Что такое следствие в алгебре

Что такое следствие в алгебре

Пусть даны два уравнения

Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре

Если каждый корень уравнения (1) является одновременно и корнем уравнения (2), то уравнение (2) называется следствием уравнения (1). Заметим, что равносильность уравнений означает, что каждое из уравнений является следствием другого.

В процессе решения уравнения часто приходится применять такие преобразования, которые приводят к уравнению, являющемуся следствием исходного. Уравнению-следствию удовлетворяют все корни исходного уравнения, но, кроме них, уравнение-следствие может иметь и такие решения, которые не являются корнями исходного уравнения, это так называемые посторонние корни. Чтобы выявить и отсеять посторонние корни, обычно поступают так: все найденные корни уравнения-следствия проверяют подстановкой в исходное уравнение.

Если при решении уравнения мы заменили его уравнением-следствием, то указанная выше проверка является неотъемлемой частью решения уравнения. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в следствие.

Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре

и умножим обе его части на одно и то же выражение Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебреимеющее смысл при всех значениях х. Получим уравнение

Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре

корнями которого служат как корни уравнения (3), так и корни уравнения Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре. Значит, уравнение (4) есть следствие уравнения (3). Ясно, что уравнения (3) и (4) равносильны, если «постороннее» уравнение Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебрене имеет корней.

Итак, если обе части уравнения умножить на выражение Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебреимеющее смысл при любых значениях х, то получится уравнение, являющееся следствием исходного. Полученное уравнение будет равносильно исходному, если уравнение Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебрене имеет корней. Заметим, что обратное преобразование, т. е. переход от уравнения (4) к уравнению (3) путем деления обеих частей уравнения (4) на выражение Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебрекак правило, недопустимо, поскольку может привести к потере решений (в этом случае могут «потеряться» корни уравнения Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебреНапример, уравнение Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебреимеет два корня: 3 и 4. Деление же обеих частей уравнения на Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебреприводит к уравнению — Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебреимеющему только один корень 4, т. е. произошла потеря корня.

Снова возьмем уравнение (3) и возведем обе его части в квадрат. Получим уравнение

Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре

корнями которого служат как корни уравнения (3), так и корни «постороннего» уравнения Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре, т. е. уравнение Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре— следствие уравнения (3).

Например, уравнение — Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебреимеет корень 4. Если обе части уравнения Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебревозвести в квадрат, то получится уравнение Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебреимеющее два корня: Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре. Значит, уравнение Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре— следствие уравнения — Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебреПри переходе от уравнения — Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебрек уравнению Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебрепоявился посторонний корень Что такое следствие в алгебре. Смотреть фото Что такое следствие в алгебре. Смотреть картинку Что такое следствие в алгебре. Картинка про Что такое следствие в алгебре. Фото Что такое следствие в алгебре

Итак, при возведении обеих частей уравнения в квадрат (и вообще в любую четную степень) получается уравнение, являющееся следствием исходного. Значит, при указанном преобразовании возможно появление посторонних корней. Заметим, что возведение обеих частей уравнения в одну и ту же нечетную степень приводит к уравнению, равносильному данному.

Источник

1. Понятие уравнения и его корней

Равенство с переменной называ­ется уравнением. В общем виде урав­нение с одной переменной x записы­вают так: f (я) = g (я).

Под этой краткой записью пони­мают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны.

2х = —1 — линейное уравнение; х 2 — 3х + 2 = 0 — квадратное уравнение; чJx + 2 = x — иррациональное уравнение (содер­жит переменную под знаком корня).

Корнем (или решением) уравне­ния с одной переменной называется значение переменной, при подста­новке которого в уравнение получа­ется верное равенство.

Решить уравнение — значит най­ти все его корни (и обосновать, что других корней нет) или доказать, что корней нет.

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых зна­чений (или областью опреде­ления) уравнения называется общая область определения для функций f (x) и g (x), стоя­щих в левой и правой частях уравнения.

Для уравнения л/x + 2 = x ОДЗ: x + 2 1 0, то есть x 1 —2, так как область определения функции f (x) = yj x + 2 опре­деляется условием: x + 2 1 0, а область определения функции g (x) = x — множе­ство всех действительных чисел.

Если каждый корень первого уравне­ния является корнем второго, то второе уравнение называется следствием пер­вого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последую­щего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-след­ствий не происходит потери корней ис­ходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при исполь­зовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в ис­ходное уравнение является составной час­тью решения (см. пункт 5 этой таблицы).

