Что такое скромность в исламе
Скромность – одно из блестящих качеств Пророка Мухаммада ﷺ
Скромность – это великое и благородное качество человека, которое открывает для него сердца людей. Того, кто проявляет скромность и смирение, Всевышний Аллах возвышает в этом мире и в мире ином.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا نَقَصَتْ صَدَقَةٌ مِنْ مَالٍ، وَمَا زَادَ اللهُ عَبْدًا بِعَفْوٍ، إِلَّا عِزًّا، وَمَا تَوَاضَعَ أَحَدٌ لِلَّهِ إِلَّا رَفَعَهُ اللهُ
«Садака (милостыня) никак не уменьшает богатства, Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме славы, а любого из тех, кто проявляет скромность ради Аллаха, Всевышний неизменно возвышает». (Муслим, 2588; Тирмизи, 2029; Ибн Хиббан, 3248)
Всевышний Аллах возвеличивает скромных, укрепляет их положение среди людей и в людских душах. Тех же, кто возгордился и ведёт себя по отношению к людям высокомерно, Аллах, напротив, унижает в этом мире и в мире вечном.
Скромный человек всегда следит за своими словами и поступками. Скромность является признаком благого нрава и правильного поведения, результатом которого является правильное отношение к людям и к Всевышнему Аллаху, Который предписал Своим рабам во всём проявлять скромность.
От ‘Ияза ибн Химара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللهَ أَوْحَى إِلَيَّ أَنْ تَوَاضَعُوا حَتَّى لَا يَفْخَرَ أَحَدٌ عَلَى أَحَدٍ، وَلَا يَبْغِي أَحَدٌ عَلَى أَحَدٍ
«Поистине, Аллах ниспослал мне откровение, что вам следует проявлять скромность, чтобы ни один из вас не похвалялся перед другим и не притеснял другого». (Муслим, 2865; Абу Дауд, 4895; Ибн Маджах, 4179)
Пророк Мухаммад ﷺ отличался величайшей скромностью и был очень далёк от высокомерия. Скромность была одним из его блестящих качеств. Он показал великий пример скромности, которому мы должны следовать, но никто из людей не сравнится с Пророком Мухаммадом ﷺ в этом. Какова же была его скромность?
1. Любая маленькая рабыня в Медине могла взять его за руку и увести
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:
إِنْ كَانَتِ الْأَمَةُ مِنْ إِمَاءِ أَهْلِ الْمَدِينَةِ لَتَأْخُذُ بِيَدِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَتَنْطَلِقُ بِهِ حَيْثُ شَاءَتْ
«Поистине, любая маленькая рабыня в Медине могла взять Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) за руку и увести его, куда хотела». (Бухари, 6072; Ибн Маджах, 4177)
2. О Абу ‘Умайр, что делает птичка
От Абу Ат-Тайяха передаётся, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَحْسَنَ النَّاسِ خُلُقًا، وَكَانَ لِي أَخٌ يُقَالُ لَهُ أَبُو عُمَيْرٍ، قَالَ: أَحْسَبُهُ فَطِيمٌ، وَكَانَ إِذَا جَاءَ قَالَ: يَا أَبَا عُمَيْرٍ، مَا فَعَلَ النُّغَيْرُ؟ نُغَرٌ كَانَ يَلْعَبُ بِهِ
«Пророк ﷺ отличался наилучшим нравом из всех людей. У меня был брат, которого называли Абу ‘Умайр, и когда Пророк ﷺ приходил к нам, он всегда говорил ему: «О Абу ‘Умайр, что делает птичка?» Он (Абу ‘Умайр) играл с этой птичкой». (Бухари, 6203; Муслим, 2150)
3. Чинил свою обувь и зашивал одежду
От ‘Урвы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили о том, что делал Посланник Аллаха ﷺ дома, и она ответила:
كَانَ يَخِيطُ ثَوْبَهُ، وَيَخْصِفُ نَعْلَهُ، وَيَعْمَلُ مَا يَعْمَلُ الرِّجَالُ فِي بُيُوتِهِمْ
