Что такое скульптурный портрет
Скульптурный портрет
Аменхотеп и Раннаи
Один из важнейших жанров изобразительного искусства — скульптурный портрет, как полагают современные исследователи, возник несколько тысячелетий тому назад в Древнем Египте. Подобно всему искусству этой страны, представляющему собой необычайно яркое художественное явление, древнеегипетский портрет, отличаясь сложным внутренним содержанием, выражал идеи, которые современному человеку кажутся наивными и фантастическими. Когда теперь мы смотрим на древнеегипетские статуи, искусно высеченные из твердого камня или тонко вырезанные из дерева, перед нами всегда возникают незабываемые, живые, исполненные глубокого достоинства образы давно не существующего удивительного народа, создавшего одну из самых высоких цивилизаций древности. Уникальными произведениями мелкой пластики — две деревянные скульптуры — портреты верховного жреца царского некрополя Аменхотепа и его жены, «певицы Амона», Раннаи — жрицы храма бога Солнца.
Многие зрители невольно останавливаются, покоренные их красотой, и задумываются над тайной древнего искусства. Обе фигуры, изображенные с выдвинутой вперед левой ногой и прижатыми к телу руками, представляют собой своеобразную группу или, вернее, парную скульптуру. Статуэтки, почти одинаковые по высоте (40 и 39 см), вырезаны из эбенового (черного) дерева драгоценного материала приятного темно-коричневого цвета. На переднике жреца и на узким длинном платье его жены сохранился слабый налет серебра, которым в древности они были покрыты по белому грунту. Удлиненные глаза, обведенные узкой бронзовой полоской, инкрустированы стеклянными пастами, ожерелье и запястья жрицы — золотом, ее массивный парик спускается на плечи и спину широкими резными плоскостями, передающими множество туго заплетенных кос.
Внимательно рассматривая скульптуры, мы замечаем очень много интересных деталей. Подставки статуэток, очевидно, позднее были расширены для большей устойчивости, так как новые бруски прибиты стальными гвоздиками, а сталь была неизвестна в те далекие времена, когда создавались эти скульптуры. Новые боковые грани обклеены древними тонкими дощечками черного дерева, покрытыми красивыми иероглифическими письменами. Иероглифы покрывают также передник жреца и подставки статуэток, на которых укреплены ноги Аменхотепа и Раннаи. Эти надписи в древности являлись магическими формулами, которые обеспечивали умершему покровительство богов и вечное благополучие в загробном мире. Теперь же они являются ценнейшим материалом для датировки не только «Аменхотепа и Раннаи», но и близких им по стилю древнеегипетских деревянных скульптур, находящихся в разных музеях мира.
Все надписи на статуэтках переведены знатоками древнеегипетской письменности и литературы. Вот некоторые из них: «Амон, владыка престолов обеих земель, хвалимый в Карнаке, умножит годы любящего его, продолжит время жизни хвалящего его; сладость тому, кто положил его в свое сердце, жизнь прекрасную тому, кто следует за ним; обилие хлеба на столе его постоянно для духа первенствующего жреца Тутмоса I, Аменхотепа». «Сын ее дает жить ее имени» — написано на подставке Раннаи. Эта формула позволяет предполагать, что статуэтки Аменхотепа и Раннаи, может быть, вовсе и не предназначались для их гробницы, как это обычно было в Египте. Возможно, скульптуры были посвящены сыном Раннаи в храм Амона-Ра (высшего солнечного божества), где они находились как бы под защитой бога. Известно, что в колоссальных дворах Карнака и Луксора стояли тысячи портретных статуй вельмож, имена которых жрецы храма Амона-Ра упоминали в своих молитвах. Кроме того, эти «двойники» умерших символически получали и часть жертвенных даров, посвященных божеству.
Кроме пожеланий вечного блаженства, в надписях говорится о высоком общественном положении изображенных. Раннаи была первой придворной дамой, главной жрицей, предводительницей хора «певиц Амона» в храме высшего божества всего Египта. Аменхотеп — верховным жрецом заупокойного храма фараона Тутмоса I.
Тутмос I — один из первых фараонов XVIII династии — жил в первой половине XVI века до н. э., примерно три с половиной тысячи лет тому назад. Как раз к этому времени и относятся наши скульптуры, то есть к началу «Нового царства». Многовековая история Древнего Египта обычно делится на три крупных периода: Древнее, Среднее и Новое царства. Новое царство — один из блестящих периодов в истории Древнего Египта — наступило после окончательного освобождения страны от унизительного ига иноземных захватчиков — гиксосов, длившегося примерно сто пятьдесят лет. Яхмос I, завершивший победу над гиксосами, стал основателем XVIII династии фараонов, которые не только вновь объединили Египет в единое государство, но начали бурную экспансию в другие страны. К середине II тысячелетия Египет завоевал Нубию и страны Передней Азии, став на несколько веков самым могущественным государством древнего мира. Из завоеванных стран мощным и непрерывным потоком в Египет прибывают огромные ценности: смолистые ливанские кедры, золото, серебро, слоновая кость, благовония, а главное, пленники — бесплатные рабочие руки. Тутмос I, который дошел со своими войсками до берегов Евфрата, подготовил будущее величие Египта. При нем начинается грандиозное строительство Карнакского храма. Фивы — столица Египта — превращается в город огромных храмов, пышных дворцов и шумных улиц. Фараоны-завоеватели жертвовали в храмы большую часть своей добычи. Храмам стали принадлежать обширные поля, стада быков, каменоломни, корабли, большой штат чиновников, строительные и художественные мастерские. Жрецы, управлявшие этим огромным, разнообразным хозяйством и получавшие царские доходы, играли значительную роль и в управлении государством. Они были разносторонне образованными людьми, многие из них преподавали в писцовых школах, были хранителями библиотек и знатоками искусства.
Начало Нового царства — это время высокого духовного подъема древних египтян, расцвета культуры и искусства. Одновременно с ростом грандиозной храмовой архитектуры и монументальной скульптуры в эпоху Нового царства расцветает тонкое, изящное прикладное искусство и широко развивается скульптурный портрет малых форм. Жрецы заказывали свои портреты из дорогого черного дерева, которое украшалось серебром и золотом. Портретная скульптура иногда становится настоящей драгоценностью, в которой изящество форм и красота материалов гармонируют с утонченностью образа в целом. Скульптурный портрет для египтян имел особый магический смысл. Портретная статуя была для них не только художественным произведением, но, главным образом, вместилищем «ка» — бессмертной жизненной энергии человека, его духа. Каменная или деревянная статуя должна была стать двойником умершего для его вечного существования в загробном мире. Передать сходство с живым лицом, увидеть в нем главное, неизменяемое, присущее его высокому званию, и вместе с тем создать величавый, монументальный образ — вот в чем была главная задача скульптора. И о тех, кому это удавалось, говорили: «Это тот, кто сохраняет жизнь».
Египетские скульпторы не стремились к раскрытию естественной пластики человеческого тела и передаче его индивидуальных особенностей. Оно не представляло для них самостоятельной ценности, а было лишь носителем бессмертного духа человека. Чаще всего изображались представленные в одних и тех же повторяющихся позах особо знатные вельможи, грузные и отяжелевшие. Этого требовал канон, которому много веков подчинялось древнеегипетское искусство, тесно связанное с культом мертвых и прославлением высшей знати. Согласно канону знатного человека изображали отрешенным от повседневной жизни, в торжественной и спокойной позе. Левая нога, всегда вынесенная вперед, получалась длиннее правой, но эта анатомическая неправильность не смущала египтян, как и многие другие условности их искусства. В данном случае египетский мастер должен был передать только идею движения в самом схематичном ее выражении и вместе с тем сохранить величавость, торжественную застылость, незыблемость прочной опоры. Во всех случаях древнеегипетская статуя строилась по закону фронтальности и симметрии, когда все части тела располагались как бы в параллельных плоскостях и были обращены прямо на зрителя. Столетиями повторялось одно и то же положение рук с пальцами, вытянутыми или сжатыми в кулак, выдвинутая вперед левая нога. Канон сдерживал развитие реалистических черт в египетском искусстве, но в то же время он помог египтянам надолго сохранить специфику своего художественного языка, его самобытность и неповторимость. Кроме того, не все памятники египетского искусства так строго подчинялись канону. Во все времена более свободно изображался простой народ: носильщики, гребцы, пастухи, акробаты и другие. Их фигуры, вырезанные из дерева, помещались в гробницах вельмож, где они символически выполняли роль слуг в загробном царстве.
В начале XVI века до н. э., когда были созданы наши скульптуры, в искусстве Египта сохранялись художественные традиции Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.). Это выражалось в правдивой портретности лица, в особом изяществе удлиненных пропорций, мягкости пластической обработки и поразительной строгости и простоте. Таковы «Аменхотеп и Раннаи», изображенные в традиционной канонической позе. Они не связаны с окружающим миром, не обращаются друг к Другу, не совершают никакого конкретного действия. Их глаза, устремленные вдаль, ничего не замечают вокруг, а широкий шаг ног как бы напоминает о том, что они готовы в далекий путь. Руки с вытянутыми пальцами, тесно прижатые к телу, плотно облегающая одежда, гладко отполированная поверхность фигур — все это усиливает впечатление полной изолированности их в пространстве. Отсутствие суетности, связи с конкретно-бытовой стороной жизни придаст образам Аменхотепа и Раннаи возвышенность и величие. При обозрении скульптур со всех сторон мы обращаем внимание не только на величавость образа, но и на его человечность, любуемся тончайшей разработкой деталей. Напряженно вытянутая фигура жреца с его бритой головой и широкими обнаженными плечами удивительно проста и лаконична. Ее скульптурная форма построена на сочетании ясных, геометризированных объемов. Нюансы формы не привлекают внимания скульптора. Он стремится к широкому обобщению. Композиционно фигура строго симметрична и едина в своем чеканном ритме. Горизонтальные линии плеч, верха и низа передника параллельны так же, как и две вертикали опущенных рук. Руки как бы ограничивают то узкое пространство, в котором находится Аменхотеп. Сравнительно большой объем выступающего передника своими плоскими гранями и острыми углами еще более усиливает геометричность и скованность фигуры. При такой скованности позы и жестов лицо, превосходно исполненное, выглядит оживленным. Несмотря на портретность лица Аменхотепа — заостренный овал и тонкие аристократические черты — в нем заметна идеализация. Ясность, четкость контура, геометричность обобщенных форм, отсутствие мелких деталей, внутренняя напряженность и сосредоточенность — все это сообщает небольшой деревянной фигуре подлинную монументальность.
По контрасту с фигурой жреца фигура Раннаи, выдержанная в удлиненных пропорциях, кажется особенно стройной. Не отступая ни на шаг от канона, талантливый мастер сумел донести до зрителя не только величавость ее образа, но и особое очарование ее женственной красоты. Он нашел необыкновенно чистую линию овала ее лица с маленьким ртом и миндалевидными глазами, над которыми четко отметил веки и плавные дуги удлиненных бровей. Лицо Раннаи, заключенное как бы в резную раму парика, выглядит нежным и хрупким. Оно озарено вдохновенным светом устремленных в бесконечное пространство глаз, в которых сосредоточено напряжение ее чувств и затаенное волнение. Весь образ в целом поражает своей сдержанностью, внутренней силой и чистотой. Кажется, что над Раннаи довлеет сила, которая заставляет ее идти и в то же время сковывает движения. Ее торс не стремится вперед, ноги не сгибаются в коленях, фигура опирается одновременно на обе ступни, приросшие к земле. Вдоль тела опущена правая рука, левой Раннаи, наверное, прижимала к груди лотос — цветок солнца. Острый угол согнутой руки слегка нарушает однообразную симметрию фигуры. Рассматривая статуэтку Раннаи со всех сторон, мы открываем все новые и новые оттенки ее образа. С главной фронтальной точки зрения — царственное величие, с боковых — трогательную женственность. Силуэт стройной, удлиненной фигуры Раннаи, очерченный гибкой линией, расширяется кверху, она, как цветок, устремляется вверх и кажется необыкновенно легкой. Линейный ритм скульптуры построен на гармонии плавных, текучих линий контура, едва углубленных тонких полос вертикальных складок, спадающих прядей парика. Линейному ритму соответствует и объемная моделировка фигуры, отличающаяся удивительной мягкостью.
Легкими, осторожными прикосновениями инструмента древний скульптор наметил плавно перетекающие объемы тела, отполировал плечи, покрыл резным узором парик, вырезал тонкие пальцы, передал орнамент золотых украшений. Декоративное совершенство «Раннаи» построено на умелом сочетании различных материалов, естественная красота которых усилена тонкой обработкой. Поверхности резного и полированного дерева, золота, серебра, различные по цвету и фактуре, по-разному отражающие свет, оттеняют друг друга и сливаются в единое целое. В скульптуре Раннаи достигнуты гармония внутренней значительности, возвышенной одухотворенности образа и внешней, очень своеобразной красоты, а также редкое по своему совершенству равновесие строгой простоты и декоративности. Среди деревянных женских статуй Нового царства «Раннаи» резко выделяется. Созданный немного раньше портрет Ахмозенофритари — жены Яхмоса I (Лувр), наиболее близкий по стилю к «Раннаи», ниже по качеству. Невыразительно широкое лицо царицы, шероховатая фактура, скульптура лишена инкрустаций. Многочисленные деревянные женские статуэтки, созданные позднее «Раннаи», теряют легкость и благородство пропорций, их образы становятся более чувственными, страдая чрезмерной декоративностью.
В развитии мелкой портретной пластики Древнего Египта «Раннаи», созданная в строгих традициях искусства Среднего царства, занимает одно из центральных мест. Такого совершенства мог достигнуть только выдающийся египетский мастер. Удивительно, что, несмотря на вою условность канона, красота древней скульптуры, женственность и обаяние выраженного в ней образа воздействуют так сильно, что Раннаи кажется нам и сейчас прекрасной, Произведение высокого искусства, созданное несколько тысячелетий тому назад, воспринимается и в наши дни с большим волнением, доставляя настоящую светлую радость.
Срочно. Что такое скульптурный портрет-даю 30 баллов
Скульптура – очень древний вид искусства. Его происхождение относится к доисторическим временам.
Скульптурные произведения выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Жанры скульптуры почти те же, что и жанры живописи: бытовой, портретный, исторический и мифологический, символический и аллегорический, анималистический.
Одним из древнейших жанров в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей.
Портрет
В скульптурном портретном жанре существуют следующие разновидности: портрет-характер, в котором можно увидеть природные свойства определённого человека; портрет-тип – обобщённая характеристика определённого типа людей; портрет-настроение; портрет-символ.
Вот, например, самая известная скульптура в мире – «Давид» Микеланджело.
Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5,17 м. Флоренция (Италия)
Скульптура изображает второго царя народа Израиля Давида. Образ Давида представляет собой образ идеального властителя, готовящегося к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, хотя мышцы его напряжены.
Скульптора воспринималась как символ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.
Портретные формы в скульптуре
Портрет в скульптуре может иметь разнообразные формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Рассмотрим некоторые из них.
Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называется погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Бюст появился ещё в Древнем Египте, Древней Греции, а затем получил развитие в искусстве Древнего Рима, Возрождения и далее в XVII-XX вв.
Изобразительное искусство. 6 класс
Конспект урока
Название темы: Изображение головы человека в пространстве.
Основные пропорции. Портрет в скульптуре.
Перечень рассматриваемых вопросов:
Профиль – это вид сбоку какого-либо предмета.
Скульптура – это искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, лепки или отливки.
Монументально-декоративная скульптура – вид скульптуры, занимающийся оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков.
Бюст – это скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс).
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение,2019. – 176 с.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2019.
Открытые электронные ресурсы:
Материал для самостоятельного изучения темы
Портрет — самостоятельный жанр изобразительного искусства, целью которого является отображение визуальных характеристик модели.
Он изображает внешний облик, а через него и внутренний мир человека. Портрет сочетает в себе повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица и вместе с тем личную интерпретацию художника.
Существует определенная схема изображения лица.
Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части так, что линия глаз находится примерно на середине лица.
Лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
Расстояние между глазами равно ширине глаз. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа. Ширина носа равняется длине глаз, а рот всегда немного шире носа.
Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Чем лучше художник умеет видеть пропорциональные особенности лица человека, тем большим получится сходство.
Форма головы бывает разных типов: овальная, круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная. Рисование головы начинают с построения её яйцевидной формы, при этом нужно помнить, что форму головы нужно наметить так, чтобы её середина по горизонтали проходила чуть выше середины листа, и чтобы голова не была очень сдвинута вправо или влево. Только после этого намечают части лица. К основным частям лица относятся глаза, нос, губы и уши. Конечно же, у каждого человека они неповторимые.
Голову человека рисуют в анфас. Также рисуют и в профиль. Помимо этого, существует вариант изображения головы «три четверти». Это изображение головы в положении среднем между профилем и афасом. Мастера строят и членят форму, чтобы придать ей характер объёмности, а также активно используют светотень, которая также передает объем изображения.
Для выразительного изображения человека необходимо научиться изображать голову человека в движении. Глаза играют очень важную роль в изображении человека.
