинства соискателей, компании начали добавлять в алгоритм ATS ключевые слова, которые они не перечисляют в описании вакансии. Это ключевые слова, которые относятся к топ-5 критериям отбора. Это профильное образование, профильный опыт работы, функциональные и гибкие навыки, KPIs и достижения. Это делают, чтобы отфильтровать претендентов на раннем этапе, которые не подходят под все требования.
Здесь можно сделать лирическое отступление и порассуждать о том, как ATS может отклонить профессионала с большим опытом работы, а пропустить менее опытного кандидата только по факту наличия или отсутствия ключевых слов в резюме. Мы можем также уйди в дискурс на тему, насколько автоматизация процесса скрининга резюме ухудшает качество отбора претендентов на вакансию для компаний, которые используют в найме ATS. Вы также можете продолжать возмущаться, почему ваше резюме будет отфильтровано какой-то машиной, если вы имеете релевантный опыт работы и уверены, что у вас есть все необходимые знания и навыки для успешного выполнения задач из описания вакансии. Тем не менее, факт остается фактом. ATS существует, как и существуют поисковые системы. И ваша заявка будет отклонена системой и попадет в стоп-лист компании, если резюме не содержит ключевых слов.
Почему это так важно?
Прошли те времена Форда, когда на рынке предлагали купить любой автомобиль, если он черный. Сейчас так же, как и на любом другом рынке, на рынке труда — предложение в разы превышает спрос. Как правило, на каждую вакансию приходит от 300 до 1000 откликов. Чтобы вас выбрали среди других кандидатов по резюме, вы должны быть не только достаточно квалифицированы, но и подходить под требования вакансии. То есть, чтобы увеличить свои шансы на получение приглашений на собеседования, нужно включить в резюме требуемые компетенции. Это и есть ключевые слова.
Что такое ключевые слова?
Ключевые слова (от англ. keywords) — метатеги, которые предназначены для роботов поисковых систем для обеспечения точного соответствия результатов поиска. Наличие в резюме определенных ключевых слов также поможет менеджерам по подбору персонала и рекрутерам идентифицировать ваше резюме, как лучшее совпадение с требованиями нанимающей стороны.
Поиск по ключевым словам – один из самых простых способов первичного отбора кандидатов по резюме. В зависимости от требуемого опыта работы в определенной сфере ключевыми словами могут быть названия должностей, сфер и специализаций; обязанности, hard и soft навыки, продукты, услуги, сегменты рынка, географические рынки и т. д.
Например, для юриста ключевыми словами в зависимости от его специализации могут быть: «гражданское право», «трудовое право», «налоговое право», «договорное право», «арбитражные суды», «инвестиционный договор», «вексельное законодательство», «государственные закупки» и др.
Для директора по маркетингу ключевыми словами могут быть: «стратегический маркетинг», «маркетинговый анализ», «продвижение бренда», «медиа планирование», «B2B маркетинг», «ATL», «BTL», «SMM» и др.
Для руководителя отдела логистики ключевыми словами могут быть: «логистический менеджмент», «производственная логистика», «складская логистика», «транспортная логистика», «оптимизация логистических процессов», «бережливое производство» и др.
Точность совпадения по комбинации ключевых слов приводит к лучшему поиску нужных кандидатов и, в итоге, сокращает время первичного отбора по резюме. Например, когда рекрутер ищет разработчика программного обеспечения со знанием Java, он/она в первую очередь не интересуется кандидатом, который любит путешествовать, обладает лидерскими качествами или необычными способностями. «Java», «Разработчик программного обеспечения» — вот первые ключевые слова, которые будет заводить при поиске рекрутер. Если в резюме содержатся слова «Java», «Разработчик программного обеспечения», то такие резюме будут появляться в результатах поиска.