► Возведем обе части уравне­ния в квадрат:

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как об­ласти определения функции f (x), так и области определения функции g (x) (иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каж­дый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гаран­тируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не яв­ляется корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень явля­ется посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторон­них корней рассмотрены в таблице 7 на с. 54.) Таким образом, чтобы пра­вильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходи­мо помнить еще один о р и е н т и р: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстанов­кой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 6. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию мож­но обозначить специальным значком ^, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок запи­сан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями- следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо вклю­чить проверку полученных корней.

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, ко­торые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае урав­нения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом 0).

В курсе алгебры и начал математического анализа мы будем рассматри­вать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множе-
стве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то
есть каждый корень первого уравнения является корнем второго

и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем
первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения х + 3 = 0 и 2х + 6 = 0 — равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень х = —3 и других корней не имеют, таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе.

При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое от­личается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равно­сильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рас­смотреть уравнения:

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень х = 1, а уравнение (4) — два корня: х = 1 и х = —1. Таким образом, на множестве всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, по­скольку у уравнения (4) есть корень х = —1, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равно­

сильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень х = 1 и уравнение (4) также имеет единственный положительный корень х = 1. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем слу­чае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и си­стем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного урав­нения (неравенства или системы). Отметим, что в том случае, когда ОДЗ за­данного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий.

По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и наоборот — каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантиро­вать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму (с. 49).

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и га­рантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из опреде­ления равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований урав-

——- = 0, достаточно учесть его ОДЗ: х + 1 Ф 0 и условие равенства

дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внима­ние на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

= 0. ► ОДЗ: х + 1 Ф 0. Тогда х 2 —1 = 0. Отсюда х = 1 (удовлетворяет

Получим х 2 — 6х = 0, х1 = 0, х2 = 6

к уравнению, ОДЗ которого шире, чем ОДЗ заданного уравнения;

Приведение обе­их частей урав­нения к обще­му знаменателю (при сокращении знаменателя)

4 + 7 = 4 x + 2 x + 3 x 2 + 5x + 6 Умножим обе части уравнения на общий знаменатель всех дробей (х + 2)(х + 3).

Возведение обеих частей иррацио­нального уравне­ния в квадрат

yj2x +1 =Vx. 2х + 1 = х,

б) выполне­ние преоб­разований, при которых происходит неявное умно­жение на нуль;

Умножение обеих частей уравнения на выражение с пере­менной

х 2 + х + 1 = 0. Умножим обе части уравнения на х —1.

(х — 1)(х 2 + х + 1) = 0. Получим х 3 — 1 = 0, х = 1

Как получить правильное (или полное) решение

Пример правильного (или полного) решения

при решении уравнения

х1 = 0 не является корнем заданного уравнения

Выполнить про­верку подстановкой корней в заданное уравнение

► х 2 — 6х = 0, х1 = 0, х2 = 6. Проверка показывает, что х1 = 0 — посторонний корень, х2 = 6 — корень.

Ответ: 6. x + 2 x + 3 x 2 + 5x + 6

Явное или неяв­ное сужение ОДЗ заданного урав­нения, в частно­сти выполнение преобразований, в ходе которых происходит не­явное деление на нуль

1. Деление обеих ча­стей уравнения на выражение с пе­ременной

Поделив обе части уравнения на х, получим

2. Сложение, вычи­тание, умноже­ние или деление обеих частей уравнения на выражение, ОДЗ которого уже, чем ОДЗ задан­ного уравнения

Если к обеим частям уравнения прибавить \[x, то получим уравнение

x 2 + yfx = 1 + yfx, у которого только один корень х = 1

Источник

Основная теорема алгебры и ее следствия

Основная теорема алгебры. Всякий многочлен, степень которого не меньше единицы, имеет хотя бы один корень, в общем случае комплексный.

Следствие 1. Любой многочлен степени 1″ png;base64,iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAADEAAAAQBAMAAABNQoq8AAAAKlBMVEVHcEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAHrpZrAAAADnRSTlMA/sAYMQXYQYWhYbFRcq20Ms4AAACTSURBVBjTY2AgETjgEGc+pIBDRm0iigzXYgSbEVXPsmZUGebdDpd0oFKTUWQ4nbILGg0gAocmI8uYMYkwHCyAihRNR5IxZ9zA0Ah3frUKkgscLzCkwa32RJZpdGCWgEkUbUd2tSIDr4g1VALFBQzSDEwJPVBXs0JlDEEyLFIMPJINqD5tFBQUB1JAvxiDQ6cZNfAAvaobxKduFrwAAAAASUVORK5CYII=» /> с комплексными коэффициентами можно представить в виде произведения линейных двучленов:

где — корни многочлена (могут быть комплексные).

