Что такое скульптура для детей
Конспект занятия «Знакомство со скульптурой»
Анастасия Майтакова
Конспект занятия «Знакомство со скульптурой»
Материал: Слайды видов зала Государственного Русского музея, слайды с изображением скульптур Государственного Русского музея, нарисованный и вылепленный медвежонок.
1. Дать представление о скульптуре.
2. Показать отличие скульптуры от живописи, дать представление о разнообразии выразительных средств скульптуры, дать краткую информации о работе скульптора.
3. Ознакомить детей с произведениями нескольких известных русских скульпторов, хранящихся в Государственном Русском музее.
4. Развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение.
5. Поощрять речевую активность детей.
6. Привлекать к самостоятельным, обдуманным высказываниям по поводу увиденного.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Перед нами карта огромного, великого и прекрасного мира искусства. На наших занятиях мы становились смелыми путешественниками и преодолевая многие трудности, стремились к цели. Мы побывали в великой стране мастера Изображения во многих его городах. Кто может назвать города, которые находятся в стране мастера Изображения?
Дети: Города “Живопись”, “Графика”
Воспитатель: А сегодня мы снова встретимся с этим мастером и побываем в гостях в городе “Скульптура”. Какое необычное новое слово-понятие. Что же это за город? Что интересного можно увидеть и узнать в этом городе, городе “Скульптур”? Вы готовы побывать в новом путешествии, тогда садитесь поудобнее (возможен вариант сидя на ковре) и мы начинаем. (Раздаётся стук в дверь).
Воспитатель: Кто это, ребята? Наверное, тот кто тоже хочет отправиться в гости к мастерам Изображения. Посмотрите, это два маленьких медвежонка (зайчонка, котёнка, (один нарисован, другой – вылеплен из глины). Мишка захотел взять с собой в путешествие свой портрет и подарить рисунок мастеру Изображения. Ну что, возьмём Мишку с собой?
Воспитатель: Тогда собирайся в путешествие в город “Скульптуры”.
–Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие произведения искусства называются скульптурой? Посмотрите, наш Мишка как будто бы знает. Чтобы понять, что такое скульптура, давайте посмотрим на нашего Мишку. Вот один мишка нарисован на листе бумаги, а другой – вылеплен из глины. Кого из этих двух мишек мы назовём скульптурой? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, мишку, вылепленного из глины можно назвать скульптурой. Мы с вами верно догадались, а значит мы можем объяснить, чем не похожа скульптура на другие произведения искусства – на картину или на рисунок. Так чем же отличается мишка-скульптура от мишки-рисунка? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Мишку-скульптуру можно взять в руки, посмотреть со всех сторон, а мишку-рисунок мы будем смотреть только с одной сторон, да и в руки такого мишку не возьмёшь, не отделить же такое изображение от бумажного листа. Значит, скульптура отличается тем, что её можно посмотреть со всех сторон, потому что она объёмна. Скульптуру интересно смотреть не стоя на одном месте, а в движении – её можно обойти и посмотреть со всех сторон. (Включается проектор).
Воспитатель: А теперь посмотрите на экран. Перед вами вид одного из залов Русского музея. Что мы видим в этом зале?
Воспитатель: Верно, здесь представлены картины. Присмотритесь, здесь же на специальных возвышениях мы видим произведения художников-скульпторов. Посетители музея внимательно разглядывают экспонаты, давайте и мы с вами присоединимся к этим людям и продолжим наше путешествие в мир скульптуры. А как вы думаете, из каких материалов можно создать скульптуру?
Воспитатель: Если вам трудно ответить– присмотритесь к скульптурам внимательно и попробуйте догадаться з каких материалов они созданы. (Ответы детей).
Воспитатель:Верно: из камня, из металла, из пластелина, из глины. Из чего бы вы сделали скульптуру, если бы вы были скульпторами?
Воспитатель: Скульптура – древнее искусство, оно может поведать нам об истории, о людях, о событиях. (Воспитатель показывает слайд с изображением скульптуры М. И. Козловского “ Бдение Александра Македонского”-при необходимости объяснить слово” бдение”– неослабленное неусыпное внимание).Эта скульптура появилась очень давно, около двухсот лет назад, её автор-скульптор Михаил Иванович Козловский. Может кто-нибудь из вас слышал имя этого героя, которого изобразил скульптор? Как вы думаете, кем был этот человек? Каким он был? (Ответы детей).