«Он сам зашивал свою одежду, чинил свою обувь и собственноручно выполнял любую работу по дому, подобно любому из вас». (Имам Ахмад, 24903; Ибн Хиббан, 5677)
4. Ты больше меня имеешь прав садиться на своё верховое животное
От ‘Абдуллаха ибн Бурайды (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он слышал, как его отец (Бурайда) сказал:
بَيْنَمَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَمْشِي جَاءَ رَجُلٌ وَمَعَهُ حِمَارٌ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، ارْكَبْ وَتَأَخَّرَ الرَّجُلُ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَا، أَنْتَ أَحَقُّ بِصَدْرِ دَابَّتِكَ مِنِّي إِلَّا أَنْ تَجْعَلَهُ لِي قَالَ: فَإِنِّي قَدْ جَعَلْتُهُ لَكَ، فَرَكِبَ
«Однажды, когда Посланник Аллаха ﷺ шёл пешком, к нему подошёл какой-то человек с ослом и сказал: “О Посланник Аллаха, садись!” Этот человек сдвинулся назад, а Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Нет, ты имеешь больше права, чем я, садиться спереди на своё верховое животное, если только ты сам не предоставишь его мне”. Этот человек сказал: “Поистине, я уже сделал это для тебя!”». (Имам Ахмад, 22992; Абу Дауд, 2572; Тирмизи, 2773)
5. Шутил с бедуином Захиром
От Сабита Аль-Бунани передаётся, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:
أَنَّ رَجُلًا مِنْ أَهْلِ الْبَادِيَةِ كَانَ اسْمُهُ زَاهِرًا، وَكَانَ يُهْدِي إِلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْهَدِيَّةَ مِنَ الْبَادِيَةِ، فَيُجَهِّزُهُ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَرَادَ أَنْ يَخْرُجَ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ زَاهِرًا بَادِيَتُنَا، وَنَحْنُ حَاضِرُوهُ. وَكَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُحِبُّهُ، وَكَانَ رَجُلًا دَمِيمًا، فَأَتَاهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمًا وَهُوَ يَبِيعُ مَتَاعَهُ، فَاحْتَضَنَهُ مِنْ خَلْفِهِ وَلَا يُبْصِرُهُ الرَّجُلُ، فَقَالَ: أَرْسِلْنِي مَنْ هَذَا، فَالْتَفَتَ فَعَرَفَ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَجَعَلَ لَا يَأْلُو مَا أَلْصَقَ ظَهْرَهُ بِصَدْرِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، حِينَ عَرَفَهُ، وَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: مَنْ يَشْتَرِي الْعَبْدَ؟ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، إِذًا وَاللهِ تَجِدُنِي كَاسِدًا، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَكِنْ عِنْدَ اللهِ لَسْتَ بِكَاسِدٍ أَوْ قَالَ: لَكِنْ عِنْدَ اللهِ أَنْتَ غَالٍ
«Один из бедуинов по имени Захир привозил Пророку ﷺ подарки из пустыни, а Пророк ﷺ снаряжал его и давал ему необходимое для жизни, когда он собирался вернуться обратно в пустыню. И Пророк ﷺ сказал: «Захир – это наш бедуин (от него мы получаем блага жителей пустыни), а мы его горожане (мы подготавливаем всё, что ему нужно в городе)«.
Пророк Мухаммад ﷺ не любил выделяться среди людей и всегда трудился бок о бок с остальными мусульманами. Он не носил богатых одежд, но всегда выглядел чисто и опрятно. Он не стыдился общества бедняков и тех, кого богатые и высокомерные люди обычно избегают. Он охотно проводил время с простолюдинами, любил беседовать с бедуинами из пустыни и с удовольствием принимал приглашения бедняков.