Если комплексное число является корнем этого многочлена, то есть

Следствие 3. Если комплексное (но не действительное) число — корень многочлена с действительными коэффициентами, то сопряженное число является его корнем той же кратности.

Следствие 4. Всякий многочлен с действительными коэффициентами представляется в виде произведения линейных двучленов и квадратных трехчленов (с отрицательными дискриминантами):

Следствие 5. Многочлен нечетной степени с действительными коэффициентами всегда имеет хотя бы один действительный корень.

Многочлен четной степени с действительными коэффициентами может не иметь действительных корней (при этом в разложении (В. 14) отсутствуют линейные двучлены ).

Пример В.14. Многочлен

а) представить в виде (В.14);

б) представить в виде (В.13).

Решение. Данный многочлен имеет двойной корень и простой корень (см. пример В.13). Поэтому его можно представить в виде

Разделим многочлен на многочлен «уголком»:

б) разложим квадратный трехчлен на линейные множители, что возможно над полем комплексных чисел:

Тогда разложение (В. 13) для данного многочлена принимает вид

Источник

Равносильные уравнения, преобразование уравнений

Некоторые преобразования позволяют нам перейти от решаемого уравнения к равносильным, а также к уравнениям-следствиям, благодаря чему упрощается решение первоначального уравнения. В данном материале мы расскажем, что из себя представляют эти уравнения, сформулируем основные определения, проиллюстрируем их наглядными примерами и поясним, как именно осуществляется вычисление корней исходного уравнения по корням уравнения-следствия или равносильного уравнения.

Понятие равносильных уравнений

Равносильными называются такие уравнения, имеющие одни и те же корни, или же те, в которых корней нет.

Определения такого типа часто встречаются в различных учебниках. Приведем несколько примеров.

Уравнения с одинаковыми корнями считаются равносильными. Также ими считаются два уравнения, одинаково не имеющие корней.

Когда мы говорим о совпадающем множестве корней, то имеем в виду, что если определенное число будет корнем одного уравнения, то оно подойдет в качестве решения и другому уравнению. Ни одно из уравнений, являющихся равносильными, не может иметь такого корня, который не подходит для другого.

Приведем несколько примеров таких уравнений.

Для наглядности рассмотрим несколько примеров неравносильных уравнений.

Определения, данные выше, подойдут и для уравнений с несколькими переменными, однако в том случае, когда мы говорим о двух, трех и более корнях, более уместно выражение «решение уравнения». Таким образом, подытожим: равносильные уравнения – это те уравнения, у которых одни и те же решения или их совсем нет.

Понятие уравнений-следствий

Процитируем несколько примеров определений уравнений-следствий, взятых из учебных пособий.

Следствием уравнения f ( x ) = g ( x ) будет уравнение p ( x ) = h ( x ) при условии, что каждый корень первого уравнения будет в то же время корнем второго.

Источник

Что такое аксиома, теорема, следствие

В данной публикации мы рассмотрим, что из себя представляют аксиомы, теоремы и следствия. Определения сопровождаются соответствующими примерами для лучшего понимания.

Что такое аксиома

Для того, чтобы решить многие математические задачи, очень часто требуется выполнить определенные логические действия, благодаря которым удается получить то или иное решение/доказательство.

Но есть в математике такие утверждения, которые не требуют никаких доказательств.

Например:

Эти и другие подобные утверждения, не нуждающиеся в доказательстве и принимаемые в качестве исходных в какой-либо теории, называются аксиомами (от древнегреческого “axioma”, что означает “положение”, “утверждение”). Иногда их еще называются постулатами.

Аксиомы могут использоваться для решения конкретных задач или применяться для доказательства теорем.

Примечание: не допускается искажение формулировок аксиом и большинства теорем, т.е. их нужно учить наизусть.

Что такое теорема

В отличие от аксиомы, теорема – это суждение, которе требуется доказать. Т.е. в рассматриваемой теории для нее есть определенное доказательство.

Например:

Есть отдельный вид так называемых вспомогательных теорем, которые сами по себе не полезны и используются только для доказательства других теорем. Их называются леммами (от древнегреческого “lemma”, что означает “предположение”).

Например:

Если произведение нескольких сомножителей делится на простое число p, то по крайней мере один из сомножителей делится на p (лемма Евклида).

Что такое следствие

Следствие – это утверждение, которое было выведено из аксиомы или теоремы. И оно, также, требуется доказательства.

Например:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *