Что такое скрытые потери предприятия
6. Явные и скрытые потери компании
В первую очередь к скрытым потерям компании относим излишне начисленный налог на прибыль за счет неэффективной управленческой политики компании в том числе:
— приобретение сырья, материалов и комплектующих в расчетный период с большим превышением потребностей расчетного периода;
— отсутствие управленческого учета в интеллектуальной собственности (ИС) и своевременной постановки на бухгалтерский учет объектов ИС в качестве нематериальных активов (НМА) по рыночной стоимости;
— потери от обслуживания долга;
— нестандартная форма расчетов, например бартер с убытками приводит к дополнительно возникающим налогам;
К скрытым потерям можно отнести:
— упущенная маржинальная прибыль (вмененные издержки), потерянная в результате предпочтения одного варианта учета затрат другому, которую возможно уменьшить за счет внедрения пооперационного учета накладных расходов при распределении их по процессам.
— Вмененные издержки есть не что иное, как упущенная выгода, которая не находит отражения в финансовом учете;
— уровень закупочных цен;
— уровень отходов и транспортно-заготовительных расходов;
— вычисление цены изделия исходя из точки безубыточности каждого продукта в отдельности;
— отсутствие учета инфляции, которая не находит отражения в финансовом учете;
— увеличение финансового цикла по различным видам продукции (увеличение нагрузки на оборотный капитал);
— проценты по краткосрочным кредитам, относимые на себестоимость уменьшают отдачу;
— потери, вызванные неплатежами поставщикам не всегда позволяют получить количественную оценку (судебные издержки, потеря репутации, рост цен на материалы, перебои в снабжении и тому подобное);
— потери рабочего времени, в том числе затраты материалов от отсутствия организации логистики;
— потери от низкой рентабельности, нерационального использования производственных площадей, транспортировки, складирования;
— потери от травматизма.
— избыток административно-управленческого и вспомогательного персонала;
— пени на кредиторскую задолженность в бюджет и внебюджетные фонды (не учитываются в бухгалтерской отчетности). Пени выше кредитных ставок (110% годовых);
— отсутствие продаж и сдачи в аренду неиспользуемых основных средств и консервации временно остановленных производственных мощностей.
Как найти все потери: практика применения методологии lean в НПО «ЭЛСИБ»
Антон Тимохин
Руководитель проектов дирекции по развитию НПО «ЭЛСИБ»
В условиях конкурентной рыночной среды выживают только эффективные компании, которые способны получать максимальную отдачу при минимальных издержках. Достижение заданного результата возможно за счет повышения цены на продукцию или снижения издержек. Практически возможны два противоположных направления снижения издержек:
Неизбежное следствие использования дешевых ресурсов в производственном процессе — снижение качества продукции с последующим ростом издержек компании на:
Поскольку повышение цены продукции без повышения ее ценности для потребителя, как и изготовление продукции из дешевых материалов низкоквалифицированным персоналом, постепенно приведут к уменьшению объема продаж, снижению имиджа и изменению положения компании на рынке, исключим эти варианты из рассмотрения и остановимся более подробно на варианте снижения издержек за счет оптимизации производства.
На решение задач оптимизации производственных процессов направлена система lean production (бережливое производство) — концепция менеджмента, созданная на основе производственной системы Toyota и основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь, вовлечении в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальной ориентации на потребителя.
Таким образом, цель lean — идентифицировать, проанализировать и устранить все потери в производственных процессах.
Восемь видов потерь
В соответствии с концепцией бережливого производства в возникает восемь видов потерь:
Потери — это операции, на которые затрачиваются временные и материальные ресурсы без добавления ценности товару или услуге для конечного потребителя.
Рассмотрим примеры каждого вида потерь для производственного предприятия.
Неиспользование потенциала сотрудников
Основополагающий фактор эффективности непрерывного совершенствования — вовлечение в этот процесс всего персонала компании. На практике в большинстве случаев ограничения действующей системы управления значительно затрудняют подачу предложений по оптимизации сотрудниками компании:
Потери от перепроизводства
Это наиболее вредный вид потерь, так как приводит к возникновению потерь других видов:
Потери на транспортировку
Потери в результате перемещения материалов и заготовок между производственными участками и цехами, не добавляющими ценности конечному продукту:
Потери от брака, излишних отходов и переделок
Потери в результате брака и переделок:
Потери на обслуживание запасов
Потери в результате приобретения сырья и материалов в объеме, превышающем необходимый на текущий плановый период:
Потери на перемещениях и движениях персонала
Потери в результате нерациональной организации рабочего пространства:
Потери от простоев
Потери в результате простоя персонала или оборудования в ожидании информации, ресурсов, очередной технологической операции:
Потери чрезмерной обработки
Потери в результате излишней обработки или наделения продукта свойствами, не требуемыми заказчиком:
Как трансформировалась производственная система
Принимая во внимание высокую значимость оптимизации производственных процессов для эффективного функционирования компании, руководство НПО «ЭЛСИБ» в 2010 году приняло решение о формировании отдельного направления, реализующего функции стратегического планирования и развития — дирекции по развитию.
За структурными подразделениями дирекции по развитию закреплена реализация определенных задач, что представлено на Рис. 1.
Рис. 1. Задачи дирекции по развитию
Центром, координирующим деятельность структурных подразделений НПО в рамках реализации проектов развития, направленных на внедрение инструментов lean production, стал отдел развития дирекции по развитию. В целях повышения качества продуктов и услуг, формирования культуры непрерывного совершенствования отделом развития разработана и внедрена производственная система «ЭЛСИБ». Она обеспечивает решение следующих задач:
Рис. 2. Производственная система «ЭЛСИБ»
Для реализации комплекса мероприятий по управлению качеством и достижению поставленных целей разработана и функционирует подсистема управления качеством, включающая в себя модули постановки целей, управления знаниями, реализации программ развития в соответствии с утвержденной политикой в области качества, а также мониторинга их выполнения (Рис. 3).
Рис. 3. Подсистема управления качеством
Подсистема управления качеством обеспечивает решение следующих задач:
Подсистему управления качеством поддерживает интегрированная структура управления качеством, включающая в себя три уровня управления (Рис. 4):
Рис. 4. Интегрированная стуктура управления качеством
В НПО «ЭЛСИБ» ОАО в качестве платформы базы знаний используется система моделирования бизнеса Business Studio, обеспечивающая создание, наполнение, поддержание актуального состояния и предоставление распределенного доступа сотрудникам и менеджменту компании к базам знаний по трем направлениям (Рис. 5):
Рис. 5. База знаний НПО «ЭЛСИБ» на платформе системы Business Studio
Практика управления потерями
Мы рассмотрели теоретическую и организационную составляющую управления потерями, ознакомились с производственной системой НПО «ЭЛСИБ» ОАО, далее рассмотрим практику устранения потерь.
Рис. 6. Карта потерь (фрагмент)
Показательным примером может служить оптимизация процедуры работы с договорами.
В ходе проведенного аудита было установлено, что сроки согласования договоров в компании могут составлять от 3 до 20 рабочих дней и более (при регламентированном сроке не более 18 рабочих дней).
Договор проходил согласование в бумажном виде, маршрут движения договора в процессе согласования выглядел как показано на Рис. 7.
Рис. 7. Маршрут движения договора
При анализе причин длительного согласования договоров выяснилось, что процедура организована неоптимально. В частности, были выявлены следующие недостатки:
В процедуре согласования договоров идентифицированы потери:
После анализа выявленных проблем была проведена имитация процедуры согласования договоров в формате деловых игр. В результате был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на сокращение сроков согласования договоров (Рис. 8):
Рис. 8. Мероприятия по сокращению сроков согласования договоров
Подводя итоги выполнения перечисленных мероприятий, следует отметить сокращение сроков согласования договоров до дней (76% от общего числа договоров по итогам 2011 года), дней (10% от общего числа договоров по итогам 2011 года), а также повышение качества подготовки проектов договоров ответственными исполнителями: количество договоров, возвращаемых на доработку ответственным исполнителям, снизилось с 40% до 15%.
Вместо заключения
Управление потерями — неотъемлемый процесс любого предприятия, независимо от его размеров и направления деятельности, без него невозможно получить максимальную отдачу при минимальных издержках. В настоящей статье мы рассмотрели практику управления потерями на крупнейшем за Уралом предприятии тяжелого энергомашиностроения.
Опубликовано по материалам:
Журнал «БОСС» № 9, 2012
ТМЦ проходят длительный жизненный цикл от момента фактического производства товара из сырья до приобретения конечным покупателем. При этом на продукцию/изделие влияет множество факторов. И если изменения были слишком серьезные, была затронута качественная составляющая, то продукт списывается за счет себестоимости. Поэтому учет, расчет, анализ товарных потерь в торговле — это один из важнейших моментов. Он помогает грамотно выявить финансовые потери предприятия, оценить ущерб, понять, на каких точках происходят наибольшие расходы. И предотвратить это в будущем, а также служит базовой для бухгалтерской отчетности. Ведь всю списанную продукцию необходимо надлежащим образом оформить в структуре первичной документации. Некорректно построенные проводки не только станут основной для возможных ошибок стратегического и финансового планирования, но и базой для претензий со стороны налоговых органов.
Суть и понятие
Итак, начнем с основ. Что же это в принципе такое? Это утрата объекта. Причем она выражается в двух формах — качественной и количественной. Данное событие может в принципе наступить на любом этапе. От момента производства, упаковывания, доставки до стадии содержания на складе или расположении на полках уже в точках продаж.
Казалось бы, разницы нет, когда именно он был утрачен. Но на самом деле есть. Ведь само следствие случившегося выражается в денежном эквиваленте, т. е. сумма расходов и списаний с общего оборотного капитала. Строится она на фундаменте себестоимости ТМЦ. Но он варьируется в зависимости от этапа жизненного цикла.
Поэтому нормы списания потерь непродовольственных товаров при транспортировке — это одна статья, а при издержках ввиду продажи — другая. Ведь объекты уже были оприходованы, заняли место на складе, пользовались благами хранения. На них были потрачены силы супервайзеров и иных сотрудников, мерчандайзеры их выкладывали на полки. Ценность серьезно возросла за это время. Логично предположить, что наименьший ущерб будет нанесен при исчезновении на самом начальном этапе.
Соответственно, обязанность руководителя — построить стратегию таким образом, чтобы к моменту прохождения жизненного цикла шанс утраты максимально снижался. Но это весьма сложно, ведь чем дальше ТМЦ двигается по жизненному циклу, чем сильнее растет текущий срок использования, снижается общий диапазон годности. И это не оказывает сильного влияния на работу с непродовольственными покупками, а вот если речь о пищевой продукции, аспект становится крайне важным.
Какие бывают виды товарных потерь в магазине
В первую очередь принято использовать количественную и качественную характеристику. Многие ТМЦ за свой жизненный цикл могут разделяться на несколько объектов. И если при каком-то нюансе разделение произошло на меньшее количество исправных и годных частей, то это очевидно количественные утраты.
Вторая группа определяется по другому признаку — понижением того самого качества. Но оно также способно снижаться на некритичный или критический уровень. Это вызывает частичное или полное нивелирование ценности. Например, если томаты, направленные на реализацию, уже потеряли упругость и выглядят неприглядно — это частичное падение стоимости. Да, цена не изменилась, но очевидно, что не все захотят их покупать. Поэтому спрос упадет, часть партии будет не распродана. И за нее организация выручит меньше денег. А полная — это если томаты сгнили. И теперь по нормам их просто незаконно продавать. В этом случае за весь объем не получится выручить и рубля. Соответственно, снижение стоимости — полное.
Перейдем ко второму виду деления. Нормируемые и ненормируемые товарные потери — это две группы, которые не менее важны, чем те, что мы уже описали выше. Первая — это израсходование, которое укладывается в норматив предприятия. То есть, не превышает в ценовом эквиваленте заранее подготовленный денежный буфер в себестоимости и вполне подходит под типичные издержки. Обычно является натуральной или естественной убылью. А вот те, что сверх предписанного объема, уже способны нанести существенный ущерб финансовой устойчивости организации. Подобные проблемы возникают по разным причинам, например, крупная авария на автотрассе, в результате которой грузовик, доставляющий груз, перевернулся. И вся партия, соответственно, была уничтожена. Подобное сокращение бюджета чувствительно. Но ущерб зависит от того, какой процент от оборотного капитала составлял груз в ценовом эквиваленте себестоимости.
Количественные
Разбирая определение и порядок списания товарных потерь в магазине, начнем глубокий анализ именно с количественной категории. Она более простая и обычно менее опасна для капитала, при этом чаще всего относится к пищевым продуктам. Потеря в количестве — это вполне естественный процесс.
Если пришла крупная партия фруктов, то в результате, к примеру, усушки она потеряет 10% своего общего веса. Вместо заявленных 10 тонн у вас останется уже 9, и этот процесс никак нельзя предотвратить. Повлиять на темпы можно, но при этом с весьма средней эффективностью. Если сотрудники уронили коробку с соком, и он разлился — это тоже количественная убыль. И что приятно, даже если несколько упаковок уничтожено, все остальные своего качества не изменили. Чего не скажешь про нашу следующую группу.
Качественные
Здесь в основном играют роль химические, биологические и микробиологические факторы. Разберем виды и разновидности товарных потерь при хранении и реализации, причины возникновения в этом случае зачастую связаны с вредителями, неправильными условиями содержания или нарушением срока годности. То есть объект могли поесть мыши и грызуны, а также другие вредители, также различные бактерии, наличие которых не смогли предусмотреть. Обычно нарушение нормативов сказывается на качественной убыли. Например, неправильно выставленная температура в холодильниках. Или оборудование в принципе работало неисправно. Зачастую продукт утрачивает свои свойства из-за нарушения сроков. Правда, этот аспект легко предсказуем. Но неправильная логистика, ошибки в складировании всегда могут иметь место.
Поэтому важно выбирать грамотное оборудование для инвентаризации, которое не только легко исполняет задачу, но и не задействует множество человеческих ресурсов. Тогда процесс можно проводить чаще. Отличным вариантом станет предложение от «Клеверенс».
ПО от «Клеверенс» это:
Легкая интеграция в уже существующее программное обеспечение на предприятии.
Предложения как коробочного типа, так и индивидуальные.
Возможность проведения всего процесса инвентаризации силами всего одного сотрудника со смартфоном.
ПО с учетом новейших правок в российском законодательстве.
Итак, классификация товарных потерь нам стала немного яснее, двигаемся дальше.
Устранение потерь от воровства. Чем поможет инвентаризация?
Основной и самой важной задачей автоматизации является увеличение прибыли предприятия.
Ради этого предприятия тратят деньги на установку дорогого программного обеспечения, его настройку, подключение торгового оборудования и т.д., но при правильном подходе к делу эти инвестиции быстро окупаются.
Точками увеличения прибыли являются:
Что такое инвентаризация и для чего она нужна?
Почему остатки не сходятся в 1С и на складе?
Можете мне порекомендовать более дорогую программу, которая все может?
Кажется, что эти вопросы нам задавал каждый клиент и возможно не единожды… Нередко клиенты говорят, что программа показывает не то, что нужно… Зачастую мы слышим, что я все делаю, но программа мне выводит совершенно не те данные… Товар принимаю ввожу накладные, продаю, но товар на остатках.
Знакомые ситуации? Давайте разбираться.
Инвентариза́ция — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
Чтобы разобраться для чего это все нам нужно начнем с примера:
К нам обратился клиент с проблемой с остатками по яблокам. 3 месяца назад на склад поступили яблоки в объеме 10 кг, оператор завел приходную накладную, распечатал ценники и яблоки поступили в продажу. В течении 2-х недель яблоки продавались на кассе. Через 3 месяца и клиент задается вопросом: почему у него на остатках в магазине 0, а в 1С все те же 10 кг.
Давайте подумаем, что же могло произойти?
При детальном разборе ситуации, действительно оказалось, что клиент не снимал отчеты о розничных продажах. После проведения данных документов в учетной программе произошли списания, но в учетной программе остался остаток в объеме 0,230 кг.
Как вы думаете почему остался остаток в 1С?
Ошибка в записях о запасах возникла не из-за компьютерного сбоя, как, к сожалению, считает большинство клиентов, а из-за того, что в программе не были отражены проведенные на предприятии хозяйственные операции.
Если мы вернемся к определению инвентаризации, там есть такая фраза “. контроля за сохранностью имущественных ценностей…”. В нашем примере на предприятии не было контроля. Важно понимать, что никакой товар не должен покидать склад без оформления и любая хозяйственная операция должна быть отражена в учетной программе!
Прежде, чем изучать новые революционные способы определения, когда и сколько товаров заказывать, нужно организовать работу на предприятии так, чтобы на складе был порядок. А для этого необходимо следовать определенной корпоративной практике, политике и процедурам.
Любая система – лишь отражение информации, которую внесли в нее специалисты. Данные из информационной системы должны совпадать с реальными данными на складе. Все данные могут быть идеальными на бумаге, но важно только то, что реально можно снять с полки и отдать покупателю.
Поэтому обязательно проведение своевременных инвентаризаций и поддержание порядка на складе. Все внутренние и внешние перемещения товара должны отслеживаться и осуществляться только с использованием документов и занесением товародвижения в информационную систему.
Одними из них являются:
Компьютеры не могут работать четко, не имея точной информации о том, какой товар есть на складе в наличии, сколько было его продано или как-то иначе израсходовано.
Вы должны осознавать, что и контроль запасов (т. е. эффективное управление тем, что есть на складе), и знания в области управления запасами (планирование закупок) одинаково необходимы для достижения цели эффективного управления запасами.
Минимизация потерь от воровства
К сожалению, Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире по проценту потерь от воровства. Воровство носит характер общенациональной проблемы. По некоторым данным, потери от воровства в России составляют 1,74% от общих продаж.
Так что же поможет нам минимизировать потери от воровства? Ответ тут прост контроль и аналитика действий на предприятии. На сегодняшний день в мировой практике признаны несколько эффективных способов в борьбе с воровством:
Распространенные схемы воровства в зоне приемки-отгрузки товаров:
С данными схемами воровства успешно позволяет бороться система видеонаблюдения. Видеоконтроль за площадью приемки-отгрузки и торговыми площадями товаров в совокупности с ограничением доступа на складские помещения, помогает минимизировать воровство среди водителей, торговых представителей и, покупателей со складских помещений, а также позволяет собрать доказательную базу, если товар не был отгружен или вынесен.
К складским помещениям должен иметь доступ только ответственный персонал.
Распространенные схемы воровства товаров на кассовом узле:
С данными схемами воровства успешно борется система событийного видеоконтроля.
Видеопоток с камер накладывается на действия, производимые на связанном кассовом узле, при этом опасные операции выделяются отдельными цветами. Всегда есть возможность быстро найти и посмотреть конкретную операцию, проводимую на кассе.
Не требуется перематывать видео, чтобы найти нужное событие. Событийное видеонаблюдение в первую очередь помогает наладить контроль за собственным персоналом на кассовом узле.
Распространенные махинации товароведов:
Что есть в кассовых и учетных программных продуктах Штрих-М для решения данной проблемы?
Обычно на большинстве предприятий установлена система видеонаблюдения, но “опытного сотрудника”, она не смущает, т.к. постоянно смотреть и отслеживать действия кассира невозможно.
Что дает нам проведение инвентаризации с аналитическими отчетами и событийным видеонаблюдением?
Проводя инвентаризации по группам, предприятие исправляет учетные данные по фактическим данным, при этом решая не только указанную проблему, а и несколько смежных.
При анализе небольших промежутков времени между инвентаризациями всегда легче произвести анализ, есть возможность поднять видеозаписи, приходные документы, а также проанализировать действия кассиров на кассе.
Инвентаризация показывает расхождения между учетными и фактическими данными, тем самым формируется список позиций, по которым требуется произвести анализ.
Анализ итогов инвентаризации отображает остатки предыдущей ревизии, количество сторнированных позиций, количество отмен чеков, количество приходов за период, количество продаж и других расходов, а также другие важные показатели.
Все этапы учета ТМЦ и “опасные” операции на кассовом узле выведены в один отчет, что позволяет проанализировать, на каком этапе учета ТМЦ возникла проблема. Например, если по товару выявлена недостача и в программе зафиксировано большое количество сторно и отмен чеков, то необходимо проверить, а действительно ли покупатели отказывались от товара и в этом нам помогает событийное видеонаблюдение.
В программе устанавливаются день, требуемая операция (например, сторно) и программа сразу находит момент времени, который необходимо просмотреть.
Рекомендуемый сроки проведения инвентаризации
Календарь маркировки Честный Знак
Действует обязательная маркировка
Действует обязательная маркировка
Внимание!
До 1 июня 2021 года продлена возможность маркировки товарных остатков обуви. Ввод остатков в оборот возможен до 15 июня 2021 года. Маркировка возможна только по полному атрибутивному составу.
Действует обязательная маркировка
До 1 февраля 2021 г. все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 г.
Эксперимент по маркировке пива и пивных напитков проводится с 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022 года.
Действует обязательная маркировка
Действует обязательная маркировка
Действует обязательная маркировка
Действует обязательная маркировка
Действует обязательная маркировка
С 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года проводится эксперимент по маркировке упакованной воды.
Эксперимент завершён 31 мая 2020 года
До 1 июня 2021 года проходит пилотный проект по маркировке кресел-колясок.
Эксперимент по маркировке биологически активных добавок к пище проводится с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года.