Воспитатель: Более чем полторы тысячи лет назад в Древней Македонии жил знаменитый полководец Александр Македонский, который был очень воинственным. Он завоевал многие страны, но кроме военных походов его интересовали книги, он стремился к знаниям, к науке. Посмотрите внимательно на скульптуру и попробуйте догадаться какой эпизод из жизни полководца изображает скульптура? Стремление к знаниям у Александра Македонского было так велико, что он занимался науками даже ночью. Читая книгу, он держал в руке шар, медный шар. Как только он начинал засыпать, шар падал из его рук. Стук падающего шара будил полководцев. Таким образом он воспитывал волю, способность в любой момент побороть сон. Об этом и рассказывает скульптура. Как видите, скульптура не так уж молчалива, как может показаться на первый взгляд. Но чтобы услышать её голос, надо быть очень внимательным, наблюдательным, вдумчивым. И тогда мы узнаем много нового и интересного. О чём же нам рассказала скульптура М. И. Козловского “Бдение Александра Македонского”. (Ответы детей).
Воспитатель: Значит скульптура нам может рассказать об истории, о людях, о событиях всей жизни. А о сегодняшнем дне может рассказать нам скульптор. (Ответы детей).
Скульптура – очень древнее искусство. Ещё древние греки умели высекать из мраморов изображения богов и людей. Как вы думаете из какого материала создана эта скульптура? (Пётр1 Карло Бартоломео Растрелли). (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, из железа, из металла. А как вы думаете из какого материала была выполнена скульптура “Бдение Александра Македонского”. (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, из камня, из мрамора. Создать скульптурное произведение очень сложно (будь то металл или камень). Высечь, вырубить скульптуру из мраморной глыбы– трудная работа, требующая большого усилия и сильной руки. А если перевести на греческий язык слово “высекать”, то получится “скульпере”. Догадываетесь, откуда произошло название искусства скульптура? Давайте вместе произнесём это слово – скуль-пе-ре! Слышите, как твёрдо, резко оно звучит! Словно оно само высечено из камня. Мы с вами обратили внимание ещё на одно скульптурное произведение. (Воспитатель обращает внимание на изображение Петра1). Скульптура может рассказать нам не только историю и о событиях из жизни людей, но и об их характерах, мыслях и чувствах людей. Как вы думаете, кем был этот человек в жизни? (Ответы детей).
Воспитатель: Воин! Царь! Полководец. Пётр1– верно. А как вы думаете в какой момент жизни изображён Пётр1? (Ответы детей).
Воспитатель: Он на улице, у него волосы развиваются на ветру. Он на берегу моря смотрит вдаль на корабли. Он руководит битвой. Может быть он обдумывает ход битвы, командует сражением. Давайте представим себе это. Какой взгляд у Петра? (Суровый, решительный). А как вы думаете какой голос? А как он ходит? О чём сейчас говорит? Вот видите какой рассказ мы с вами сочинили. Даже голос Петра1представили и помогла нам в этом скульптура. Видите, как много может рассказать нам скульптура о человеке, даже если мы этого человека никогда не видели. Это скульптор рассказал нам о характере Петра1, о том, каким был он в жизни. Автором этой скульптуры является итальянский скульптор Карло Бартоломео Растрелли. Он много лет жил в России и видео Петра1, хорошо знал его.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где появилась эта скульптура? Где создавал её скульптор? (Ответы детей).
Воспитатель: Скульптор делал её в специальной мастерской. Скульптор создаёт свои произведения в мастерской, используя различные инструменты. Здесь и клещи, и пила, и топор, и стамеска для вырезания из дерева, стеки для лепки, целые наборы молотков и молоточков. Ведь каждый материал обрабатывается по-своему. Какой инструмент нужен для лепки? А для работы по дереву? (И т. д.).
Воспитатель: Вот видите как много мы узнали с вами о скульптуре. Давайте вспомним какие скульптуры мы с вами видели? (Ответы детей).
(В конце занятия предлагается дидактическая игра “Волшебники”, “Живые человечки”.)
Конспект занятия «Знакомство с термометром» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативная», «Развитие речи», «Художественно-эстетическая». Цель: ознакомление.
Конспект занятия «Знакомство с фруктами» Программное содержание, учить различать яблоко, грушу, сливу; знания плодов, их сенсорные характеристики; развивать различные ощущения детей.