Примеры ключевых слов по позициям
Позиция | Ключевые слова |
---|---|
Менеджер по работе с ключевыми клиентами | FMCG, B2С продажи, развитие ключевых клиентов, Key Account Management, работа с федеральными клиентами, работа с региональными сетями, трейд-маркетинг, проведение промоакций, полевые аудиты, мерчендайзинг, введение переговоров, выявление потребностей, работа с возражениями |
Директор по логистике | транспортная логистика, складская логистика, контейнерная логистика, автоперевозки, морские перевозки, речные перевозки, таможенное оформление, оптимизация логистических процессов, ВЭД |
Продакт-мененджер | разработка нового продукта, формирование продуктовой стратегии, расчет P&L продукта, веб-аналитика, Яндекс.Метрика, Google Analytics, проверка продуктовых гипотез, CustDev, MVP, CJM, UX/UI, Agile Project Management, Scrum, Kanban |
Директор по маркетингу | B2B маркетинг, разработка маркетинговой стратегии, продвижение брендов, маркетинговый анализ, маркетинговые исследования, медиапланирование, омниканальные кампании, маркетинговые коммуникации, ребрендинг, разработка новых продуктов, вывод новых торговых марок на рынок, ATL, BTL, Digital-маркетинг |
Давайте рассмотрим другой пример. Рекрутер ищет регионального менеджера по работе с федеральными сетями (RКАМ) «X5 Retail Group», «Магнит», «Ашан», «Метро» по продуктовому направлению «чай и кофе». Тогда, он/она в первую очередь будет заводить ключевые слова: «региональный менеджер» «RКАМ», «работа с федеральными сетями», «региональный менеджер по работе с федеральными сетями», «продуктовый ритейл», «X5 Retail Group», «Магнит», «Ашан», «Метро», «чай», «кофе». Если в резюме содержится максимальный набор таких ключевых слов, то оно будет выдаваться в первых строчках результата поиска.
Приведу еще один пример. Если соискатель имеет опыт работы руководителем отдела продаж, а сейчас решил искать новую работу на позицию коммерческого директора или директора по продажам, а не еще одну работу в качестве руководителя отдела продаж. Как вы считаете, пройдет ли его резюме отбор, если соискатель не отразил в резюме ключевые слова: «коммерческий директор» и «директор по продажам»?
Следует признать, что это самая распространенная ошибка. Исследования показывают, что в 90% резюме нет ключевых слов, по которым отбирают кандидатов, и по факту в резюме соискателей содержится всего 10-15% нужной информации. Это объясняется тем, что кандидаты заполняют резюме исходя из своего представления о своем прошлом опыте в компаниях, в которых они работали. А нужно заполнять резюме исходя из представления работодателей об идеальном кандидате.
Возникает вопрос: как это исправить? Как узнать, какие именно ключевые слова лучше всего подходят для вашего резюме?
Как найти правильные ключевые слова для резюме
Есть два способа:
Способ №1. Составление облака ключевых слов
Способ №2. Кейс «Поиск ключевых слов»
Способ №1. Составление облака ключевых слов
Термин «облако ключевых слов» используется в поисковом маркетинге, где он обозначает группы ключевых слов, относящихся к некоторому веб-сайту. Облака тегов, как средства навигации, позволяют связать ресурсы веб-сайта более тесно, обход таких ресурсов поисковым роботом может улучшить позицию сайта в результатах выдачи поисковой системы. С точки зрения пользовательского интерфейса облака тегов часто используются, чтобы помочь пользователю найти информацию в конкретной системе более быстро, обобщая результаты поиска. По такой же аналогии работает облако ключевых слов для оптимизации резюме в поисковой выдачи.
Составить облако ключевых слов для резюме можно с помощью сайта Wordclouds.com.
Wordclouds.com — это бесплатный онлайн-генератор облака тегов. Этот сайт поможет вам наглядно увидеть ключевые слова, чтобы вы могли включить их в свое резюме.
Вот как это можно сделать:
Вот как это работает. Давайте рассмотрим создание облака ключевых слов на примере позиции PR-менеджера в маркетинге. WordClouds сформировал вот такое изображение, которое демонстрирует количество и частоту ключевых слов.
Образец изображения WordClouds.com для роли «PR-менеджер».
Изображение создано WORDCLOUDS.COM
N! B! Этот подход не является на 100% надежным, но он поможет убедиться, что ваше резюме в целом содержит ключевые слова, чтобы обойти искусственный интеллект.
Однако, обойти человеческий интеллект намного сложнее, — придется выполнить более глубокий сбор и анализ ключевых слов. Давайте разберем второй способ поиска ключевых слов.
Способ №2. Кейс «Поиск ключевых слов»
Я разработала кейс «SWOT-анализ компетенций» — рабочий лист исследования карьеры для цели правильного позиционирования кандидатов на рынке труда. Это мой авторский метод выявления потребностей работодателей в найме и анализа профессиональных компетенций (отраслевых, функциональных, гибких и жестких навыков) кандидатов на соответствие требований современного рынка труда. Я использую этот метод, чтобы определять конкурентные преимущества и слабые стороны своих клиентов на услуге «Продающее резюме». Вот уже более семи лет кейс «SWOT-анализ компетенций» на практике доказывает свою эффективность. Его также используют многие карьерные консультанты в своей работе с клиентами.
Я адаптировала и упростила кейс «SWOT-анализ компетенций», чтобы соискатели смогли самостоятельно провести аналогичный анализ и определить потребности нанимающей стороны. В итоге получился кейс «Поиск ключевых слов» — это лайт-версия метода карьерного позиционирования. Выполнение кейса «Поиск ключевых слов» поможет найти ключевые слова и фразы для резюме, а также определить, какие навыки, знания и умения наиболее востребованы в вашей профессии, и сделать выводы насколько ваш опыт подходит под требования рынка.
Описание кейса «Поиск ключевых слов»
Цели кейса:
Задачи кейса:
Ожидаемые результаты:
Результат №1. По итогам выполнения кейса у многих возникает ощущение в большей или меньшей степени недостаточности знаний, умений или навыков в своем профессиональном бэкграунде. Ко многим приходит понимание, что на данном этапе карьеры компетенций для продвижения недостаточно. Кейс также наглядно показывает, какие именно компетенции следует улучшить для дальнейшего карьерного развития.
Результат №2. Формирование списка ключевых слов и выражений для резюме.
Структура кейса
Кейс состоит из 4-х блоков:
Инструкция по выполнению кейса
Шаг №1. Найдите вакансии
Собрать нужную информацию для заполнения блоков помогут вакансии. Найдите 15-20 вакансий, которые наиболее всего подходят для вашей карьерной цели. Это могут быть вакансии в архиве, на которые вы уже отправляли резюме. Это могут быть актуальные вакансии, которые вы рассматриваете сейчас. Главная задача на этом этапе подобрать наиболее релевантные вакансии согласно вашей текущей цели поиска работы.
Есть три способа поиска вакансий.
Способ №1. Поисковые интернет-системы
Используйте популярную поисковую систему интернета в своей стране. Например, Google или Yandex. Специальный язык запросов по ключевым словам позволит найти объявления вакансий, в тексте которых содержатся интересующие вас слова или фразы.
Чтобы определить наиболее эффективный поисковый запрос для поиска вакансий, соответствующих вашему профилю работы, возьмите за основу свое карьерное позиционирование. Что это такое прочитайте в статье: Карьерное позиционирование: взгляд с парадигмы нанимающей стороны. Например, для позиции финансового менеджера, работающего в банковской сфере по направлению бюджетирование, ключевыми словами для поиска могут быть: «вакансии», «финансовый менеджер», «банк», «бюджетирование». Поисковые запросы также могут включать различные варианты последовательности ключевых слов. Примеры поисковых запросов:
• Вакансии на позицию финансовый менеджер в банке бюджетирование
• Вакансии финансовый менеджер по бюджетированию банковская сфера
• Финансовый менеджер бюджетирование банк вакансии
А вот примеры поисковых запросов для интернет-маркетолога по специализации e-commerce в сфере ритейла:
• Вакансии на позицию интернет-маркетолог e-commerce в ритейле
• Интернет- маркетолог e-commerce ритейл вакансии
• Вакансии интернет- маркетолог в ритейле электронная коммерция
Также в поисковом запросе вы можете поставить название интернет-ресурса, который вы используете для поиска вакансий. Например: вакансии hh.ru на позицию интернет-маркетолог e-commerce ритейл. В таком случае вы найдете вакансии на сайте hh.ru, в которых встречаются слова «интернет-маркетолог», «ритейл», «e-commerce».
Если вы хотите найти несколько слов, которые обязательно должны стоять рядом, то возьмите их в кавычки. Пример: вакансии «интернет-маркетолог e-commerce». В таком случае вы найдете вакансии, в которых встречается словосочетание «интернет-маркетолог e-commerce» (именно в таком порядке). Вакансии, содержащие текст «интернет-маркетолог в ритейле e-commerce», не будут найдены, поскольку между словами поискового запроса здесь стоит еще одно слово «в ритейле».
Способ №2. Профессиональная сеть LinkedIn
Используйте профили лидеров отрасли, в которой вы работаете, или профили людей в LinkedIn, которые входят в топ-20 по просмотрам для интересующей вас должности, и проанализируйте, какие ключевые слова они указывают в описании своего опыта.
Как найти профили с наибольшим количеством просмотров? Вбейте в поисковую строку название нужной должности/сферы/специализации и посмотрите профили, которые выйдут на первой странице. Они, возможно, не будут наиболее просматриваемыми, но будут наиболее релевантными для вашей карьерной цели.
Способ №3. Сайты интернет-рекрутмента
Используйте сайты интернет-рекрутмента — порталы по поиску работы и сотрудников. Это могут быть сайты трудоустройства, профессиональные тематические сайты, профессиональные форумы.
Самый популярный сайт по поиску работы в России — hh.ru. Управлять поиском вакансий на hh.ru поможет специальный язык запросов. Когда вам нужно просто найти максимальное количество вакансий, содержащих ключевые слова в произвольном порядке, то используйте тот же поиск из способа №1 — по ключевым словам из формулировки своего карьерного позиционирования. В отличие от первого способа, не нужно добавлять слова «вакансии», «позиция». К тому же, если ввести поисковый запрос без кавычек, то в результате будут найдены объявления вакансий, которые содержат все слова из этого запроса в любом месте вакансии.
Пример: Финансовый менеджер бюджетирование банк
Результат: Вы найдете все вакансии, в которых встречаются все 4 слова в любом порядке. В частности, будут найдены вакансии, которые содержат в тексте слова: «финансовый менеджер», «бюджетирование» или «банк».
Как задавать расширенный поиск по ключевым словам и описание языка поисковых запросов вы можете прочитать в инструкции на hh.ru: https:/hh.ru/article/1175.
N! B!
На сайтах интернет-рекрутмента можно найти только актуальные опубликованные вакансии. Чаще всего срок публикации вакансии ограничен периодом последних 30 дней. Такой короткий период времени может не показать реальную картину ожиданий работодателей от кандидатов. Поэтому для получения более репрезентативной выборки, обязательно воспользуйтесь первым способом через поисковые системы Яндекс или Гугл, так как в них хранится информация по всем опубликованным ранее вакансиям, в том числе архивным.
Шаг №2. Создайте файл «Поиск ключевых слов»
Создайте файл в любом удобном формате для последующей работы. Оформите 4 блока:
Блок №1. «Обязанности»
Блок №2. «Требования»
Блок №3. «Сильные стороны»
Блок №4. «Слабые стороны»
Шаг №3. Заполните блок «Обязанности»
Скопируйте в кейс «Поиск ключевых слов» из вакансий информацию из раздела «Обязанности».
Удалите обязанности из списка, которые дублируются.
Выделите зеленым цветом обязанности, которые вы выполняли ранее (аналогичные).
Выделите красным цветом обязанности, которые вы не выполняли ранее и не сможете с ними справиться на новом месте работы.
Шаг №4. Заполните блок «Требования»
Скопируйте в кейс «Поиск ключевых слов» из вакансий информацию из раздела «Требования».
Удалите требования из списка, которые дублируются.
Выделите зеленым цветом требования, которым вы полностью удовлетворяете.
Выделите красным цветом требования, которым вы не соответствуете.
Шаг 5. Заполните блок «Сильные стороны»
Скопируйте формулировки обязанностей и требований, выделенных зеленым цветом, и перенесите их в третий блок кейса «Сильные стороны». Разбейте на 4 группы в соответствии с критериями отбора: профильный опыт работы, профильное образование, Hard навыки и Soft навыки.
Вы получите список своих сильных сторон – это конкурентные преимущества, которые определяют вашу ценность на рынке труда с парадигмы нанимающей стороны. Блок «Сильные стороны» также будет вашим списком ключевых слов для написания резюме.
Шаг №6. Заполните блок «Слабые стороны»
Скопируйте формулировки обязанностей и требований, выделенных красным цветом, и перенесите их в четвертый блок кейса «Слабые стороны» по топ-4 критериям: профильный опыт работы, профильное образование, Hard навыки и Soft навыки. Вы получите список своих слабых сторон – это ваша зона для развития. Слабые стороны понижают вашу ценность на рынке труда с парадигмы нанимающей стороны.
Шаг №7. Интерпретация результатов кейса
Проведите анализ собранной информацией.
Если список сильных сторон включает максимальное соответствие всем пунктам (выделенные формулировки зеленым цветом) в блоках: «Обязанности» и «Требования», а в список слабых сторон вы ничего не добавили, то это означает, что вы обладаете высоким уровнем компетенций и конкурентоспособны на текущем рынке труда.
Если список сильных сторон включает минимальное соответствие всем пунктам (выделенные формулировки зеленым цветом) в блоках: «Обязанности» и «Требования», а список слабых сторон весьма внушительный, то это означает, что вы обладаете низким уровнем компетенций и не конкурентоспособны на текущем рынке труда.
Таким образом с помощью кейса «Поиск ключевых слов» вы выявили потребности работодателей в сотрудниках и составили список сильных сторон с их точки зрения. Теперь вы знаете, какого кандидата в вашей сфере ищут компании.
Шаг №8. Добавьте ключевые слова в резюме
Вы провели большую работу, выполнив кейс «Поиск ключевых слов». Вы потратили много времени и сил, чтобы сравнить вакансии и определить свои сильные стороны. Пришло время пожинать плоды своего труда. Теперь у вас есть ключевые слова, которые лучше всего подходят для вашей профессии, специализации и сферы. И вы сможете создать контент для резюме, который будет максимально адаптирован под требования нанимающей стороны. Оптимизируйте резюме, добавив ключевые слова, которые вы выделили в кейсе зеленым цветом. Распределите полученный список ключевых слов по всем разделам резюме.
Вот как это работает на практике:
Пример выполненного кейса на позицию «Персональный ассистент генерального директора сети медицинских клиник»
Блок №2. «Требования»
• Опыт аналогичной работы от 3-х лет
• Высшее образование
• Свободный уровень английского языка: письменный и устный, бизнес-английский.
• Хорошие административные навыки
• Знания делового этикета
• Высокая обучаемость
• Продвинутый пользователь MS Excel
• Требуется умение самостоятельно решать и доводить до конечного результата все вопросы, и каждый раз находить третье нестандартное решение, при котором качество результата растет, а затраты уменьшаются.
• Внимательность к деталям
• Умение расставлять приоритеты.
• Отличные организаторские навыки
• Аналитический склад ума
• Грамотная устная и письменная речь
• Мобильность, готовность к командировкам
• Мы ищем стресс устойчивого ассистента, который схватывает всё «на лету» и быстро вникает в суть задачи
• Коммуникабельность, умение находить контакт с различными категориями людей.
Блок №3. Сильные стороны
• Профильный опыт работы: опыт работы на позиции персонального ассистента генерального директора сети медицинских клиник более 3-х лет.
• Профильное образование: высшее экономическое образование по специальности «Менеджмент организации» в НИУ ВШЭ.
• Hard навыки: полная административная и информационная поддержка руководителя, согласование документов, составление графиков, таблиц, приём звонков, планирование, организация и сопровождение рабочего дня руководителя, организация встреч, переговоров, совещаний, хорошие административные и организаторские навыки, навыки делового этикета, грамотная устная и письменная речь.
• Soft навыки: внимательность к деталям, умение расставлять приоритеты, высокая обучаемость, коммуникабельность — способна находить контакт с различными категориями людей.
Блок №4. Слабые стороны
• Отсутствие Hard навыков: ведение личного календаря руководителей на ежедневной основе, ведение календаря в MS Outlook, протоколирование совещаний, ведение переговоров, свободный уровень английского языка: письменный и устный, бизнес-английский, продвинутый пользователь MS Excel.
• Отсутствие Soft навыков: аналитический склад ума.
Выводы
P. S. Для читателей, которые решили пройти мимо кейса «Поиск ключевых слов».
Выполнение этого кейса на первый взгляд может показаться напрасной тратой времени. Большинство из вас думают: «ведь и так ясно из моего резюме, чем я занимался и какие обязанности смогу выполнять на новом месте работы». Это глубокое заблуждение. Это понятно и видно только владельцу резюме. Ни один рекрутер не будет разбираться в ваших компетенциях и анализировать информацию на соответствие требуемому опыту. Рекрутеру, как правило, требуется всего 7-10 секунд, чтобы просмотреть резюме и решить, являетесь ли вы кандидатом, который подходит под основные требования вакансии. Это значит, что ваше резюме от начала и до конца должно быть наполнено ключевыми словами. У специалистов по найму нет времени на то, чтобы искать в ваших резюме скрытый потенциал. Среди сотни резюме они будут выбирать те, в которых содержатся те же самые слова и выражения, что и в описании вакансии. Поэтому кейс «Поиск ключевых слов» является универсальным методом, который поможет подготовить контент для резюме под конкретную цель поиска для любого соискателя. Если вы потратите время на выполнение кейса «Поиск ключевых слов» и адаптацию резюме под каждую вакансию с помощью ключевых слов, то вы обязательно увидите результат.