Начинайте рисовать глаз с формы — шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впадину). Необходимо наметить глазные впадины, которые не должны быть расположены очень близко к носу. После этого намечаем зрачок смело приступаем к прорисовке век, а затем и ресниц.
Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри.
Приступая к прорисовке губ, необходимо наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ. Старайтесь передать характерную форму губ (тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).
Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа, а уже потом прорисовывать детали.
Художественно выразительными средствами скульптуры являются:
построение объёмной формы;
пластическое построение модели;
Основным жанром станковой скульптуры является бюст.
Для создания скульптуры, художники используют различные материалы, такие как мрамор, камень, известняк, гипс, бронза, дерево и глина.
Первые образцы портрета в скульптуре встречаются в Древнем Египте. Примером тому служит Скульптурный портрет Нефертити, жены Эхнатона, в высоком головном уборе (кварцит, мастерская Тутмоса в Тель-эль Амарна.1360 г. до н.э.)
Римский скульптурный портрет был очень популярен. Площади городов и провинций Древнего Рима украшали портреты прославленных личностей: полководцев и императоров, выдающихся политических деятелей.
В эпоху Возрождения человек вышел на первый план в искусстве. Большое количество скульптурных портретов принадлежит именно этому историческому отрезку времени. Россия богата своими скульпторами-портретистами. Среди них, такие как: Анна Семёновна Голубкина и Екатерина Фёдоровна Белашова. Их скульптурные произведения находятся в крупнейших музейных собраниях.
1. Установление соответствий между элементами двух множеств
Сопоставьте правильно понятия и определения
1. скульптурное изображение без головы и конечностей.
2. погрудное скульптурное изображение человека.
Стратегия выполнения задания:
1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.
2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.
3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.
4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.
5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.
2. погрудное скульптурное изображение человека.
1. скульптурное изображение без головы и конечностей.
2. Подстановка элементов в пропуски в тексте
Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает ___________.
Стратегии выполнения задания
1. Просмотрите сначала текст, чтобы понять его общее содержание.
2. Затем внимательно прочитайте предложенные слова/словосочетания.
3. Проанализируйте, какой частью предложения или каким членом предложения является каждое слово/словосочетание. Подумайте, что может ему предшествовать в тексте или идти после него.
4. Прочитайте текст до первого предложения, где нужно восстановить пропущенный фрагмент. Обращайте особое внимание на слова, которые стоят непосредственно перед пропуском и после него.
5. Найдите нужное слово/словосочетание в списке. Проверьте, подходит ли этот фрагмент в данное предложение и его ближайшее окружение по смыслу.
6. Проработайте таким образом весь текст. Возможно, у вас будут варианты для каких-то предложений. Выбирая окончательный ответ, помните, что восстановленный фрагмент должен соответствовать предложению по структуре и предложению и его ближайшему окружению по смыслу.
7. Обращайте также внимание на союзы, союзные слова и другие элементы, служащие для связи слов в предложении и организации текста, придающие ему логическую завершенность.
Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает соразмерность.
Римский скульптурный портрет
Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.
Содержание
Идеология
Религиозная функция римского портрета
Политическая функция римского портрета
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.
Психологический аспект появления римского портрета
Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримских портретов — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым — калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см. к примеру портрет императора Вителлия).
Жанры
Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род — бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.
Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (территория эллинистического Египта, I—IV вв. н. э.), исполнявшие функцию погребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.
Общие тенденции
История
Этрусский портрет
Самыми знаменитыми подобными произведениями являются терракотовые этрусские саркофаги; но им предшествовали бронзовые и глиняные урны, а с VII в. до н. э. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. Уже в VIII—VII веках до н. э. крышки урн украшались масками, которые схематично и примитивно передавали человеческое лицо. Волосы передаются прямыми линиями, прочерченными в глине, черты лица крупные и грубоватые, большой нос и плотно сжатый рот с узкими губами.
Саркофаги, появляющиеся с VI века до н. э., как правило, изображали покойного еще живым, полулежащим на ложе в позе пирующего, облокотившимся на подушку и взирающим на зрителя; на лице активная мимика, часто улыбки. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи; Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Несомненно, на эту скульптуру оказало большое влияние греческое архаическое искусство, но позы и жесты этрусков более свободны и менее каноничны.
В отличие от погребальных памятников, образцов монументальной этрусской скульптуры до нас дошло намного меньше. В их число входят бронзовая голова мальчика (к. IV — н. III в. до н. э., Флоренция, Археологический музей). Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. «Голова Брута» (1-я пол. III в. до н. э., Капитолийские музеи, Дворец Консерваторов, Зал триумфов, Рим) с инкрустированными глазами, который считается работой этрусского мастера. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени. Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (III в. до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (II в. до н. э., Лувр).
Также с конца IV века до н. э. распространяются вотивные головы, сделанные из глины, которые являются более массовыми произведениями, без столь тонкой проработки (голова юноши из Лациума, к. III века до н. э., Мюнхен).
Произведения IV—II веков до н. э. показывают рост элементов конкретизации и индивидуализации внешнего облика людей. Используется устоявшаяся иконография изображений саркофагов, но лица наполняются новой глубиной (саркофаг начала I века до н. э. из Вольтерры). Этот же период характеризуется потерей этрусками самостоятельности и покорение их Римом.
Портрет эпохи Республики
Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н. э. — периода Римской Республики [1] К этому времени Древний Рим окончательно укрепился как могущественное государство. Несмотря на то, что хронологически этот период начинается с VI в. до н.э., при рассмотрении портретного искусства возможно оперировать только памятниками начиная с I в. до н.э., т.к. ранних произведений не сохранилось, да и поздние крайне немногочисленны по сравнению с работами периода Империи.
Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Важной причиной того, что эти аспекты позднее усилились, стал переломный период римской истории, когда отдельные персоны стали играть значительную роль, а Республика сменилась диктатурой. Веризм — термин, который употребляют в отношении реализма, переходящего в натурализм, свойственного римским портретам конца Республики (1-я пол. и сер. I в. до н. э.). Это максимальный всплеск натурализма в римском портрете; многочисленны правдивые портреты стариков, часто уродливых (на их основе сложилась теория о происхождении портрета от восковых масок умерших предков, см. выше).
Тем не менее, стиль портрета I века до н. э. еще не стал однородным, происходили поиски. Некоторые исследователи выделили значительное число различных групп и направлений (до 20); все же гораздо более традиционно разделение на две основные линии [1] :
Затем, в 60-х годах до н. э. обе линии сливаются, причем старая черта — максимальная точность, сохраняется. Эта объективность в передаче точности — характерная черта римского портрета, которая будет сохраняться в нем до конца. Портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства, и от этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека, в то время как старая черта — максимальная точность, сохраняется. Эта объективность в передаче точности — характерная черта римского портрета, которая будет сохраняться в нем до конца.
Портрет Помпея в Нью-Карлсбергской глиптотеке в Копенгагене
Голова старика, ок. 60 г. до н.э., Мюнхенская глиптотека
Мужской портрет, сер. I в. до н.э. Палаццо Массимо алле Терме
Портрет эпохи Империи
Портрет эпохи Августа
Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.
Скульптура этого периода — августовский классицизм — характеризуется простотой и ясностью построения, строгостью, сдержанностью, четкостью форм и стремлением к обобщению, которые сочетаются с традиционным стремлением к документальной точности. Особенно яркие примеры — придворный официальный портрет (Август и его семья), где виден отход от эллинизма (существовавший в республиканском портрете) и проявляется интерес к более раннему классическому искусству V—IV вв. до н. э.
Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее. В правление Августа впервые появляются детские портреты. Помимо официального классицистического портрета сохранялась линия и с более реалистической подачей (например, портрет Агриппы). Из всех видов римского скульптурного портрета самыми консервативными были изображения на надгробиях, которые дольше всего сохраняли республиканские традиции (например, надгробие Фуриев в Капитолийском музее, «Катон и Порция»).
Статуя Августа из Примы Порты. Мрамор. Последняя четв. I в. до н. э. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло.
Статуя Августа, приносящего жертву (в образе великого понтифика), Рим, Музей Пия-Климента
Надгробие Катона и Порции. Мрамор. Первые десятилетия I в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов.