Конспект занятия «Знакомство с Спортиком» МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 15 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА» Белгород 2017 год Задачи: Образовательные:.
Знакомство детей со скульптурой в детском саду. Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Знакомство детей со скульптурой» Цель: Сформировать у детей представление о скульптуре, как одном.
Конспект занятия «Знакомство с перекрестком» Игровая образовательная ситуация на тему: «Знакомство с перекрестком»Группа: логопедическая группа №1 (старший и подготовительный возраст).
Конспект занятия «Знакомство с театром» Знакомство с театром. Цель – приобщение детей к театральному искусству посредством театрализованной деятельности. Задачи: • Познакомить.
Конспект занятия «Знакомство со светофором» Доминирующая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Физическое.
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Знакомство детей со скульптурой»
Ирина Моторина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Знакомство детей со скульптурой»
Программное содержание: познакомить детей с такими понятиями, как скульптура, объёмное изображение, монументальная, станковая. Учить детей различать плоскостное и объёмное изображение предметов. Закрепить название народных промыслов России; умение определять материал изготовления. Развивать зрительное внимание, зрительную память. Воспитывать любовь уважение к русским традициям.
Материал: корзина,подлинные изделия декоративно прикладного искусства России: богородские игрушки, дымковские игрушки, филимоновские игрушки, скульптуры разных форм и жанров, стекляная посуда, муляжи фруктов, фартук, нарукавники, берет, кусок влажной глины. Иллюстрации дымковской игрушки, животных, птиц, людей, мольберт.
Ход НОД:
Дети сидят на стульях полукругом. По середине стоит стол и мольберт. На столе подставка для лепки скульптур малых форм. Входит воспитатель, переодетый в фартук, нарукавники, берет.
Воспитатель: сегодня я не воспитатель. Я – скульптор. А кто такой скульптор? Не знаете? А сейчас я всё вам расскажу и покажу. Но вначале отгадайте загадку:
Что за чудо? Это в ряд
Фигурки разные стоят
Из камня, дерева и глины
Их названия знать должны мы-
Птицы, звери, человек
Любовались ими б век
Называют их …?
Дети: (молчат) Не знаем.
Воспитатель: это скульптуры. Так что же такое скульптуры? Хотите узнать? Ну, тогда слушайте внимательно и смотрите.
Скульптура – это объёмное изображение человека, животного, птицы. Слово «изображение» мы знаем, а что же такое «объёмное»?
(вывешивает на мольберт иллюстрации с изображением дымковской барышни, животных птиц, людей). Что это?
Дети: это рисунки.
(поворачивает)
На листочке мы ничего не увидим. А скульптура – это объёмное изображение. Например:
(достаёт из корзины скульптуры барышни, животного, птицы).
Её можно потрогать, повернуть, рассмотреть со всех сторон. Она вылеплена или вырезана. Назовите её.
Дети: дымковская игрушка, филимоновская игрушка. богородская игрушка.
Воспитатель: правильно. Это не только игрушка, но и дымковская скаульптура, богородская скаульптура, филимоновская скульптура. Ведь она, СКУЛЬПТУРА, это объёмное изображение животного, птицы и человека. Давайте повторим.
Дети: объёмное изображение птиц, человека, зверей.
Воспитатель: (выставляет дымковские игрушки) Назовите их. Это скульптура? Почему? Из чего сделаны?
Дети: барышни, лошадка, олешек, курица, индюк, наездник на лошади, коза, козёл. Да! Это скульптура, потому что здесь и животные, и птицы, и человек. Сделаны из глины.
Воспитатель: (выставляет скульптуры малых форм). Назовите их. Из чего сделаны (спросить 2-3 детей)
Дети: это лошадь, сова, дама с собачкой, щенок, слонёнок, утята, дедушка, балерина, лебеди. Они сделаны из фарфора.
Воспитатель:(поочерёдно выставляет скульптуры).Из чего сделана эта скульптура?
Дети: из камня, дерева, глины, железа, стекла, фарфора, ракушек, гипса, бронзы, пластмассы. Пластилина?
Воспитатель: да! Из пластилин, на занятии, вы тоже делаете скульптуры.
(выставляет другие скульптуры) А как называется эта скульптура? Назовите их.
Дети: это гжельская скульптура. Сделана из фарфора. Это уточка, барышня, заяц, дбезьянка, котенок.
Воспитатель: (выставляет другие скульптуры).А как называется эта скульптура?
Воспитатель: правильно. Следите внимательно, может, я ошибусь, а вы исправите ошибку.
Но бывает ещё один вид скульптуры – это монументальная, а значит большая скульптура.
(выставляет фотографии памятников города на мольберте)
Дети: да это наш город! Наши памятники!
Воспитатель: правильно! Это тоже вид скульптуры. Маленькие скульптуры скульпторы изготавливают на станке (показывает) и поэтому её называют «СТАНКОВАЯ», А большие скульптуры называют «МОНУМЕНТАЛЬНАЯ». Повторите. (спрашивает 2-5детей).Профессия человека изготавливающая скульптуры – «СКУЛЬПТОР». Повторите (спрашивает 2-5 детей).
Вот так скульптор берёт влажную глину, кладёт на специальную подставку и начинает работать, поворачивая станок. (показ изготовления из глины лебедя, сопровождая словами объяснения приёмов лепки).
Сейчас поиграем в игру «Что лишнее?»
Цель: учить детей различать и называть скульптуру, убирать лишнее, объяснять «почему?»
Воспитатель: ЗАГАДКА.
Что за чудо? Это в ряд
Фигурки разные стоят
Из камня, дерева, и глины
Их названье знать должны мы
Птицы, звери, человек,
Любовались ими б век
Дети: СКУЛЬПТУРЫ!
Воспитатель: как называется профессия человека изготавливающего скульптуру?
Дети: скульптор.
Воспитатель: что же такое скульптура? Для чего она нам нужна?
Дети: объёмное изображение человека, животного, птицы. Она нужна для красоты, что бы любоваться.
Воспитатель: из чего изготавливают скульптуры?
Дети: из глины, камня, дерева, фарфора, гипса, бронзы, стекла, пластмассы, ракушек.
Демонстрационный материал:
«Дело было вечером…» Поделки в технике торцевания Дело было вечером… Поделки в технике Торцевание подготовительной группы Бумага – это самый доступный материал для ребенка. Мы с ребятами.
Занятия по ознакомлению детей со скульптурой
А.А. Грибовская Ознакомление дошкольников со скульптурой – Педагогическое общество России – Москва – 2004.
ВВЕДЕНИЕ
Скульптура — это объемное изображение, выполненное в разных материалах: камне, металле, гипсе, дереве, глине и пр.
Скульптуру разделяют на круглую и рельефную. Скульптуру круглую можно рассмотреть со всех сторон, обойти ее вокруг.
На горельефефигуры выделяются на плоскости на половину объема или отделяются совсем. На барельефефигуры выступают на одну треть, но не более половины объема. На рельефеможно наблюдать целые сцены, это как «скульптурные картины».
Скульптуры делятся по величине и назначению: монументальная, монументально-декоративная (парковая), станковая, скульптура малых форм.
Станковая скульптураотличается соразмерностью человеку, передает индивидуальность пропорций, оттенки движений. Материал: дерево, гипс, мрамор, глина, керамика. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщенный образ. Это статуя, бюст, полуфигура, голова, группа, ансамбль.
Бюст— портретный жанр, отражающий характер человека, отношение к нему скульптора; посадкой головы передано движение, характер. Это может быть только голова, маска.
Статуя— изображение отдельной фигуры во весь рост или полуфигуры.
Группа, ансамбль— несколько фигур, объединенных одним сюжетом, действием. Одни композиции вызывают чувства покоя, другие — легкости, изящества, третьи — силы, мощи. В зависимости от движения, обработки материала, пропорций создается разный образ.
Скульптурные группы могут изображать конкретные бытовые сценки или обобщенные образы.
Станковая скульптура предназначена для украшения зданий, интерьера, часто можно увидеть фигуры, бюсты в нишах зданий.
Анималистический жанр— это скульптура, изображающая животного, в ней передается образ, характерные особенности внешнего вида, движение, пластика, грация, ловкость или стремительность.
Монументально-декоративная парковая скульптура— это и фонтаны, и вазы, и разнообразные фигуры.
В «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984), в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985) впервые был введен раздел по ознакомлению со скульптурой как одним из видов изобразительного искусства. В последующих программах этому вопросу стали уделять больше внимания, расширился список изучаемых произведений, но остаются общие задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к скульптуре, бережное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.
2. Различать скульптуру малой формы и монументальную.
3. Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, понимать содержание.
4. Выделять средства выразительности: объемную форму, характер движения, постановку фигуры, жест, выражение лица, ритм, расположение на подставке, фактуру поверхности, характер и настроение образов (человека, животных), выразительность материалов (дерево, фарфор, стекло, керамика, кость и пр.). Видеть пластичность фигуры, ее мягкость, плавность, изящество движений,
форму линий.
5. Познакомить с работой скульптора.
С детьми четырех-пятилет проводим занятия по приобщению их к скульптуре, воспитываем интерес к ней, учим видеть знакомые образы (птиц, рыб, животных, человека), узнавать их, понимать содержание.
Детей пяти-шестилет учим видеть выразительные средства, образ, созданный скульптором. Чем старше дети, тем глубже они начинают понимать замысел автора, видеть характер образа, его настроение (грустный, задумчивый, усталый, веселый, хитрый, забавный).
Постепенно решая задачи по знакомству со скульптурой, развиваем у детей потребность в прекрасном, желание самостоятельно рассмотреть, потрогать, найти ей место в группе (дома).
Для проведения работы с детьми по знакомству со скульптурой необходимо следующее:
2. Узнать, где находятся ближайшие музеи, выставочные залы, художественные салоны или музеи, находящиеся рядом со станцией метро, например, музей Коненкова находится рядом со станцией метро «Пушкинская», куда родители могут поехать с ребенком.
3. Узнать, нет ли рядом скульптурной мастерской, где можно было бы познакомить детей с творчеством скульптора.
4. Приобрести скульптуру малой формы для дошкольного учреждения. Здесь могут быть предложены некоторые практические советы:
♦ узнать, какая скульптура есть у сотрудников дошкольного учреждения, и использовать ее в работе;
Воспитатель отметит наиболее интересную для работы скульптуру: по содержанию, материалу, фактуре, средствам выразительности и пр., которая в дальнейшем будет повторно использована для рассматривания детьми.
Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры, продолжить работу дома, привлечь родителей к решению задач художественного воспитания.
Важно найти среди родителей специалистов по изобразительному искусству, которые смогут оказать профессиональную помощь детскому саду для проведения работы с детьми, с воспитателями, с родителями.
В методическом кабинете дошкольного учреждения или в изостудии организовать постоянную выставку имеющейся скульптуры малой формы, которая периодически будет использоваться на выставках в группе, на занятиях, на итоговых выставках в зале.
Необходимо подобрать и изучить литературу о скульптуре, скульпторах, чтобы понять назначение скульптуры, ее специфический язык выразительных средств, научиться доступно рассказать обо всем этом детям.
• Следующим этапом является составление перспективного плана работы по каждой возрастной группе. В плане предусматривается последовательное усложнение в работе по возрастным группам: подбор скульптуры по со держанию, изобразительным материалам, средствам выразительности, намечаются разные формы организации
работы:
2. Занятия по знакомству со скульптурой малой формы и.монументальной скульптурой.
3. Занятия по изобразительной деятельности, на которых будет продолжена работа по знакомству со скульптурой.
Рассмотрим каждую форму отдельно.
Выставки
В течение года в детском саду можно организовать самые различные выставки скульптуры малой формы:
1. Выставка одной скульптуры. Задача воспитателя привлечь внимание детей к образу, воплощенному в скульптуре, рассмотреть ее, потрогать, погладить, выразить к ней свое отношение, свой чувства, рассказать о ней.
2. Выставка скульптуры близкой по содержанию: птицы, собаки разных пород, детеныши разных животных, образы животных, образы человека, скульптурные композиции, сказочные образы и пр.
4. Выставка скульптуры из разных материалов (фарфор, стекло, дерево, керамика, металл и пр.).
5. Выставка одного образа в скульптуре, рисунке, что бы показать разные средства выразительности.
6. Итоговая выставка, проводимая в конце года, посвященная знакомству со скульптурой.
7. Итоговая выставка, где скульптура является одним из видов изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, народная игрушка).
Подбор материалов для выставки может быть самым разнообразным в зависимости от тех задач, которые наметил воспитатель.