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Султанов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Забытые идеалы. Скромность.
Скромность — это не только орнамент, но и страж добродетели. (Д. Аддисон)
Изнутри.
Анализируя происходящее вокруг, я порой осознаю удивительный диссонанс в своих собственных взглядах. Сейчас мне кажется, что это почти идеальный показатель того или иного поступка, но спустя какое-то время все представляется абсолютно иначе.
Взять, к примеру, такие понятия, как стыдливость и скромность. Думаю, не мне одному кажется, что эти качества характера буквально ежегодно меняют свою калибровку. Если ещё вчера общество расшифровывало их как достоинство, то сегодня это попахивает пережитком прошлого.
«Как же быть?» – недоуменно спросит обыватель. «За кем же следовать?». Я в таких случаях не провожу параллели, а вместо этого обращаюсь к истории того, чей авторитет не ослабевает с течением временем – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Избранный раб Всевышнего является платиновым сплавом наилучшего нрава и высочайшего интеллекта, и поэтому как никто другой подходит на роль эталона. Как известно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на свой поистине космически высокий статус, отличался удивительной застенчивостью и скромностью.
Его сподвижники, будучи и сами на редкость скромными людьми, не переставали дивиться тому, каким стеснительным человеком был Любимец Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Возможно, этим во многом и объясняется колоссальный успех его пророческой миссии, ведь никто, согласитесь, не будет следовать за тем, кто своим поведением не подтверждает правоту своих убеждений.
Он (Пророк) максимально придерживался тех постулатов, к которым призывает Ислам, и популяризировал Шариат больше своим поведением, нежели агитацией. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) демонстрировал скромность в вопросах быта и взаимоотношений с окружающими, в личностных качествах и т.д.
В одном из хадисов он высказал очень интересную мысль:
لكل دين خلق وخلق الإسلام الحياء
«У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность». (Имам Малик)
Однако песок времени неумолимо отмерял отпущенный срок, и спустя годы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покинул этот бренный мир. Мусульмане постепенно стали сдавать свои позиции на поле битвы с нафсом, и Ислам вновь, как и много лет назад, оказался в эпицентре ожесточённого сражения сил Света с войсками Тьмы.
Сменявшие друг друга эпохи изменили многое в сознании инсана, и понятие скромность также не раз подвергалось «шлифовке». Но что же пришло на смену скромности?
Понты
Понятное дело, подмена понятий происходит с небывалой скоростью. Однако есть уникальные «концепции», которые практически никогда не выпадают из тренда. Например, ПОНТЫ. Склонностью к «выпендрёжам» люди страдали всегда, никто из историков с этим, в принципе, не спорит. Однако если «выкрутасы» людей прошлого имели под собой хоть какое-то основание, то сейчас всё совсем иначе. Сегодня стало мейнстримом использовать любой повод для публичного самолюбования, в котором должно участвовать как можно больше верных подписчиков страницы в соцсетях.
И особенно стрёмно это выглядит, когда эту трансляцию ведут те, кому больше нечем блеснуть. Фейковые гангстеры и гламурные особы, которыми перенасыщен Инстаграм (и от которых очень проблемно отписаться) – тот самый показатель нашей тяги к понтам.
Желание выделиться выжгло в нас идею о скромности как необходимого качества личности, и благодаря этому на пепелище свергнутой добродетели на ветру развевается знамя показухи.
Размышляя об этом, можно понять одну простую истину: действительно скромным бывает только самодостаточный человек. Именно самодостаточность освобождает человека от необходимости выставлять на витрину свои достижения и регалии.
Самодостаточный человек живёт другими категориями успеха, в большей степени ориентированными на внутренний мир как на основную платформу саморазвития. Такие люди умеют скромно признавать свои промахи и не пытаются выглядеть героями, несмотря ни на что.