Надгробие Публия Аидия и Публии Аидии, 1-я пол. 1 в., Pergamonmuseum, Берлин
Портрет Юлиев-Клавдиев
При преемниках императора Августа — правителей из династии Юлиев-Клавдиев, классицистическое направление в портрете продолжает сохраняться. Традиционным становится изображение обожествленного императора. Также популярны портретные статуи в виде стоящих героизированных фигур (Германик, Лувр). Но все же тибериевский классицизм оказывается холоднее и скучнее, чем августовский. Из передового художественного направления, которое отражало идеалы времени, оно превращается в академическое и отвлеченное. Черты лица зачастую идеализированы
С 40-х гг. постепенно возрождается интерес к передаче индивидуальных особенностей человека, в менее заметной степени в портретах эпохи Калигулы и более очевидно в клавдиевских. Известный пример — статуя Клавдия в ротонде Ватиканского музея, где он изображен в образе Юпитера в венке. Очевиден диссонанс между идеализированным классическим телом и портретной головой пожилого мужчины. Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины и т. п.) впервые появляются в портретах императоров. В эпоху Нерона продолжается развитие реалистического направления, и даже из официального портрета исчезает идеализация. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Портрет эпохи Клавдия и Нерона считается переходным от августовского классицизма к искусству Флавиев.
Калигула, Музей Гетти
Клавдий (обожествлённый), Неаполь
Поппея Сабин, Палаццо Массимо
Портрет Флавиев
Многие портреты флавиевского времени изображают представителей уже среднего сословия, а также богатых вольноотпущенников. В период Флавиев портретные головы изображались обычно погрудными, с развернутыми плечами.
А также направления:
Идеализирующее направление, характерное для официальных императорских портретов, ориентируется на эллинистические статуи богов и царей, поэтому, в отличие от августовских, они менее строги и более свободны. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам бо́льшую правильность и обобщенность.
Домиция Лонгина, Лувр
Домициан, Капитолийские музеи
Домициан, Лувр. Пример идеализированного портрета
Портрет ростовщика Цецилия Юкунда. Бронза. 70-е гг. н. э. Неаполь, Национальный музей
Надгробие Гатериев, Латеранский музей, 79—80 гг. (пример сохранения республиканских традиций надгробий в период ранней Империи)
Портрет эпохи Траяна
Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения, и после смерти Траяна его преемникам пришлось отказаться от дальних провинций. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. В портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей эпохи, причем личность собственно правителя как никогда ранее или позднее в римском портрете повлияет на его стилистику. Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но не могут воспроизвести их непосредственность и свежесть с наивностью в передаче отдельных деталей; зато им удается создать свой собственный портретный стиль — холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.
Тем не менее, идеализированные портреты императора также создаются. Принято разделять «псевдо-республиканские» раннетраяновские портреты, а затем «портреты десятилетия», когда к юбилею правления Траяна в его иконографии появляется образ героя-полководца. Портреты второй половины его правления намного более героизированы.
Характерный стиль исполнения: моделировка лица широкими, мало расчлененными плоскостями с резкой графической передачей деталей. Исполнение волос — неглубоко вырезанные четкие линии, обозначающие пряди; напоминает графическое обозначение волос на республиканском портрете, но с более высоким рельефом. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ. Во второй половины правления Траяна начинают опять возвращаться элементы пластической лепки формы, исчезает сухость. Волосы опять трактуются не как плотная масса, прочерченная графическими линиями, а как свободно лежащие живописные пряди. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. В женских портретах этой эпохи запечатлены сложные прически в виде валиков волос, например, из заплетенных косичек, которые передаются графичными линиями.
Во конце правления Траяна сложится новая форма большого бюста (грудь и руки пониже плеч), которая в эту эпоху будет использоваться только в его портретах, а в следующий, адриановский период, получит широкое распространение.
Нерва. Палаццо Массимо алла Терме
Портрет Траяна в образе полководца. Ксантен
Портрет римлянки в диадеме (Помпея Плотина?), Мюнхенская глиптотека
Статуя римлянки (т.н. «Сабина», возможно, Салонина Матидия), Рим, Лоджия деи Ланци
Портрет эпохи Адриана
Для мировоззрения императора Адриана, а также для многих из его окружения были характерно сосредоточение на внутреннем, стремление уйти от реальности, глубокий интерес к образованности, а также обращение к греческой культуре. Адриан был эллинофилом, и благодаря этому было создано новое направление римского искусства — новый всплеск классицизма (символом которого стали портреты любовника Адриана — Антиноя). Из визуальных проявлений его любви к греческому — мода на бороду, которую он начал носить.
Характерные черты стилистики этого времени — реакция на сухость искусства Траяна, которая выразилась в более живой и пластической передаче человеческого тела. Жесткие угловатые контуры сменяются мягкими плавными, волосы изображаются локонами, а не графическими прядями. Налицо подражание греческим портретам. Поверхность мрамора начинают полировать, отчего сильнее становится различие между кожей и волосами. Главное новшество — скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и поэтому в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией).
Антиной, Национальный археологический музей, Афины
Портрет Антонинов
Хотя Траян и Адриан также номинально принадлежали к династии Антонинов, искусство их периодов правления принято рассматривать отдельно, а художественное наследие, созданное во время следующих представителей династии, начиная с Антонина Пия, объединять в единый период.
Марк Аврелий, Стамбул, Археологический музей
Салонина Матидия, Капитолийские музеи
Фаустина Старшая, Музей Истории искусств, Вена
Т.н. «Сириянка», 160-е гг. Эрмитаж.
Портрет Северов
Для истории Римской империи смутное время III века н. э. является эпохой распада и деградации, но одновременно для изобразительного искусства это время стало чрезвычайно продуктивным. Более того, 2-ю четверть III века исследователи называют [6] эпохой величайшего развития римского портретного искусства. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. Классицизирующее искусство эпохи Антонинов не соответствовало настроению экзальтированного человека. Развитие портрета III века н. э. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений.
Переходным к взлету портрета этого периода является эпоха императора Септимия Севера и его непосредственных преемников. В портретах собственно императора видно стремление к продолжению стиля II века, что совпадало с его политической линией — позиционировать себя как законного наследника дома Антонинов. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос, исполнение мелочно, и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи.
Колебания и зачатки совсем другого стиля заметны в портретах его сыновей — Геты и Каракаллы. На первый план выступает требование, которое было свойственно первому периоду римской скульптуры — характеристика индивидуальности, характера. Подобно тому, как культ личности в период республики привел к индивидуализации скульптуры, назначение личности в III веке привело к новому этапу развития. В атмосфере дикого и смутного времени не были востребованны утончённые эффекты, которые угадывал только культурный глаз. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить ее, не останавливаясь перед ее порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э.» [1] При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. При его наследнике, Александре Севере, окончательно вырабатывается тот новый тип портрета, предпосылки которого наметились при Каракалле — суровая простота стиля, брутальность и открытие характера. Многие портреты этого периода напоминают произведения поздней республики, но опознаются по большей техничности.
Юлия Домна, Мюнхенская глиптотека
Юлия Маммея, Британский музей
Портрет эпохи солдатских императоров
Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора).
Примерами новой техники, которая получила интенсивное развитие во 2-й четверти III века являются портреты Филиппа Аравитянина и Бальбина. Стиль изображения «солдатского» императора Филиппа является практически полным отрицанием живописного стиля эпохи Антонинов, в нем нет ни следа утончённой культуры.
В 30—40-е годы III века портретная пластика достигает наивысшего подъема реалистического экспрессивного стиля, который зародился еще в эпоху Северов. Большую роль в усилении эмоционального воздействия портрета играет сопоставление ярко освещенных и затененных частей скульптуры. Настроение моделей несет некоторые черты неуверенности в окружающем мире и желание рассчитывать только на себя.
В правление императора Галлиена, высокообразованного человека, происходит короткий и быстро затухнувший всплеск интереса к классицизму.
Портрет Бальбина, Эрмитаж
Бюст римлянки (Корнелия Салонина (?), жена императора Галлиена). Мрамор. Около середины III в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Гордиан, Британский музей
Галлиен, Antikensammlung, Берлин
Статуя Требониана Галла. Бронза. 251-254 гг. Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Мальчик в тоге, Дрезден, Альбертинум. 2-я четв. III в.
Портрет иллирийских императоров
Иллирийские императоры (268—282 гг.), являясь частью периода солдатских императоров, все же отличались от них. Это время было переходным, ведущим к сложению домината. Для этого этапа характерен переходный стиль портрета без твердо выраженного типа изображения, в различных областях империи он отличался различными чертами, но в итоге все шло к упрощению. «Мелкими насечками обозначены брови, затеняющие глаза с четко вырезанными округлыми зрачками, посаженными под верхними веками»
Портрет пожилой женщины, Латеранский музей
Портрет императора Констанция Хлора, Антиксаммлунг, Берлин. Хронологически относится к следующему периоду, но еще носит черты переходного стиля.
Портрет IV века
При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Создается свой собственный стиль, который сочетает обобщенную и стилизованную трактовку человека, лишенную индивидуальных признаков с особым интересом к передаче его внутренней, экзальтированно-духовной сущности. Человеческое лицо теряет индивидуально-конкретные черты, а с ними и свое значение портрета. Оно становится отвлеченным образом, иконой.