Для выставок необходимо выделить место в группе, в методическом кабинете, в изостудии и пр. Скульптура располагается так, чтобы ребенок мог ее хорошо рассмотреть со всех сторон: дать возможность обойти ее вокруг или поставить ее на поворотный станок, поворачивать так медленно, чтобы каждый увидел, как постоянно изменяется фигурка, ее поза, она как бы оживает.
Важно научить ребенка не только узнавать знакомый образ, но понять его суть, какой он, что скульптор в нем выразил (веселый, грустный, забавный и пр.).
Детей старшего дошкольного возраста научить видеть красоту материала, его выразительность: легкость, прозрачность стекла, тонкие детали: иголки у ежа, острые зубы у крокодила, изящность фарфоровых изделий, теплоту дерева и пр.
Рассмотреть с детьми движение, позу, жест, мимику, положение, определить, как, с помощью чего скульптор раскрывает содержание скульптуры, как она расположена на подставке, ее форму (круглая, удлиненная).
На выразительность образа влияют пропорции фигурки, движение, пластичность. Главное — научить ребенка видеть скульптуру, любоваться ей, испытывать потребность в прекрасном. Детям дошкольного возраста необходимо потрогать скульптуру. Чем больше она вызывает положительных эмоций, тем больше ребенку хочется подержать ее в руках, погладить.
Для ознакомления со скульптурой разработана последовательность ее обследования (Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина). Выделены следующие этапы:
1. Целостное восприятие скульптуры:
— привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение;
— определить содержание скульптуры.
2. Анализ скульптуры:
— определить общий объем фигурки, дать словесное описание объемов, подержать ее в руках, в ладонях;
— пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки;
— кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).
3. Целостное восприятие:
— рассмотреть фигурку и определить ее выразительность;
— найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.
Когда воспитатель впервые вносит в группу скульптуру, он рассматривает ее со всеми детьми, чтобы привлечь внимание, а затем в разное время дня с небольшой группой, одним ребенком, выделяет средства выразительности. Важно создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенку захотелось рассмотреть скульптуру со взрослыми, рассказать о ней, поделиться своими впечатлениями.
Занятия по ознакомлению детей со скульптурой
В течение года может быть проведено несколько занятий в зависимости от наличия объектов для ознакомления — скульптуры малой формы, монументальной скульптуры.
1. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с разными видами изобразительного искусства проводятся примерно раз в месяц, одним из таких занятий будет скульптура. Занятия проводятся в группе (зале, изостудии, методическом кабинете), где организована выставка скульптуры малой формы.
Цель занятия— познакомить детей со скульптурой малой формы, показать разные содержание, материалы, средства выразительности, рассказать о работе скульптора. На первом занятии важно вызвать интерес к скульптуре, чувство восхищения этим видом искусства. На последующих занятиях подобрать скульптуру разную по содержанию или по материалам, или показать выразительность одного образа, или познакомить с разными жанрами (портретом, анималистическим), или познакомить со сказочными образами и пр.
Например, рассмотреть собак разных пород. Рассказывая, дети выделяют характерные признаки, которые передал скульптор. «Собака породы колли лежит спокойно, будто отдыхает». «Очень красиво изогнута у собаки спинка». «Собака сидит рядом, одна положила на спину другой лапы». Сравнение нескольких скульптур, выделение разных средств выразительности, помощь воспитателя ребенку лучше понять изображенный образ.
В конце года проводится итоговое занятие. Дети снова встречаются с той скульптурой, с которой знакомились в течение года. Желательно дополнить выставку одной, двумя новыми для создания интереса детей, для расширения их представлений о скульптуре.
В зависимости от того, сколько раз в год есть возможность проводить экскурсии в музей, определить, с чем и в какой последовательности знакомить детей со скульптурой.
Если можете посетить музей один раз в год, то лучше провести занятие как итоговое, показать общее назначение музея, подбор скульптуры и рассмотреть два-три наиболее доступных изображения.
Если можете периодически проводить экскурсии в музей, то в первый раз дать общее представление и научить узнавать знакомые образы в скульптуре, а затем наметить определенные темы: показать образы животных, выразительность, пластичность формы, характерные движения. В следующий раз показать портреты людей, научить понимать выразительность образов, характер человека, его настроение, красоту материалов и т.д. Или познакомить детей с работами одного скульптора. Содержание экскурсий в музее будет зависеть от подбора материалов.
4. Скульптор может принести в детский сад свои скульптуры, эскизы, рассказать о своей работе, о выразительности скульптуры, рассмотреть с детьми несколько своих работ.