Им не нужно привлекать к себе внимание или, выставляя себя жертвой, ждать сочувствия. У них есть для этого Господь, к которому обращены все их просьбы и жалобы. А в чём может нуждаться тот, у кого есть такой Защитник? Правильно, ни в чём!
Однако это отдельная и малочисленная каста, которая может годами жить в тени собственного величия и своей скромностью внушить сомнения в самом факте их существования.
Абдуллах ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) передал:
أنَّ رَسولَ اللَّه صلى الله عليه وسلم مَرَّ على رَجُلٍ من الأنْصَار وهُو يَعِظُ أخَاهُ في الْحياءِ، فقال عليه الصلاة والسلام
دَعْهُ فَإنَّ الحياءَ من الإيمانِ
Как-то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо двух братьев ансаров, один из которых давал наставление второму не быть таким скромным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставь его в покое и не советуй ему ничего подобного; ведь скромность – это часть веры (имана)». (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)
А ещё скромные люди живут в абсолютной гармонии с собой и знают, в чём смысл их жизни. Это, в свою очередь, освобождает их от нужды в браваде и в постоянном одобрении.
Скромность в какой-то мере – это внутреннее самоуважение и этакое непоколебимое достоинство, основанное на познании себя через призму милости Создателя. Быть успешным, оставаясь при этом скромным – это, как правило, результат сильной воли и недюжинного характера.
Избегать фальши порой не так просто, как может показаться на бумаге. Нафс на пару с иблисом третируют скромного и успешного человека намного изощрённее, чем неудачника и понтореза. В идеале, чем человек интереснее и глубже, тем он скромнее и благороднее. В этой связи истории из жизни пророков Аллаха (мир им) – самый лучший пример.
Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал сподвижникам: «Стесняйтесь же Аллаха должным образом». Абдуллах ибн Масрук (да будет доволен им Аллах) на это ответил: «Мы стесняемся Аллаха! Вся Ему хвала».
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это не является стеснительностью! Однако тот, кто истинно стесняется Аллаха, пусть сохранит голову и содержимое (удерживает мысли от запретного), живот и то, чем заполняет утробу, и пусть думает о смерти и могиле. Кто предпочитает вечный мир, тот оставит красоты этого мира, и кто так поступит, тот будет истинно стесняющимся». (Тирмизи, Ан-Насаи)
Постскриптум
Стыдливость – это действительно одна из тех жемчужин, что ещё остались в сердцах истинных мусульман из числа сыновей Адама. И если мы не приложим сегодня усилия, чтобы сохранить ее, то мир погрузится в пучину безнравственности ещё быстрее, а от Ислама отколется ещё один огромный кусок.
Пусть Всевышний, наделивший нас разумом и возможностью противостоять злу, не лишит нас силы попытаться измениться в лучшую сторону. В поисках света. На краю земли.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Камаль Магомедов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Скромность – украшение человека
«У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность»
Многие, может, зададутся вопросом: а какая же черта характера самая главная и важная у девушки, надевшей хиджаб, совершающей намаз и просто верующей в Единственность Бога? Уверяю вас: самой ценное, что может быть у правоверной, – это скромность.
Это качество украшает и совсем ещё юную, неопытную, наивную девушку, и мудрую, повидавшую много на своём жизненном пути женщину.
Скромность и искреннее смирение – дар от Аллаха, и люди, обладающие этими качествами, благословенны. Они как свет в темноте и источник надежды на то, что люди станут совершеннее. Скромный человек, ведущий простой образ жизни, делает бессмысленными высокомерие и помпезность окружающих. Своим примером он показывает, что есть нечто лучшее, чем безудержное стремление к роскоши, сексуальным утехам и желание занять высокое положение в обществе.
Хадис пророка Мухаммада (мир ему и благословение) гласит: «У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность» (Бухари).
Ещё задолго до Откровения Пророка (мир ему и благословение) любили за благородство. Ниспосланные же позже аяты Корана призывали Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) своим примером показывать другим людям, что сострадание, щедрость, мужество, скромность и терпение – качества, необходимые для правильного образа жизни.
Скромные люди смиренны и стараются держаться в тени, не желая привлекать слишком много внимания к своей персоне. Когда их хвалят, они смущаются и искренне считают, что не заслуживают похвалы, поскольку они всего лишь выполняют свои обязанности и стремятся заслужить довольство Всевышнего Аллаха. Они не любят, когда их пытаются поставить выше товарищей или сделать центром внимания, выставить напоказ перед другими.
Понятие скромности включает также стыдливость и сдержанность. Она не присуща людям, стремящимся подчеркнуть, например, свои физические достоинства, умственные способности.
Скромность проявляется прежде всего в одежде мусульманки, ибо это возможность выглядеть благородной и женственной, не вызывая при этом желаний плоти. Покрывая себя, зная, что это требование Шариата, такая девушка безусловно скромна и, более того, такой мусульманкой будет доволен её Творец, иншааллах.
Хиджаб не является проявлением ложной скромности. Он свидетельствует о том, что женщина приняла решение покориться слову Корана, она хочет, чтобы её ценили за её характер и добрые дела, а не за то, что она красива, стройна и привлекательна.
Скромность, простота и вера идут рука об руку. А иначе и быть не может. Ведь каждый искренне верующий мусульманин чётко понимает, что довольство Всевышнего – самое важное, это основная цель нашего пребывания на этой грешной земле. Только скромность украшала, украшает и будет украшать человека. Всегда!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Скромность – повеление Аллаха
Скромность – это и стыдливость, и сдержанность. Она не присуща людям, стремящимся подчеркнуть свои физические достоинства. Ношение хиджаба – один из тех моментов, которые, как ни странно, некоторое общество считает проблемой для девушек и женщин, принявших Ислам и решившихся изменить свой стиль одежды, а также надеть платок.
Передаётся со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал Сауде бинт Замайе: «Аллах разрешил вам выходить на улицу, если есть в этом необходимость» (Сахих Муслим, 5633).
К сожалению, многие женщины сегодня стараются подражать Западу, одеваться вульгарно, смотреть развратные фильмы и сериалы, слушать музыку, которую они не понимают, одним словом, бесполезно проводить своё время. Но самое страшное, что некоторые женщины относятся к нашей религии неподобающе и считают это прогрессом, развитием. В Исламе женщина является аманатом (доверием) для мужчины от Создателя. Ислам подарил ей уверенность в том, что, когда муж уходит из дома, он не отправляется на поиски разврата, и развлечений, а выполняет свои обязанности по отношению к семье.
Верующие женщины, выходя в общество, обязаны покрывать голову и все остальные части тела, за исключением лица и кистей рук. Священный Коран гласит (смысл): «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (лицо и кисти рук). » (сура «Ан-Нур», аят 31).
Если мусульманка находится в обществе женщин или близких родственников (махрамов), то ей разрешается быть не в хиджабе. Мусульманке не подобает носить узкую одежду, которая облегает её тело, или короткую юбку даже в присутствии отца, брата или сестёр-мусульманок, и тому есть свои причины.
Не является запретным, если во время трапезы невеста будет ухаживать за приглашёнными, но при условии, что она одета в соответствии с требованиями Шариата, и нет опасности соблазна для неё или для присутствующих.
Сахль ибн Саад рассказывал: «Когда Абу Усейд ас-Саиди женился, он пригласил к себе на свадьбу Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Еду для них готовила и подавала одна лишь Умм Усейд, супруга Абу Усейда. В ночь перед свадьбой Умм Усейд замочила финики в каменном сосуде. Когда Пророк (мир ему и благословение) окончил трапезу, Умм Усейд растворила в воде оставшиеся плоды и напоила его получившимся напитком в качестве подарка. [Супруга Абу Усейда прислуживала гостям в тот день, будучи невестой]». Этот хадис передали аль-Бухари в «ас-Сахих» и в «аль-Адаб аль-Муфрад» (№ 746), Муслим (6/103), Абу Авана в «ас-Сахих».
Ибн Хаджар сказал: «Данный хадис свидетельствует о том, что во время застолья женщине дозволено обслуживать супруга и его гостей. Однако не секрет, что это допустимо лишь в том случае, если нет опасности соблазна, и женщина соблюдает требования, предъявляемые Шариатом к женской одежде.
Ислам не приемлет при встрече посторонних мужчины и женщины не только рукопожатие, но даже простое соприкосновение.
Быть праведной мусульманкой – это значит быть очень богатой женщиной, во всех смыслах этого слова. Ей не нужно бегать за мирскими благами, ей достаточно того, что у неё есть. Какие заботы у женщины в Исламе? Совершение фарза и довольство мужа. В то время как женщине, получающей все «радости жизни», приходится вертеться как белка в колесе. Ведь она «современная» женщина, ни от кого не зависимая. А вот какими усилиями достигается эта независимость и нужна ли она по большому счёту вообще?
В общем, размышляющему человеку понятно… Все стереотипы о мусульманках смешны и абсурдны.
Мухаммадариф Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Виды скромности и ее ценность в свете Ислама
«У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность» (Бухари)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность» (Бухари).
В арабском языке скромность звучит как «haya», и может иметь множество переводов, в числе которых застенчивость, самоуважение, стыд, честь и смирение. Все это можно суммировать в слове «скромность». Слово «хайя» происходит от слова «хайят», что значит «жизнь». Это связывают с тем, что если сердце «живое», не затуманенное грехами, то ему будет присуща скромность. Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Стыдливость и немногословность – это два ответвления веры, а бесстыдство и напыщенные речи – это два ответвления лицемерия». (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким)
Что не является скромностью?
Быть скромным не значит стесняться правды, потому что верующий должен говорить только правду, быть в поиске знаний, поощрять добродетель и противодействовать злу. В подобных ситуациях мусульманин не должен быть скромным или стеснительным. Ему следует придерживаться решительности, прямоты, вежливости и мудрости. Например, сподвижники и их женщины задавали Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, деликатные вопросы, и он не стесняясь, отвечал им.
Скромность проявляется не только в отношениях с людьми, но и в отношении Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот пусть бережет голову и все, что в ней [строго следит за тем, что читает, что смотрит, что слушает, а главное — о чем думает], бережет живот (желудок) и будет внимателен относительно всего того, что в него опускается [строго следит за правильностью и умеренностью своего питания]; пусть вспоминает об увядании и смерти [то есть не забывает о том, что все стареет, дряхлеет и выходит из моды; не забывает, что жизнь земная временна и в ней следует многое успеть, соревнуясь с другими в благом, сторонясь явно запретного и готовя себя через все это к вечному]».
Мы знаем, что каждого из нас сопровождают ангелы, и у каждого из них – своя функция. Скромность в отношении них проявляется в том, чтобы помня о том, что у тебя есть наблюдатели, не вести себя неподобающе. От Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах запрещает вам оголяться. Постыдитесь ангелов, которые пребывают с вами и записывают. Они не расстаются с вами, за исключением трёх случаев: во время испражнения, осквернения и омовения. Когда кто-либо из вас моется нагишом, пусть повесит завесу своей одеждой, или моется за стеной или за верблюдом» (Аль-Баззар). Некоторые сподвижники также делали напоминание друг другу говоря: «Ангелы никогда не покидают вас, поэтому будьте скромны и уважительны в их присутствии».
Посланник Аллаха сказал: «Аллах внушил мне, чтобы вы блюли скромность, не превозносились друг над другом и не обижали друг друга» (Муслим). Скромность в отношении людей удерживает человека от высокомерия, горделивости, притеснения и нанесения им обид. Скромность помогает блюсти права других, быть надежным и безопасным для окружающих.