5. Экскурсии к монументальной скульптуре, которая находится недалеко от детского сада (10-15 минут ходьбы). Необходимо предварительно выбрать место обозрения, чтобы показать детям силуэт монумента и потом обойти его вокруг, рассмотреть барельеф, надписи и пр.
Монументальную скульптуру рассматривают с детьми несколько раз, чтобы постепенно показать разные средства выразительности, лучше донести замысел скульптора. В первый раз ребенок получает общее впечатление, происходит общее знакомство. Он видит, как силуэт памятника вписывается в пространство улицы, парка, понимает содержание, отношение воспитателя к образу, формируются чувства ребенка, его отношение к увиденному. Затем на следующих экскурсиях выделяются разные средства выразительности: постановка фигуры, особенности одежды, дополнительные предметы, которые характеризуют образ.
6. Если нет возможности провести экскурсию с детьми (памятники расположены далеко), возможно привлечь к работе родителей. С этой целью необходимо продумать
возможные экскурсии родителей с детьми, которые проводятся как бы по пути, во время прогулок, выездов из микрорайона в центр и пр.
Такие пожелания не являются обязательными для родителей, и выполнение их будет зависеть от того, как будут складываться отношения с воспитателем, прислушаются ли они к вашей просьбе или посчитают, что это не их дело.
Воспитатель предлагает родителям показать определенный памятник, расположенный в данном районе (в парке, около станции метро и пр.), или посмотреть любые памятники нашего города, называя те, которые находятся близко, указывая места их расположения (исторические, поэтам, ученым и пр.).
Воспитатель может дать несколько рекомендаций, как рассматривать с ребенком памятник, на что обратить внимание.
7. Как итог этой работы будет проведено занятие с детьми, на котором они рассмотрят некоторые памятники на фотографиях, диапозитивах, видеофильмах. Предварительно воспитатель узнает, какие памятники и кто из детей видел, эти фотографии будут рассмотрены первыми. Цель этого занятия — уточнить впечатления и знания детей, привлечь их внимание к некоторым средствам выразительности (одежда, движение, поза, содержание рельефов и пр.).
Это занятие предназначено для того, чтобы дети еще раз захотели рассмотреть эту скульптуру, этот образ, о которых беседовали, чьи фотографии рассматривали.
Проведенная работа Н.Б. Халезовой позволила выработать некоторые требования к изображению на фотографиях:
■ скульптура должна быть снята с двух-трех точек, чтобы показать ее детям со всех сторон, показать объем, «как бы обойти ее вокруг»;
■ фотографии делают тогда, когда скульптура не засыпана снегом, листьями, на ней нет сидящих птиц, это изменяет силуэт памятника, скрывает детали;
■ нельзя использовать фотографии для первого знакомства со скульптурой, так как ребенок в этом случае воспринимает ее как плоскостное изображение, как картинку.
Была разработана система занятий по знакомству со скульптурой, расположенной рядом с детским садом.
Первое знакомство проводилось на экскурсии, затем работа продолжалась в группе. На занятии дети рассмотрели скульптуру на фотографиях, сделанных одним из родителей.
Затем работа продолжалась в группе. Дети рассмотрели эти фонтаны на фотографиях, которые показали им с трех сторон. Ребенок как бы обходил скульптуру вокруг. Были выделены те средства выразительности, на которые не обратили внимание во время экскурсии: что «шерстка у медведей расположена в одном направлении», что «у медвежонка веселые, озорные глаза», и т.п.
Те дети, которые не были на экскурсии, попросили родителей посетить Речной вокзал и посмотреть фонтаны.
12 апреля провели экскурсию к памятнику В.Н. Волкову (скульптор Т.М. Тоидзе). При рассматривании памятника! обратили внимание на выразительные средства: бюст космонавта поставлен на высокий цилиндрический постамент, опоясанный отрезком орбиты. Это вызывало образ незавершенного, прерванного полета. Рассказывая о космонавте, воспитатель подчеркнула, что В.Н. Волков был человеком смелым, решительным, волевым. Эти качества изобразил скульптор. «Лицо очень серьезное, нижняя часть лица выдвинута вперед, губы плотно сжаты». Закончили экскурсию рассказом воспитателя о том, как увековечена память о космонавте, который отдал свою жизнь во имя освоения космоса: в Москве его именем названа улица.